Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Достаточно нам аллаха он наилучший покровитель. Отличие надежды от упования

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Не каждый верно ответит на вопрос: существует ли какая-то разница между тем, чтобы надеяться на Аллаха и уповать на Него?

Начнём с того, что и в Коране и в Сунне понятие упования на Аллаха встречается гораздо чаще, чем понятие надежды. Например, передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил:

«О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь, и благодаря Тебе веду споры. О Аллах, прибегаю к могуществу Твоему, ибо нет бога, кроме Тебя, от того, чтобы Ты ввёл меня в заблуждение; Ты - Живой, Который не умрёт, а джинны и люди смертны» (аль-Бухари, Муслим).

Также он сказал:

«Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он обязательно обеспечил бы вас средствами к жизни так же, как обеспечивает ими птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются в конце дня с полными» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Хадис достоверен. См. «Джами"у-ль-"улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/496);

«Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, было: "Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!"» (аль-Бухари); «покровитель» («ваки́ль») и «упование» («тава́ккуль») в арабском языке имеют общие корни.

Также в хадисе о семидесяти тысячах людей, которые войдут в Рай без отчёта, говорится, что они «не просят заговаривать их (т.е. лечить заклинаниями), не верят в дурные приметы, не делают прижигания, а уповают на своего Господа» (аль-Бухари).

Всевышний же Аллах сказал:

«И уповай на Живого, Который не умрёт…» (Коран, 25:58);

«На Аллаха пусть уповают верующие!» (Коран, 14:11);

«На Аллаха уповайте, если вы верующие!» (Коран, 6:23);

«…а приняв решение (, действуй), уповая на Аллаха» (Коран, 3:159);

«И кто полагается на Аллаха, тому Его будет достаточно» (Коран, 65:3);

«Поистине, верующие – это те, сердца которых испытывают страх, когда упоминают Аллаха, у которых умножается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).

О надежде Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорили гораздо реже; самые известные примеры:

«Кто надеется на встречу с Господом Своим, пусть совершает благие поступки и не приобщает в поклонении Господу Своему ничего» (Коран, 18:110);

«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас – для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21);

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой (или желанием), и расходуют (на пути Аллаха) из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:16).

Отсюда мы заключаем, что понятие упования намного шире смыслом, чем понятие надежды. Точнее, упование на Аллаха подразумевает и надежду на Него. Человек, положившийся на Аллаха, верит в Него и Его совершенные качества (зрение, слух, могущество, милость, справедливость, мудрость и др.), а также в те обещания, которые Он дал рабам (например, в наступление Судного Дня):

«Воистину, Аллах не нарушает Своего обещания» (Коран, 13:31).

Надежда означает желание обрести нечто полезное и/или приятное, тогда как упование на Аллаха соединяет её с терпением и готовностью к бедам, ибо Аллах пообещал подвергать нас испытаниям (см. ). И, как сказали некоторые учёные нашей уммы:

«Упование на Аллаха – это смирение сердца перед Аллахом, предоставление себя Его воле и предопределению».

аль-Хасан аль-Басри говорил:

«Если раб уповает на своего Господа, он знает, что Аллах достоин его доверия» («аль-Хассу аля-т-тиджарати ва-с-сына"а» Абу Бакра аль-Халляля, стр. 180 ; «Джами"у-ль-"улюм», 2/497).

Имаму Ахмаду принадлежат слова:

«В общем упование есть предоставление дела Аллаху, велика слава Его, и доверие Ему» («Шу"абу-ль-иман» аль-Байхакы, 2/57).

Такие люди понимают, что им не сбежать от судьбы, предначертанной Аллахом. С другой стороны, они не должны быть равнодушны к этой судьбе и особенно – к тому, что ждёт их после смерти. Они любят Аллаха и жаждут встречи с Ним в Раю, прикладывая для этого все усилия (см. также , ), однако конечный результат их дел – как в этой, так и в будущей жизни – зависит только от Творца миров.

И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَانًا وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ Транслит Al-Ladh ī na Qā la Lahumu A n -Nā su "Inn a A n -Nā sa Qad Jama`ū Lakum Fākh sh awhum Fazādahum "Ī mānāan Wa Qālū Ĥasbunā A l-Lahu Wa Ni`ma A l-Wakī lu Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!». (Это – те) , которым сказали люди [некоторые многобожники]: «Вот, люди [мекканские многобожники] собрались против вас (чтобы вернуться и уничтожить вас) , так бойтесь же их!» – но это только увеличило в них веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, Он – прекрасный Покровитель!» Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» [[Вернувшись в Медину после сражения при Ухуде, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призвал сподвижников вновь собраться в поход. Они отправились в путь, несмотря на полученные ими ранения, ответив на призыв Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. В местечке Хамра аль-Асад они повстречались с людьми, которые сказали им: «Курейшиты собрались сразиться с вами, и на этот раз они хотят уничтожить вас окончательно». Они хотели напугать мусульман, однако их слова лишь приумножили веру сподвижников и заставили их еще сильнее уповать на Аллаха. Они ответили: «Покровительства Аллаха для нас достаточно во всех важных делах. Мы вверяем Ему свою судьбу, поскольку Он лучше других управляет Своими рабами и заботится об их интересах».]] Ибн Касир

Слово Аллаха: (الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُواْ لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَـناً ) Тем, которым говорили люди: "Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!" - но это только увеличило веру в них – т.е. тем, которым люди угрожали многочисленностью противника и его армии. Но они не испугались этого, более того, они уповали на Аллаха и попросили у Него помощи: (وَقَالُواْ И они говорили: "Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный доверенный!"

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!», - такие слова произнес Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросили в огонь, и их произнес Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, когда (ему) сказали: «Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!», - (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: (حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ ) «Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!» (Аль-Бухари)

В другой версии этого хадиса, также приводимой Аль-Бухари, сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, были слова: (حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ ) «Достаточно мне Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!».

Передают со слов Абу Са"ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Как могу я наслаждаться (жизнью) , когда тот, кто держит, в своих руках рог уже поднёс его ко рту и стал прислушиваться, (ожидая) веления, по которому он протрубит в него?» Похоже, что сподвижникам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было тяжело (слушать эти слова) , и тогда он сказал им: «Говорите: "Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!"[Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».]

Передают со слов Абу-д-Дарды (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Того, кто каждое утро и каждый вечер станет по семь раз произносить слова: “Достаточно мне Аллаха, нет божества достойного поклонения, кроме Него, на Него я только уповаю, и Он — Господь великого трона” — Аллах Всевышний избавит от забот мира этого и мира вечного».

Этот хадис передали Абу Дауд (5081), Ибн ас-Сунни «’Амаль аль-йаум ва аль-лейля» (73).
Достоверность этого хадиса подтвердили шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут, Салим аль-Хиляли и др.См. “Тахкъикъ Задуль-ма’ад” 2/376, “Тахкыкъ ‘Амалюль-яуми ва-ллейля” (1/122).

حَسْبِيَ اللّهُ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

(Хасбия-Ллаху ля иляха илля хува ‘алейхи таваккальту ва хува Раббуль-‘Аршиль-‘Азым)

Данный хадис также передается со слов самого Абу ад-Дарды, но даже если эти слова принадлежат ему, то подобное он мог взять только от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хафиз аль-Мунзири сказал: “Можно сказать, что подобное не говорится на основании своего мнения и иджитихада, и что это имеет положение, восходящее к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ат-Таргъиб” (1/332).
Что же касается добавки, упоминаемой в некоторых версиях этого хадиса: “Несмотря на то, сказал он эти слова будучи правдивым или лживым”, то это добавка недостоверна, о чем сказали хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. “Тафсир Ибн Касир” (4/261), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (5286).

Что касается времен утра и вечера:

Время утренних и вечерних слов поминания.

Во многих достоверных хадисах есть указание на слова поминания Аллаха, которые следует произносить по утрам и вечерам. Однако среди ученых есть разногласие, когда начинается и заканчивается время вечерних (маса’) слов поминаний и дневных (сабах).
Среди ученых есть те, кто считал, что утренние азкары (поминания) начинаются с восходом солнца, т.е. с начало времени утренней молитвы и заканчиваются после восхода солнца. Некоторые сказали, что время утренних азкаров длится до времени молитвы Духа, а это минут 20-30 после восхода солнца, однако лучшее время этих азкаров, это до восхода солнца.
Что касается вечерних азкаров, то одни ученые считали, что их время начинается с послеобеденной (‘аср) молитвы и длится до заката солнца. Некоторые считали, что их время начинается после заката солнца и длится до третьей части ночи.
Однако многие ученые говорили, что объединив все мнения по этому вопросу следует, что время утренних азкаров начинается с началом восхода солнца и длится до полного восхода солнца. А если человек пропустил их, то нет проблем, чтобы он произнес их вплоть до завершения времени Духа намаза, а это незадолго до обеденной (зухр) молитвы.
Также и вечерние азкары, их наилучшее время – это с наступлением молитвы ‘аср до заката солнца, однако если это время упущено, то нет ничего страшного в том, чтобы произнести эти азкары и до третьей части ночи. Об этом говорили имам ас-Саффарини, а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна), шейх Ибн ‘Усаймина, и др. См. «Фатауа аль-Лдяжна» 24/178, «Фатауа ар-Раджихи» 1/128, «Фатауа Ибн Джибрин» № 12976.
Имам Ибн аль-Къаййим – да смилуется над ним Аллах — сказал: “Всевышний Аллах говорит: «И прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом» (Сура Къаф, аят 39). Это толкование тому, что пришло в хадисах, в которых сказано: «Кто скажет то-то и то утром и вечером…» Смысл этого: «перед восходом солнца и перед закатом». Это между рассветом и восходом солнца и между ‘асром до заката солнца. Также Аллах говорит: «И прославляй хвалой своего Господа после полудня (‘аший) и утром (ибкар)» (Сура Гъафир, аят 55). Ибкар – это начало дня, а ‘аший – это конец дня. Время этих азкаров после рассвета и после ‘асра”. См. “аль-Вабиль ас-саййиб” 200.
Однако те хадисы, в которых сказано про чтение того или иного зикра ночью (аль-лейль), как например чтение «аят аль-Курси» или двух последних аятов из суры «аль-Бакъара» и т.д., то это не относится к данному времени. Ночь в арабском языке начинается с заката солнца (магъриб) и длится до рассвета.

Шейх Ибн ‘Усаймин — да смилуется над ним Аллах — говорил: “Вечер (масаъ) имеет большое время, которое начинается от молитвы ‘аср и длится до молитвы ‘ишаъ. Все это время называется масаъ (вечер). И нет разницы сказал человек в начале этого время зикры или в конце. Но это не относится к тому, на что пришло указание в виде произнесения ночью чего-либо, как например хадис: «Кто читал аят аль-Курси ночью…» То, что связанно с ночью, следует произносить ночью, а что связанно с днем, надо произносить днем! А что касается возмещения пропущенных азкаров, если скажем человек забыл их, то я надеюсь, что он будет вознагражден за это”. См. “Маджалля ад-да’ва” № 1741.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

فَتَوَكَّلُواْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

«Уповайте же на Аллаха, если вы веруете». (Аль-Маида, 5/23)

إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

«Уповающему на Аллаха Его достаточно (как покровителя)». (Ат-Таляк, 65/3)

أَلَيْسَ اللهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ

«Разве Аллах не покровитель Своему рабу?!» (Аз-Зумар, 39/36)

قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Скажи: Нас постигнет лишь то, что предначертано Аллахом. Он наш покровитель! Пусть только на Аллаха уповают верующие». (Ат-Тавба, 9/51)

الَّذِينَ صَبَرُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«…те, кто терпеливы и уповают только на своего Господа». (Ан-Нахль, 16/42)

وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ

«И уповай на Аллаха, Великого и Милостивого». (Аш-Шуара, 26/217)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Мне показали часть моих последователей. Они заполнили горы и пустыню. Я удивился и обрадовался их большому количеству.
Меня спросили:

– Ты доволен?

– Да, – ответил я.

– Из этих людей только 70 войдут в Рай без отчета.

Я спросил:

– Кто эти люди?

– Это те, кто в своих деяниях не использовал магию, колдовство и гадание и не уповал ни на кого, кроме как на Аллаха Всевышнего».

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Если бы вы уповали на Аллаха, то Он давал бы вам средства к существованию (ризык) подобно тому, как Он дает его птицам. Птицы утром улетают из гнезд голодными, с пустыми желудками, а вечером возвращаются сытыми. Если кто-то обращается за помощью к Аллаху, то Он оказывает ее во всех его делах и дает ему средства к существованию, откуда он и не ожидал. А если кто-то полагается на этот мир, то Аллах оставит его наедине с ним».

Великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) в своей книге «Кимия Саадат» писал:

«Некоторые люди думают, что упование означает оставить все на самотек и не делать того, что необходимо. Ничего не делать для заработка денег, не экономить, не беречься от змей, скорпионов и хищников, не пить лекарство при болезни, не изучать Шариат, не защищаться от врагов религии. Считать, что упование есть все вышеперечисленное – это заблуждение, это не соответствует Шариату. А то, что ему не соответствует, разве может являться упованием?»

Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) говорил:

«Условием упования не является оставление причин, защищающих человека от вреда. Не является нарушением упования закрывать дверь для того, чтобы воры не проникли в дом, а также носить при себе оружие в опасных местах, чтобы защититься от врагов».

Однажды к Пророку пришел один бедуин. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его:

– Где твой верблюд? Что ты с ним сделал?

Тот ответил:

– Уповая на Аллаха, я предоставил его самому себе.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

– Сначала привяжи, а затем уповай.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый вечер использовал сурьму для глаз. Раз в месяц ему делали кровопускание, а при необходимости он использовал лекарства. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получал откровения, и у него болела голова, он красил голову хной. Если у него была рана, он накладывал на нее хну. А когда не было ни хны, ни чего-либо другого, он посыпал рану чистым песком.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Упование на Аллаха (таваккуль) является важным принципом в жизни каждого мусульманина, однако немногие обладают правильным пониманием данного принципа.
Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) на различный этапах его пророческой миссии Всевышний Господь ниспосылал аяты, в которых повелевал уповать на Него. Всего таких аятов было девять:+
«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращаются дела. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Коран, 11:123).
«Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов» (Коран, 25:58).
«Уповай на Могущественного, Милосердного» (Коран, 26:217).
«Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься очевидной истины» (Коран, 27:79).
Эти аяты были ниспосланы Пророку (мир ему и благословение), когда он жил в Мекке. Далее мы процитируем аяты из сур Мединского периода:
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Коран, 3:159).
«Они говорят: "Мы покорны". Когда же они покидают тебя, некоторые из них по ночам замышляют не то, что ты говорил. Аллах записывает то, что они замышляют по ночам. Отвернись же от них и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран, 4:81).
«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он - Слышащий, Знающий» (Коран, 8:61).
«Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран, 33:3).
А в следующих аятах Пророку (мир ему и благословение) повелевается уповать на Аллаха, но в косвенной, непрямой форме:
«Господь востока и запада - нет божества, кроме Него. Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (Коран, 73:9).
«А если они отвернутся, то скажи: "Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он - Господь великого Трона» (Коран, 9:129).
«Скажи: "Он - Милостивый! Мы уверовали в Него и уповаем только на Него, и вы узнаете, кто пребывает в очевидном заблуждении» (Коран, 67:29).
Безусловно, в вопросе упования на Аллаха, наилучшим примером для нас является сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Испытывая множество трудностей и лишений на пути призыва к вере в Единого Бога, он не терял целеустремленности. Открытая неприязнь со стороны неверующих, а также различные козни, которые строили ему многобожники и лицемеры не умаляли в нем уверенности в то, что помощь от Аллаха неизбежно придет. Посланник (мир ему и благословение) твердо следовал причинам, которые обуславливали достижение успеха и победы; полагался на Всевышнего, будучи убежденным в правдивости данного Им обещания. И в конечном итоге желаемый успех воплотился в реальность - люди стали принимать ислам толпами и мусульмане вышли на передовые позиции в своем обществе и в мире в целом.
Вот, что сказал Пророк (мир ему и благословение) Абу Бакру, когда они скрывались от мекканских язычников в пещере: «Почему ты боишься, Абу Бакр? Нас не двое, сам Аллах с нами, он третий».
«Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику [Абу Бакру]: "Не скорби, ибо Аллах - с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели» (Коран, 9:40).
В конце сражения при Ухуде Посланник произнес такие слова:
«Нам достаточно Аллаха. Он лучший покровитель».
И тогда, как говорится в Коране,
«Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Коран, 3:174).
В одном из хадисов Кудси Всевышний Господь прямо называет Мухаммада «уповающим»:
«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем», и защищающим неграмотных; ты - Мой раб и посланник, имя твоё - Уповающий. Он вежлив и не груб. Аллах не заберет его душу, пока не закончит через него доведение религии Единобожия и скажут люди: "Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха". И пока Он не раскроет через него (т. е. посланника) чёрствые сердца, глухие уши и слепые глаза».
Вот, что сказал известный исламский богослов Ибн Хаджар в комментарии к данному хадису: «Господь назвал его [Мухаммада] «уповающий» за то, что он довольствовался малым и проявлял терпение перед тем, что ему не нравилось».
Пережить все трудности на пути призыва к исламу и в конечном итоге выполнить эту миссию могло быть под силу только тому, кто искренне уповал на Аллаха и во всем полагался на Него. Благодаря этому Всевышний Господь предоставил Пророку (мир ему и благословение) Свою помощь и довел его дело до успеха - люди в буквальном смысле стали принимать ислам толпами. И в Судный день Мухаммад станет первым пророком по числу своих последователей

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары