Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Почему у балерин такие страшные ноги. Как балерины ухаживают за ногами, рассказывает артистка балета елизавета таранда

Профессиональный риск и заболевания

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.


Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.


Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.


А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.

: В гримерке мне угрожали ножом!

Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.

Лариса КУДРЯВЦЕВА

Однажды ко мне в гримерную пришли два поклонника - огромные мужики с корзиной цветов, - вспоминает Настя события того вечера. - Ну, думаю, как обычно, хотят попросить автограф. А они... вытащили ножичек и сказали: «Анастасия, от имени директора Большого театра мы требуем прекратить судебный процесс и забрать документы».

Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко . Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой , то будет еще хуже.

Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь

Для многих артистки балета - это пышные пачки, изящные пуанты и непрекращающиеся аплодисменты. О том, что скрыто за этим лоском, знают только посвященные: те, кто сумел пройти строгий отбор приемной комиссии и многолетний ежедневный тренаж в зеркальном зале. Эти люди отдают балету все время и здоровье. Просто потому, что не могут иначе.

Ася ВАСИЛЬЕВА

В девятом классе к нам в школу пришла новенькая - стройная, вытянутая как струнка, но при этом по-кошачьи грациозная Машенька. Раньше она училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Просто не выдержала безумных физических нагрузок.

Естественный отбор

Тем, кто все же решил связать свою жизнь с балетом, придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. Самые сильные школы России - в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Новосибирске. Живут поступившие в общежитиях. Занятия проходят жестко - никаких сюсюканий.

Почти все педагоги - строгие и черствые люди, - вспоминает моя одноклассница Мария Якубовская . - Хореограф орала постоянно! Когда замечала расслабленные ягодицы балерин, хватала мухобойку и с криком «подберите подпопники» шлепала девочек. Чтобы мы лучше тянули ноги, в ход шла огромная линейка: ее ударами учитель показывала, какую именно мышцу нужно напрягать. Я вся в синяках была.

О пропусках занятий не может быть и речи! - консультирует мамочек на специальном форуме юзер Swan . - Моя дочь однажды сильно простудилась и лежала в постели с высокой температурой. Педагог позвонила и стальным голосом произнесла: «Не может тренироваться, пусть уходит! На ваше место куча желающих. Жалко ребенка - забирайте домой! Уважительной причиной для пропуска может быть только смерть!» Будьте готовы, что заниматься ребенку придется с утра и до позднего вечера. Моя дочь и по ночам растягивалась.

- Как бы ни была талантлива и старательна девочка, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта, - объясняет Якубовская. - Экзаменаторы в училище смотрят на тебя, как на собаку на выставке: если суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал, моментально забраковывают.

Первое, на что обращает внимание приемная комиссия, - выворотность (способность ног разворачиваться наружу). Кроме того, девочки должны быть очень гибкими: без труда поднимать ногу на 180 градусов, изящно гнуть спину, складываясь при этом буквально пополам. Еще одно важное качество - высокий подъем. Многие, чтобы добиться нужного результата, его «ломают» - так называется насильственная растяжка связок верхней части стопы.

- Самый простой способ - подсунуть пальцы ног под батарею или шкаф, - советует на форуме BalletRose . - Главное, чтобы просвет между полом и предметом был как можно меньше. Суть «истязания» в том, чтобы ноги находились под батареей в шестой позиции (ровно), при этом колени должны оставаться прямыми, а носочки стремиться к полу. Это больно, но нужно терпеть!

Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.

Каждого ребенка измеряют дважды - в полный рост и от макушки до ягодиц, - поясняет Якубовская. - Затем рост в положении сидя делят на рост стоя и умножают на сто. Балетная норма - 49 - 52 процента. Собственно, этот индекс можно оценить и невооруженным глазом: ноги балерин должны быть гораздо длиннее туловища.

Жертвы искусства

Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.

Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.

Подъем в семь утра, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в «шишку», - рассказала 13-летняя Надежда Высоцкая , студентка Пермского хореографического училища. - Многие девочки кусают и царапают учителей во время растяжек - такая невыносимая боль. Помню, как писала маме письма, в которых умоляла забрать меня домой, но наступал новый день, и я снова шла в класс.

Для служительниц Терпсихоры идеальная фигура - скелет. Каждая калория в еде подсчитана штатным диетологом училища. Нужный вес опять-таки высчитывается по формуле: рост минус 122. Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.

К вечеру есть хочется особенно сильно, - продолжает Надежда. - Чтобы справиться с этим, я жую жвачку. Слышала, что кто-то пил шампунь.

Перед контрольным взвешиванием студентки начинают худеть изо всех сил. Особенно жестко - в пятом классе, после которого в хореографических школах идет великая чистка: в программу вводят дуэтный танец, и считается, что мальчикам вредно поднимать более 50 килограммов.

- Мы за день до взвешивания наедались фуросемида - сильного мочегонного, - делится опытом балерина Евгения Петрова . - Одна из девиц две недели сидела на сыре и сухом вине. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Самыми уязвимыми были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами. Случались и трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед экзаменом она сильно похудела, и, видимо, на этой почве у нее что-то случилось с психикой. Съев яблоко, бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - посмотреть, не прибавила ли она в весе. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили внутривенно, но она выдирала трубки. Закончилось все ужасно: она умерла при весе 38 килограммов!

Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.

Кровавые пуанты

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.

К выпуску месячные прекратились у половины наших девчонок, - рассказывает на форуме Лана . - Но самая болезненная тема - ноги. Размер пуантов почти в два раза меньше обычной обуви. Это позволяет опираться на пальцы, но здорово деформирует стопу. Наши ноги узнаешь из тысячи: все в шишках, мозолях, кровоподтеках. У всех, кто «ломал» себе подъем, рано или поздно разбалтываются и даже надрываются связки. Из-за этого ноги легко подворачиваются при прыжках. О переломах и не говорю!

Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.

После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.

В балете нет подруг: в любую минуту тебе могут воткнуть нож в спину, - откровенничает на форуме одна из артисток Большого театра под ником Tata .

Мне однажды натерли костюм изнутри какой-то мазью, - рассказывает на форуме Иван . - Во время танца тело нагрелось - кожа стала чувствительной, а от этой мази - нестерпимая боль. Еще как-то подрезали на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Во время танца обувь слетела.

Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.

Мои вещи выбрасывали из гримерок в коридор, давая понять, кто в доме хозяин, - рассказывает Анастасия. - Про битое стекло в пуантах - тоже правда!

Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.

Похвастаться огромными заработками артисты балета тоже не могут - их доход зависит от числа выступлений и ролей: в крупных театрах рядовые балерины получают 15 - 20 тыс. руб., в провинции - 6 - 9 тыс. Спасают, конечно, гастроли, за которые платят командировочные, и возможность подработать в других постановках. У прим и ведущих артистов положение лучше - они приносят домой от 50 до 80 тыс.

Отпуск у балетных обычно длится месяц. Творческая пенсия наступает после 20 лет стажа - как правило, к 35 - 37 годам. Это совсем не значит, что по достижении данного возраста балерин выбрасывают из театра: Екатерина Максимова , к примеру, выступала до 55 лет, - до 50, - до 65. Но нынешняя танцевальная молодежь предпочитает подстраховываться, осваивая после хореографического училища более «земные» профессии.

Фуэте на столе

Многие балерины имеют властных покровителей. Еще прославленная Александром Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого из поклонников предпочесть - кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского . В итоге соперники устроили дуэль. Шереметев погиб.

Поклонником одной из ярчайших звезд балета прошлого века - Матильды Кшесинской - был Николай II . Это было нормой того времени - мужчины из царской семьи всегда тяготели к артисткам Императорского театра. Великий князь ич- старший увлекался балериной Екатериной Числовой , в результате чего у танцовщицы появились двое сыновей и две дочери. А великий князь Константин Николаевич так восхищался искусством балерины Кузнецовой , что в этом бесконечном восторге построил ей двухэтажный дом и гостил в нем неделями.

Роман Кшесинской с цесаревичем закончился после его женитьбы на принцессе Алисе Гессенской . После балерина перешла из рук в руки к кузену Николая - великому князю Сергею Михайловичу. Он даже звал замуж подругу, но та выбрала молодого великого князя Андрея Владимировича.

Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам обожал любоваться, как в Большом театре танцует , и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.

Одним из самых знаменитых почитателей балетных фей был «всесоюзный староста». За это Сталин прозвал его «всесоюзным похотливым козлом». Говорят, Калинин приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, - одна из балерин, на которую положил глаз Михаил Иванович, отказалась участвовать в этом безобразии, а через какое-то время ее тело нашли неподалеку от Москвы. После этого случая Калинина срочно отправили в незапланированный отпуск.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия , не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.

Знаменитый танцовщик ходил в любовниках у Галины Брежневой , хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.

Высокодуховный стриптиз

Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани . Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и... бесконечной любовью к мальчикам.

В узком кругу ленинградских геев приобрел репутацию горячего татарского парня. В собственной версии «Спящей красавицы» он поворачивался спиной к залу и медленно снимал длинный плащ, пока, наконец, зрителю не открывались роскошные ягодицы танцора. Умер он, кстати, от болезни геев и наркоманов - СПИДа.

Русская школа балета знаменита во всем мире. Хрупкие женщины, танцующие на кончиках пальцев, невероятно красивый и женственный образ. Но что стоит за этой красотой? Тяжкий труд, дисциплина и постоянные голодовки. Бывшая балерина откровенно рассказала о своем опыте.

Про отсутствие комплексов и гастроли

Что происходит, когда девочка хочет заняться хореографией или балетом? Если ее родители отдают в эти кружки, то у нее через месяц отваливаются все комплексы. Раздевалка общая, девочки и мальчики, могут забежать коллеги с бальных танцев, с акробатики — потом уже не паришься. На гастролях еще хуже, иногда приходилось переодеваться прямо в зрительном зале, потому что гримерки заняты. Зрителей нет, но все коллеги рядом, даже мальчики.

Гастроли были от Подзалупинска до Сеула, родители только рады были принимать грамоты и медали, спонсировать эти поездки и выбивать недостающее из городского бюджета. А мы, дети, рады шататься и прогуливать уроки.

Про еду

Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.

Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.

Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы…

Про аккуратность

Сутулишься? Стой у станка до усрачки, пока осанку держать не научишься.

Испачкала пачку и боди для занятий? Крути фуэте, когда остальные убежали домой, в следующий раз будешь аккуратнее. Прическа. Выбилась прядь? Остаешься в зале и крути фуэте.

Про травмы

На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее… Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.

У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.

Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.

Про конкуренцию

Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.

Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.

Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.

Про гомосексуализм

У тех, кто ушел дальше юношеских кружков, да. Но! Это присуще всем артистам, не только тем, кто в балете. Может, люди нетрадиционной ориентации более артистичны, не знаю. У художников точно процент гомосексуалистов выше, чем у танцоров. Я когда думала на эту тему, пришла к выводу, что, во-первых, сама обстановка снимает кучу комплексов. То есть если каждый день видишь кучу полуголых красивых тел, это уже не воспринимается как что-то запретное. Плюс врожденное умение видеть красоту во многом, в том числе и в представителях собственного пола.

Плюсы балета

Плюсы. Отличная фигура, самодисциплина, коммуникабельность. Был бы еще шпагат, но у меня была порвана мышца на ноге, сесть на шпагат могу, но хромота обеспечена. Кто-то может. Осанка тоже плюс. Сильные, нет, очень сильные ноги, ну и всё, наверное.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал второй Майей Плесецкой, лучше отдайте его на шашки и шахматы. И на аэробику. Если вы растите чемпиона, будьте готовы к тому, что спорт жесток. Очень жесток.

Самая болезненная тема в закулисной жизни балета – ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже – фото стоп балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.
Чаще всего профессиональные связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.

Попробуйте решить задачу из курса физики, рассчитайте силу, с которой балерина со средним весом в 50 кг давит на такую площадь. Вот такая сила скрывается за кажущейся хрупкостью балерины.
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.

Вальгусная деформация большого пальца стопы

Hallus valgus (вальгусная деформация большого пальца стопы) это состояние, при котором происходит повреждение сустава большого пальца ноги.Это заболевание обычно называют бурситом большого пальца стопы.

Возможно применение различных ортопедических изделий (супинаторов, корректоров пальцев стопы, межпальцевые валики).Применение ортопедических приспособлений помогает на ранних стадиях остановить дальнейшую деформацию. При выраженной деформации применение ортопедических изделий может только несколько уменьшить болевые ощущения. Индивидуальные стельки помогают корректировать нарушенный свод стопы.

Если же деформация обусловлена метаболическим нарушением или системным заболевание, то необходимо провести лечение направленное на коррекцию основного заболевания с привлечением ревматолога или эндокинолога.

Хирургическое лечение

Если все консервативные меры оказываются не эффективными, то принимается решение об оперативном лечении. В настоящее время, существует более 100 оперативных методик по лечению Hallus valgus.Основные задачи при хирургическом лечении следующие:
удалить бурсит большого пальца стопы
реконструировать кости, из которых состоит большой палец ноги
уравновесить мышцы вокруг сустава так, чтобы не было рецидива деформация

Удаление «нароста»

В некоторых умеренных случаях формирования бурсита большого пальца стопы, при операции может быть удален только нарост на сумке сустава. Эта операция, выполняется через маленький разрез на стороне ноги в области бурсита большого пальца стопы. Как только кожа разрезана удаляется нарост с помощью специального хирургического долота. Кость выравнивается и разрез кожи ушивают маленькими швами.

Более вероятно, что реконструкция большого пальца ноги также будет необходима. Главное решение, которое должно быть принято, состоит в том, надо ли разрезать метатарзальную кость и также ее реконструировать. Для решения этого вопроса имеет значение угол между первой метатарзальной и второй костью.Нормальный угол – приблизительно девять или десять градусов. Если угол будет 13 градусов или больше, то скорее всего необходимо разрезать и реконструировать метатарзальную кость. Когда хирург разрезает и производит репозицию кости, то это называется остеотомией. Есть два основных метода, используемых, чтобы выполнить остеотомию и реконструкцию первой метатарзальной кости..

Дистальная остеотомия

В некоторых случаях дистальный конец кости разрезается и перемещается в латерально (это называется дистальной остеотомией). Это позволяет эффективно уменьшить угол между первыми и вторыми метатарзальными костями. Этот тип операции обычно требует одного или двух маленьких разрезов в ноге. Как только хирург достигает удовлетворительного положения костей, остеотомия сопрождается фиксацией костей с помощью металлических булавок.После операции и заживления булавки удаляются(обычно их удаляют через 3-6 недель после операции).

Прокимальная остеотомия

В других же ситуациях, первая метатарзальная кость разрезается в проксимальном конце кости. Этот тип операции обычно требует двух или трех маленьких разрезов в ноге. Как только кожа разрезана, хирург выполняет остеотомию. Кость подвергается реконструкции и фиксируется на время металлическими булавками. Эта операция тоже уменьшает угол между метатарзальными костями.Кроме того, производится релизинг сухожилия мышцы, приводящей большой палец стопы. Поэтому, после операции надевается специальный бандаж.

Необходимо в среднем 8 недель для того, чтобы произошло заживление мягких тканей и костей. Ногу на этот период лучше поместить в обувь с с деревянной подошвой или специальный бандаж для того, чтобы исключить травматизацию оперированных тканей и дать возможность нормальной регенерации. Непосредственно после операции могут понадобиться костыли.

У пациентов с выраженным бурситом через определенное время после операции может быть назначена физиотерапия (до 6-7 процедур) . Кроме того, необходимо носить обувь с расширенным передом. Возможно также использование корректоров. Все это может позволить быстрее вернуться к нормальной ходьбе.

Мы уже много разговаривали с вами о такой проблеме стоп ног, как вальгусная деформация большого пальца ноги, когда на суставе около него образовывается некрасивая выпуклость - шишка, которая приобретается, как следствие суставных изменений стопы из-за нагрузок, связанных с лишним весом, ношением неудобной обуви и многих других причин. Лечение Hallux Valgus потребует от вас много сил, времени и целый комплекс мероприятий (индивидуальные ортопедические стельки, физиотерапия для стоп, массаж стоп, лечебная гимнастика стоп, подбор удобной обуви, коррекция веса). Фото шины
Чтобы предупредить появление и остановить дальнейшее развитие искривления сустава и появление болезненных и непривлекательных шишек у больших пальцев ног, была разработана вальгусная отводящая шина, уникальный бандаж, исправляющий неправильное положение сустава и со временем делающий деформацию большого пальца стопы меньше. Но, чтобы ускорить процесс и закрепить результаты, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, который направлен на снятие воспаления и укрепление мышцы и свода стопы

Ортопедические стельки – это стельки, которые изготавливаются специально для людей страдающих заболеваниями стоп, или желающие их предотвратить. Если во время ходьбы Вы испытываете дискомфорт и напряжение в стопе, необходимо обратиться к ортопеду, который после обследования назначит Вам ношение ортопедических стелек.

Ортопедическая стелька является опорой для стопы и способствует её правильному расположению. Ортопедическая стелька расслабляет мышцы стопы, страдающие от перенапряжения, и задействует мышцы ног, которые ранее не работали. Ортопедические стельки имеют жесткий каркас, обеспечивающий постоянную фиксацию внутренней и наружной части стоп в правильном анатомическом положении, что способствует повышению устойчивости и значительно улучшает кровообращение стопы. Также уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы колен. Регулярное использование стелек уменьшает усталость ног за счёт поддерживающего эффекта и предупреждает развитие плоскостопия.

В обуви на высоком каблуке Вы обретёте большую устойчивость, ходьба перестанет сопровождаться болезненными ощущениями, улучшится общее самочувствие. Ношение ортопедических стелек показано при повышенных нагрузках на ноги, а также при патологиях стопы, которые могут проявиться в любом возрасте.

В изготовлении ортопедических стелек используются только высококачественные материалы, что обеспечивает большой срок службы изделия. Стельки имеют минимальную толщину, и Вам не придется подбирать обувь большего размера. Ортопедические стельки можно подобрать или изготовить для любой обуви с различными видами каблука.

По материалам:

http://www.dikul.net/wiki/hallus-valgus

http://vk.com/topic-34088120_26356073

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары