Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Американская мера объема жидкости. Британская имперская и американская системы мер

«Лахта центр»:
что стоит
за высотными
рубежами

Партнерский проект

Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта?

Новая высота Европы

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Стройка на болоте

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Устройство: основание

Сваи и защитная стена

От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте - в грунте. Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном.

Фундамент

На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции.

Подробнее о рекорде на площадке «Лахта центра»

Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот.

Проверка под давлением

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Управление вертикалью

Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось.

Как питерскому супертоллу не превратиться в Пизанскую башню?

В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене: отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров.

Устройство: конструкция

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры

Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы»

Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения

сокращается на 40% при прочих равных.

Кручёная форма

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Устройство: фасад

Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться.

Как собрать 189000 деталей и ни разу не ошибиться?

Задел на будущее

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество - в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Шагающие» механизмы для строительства небоскрёба

Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества.

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

Прекрасный Санкт-Петербург трудно представить городом небоскребов, но высотное строительство стремительно врывается и в город Петра. Первой его "ласточкой" в скором времени станет величественный "Лахта-центр". Ленинградская башня при этом будет не рядовым небоскребом, а второй по высоте среди подобных российских и европейских строений, обойдя "Федерацию" в "Москва-сити" и уступая лишь Пока здание строится, есть время узнать о нем интересные подробности.

Общее представление о проекте

"Лахта центр", "Лахта-центр" (оба написания верны) - находящийся в данный момент на этапе строительства общественно-деловой комплекс. Его масштабность объясняет тот факт, что ключевым объектом небоскреба станет штаб-квартира крупнейшей российской корпорации "Газпром". Место расположения комплекса - Приморский Строительство башни было начато в 2012 году. Полное его окончание планируется в III квартале 2018 года.

Максимальная планируемая высота башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге с антенной/шпилем - 462 м. Верхний уровень самого последнего этажа будет располагаться на 372 м над землей. Масса строения с заполнением составит 670 тыс. тонн. Комплекс будет включать в себя не только башню, но и многофункциональное здание, которое разделит на северную и южную часть атриум. Общая площадь будущего строения составит 400 тыс. м 2 . Сколько этажей в башне "Газпрома" в Санкт-Петербурге? Окончательное количество будет равняться 87. Обслуживать здание будут 102 лифта.

Ход строительства башни

Коснемся ключевых этапов строительства башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге:

  • 2013 год - вырыт котлован для здания.
  • 2014 год - завершение работ по строительству котлована, начало вбивки свай.
  • 2015 год - завершение так называемого строительства: изготовление коробчатого фундамента, армирование и бетонирование минусовых этажей.
  • 2015-2016 гг. - возведение первых 50 этажей небоскреба и 7 этажей МФЗ.
  • февраль 2017 года - построен 60-й этаж (260 м).
  • апрель 2017 года - работы по постройке 67-го этажа (300 м).
  • 10 мая 2017 года - достигнув отметки в 327,6 м и 78 этажей, небоскреб стал самым высоким зданием северной столицы, "обогнав" телебашню. Последняя удерживала этот титул 55 лет.

Концепция проекта "Лахта-центр"

По словам проектной команды, эта устремленная в небо, словно ракета на старте, башня, расположенная на берегу Финского залива, сформирует своим обликом и наполнением новые стандарты жизни города:

  • развитую социальную инфраструктуру;
  • современные офисы, отвечающие всем мировым экологическим требованиям;
  • удобные общественные пространства;
  • обилие зеленых зон;
  • пешеходную и транспортную доступность.

Главная задача так называемой башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге - избавить исторический центр от деловой и бизнес-активности, а вместе с тем и засилья транспорта, перенеся средоточие этой деятельности на окраину города. Небоскреб не только поможет второй столице перейти на полицентричную модель развития, но и привлечь значительные инвестиции, создать новые высокооплачиваемые рабочие места, сформировать все условия для развития бизнеса.

Архитектурные решения

Санкт-Петербург - это город горизонталей, а не высоток. Все его исторические высотные сооружения - Исаакиевский, Петропавловский собор - это центральные точки, вокруг которых выстроились самостоятельные и цельные Поэтому, чтобы не портить облик города-музея, было решено возвести небоскреб, вмещающий в себя штаб-квартиру госконцерна "Газпром", на побережье Финского залива, вдали от исторических строений.

Башня призвана начать формировать "морской фасад" Петербурга. Ее облик отнюдь не конфликтует с "лицом" города - та же тема одинокого шпиля на горизонте, стремление ввысь, контуры строений, напоминающие очертаниями корпуса кораблей.

Форма "Лахта-центра" по замыслу архитекторов должна визуализировать открытость, легкость, свободу, перетекание пространств и энергию моря. Комплексу стремятся придать эффект невесомости и органичного единения с окружающим его городом и природой. Поможет в этом особая разновидность стеклопакетов, которая позволит зданию менять свой цвет в зависимости от настроения неба.

Что будет внутри комплекса

Популярное в народе название "Лахта-центра" - башня "Газпрома", является не совсем верным. Проект "начинки" комплекса поражает своей многофункциональностью:

  • Под офисные помещения планируется отвести только 43 % всей площади.
  • 2,5 тыс. м 2 будет занимать медицинский центр.
  • 7 тыс. м 2 гарантированно будет предоставлено детскому научно-образовательному центру "Мир науки", который будет включать в себя лектории, лаборатории, эксплораториум.
  • В здании планируется открыть планетарий, в котором одновременно наблюдать за небесными телами смогут 140 человек.
  • Планируется возведение трансформирующегося многофункционального зрительного зала, рассчитанного почти на 500 человек.
  • 74-76 этажи (330 м) планируется отвести под двухэтажный панорамный ресторан.
  • На высоте 357 м над землей, на 83-86 этаже расположится смотровая площадка, оборудованная мощными телескопами.
  • В МФЗ будет выделено 1,5 тыс. м 2 для выставочного пространства.
  • Запланирована также постройка внушительного амфитеатра на 2000 мест. На его сцене площадью почти 1,5 тыс. м 2 будут проходить различные водные шоу.
  • Частью комплекса будет также и крытый пешеходный мост, который соединит пространство "Лахта-центра" с парком 300-летия города.

Прочие характеристики

Ознакомимся с интересными техническими и конструктивными особенностями башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге:

  • Небоскреб стоит на 264 сваях, диаметр каждой из которых - 2 м, а глубина - 82 м.
  • За устойчивость башни отвечает железобетонное ядро.
  • Горизонтальная жесткость небоскреба достигается за счет аутригерных этажей - всего их будет 4 пары. Аутригеры сохранят устойчивость башни даже в том случае, если она лишится 30 % своих опорных конструкций.
  • За инновационную трехмерную кривизну фасадов комплекса ответственна технология холодногнутого стекла.
  • Подсветка "Лахта-центра" - это световые "пиксели". Их цвет будет зависеть от сезона года.
  • Утилизировать отходы будет инновационная удаления мусора.
  • Рядом с комплексом планируется открыть станцию метро под рабочим названием "Лахта".

Напоследок посмотрим занимательные факты, связанные с петербургской башней:

  • Бетонирование нижней плиты фундамента небоскреба вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая объемная непрерывная заливка бетона на свете. Она продолжалась 49 часов, за которые было залито 19 624 кубометров бетона.
  • На строительство всего комплекса будет затрачено 400 тысяч кубометров бетона.
  • Площадь стеклянной поверхности башни будет равна 77 тыс. м 2 . Вес каждого стеклопакета при этом - более 700 кг.
  • В июле 2016 года небоскреб стал самым высоким зданием в Питере. Достигнуть этого звания он смог всего за 10 месяцев.
  • В августе того же года "Лахта-центр" стал самым северным небоскребом мира.

Удивительно, но самый высокий небоскреб России будет расположен в Санкт-Петербурге, городе горизонталей. Кроме высоты проект "Лахта-центра" поражает своей многофункциональностью, продуманной концепцией и органичностью архитектурного решения.

В середине октябре 2018 года многофункциональный комплекс «Лахта Центр», строительство которого было начато еще в 2012 году, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Открытие первой фазы комплекса, доминантой которого является самый высокий небоскреб Европы, запланировано на конец следующего года, и еще много месяцев в новой штаб-квартире «Газпрома» будут вестись работы по внутренней отделке, оборудованию и благоустройству огромной по площади территории. Однако уже минувшим летом во время трансляций матчей ЧМ-2018 мир смог увидеть новую вертикальную доминанту, формирующую панораму современного Санкт-Петербурга.

Силуэт 462-метровой башни, композиционного центра и главного акцента комплекса, - воплощенная энергия пламени, символа и логотипа «Газпрома». Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются на 0,82 градуса относительно своих центров или около 90 градусов по всей высоте. По мере восхождения они уменьшаются в размере, тем самым создавая силуэт шпиля, пропорции и форма которого позволяют воспринимать его как еще один городской шпиль, стилистически не конкурирующий с существующими доминантами исторического центра.

Филипп Никандров. Фото пресс-службы «Горпроект»

Формообразование башни построено на архитектурных принципах, заложенных еще строителями древних пирамид: вся масса здания визуально устремлена вверх, концентрируясь в точке вершины. По этому принципу построены практически все исторические вертикальные доминанты Санкт-Петербурга - шпили и купола. Силуэтное решение небоскреба как раз и является переходной формой от купола к шпилю, с постепенным увеличением радиуса закругления от дуги в нижней части к прямой в верхней. Богатая пластика фасадов башни через органичную композицию объемов придает объекту динамизм, символизируя энергию и развитие.

Архитектурные и технические решения «Лахта Центра», над которыми коллектив архитекторов, конструкторов и инженеров компании «Горпроект» (генпроектировщик комплекса) работает с 2011 года, во многих аспектах являются инновационными не только для России, но и для всего мира. Проект, в котором нет ни одного повторяющегося (типового) этажа, в техническом отношении считается одним из самых сложных и уникальных даже в сравнении с другими меганебоскребами планеты; в его реализации принимали участие лидеры мировой строительной индустрии, ведущие подрядные компании и производители из Европы и Азии. Решение сложнейших проектных задач стало возможным только благодаря использованию новейших BIM-технологий и параметрического проектирования.

Особенно уникальны фасадные решения комплекса. Во-первых, в нем было задействовано рекордное количество стекла: площадь остекленных оболочек составляет около 130 тыс. кв. м, из которых на башне - 72,5 тыс. кв. м (это 16,5 тыс. стеклопакетов). Всего же в производстве было использовано более полумиллиона квадратных метров стекла, причем стекло применено не только в качестве светопрозрачной оболочки навесных витражей, но и как несущий структурный материал: рекордной высоты цельностеклянные стойки-импосты (более 17 м без единого шва) обеспечивают максимальную визуальную легкость и прозрачность планарных витражей на уровне общественных пространств атриума.

Во-вторых, для светопрозрачных оболочек применялись новейшие синтетические материалы, например, пленка ETFE, из которой сделаны пневматические элементы («подушки») светового фонаря центрального атриума стилобатной части комплекса. Это решение позволило значительно снизить вес конструкции огромного фонаря длиной более 250 м, при этом не допуская рисков его обледенения в зимнее время. На фасадах стилобатных зданий использовано энергосберегающее двухниточное остекление, осуществляющее вентиляцию буферных зон в пассивном режиме. На самой башне был реализован интеллектуальный двухниточный фасад, позволяющий (уже в активном режиме) автоматически вентилировать буферные зоны между двух ниток фасада - летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой наоборот - накапливать солнечную энергию за счет «парникового эффекта», уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах.

Изогнутый в трех измерениях витраж внешней нитки собран из огромных стеклопакетов площадью 11 кв. м каждый. Все 15 граней-лепестков фасада выглядят как единая оболочка из стекла, выгнутого по спирали с поворотом на 90 градусов на всю высоту. Каждый стеклопакет в плане согнут на угол в 0.82 градуса в холодном виде (без применения форм и традиционного нагрева в печи до 600 градусов), что позволило сберечь огромное количество энергии при производстве. На сегодняшний день этот витраж - самый большой по площади холодногнутый фасад в мире, он побил рекорд другого нашего проекта - в «Москва-Сити».

Башня «Лахта Центра», впрочем, не только самая высокая в Европе, но еще и самый северный меганебоскреб в мире. Несколько месяцев в году 100-метровый шпиль будет прятаться в низких облаках, то есть в зоне повышенного риска конденсатообразования на поверхностях его фасадов. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны, при этом задача осложнялась тем, что до нас никто не строил на такой широте и в таком влажном климате столь высокие здания.

«Лахта Центр». Фото пресс-службы «Горпроект»


Зимой конденсат будет намерзать на поверхностях шпиля в виде льда, что может грозить падением осколков или целых сосулек, поэтому нами была разработана уникальная система антиобледенения шпиля, которая призвана бороться со скоплениями льда на больших металлических поверхностях. В шпиле башни стекло заменено на облицовку из нержавеющей стали с системой обогрева в холодное время года, и стальную сетку, позволяющую контролировать образование опасной наледи и сосулек на оболочке верхней части небоскреба.

Уникальна система обслуживания фасадов, для мойки и ремонта витража или замены стеклопакетов перемещающаяся по спиральной траектории рельс параллельно фасадной оболочке. Туда же, в эти рельсы, интегрирована и активная динамическая архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах возможного появления наледи. Мигающие авиационные заградительные огни на вершине шпиля работают 24 часа в сутки и видны пилотам воздушных и морских судов за многие десятки километров.

По совокупности примененных в проекте инновационных энергоэффективных решений объект претендует на «золотой» сертификат LEED, что делает его национальным лидером в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде - все-таки речь идет о штаб-квартире крупнейшей энергетической компании.

Разумеется, «Лахта Центр» - это не только башня, это огромный комплекс площадью 400 тыс. кв. м, из которых башня занимает только треть. Площадь участка первой фазы - 8 га, на них появятся большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, мнрогофункциональный концертный зал. Башню завершает общедоступная обзорная площадка в нижнем пространстве шпиля, безусловный центр притяжения для туристов.

«Лахта Центр» - это градостроительный флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью (КАД) - именно в ее орбите «Большой Санкт-Петербург» и будет развиваться в XXI веке. И башня на берегу залива, в геометрическом центре этой орбиты, как грандиозный маяк формирует морской фасад мегаполиса прямо напротив пассажирского порта, одновременно принимающего в летний туристический сезон по 5-7 круизных лайнеров. И всех их встречает и провожает «Лахта Центр», символ современного Санкт-Петербурга.

А теперь давайте посмотрим как строят ИГЛУ ГАЗПРОМА

Начало всей истории положил проект комплекса «Охта-центр», или «Газпром-сити». Комплекс с 396-метровым небоскребом планировалось опять-таки привязать к Неве - он должен был возвышаться на мысе, который образуют Нева и впадающая в нее речка Охта. На противоположной стороне Невы - знаменитый Смольный институт, бывший в свое время штабом большевиков, а ныне служащий резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Проект тогда наделал немало шума, в основном невосторженного. Стеклянная игла небоскреба радикально дисгармонировала с архитектурным стилем питерского центра, создавая при этом новую высотную доминанту, спорящую со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора. Такое вмешательство в исторический малоэтажный городской ландшафт многим показалось кощунственным.

В конце концов «Охта-центр» стал «Лахта-центром»: строительство газпромовского небоскреба, теперь уже высотой 462 м, было перенесено на северный берег Финского залива. Здесь нет поблизости городской застройки, а до исторического центра целых 9 км, так что «игла» больше не будет вторгаться в узнаваемые очертания старого Питера. Комплекс из высотного здания, вспомогательного корпуса и обширной рекреационной территории планируется завершить в 2018 году, и тогда…

Есть ли практический смысл в сооружении подобных высоких зданий там, где вроде отсутствует дефицит земли? Конечно, в Лахте нет тесноты американских даунтаунов, однако не всегда архитектура призвана выполнять утилитарную функцию. Иногда ее задача - создание символов, объектов притяжения. Исторически такими центрами притяжения становились храмы, которые должны были возвышаться над окружающей застройкой. Никакого другого смысла, кроме символического, в этом не было. Когда появились лифты, и города принялись стремительно расти, то лидерами, доминантами стали высотные здания. «Лахта-центр» будет встречать идущие в Санкт-Петербург круизные лайнеры и паромы подобно статуе Свободы в Нью-Йоркской бухте, он станет новым символом города, и именно в этом его главная эстетическая задача. Так считают авторы проекта.


Даже те, кто не силен в географии, наверняка помнят: город, построенный в дельте, опирается на рыхлые, пропитанные водой грунты. У всех на памяти разорванная плывуном почти на десятилетие ветка петербургского метро. В отличие от хрестоматийного Манхэттена, который есть по сути голая скала, в районе Петербурга гранитный щит залегает ниже 200 м, и опереть на него здание малореально. Как же здесь строить небоскреб? Оказывается, с точки зрения геотехники - науки о грунтах - каких-то чудовищных сложностей в этом случае не возникает. В малайзийском Куала-Лумпуре, где строились два супернебоскреба-близнеца, ситуация была и того хуже: здания стоят на 120-метровых сваях. Конечно, опереться на скальный грунт в Лахте слишком сложно - для этого понадобились бы сваи беспрецедентной в мировой практике длины, так что приходится использовать такие, которые держат здание за счет силы трения. Верхние слои грунта весьма рыхлые, но уже ниже 30 м начинаются достаточно твердые вендские глины, и в них сваи держатся надежно.

Традиционная конструкция фундамента небоскреба - массив свай, на который опирается мощная плита. В принципе, нечто подобное сделано и в Лахте, однако фундамент питерского небоскреба будет иметь свои особенности. Он представляет собой коробчатую конструкцию, зарытую в землю на глубину 17 м. Таким образом, здание окажется как бы «утопленным» в грунте, что послужит более равномерному распределению веса конструкции и поможет избежать в будущем сильной осадки небоскреба.

Внешняя граница фундамента - стена в грунте (в плане - правильный пятиугольник, или пентагон). Она не является опорным элементом, но защищает силовую часть фундамента от давления грунта, и главное - от просачивания грунтовых вод. Внутри стены в грунте роют котлован, а чтобы стена не обрушилась, ее поэтапно укрепляют четырьмя находящимися друг над другом железобетонными конструкциями - так называемыми распорными дисками. Когда котлован готов, обнажаются оголовки предварительно установленных свай. Свай 264, а длина самых мощных из них составляет 82 м. На дне котлована заливают опирающуюся на оголовки бетонную плиту, а уже на ней монтируют арматуру для главной несущей конструкции - нижней плиты фундамента. У проектировщиков не было дефицита места, и потому они смогли опереть здание на значительный по площади фундамент, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.

Фото 2.

Фото 3.

Трагедия башен ВТЦ в Нью-Йорке, а особенно жуткая картина их обрушения, настолько отчетливо врезалась в память каждого из нас, что вопрос «а что будет, если???» возникает вполне естественно, коль скоро речь заходит о новом высотном сооружении. Тут следует вспомнить, что основным заказчиком комплекса выступает «Газпром», и можно сказать, что это здание имеет для нашей экономики стратегическое значение.

Именно поэтому была поставлена задача обеспечить высочайшие стандарты безопасности. В принципе, небоскреб будет построен по известной схеме: цилиндрическое железобетонное ядро, перекрытия, колонны по внешнему контуру. Примерно такую же конструкцию имели и башни ВТЦ. Это были крепкие здания, рассчитанные на удар «Боинга-747», однако разрушение одних силовых конструкций внешнего контура привело к прогрессирующему разрушению других, получился эффект домино, и в результате небоскребы обрушились. Высотное здание «Лахта-центра» спроектировано таким образом, что может держаться на одном ядре. Можно взорвать все десять колонн, идущих по внешнему контуру, но даже тогда небоскреб устоит. Это настоящая крепость, которая, по расчетам архитекторов, должна пережить многие десятилетия.

Устойчивости конструкции служит особая схема перераспределения нагрузки внешнего контура здания на ядро. Через каждые 16 этажей от железобетонного ядра отходят десять мощных консолей - своего рода висячих фундаментов, на которые будет дополнительно опираться секция здания. Таких аутригерных уровней в небоскребе предусмотрено четыре.

В итоге «Лахта-центр» будет иметь уникальный среди зданий подобного рода запас прочности, значительно превышающий установленные международные стандарты.

Нежелание экономить на безопасности отнюдь не означает, что идея повышения эффективности сооружения и снижения эксплуатационных расходов вовсе чужда авторам проекта. Напротив, «Газпрому», учитывая, что он строит здание «для себя», весьма важно сохранить приверженность современным технологиям энергосбережения, особенно в условиях неласкового питерского климата. Например, здание получит двойной фасад, то есть между двумя нитками остекления будет изолирующий слой воздуха. В системе отопления применят такие высокоэкономичные устройства, как инфракрасные излучатели. Кроме того, накапливаемое в здании тепло от работающих компьютеров и прочей оргтехники будет отводиться, а затем использоваться в системе отопления. Свои особенности имеет система кондиционирования - в ее основе не обычная схема отвода тепла из помещения наружу, а размещенные под землей аккумуляторы холода, которые за ночь смогут вырабатывать до 1000 т льда, а затем в дневное время отдавать его холод помещениям. Также повсеместно получат распространение датчики присутствия, которые, когда в помещении никого нет, станут отключать осветительные приборы.

Но будет ли здание обитаемым от нижних этажей до самой верхней точки? Высотные сооружения, возводимые в чисто коммерческих целях, зачастую обитаемы снизу доверху, и там нет никаких «излишеств». Однако, если речь идет о символе, будь то здание МГУ на Воробьевых горах в Москве или Бурдж-Халифа в Дубаи, значительную часть их высоты составляет необитаемый шпиль, призванный придать сооружению эстетическую завершенность. При том, что высота небоскреба «Лахта-центра» составит 462 м, все обитаемые этажи окажутся ниже отметки 400 м. Всё, что выше - это архитектурный элемент, который поможет зданию выполнять функцию городского ориентира и украшения морских ворот Санкт-Петербурга.

Небоскреб в Лахте получит винтообразный облик, то есть его фасады будет отличать довольно сложная и асимметричная поверхность. Особенно интересно использование холодногнутого стекла, позволяющего сделать остекление абсолютно гладким. Вкупе с двойным фасадом это даст необычные оптические эффекты - например, отражение облаков, как бы поднимающихся по диагонали по стене здания.

Фото 4.

Строительство делового и общественного центра в Лахте - это не только попытка повернуть Санкт-Петербург к морю «человеческим лицом», но и стремление следовать центробежной тенденции в современном градостроительстве. Новые бизнес-парки создаются вдали от плотной городской застройки, здесь большие территории, здесь нет проблем с парковкой. Поток машин к «Лахта-центру» будет всегда находиться в противофазе с потоком, который утром движется в центр города, а вечером устремляется к окраинам и пригородам. Так будет частично разгружен исторический центр Петербурга, а деловая активность в «Лахта-центре», напротив, активизируется. Разумеется, доступность «Лахта-центра» будет обеспечена не только для автомобилистов, но и для тех, кто пользуется общественным транспортом: комплекс свяжет с центром города линия метро.

Однако назначение «Лахта-центра» выходит далеко за пределы задачи обеспечения города дополнительными офисными площадями. В небоскребе и во вспомогательном корпусе проектом предусмотрены не только деловые помещения, но большой Центр занимательной науки для детей, конференц-залы, выставочные пространства, спортивный и медицинский комплексы, кафе, рестораны, магазины и даже ультрасовременный планетарий. Обширная прилегающая территория разместит скверы, парки, прогулочные дорожки и амфитеатр с видом на Финский залив.

Можно сказать, что история «Лахта-центра» связана не только с градостроительством и архитектурой. Ведь так получилось, что столкновение интересов крупной национальной корпорации и чаяний гражданского общества Северной столицы по поводу «Охта-центра» привело не к торжеству одной стороны в ущерб другой, а к новому качеству и к новому этапу развития Санкт-Петербурга.

Фото 5.

Строительство высотного здания в районе дельты полноводной реки - задача сложная, но не невозможная. Верхние слои грунта обладают плывунными свойствами, однако на глубине 30 м залегают так называемые вендские глины, которые по твердости сравнимы с природным камнем. В связи с этим появилась возможность заменить щелевые фундаменты буронабивными сваями, которые будут удерживать здание не за счет опоры на скалу, а за счет силы трения. Сваи, самые мощные из которых достигают длины 82 м, не забивают, а устанавливают. Такие сваи называются буронабивными: сначала бурят скважину, затем в нее опускают обсадную трубу (чтобы стенки скважины не осыпались), внутрь трубы устанавливают арматуру, а затем заливают бетон.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Когда я был в Америке, одной из трудностей для меня стала непривычная система мер. Разумеется, я знал, что в США, как и в Великобритании, используют не привычные нам метры, литры, килограммы, а непонятные футы, дюймы, галлоны. Но я недооценил, насколько часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с единицами измерения. В этой статье я приведу наиболее важную практическую информацию о единицах измерения.

Наиболее важную – потому что от полной информации мало пользы. В английской системе мер есть много единиц, которые упоминаются в литературе, документах, но практически не встречаются в повседневной жизни. Подробнее о веях, централах, слагах, хендах можно прочитать в Википедии . Здесь я написал о том, что пригодится в жизни, это не энциклопедическая статья, а практическое руководство.

Что такое английская система мер?

В мире используются английская (имперская) система мер (Imperial system) и метрическая (metric system).

Английская система мер используется в Великобритании (с 1995 года в качестве официальной используется метрическая система), США, Мьянме и Либерии. Эти четыре страны говорят на языке дюймов и фунтов. Весь остальной мир – на языке метров и килограммов. Пусть вас не обманывает то, что в американских фильмах в русском переводе герои говорят метрами и литрами – в кино обычно конвертируют единицы измерения для простоты восприятия (в книгах чаще оставляют).

Наиболее заметное отличие английской системы в том, что в ней единицы измерения, к примеру, веса, не соотносятся между собой как миллиметры, сантиметры, метры и километры, то есть 1 к 100 или 1000. Например, 1 фунт = 16 унциям, а 1 тонна = 2000 фунтов. Так сложилось исторически, и эта разница часто подчеркивается в разных шутках на тему английской системы.

Меры длины: дюймы, футы, ярды, мили – сколько это в (санти-) метрах?

Рост человека измеряется в футах и дюймах. К примеру, когда говорят, что “he is six and five”, имеют в виду, что “его рост шесть футов, пять дюймов” (195 см). Дюймы, футы и ярды употребляются, когда речь идет о размере разных предметов. Когда говорят о расстоянии, используют мили.

Примечание: слово foot образует нестандартно: 1 foot – 10 feet.

Меры веса: унции, фунты, стоуны и тонны – сколько вешать в граммах?

Меры веса используются в магазинах при взвешивании . На ценниках тоже обычно пишут цену за фунт, как в наших магазинах цену за килограмм. Вес тела измеряют в фунтах (США) или фунтах и стоунах (Великобритания).

Также проблемы возникнут, если вы придете в спортзал в Америке: веса будут подписаны в фунтах. В России в некоторых финтес-клубах тоже можно увидеть тренажеры с необычными весами: 22.5 кг – 36 кг – 45.5 кг. Причем написано на приклеенных бумажках. Это результат “русификации” иностранного оборудования.

Примечание: обратите внимание, что pound сокращенно lb – от латинского libra – весы.

Меры жидкостей: пинта пива – сколько это в литрах?

Меры жидкостей встречаются на упаковках товаров: воды, безалкогольных и алкогольных напитков (градусы, кстати, обозначаются так же, как и у нас). Бензин на заправках считают галлонами.

Единица на английском Единица на русском Соотношение единиц В литрах
Teaspoon Чайная ложка 1/3 столовой ложки 4.9 мл
Tablespoon Столовая ложка 1/2 унции 14.78 мл
Fluid Ounces (fl oz) Жидкая унция 2 столовые ложки 29.37 мл
Cup (cp) Чашка (амер. стакан) 8 жидких унций 0.23 л
Pint (pt) Пинта (амер. жидкая пинта) 2 чашки 0,47 л
Quart (qt) Кварта 2 пинты 0,94 л
Gallon (gl) Галлон 4 кварты 3.78 л
Barrell (br) Баррель 31.5 галлона 117.3 л

На этикетках товаров чаще всего попадаются унции (oz) и галлоны (gl). К примеру, пиво в маленьких бутылках – это обычно 12 унций (29,5 мл), в больших – 40 унций (1182,9 мл). “Кока-кола” в банках – 7.5 (198 мл) или 12 унций (29.5 мл). Молоко обычно продают в бутылках в 1 галлон (3.78 л). Чашки, чайные и столовые ложки используются в кулинарных рецептах.

Отдельно стоит упомянуть баррель (barrel на англ. “бочка”) . Есть несколько разновидностей барреля. В таблице приведен американский баррель для жидкостей (fluid barrel), равный 31.5 галлона или 117.3 литра. Баррель, о котором мы слышим в новостях, – это нефтяной баррель , единица измерения объема нефти (oil barrel, сокр.: bbl), он равен 42 галлонам или 158,988 литрам.

Меры сыпучих тел: “сухие” галлоны, пинты, пеки, бушели

Единицы измерения сыпучих тел нечасто встречаются в повседневной жизни, однако я тоже решил их упомянуть, потому что нужно знать, что бывают “сухие” пинты, кварты, галлоны и “жидкие”. По больше части эти меры используются в сельском хозяйстве.

К сыпучим телам можно отнести не только крупы, сахар, но и ягоды, фрукты. Виноград или яблоки в сельском хозяйстве вполне могут измеряться (и продаваться) сухими пинтами, квартами или даже пеками, бушелями, если речь идет о большом объеме.

Перед всеми словами, кроме peck и bushel, можно добавить “dry”, если нужно уточнить, что речь идет именно о “сухих” пинтах, галлонах и т. д. Пек и бушель не может быть не “сухим”.

Температура по Фаренгейту

В Великобритании температура измеряется по Цельсию, как у нас, а в США – по Фаренгейту. Когда я приехал в США, поначалу мне ничего не говорили эти “80 degrees” в прогнозе погоды или разговоре.

Есть “легкий” способ перевести температуру из Фаренгейта в шкалу Цельсия и наоборот:

  • Фаренгейт – Цельсий: из исходного числа вычесть 32, умножить на 5, разделить на 9.
  • Цельсий – Фаренгейт: исходное число умножить на 9, разделить на 5, прибавить 32.

Разумеется, я им ни разу не пользовался, просто со временем я привык, что 70 – это тепло, 80 – жарко, а больше 90 – адское пекло. Для чисто практических целей я составил для вас таблицу, наглядно объясняющую температуру в Фаренгейтах.

Примечание: в эпиграфе романа Р. Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” говорится, что при температуре 451 градус по Фаренгейту загорается бумага. Это ошибка, на самом деле бумага загорается при температуре около 450 градусов по Цельсию.

Скорость в милях в час

Если вы водите машину, придется привыкать не только к расстоянию в милях, но и к скорости в милях в час. Перевести мили в час в километры в час намного проще, чем Фаренгейта в Цельсия: нужно всего лишь умножить скорость в милях в час на 1.609344. Если грубо, то просто умножить в полтора раза.

В этой таблице я привел сравнение скоростей, чтобы вы могли получить представление о том, что такое скорость в милях в час.

Бытовые единицы измерения: коробка конфет, ящик муки, стакан воды и др.

Помимо настоящих официальных единиц измерения в разговорной речи активно используются “бытовые” меры: банка пива, бутылка воды, ящик мандаринов, кусочек колбасы и т. д. Вот некоторые из этих слов. Обратите внимание, что иногда они употребляются в переносном смысле (a grain of truth – зерно истины, доля правды).

  • a bar of
    • chocolate – плитка шоколада
    • soap – кусок мыла
    • gold – слиток золота
  • a box of
    • cereal – коробка хлопьев
    • chocolat (chocolates) – коробка шоколадных конфет
  • a pile of
    • paper – куча бумаг
    • trash – куча мусора
  • a glass of
    • water, wine etc – стакан вина, воды и т. д.
  • a drop of
    • oil, blood, water – капля масла, крови, воды и т. д
  • a piece of
    • cake – кусок пирога
    • furniture – предмет мебели
    • advice – совет (в ед. числе)
    • luggage – предмет багажа (напр. один чемодан)
  • a carton of
    • ice cream – упаковка (коробка) мороженого
    • milk – коробка молока
    • juice – коробка сока
    • cigarettes – блок сигарет
  • a crate of
    • oysters – ящик креветок
    • coconuts – ящик кокосов
  • a bowl of
    • cereal – чашка хлопьев
    • rice – чашка риса
    • soup – чашка супа
  • a grain of
    • rice – зерно риса (одна рисовинка)
    • sand – песчинка
    • truth – зерно истины
  • a bottle of
    • water – воды
    • wine – вина
  • a slice of
    • bread – кусочек хлеба
    • meat – кусочек мяса
    • cheese – кусочек сыра
  • a bag of
    • sugar – мешок сахара
    • flour – мешок муки
  • a pack of
    • cigarettes – пачка сигарет
    • cards – колода карт (UK), deck\set of cards – US
  • a roll of
    • tape – рулон пленки
    • toilet paper – рулон туалетной бумаги
  • a handful of
    • dust – горсть пыли
    • salt – горсть соли
  • a pinch of
    • salt – щепотка соли
    • pepper – щепотка перца

Примечания:

  • Одноразовые пластиковые стаканчики – это foam cups, а не foam glasses, или обычно просто cups. Foam glass – это пеностекло (стойматериал).
  • Пакеты в магазинах – это bags , а не packs.
  • Box – это обычно небольшая картонная коробка (коробка хлопьев, конфет), crate – ящик (напр. деревянный ящик с фруктами).
  • Slice – это кусочек, отрезанный ножом.
  • Cup – это чашка для напитков (чай, кофе), а bowl – чашка для еды.
  • Advice – неисчисляемое существительное, как information или knowledge. Говоря об отдельном единичном совете употребляют выражение “a piece of advice”.

Трудно ли привыкнуть к английским единицам измерения?

Когда я приехал в США по программе , я уже довольно сносно говорил по-английски. У меня не было проблем, когда я беседовал с работодателем – он даже удивился моему знанию языка. Но когда я проходил медосмотр, врач задала мне три простейших вопроса, и я не смог ответить ни на один. Она спросила, какой у меня рост, вес и цвет глаз. И тут я понял, что понятия не имею, какой у меня рост и вес по американской системе. Насчет глаз (карие) хотел было сказать, что hazel, но засомневался – и не зря, карие глаза (в моем случае) по-английский brown, а hazel eyes – это светло-карий, ближе к зеленому.

Так выглядят hazel eyes

Позже оказалось, что с мерами измерения мы сталкиваемся на каждом шагу. Раньше я просто никогда не обращал на это внимание. Поначалу я пытался грубо переводить в уме американские единицы в наши: фунт считал за полкило, а милю – за полтора километра. Насчет температуры я запомнил, что 80 градусов – это жарко, а 100 – адская жара (такое бывает в Новом Орлеане).

Этот подход подойдет, если вы приехали в США на несколько дней, но если вы живете там довольно долго, работаете, общаетесь с местными жителями, то лучше не мучаться с конвертанцией, а просто привыкнуть считать яблоки фунтами, расстояние милями, а рост футами и дюймами. Быстрее всего “внутренний конвертер” отключается в самом насущном – валюте.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары