Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Современные рлс. Теперь "Сделано у нас" и в Telegram

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Как себя вести руководителю предприятия при нагрянувшей налоговой проверке? Стоит ли с инспекторами вести задушевные разговоры в курилке, чаще их называть по имени и сообщить все «явки и пароли» или лучше выделить отдельного работника для сопровождения налоговиков, завести «дневник проверки» и обратиться к специалистам по правовому сопровождению налоговой проверки? Об этом - в очередном блоге для «БИЗНЕС Online» от юристов АНП «Зенит» Юлии Заздравной и Гузель Валеевой.

«НУЛЕВЫЕ» ПРОВЕРКИ - ЭТО НОНСЕНС

Мы живем в удивительное время - каждый становится экспертом, прочитав пару статей из интернета. Есть, конечно, сферы жизни, в которых мы были экспертами всегда, еще задолго до появления всемирной сети, например футбол, хоккей, отношения и управление страной.

Но теперь мы дополнительно освоили и специальности, требующие специфических знаний. Например медицина. Google в помощь - и вот мы поправляем врачей, сами ставим себе диагноз и назначаем лечение. И только когда совсем уже худо, когда петух непрерывно начинает клевать в то место, где спина теряет свое благородное название, мы бежим к врачу, которому приходится не только лечить запущенную болезнь, но и бороться с последствиями нашего интернет-лечения.

Подобная ситуация и с налогами. Интернет пестрит всевозможными советами, как и что делать во время налоговой проверки, очень часто прямо противоречащими друг другу.

Кто-то советует сразу включить видеокамеру и диктофон, кто-то предлагает выделить кабинет с чайником, СВЧ-печью и заполненным холодильником. Одни предлагают свести устное общение к минимуму, другие дают советы, как расположить к себе, в стиле «называйте чаще по имени», «делайте комплименты, но не льстите», «попросите совета на будущее». Одни советы слишком общие, другие излишне конкретизированные, а некоторые вообще опасны и могут привести к негативным и непредсказуемым последствиям.

Испытывая желание нести знания в массы и искренне переживая за налоговое здоровье наших сограждан, мы тщательно проанализировали имеющуюся информацию о проведении налоговых проверок, а также обобщили наш 7-летний опыт сопровождения налоговых проверок.

Наша задача - определить конкретные правила поведения, алгоритм действий налогоплательщика, результатом выполнения которых будет минимизация возможных доначислений.

Обратите внимание - именно минимизация, так как доначисления, конечно, будут. «Нулевые» проверки - это нонсенс. На сегодняшний день в Татарстане налоговая проверка с доначислениями ниже 3 млн. рублей считается низкоэффективной. А от эффективности проверок зависят показатели инспекции и, соответственно, премирование сотрудников. Поэтому доначисления будут, но то, в каком объеме и, самое главное, будут ли у вас основания их оспорить в суде, во многом зависит от качества ваших действий во время налоговой проверки.

Итак, вам докладывают, что придет налоговая проверка, может быть, уже пришла, налоговые инспекторы ожидают в приемной, чтобы вы подписали решение о проведении проверки.


ПРАВИЛО №1. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

Несмотря на шуточный характер правила, выполнять его необходимо. Вам помогут не эмоции, а трезвый холодный расчет. Должен быть правильный настрой.

Помните, генералы не бегают, потому что в мирное время это выглядит смешно, а в военное - вызывает панику.

Если у вас железные нервы и налоговая поверка является для вас рядовым событием, то сразу переходите к правилу №2.

Для большинства же встреча с проверяющими - ситуация, приближенная к экстремальной.

Настроиться на правильный лад помогут следующие установки.

Во-первых , общение с проверяющими следует рассматривать как деловые переговоры.

У них свои задачи, у вас - свои. Ваша задача - выстроить корректное, уважительное взаимодействие.

Во-вторых , не старайтесь показаться умным, концентрируйтесь на главной своей задаче - защитить интересы своего бизнеса.

Помните, вы не на экзамене. Если вам задают вопрос, который вам непонятен, или вы ощущаете подвох, никто не мешает взять паузу и подумать или, например, посоветоваться с юристом. Именно желание показаться осведомленным приводит к лишним словам, соответственно, к серьезным проблемам. Умный не боится показаться глупым, а глупый хочет показаться умным. У вас должен быть правильный фокус - вы не на конкурсе «Самый осведомленный директор/бухгалтер/сотрудник», ваша цель - минимизировать налоговые доначисления и возможные риски. Именно фокус на главной задаче позволит вам выбрать оптимальный вариант поведения.

В-третьих , никогда не недооценивайте ваших оппонентов.

Был у нас один знакомый инспектор. Очень сильный и квалифицированный специалист. Но, приходя на проверку, он производил впечатление полной некомпетентности и непонимания основ бухгалтерского и налогового учета. Постоянно просил ему что-то подсказать, показать, объяснить, дескать, он вообще первый раз видит такой сложный учет. Выглядел стеснительным и неказистеньким. Через пару дней проверяемые расслаблялись, начинали к нему относиться свысока, периодически подшучивая, подтрунивая над ним. В ответ инспектор только краснел и неумело отшучивался. Через какое-то время расслабление достигало уровня разгильдяйства - передаваемые документы никто не отслеживал, не просматривал, предоставляли доступ к 1С - все равно ничего не поймет, докладывали директору - все в порядке, все под контролем. Но ситуация переворачивалась с ног на голову в день вручения объемного, увесистого и очень качественного акта по результатам налоговой проверки. Бухгалтерия бледнела, директор краснел, а инспектор оставался невозмутимым. Выглядел и разговаривал, правда, совсем по-другому...

Если же вы хотите дополнительно себя обезопасить, а также минимизировать неудобства, возникающие при налоговой проверке, то можете обратиться в юридические фирмы, которые предоставляют услугу правового сопровождения налоговой проверки.

На что необходимо обратить внимание при выборе юридической фирмы?

Во-первых, желательно, чтобы у фирмы была конкретная налоговая специализация. У юристов, как и у врачей, должна быть специализация. Если у вас болят зубы, вы пойдете к стоматологу, а не к проктологу и даже не к специалисту широкого профиля. Аналогично и у юристов. Вас должны насторожить фельдшеры от юриспруденции, которые позиционируют себя как специалисты в семейном, трудовом, корпоративном праве. «Налоговое право? Да, конечно, мы тоже им занимаемся!» Опасайтесь такого - не полетит.

Во-вторых, у привлекаемых вами специалистов должен быть положительный опыт ведения подобных проектов. Не стоит выступать в качестве испытательного полигона.

В-третьих, да, юрист снимает с вас бóльшую часть проблем, вы получаете возможность сконцентрироваться на основной деятельности, но в любом случае вы должны держать руку на пульсе. Вам следует установить контрольные точки, позволяющие убедиться в эффективности и полезности правового сопровождения. Мы, например, готовим для руководителя еженедельный отчет о проделанной работе, о текущей ситуации и о планируемых мероприятиях.

Очень важно понимать, что привлекаемые специалисты не должны развязывать маленькую войну с налоговой инспекцией, желая показать свои «глубокие познания», не должны провоцировать налоговую вендетту. Напротив, они должны обеспечить квалифицированную защиту ваших интересов и минимизировать налоговые риски, создав нормальный микроклимат проведения проверки и выстроив корректные отношения с проверяющими, позволив вам сконцентрироваться на вашей основной деятельности.

Таким образом, юридическое сопровождение налоговой проверки должно способствовать спокойному, контролируемому процессу ее прохождения.


ПРАВИЛО №2. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИП «УЗКОГО ГОРЛЫШКА»

Как обычно проходит проверка? Часть запросов по документам получает и исполняет бухгалтерия (причем каждый бухгалтер отвечает за свою часть учета), технологические вопросы проясняют производственники, а своим видением положения дел делятся все: продавцы, логисты, кадровики и даже монтажники.

В нашей практике был случай, когда монтажники цеха №5 дали показания, что цех №6, расположенный во вновь построенном здании, заработал в мае 2010-го. Такой вывод работники сделали, поскольку видели, как в помещении горел свет. На основании этих показаний инспекция сделала вывод, что организация несвоевременно приняла здание к учету, и доначислила налог на имущество компании.

Потребовались огромные усилия, чтобы в суде доказать, что свет горел потому, что проводились монтажные работы...

В такой ситуации разобраться, какие из требований инспекции исполнены и какие документы и пояснения представлены, крайне затруднительно.

И не исключены неприятные неожиданности, когда из акта проверки становится ясно, что отдел продаж представил недействующую редакцию договора либо проект договора, существенные условия которого (в отличие от действующего) влекут иные налоговые последствия...

Или водитель сказал: «Не знаю такого контрагента. К нему ничего не доставлял. Все сам развожу» . Однако выясняется, что в проверяемый период этот водитель еще либо уже не работал, а следовательно, и не мог знать.

Ну и классический случай - в инспекции дает показания обиженный кладовщик, уволенный за пьянство, который мало что смыслит в вопросах выбора контрагентов.

Вот почему все общение с налоговыми органами должно происходить через одно ответственное лицо (так называемый принцип «узкого горлышка»). Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.

Именно ответственное лицо получает требования о представлении документов, передает документы и сведения инспекторам; все мероприятия налогового контроля (осмотры, выемки, инвентаризации, допросы) проходят в присутствии него.

Это удобно как самой компании, поскольку другие сотрудники не отвлекаются от исполнения своих прямых обязанностей, так и налоговому органу, который получает ответственное лицо в свое распоряжение.

ПРАВИЛО №3. ПРАВИЛЬНО РАЗМЕСТИТЕ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Посадить проверяющих за свободный столик в бухгалтерии (где до этого стояли печеньки и микроволновка с чайником) - не самая лучшая затея. Лучше выделить отдельное помещение (не архив), свободное от лишних папок и от компьютеров с доступом в 1С.

Кстати, в нашей практике был случай, когда инспектор возмутился, что в его кабинете слишком маленькое окошко. Понятно, что все мы с удовольствием работали бы в кабинете с видом на море или океан, чтобы в распахнутое окно врывался морской бриз, а слух успокаивали крики чаек... Но суровые реалии таковы: если помещение пригодно для работы - получите и распишитесь.

Если же компания свободным помещением не располагает, следует обратиться письменно в инспекцию с просьбой провести проверку на ее территории. В качестве обоснования привести отсутствие свободных помещений, ремонт.

ПРАВИЛО №4. РАЗРАБОТАЙТЕ И ВНЕДРИТЕ РЕГЛАМЕНТ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ

Ваши сотрудники должны знать, как реагировать на просьбы (уговоры, приказы) работников инспекции (самое верное решение - направить к ответственному по проверке). Нездоровая ситуация, когда на протяжении двух месяцев (а то и больше) весь штат «работает» на проверку, а бухгалтеры то и дело бегают объяснять проверяющим, откуда взялась вот эта цифра в отчете . В конце концов, каждый должен заниматься своим делом.

Для этого мы рекомендуем разработать внутренний регламент поведения при проверках (не только при налоговых) и ознакомить всех сотрудников с ним под роспись. Это может показаться смешным, но задушевные разговоры и откровения с инспекторами в курилках - это не только не редкость, а один из способов сбора информации.

Цель регламента - обеспечить: а) нормальное функционирование организации; б) контроль выполнения сотрудниками своей непосредственной работы; в) представление достоверной информации проверяющим.

Ключевое правило регламента - о любых обращениях проверяющих (как устных, так и письменных - например вручение уведомления о вызове на допрос) все без исключения сотрудники обязаны незамедлительно сообщать ответственному за проверку.

ПРАВИЛО №5. ФИКСИРУЙТЕ ХОД ПРОВЕРКИ

При сопровождении выездных налоговых проверок мы используем «дневник проверки», в который заносим все данные о проводимых инспекторами процессуальных действиях, о запрошенной информации (в том числе устной), о представленных документах.

Проанализировав данные «дневника», с высокой точностью можно спрогнозировать возможные претензии инспекторов. А значит, время на формирование и усиление правовой позиции компании увеличивается.

Второе, не менее важное прикладное значение такой фиксации заключается в том, что выявить процедурные нарушения инспекции гораздо проще, когда вся информация по проверке собрана в одном месте.

Случай, который мы часто вспоминаем. Налоговый орган провел выемку документов. В обоснование правомерности ее проведения он сослался на отказ руководителя общества от получения требования. Отказ был подтвержден подписями двух понятых.

Восстановив ход проверки, мы выявили, что директор общества никак не мог отказаться от его получения.

Дело в том, что в день отказа от получения требования директор отсутствовал на территории Российской Федерации, он находился за границей, что подтверждалось отметкой в загранпаспорте.

В ходе судебного процесса мы задали ряд уточняющих вопросов - помнят ли проверяющие день вручения требования, как директор отказывался, что он сказал, где они нашли понятых. В ответ последовал, надо сказать, красочный и детальный рассказ о том, как инспекторы пришли в офис компании, как директор в грубой форме отказался, выбежал из кабинета и уехал. Было видно, что судья сочувствует представителям инспекции, внутренне возмущаясь нерадивости и безответственности налогоплательщика.

Когда же мы предоставили загранпаспорт, это надо было видеть. Один участник процесса краснел от возмущения - никто не любит, когда из него делают дурака, другой участник бледнел от страха и стыда. Понятно, что позиция суда резко изменилась. Ведь если человек врет в части, то под сомнения ставится целое. Решение налогового органа было признано незаконным.

ПРАВИЛО №6. ДОКУМЕНТЫ ПЕРЕДАВАЙТЕ СТРОГО ПО ОПИСИ

Очень важное правило. Фиксация факта передачи документов (не только копий, но и оригиналов для ознакомления) решает следующие задачи:

Обеспечение сохранности документов;
- защита от штрафа за непредставление документов;
- отслеживание того, какие документы переданы;
- защита от повторного истребования документов (например, представленных ранее в ходе камеральной проверки);
- обоснование незаконности выемки.

Несколько лет назад инспектор отказался подписывать опись (сейчас такое редко встретишь - уровень сотрудников налоговых органов непрерывно растет). В таком случае у налогоплательщика есть возможность представить документы с описью через канцелярию инспекции либо направить заказным письмом с описью и уведомлением. Но ни в коем случае не представлять просто так. Помните: права и обязанности налогоплательщика и налогового органа взаимосвязаны.

ПРАВИЛО №7. ВЫЯВЛЯЙТЕ НАЛОГОВЫЕ «ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ»

Практически у каждого налогоплательщика есть так называемые скрытые налоговые переплаты. Ищите, выявляйте самостоятельно либо привлекайте специалистов.

Например, бухгалтеры не любят «сажать» на прибыль расходы по оплате мобильной связи сотрудников, расходы на обеспечение нормальных условий работы (кондиционер, аквариум, кофе-машина). Однако при должном документальном оформлении такие расходы можно и нужно списывать на расходы.

Другой пример - руководство невыгодными письмами минфина, противоречащими сложившейся судебной практике, а зачастую и другим письмам самого же ведомства. Такой уж он, минфин, у нас непостоянный в налоговых вопросах... Например, про необходимость восстанавливать НДС с сумм недостачи товара.

За три года набегает.

В одном деле неучтенные расходы, выявленные в ходе аудита, мы отразили в возражениях на акт проверки. Часть расходов признала сама инспекция, часть - управление, а правомерность принятия остальных расходов подтвердил суд. В результате для предпринимателя выездная налоговая проверка закончилась не недоимкой, а возвратом переплаты из бюджета. Представляете, налоговая проверка закончилась возвратом излишне уплаченных налогов из бюджета - этим делом мы особенно гордимся.

В заключение еще раз повторим - назначьте ответственного, выделите отдельное помещение, проинструктируйте сотрудников, документы передавайте строго по описи, фиксируйте ход проверки, выявляйте переплаты и, самое главное, тренируйте спокойствие.

В фильме «Шпионский мост» (рекомендуем к просмотру) советский разведчик Рудольф Абель сохранял спокойствие в любых ситуациях. Когда герой Тома Хэнкса его спрашивал: «Вы что, совсем не волнуетесь?» - он каждый раз спокойно отвечал: «А это поможет?»

Так что, начиная переживать, спросите себя: «А это поможет?»

P. S. Для вашего удобства мы подготовили инфографику «Пришла налоговая проверка» .

P. P. S. Пишите интересующие вас темы по налогам в комментариях.

Юлия Заздравная, Гузель Валеева

Гузель Валеева - старший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - управляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы подлежащие уплате, путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова практика по рассматриваемому Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции - провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары