Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Где в последнее время поменяли губернаторов. Смена кадра: ротация глав регионов продолжится

Правообладатель иллюстрации AlEXEY DRUZHININ/TASS Image caption Социологи отмечают, что россияне хотят перемен

В ближайшее время в России могут уволить в общей сложности 10 губернаторов. Так Кремль ищет способ удовлетворить запрос общества на обновление власти накануне безальтернативных выборов президента, говорят эксперты.

В понедельник президент России Владимир Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина. Его место занял бывший мэр Самары, сенатор Дмитрий Азаров.

Это увольнение - лишь начало более массовых перестановок во власти. В ближайшее время Кремль может отправить в отставку еще до девяти губернаторов, рассказали Русской службе Би-би-си федеральный чиновник и несколько близких к Кремлю собеседников (все они не уполномочены давать комментарии для СМИ).

О возможном увольнении еще нескольких губернаторов ранее писали несколько российских федеральных изданий со ссылкой на свои источники.

О таких планах рассказал в понедельник и уже переведенный на другую работу Меркушкин: "Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню", - заявил на пресс-конференции экс-губернатор (цитата по РИА Новости).

Официально Кремль не подтверждал и не опровергал информацию о предстоящей замене других региональных глав.

Зачем нужны новые губернаторы?

Менее чем через полгода в России пройдут президентские выборы. Формально кампания еще не началась, но ожидается, что на эти выборы снова выдвинется Владимир Путин.

С учетом предсказуемости кампании и отсутствия на предстоящих выборах конкуренции Кремль пытается удовлетворить запрос общества на эту конкуренцию и на перемены за счет символической смены руководителей регионов, говорит политолог Александр Кынев.

Запрос на перемены есть более чем у двух третей населения, писал на сайте центра Карнеги социолог "Левада-центра" Денис Волков.

Обновление власти - одно из очевидных направлений курса администрации президента в ходе кампании, а обновление региональной власти - одно из очевидных ее слагаемых, говорит политолог Виталий Иванов.

"Это как в фильме "Челюсти" - нельзя же сразу показать зрителю акулу целиком. Сначала нужно показать плавник и челюсти. Так и здесь: отставки губернаторов - это пролог. Дальше будет интереснее - обновление федеральной власти", - говорит политолог.

Влияют ли перестановки на результаты выборов?

Губернаторы - не только символическая власть, но и люди, которые будут непосредственно отвечать за проведение президентских выборов в своих регионах.

"Вы же не думаете, что организацией выборов в регионах занимаются только региональные избирательные комиссии? Пусть неформально, но в задачи каждого губернатора входит организация выборов, чтобы они прошли в его регионе с соблюдением всех положенных по закону процедур", - говорит Би-би-си бывший сотрудник Кремля, не уполномоченный обсуждать вопросы организации президентских выборов.

Задача у новых губернаторов будет непростой. Прошедшие в сентябре региональные выборы пока показали, что интерес россиян к выборам падает, предыдущие думские выборы также запомнились низкой явкой. А Путин должен набрать на выборах 70% голосов при 70% явки, утверждало РБК со ссылкой на выступление первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.

Официально список регионов, где могут произойти замены губернаторов, не объявляли. "Коммерсант" писал, что перестановки могут произойти в Нижегородской, Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областях, а также в Ненецком автономном округе, Алтайском крае и Красноярском крае.

Это не протестные регионы, но почти во всех из них результат "Единой России" на думских выборах 2016 года и результат Путина на президентских выборах 2012 года оказывался ниже среднего по стране (см таблицу). Исключения составила Нижегородская область, где уровень поддержки власти обычно высок.

Регион (год назначения действующего губернатора) Результат "Единой России" на выборах Госдумы 2016 года - 54,2% по всей стране Результат Путина на выборах президента 2012 года - 63,6% по всей стране
Нижегородская область (2005) 58,15 63,90
Красноярский край (2014) 40,45 60,16
Омская область (2012) 36,32 55,55
Ненецкий автономный округ (2014) 41,11 57,05
Самарская область (2012) 50,77 58,56
Ивановская область (2014) 42,38 61,85
Новосибирская область (2014) 38,26 56,34
Алтайский край (2005) 35,16 57,35
Мурманская область (2012) 41,98 60,05

Однако замена губернатора не означает автоматического улучшения результатов выборов. Например, в 2016 году, за несколько месяцев до выборов Госдумы, Кремль уже менял губернаторов нескольких регионов.

Тогда в республике Коми, в Забайкальском крае и в Тульской области, где выборы проводили новые губернаторы, результат "Единой России" оказался даже ниже, чем на предыдущих думских выборах 2011 года (хотя в целом по стране партия улучшила свой результат). Лишь в Тверской области, где также был новый губернатор, результат единороссов в этот раз оказался выше, чем на прошлых выборах.

Риски и угрозы при назначении врио губернаторов накануне президентских выборов практически отсутствуют, если новый руководитель изначально не вызывает раздражение у жителей и элит, говорит политический консультант Константин Калачев.

"В любом случае, рядом с любым новым губернатором будут опытные политтехнологи. А местные главы муниципальных образований будут готовы выпрыгнуть из штанов, чтобы доказать свою компетенцию", - добавляет Калачев.

Кроме того, кадровые перестановки могут снимать локальное напряжение и недовольство в регионах, отмечает Кынев.

Например, в Самаре после отставки Меркушкина люди могут испытывать воодушевление и даже эмоциональный подъем, "потому что степень неадекватности политики зашкаливала", продолжает политолог.

Меркушкин лишь с 2012 года руководит Самарской областью, но больше всего запомнился рядом вызвавших скандал высказываний: например, в 2016 году он пообещал сотрудникам автомобильного завода, что они никогда не получат выплат по зарплатам, так как разговаривают не в подобающем тоне.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова называла Самарскую область в числе самых проблемных в соблюдении избирательного законодательства.

Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края , Дагестана , Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области и Ненецкого автономного округа Игоря .

Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний , прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы .

В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии . Кошина сменит 38-летний , который с ноября 2014 года работал замглавы .

На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора .

«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.

По его словам, замена главы Омской области назрела давно.

«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.

Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».

К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области . Не менее низкие показатели у главы Мурманской области , губернатора Алтайского края и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы , главу Тульской области и руководителя ЯНАО — все они набрали по 19 баллов.

Член рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области , прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России пойдет на очередной срок в следующем году.

«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.

Лоббисты «осенних отставок»

Отставку в течение ближайшего месяца разные источники прочат, по меньшей мере, десяти губернаторам. Первая уже состоялась: свой пост покинул глава Самарской области Николай Меркушкин , на место которого назначен сенатор, экс-мэр Самары Дмитрий Азаров .

В группе риска Николай Меркушкин находился достаточно давно. Эксперты неоднократно указывали на то, что он почти не контролирует ситуацию в Самаре, где пять раз против губернатора проходили протесты пенсионеров, а 26 марта - одна из самых многочисленных в России акция против коррупции. Против Меркушкина в последние годы активно работала госкорпорация «Ростех» и экс-губернатор области Владимир Артяков .

Вместе с тем, по мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева , Самару не «отдали» главе «Ростеха» Сергею Чемезову . Назначение Дмитрия Азарова пролоббировал первый заместитель главы Администрации президента Сергей Кириенко . Также не стоит забывать, что Азаров в свое время входил в кадровый резерв Дмитрия Медведева в период его президентства. «Дело не только в Медведеве. Сейчас кадровый резерв контролирует лично Кириенко, который хорошо знает Самару, - пояснил Журавлев. - Самара - это один из самых развитых регионов с точки зрения промышленного производства. Все, кому нужно что-то, связанное с авиацией, с промышленностью, им интересна Самара. Кроме того, Самара - это фактически финансовый центр ПФО. Регион интересен не только тем, кто хотел свалить Меркушкина, чтобы переделить собственность, а тем, кто хочет войти в регион, в котором относительно высокая покупательная способность населения, - это практически все», - отметил Журавлев.

Похожая ситуация и с Нижегородской областью. Как ожидается, в ближайшие дни в отставку будет отправлен губернатор Валерий Шанцев . Но здесь бороться за «своего» ставленника кому-либо бессмысленно - это почти родной регион для Сергея Кириенко: он не только долгое время жил и работал сначала в Горьком, затем - в Нижнем Новгороде, но и несколько лет занимал пост полпреда президента в Приволжском ФО.

Не менее часто, чем, скажем Николая Меркушкина, в отставку отправляют представителя команды президента губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко . Это связывают с рядом факторов: низкий процент голосования за «Единую Россию» на прошлогодних выборах в Госдуму (39%) и низкая явка (32%), скандал с передачей РПЦ Исаакиевского собора, одна из многочисленных акций против коррупции, организованная по призыву Алексея Навального 26 марта.

Смена губернатора Красноярского края Владимира Толоконского, скорее всего, будет связана с бизнес-интересами олигарха Олега Дерипаски и горно-металлургической компанией «Норникель» . Однако, как полагает политолог Дмитрий Еловский, «решающее слово будет за вице-премьером Александром Хлопониным », возглавлявшим этот регион с 2002 по 2010 годы.

Этой осенью в отставку может быть отправлен губернатор Омской области Виктор Назаров . Своего человека на его месте хотели бы видеть как минимум две элитные группы. По словам генерального директора Коммуникационного агентства «Actor» Дмитрия Еловского, с одной стороны, Омск - это «вотчина [главы Сбербанка Германа] Грефа и Газпрома», с другой - «вопросы там решают силовики, и они могут оказать решающее влияние». Самого Назарова считают ставленником «Газпрома» .

В список губернаторов „на вылет“ включают и главу Ивановской области Павла Конькова , который стал преемником нынешнего министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня . Регион экономически слабый, кроме того, в последние годы деятельность действующего правительства была омрачена рядом коррупционных скандалов, связанных с арестами областных чиновников за последние два года. С этой позиции Ивановская область, скорее, интересна представителями силового блока.

Среди потенциальных отставников еще на прошлой неделе мелькала фамилия губернатора Владимирской области Светланы Орловой , которую считают ставленницей Вячеслава Володина и которая лояльна „Ростеху“, то сегодня ее уже не упоминают. Один из собеседников „ФедералПресс“ рассказал, что сама Орлова хотела бы вернуться в Москву, но пока места в столице ей не нашлось. „Я думаю, в Москве найдется очень много влиятельных людей, которые не хотели бы снова увидеть ее в столице - ее не для того отправляли с такими усилиями во Владимир. Вполне возможно, что у Кириенко и у [начальника управления АП по работе с регионами Александра] Харичева были планы по ее смене, но нашлись убедительные доводы, чтобы этого не делать“, - отметил источник.

Как „разделили“ регионы в сентябре

Губернаторы, избранные 10 сентября этого года, не секрет, продвигались определенными элитными группами. Условно: речь идет о поддержке со стороны силовиков, представителей политической верхушки и крупного бизнеса.

Например, главы Калининградской области Антон Алиханов , Ярославской области Дмитрий Миронов , Севастополя Дмитрий Овсянников считаются протеже руководителя госкорпорации „Ростех“ Сергея Чемезова. Кроме того, по данным аналитиков Коммуникационного холдинга „Минченко консалтинг“, в группу, с которой аффилирован Алиханов, кроме Чемезова, входят заместитель главы ФСБ России Евгений Зиничев (его и сменил на посту самый молодой губернатор России), первый вице-премьер Игорь Шувалов и экс-мэр Москвы Юрий Лужков . Миронова поддерживают также глава Росгвардии

Подали в отставку главы еще трех регионов – Башкирии, Курской области и Забайкальского края. Таким образом, за две недели сменилось руководство 11 территорий из 85. Всего в этом году власть обновилась уже в 19 субъектах Федерации, а за два года смена коснулась практически половины регионов страны. В чем цель таких беспрецедентных изменений в региональной элите?

Последние отставки коснулись одного из двух долгожителей губернаторского корпуса – курского Александра Михайлова, одной из трех женщин – глав регионов Натальи Ждановой из Забайкальского края и главы одной из крупнейших национальных республик Рустема Хамитова из Башкортостана. В Курск и Уфу Путин уже назначил исполняющих обязанности – Романа Старовойта и Радия Хабирова.

В результате серия отставок, начавшихся 26 сентября, затронула уже 11 регионов. И это за две недели. А если посмотреть с начала года, то получится 19. Но лучше взять цифру за два года – именно столько времени прошло со смены внутриполитического блока администрации президента России и прихода в нее Сергея Кириенко. Тогда получится 39 регионов – то есть почти половина из российских 85. И 2018 год еще не закончен.

То есть мы имеем дело с совершенно четким курсом Кремля на обновление губернаторского корпуса как такового. Ведь таких масштабных изменений, то есть замены практически половины глав регионов, в нем не было с начала 90-х, когда Борис Ельцин назначал глав администраций в ставшей после развала СССР самостоятельной Российской Федерации.

Но там такое массовое обновление объяснялось необходимостью покончить с властью первых секретарей обкомов КПСС, заменив их на чиновников, лояльных российскому руководству. Сейчас речь идет совсем о другом.

Хотя система губернаторской власти в России вроде бы устоялась за последние годы, сейчас мы наблюдаем переход к совершенно новому этапу ее функционирования. До этого она прошла через три главных этапа.

Не считая «нулевого цикла» с назначениями сверху (в большинстве регионов), который закончился к 1996 году, можно выделить три главных периода.

Прямые выборы губернаторов – с середины 90-х до 2004 года. В это время никакой кадровой работы Кремля по подготовке губернаторов не могло быть в принципе. Потому что президент Ельцин и его администрация не вели никакой стратегической кадровой работы, не только в регионах, но и в Москве. А первый срок Владимира Путина был посвящен восстановлению управляемости страной как таковой. В том числе и через приучение существующих региональных элит к выполнению федеральных законов и работе в единой вертикали власти.

Назначения губернаторов – с 2005 по 2011 годы. В эти годы губернаторов выбирали региональные законодательные собрания – по представлению президента. За эти годы губернаторский корпус обновился очень серьезно – собственно говоря, главной целью этого периода и была замена некомпетентных, не справлявшихся или просто коррумпированных глав регионов на нормальных управленцев, связанных с регионом или нет. Однако тут терялась связь с избирателями: потому что назначенный глава отвечал перед президентом и местным парламентом (зачастую бывшим просто собранием различных кланов региональных элит), но не напрямую перед жителями своего региона.

Поэтому с 2012 года начался третий этап – возвращение к прямым выборам. При этом в стране активно пошел и процесс национализации элиты как таковой – с отучением ее от двойной лояльности, жизни на две страны и прочего. Мало уже было быть хорошим управленцем, нужно было еще и доказать свое умение слушать и слышать людей. И хотя тот же Народный фронт всячески принуждал губернаторов по-настоящему работать с населением, далеко не все прислушивались, а многие просто не умели это делать.

Частью процесса национализации элиты был и переход к стратегической кадровой работе с номенклатурой – ее начали выращивать и вести, отбирать и продвигать. Это касалось всех уровней власти, и особенно региональной. Началось выстраивание карьеры чиновника – с перемещением его по горизонтали, из региона в центр и обратно с повышением. Подобный метод применялся в СССР, используется он сейчас и в Китае – но возвращение его в отечественную практику стало знаковым моментом для всей кадровой политики Кремля.

Начиная с 2016 года эта работа была поставлена уже на поток. Не просто формирование кадровых резервов и лифтов, но и специальные программы обучения и подготовки кадров, организованные при поддержке администрации президента. Одна из самых известных - программа на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. А в прошлом году был начат кадровый проект «Лидеры России» – для вовлечения в управленческую работу самых разных и ярких самовыдвиженцев. Учитывая федеративное устройство России и наши необъятные просторы, понятно, что регионы являются не только главным источником для рекрутирования управленцев, но и идеальной площадкой для их обкатки и роста.

При этом речь идет не просто о новой волне губернаторского призыва – а о принципиально новых правилах формирования регионального руководства.

Все уже отмечали, что очень многие из новых глав регионов прошли «кремлевские курсы» – но важнее всего то, что они попали на них не по блату или квоте, а в силу своих личных качеств.

И, получая назначения в регионы, они должны будут доказывать центру свои управленческие таланты не только цифрами отчетов, но и умением выстроить работу с региональными кадрами точно по таким же принципам, как Кремль выстраивал с ними.

То есть тянуть наверх и опираться на честных и неравнодушных профессионалов, а не попадать в зависимость от сложившихся региональных кланов и элитных группировок. И уметь добиваться доверия людей – не только на выборах, но и в ходе всей своей работы.

Это серьезный замах и совершенно другой уровень – но именно такую цель и ставит перед собой Владимир Путин в своей кадровой работе. Нужна не просто новая региональная управленческая элита – нужен четко работающий механизм кадровой работы с номенклатурой как таковой. В которой те же главы регионов уже являются не просто представителями регионов или московскими комиссарами, а частью общероссийского управленческого класса. Людьми, которые могут одинаково эффективно и честно работать как в провинции, так и в Москве.

Подали в отставку главы еще трех регионов – Башкирии, Курской области и Забайкальского края. Таким образом, за две недели сменилось руководство 11 территорий из 85. Всего в этом году власть обновилась уже в 19 субъектах Федерации, а за два года смена коснулась практически половины регионов страны. В чем цель таких беспрецедентных изменений в региональной элите?

Последние отставки коснулись одного из двух долгожителей губернаторского корпуса – курского Александра Михайлова, одной из трех женщин – глав регионов Натальи Ждановой из Забайкальского края и главы одной из крупнейших национальных республик Рустема Хамитова из Башкортостана. В Курск и Уфу Путин уже назначил исполняющих обязанности – Романа Старовойта и Радия Хабирова.

В результате серия отставок, начавшихся 26 сентября, затронула уже 11 регионов. И это за две недели. А если посмотреть с начала года, то получится 19. Но лучше взять цифру за два года – именно столько времени прошло со смены внутриполитического блока администрации президента России и прихода в нее Сергея Кириенко. Тогда получится 39 регионов – то есть почти половина из российских 85. И 2018 год еще не закончен.

То есть мы имеем дело с совершенно четким курсом Кремля на обновление губернаторского корпуса как такового. Ведь таких масштабных изменений, то есть замены практически половины глав регионов, в нем не было с начала 90-х, когда Борис Ельцин назначал глав администраций в ставшей после развала СССР самостоятельной Российской Федерации.

Но там такое массовое обновление объяснялось необходимостью покончить с властью первых секретарей обкомов КПСС, заменив их на чиновников, лояльных российскому руководству. Сейчас речь идет совсем о другом.

Хотя система губернаторской власти в России вроде бы устоялась за последние годы, сейчас мы наблюдаем переход к совершенно новому этапу ее функционирования. До этого она прошла через три главных этапа.

Не считая «нулевого цикла» с назначениями сверху (в большинстве регионов), который закончился к 1996 году, можно выделить три главных периода.

Прямые выборы губернаторов – с середины 90-х до 2004 года. В это время никакой кадровой работы Кремля по подготовке губернаторов не могло быть в принципе. Потому что президент Ельцин и его администрация не вели никакой стратегической кадровой работы, не только в регионах, но и в Москве. А первый срок Владимира Путина был посвящен восстановлению управляемости страной как таковой. В том числе и через приучение существующих региональных элит к выполнению федеральных законов и работе в единой вертикали власти.

Назначения губернаторов – с 2005 по 2011 годы. В эти годы губернаторов выбирали региональные законодательные собрания – по представлению президента. За эти годы губернаторский корпус обновился очень серьезно – собственно говоря, главной целью этого периода и была замена некомпетентных, не справлявшихся или просто коррумпированных глав регионов на нормальных управленцев, связанных с регионом или нет. Однако тут терялась связь с избирателями: потому что назначенный глава отвечал перед президентом и местным парламентом (зачастую бывшим просто собранием различных кланов региональных элит), но не напрямую перед жителями своего региона.

Поэтому с 2012 года начался третий этап – возвращение к прямым выборам. При этом в стране активно пошел и процесс национализации элиты как таковой – с отучением ее от двойной лояльности, жизни на две страны и прочего. Мало уже было быть хорошим управленцем, нужно было еще и доказать свое умение слушать и слышать людей. И хотя тот же Народный фронт всячески принуждал губернаторов по-настоящему работать с населением, далеко не все прислушивались, а многие просто не умели это делать.

Частью процесса национализации элиты был и переход к стратегической кадровой работе с номенклатурой – ее начали выращивать и вести, отбирать и продвигать. Это касалось всех уровней власти, и особенно региональной. Началось выстраивание карьеры чиновника – с перемещением его по горизонтали, из региона в центр и обратно с повышением. Подобный метод применялся в СССР, используется он сейчас и в Китае – но возвращение его в отечественную практику стало знаковым моментом для всей кадровой политики Кремля.

Начиная с 2016 года эта работа была поставлена уже на поток. Не просто формирование кадровых резервов и лифтов, но и специальные программы обучения и подготовки кадров, организованные при поддержке администрации президента. Одна из самых известных — программа на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. А в прошлом году был начат кадровый проект «Лидеры России» – для вовлечения в управленческую работу самых разных и ярких самовыдвиженцев. Учитывая федеративное устройство России и наши необъятные просторы, понятно, что регионы являются не только главным источником для рекрутирования управленцев, но и идеальной площадкой для их обкатки и роста.

При этом речь идет не просто о новой волне губернаторского призыва – а о принципиально новых правилах формирования регионального руководства.

Все уже отмечали, что очень многие из новых глав регионов прошли «кремлевские курсы» – но важнее всего то, что они попали на них не по блату или квоте, а в силу своих личных качеств.

И, получая назначения в регионы, они должны будут доказывать центру свои управленческие таланты не только цифрами отчетов, но и умением выстроить работу с региональными кадрами точно по таким же принципам, как Кремль выстраивал с ними.

То есть тянуть наверх и опираться на честных и неравнодушных профессионалов, а не попадать в зависимость от сложившихся региональных кланов и элитных группировок. И уметь добиваться доверия людей – не только на выборах, но и в ходе всей своей работы.

Это серьезный замах и совершенно другой уровень – но именно такую цель и ставит перед собой Владимир Путин в своей кадровой работе. Нужна не просто новая региональная управленческая элита – нужен четко работающий механизм кадровой работы с номенклатурой как таковой. В которой те же главы регионов уже являются не просто представителями регионов или московскими комиссарами, а частью общероссийского управленческого класса. Людьми, которые могут одинаково эффективно и честно работать как в провинции, так и в Москве.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары