Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как называется периодически фонтанирующий горячий источник. Гейзер - это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара

В начале зимы, когда еще снег не выпал, я возвращалась с конюшни с Дашей - инструктором. Мы пошли не по дороге мимо медвежьей биостанции, где я обычно хожу, а напрямик через лес. Разговаривали с ней, конечно, о лошадях. Вдруг, она резко остановилась и прислушалась. Я тоже замолчала и услышала шуршание и хруст. Мы посмотрели по сторонам и прями в двух метрах от нас сидела белочка и грызла шишку, совершенно нас не смущаясь. Мы понаблюдали за ней и пошли дальше. Разговор пошел о других животных, которые водятся в нашем лесу. Она-то мне и рассказала, что однажды видела на конюшне ласку. А вообще, зимой, когда снег свежий, её следы видны достаточно отчетливо, да и вообще она достаточно часто приходит, потому что гривы у лошадей утром часто спутаны. Я поинтересовалась, что ей там надо, и почему она путает гриву лошадям. Оказалось, что ласки залезают на шею лошадям, висят на гриве и слизывают пот с конских плечей. Я подумала, что у такого примечательного зверька должно быть особое место в фольклоре, и стала искать информацию на эту тему. Вот что мне удалось найти

Л аска — один из самых популярных зверьков у многих народов. Она — символ невесты или молодой замужней женщины. Ее зовут панна, хоругвица, хубавичка (от болгарского — «хубавица» — красавица), власица, невестушка, женушка, леличка, байновка, царева невеста, ласиця.

У многих славянских народов считается, что ласка по происхождению является молодой женщиной.

У греков есть легенда, что в ласку превратилась девушка, любившая прясть. Известна басня Эзопа о том, как Афродита превратила в девушку ласку, влюбленную в прекрасного юношу, чтобы они могли обвенчаться. Но во время свадьбы невеста увидела мышь, погналась за ней и превратилась обратно в ласку. Греки, чтобы уберечь от ласки приданое дочери, заговаривают ее: «Ласочка, мы дадим тебе золота и серебра, мы дадим тебе мужа, чтобы ты вышла замуж, имела свой дом и стала хозяйкой».Греки в доме, где поселилась ласка, кладут веретено с пряжей, так как «она любила прясть, пока еще была девушкой».

Так же на Сицилии просят живущую по соседству ласку не душить кур: «Ласочка, ласочка, не трогай наседок, а я тебя обвенчаю, как только буду иметь возможность. Если ты женщина, я дам тебе царского сына, если ты мужичок, я дам тебе царскую дочь».

Ласку нельзя обижать, она может ночью отгрызть брови или волосы. Если ласку дразнить, она плюнет в глаза и человек ослепнет. Ласка — это добрый домовой. Какой она масти — такой и скот подбирают, собаку, кошку, а порой и невесту Обращаются к ней: «Добро пожаловать, моя ласочка, добро пожаловать, моя невестушка».

У гуцулов ласке посвящается день Святой Катерины — 25 ноября (по старому стилю), ведь ласка — покровительница прях и браков. Считается, что появление ласки помогает рожающей женщине. Как известно, ласка пробегала мимо Алкмены, которая никак не могла родить, и вызвала рождение Геракла. По другому поверью, в ласку Гера превратила служанку матери Геракла за то, что она помогла успешным родам будущего героя.


miguele

Сербы считают, что если не дать беременной того, что она просит, то такому человеку ласка прогрызет одежду. Считается, что будет здоpов тот pебенок, под колыбелью котоpого пpобежала ласка. Говоpят также, что она защищает людей от укуса змей.

Поляки и французы верят, что ласка приносит в дом только счастье. Если же ее убить, то выводок ласки поест в доме все шапки или отравит всю пищу. Среди всех животных не убивает никто ласки и ласточки, — говорят гуцулы

У южных и западных славян имеется такая былина: косцы, пахари и жнецы во время работы в поле находят гнездо ласки, и дабы не повредить, переносят в другое место. Ласка, не найдя своих детенышей, напускает в сосуды с водой ядовитую слюну, но когда узнает, что косцы переносят гнездо на прежнее место, все эти сосуды опрокидывает, чтоб не отравить людей. Она никогда не делает зла понапрасну. Сербы считают, что если охотник выстрелит в ласку, пуля вернется и поразит его самого.

У многих славянских и других народов ласка пользуется большим почитанием как охранитель дома. Черногорцы, чтобы заманить ласку, приносят в дом гнездо с ее детенышами. В Боснии считают, что если ласка покинет дом, в котором жила много лет, это означает несчастье для дома. Словаки называют ласку охранительницей скота. Украинцы Покутья верят, что « ласка принесет счастье, если на зиму придет до хаты». В восточном Полесье имеется обычай в чистый четверг идти с освященной четверговой свечой в хлев, чтобы увидеть там ласку и по ее окраске определить, какой масти следует держать скотину.

Согласно некоторым поверьям, в ласке воплощена душа хозяйки, в змее — душа хозяина. Поэтому их и нельзя никому убивать. У славян Зильской долины более всего опасаются убивать белую ласку. У эстонцев ласка — знак счастья. «У каждого хутора — своя ласка». Среди многочисленных поверий о ласке есть и такие, что она помогает человеку стать богатым. Поляки старого Сонча верят, что если несколько раз позвать «госпожа ласка », она появится, будет ластиться к человеку и покажет клад. Греки считают, что в награду за хорошее к ней отношение ласка находит заколдованные деньги и переносит их в дом. У польских евреев существует поверье, что тот, на чьей кровати окажется ласка, будет богат.

Ласка — покровительница скота, лошадей особенно. На Украине, Белоруссии и Польше верят, что скот плодится той масти, какой цвет имеет ласка. «Де в стойки є ласицi, — говорят русины Галиции, — там худоба ведется». В Минской области считалось, что ласки защищают скот от ведьм. Рассказывают, как в одном селении погиб весь скот, потому что там преследовали ласку. Гуцулы тоже не убивают ласку, опасаясь мести со стороны ее сородичей. У эстонцев найти мертвую ласку — к несчастью со скотом.

Кроме всего прочего, ласка — известный истребитель мышей. В разных районах Болгарии, когда хотят избавиться от грызунов в доме, приглашают ласку «на свадьбу». Сербы считают, что ласка может истребить мышей оригинальным способом — она надувает их, и они лопаются. У эстонцев те люди счастливые, что ласку видели. В Фивах ласка почиталась как священное животное.

И еще одно любопытное поверье о ласке — у испанцев в Каталонии считается: если увидеть ласку и сказать ей — «ты красивая», она надувается, пучится, делается человеком, всячески показывая тем свою радость. Что же, доброе слово, как говорится, и ласке приятно.

Ласка — животное-демон связана с Мельницей, болгары даже именуют ее «мельничной кошкой» (воденично коте). Если она повадится лазить в курятник, особыми заклинательными формулами ее отсылают на Мельницу. В славянских диалектах существуют общие названия для Ласки, куницы, горностая, белки, барсука; Ласка, куница, лисица и белка представлены в качестве одного и того же персонажа в различных вариантах сказочного сюжета об ожившей шкурке животного. Всех этих зверей роднит целый ряд общих мифологических характеристик. Хтоническая природа и той или иной степени обнаруживается у большинства этих животных. Например, у горностая в фольклорных текстах: “Как водою он ходил да рыбой-щукою, / По поднебесью летал да ясным соколом, / По подземелью ходил белым горностаем”. Клады “выходят” из земли в виде белых зайцев, горностаев, кошек и т.п. Указать местонахождение клада может Ласка, если ласково к ней обратиться. В белорусских и украинских песнях известен архаический мотив мирового дерева: горностай, бобры или соболи обитают у корней райского дерева; в русских песнях этому соответствует стоящее на горе дерево (кипарис), которое “кунами обросло, соболями расцвело”. В народных поверьях обнаруживается глубокое родство Ласки с гадами, что проявляется, в частности, в общих названиях для Ласки и змеи, червя, мыши. Подобно змее, Ласка считается ядовитой.

Ласка способна отбирать молоко у коров, а пробегая под коровой, портить его, отчего в нем появляется кровь. У Ласки и родственных ей животных обнаруживается родство с птицей, что определяется глубоким мифологическим родством хтонических животных и птиц. Так, Ласка может называться “ласточкой”, отождествляться с ней или представляться в виде зверька с крыльями. Названия Ласки и ласточки родственны по происхождению. Им обеим свойственна женская символика, и обе они покровительствуют скоту, но могут явиться причиной появления молока с кровью и т. д. (Известны сходные песенные тексты о летящем и роняющем перья горностае или бобре.) Ласке присущи также и функции домового (реже представленные у кошки, белки, лягушки, червя). У южных славян считается, что убийство Ласки (как и домовой змеи) повлечет за собой смерть кого-либо из домашних или любимой скотины.

Сходства между Лаской и домовым проявляется и в том, что они по ночам мучают скотину, заезжают коней (так, что утром кони оказываются в пене), заплетают им гриву в виде косы. Домовой по ночам может также заплетать косы женщинам и бороды косичкой старикам, а Ласка ночью погрызть женщинам волосы, а мужчинам усы. У южных славян образ Ласки связан с прядением и ткачеством: в легендах в Ласку обращена невестка, проклятая свекровью за то, что ленилась прясть или, наоборот, кроме прядения, ничем не хотела заниматься; в качестве оберега от Ласки выносят во двор и кладут у ее норы прялку с веретеном.


Mikhail Golubev

У русских же роль пряхи и ткачихи особенно ярко представлена у “горностайки” — персонажа сказов об ивановских ткачах. Горностайка шьет лапками в снегу серебряную стежку. Мальчик - ткач помогает ей распутать серебряную снежную пряжу, спутанную метелью, за что получает от нее волшебную пряжу, благодаря которой ткацкий станок работает сам собой. Сдирая с себя серебряный пух, она прядет из него нервущуюся нитку и, бегая взад - вперед, как челнок, снует серебряную пряжу. Мотки и копны пряжи, которые в лесу во время метели горностайка сматывает из своего серебряного волоса, оказываются потом сугробами снега. У южных славян распространены наименования Ласки, связанные с названиями невесты или молодухи. Чтобы умилостивить Ласку, к ней обращаются как к девушке с обещанием выдать ее замуж. У западных украинцев невесту в свадебных песнях тоже иногда называют “ласицей”. У южных славян Ласка используется в любовной магии: чтобы муж любил жену, она рассекает пополам пойманную Ласку и заставляет мужа пройти между частями ее тушки.

Ласка - невеста связывается с рядом женских прядущих существ, в том числе с домашними духами и русалкой, а как плетение конских грив — роднит домовую Ласку и с образом домового, и с женскими духами (русалками и т.п.). Домовой мог показываться в виде ласки. Возле норы ласки клали веретено и пряжу. Змея (уж) и ласка часто выступают в роли домового. Ласка, атакже змеи и ворон, обладает подземными кладами. Появление у коров кровавого молока в Полесье объясняют тем, что под коровой пробежала ласка. Созвучие Влас - ласка — лежит в основе верованья, что св. Влас охраняет от ласки, которая может вредить скоту. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров, что они делают, приняв облик черной свиньи, или ласки, или лисицы.

Обряд «заклинания ласки» — он очень эффективен и привлекает в дом незамужних или холостых гостей.

Нужно сделать из теста двух зверьков под названием «ласка» женского и мужского пола. Поверья гласят, что когда-то во времена стародавние ласка была нежной девушкой. Однажды ее бросил жених, и ласка от тоски превратилась в зверька. С тех пор она вредит девушкам и женщинам, мешает им встречаться с мужчинами. Чтобы задобрить ласку, нужно проделать такой обряд. Налить в чарку меда, в другую чарку вина и поставить рядом фигурку ласки, слепленную из теста, и фигурку мужа ласки.
Читать заклинание: «Государыня ласка! Я сделаю тебя золотой и серебряной, дам тебе мужа, чтобы ты повенчалась, имела свой дом и стала хозяйкой. Добро пожаловать, государыня ласка!»
Надо хранить фигурки ласок и угощение в чарках до Рождества следующего года.

  • Пол: Женщина
  • Город: Екатеринбург
  • Интересы:

Версии:
"Можно представить себе, что ласки действительно способны так спутать гриву, что на ней образуются какие-то косички. «Но, - пишут авторы статьи, - коса косе рознь. Одного взгляда на «наши» косички достаточно, чтобы отказаться от мысли о ласке. Никакие лапы не в состоянии так искусно скрутить и перевязать их. Косички представляют собой скорее петли, сделанные из трех жгутов. Два из них скручены из пучков волос. Затем один из этих двух скручен с третьим более слабо закрученным жгутом (из чего можно сделать вывод, что, когда закручивался третий жгут, руки не отпускали первые два, поэтому он и не такой плотный). После этого, примерно с середины длины жгутов, они сплетены все три вместе в некое подобие косы и завязаны несколькими крепкими узлами, так что образуется довольно прочная петля, и ее нельзя разорвать даже большим усилием..."

«Итак, звери косичек заплетать не могут, люди - не заплетают. Тогда кто же? Когда мы расспрашивали об этом местных жителей, то некоторые отвечали: это гуляйбаны заплетает косички, катается на лошадях, портит молоко у кобыл».

Гуляйбаны - одно из местных названий кавказских гоминидов. Алмасты, каптар, пеша-адам, гуляйбаны - все это означает «дикий», «лесной» человек.

"Среди легенд, которые окружают этого крохотного хищника, существует одна совсем уж невероятная и непонятная - будто бы по ночам ласка забирается в конюшни, чтобы "заплетать" лошадям гривы в косички. Представьте себе: лошадь - и ласка... Остается только развести руками: чего только не напридумывают одни люди и чего только не берут на веру другие"

"Интересные узелки и косички возникают на гриве лошадей, видимо, как своеобразная "химическая завивка" при орошении мочой ласки, которая любит поиздеваться над лошадью в стойле, прыгая по гриве и иногда даже надкусывая ей кожу"

"Есть еще теория, что косички завязывает ласка, она приходит по ночам на конюшни и щекочет лошадей, тормоша их гриву, и слизывает лошадиный пот"


  • Пол: Женщина
  • Город:
  • Интересы:

Про косички в гриве у лошади, хочу добавить. Не знаю на сколько это является правдой, но помню мне (когда я была маленькой) рассказывала бабушка, что это являлось одобрением домового.

  • Пол: Женщина
  • Город: Санкт-Петербург
  • Интересы: Люблю работу... Люблю лошадей, горы и парусники... Люблю, когда ветер в лицо и дождь... А еще читаю сказки... И верю в добро.

Мариш, не домового, а конюшего. Есть такой персонаж в русской мифологии. Не знаю, кто на самом деле это делает, но распутывать такие косички - это жесть... У нас в конюшне только у одного коня такие косички бывают. Зато регулярно... Кстати, привет!

  • Пол: Женщина
  • Город: г. Тольятти
  • Интересы: природа, лошади, собаки,горы, море, хорошая компания

Привет всем! На счет ласки я тоже много слышала и именно то, что она слизывает лошадиный пот и заплетает гриву в косички, у нас на конюшне никогда такого не наблюдалось.

здравствуйте, хмурые дни, горное солнце прощай, мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.

  • Пол: Женщина
  • Город: 414000, г.Астрахань, ул.Урицкого 21 кв.4
  • Интересы: Верховая езда, слушать музыку, танцивать, а больше всего люблю путишествовать.

  • Пол: Женщина
  • Город: Екатеринбург
  • Интересы: Если всадник без головы - то лошади приходится думать за двоих

Margo (16.11.2007, 12:57) писал:

Особенно ГУЛЯЙБАНЫ хорошо звучит.
Мне почему-то так захотелось назвать одного товарища


А что, Артур сам свой пост удалил, али ему кто-то без предупреждения помог??? я понимаю, что не в тему было сообщение... я не то чтоб ругаюсь, а то вдруг в нашей песочнице тоже какой нить домовой - гуляйбан завелся)))))))))) и подтирает тут глядишь сообщения)))))))))))))))

"Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было:)" (Габриэль Г. Маркес)

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары