Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)". Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук
Ишмухаметова Лия Зуфаровна
учитель–логопед
МАДОУ ЦРР д/с № 254
Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.
Коррекционно-образовательные: – обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля; – закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”; – закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
Коррекционно-развивающие: – автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах; – развитие фонематического слуха и восприятия; – улучшение мелкой и общей моторики и координации движений; – развитие дыхания и голоса; – развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: – воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: Картинки со звуком Ш, Изображение героя – Нюши; Картинки « На что похожа бука Ш»; Наборное полотно с буквами; схема — характеристики звука. Сундучок с предметными картинками; конверты на каждого ребенка: конверт № 1 «Отыщи буку Ш»; конверт № 2 буква Ш, слоги ША, ШУ из разрезной азбуки; конверт № 3конструктор буквы; конверт №4 с трафаретом заглавной и строчной буквы.
Ход занятия:
1.Оргмомент. Сядет тот, в чьем имени есть звук Н, К, М, А. 2.Сообщение темы занятия. (К нам на занятие сегодня пришла гостья и принесла картинки. Назовите картинки и определите общий звук в словах. Правильно. Сегодня на занятии мы вспомним звук Ш, и познакомимся с буквой Ш; Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш?)
Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос) - губки свободны;
Губки бубликом.
Широкий язычок наверху образует “чашечку”.
Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Горлышко “молчит”.
3.Характеристика звука по акустическим признакам. (Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке?) Звук [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. 4. Игра “Поймай звук ” (–Нюша хочет посмотреть к, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Ш], хлопните.)
р, б, ж, ш,р, с,з, ш…; ра, жа, шу, ры, со, ши..; ар, ош, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, шуба, игры, камыши, топор, чемодан. (Молодцы! Вы очень внимательные!)
5.Определение места звука в слове. (Нюша приготовила для вас сундучок с заданием, достаньте картинку и найдите место звука Ш в слове.Молодцы, с заданием справились.)
6. Знакомство с буквой Ш. (Звук Ш обозначается буквой Ш Вспомните правило о звуках и буквах. (Выставляется карточка с изображением буквы «Ш»). Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Посмотрите на букву и попробуйте придумать, на что она похожа.
Нюша тоже любит играть с буквами, вот что у нее получилось!)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул, и буква Ш.
Буква «Ш» совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
7. « Найди букву».
(Нюша собирается пойти погулять вместе с букой Ш, на улице холодно, а у буквы нет шапки, давайте подарим букве Ш настоящую шапку. Достаем конверт под номером … находим букву Ш и рисуем ей шапочку. Теперь буква Ш может смело идти гулять.)
8.Физминутка. « У жирафа пятна»
9.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. (Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)
10.Чтение слогов и слов. Давайте вставим букву Ш в кассы букв. Буква Ш подружилась с буквами А, У. Достаем из конверта букву Ш и слоги и поселим в домик. А теперь давайте прочитаем их для Нюши.
ША УМ МАМА МАША
ШУ АМ МАРА ШУМ
АШ МА МУРА ШУРА
УШ МУ РАМА УРА
11.Обведение и штриховка буквы в тетрадях.
(Нюша предлагает обвести букву Ш в тетради. Открываем тетради, Нужно отступить две клетки сверху, две клетки слева, в этот уголок приставляем заглавную букву Ш, левой рукой крепко прижимаем букву к тетради, она
должна быть неподвижной. Берем карандаш и аккуратно обводим букву. Линии проводим 1 раз, обводим. От заглавной буквы отступаем две клеточки вправо, прикладываем Маленькую букву ш, выравниваем по нижней линии и обводим ее. После обводки буквы будем штриховать вертикальными линиями. Посмотрите на доску: ставим карандаш в верхний левый угол и ведем вдоль клеточки вниз, проводим вертикальные линии. Штрихуем. Кто заштриховал, убираем тетради на край стола).
12. Подведение итогов занятия.
Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Какие задания мы выполняли?
1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Выделять звук из слов, делить слова на слоги.
3. Фонемный анализ слов типа КОШКА.
4. Познакомить детей с буквой Ш.
5. Читать прямые и обратные слоги.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, пеналы, буква, палочки, игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент.
Дети сидят на своих местах.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
Ребята, назовите героев сказки «Крокодил Гена и его друзья». (Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др).
Послушайте, кто поёт эту песенку (звучит песенка Чебурашки). Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости.
Логопед ставит на парту игрушку Чебурашка.
Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).
На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.
Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?
Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.
Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).
Артикуляция звука (язык чашечкой, губы округлены), характеристика (согласный, твердый, глухой).
У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В имени какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).
В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).
3. Автоматизация звука [ш] в слогах .
Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Чебурашка насторожился).
Шта-што-шту-шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?
4. Фонемный анализ слов .
Посмотрите, кто встретился Чебурашке по дороге (мишка, кошка).
Фонемный анализ слов мишка, кошка.
5. Автоматизация звука [ш] в словах .
Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.
а) Игра «Назови картинку». Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)
б) Игра «Добавь словечко».
Логопед говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.
Я по лесу шел и волнушку… (нашел). Дальше я в лес… (пошел), в чащу леса … (зашел) и к избушке … (подошел), потом в избушку … (зашел), ничего там не … (нашел), дальше … (пошел). К дереву я … (подошел), там я сладкий мед … (нашел). По дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).
в) Игра: «Разложи картинки». Деление слов на слоги.
Чебурашка шёл по дороге и увидел 3 домика.
На доске - три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны разложить свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.
6. Физминутка (проводится на ковре).
Слушайте стихотворение и выполняйте действия.
Делай круг!
Шире круг!
Справа друг.
Слева друг.
Мы идём по кругу,
Песенку поём.
Группа наша дружная.
Весело живём.
А теперь приготовьте свои ручки.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
7. Автоматизация звука [ш] в предложениях . Анализ состава предложения.
Теперь составьте предложение со своим словом. В предложении должно быть пять слов. Покажите Чебурашке, чем мы обозначим слова в предложении. Анализ предложения.
Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).
С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).
8. Знакомство с буквой Ш : обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.
Ой, а в конверте кажется ещё что-то есть. Посмотрите, это буквы.
Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ш.
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Назовите слова со звуком [ш].
Занятие окончено.
Подготовила и провела
учитель-логопед Мартьянова К.Н.
Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.
Виды сигматизма те же, что и у свистящих.
Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.
Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.
Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.
Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.
Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.
Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.
Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш
Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.
1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»
2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.
3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.
Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».
- Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
- Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- Мышцы языка не слишком напряжены;
- Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
- Между зубами маленькая щелочка;
- Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
- На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
- Голосовой моторчик не работает.
Подготовительные упражнения для звука «Ш».
Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.
Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.
Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.
Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.
Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «Ш»
Программное содержание:
Автоматизировать звук (ш) в слогах, словах, тексте.
Учить согласовывать существительные с числительным.
Закреплять названия диких животных и их детенышей.
Развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук).
Оборудование:
Фланелеграф: дикие животные на магнитах; два листа бумаги; два фломастера; две лягушки (игрушки).
Ход занятия:
Логопед:
Здравствуй. Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук (Ш). Сначала нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционные упражнения: Заборчик, трубочка, широкий язычок, подуй на широкий язычок, лошадка, грибок, гармошка, чашечка, чашечка на верхние зубы, пошипи как змея.
Пальчиковая игра «Игра на пианино»
При произнесении слогов ша - шо - шу - ши - шэ ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого и наоборот.
Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»
(Левая рука - ашка - ошка - ушка - ышка - , правая рука - ошта - ушто - ишты - ашты), каждый палец дотрагивается до большого пальца.
Логопед:
Повтори слова за мной: шкаф, школа, шкатулка, штопор, штаны, штык, штаб, штопать, штора, шмель. Закончи слово одинаково: Бабу - шка; деду -; ми -; пу -; кату -; поду - ; ко - ; мо - ; пы - ; опу - … .
Логопед:
Плюшевому мишке мама штопает штанишки.
Игра: «Я - ты - он - мы - вы - они»
Штопаю штанишки
Плюшевому мишке.
Логопед:
Отгадай загадку.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Кто это?
Ребенок.
Лягушка.
Логопед:
Правильно лягушка.
Посчитай сколько их сидит в болоте?
А теперь скажи о двух лягушках.
Ребенок:
В болоте живут -
Мы увидели -
Дети подошли -
Они любовались -
Цапля подкралась к -
Она хотела съесть -
Дети рассказали о -
Учитель - логопед.
А давай и мы с тобой поиграем нашими лягушками.
Разыгрывается диалог между ребенком и учителем - логопедом.
Откуда идешь ты,
Лягушка квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту, квасоль и квартошку.
Логопед:
Представь, что это болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Проводится дидактическая игра. Молодец. Сейчас мы с тобой друг другу сделаем подарок. Возьмем фломастер и лист бумаги. Повторяй все, что я говорю, и рисуй точно так же как я (правой рукой).
Логопед:
Жили, были два брата. Одного звали Мишка, другого Тимошка. Вырыли они колодец. Обложили соломой, чтобы не замерз. Обнесли его забором. Из-за забора торчали две трубы. Печка есть, топить нечем. Едет Мишка в лес за дровами. Едет, едет, бух в ямку, едет, едет, бух в ямку. Заблудился. Полез вверх на дерево. Смотрит: две трубы видны. Слез с дерева и поехал домой. Здравствуй, Тимошка. Вот тебе кошка.
Итог занятия:
Расскажи, что ты делал на занятии? Большое тебе сегодня спасибо, ты молодец!
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»
Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .
2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.
3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .
4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.
5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .
Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.
План занятия :
I. Организационный момент.
Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность
«Доброе утро» :
Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.
II. Сообщение темы занятия .
Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.
III. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.
Дети : Здравствуй, Шуршунчик.
Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!
Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?
Шуршунчик : Не жнаю!
Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?
Шуршунчик : Нет!
Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.
Ребята, чтоб слова звучали гладко,
Давайте сделаем для язычка зарядку.
- «Улыбка» :
Рано утром мы проснемся,
Маме с папой улыбнемся.
- «Заборчик» :
В окно выглянем во двор
И увидим там забор.
- «Маляр» :
Чтобы дома было чисто,
Потолок покрасим кистью.
- «Чашечка» :
А теперь мы отдохнем,
Чашку чайную возьмем.
- «Вкусное варение» :
Чай с варением попьём.
- «Лошадка» :
По дорожке узкой, гладкой
Мы поскачем на лошадке.
- «Грибок» :
У дорожки есть дубок,
Под дубком растет грибок.
- «Гармошка» :
Мы от радости немножко
Поиграем на гармошке.
Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !
IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .
Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?
Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!
Ребята, вы догадались, какой это звук ?
- Звук Ш .
Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.
Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.
Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.
Давайте повторим характеристику звука Ш .
Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.
Шуршунчик : Ой, какие молодцы!
V. Игра «Поймай звук Ш » .
Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.
Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .
Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :
А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш
Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО
В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА
Шуршунчик : Молодцы, справились!
VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .
Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?
Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.
Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.
Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ
А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.
Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .
VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .
Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.
Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .
Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.
Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .
Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.
Шуршунчик : Молодцы!
VIII. Физкультурная минутка.
Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?
Шуршунчик : С удовольствием!
Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, ушки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз,два,три,четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
IX. Знакомство с буквой Ш .
Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.
Логопед : Спасибо, Шуршунчик!
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша ,
Букву Ш я написала :
Три шеста и снизу шпала.
Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .
Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .
X. Чтение слогов и слов по карточкам :
АШ УШ ОШ ЫШ
ША ШУ ШО ШИ
ШАГ ШУМ ШОК ШОВ
У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА
XI. Работа на листах Рабочего Букваря .
Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .
Дети раскрашивают букву .
XII. Итог занятия .
Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?
Дети отвечают.
Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!
Логопед : До свидания, Шуршунчик!