Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сколько кислорода в земной коре. Кислород в природе (49,4% в Земной коре)

Вариант 1.

1.Функиональной группой аминов является а) - СООН б) – ОН в) – NH 2 г) - COH

2. К аминам не относится а) СН 3 NH 2 б) CH 3 -NH- C 2 H 5 в) CH 3 NO 2 г) (CH 3) 3 N

3.К первичным аминам относится а) CH 3 -NH- C 3 H 7 б) C 2 H 5 NH 2 в) (СН 3) 3 N г) CH 3 -NH- C 6 H 5

4. К вторичным аминам относится а) метиламин б) триметиламин в) этиламин г) метилэтиламин

5.Третичным амином является а) C 2 H 5 NH 2 б) (С 2 Н 5) 3 N в) C 6 H 5 NH 2 г) (СН 3) 2 NH

ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ

А) C 2 H 5 NHCH 3 1) этиламин

Б) CH 3 NH(C 2 H 5) 2 2) пропилэтиламин

В) C 2 H 5 NH 2 3) метилэтиламин

Г) C 6 H 5 NH 2 4) анилин

5) метилдиэтиламин

7. Газом не является а) метиламин б)метилэтиламин в) диметиламин г) этиламин

8. К ароматическим аминам относится а) С 6 Н 5 NН 2 б) СН 3 NН 2 в) С 5 Н 11 NН 2 г) (СН 3) 2 NН 2

а) С n H 2n +1 NH 2 б) С n H 2n +2 NH 2 в) С n H 2n-7 NH 2 г) С n H 2n +1 NO 2

10. Основные свойства сильнее выражены у а) аммиака б) диметиламина в) метиламина г) анилина

12. Амины не взаимодействуют

13. При горении аминов не образуется

а) бромом б) бромной водой в) азотной кислотой г) аммиачным раствором оксида серебра

15. При алкилировании метиламина 1 молем хлорметана образуется

а) триметиламин б) фениламин в) этиламин г) диметиламин

16. Формуле C 6 H 5 NH 2 не соответствует название

а) анилин б) фениламин в) аминогексан г) аминобензол

а) ангидридами карбоновых кислот б) аммиаком в) галогеналканами г) карбоновыми кислотами

18. Амины не используются для производства а) волокон б) каучуков в) пластмасс г) лекарств

г) нитрования

а) бромной водой б) соляной кислотой в) водой г) хлорметаном

22. Функциональными группами аминокислот являются а) - СООН б) – ОН в) – NH 2 г) - COH

23. Аминокислоте, имеющей формулу NH 2 -CH (CH 3) –COOH не соответствует название а) аланин

б) 2-аминопропановая кислота в) α-аминопропионовая кислота г) 2-метил-2-аминоэтановая кислота

24. Среда раствора аминокислот с одинаковым количеством аминогрупп и карбоксильных групп

26. Аминоуксусная кислота не вступит в реакцию с а)NaOH б) NaCl в) Mg г) CH 3 Сl

27. Для аминокислот характерны реакции

могут образоваться образуются

а) дипептиды б) трипептиды в) сложные эфиры г) полипептиды

29. Для получения аминокислот можно использовать реакции

30. Аминокислоты не используются

Тест по теме «Амины. Аминокислоты». 10 класс.

Вариант 2.

1.Функиональной группой аминов является а) - СООН б) – ОН в) - COH г) – NH 2

2. К аминам относится все вещества, кроме а) C 2 H 5 NО 2 б) CH 3 -NH- C 3 H 7 в) C 6 H 5 NН 2 г) (CH 3) 2 NН

3.К первичным аминам относится а) NH 2 - C 3 H 7 б) (C 2 H 5) 2 NH 2 в) (СН 3) 3 N г) CH 3 -NH- C 6 H 5

4. К вторичным аминам относится а) метиламин б) триметиламин в) диэтиламин г) анилин

5.Третичным амином является а) C 2 H 5 NH 2 б) (С 2 Н 5) 2 NН в) (C 6 H 5) 3 N г) (СН 3) 2 NH

6. Приведите в соответствие формулу амина и его название

ФОРМУЛА НАЗВАНИЕ

А) C 6 H 5 NHCH 3 1) триэтиламин

Б) N(C 2 H 5) 3 2) пропиламин

В) C 3 H 7 NH 2 3) метилэтиламин

Г) C 6 H 5 NH 2 4) аминобензол

5) метилфениламин

7. Газами являются а) метиламин б)фениламин в) диметиламин г) этиламин

8. К ароматическим аминам относится а) (С 6 Н 5) 2 NН б) СН 3 NН 2 в) С 4 Н 9 NН 2 г) (СН 3) 3 N

9. Общей формулой первичных аминов является

а) С n H 2 n +3 N б) С n H 2 n +2 NH 2 в) С n H 2 n -7 NH 2 г) С n H 2 n +1 NO 2

10. Основные свойства сильнее выражены у а) диэтиламина б) метиламина в) анилина г) аммиака

11. Амины являются органическим

а) кислотами б) основаниями в) солями г) амфотерными соединениями

12. Амины взаимодействуют с а) кислотами б) галогеналканами в) водой г) щелочами

13. В отличие от углеводородов при горении аминов образуется а) H 2 O б) CO 2 в) NH 3 г) N 2

14. Качественной реакцией на анилин является реакция с

а) бромом б) бромной водой в) гидроксидом меди (II) г) азотной кислотой

15. При алкилировании этиламина 2 молям хлорметана образуется

а) триметиламин б) диметилэтиламин в) этиламин г) диметиламин

16. Формуле C 6 H 5 NH 2 соответствует название

а) анилин б) этиламин в) аминоэтан г) нитробензол

17. Амиды образуются при взаимодействии аминов с

а) галогенангидридами карбоновых кислот б) аммиаком в) галогеналканами г) карбоновыми кислотами

18. Амины не используются для производства а) волокон б) лекарств в) красителей г) каучуков

19.Для получения аминов нельзя использовать реакцию

а) восстановления нитросоединений б) взаимодействия аммиака с галогеналканами в) алкилирования

г) нитрования

20. Анилин не может вступать в реакцию с

а) бромной водой б) серной кислотой в) водой г) бромэтаном

21. Для анилина не характерно следующее свойство

а) жидкое агрегатное состояние б) характерный запах в) хорошая растворимость в воде г) токсичность

22. Функциональными группами аминокислот являются а) - СОН б) – ОН в) – NH 2 г) - CОOH

23. Аминокислоте, имеющей формулу NH 2 -CH 2 –COOH не соответствует название а) аланин

б) аминоэтановая кислота в) аминоуксусная кислота г) глицин

24. Среда раствора аминокислот с большим количеством аминогрупп, чем карбоксильных групп

а) нейтральная б) кислая в) щелочная

25.Аминокислоты проявляют свойства а) кислотные б) основные в) амфотерные

26. Аминоуксусная кислота вступит в реакцию с а) СН 3 ОН б) Na в) MgО г) НСl

27. Для аминокислот не характерна реакция

а) полимеризации б) поликонденсации в) со спиртами г) с кислотами

28. При взаимодействии аминокислот между собой могут образоваться

а) дипептиды б) трипептиды в) простые эфиры г) полипептиды

29. Для получения аминокислот нельзя использовать реакции

а) гидролиза белков б) взаимодействия галогенопроизводных карбоновых кислот с аммиаком

в) биотехнологический метод г) взаимодействие карбоновых кислот с аммиаком

30. Аминокислоты не используются

а) в медицине б) для производства красителей в) для синтеза белков г) в сельском хозяйстве.

ОТВЕТЫ.

вопроса

Вариант 1

Вариант 2

АМИНЫ.

1. При замещении водорода в аммиаке на органические радикалы получают:

1) амины; 2) амиды; 3) азиды; 4) нитраты.

2. Амины получаются в результате

1) нитрования алканов 2) окисления альдегидов

3) восстановления нитросоединений 4) взаимодействия карбоновых кислот с аммиаком

3. Метиламин можно получить в реакции

1) аммиака с метаном 2) восстановления нитрометана

3) хлорметана с аммиаком 4) хлорида метиламмония с гидроксидом натрия

5) метана с концентрированной азотной кислотой

6) метанола с концентрированной азотной кислотой

4 . Анилин образуется при

1) восстановлении нитробензола 2) окислении нитробензола

3) дегидрировании нитроциклогексана 4) нитровании бензола

5. Сколько существует вторичных аминов состава С 4 Н 11 N ?

1)Два 2) Три 3)Семь 4) Одиннадцать

6. К ароматическим аминам относится

1) метиламин 2) бутиламин 3) триэтиламин 4) дифениламин

7. К первичным аминам не относится

1) изопропиламин 2) бутиламин 3) метилэтиламин 4) анилин

8. Вещество, относящееся к аминам, имеет формулу

1)С 6 Н 5 - NO 2 2) С 6 Н 5 - NH 2 3)С 6 Н 5 -СН 3 4) С 6 Н 5 - OH

9. К аминам относится 1)С 2 Н 5 NO 2 2)С 2 Н 5 С N 3)С 2 Н 5 О NO 2 4)(С 2 Н 5 ) 2 N Н

10. Вещество, формула которого имеет вид C 6 H 5 -N(CH 3 ) 2 , называется …

1) анилин 2) диметилфениламин 3) диметилфенол 4) диметилнитробензол

11. Наличием неподелённой электронной пары у атома азота в диэтиламине можно объяснить его

1) основные свойства 2) способность к горению 3) способность к хлорированию 4) летучесть

12. Водные растворы аминов окрасятся фенолфталеином в цвет

1) малиновый 2) желтый 3) фиолетовый 4) оранжевый

13. В водном растворе метиламина среда раствора

1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная 4)слабокислая

14. Ароматические амины проявляют

1) слабые кислотные свойства 2) сильные кислотные свойства

3) слабые основные свойства 4) амфотерные свойства

15. Более сильные основные свойства проявляет

1) анилин 2) аммиак 3) диметиламин 4) метиламин

16. Более слабым основанием, чем аммиак, является

1) этиламин 2) диметиламин 3) диэтиламин 4) дифениламин

17. Какие из следующих утверждений верны?

А. Анилин легче реагирует с бромом, чем бензол.

Б. Анилин является более сильным основанием, чем аммиак

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

18 . При полном сгорании аминов образуются

1)СО, NO и Н 2 О 2)СО 2 и NO 2 3)С O 2 , N 2 и Н 2 О 4) СО 2 , NH 3 и Н 2 O

19 . Этиламин

1) не имеет запаха 2) изменяет окраску лакмуса на синюю

3) является донором электронной пары 4) проявляет амфотерность

5) горит 6) реагирует с этаном

20. При взаимодействии этиламина с водным раствором НВ r образуется

1)бромэтан 2) бромид аммония 3) бромид этиламмония 4) аммиак

21. Метиламин взаимодействует с

1) серной кислотой 2) гидроксидом натрия 3) оксидом алюминия 4) толуолом

22. Какие реакции характерны для анилина?

а) C 6 H 5 NH 2 + Br 2 б) C 6 H 5 NH 2 + NaOH → в) C 6 H 5 NH 2 + HCl → г) C 6 H 5 NH 2 + C 6 H 6

1)б 2) а, в 3) б, г 4) г

23. Анилин от бензола можно отличить с помощью

1) раствора едкого натра 2) свежеосажденного гидроксида меди (II )

3) бромной воды 4) аммиака

24. Метилэтиламин взаимодействует с

1) этаном 2) бромоводородной кислотой, 3) кислородом

4) гидроксидом калия 5) пропаном 6) водой

25. Анилин взаимодействует с

1) гидроксидом натрия 2) пропионовой кислотой 3)хлором

4) толуолом 5) хлороводородом 6) метаном

26. В реакцию с анилином не вступает 1) В r 2 (р-р) 2)КОН 3)НС l 4) HN О 3

27. Пропиламин взаимодействует с

1) водой 2) муравьиной кислотой 3) бензолом

4)бутаном 5) хлороводородом 6) метаном

28 . Пропиламин может взаимодействовать с

А) соляной кислотой Б) аммиаком В) водой

Г) гидроксидом калия Д) хлоридом натрия Е) кислородом

29 . Диметиламин взаимодействует с

1) гидроксидом бария 2) кислородом 3) оксидом меди (П)

4) пропаном 5) уксусной кислотой 6) водой

30. Метиламин

1) газообразное вещество 2) имеет окраску

3) проявляет основные свойства 4) является менее сильным основанием, чем аммиак

5) реагирует с серной кислотой 6) реагирует с водородом

31. Этиламин взаимодействует с

1) метаном 2) водой 3) бромоводородом

4) бензолом 5) кислородом 6) пропаном

АМИНОКИСЛОТЫ.

32. Сколько существует аминопропионовых кислот?

1) Одна 2) Две 3) Три 4) Четыре

33. Укажите изомеры аминомасляной кислоты.

1)а, г 2) б, в 3) г, д 4) д, е

34. Амфотерность аланина проявляется при его взаимо­действии с растворами

1) спиртов 2) кислот и щелочей 3) щелочей 4) средних солей

35. В растворах аминокислот реакция среды...

1) кислая 2) нейтральная

3) слабощелочная 4) зависит от числа групп N Н2 и СООН.

36. При взаимодействии аминокислот между собой обра­зуется

1) сложный эфир 2)пептид 3) новая аминокислота 4) соль аминокислоты

37. Какую связь называют пептидной?

1)-СО-О- 3)-СО- N Н 2 2) -СО- N Н- 4) –СООН- N Н 2 -

38. Сколько разных дипептидов можно получить из двух аминокислот?

1)Один 2) Два 3) Четыре 4) Восемь

39. Аминокислоты не могут реагировать. . .

1)с основаниями и кислотами 2)с кислотами и спиртами

3)с предельными углеводородами 4)между собой

40. С аминоуксусной кислотой может реагировать:

1) сульфат натрия 2) хлороводород (р-р) 3) лакмус

4) этанол, 5) анилин 6) гидроксид кальция

41. Вещество, формула которого NH 2 -СН 2 -СООН, является

1) органической кислотой 2) органическим основанием

3) амфотерным веществом 4) амином

42. Аминокислоты не реагируют с

1) этиловым спиртом 2) кислотами и основаниями

3) карбонатом натрия 4) предельными углеводородами

43. Аминокислоты не реагируют ни с одним из двух веществ

1) K ОН и СН 3 ОН 2) K С l и СН 4 3) СН 3 N Н 2 и N а 4) N Н 3 и Н 2 O

44. Аминоуксусная кислота реагирует с каждым из; веществ

1)НС l , КОН 2) N аС l , N Н 3 3)С 2 Н 5 ОН, КС l 4)СО 2 , Н N О 3

45. Аминоуксусная кислота может взаимодействовать с

1) водородом 2) бензолом 3) сульфатом кальция

4) аммиаком 5) этиловым спиртом 6) соляной кислотой

46. При взаимодействии аминокислоты и соляной кислоты

1) образуются соль аминокислоты 2) образуются аммиак и карбоновая кислота

3) образуются соль аминокислоты и основание 4) выделяется водород

47 . Сложный эфир образуется при взаимодействии аминоуксусной кислоты. . .

1)с гидроксидом натрия 2) с раствором серной кислоты

3) с аминоуксусной кислотой 4)с этанолом

48 .И с метиламином, и с глицином могут реагировать

1) гидроксид алюминия 2) уксусная кислота 3) хлороводород

4) кислород 5) нитрат натрия 6) гидроксид калия

49. И с анилином, и с аланином способны реагировать

1) хлор 2) бромоводород 3) этан

4) пропен 5) серная кислота 6) гидроксид калия

50. Аминоуксусную кислоту можно получить взаимо­действием аммиака с

1) уксусной кислотой 2) хлоруксусной кислотой 3) ацетальдегидом 4) этиленом

Белки.

51 . Мономерами белков выступают:

1) аминокислоты; 2) моносахариды; 3) нуклеотиды; 4) остатки фосфорной кислоты.

52 . Вторичная структура белка удерживается

1) водородными связями 2) дисульфидными мостиками

3) амидными связями 4) солевыми мостиками

5 3 . При гидролизе пептидов образуются

1) амины 2) аминокислоты 3) карбоновые кислоты 4) спирты

54. При полном гидролизе полипептида образуется(-ются)

1) глицерин 2) глюкоза 3) карбоновые кислоты 4) аминокислоты

55. При неполном гидролизе белка могут образоваться

1) дипептиды 2) глюкоза 3) дисахариды 4) глицерин

56. При гидролизе белков могут образоваться:

1) полипептиды 4) глицин

2) глицерин 5) этиленгликоль

3) этанол 6) аминокислоты

57. В результате гидролиза белков образуются (-ется)

1) глицерин 2) аминокислоты 3) карбоновые кислоты 4) глюкоза

58. Белки приобретают желтую окраску под действием

1) HNO 3 (конц.) 2) Cu(OH) 2 3) H 2 SO 4 (конц.) 4) OH

Примкнем к геологической экспедиции, выехавшей для исследования недр в один из районов нашей страны.

Экспедиция разбивается на отдельные партии - отряды.

Рано утром расходятся геологи по заранее намеченным маршрутам.

Геологи-разведчики при помощи буровых инструментов извлекают образцы пород из различных глубин земной коры и собирают на поверхности земли скальные породы.

Гидрогеологи занимаются исследованием водоносных горизонтов грунтовых и поверхностных вод. Вечером, вернувшись в свои походные палатки-лаборатории, они производят анализы добытых за день образцов.

Перед нами принесенные геологами образцы пород, содержащих кремний. Кремний по распространенности в природе занимает второе место, после кислорода. Около 30 процентов веса земной коры состоит из кремния. Но в природе кремний встречается не в свободном состоянии, а в соединении с кислородом (SiO 2), которое химики называют кремнеземом , а геологи - кварцем.

Земная кора на 65 процентов состоит из кремнезема. Известны многочисленные разновидности этого соединения. Кремний, кварц, горный хрусталь, простой песок, точильный камень, различные драгоценные камни - все это родные братья кремнезема.

А как многообразно используется кремнезем в быту и в технике! Чайная и столовая посуда, сделанная из стекла, хрусталя, фарфора и фаянса, кирпичные здания, железобетонные сооружения и перекрытия, мосты, широкие полотна автострад, гранитные облицовки величественных зданий и набережных состоят главным образом из соединений кремния и кислорода.

Еще задолго до того, как человек начал использовать кремний в технике, в природе растения использовали его для своей жизни.

Прочность стебля растений обусловлена наличием в нем кремния и кислорода. В золе сгоревшей соломы или трубок бамбука мы находим много кремнезема, который при жизни растений настолько укрепляет их стебли, что они способны устоять против сильных порывов ветра и грозовых ливней.

Декоративные растения подкармливают специальными растворами солей кремнезема, чтобы укрепить их стебли и лепестки цветка. Такие растения можно перевозить на далекие расстояния.

Часто геологи-разведчики приносят с собой в палатку светлосерый камень - известняк, одну из кристаллических разновидностей углекислого кальция (СаСO 3).

В состав углекислого кальция входит 48 процентов кислорода, 40 процентов кальция и 12 процентов углерода. Из этих же элементов состоят мел и мрамор - другие разновидности углекислого кальция.

Рассматривая известняк через лупу, иногда на его срезах можно заметить очертания раковин морских животных.

На необъятных просторах земли идет постоянный процесс превращения нерастворимого в простой воде углекислого кальция в растворимый. Потоки воды, насыщенные углекислым газом и содержащие углекислоту (Н 2 O+СO 2 - Н 2 СO 3), встречают на своем пути углекислый кальций (СаСО 3) и, вступая с ним во взаимодействие (СаСО 3 + Н 2 СO 3 - Са(НСO 3) 2), образуют соль, которая растворяется в воде и уносится в море. Для беспозвоночных животных, которые живут в морях и океанах, соли служат материалом для построения их наружного покрова - раковинок. Раковинки погибших животных скопляются на дне моря, постепенно образуя мощные слои известняка и мела.

Геологи считают, что те пространства земли, на которых сейчас встречаются огромные массивы известняка и мела, были когда-то морским дном.

При постройке зданий и сооружений известняк используется как строительный материал. Из известняка можно изготовить облицовочные плиты.

Большое количество известняка в Советском Союзе используется для получения другого ценного строительного материала - негашеной извести. Если углекислый кальций прокалить, он разлагается на известь и углекислый газ (СаСО 3 - CaO + СO 2). Всю негашеную известь и почти весь углекислый газ получают из известняка, прокаливая его в специальных печах.

Геологи-разведчики принесли в палатку-лабораторию образцы невзрачной на вид, но чрезвычайно ценной руды, состоящей из гидратов окиси алюминия: Аl(ОН) 3 и Аl(ОН). Смесь этих кислородных соединений алюминия носит название бокситов. Они состоят из алюминия, водорода и кислорода. Из бокситов получают окись алюминия (А1 2 O 3), которую в технике называют глиноземом .

Глинозем является основным сырьем для производства алюминия.

Но чтобы получить алюминий, нужен еще и криолит - фтористая соль натрия и алюминия. Криолит в природе встречается редко, но его можно получить искусственным путем.

Алюминий получают электролизом в специальных ваннах, в которые загружают криолит и глинозем. Под действием постоянного тока температура в ванне повышается настолько, что криолит расплавляется. В расплавленной массе криолита растворяется глинозем. В растворе глинозема под действием постоянного электрического тока идет электролиз. Алюминий выделяется на графитовых стенках ванны, к которым подведен отрицательный полюс источника тока, а кислород, выделяясь на положительных графитовых электродах, постепенно сжигает их в двуокись углерода. На дне ванны скопляется расплавленный алюминий, который сливают через специальные отверстия.

Так из бокситов получают серебристо-белый металл, который обладает ценнейшими свойствами.

Сплав из 95 процентов алюминия и небольшого количества меди, магния и железа - дюралюмин - прочен, легок, почти в 3 раза легче железа. Дюралюмин покрывают очень тонким слоем чистого алюминия, чтобы предохранить его от разрушения на воздухе - коррозии. Это объясняется не тем, что алюминий вовсе не окисляется кислородом воздуха в присутствии влаги, а тем, что при своем окислении алюминий покрывается тонкой пленкой окиси, которая и предохраняет его от дальнейшего разрушения.

Ванна для получения алюминия электролизом: 1 - подвод тока к катоду; 2 - подвод тока к аноду; 3 - аноды; 4 - катоды; 5 - расплавленный электролит; 6 - застывший электролит; 7 - расплавленный алюминий.

Из алюминиевых сплавов изготовляют детали самолетов, части к автомобилям и другим машинам. Из них делают кухонную посуду, мебель, применяют в жилищном строительстве. Порошок алюминия входит в состав красок.

При нагревании алюминий жадно поглощает кислород, образуя окись алюминия. Реакция происходит с большим выделением тепла.

Этим свойством алюминия пользуются в технике.

Алюминиевый порошок смешивают с магнитной окисью железа (Fe 3 O 4) и поджигают. Образуется высокая температура, при которой легко плавится металл. Такая смесь носит название термита и применяется для сварки трамвайных рельсов и других железных и стальных изделий.

Термит используется и для военных целей. Им заполняют специальные зажигательные артиллерийские снаряды и авиационные бомбы.

В виде металла алюминий нигде в природе не встречается. Но в различных кислородных соединениях он находится во всей земной коре.

Не вся земная кора доступна изучению. Современная геологическая техника позволяет исследовать ее на глубине 16-18 километров.

Алюминий составляет примерно 10 процентов веса земной коры, доступной исследованию. Он встречается не только в виде бокситов - он входит в состав глины, слюды и полевых шпатов. Во всех этих соединениях алюминий связан с кислородом.

Окись алюминия часто встречается в природе в виде минерала. К наиболее твердым минералам относится корунд, из которого изготовляют точильные камни и который входит в состав наждака.

Корунд и наждак - серые камки, мало привлекающие взгляд человека.

Встречаются и очень красивые природные драгоценные камни, состоящие из алюминия, кислорода и незначительной примеси хрома, титана или железа. Прекрасный рубин сверкает своим яркокрасным светом потому, что к природной окиси алюминия примешаны незначительные следы хрома. Такие же ничтожные количества других металлов, подмешанные к глинозему, превращают его в природе в зеленый изумруд или фиолетовый аметист.

Сейчас человек уже разгадал тайны природы и научился искусственным путем в специальных печах при высокой температуре изготовлять некоторые драгоценные камни, которые не только идут на украшения, но и применяются в технике.

В недрах земли находится еще одно кислородное соединение - магнитная окись железа (Fe 3 O 4). В технике эту руду называют магнитным железняком. В земной коре его насчитывается до 5 процентов.

Магнитный железняк залегает огромными массивами. На Урале из него состоят целые горы: Магнитная, Высокая и Благодать. Руда эта составляет смесь закиси железа (FeO) и окиси (Fe 2 O 3). Поэтому часто магнитный железняк называют закись-окись железа .

В природе часто встречается и другая разновидность железной руды - окись железа (Fe 2 O 3), или красный железняк. Почти вся донецкая металлургическая промышленность снабжается этой рудой. Огромные запасы ее находятся в районе Кривого Рога и Курска.

Окись железа входит в состав бурого железняка - водной окиси железа бурого цвета. Залежи бурого железняка разрабатываются на Южном Урале, в Керчи и других местах Советского Союза.

СССР занимает первое место в мире по запасам железной руды. Больше половины всех мировых запасов железа падает на территорию Советского Союза.

В состав большинства полезных ископаемых, встречающихся в недрах земли, в том или ином виде входит кислород. Его можно встретить в химическом соединении с легкими элементами, включая магний и алюминий, в соединении с тяжелыми элементами, включая уран, с щелочными металлами - натрием и калием, с щелочноземельными металлами - кальцием, стронцием и барием и в соединении с редкими элементами.

Кислород - самый распространенный элемент на земле.

Много труда положили ученые, чтобы определить, сколько кислорода находится в природе. В настоящее время принято считать, что половину веса земной коры, воздуха, воды, животных и растительных организмов составляет кислород, а вторую половину - все остальные элементы периодической системы Менделеева.

Среди всех веществ на Земле особое место занимает то, что обеспечивает жизнь, - газ кислород. Именно его наличие делает нашу планету уникальной среди всех других, особенной. Благодаря этому веществу в мире живет столько прекрасных созданий: растения, животные, люди. Кислород - это совершенно незаменимое, уникальное и чрезвычайно важное соединение. Поэтому постараемся узнать, что он собой представляет, какими характеристиками обладает.

Особенно часто применяется первый метод. Ведь из воздуха можно выделить очень много этого газа. Однако он будет не совсем чистым. Если же необходим продукт более высокого качества, тогда в ход пускают электролизные процессы. Сырьем для этого является либо вода, либо щелочь. Гидроксид натрия или калия используют для того, чтобы увеличить силу электропроводности раствора. В целом же суть процесса сводится к разложению воды.

Получение в лаборатории

Среди лабораторных методов широкое распространение получил метод термической обработки:

  • пероксидов;
  • солей кислородсодержащих кислот.

При высоких температурах они разлагаются с выделением газообразного кислорода. Катализируют процесс чаще всего оксидом марганца (IV). Собирают кислород вытеснением воды, а обнаруживают - тлеющей лучинкой. Как известно, в атмосфере кислорода пламя разгорается очень ярко.

Еще одно вещество, используемое для получения кислорода на школьных уроках химии, - перекись водорода. Даже 3 % раствор под действием катализатора мгновенно разлагается с высвобождением чистого газа. Его нужно лишь успеть собрать. Катализатор тот же - оксид марганца MnO 2 .

Среди солей чаще всего используются:

  • бертолетова соль, или хлорат калия;
  • перманганат калия, или марганцовка.

Чтобы описать процесс, можно привести уравнение. Кислорода выделяется достаточно для лабораторных и исследовательских нужд:

2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 .

Аллотропные модификации кислорода

Существует одна аллотропная модификация, которую имеет кислород. Формула этого соединения О 3 , называется оно озоном. Это газ, который образуется в природных условиях при воздействии ультрафиолета и грозовых разрядов на кислород воздуха. В отличие от самого О 2 , озон имеет приятный запах свежести, который ощущается в воздухе после дождя с молнией и громом.

Отличие кислорода и озона заключается не только в количестве атомов в молекуле, но и в строении кристаллической решетки. В химическом отношении озон - еще более сильный окислитель.

Кислород - это компонент воздуха

Распространение оксигена в природе очень широко. Кислород встречается в:

  • горных породах и минералах;
  • воде соленой и пресной;
  • почве;
  • растительных и животных организмах;
  • воздухе, включая верхние слои атмосферы.

Очевидно, что им заняты все оболочки Земли - литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Особенно важным является содержание его в составе воздуха. Ведь именно этот фактор позволяет существовать на нашей планете жизненным формам, в том числе и человеку.

Состав воздуха, которым мы дышим, чрезвычайно неоднороден. Он включает в себя как постоянные компоненты, так и переменные. К неизменным и всегда присутствующим относятся:

  • углекислый газ;
  • кислород;
  • азот;
  • благородные газы.

К переменным можно отнести пары воды, частицы пыли, посторонние газы (выхлопные, продукты горения, гниения и прочие), растительная пыльца, бактерии, грибки и прочие.

Значение кислорода в природе

Очень важно, сколько кислорода содержится в природе. Ведь известно, что на некоторых спутниках больших планет (Юпитер, Сатурн) были обнаружены следовые количества этого газа, однако очевидной жизни там нет. Наша Земля имеет достаточное его количество, которое в сочетании с водой дает возможность существовать всем живым организмам.

Помимо того, что он является активным участником дыхания, кислород еще проводит бесчисленное количество реакций окисления, в результате которых высвобождается энергия для жизни.

Основными поставщиками этого уникального газа в природе являются зеленые растения и некоторые виды бактерий. Благодаря им поддерживается постоянный баланс кислорода и углекислого газа. Кроме того, озон выстраивает защитный экран над всей Землей, который не позволяет проникать большому количеству уничтожающего ультрафиолетового излучения.

Лишь некоторые виды анаэробных организмов (бактерии, грибки) способны жить вне атмосферы кислорода. Однако их гораздо меньше, чем тех, кто очень в нем нуждается.

Использование кислорода и озона в промышленности

Основные области использования аллотропных модификаций кислорода в промышленности следующие.

  1. Металлургия (для сварки и вырезки металлов).
  2. Медицина.
  3. Сельское хозяйство.
  4. В качестве ракетного топлива.
  5. Синтез многих химических соединений, в том числе взрывчатых веществ.
  6. Очищение и обеззараживание воды.

Сложно назвать хотя бы один процесс, в котором не принимает участие этот великий газ, уникальное вещество - кислород.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары