Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Патологии голоса. Нарушения голоса: органические и функциональные

Введение

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса

Патология голоса, возникающая в следствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояния после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Проявляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет свое нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку.

Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного, нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения. Положения голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной - дыхания. Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные параличи и парезы гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и у взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространятся по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функции может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, та как трахея разобщается с глоткой.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые не зависимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них - особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин - это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические , каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжёлым нарушения речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушения голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо - или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса . Патология голоса, возникающая в следствие анатомических или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведёт к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голос, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного или возвратного нерва. Более распространёнными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на поражённой стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной – дыхания. Нарушения двигательной функции гортани ведёт к неврогенным парезам внутренних мышц на повреждённой стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затруднённое дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжёлым.


Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере её роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжёлые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребёнка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжёлая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребёнка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложнённые случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более лёгких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искажённому голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них – особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин – это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создаёт угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Функциональные нарушения голоса. Наиболее распространенные и многообразные – это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более лёгком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Всё это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своём дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусовые афонии и дисфонии.

Фонастения – нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает её врождённым координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и чётко разграничивает её с врождённой. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остаётся щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от лёгкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, формирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, илипоявляется резко искажённый, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряжённым смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И.И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70 – 80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония . Возникает она внезапно как реакция как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Высота звука - субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний

Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения высоты, силы и тембра. Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

Органические расстройства

Функциональные расстройства

Центральные

Периферические

Центральные

Периферические

Медицинс-кий

Псевдо-бульбар-ный паралич

Патолого-ана-томические изменения в гортани

Патологоана-томические изменения в надгортанной трубе

Сниже-ние слуха

Патологическая мутация

Логопеди-ческий аспект

Афония, дисфония при ана-трии, ди-зартрии

Афония, дисфония

Ринолалия

ринофония

Дисфо-ния

Рино-фония

Истерическая (гипокинетическая) афония и дисфония

Гиперки-нетичес-кая афония и дисфония

Психоло-гический аспект

Снижение коммуникативной функции речи, нарушение эмоционально волевой сферы

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса - п атология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Эти нарушения считаются хроническими и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения (профессиональное заболевание у лиц голосоречевых профессий), гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии (перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации).

Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во-вторых, её интонационную выразительность. Интонация оказывает сильное воздействие на слушателя. Благодаря ей мы понимаем не только непосредственно сами слова и фразы, но и скрытый за ними подтекст (в некоторых случаях и «да» может прозвучать как «нет»). «Бубнящую» речь бывает так трудно слушать и понимать именно потому, что в ней отсутствует интонационная выразительность.

Разнообразие интонаций достигается изменением высоты, силы и тембра голоса - его основных характеристик. А это значит, что каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса детей в семье и школе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройствам.

Истинную цену голоса знает только тот, кто его потерял или страдает стойкими его нарушениями. Вот высказывание 38-летней больной, которая после тяжёлой психической травмы в течение 18 лет могла пользоваться только шёпотной речью: «Я раньше никогда не думала, что голос так нужен». И надо было видеть её не передаваемую обычными словами реакцию на появление у неё первого звука голоса в процессе начавшейся восстановительной работы!

Созревание голоса охватывает длительный период времени - от рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, а следовательно и состояние голосовой функции, зависит от функционирования половых желёз и других желёз внутренней секреции. В связи с этим как в период полового созревания, так и в климактерический период у людей происходят существенные возрастные изменения голоса. И вообще голосовая функция настолько тесно связана с соматическим и нервно-психическим состоянием человека, что об изменениях этого состояния в каждый данный момент мы можем безошибочно судить по голосу. Не напрасно существует так много очень образных выражений для характеристики голоса: «радостный», «взволнованный», «раздражённый», «злой», «угасший», «иссякающий», «сильный», «слабый», «ласковый», «приветливый», «робкий» и т. п. - кажется, так и представляешь себе не только внутреннее состояние человека, но в некоторой степени даже его внешний вид на основании любого из приведённых здесь слов.

органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;

надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску.

Резонатор - это полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Он усиливает звук и придаёт ему тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причём грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса». Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное с наличием нёбных расщелин или с парезами мягкого нёба, приводит к появлению носового оттенка голоса - ринофонии (страдает только голос) или ринолалии (наряду с голосом нарушается и звукопроизношение).

В норме голосовые связки могут находиться в двух основных положениях - в сомкнутом и разомкнутом (см. рисунки). Разомкнутыми связки бывают во время дыхания вне речи, что позволяет воздушной струе беспрепятственно проходить через гортань как при вдохе, так и при выдохе. В разомкнутом же положении находятся они и при шёпотной речи, а также во время артикулирования глухих согласных звуков (П, Т, К, С, Ш, Ф, X, Ц, Ч, Щ). Если в это время приложить руку к гортани (передняя часть шеи), то мы не почувствуем в этой области никакой вибрации. В процессе голосообразования (при произнесении гласных и всех звонких согласных звуков) связки плотно смыкаются между собой и приходят в состояние вибрации, которую можно ощутить приложенной к гортани рукой. Именно благодаря этой вибрации голосовых связок и образуется голос. Какие же причины могут приводить к расстройствам голоса? Таких причин много, они крайне разнообразны и к тому же в происхождении голосовых расстройств играют далеко не однозначную роль. Назовём наиболее распространённые из них:

заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок;

нарушения резонаторной системы;

болезни органов дыхания (лёгких, бронхов, трахеи);

заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы;

эндокринные расстройства (в частности, заболевания щитовидной железы);

нарушения слуха, затрудняющие общую «настройку» голосообразующего аппарата ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля;

длительное курение;

систематическое употребление алкоголя;

воздействие ядохимикатов;

частое пребывание в пыльных помещениях;

резкие температурные колебания (в частности, питьё холодной воды и особенно холодного молока и соков в разгорячённом состоянии);

психические травмы.

Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Действие функциональных причин не вызывает видимых изменений в строении голосового аппарата, а лишь нарушает его нормальное функционирование. В соответствии с классификацией причин и сами расстройства голоса делятся на органические и функциональные.

«Певческие узелки», то есть небольшие выпячивания, на голосовых связках (см. рисунок), препятствующие плотному их смыканию. Образование таких узелков чаще всего бывает связано с перенапряжением, переутомлением голоса.

Папилломы (новообразования в виде «цветной капусты»), распространяющиеся не только на область самих связок, но и на другие отделы гортани (так называемый папилломатоз гортани). После удаления папиллом, как правило, остаются рубцы, которые также препятствуют нормальному голосообразованию.

Стеноз (сужение просвета) гортани как результат перенесенного дифтерита, а также следствие ожога, ранения или какой-либо другой травмы.

Частичное или полное удаление гортани в связи со злокачественными новообразованиями.

Расщелины мягкого и твёрдого нёба, нарушающие нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов.

Органические нарушения голоса, обусловленные поением центрального отдела голосового аппарата, чаще всего наблюдаются при органически обусловленных параличах и парезах голосовых связок, когда поздние не могут нормально смыкаться (см. рисунки), а также при параличах и парезах мягкого нёба, приводящих к появлению носового оттенка голоса. Сочетание того и другого имеет место при дизартрии.

Органические расстройства голоса часто встречаются у детей. Они могут быть связаны с рубцовыми изменениями в гортани после удаления папиллом, с постдифтерийными стенозами гортани, с нарушениями в системе резонаторов, обусловленными наличием нёбных расщелин, с параличами и парезами голосовых связок и мягкого нёба при дизартрии и с другими причинами.

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. Функциональные нарушения голоса периферического характера чаще всего бывают связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом. К центральным функциональным расстройствам голоса относятся такие его нарушения, которые имеют психогенное происхождение и являются преимущественно результатом психотравмы. Однако чёткую границу между органическими и функциональными нарушениями голоса провести очень трудно, поскольку длительно существующие функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани. Примером тому может быть образование на голосовых связках «певческих узелков» в результате иногда довольно длительного неправильного пользования голосом.

Невозможность правильного голосообразования при органических повреждениях голосового аппарата очевидна. Что же касается функциональных нарушений голоса, особенно центрально обусловленных, то механизм их происхождения необходимо объяснить. Здесь чаще всего имеет место сочетание трёх неблагоприятных факторов, следующих один за другим.

Во-первых, ещё до возникновения голосового расстройства у больного появляется своего рода предрасположенность к нему в виде уже возникшего невротического состояния, невротического фона. В этом отношении здесь можно провести некоторую параллель с предрасполагающими причинами заикания, при наличии которых дальше уже становится достаточно лишь небольшого внешнего «толчка» для наступления срыва.

Во-вторых, всегда имеет место какой-то «пусковой момент», вызывающий первичное нарушение нормального голосообразования. В такой роли в разных случаях могут выступать самые различные жизненные обстоятельства. Приведём несколько конкретных примеров.

Пример 1. Студентка, переносившая «на ногах» простудное заболевание, давала в школе уроки во время педагогической практики. По вполне понятной причине голос её звучал хрипло и временами срывался. У неё возник сильный страх по поводу того, что «это навсегда». До обращения за логопедической помощью в течение 6 лет говорила только шёпотом и вынуждена была поменять педагогическую профессию на работу в библиотеке.

Пример 2. Молодой человек, вышедший в зимнее время из бани, сразу выпил кружку холодного пива. В тот же вечер голос (опять-таки по вполне понятной причине) полностью пропал, и говорить стало можно лишь шёпотом. Так продолжалось полгода, до поступления в речевой стационар.

Пример 3. На глазах у 8-летней девочки с невротическим складом характера попали под машину и погибли мать и брат. Голос пропал мгновенно и полностью, после чего не было возможности разговаривать даже шёпотом в течение целых 17 лет.

В-третьих, мгновенная потеря голоса или неправильное голосообразование, однажды возникшее или многократно возникавшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса и в дальнейшем является основой для существования функционального нарушения голоса. Именно это и имело место во всех трёх приведённых нами примерах.

В плане профилактики возникновения функциональных нарушений голоса хотелось бы сказать следующее. Прежде всего здесь важно понять, что временное расстройство голосовой функции, наступившее по каким-то вполне очевидным причинам (простуда, переутомление, пребывание в дымном или пыльном помещении и пр.), бесследно пройдёт в том случае, если для голосового аппарата на некоторое время будут созданы щадящие условия в виде отсутствия или сведения к минимуму голосовой нагрузки. В противном случае неправильное пользование голосом закрепится и к тому же неизбежно «обрастёт» вторичными психическими наслоениями.

Что касается опять-таки временной потери голоса при стрессовых ситуациях, то к этому также следует отнестись разумно. В момент сильного испуга общее торможение распространяется не только на голос и речь, но нередко и на многие другие функции организма. Но через некоторое время всё само собой нормализуется, в том числе восстанавливается голосо- и речеобразование. Однако оно восстанавливается в самую последнюю очередь, что вполне закономерно: речевая функция у человека появилась позднее всех других и является наиболее ранимой. Поэтому при всякого рода стрессах не надо впадать в панику и фиксировать внимание на любых возможных расстройствах - лучше временно воздержаться от речи и вполне осознанно дать возможность своему организму полностью прийти в норму.

Таким образом, профилактика функциональных нарушений голоса слагается из мероприятий по укреплению нервной системы и предупреждению невроза, с одной стороны, и предупреждению фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования, с другой. (Патологические механизмы голосообразования особенно легко закрепляются у невротиков). Что касается профилактики голосовых расстройств в целом (включая и органические нарушения голоса), то она должна быть направлена на предупреждение действия тех причин, которые приводят к таким расстройствам.

Помимо уже рассмотренного нами деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывающего их причинную обусловленность, эти расстройства принято классифицировать и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся расстройства голоса.

Истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса при невозможности даже шёпотной речи, связанная с психической травмой. Яркий его пример был приведён на с. 162.

Афония - отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи (от греческого phone - голос). Непосредственная причина афонии - отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может быть вызвана как органическими (органически обусловленные параличи и парезы голосовых связок), так и функциональными причинами. Примеры последнего см. на с. 161-162. При функциональной афонии, в отличие от органической, у больного имеется звучный кашель, что лишний раз свидетельствует о возможности нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, «нестационарность» патологических изменений в гортани: имеющиеся отёчность, покраснение, утолщение голосовых связок и недостаточность их смыкания носят преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие сенсорных расстройств - ощущение сухости, тяжести или инородного тела в горле, а нередко и болевые ощущения. Всегда имеются и общеневротические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т. п.

Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным (слишком высоким), монотонным, «бубнящим», глухим, сдавленным, «квакающим», «металлическим», с носовым оттенком и т. п. В основе дисфонии также могут лежать и органические и функциональные причины.

Фонастения - нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании («осечках») и сопровождающееся неприятными ощущениями в горле (царапание, жжение, щекотание, сухость, боли). Чаще всего фонастения является профессиональным заболеванием голоса у людей, имеющих большую голосовую нагрузку, особенно при условии неправильного пользования голосом. Предрасполагающими факторами могут оказаться нервно-психические переживания, а также острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей. Фонастению принято относить преимущественно к функциональным расстройствам голоса, однако по существу она стоит как бы на границе между функциональными и органическими нарушениями, поскольку при ней постепенно нарастают патологические изменения в гортани, появляются узелки на голосовых связках. У детей фонастения может возникать в результате криков и неправильного обучения пению.

Патологическая мутация голоса (от лат. mutatio - изменение, перемена) относится к его функциональным расстройствам, однако её тоже можно рассматривать как пограничное нарушение, стоящее между функциональными и органическими. На вопросе о патологической мутации голоса необходимо остановиться подробнее ввиду его большой важности для профилактики стойких нарушений голоса у детей и подростков.

Голос ребёнка отличается от голоса взрослого человека по всем основным характеристикам - по силе, высоте и тембру. Это объясняется ещё не полной анатомо-физиологической зрелостью голосового аппарата ребёнка. В частности, детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своему размеру, чем гортань взрослого, соответственно более короткими являются и голосовые связки. Грудной резонатор ещё мал по объёму и слаб, вследствие чего преобладающую роль при голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие голосу «головное», то есть высокое звучание. Недостаточно сильной является и струя выдыхаемого воздуха. Голосовые связки колеблются только своими краями. По этим причинам, наряду с высоким звучанием, детский голос характеризуется небольшой силой и малым диапазоном, причём голоса мальчиков и девочек до определённого возраста не имеют больших различий.

Мутация (возрастная «ломка») голоса - это физиологическое явление, наблюдающееся в период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается дисгармоничный, неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата: быстро увеличивается в размерах гортань, выпячивается «кадык», удлиняются и утолщаются голосовые связки, увеличивается объём языка, тогда как рост резонаторных полостей и надгортанника заметно отстаёт. Гортань начинает занимать более низкое положение. Суть мутации голоса состоит в том, что в этих резко изменившихся анатомических условиях нарушается уже сложившаяся нормальная координированная работа разных частей голосового аппарата, что и приводит к неустойчивости пользования голосом. Это усугубляется ещё и непривычностью возникающих у подростка кинестетических ощущений при речи и пении - речевые органы становятся как бы не совсем ему «подвластными», «незнакомыми».

Весь период мутации условно может быть разделён на три стадии:

стадия предмутационных изменений, во время которой голос подростка становится более сильным и жёстким и в то же время начинает терять высокие тона;

стадия основного кризиса голоса, продолжающаяся 2-3 месяца и выражающаяся в неуверенном, неустойчивом пользовании голосом - человек как бы не вполне владеет своим голосом, теряет способность управления им (голос то звучит на высоких, «петушиных» нотах, то резко переходит почти на бас);

постмутационная стадия, занимающая 2-3 года, в процессе которой голос «дозревает» до своего окончательного тембра.

Наблюдается всё более и более учащающееся «соскакивание» звуков на низкие ноты, которое затем постепенно прекращается, и «мальчишеский» тембр голоса сравнительно незаметно заменяется мужским.

Голос «грубеет» резко, почти мгновенно, без какого-либо постепенного перехода. Иногда при этом может наблюдаться непродолжительная охриплость голоса или даже полная афония, с исчезновением которой у подростка сразу устанавливается вполне сформировавшийся мужской голос.

В большинстве случаев мутация голоса протекает сравнительно спокойно, однако у некоторых подростков она приобретает патологический характер. Это может проявляться в том, что и по истечении подросткового возраста голос продолжает сохранять высокое звучание, то есть мутации как бы не происходит. Гортань при этом так и не опускается, а по-прежнему занимает высокое положение. В других случаях патологический характер мутации проявляется в её затянувшихся сроках. Так, иногда в течение нескольких месяцев или даже лет наблюдается неустойчивость пользования голосом с постоянным чередованием в разговоре высоких и низких тонов. И, наконец, уже после завершения мутации может сохраняться дисфоничное звучание голоса.

Патологический характер мутации может быть обусловлен эндокринными нарушениями или несоблюдением гигиены голоса (раннее курение, употребление спиртных или других раздражающих слизистую оболочку гортани напитков в период уже начавшейся мутации голоса, перегрузка голосового аппарата, продолжение занятий пением и пр.). По этой причине в очень ответственный период возрастного изменения голоса необходимо соблюдение профилактических мер, направленных на максимальное щажение и охрану голосового аппарата ребёнка, что будет способствовать спокойному протеканию мутации.

Голос ларингоэктомированных больных, то есть больных с удалённой гортанью. Это органическое расстройство голоса, вызванное грубыми анатомическими изменениями в голосообразующем аппарате. По сути дела образование голоса естественным путём в этих условиях полностью исключено. У таких больных специальными методами воспитывается так называемый «псевдоголос», позволяющий им сохранить возможность речевого общения. Однако даже и в этих, казалось бы, самых безнадёжных случаях иногда наблюдается проявление буквально неограниченных возможностей человеческого организма. Так, имеются данные о самовосстановлении звучной речи у больных с удалённой гортанью, которым через некоторое время после операции удавалось выработать у себя не только шёпотную, но и звучную речь.

Обследование больных с нарушениями голоса носит комплексный медико-педагогический характер. В нём обязательно участвуют отоларинголог, невропатолог, логопед (фониатр), психолог. Основной задачей обследования является выяснение причины и механизма голосового расстройства и определение на этой основе наиболее рациональных путей коррекционного воздействия.

При сборе анамнеза особенно тщательно выясняется давность и особенности самых первых проявлений голосового расстройства, а также характер его дальнейшего течения (постоянство симптомов или их изменчивость в зависимости от различных условий). Последнее более характерно для функциональных нарушений голоса, причём сами по себе «умозаключения» больных о влиянии на голос тех или иных условий могут представлять значительный интерес. (Например, одно только заявление 18-летней больной о том, что голос у неё сразу улучшается после того, как она поест сосисок, заставило предположить функциональный характер дисфонии, что в дальнейшем было подтверждено объективными методами исследования).

Проводится обязательный осмотр гортани и голосовых связок при помощи специального гортанного зеркала (ларингоскопа), а также исследование слуха, о роли снижения которого в происхождении голосовых расстройств мы уже говорили. В случае необходимости делаются и другие объективные исследования, а иногда даже лабораторные анализы. Выявляются возможные отклонения в эмоционально-волевой сфере больного, адекватность его отношения к имеющемуся голосовому расстройству и к возможности его преодоления и пр. На основе сопоставления всех полученных данных делается заключение об органическом или функциональном характере голосового расстройства и ставится окончательный диагноз, позволяющий определить наиболее оптимальные пути коррекционного воздействия.

Для преодоления как органических, так и функциональных расстройств голоса используется комплексное воздействие на больного, конкретное содержание которого варьируется в зависимости от имеющейся картины нарушений.

В частности, при функциональных нарушениях голоса по понятным причинам большое значение придаётся психотерапии, которая нередко приобретает решающее значение в деле преодоления голосовых расстройств. Так, при умелом психотерапевтическом подходе к больному голосовая функция у него нередко восстанавливается уже в ходе самого обследования.

В случае надобности проводится общеукрепляющее лечение, рассчитанное в том числе и на укрепление нервной системы больного, поскольку состояние последней оказывает большое влияние на общую эффективность логопедической работы. Положительное воздействие на мускулатру гортани и её слизистые оболочки оказывают массаж и физиотерапевтические процедуры, способствующие регуляции кровообращения и уменьшению количества слизи. На фоне этих общеоздоровительных мероприятий больному предлагается строго соблюдать голосовой режим, не допуская перегрузки голосового аппарата. Иногда даже на некоторое время рекомендуется полное молчание или переход на шёпотную речь.

Большое внимание уделяется дыхательным и артикуляторным упражнениям, поскольку полноценное речевое дыхание и правильное артикулирование звуков уже сами по себе способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи. Далее переходят к так называемым ортофоническим упражнениям (ортос, по-гречески, прямой, правильный), конечной целью которых является восстановление единой, координированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, а также речевой функции в целом. Вся эта работа носит сугубо специальный характер, требует профессиональных знаний и поэтому останавливаться на ней более подробно здесь не имеет смысла.

После окончания лечения больному в течение некоторого времени рекомендуется соблюдать щадящий режим и придерживаться необходимых профилактических мер.

При органических нарушениях голоса в общем комплексе воздействия на больного большое место занимают медицинские мероприятия - медикаментозное и другое лечение, прижигания, ингаляции, оперативное вмешательство и пр. Используются даже некоторые специальные приспособления (типа, например, «искусственной гортани» для больных с удалённой гортанью или обтураторов). Психотерапевтическое воздействие здесь также сохраняет своё важное значение, однако оно приобретает несколько иную направленность.

Эффективность преодоления голосовых расстройств во многом определяется их причинной обусловленностью. При наличии грубых анатомических изменений в голосообразующем аппарате, а также при органических параличах и парезах в большинстве случаев достигается лишь та или иная степень улучшения. Функциональные расстройства голоса часто поддаются полному устранению. Однако далеко не последнюю роль в этом вопросе играют личностные особенности человека, страдающего нарушением голоса, его собственная организованность и настойчивость в достижении цели.

Современный клинико-психолого-педагогический подход к классификации нарушений голоса.

Этиология голосовых нарушений весьма разнообразна: заболевания гортани, носоглотки, дыхательных путей, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (значительное увеличение голосовой нагрузки, форсирование голоса, значительная голосовая нагрузка во время болезни и др.), неправильная техника голосоподачи (различают три способа атаки голоса), снижение слуха и др. Все это приводит к органическим и функциональным нарушениям голоса, хотя это деление условно, т.к. функциональные нарушения могут переходить в органические и, наоборот.
Функциональные нарушения голоса (ФНГ) связанны с временным, преходящим изменением функции гортани, голосовых складок (г/с), поэтому может быть полностью восстановлен нормальный голос в результате коррекционных занятий.
При органических нарушениях наблюдаются патологические изменения в строении гортани, г/с, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса с сохранением недостаточности по силе, высоте и тембру.
Медицинский аспект расстройств голоса позволяет нам определить: какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный (например, при дизартрии) или речеслуховой (например, при глухоте), как отдел анализатора нарушен (переферический (непосредственно голосовой отдел (резонаторы, гортань, мышцы и т.д.) или центральный (центральная нервная система); какой характер нарушения (органический или функциональный). Нарушения голоса могут быть врожденными, например, при ринолалии; или приобретенными (например, истерическая афония). Так или иначе, нарушения голоса всегда связаны с нарушением координированной деятельности резонаторной, дыхательной и голосообразующей систем. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации.
Логопедический аспект классификации нарушений голоса вскрывает сущность расстройств голоса; основные нозологические единицы: афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринофония. Афония – полное отсутствие голоса, дисфония – расстройства голоса, связанное с наличием добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:
различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;
гипер- или гипоназальность;
изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);
расстройство высоты голоса;
изменение просодики, связанное с нарушением ударения, темпа, мелодики.
Характеристики нарушений высоты голоса: монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Характеристики нарушений тембра голоса: хриплый, грубый, гортаннорезкий, «квакающий», писклявый, глухой, металлический, назализованный
Характеристики нарушений силы голоса: афония, иссякающий, слабый, слишком громкий.
Психологический аспект фонопедии вскрывает особенности личности субъектов, личностной реакции на нарушение; зачастую рациональная психотерапия позволяет преодолеть некоторые голосовые нарушения.
Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические. К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии.
Психогенные афонии. Причинами, как правило, являются стрессовые ситуации – испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками. У детей встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного стресса в нервной системе возникает очаг запредельного торможения, в результате чего прекращается поступление нервных импульсов от головного мозга к голосовым складкам, в результате простоя голосовые складки приобретают дряблость. Ребенок может общаться только шепотом, при этом остаются сохранными безусловные рефлексы: плач, смех, кашель. Голос может появиться неожиданно на фоне положительных эмоций, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая дисфония или афония.

Гипотонусная дисфония.

Обусловлена снижением тонуса г/с. Причины: постоянное перенапряжение г/а, перенесенные острые заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость мышц является врожденной. Во время фонации отмечается неполное смыкание г/с. Чаще всего голосовая щель имеет форму овала (в норме – равностороннего треугольника).

Гипертонусная дисфония.

Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман однако отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации:
 пыль, дым, сырость;
 излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;
 воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.
При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края.
Для обеих описанных форм дисфонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличии от органической афонии).
Смешанная гипо-гипертонусная дисфония. Характеризуется пониженным тонусом г/с, повышенным тонусом ложных складок. Чаще всего эта форма отмечается после острого ларингита, трахеита, когда ложные складки включаются в механизм голосообразования компенсаторно. При осмотре - ложные складки увеличены в размере, иногда гиперемированны, смыкаются друг с другом, прикрывая голосовые.
Для предотвращения функциональных нарушений следует соблюдать меры профилактики:
 не кричать (особенно в дыму, на сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать;
 с периодичностью проходить осмотр у лора, вовремя лечить тонзиллит и аденоиды;
 не злоупотреблять громким хоровым пением.

Патологическая мутация.

К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и голосовом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно.
Мутация связана с быстрым ростом гортани. Г/с у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек г/с удлиняются только на 3-5 мм.
Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, г/с увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные г/с. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений, становится более сильным.
Нормально протекающая мутация может появляться в нескольких формах. Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает устанавливается мужской тембр.
Течение мутации могут осложнить:
 недоразвитие половой сферы;
 острый или хронический ларингит;
 различные инфекционные заболевания;
 перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне.
Патологическая мутация проявляется в долго держащемся фальцете или в затянувшейся мутации (голос на протяжении нескольких лет остается детским, или фальцетное звучание прорывается на фоне мужского звучания). У мальчиков иногда встречается преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится грубым. Причина – преждевременное наступление половой зрелости и перенапряжение голосового аппарата. У девочек изредка наблюдается извращенная мутации, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Такие мутации часто встречаются при нарушениях функций щитовидной железы, надпочечников. Снижение адреналина в крови вызывает голосовые расстройства: понижается тонус мышц гортани, г/с смыкаются не полностью, в результате голос срывается и быстро утомляется.
Длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические.

Среди них выделяют центральные и периферические. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза).
К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (это когда расщелина неба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.

Папилломатоз гортани.

В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных г/с. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцом, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности г/с, их неполному смыканию, гиперфункции ложных г/с. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Нарушения голоса при остром и хроническом ларингите.
В большинстве случаев г/с способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Нарушения голоса при одностороннем и краевом хордите.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной г/с. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края г/с. Как правило, г/с не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.

Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляется и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине г/с (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. Колебания при фонации чаще сохраняются и равномерные. При полипах г/с картина более тяжелая. Либо г/с не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.

Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.


К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие голосового переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций. Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдоорганические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение голосовых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями голосового утомления.
Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации. Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками диафрагмального дыхания и мягкой атакой голоса. Недопустимы курение, алкоголь, сильно горячая и холодная пища, так как все это раздражает слизистую гортани. Нельзя работать, когда болеешь. Необходимо наблюдаться у фониатра и лора, по возможности выполнять голосовые упражнения.

К органическим заболеваниям голосового аппарата относятся:
- дисфонии и афонии при хронических ларингитах
- парезах и параличах
- состояний после ларингоэктомии, резекции, удалении папиллом.
Ларингит приводит к несмыканию, субъективным неприятным ощущениям, появляется сильная утомляемость.
При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Общие задачи для коррекции любого нарушения:
- раннее начало с целью предупреждения закрепления навыков неправильной голосоподачи и предупреждения невротизации личности
- выявление и включение компенсаторных возможностей организма
- ликвидация патологического способа голосоведения.
Для реализации этих задач требуется: активация нервно-мышечного аппарата гортани, предотвращение псевдоорганических проявлений, психотерапия, восстановление утраченных кинестезий или выработка новых, восстановление координации фонации и дыхания, автоматизация восстановленных функций.
Коррекция всех нарушений предполагает дыхательную гимнастику и/или «дутье в губную гармошку», которое используется для массажа. При коррекции нарушений голоса, кроме ларингоэктомированных применяется «мычание».
Специфические:
- при ларенгите – беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.
Наиболее специфичной является методика по образованию пищеводного голоса. Включает 4 этапа. Первый – подготовительный. Второй – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Третий – автоматизация пищеводного голоса. Четвертый этап – расширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса.

Логопедическая работа по устранению ринофонии

Наиболее целесообразным является комплексный ортофонический метод, который включает: физиотерапевтические воздействия на мышцы глотки и мягкого неба, фониатрия, психотерапия.
Основная цель ортофонического лечения – восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.
Выделяются два этапа:
1. Подготовительный:
- психотерапию
- физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки.
- артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
2. Основной этап:
- развитие высоты голоса
- развитие длительности и силы голоса (игры тихо-громко).
- развитие тембра
- постановка певческого голоса
- развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (выразительное чтение сказок, пересказы, выразительное чтение стихов).
Подготовительный этап преследует цель подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат ребека к последующим интенсивным голосовым упражнениям, а также активизировать личность ребенка на преодоление дефекта, стимулировать его мотивационную сферу, настроить восприятие речи на правильное звучание голоса.
Артикуляционная гимнастика уменьшает чрезмерное участие спинки и корня языка, гортани в процессе фонации.
На фоне психотерапии начинается логоработа, начинается она с активизации мышц м.н. и з.с. глотки. Методы: позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение а,э на твердой атаке. Полезно использовать механические раздражители для активизации м.н. – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж м.н.
Общая арт.гимнастика активизирует ротоглотку, что способствует развитию звучания голоса в позиции резонатора. Дыхательная гимнастика способствует дифференциации ротового и носового выдоха. Дыхательные упражнения снимают напряжение с диафрагмы, а следовательно и с мышц гортани, что способствует лучшему звучанию голоса. При этом дуют на вату, спичку, свечу, надувание резиновых игрушек.
При пении поднято мягкое небо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, воздух идет в рот, работают резонаторы, т.е. создаются идеальные условия для голосообразования. Вокальные упражнения проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения без слов, поется один гласный звук в следующей последовательности: а,э,о,у, и. затем проводится пение мелодии песен на гласных звуках, что отрабатывает ровно плавное и медленное пение с повышением и понижением голоса. Когда отработано четкое речевое звуковое согласных и их сочетаний вводятся песни. Песная должна быть эмоционально окрашена. Одновременно с вокальными упражнениями тренируется и речевое произнесение гласных, их сочетаний, слогов.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора», правильное направление воздушной струи. Также важно выработать сознательное отношение к устранению назализации.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары