Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

5 ти кратный намаз. Обязательные намазы

Намаз - ежедневное таинство обращения мусульманина к Аллаху посредством пятикратного прочтения молитвенных текстов. Молитвы для намаза распределены на 5 временных этапов, выполнение каждого из которых обязательно.

Для того, чтобы совершить намаз, правоверный мусульманин должен быть духовно готов к таинству:

  • произвести ритуал омовения - «тахарет»;
  • быть трезвым (наркотики и алкоголь накануне запрещены);
  • выбрать чистое, спокойное и хорошо освещенное место для намаза;
  • одежда мусульманина подбирается чистая, выстиранная, с полами не ниже щиколоток;
  • прежде, чем прибегнуть к священным молитвам, необходимо повернуться лицом в сторону Киблы (Каабы) и прочитать «ният» - слова, свидетельствующие о намерении молиться.

Молитвы для намаза: виды и их особенности

Перед подробным описанием таинства рассмотрим несколько понятий, известных каждому мусульманину. Вышеупомянутый Каабы (Киблы, Кыблы) - дом Аллаха. Ракаат (ракагат) - порядок слов и физических действий в мусульманской молитве.

Ракааты включают в себя:

  • чтение Суры - главы Корана;
  • чтение Аятов (структурная единица (стих) Корана);
  • руку - поясные поклоны, ладони должны достичь колен;
  • суджуд - глубокие (земные) поклоны; кийам - коленопреклонения; таслим - приветствия к стоящим рядом.

По преданию, пророк Моисей надиктовал Мухаммаду во время ночного путешествия важность пяти ежедневно свершаемых молитв (салятов). Рассмотрим их подробнее:

  • Салят ассубх - свершаемая в интервале от зари до восхода солнца «утренняя молитва», включающая два ракаата - фаджр.
  • Салят аззухр - обряд, свершаемый с момента расположения солнца в зените – «полуденная молитва», содержащая четыре ракагата - зухр.
  • Салят аср - проводимая сразу после зухра «послеполуденная (предвечерняя) молитва», также четырехракагатная.
  • Салят магриб - закатный (вечерний) намаз с трехкратым ракагатом, проводимый в интервале после захода солнца до темноты.
  • Салят Иша - молитва ночная, проводимая по завершении всех предыдущих салятов, четырехракаатная.

Молитва «На намаз»

«СУБХАНАКА» СУБХААНАКА АЛЛААХУММА УА БИ-ХАМДИК, УА ТАБААРОКА-СМУК, УА ТАГЬААЛЯЯ ДЖАДДУК, (УА ДЖАЛЛЯ tХАНАААА УК "читается только в намаза джаназа") УА ЛЯЯЯЯ ИЛЯЯХА ГЪОЙРУК»

Правила проведения намаза

Все молитвы мусульмане обязательно должны творить на арабском языке, как прописано в Коране. Поэтому каждый истинный мусульманин на протяжении всего детства изучает Коран, причем не просто изучает, а зубрит священное писание до совершенства.

Каждому слову, фразе соответствует определенное действие (поклон, рукопожатие, коленопреклонение и прочее). Причем неправильно примененное лишнее действие или умышленное использование не тех речевых оборотов или звуковое искажение делают намаз недействительным.

Мусульманские религии строго ограничивают права женщин в повседневной жизни. Касаются эти ограничения и прочтения намаза. Так, например, женщине нежелательно ходить в мечеть. Молиться ей надлежит дома, причем обязательно во время обряда она должна быть укрыта непрозрачным покрывалом. Высоко поднимать руки и расставлять широко ноги мусульманкам запрещено, причем даже живот во время поклонов она должна втягивать.

Ежедневные мусульманские молитвы предназначены для укрепления веры и безукоризненного поклонения Аллаху. Воспитанные в строжайших религиозных традициях мусульмане очень трепетно и строго относятся к своим убеждениям и своей вере, христианская вера в этом ракурсе уступает восточным религиям.

За несовершение намаза по неуважительным причинам на душу каждого мусульманина ложится серьезный грех, который Аллах незамедлительно карает. И его человеку приходится отмаливать пред Аллахом более серьезными способами, чем пятикратная молитва.

Видео: Молитвы для намаза

Одним из условий намаза является совершение каждого намаза в определенный для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, вам необходимо знать, как определить начало и окончание времени каждого обязательного намаза.

Пять обязательных намазов

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» («Аль-Бакара», аят 238).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Если Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение» .

Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф) , кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки. Эти пять намазов являются обязательными намазами.
1. Утренний намаз («ас-субх»);
2. Полуденный намаз («аз-зуhр»);
3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»);
4. Вечерний намаз («аль-магриб»);
5. Ночной намаз («аль-‘ишаъ»).

Каждый из обязательных намазов имеет свое определенное время, в которое и должен выполняться. Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определенного для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.
Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему), как определить время для каждого намаза.

Времена намазов

Утренний намаз («ас-субх»)

Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.

Полуденный намаз («аз-зуhр»)

Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и продолжается до тех пор, пока длина тени определенного предмета не станет равной его высоте, плюс тень, когда солнце было в зените.

Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)

Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. Заканчивается с полным заходом солнца, т.е. пока солнечный диск полностью не исчезнет за западным горизонтом.

Вечерний намаз («аль-магриб»)

Вечерний намаз начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т.е. красная полоса заката на западном горизонте.

Ночной намаз («аль-‘ишаъ»)

Время ночного намаза начинается сразу же после окончания времени вечернего намаза. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета.
Самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени. Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, вознаграждения мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной. За откладывание совершения намаза на еще более поздний срок без уважительной причины нам записывается грех, причем, чем позднее совершим намаз, тем больше грех. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени. Тем более что в настоящее время мы имеем возможность приобрести специальное расписание времен намазов, что облегчает нам эту важнейшую задачу.

Из книги "Намаз - опора религии"

Молитва – это беседа человека со Всевышним. Помимо пяти обязательных намазов существует множество различных видов желательных. Среди них – как имеющие своё название и специально отведённое для них время, так и обычные намазы, не имеющие названия, которые человек может совершать в любое время, не считая некоторых промежутков времени в течение дня, в которые желательные намазы совершать нельзя.

В данной статье мы коротко расскажем об основных (не всех) желательных намазах, которые может совершать мусульманин.

Мы условно поделим их на три вида:

1. Желательные намазы, связанные с обязательными.

2. Желательные намазы, не связанные с обязательными, имеющие своё название и время.

3. Желательные намазы, не имеющие названия и отведённого для них времени.

Желательные намазы, совершаемые коллективно, в статье затронуты не будут.

1. Желательные намазы, связанные с обязательными

Основные намазы, связанные с обязательными, называются «раватиб». Их насчитывается 12 ракатов (1) в течение дня – шесть намазов по два раката: два раката перед обязательным утренним намазом (фаджр), четыре раката перед обязательным обеденным намазом (зухр), два раката после обязательного обеденного намаза (зухр), два раката после обязательного вечернего намаза (магриб) и два раката после обязательного ночного намаза (иша).

«Кто совершит ради Всевышнего Аллаха 12 ракатов в течение дня, тому будет построен дом в Раю» (Муслим).

Наиболее предпочтительными из этих намазов являются два раката перед обязательным утренним намазом. Айша говорила: «Наиболее щепетильно из намазов, связанных с обязательными, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал два раката (перед) обязательным утренним намазом» (Аль-Бухари, Муслим).

2. Желательные намазы, не связанные с обязательными, имеющие своё название и время

а) намаз приветствия мечети

Это два раката, которые совершаются каждый раз при входе в мечеть, прежде чем человек сядет. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два раката (намаза)» (Аль-Бухари, Муслим).

Намаз приветствия получается и посредством обязательного намаза, а также любого другого желательного намаза. Поскольку смысл заключается в том, чтобы человек не садился в мечети, пока не совершит намаз;

б) желательный ночной намаз

Его также называют «кияму л-лейль» – выстаивание ночи. Это наиболее предпочтительный намаз из всех желательных. Он не ограничивается числом ракатов. Но в итоге их должно быть нечётное количество, как это станет ясным далее.

К желательному ночному намазу относятся намазы «тахаджуд» и «витр».

Если он совершается после сна, то в таком случае желательный ночной намаз называется «тахаджуд».

Желательный ночной намаз следует завершать нечётным количеством ракатов. Можно сделать это отдельным намазом в конце, который будет состоять из одного раката. Также это может быть намаз, состоящий из трёх и более ракатов (количество должно быть нечётным). Если желательные ночные намазы завершаются намазом, состоящим из нечётного количества ракатов (больше одного), то в таком случае в них читается только один ташаххуд (2) в последнем ракате.

Последний намаз, совершаемый ночью в один или большее нечётное число ракатов, называется «витр».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наиболее предпочтительным из намазов после обязательных является намаз среди ночи» (Муслим).

Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Витр не является обязательным намазом, подобно (пяти) предписанным, однако это сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» (Ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди Корана, совершайте витр, поистине Аллах – витр (нечётный, то есть один) и Он любит витр (намаз, состоящий из нечётного количества ракатов)» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ночной намаз совершается в виде намазов по два раката. Если же ты станешь бояться наступления утра, то заверши его одним ракатом (витр)» ;

в) намаз духа

Это желательный намаз, время совершения которого начинается утром с момента поднятия солнца на «высоту копья» (примерно через 15–20 минут после восхода) и завершается в обед, перед тем как солнце достигнет зенита. Название данного намаза исходит от времени, в которое он совершается: духа – это утреннее время.

Абу ад-Дарда говорил: «Завещал мне мой любимый – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – три вещи, которые я никогда не оставлю, пока буду жив: пост в течение трёх дней каждого месяца, намаз духа и чтобы я не ложился спать, пока не совершу намаз витр» (Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать садака столько раз, сколько есть суставов в его теле. Каждое произнесение вами слов «Субхана-Ллах» («Слава Аллаху») – это садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» («Хвала Аллаху») – это садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» («Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха») – это садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») – это садака, и побуждение к одобряемому – это садака, и удержание от порицаемого – это садака, но всё это заменяют собой два раката духа» (Муслим).

Минимальное количество ракатов намаза духа – два. Максимальное – (по одному из мнений учёных) восемь;

г) намаз истихара

Об этом намазе мы подробно писали ранее в отдельной статье . Истихара не относится к повседневным намазам. Она совершается для спокойствия и облегчения дела, когда человек сталкивается с ситуациями, относительно которых он не знает, как ему поступить, и испытывает сомнения. Истихара желательна, когда человек приступает к таким делам, как, например, покупка автомобиля, женитьба, поиск работы, отправление в путешествие…

اللَّهُمَّ إنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلا أَقْدِرُ وَتَعْلَمُ وَلا أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلامُ الْغُيُوبِ اللَّهُمَّ إنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ اللَّهُمَّ وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ وَاقْدُرْ لِي الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ ارْضِنِي بِهِ.

После совершения намаза истихара следует склониться к тому, что подсказывает сердце.

3. Желательные намазы, не имеющие названия и отведённого для них времени

Это намазы, которые человек совершает по своему желанию без привязки ко времени. Однако они не совершаются в следующие промежутки времени:

1. После обязательного утреннего намаза до тех пор, пока солнце не поднимется на «высоту копья».

2. Когда солнце находится в зените.

3. После обязательного послеобеденного намаза до тех пор, пока солнце не зайдёт.

Такие намазы желательно совершать по два раката.

Намаз – это беседа со Всевышним Аллахом, в которой человек обращается к Нему со своими нуждами. Это приводит к довольству Аллаха, увеличивает запас благих дел на Судный день, очищает и успокаивает сердце. Несмотря на кажущуюся многочисленность, желательные намазы не забирают у человека много времени, давая взамен бесценное благо. Приучившему себя к дополнительным молитвам бывает сложно от них отказаться. ]§[

____________________________________

1 Ракат – круговой цикл, из которых состоят намазы. Обеденный, послеобеденный и ночной намазы состоят из четырёх ракатов. Утренний – из двух. Вечерний – из трёх.

2 Специальная мольба, читаемая в обычных намазах при сидении после двух и четырёх ракатов.

Новости из Исламских стран

19.09.2017

Ханафитский мазхаб самый популярный, толерантный и самый распространенный мазхаб в мире Ислама. Среди суннитов, ханафитами являются более 85% мусульман.

Для тех которые решили начать намаз, советую для начала выучить суры, аяты и слова, которые мы произносим во время намаза. Нужно выучить правильно и не ковыркая слова. А движения совершаемые во время намаза, выучить легче всего.

Вот предлагаю все то, что нужно знать в намазе:

Предлагаю их распечатать и все время носить с собой и читать везде. Выучите очень быстро, примерно за 1 - 2 дня. Это не сложно.

_____________________

1. Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-‘алямин.

Ар-рахманир-рахим.

Мялики яумид-дин.

Иййакя на’буду ва иййакя наста’ин.

Ихдинас-сыраталь-мустакым.

Сыраталь-лязина ан’амта ‘алейхим гэйриль-магдуби ‘алейхим ва ляд-даллин.

___________________

2.Сура «Аль-ихлас» Коран сура 112

Куль хувал-лаху ахад.

Аллахус-самад.

Лям ялид ва лям юляд ва лям якул-ляху куфуван ахад

________________________

3. Тахиййат

Ат-тахиййату лиль-ляхи вас-салавату ват-таййибат. Ас-саляму ‘алейка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатух. Ас-саляму ‘алейна ва ‘аля ‘ибадиль-ляхис-салихин. Ашхаду алля иляха илля-ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.

________________________

4. Салават

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид.

Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид

_____________________

5. Сура "Аль-Бакара", 201-ый аят

Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар.

____________________

6. «Субхаанакял-лахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»

__________________

7. «Субхаана раббияль-‘азыым»

8. «Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь»

____________________

9. «Раббанаа лякяль-хамд»

______________________

10. «Субхаана раббияль-а‘ляя»

______________________

11. ""Ас-саляму ""аляйкум уа рахматуллахи уа баракятух"".

___________________

ВНИМАНИЕ: после чтения суры "Аль-Фатиха", слово "Амин" говорится тихо, чтобы не слышно было даже соседу. Орать слово "Амин" - нельзя!!! Ноги во время намаза, ставим на ширине плеч.

Салят (молитва, намаз) — это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной — это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка.

Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, — это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик.

По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом.

Прежде чем начинать молитву:

Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено.

1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног — они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы.

4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой — это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки.

8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.

9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву:

1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце — что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше.

Стоя:

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком.

2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», — и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», — и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно — чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.

Когда вы совершаете поясной поклон (руку’):

Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим:

1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня.

2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне.

3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу.

4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство

5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться.

6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым».

7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног.

8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.

Когда вы встаете из положения руку’:

1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело.

2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда).

Когда вы совершаете саджда (земной поклон):

Запомните следующие правила, когда совершаете саджда:

1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу.

2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать.

3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.

В саджда (земном поклоне):

1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей.

2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства.

3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы.

4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным.

5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки.

6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами.

7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга.

8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу.

9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно.

10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки.

11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.

В промежутке между двумя земными поклонами:

1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново.

2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена.

4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени.

5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», — по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», — это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы).

Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него):

1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый — сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб.

2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном.

3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени.

4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается.

5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», — перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.

В положении ка’да (сидение между двумя рака’атами молитвы):

1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами.

2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», — при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах».

3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует.

4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения.

Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам):

1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас.

2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи.

3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», — имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.

Способ совершения ду’а

1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга.

2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу.

Намаз для женщин

Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего:

1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», — три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех.

2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе.

3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует.

4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам.

6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед.

8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам.

9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния.

10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа — они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда.

11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону.

12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол.

13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой.

14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да.

15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

Некоторые существенные правила поведения в мечети

1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:

«БисмиЛляхи вас-саляту вас-саляму аля РасулюЛлах. Аллахумма афтахли абваба рахматик»

(«Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости»).

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:

«СубханаЛлах валь-хамдуЛлиляхи ва ля иляха иль-Аллах ва Аллаху Акбар»

(«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди.

12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред.

13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

ВНИМАНИЕ: более подробно о намазе и как сделать омовение, сможете

Всевышним Аллахом было сказано:

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (Сура «Исра», аят 1).

Наш Пророк (мир ему) рассказывал:

«В одну из ночей я спал на заповедной земле Каабы. Однако душа моя совсем не спала. И тут я увидел Джибриля, который сказал: «О, Мухаммад! Всевышний зовет тебя к Себе». Услышав это, я тотчас же встал, принял омовение и вышел наружу. Затем я сел на Бурака, чья нога наступала туда, докуда достигал его взор. Мы добрались до Бейт аль-Мукаддаса. Ко мне навстречу вышел Ислам в облике прекрасного юноши. Он приветствовал меня и был очень любезен. Мне было велено читать намаз. Я попросил:

Пусть достопочтенный Ибрахим будет имамом. Мы вместе с ним совершим намаз.

Но Джибрил (а.с.) сказал:

Чести быть имамом удостоился ты.

Души пророков встали за мной, и я совершил намаз в два ракаата».

Имам Рази и Имам Шафии (р.а.) говорили, что Мирадж начался от дома праведной Хатиджи.

Абу аль-Лейс передал от Абу Саида аль-Худри: «Я спросил у нашего Пророка о том, что он видел во время Мираджа. И Расулюллах рассказал мне следующее:

- «По пути я услышал справа какие-то голоса: "О, Мухаммад!" И слева я услышал какие-то голоса: "О, Мухаммад!" Впереди меня стояла какая-то женщина, вся разукрашенная, и предлагала обратить на себя внимание. Я не стал ни на что обращать внимания, проехал мимо. После этого я прибыл в Иерусалим и слез с Бурака. Там было одно кольцо. Пророки вставали, держась за него. Я тоже схватился за него. Затем я вошел в Мечеть и совершил намаз вместе с Джибрилем. После чего я спросил:

Это были иудеи, которые звали тебя. Если бы ты обратил на них свое внимание, то твоей уммой стали бы иудеи.

Это были христиане, которые звали тебя. Если бы ты заинтересовался ими, то твоей уммой стали бы христиане.

Хорошо. А кто была та женщина?

Этот мир (дунья). Если бы ты проявил к ней интерес, то твоя умма жила бы только ради этого мира, забыв про ахират.

После этого мне принесли две чаши, в одной было молоко, а в другой - вино.

Джибрил (а.с.) сказал:

Пей, из какой хочешь.

Я выпил молоко.

Джибрил(а.с.) продолжил:

Всевышний Аллах подарил твоей умме Ислам. Если ты выпил бы вино, то твоя умма сбилась бы с пути.

Затем появилась лестница, и я начал с ней свое восхождение».

Досточтимый Анас передал от нашего Пророка (мир ему):

- «По той лестнице я добрался до божественной границы под названием сидрат аль-мунтаха (Лотос Крайнего Предела), ниже которой протекали четыре реки. Две из них текут на земле. Это Нил и Евфрат. А две сокровенные реки протекают в Раю.

Сидрат аль-мунтаха - это дерево, листья которого похожи на слоновьи уши, а плоды подобны башням.

Там для меня стало фарзом чтение пятидесяти намазов за сутки. Оттуда я пришел к пророку Мусе, который сказал мне:

Иди и попроси, чтобы тебе уменьшили количество намазов, иначе твоя умма не выдержит.

Я много раз ходил туда и обратно, пока не стало фарзом пять намазов в течение одного дня и одной ночи. Затем от Всевышнего послышался голос:

Ибо Он сначала потребовал пятьдесят намазов в день, а потом по Своей милости уменьшил их количество до пяти, за которых положено столько же воздаяния, сколько за пятьдесят ежедневных намазов. А все это потому, что если кто-то вознамерится сделать добро и совершит его, то в книгу его деяний будет записано десять воздаяний. Недаром в связи с этим Всевышний говорит:

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (Сура «Скот», аят 160).

А кто совершит злодеяние, то ему запишется только один грех. Если вознамерится совершить зло, но не станет его делать, то ему ничего не запишется, но душа его будет покрыта завесой.

Из книги "Анваруль-ашикын"

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары