Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вежливость и хорошие манеры. Правила поведения с точки зрения этики и этикета Удачи Вам в воспитании ваших детей

«Как воспитать ребенка вежливым?»

Как часто мы восхищаемся вежливыми людьми? И часто сетуем на то, что именно наш ребенок не такой... А есть ли какие - то секреты по воспитанию вежливости? Бытует мнение, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Но опять следует отметить, что если навязывать ребенку правила и нормы поведения, то вряд ли он захочет их соблюдать и будет всячески сопротивляться навязанному. Нельзя что либо заставлять ребенка со словами «ты должен» или «так должно быть», необходимо способствовать постепенному самостоятельному осознанию этих правил.

Итак, несколько секретов:

Воспитывайте примером

Не стоит заставлять ребенка говорить «волшебные слова». В первую очередь вам самим нужно обращаться к нему со словами «будь добр», « пожалуйста», а когда он выполнит вашу просьбу, обязательно скажите ему «спасибо». Ребенок захочет подражать вам, и в его речи будут присутствовать вежливые слова. Потому что любой пример воздействует сильнее, чем нравоучения!

Будьте тактичны

Многие родители хотят, что бы ребенок употреблял «волшебные слова», а когда он забывает это сделать, то напоминают ему об этом грубо и бестактно. К примеру, нередко родители торопятся напомнить своему ребенку о том, что пора попрощаться, хотя сами еще не произнесли "до свидания".

Не проявляйте резкость

Когда разговаривают взрослые, часто можно услышать фразу в адрес малыша «Не видишь, разговаривают взрослые! Не мешай!». Но если вы стремитесь научить своего ребенка вежливому отношению к людям, лучше ответьте ему фразой: "Давай я завершу свой рассказ, а затем выскажешься ты". Не следует говорить ребенку о его грубости: от ваших замечаний он не станет вежливее. Риск состоит и в том, что, осмыслив и приняв вашу оценку, он начнет считать себя грубым и будет вести себя подобающе: так как грубые дети всегда грубят.

Поддержка близких

В гостях у родственников или друзей можно лишний раз продемонстрировать ребенку основы вежливого обращения. Прекрасно, если за поведение ребенка будут отвечать хозяева дома и сам ребенок, а родители будут помогать своему сыну или дочери понять существующие порядки. Дети быстро осознают, что маме и папе не хочется делать замечания в гостях. По этой причине они нередко "приберегают" свои проделки для подобных случаев. Противостоять этой стратегической уловке можно, если предоставить хозяевам дома установить нормы поведения для ребенка и контролировать их выполнение.

Если в гостях ребенок прыгает на диване, пусть хозяева решают, можно ли ему подобное разрешить и следует обязательно сказать малышу об этом. Ребенок эффективнее слушается, если ограничения устанавливаются другими взрослыми, а не родителями. При этих обстоятельствах мама избавляется от необходимости контролировать поведение своего ребенка, она только напоминает ему: "В этом доме так принято. Здесь такой порядок".

Следует напомнить, что когда малыш поступает правильно его, несомненно, нужно похвалить, а неправильное поведение достаточно скорректировать, при этом нельзя, делать так, чтобы ребенок чувствовал себя в чем-либо виноватым, в будущем человеку привыкшему испытывать чувство вины с детства нелегко в жизни. Кроме этого, нельзя реагировать на одни и те же поступки ребенка по-разному, то осуждать, то просто не обращать никакого внимания. Ребенок в таком случае не сможет понять и определить для себя четких граней между хорошим и плохим поведением. Обязательно договоритесь со всеми членами своей семьи о мерах поощрения и наказания за тот или иной поступок ребенка, нельзя что бы одно и тоже действие вызывало умиление в одной ситуации и вызывало гнев и влекло за собой наказание в другой.

Удачи Вам в воспитании ваших детей!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88»

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА»

Подготовила воспитатель

Смирнова М.В.

Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Первоначально он возник как церемония демонстрации иерархической власти. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил обихода, поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы. Этикетных знаков великое множество. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный. Естественно, что этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешения или запрет говорить одно и говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях. «Словарь по этике» определяет это понятие как: «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Из этого определения следует, что речевой этикет это регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, даёт нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного отношения к людям.

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в остойчивых выражениях, формулах обращения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.

Речевой этикет и вежливость

«Словарь по этике» определяет вежливость так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. Своевременное и уместное речевое проявление с помощью речевого этикета неотъемлемый элемент вежливости.

Человеку необходима поддержка и одобрение окружающих. Эта потребность выразилась и в языке. Важное место принадлежит тут речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как быть некой поддержкой и проявлением внимания. Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению означают доброжелательство: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю - благо дарю (за вашу услугу); спасибо - спаси бог(за добрые дела) и т.д. «Как дела?» - простой вопрос, на который не требуется подробного ответного рассказа о делах, но даже такой простой вопрос является важным в разговоре. В научном мире впервые обратил внимание на неотвратимость, например, в гостях «пустой болтовни» английский этнограф Б. Малиновский, который назвал этот уровень общения фатическим, т.е. контактоустанавливающим. С тех пор фатическое общение исследуется лингвистами, устанавливается типичный круг тем, характер текста, участников общения и т.д. Фатическое общение оказывается вовсе не пустой болтовней: оно с одной стороны, снимает стрессы, с другой стороны, ритуально обозначает, что мы вступили в контакт и теперь можем побеседовать по существу.

Итак, вежливость - это форма проявления уважения к человеку, и выражается эта форма в стереотипах речевого этикета.

«Этикет и вежливость»

МБДОУ Сухобезводнинский

детский сад «Звездочка»

Воспитатель I категории
Баринова А.И.



Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Антон Чехов

Хорошие манеры - лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает.

Филип Честерфилд

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Антон Чехов

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты.

Филип Честерфилд

Вежливость

способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели» поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом с 7.30 до 17.30 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь».



Так что же мы отдаем детям в течение дня.

Вспоминаем!
Утром: «Доброе утро!», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй!», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа: «Как спалось?», «Как твое здоровье?»
Вечером: «Добрый вечер!», «До свидания!», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути!», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи!», «Приятных снов.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Cлайд 4

Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Cлайд 5

«ВЫ» МЫ ГОВОРИМ «ТЫ» МЫ ГОВОРИМ малознакомому человеку или совсем незнакомому человеку, это: - прохожий на улице, - начальник, - старик, - директор школы. Обращение на «Вы» свидетельствует о большой вежливости: - к незнакомому, малознакомому адресату, - в официальной обстановке, - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату, - к равному и старшему по возрасту и положению хорошо знакомому человеку, это: - друг, товарищ, - подчиненный, - молодой человек, -ученик. Обращение на «ты» свидетельствует о меньшей вежливости: - к хорошо знакомому адресату, - в неофициальной обстановке, - при дружеском, интимном отношении к адресату, - к равному и младшему по возрасту и положению адресату

Cлайд 6

Ситуация 1. Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны? Ситуация 2. Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?

Cлайд 7

Ситуация 3. Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней? Ситуация 4. Вы не знаете дорогу к музею. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?

Cлайд 8

1. Завтра вам предстоит свидание с незнакомым человеком. Не любовное, но и не деловое. Вы взволнованы, все время думаете об этом, с трудом засыпаете? а) Да, б) нет, в) может быть. 2. Вы приехали в город, где живут ваши родственники. остановились у одного из них. Остальные знают о вашем приезде, нельзя не навестить их. Вы откладываете визиты до последнего момента? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 9

3. Вас попросили выступить на собрании с каким-нибудь сообщением. Вы недовольны? а) Да, б) нет, в) может быть. 4. Жизнь «дала трещину». Дела не ладятся, в любви «прокол». Будете ли вы плакаться в жилетку не очень близкому человеку? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 10

5. Настроение «на нуле». А на улице к вам подходит человек и просит показать дорогу. Вы отвечаете раздраженно? а) Да, б) нет, в) может быть. 6. К прежним неприятностям добавилась ссора с родителями. Объясняете ли вы её тем, что отцы и дети никогда не смогут понять друг друга? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 11

7. Знакомый занял у вас небольшую сумму денег и забыл об этом. Напомните ли вы ему о долге? а) Да, б) нет, в) может быть. 8. В столовой вам попался сверхжесткий бифштекс. Вы будите скандалить? а) Да, б) нет, в) может быть

Cлайд 12

9. В электричке напротив вас сидит человек, явно располо женный поболтать. Вы отвечаете на его вопросы односложно, мысленно посылая его в... другой вагон? а) Да, б) нет, в) может быть. 10. В магазине очередь - продают нужную вам вещь. Станете ли вы стоять в очереди? а) Да, б) нет, в) может быть.

Cлайд 13

11. Ваш друг поругался с другим вашим другом. Оба бросаются к вам и просят рассудить, кто из них прав. Вы беретесь за роль судьи с большой неохотой? а) Да, б) нет, в) может быть. 12. Вам правится певец, а приятель считает его вульгарным. Ему нравятся фильмы Спилберга, а вы предпочитаете француз ские комедии. Отвергаете ли вы его мнение, признавая лишь соб ственный вкус? а) Да, б) нет, в) может быть.
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары