Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

У животных нет души библия. Есть ли у животных бессмертная душа? Душа кота возвращается домой, может находиться рядом с хозяевами и переродиться в человека или нет

Наследует ли животный мир жизнь вечную? Или же каждое животное навсегда уничтожается земной смертью?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В толковании на первую главу книги Бытия святитель Василий Великий ясно говорит о том, что душа животных, в отличие от человеческой, разрушима. «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17, 11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою, и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали cиe, были бессмысленнее рыб» (Беседы на шестоднев. Беседа 8-я). Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души.

Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет. Сторонники первого мнения могут найти некоторую опору в Священном Писании. Земной рай, в котором нашлось место и бессловесной твари, был предъизображением небесного рая. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что Бог «все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет в образ будущего века» (Слово сорок пятое). Св. Исаия, изображая будущее Царство Мессии, пророчествует: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:1-9). И у св. апостола Павла имеется пророчество о будущем состоянии мира: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-23). Это место у святых отцов изъясняется не однозначно. Блаж. Августин понимает под тварью только человеческий род. Однако св. Симеон Новый Богослов видит в словах апостола указание на будущее обновление, которое совершится над всем тварным миром: «Но посмотрим, как тварь имеет возобновиться, и придти опять в состояние первоначальной красоты? Полагаю, что ни один христианин не подумает не поверить словам Господа, давшего обетование сделать небо новым и землю новою, т.-е., что как собственные наши тела, разрушающиеся теперь на стихии и однакож в ничто необращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, - так и небо и земля со всем что на ней, т.-е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня <...> Таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшую, нежели как она теперь есть. Видишь, как все твари имеют обновиться огнем» (Слово сорок пятое).

При всей ясности пророчеств о будущем обновлении тварного мира, мы стоим перед тайной. Какие именно бессловесные твари будут с человеком в будущей жизни? Вряд ли все несчетное множество всех животных, живших прежде, будут обитателями новой земли. Возможно, те из них, которые будут жить в последние мгновения падшего мира.

Человек духовно здоровый не может не любить те создания, которые сотворил Бог. Поэтому смерть наших домашних животных вызывает печаль. Однако она бывает нередко чрезмерной. В таких случаях мы имеем повод задуматься о правильности нашего духовного устроения. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если мы научимся это соблюдать, то любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место.

Вот как освещают тему "есть-ли душа у животных", наша провославная церковь:

Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела.

Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших).

По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (11, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, духом Господним, или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные, по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14).

Есть люди - скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19).

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.

Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.

В различных смыслах употребляется в Писании слово "душа". То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: "Ни одна душа", "никакая душа". Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам.

То душа является синонимом жизни.

Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9).

Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20).

Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4).

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25).

А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать "животной душой".

Душа их истаевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5-26).

Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50,19).

Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9).

Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8)..

Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой.

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8, 55).
В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46).
Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7, 59).
Изыдет дух его, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4).
И возвратится прах в землю, чем он и был: а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его.

И дух животных, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божием, Духе бессмертном.

Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21): ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа.

Когда же душа Его принесет жертву умилостивления... (Ис. 53, 10).
Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31).
Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38).
Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12, 27).

Господь страдал и умер по человеческой Своей природе, и потому понятны эти тексты.

Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах: И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. 11, 8). Не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10, 16). Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10, 5).

Но, конечно, это не только метафора. Нельзя говорить о душе Духа абсолютного, как о душе человека, духа ограниченного и воплощенного. Здесь речь может идти только об аналогии с духом человеческим, по которой мы приписываем Богу ум, мышление, волю и чувства. Так понимаем мы и образ Божий в человеке.

Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.

Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум - только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение... не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11-12).

Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

О духе, как высшей силе нашей духовной деятельности, многое можно найти в Священном Писании. Вот примеры: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46). Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, 11). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 32, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

Здесь мысль о тесной связи между сердцем и духом, подтверждающая то, что мы говорили о первенствующей роли сердца в сознании.

И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1, 47).

О Боге радуется. Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей.

Разумеется, такое совершеннейшее проявление духовности души человеческой может быть только даром Духа Святого. Об этом вполне ясно свидетельствует Откровение: Вложу внутрь вас дух Мой (Иез. 36, 27).

А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4, 6).

Что скажем о духе животных? Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа.

Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности - религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу: он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила - любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными.

Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности.

Использованы материалы с сайта "Православие в Татарстане"

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт. Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Что говорит Библия

В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.

Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.

Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.

Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.

Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.

Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.

Куда попадают кошки после смерти?

Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?

В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.

Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?

Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.

После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».

Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.

То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».

А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.

Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.

Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.

Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.

Чем душа животного отличается от души человека?

Религиозных людей в мире подавляющее большинство. Атеисты составляют небольшой процент населения планеты (и многие из них почему-то сосредоточены в русскоязычном ЖЖ).

Для большинства людей будет интересным вопрос о том, есть ли у животных бессмертная душа. Будет ли продолжение жизни после физической смерти у их любимых питомцев?

Ответ: Нет.

изображение wallpaperscraft.ru

Во вступлении сразу отмечу, что теория эволюции Дарвина не противоречит христианству . Верующие люди вполне могут придерживаться теории Дарвина. Впрочем, окончательных ответов на многие вопросы у науки нет до сих пор. Одним из интересных вопросов является такой: Как произошел переход от животного к человеку? Каким образом и с помощью каких механизмов в обезьяну вдохнули бессмертную душу?

При этом очевидно, что в древнем мире остались обычные обезьяны, которые в таком примерно виде и живут до сих пор. И появились нетипичные обезьяны, которые стали первыми людьми. Как это происходило? Точных ответов нет, есть только образы. Происходило это примерно так же, как в .

В данном посте не сможем сделать обзор всех существующих религий, поэтому давайте рассмотрим, что говорит христианство по поводу бессмертия души животного. Ислам и иудаизм имеют общие корни с христианством в данном вопросе.

"Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Быт 2:7)

Душа животных получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы. Так и говорится в св. Писании: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных" (Быт 1: 20,24)

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями,) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт. 1:26)

Из земных созданий только человек сотворен по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие. Поэтому нужно строго отличать душу человеческую от души животного. Животных спокойно употребляют в пищу и приносят в жертву во время религиозных обрядов. С человеком такого не происходит.

О смерти человека говорится так: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Еккл 12:7)

Понятие духа человека и его отличие от души человека и животных трудно поддается для определения, но с формальной стороны можно относить к духовной стороне все, что обращено к вечности, к бесконечности.

"В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества" (св. Феофан Затворник)

Неоднократно в Библии встречаются упоминания о том, что душа покидает тело и человек умирает. Саму душу невозможно уничтожить ничем, даже если очень захотеть. В Новом Завете неоднократно говорится о телесной смерти как о переходе человека из одной формы бытия в другую.

На том, что происходит с душой после смерти мы не будем останавливаться. Для интересующихся есть . Вообще, психологическая проработка темы смерти очень полезна для увеличения своей полноты жизни.

Вернемся к животным. Будут ли животные в будущей жизни, когда произойдет преображение природы? Мнения экзегетов ("пониматели" Священного Писания) принципиально расходятся: одни признают такую возможность, а другие нет.

Любить животных - это естественно для всякого нормального человека. Но в данном случае, как и в любой нашей "любви", мы наделяем любимое существо не свойственными ему качествами. Впадаем в иллюзию. На то и дано нам время земной жизни, чтобы ошибаться и учиться настоящей Любви.

Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?

О христианском отношении к братьям нашим меньшим

С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).

Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.

— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.

Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.

Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.

— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?

— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».

Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».

— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?

— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.

И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.

Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.

К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.

Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.

Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.

— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?

— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.

И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.

Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»

— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?

— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.

— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!

— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.

Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.

А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.

У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!

— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?

— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.

Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.

На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.

Святые покровители зверюшек

Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)

Священномученик Афиноген

В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.

Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.

Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.

==================

Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары