Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Круглый стол по туризму. Глава Ростуризма принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России» в Общественной палате РФ

Отчет о проведении круглого стола

«РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Для выявления направлений, методик и технологий социальной интеграции и реабилитации инвалидов с целью использования их труда в социальной сфере города Москвы 6 октября 2011 г. на базе ЦСО «Дорогомиловский» состоялся круглый стол «Роль социального туризма в комплексной социальной интеграции инвалидов в городе Москве» . Его организаторами выступили кафедра теории и технологии социальной работы Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы и коллектив ЦСО «Дорогомиловский» ЗАО г. Москвы.

Участниками круглого стола стали инвалиды, представители органов исполнительной власти, муниципалитета и общественных организаций инвалидов («Десница мира», «Одухотворение», общество инвалидов района «Дорогомиловский»), а также руководители и специалисты центров социального обслуживания населения («Дорогомиловский», «Хорошевский»), психоневрологических интернатов (№№ 4, 25) и пансионата ветеранов войны и труда (№29), ГУП «Моссоцгарантия», представители туристической компании («WELL-паратуризм»), преподаватели и сотрудники Института (проф. Лотова И.П., проф. Вдовина М.В., проф. Евсеев В.О., доц. Романычев И.С., ст. преп. Агеева М.А., соиск. Иванова В.В.).

Участники круглого стола получили пакет раздаточных методических и информационно-аналитических материалов. Их выступления были обеспечены видеопрезентационным сопровождением. Модераторами круглого стола выступили д.псх.н. Лотова И.П., д.с.н. Вдовина М.В., д.э.н. Евсеев В.О., организаторами – к.ф.н. Агеева М.А., директор ЦСО «Дорогомиловский» Моисеева З.И.

Выступления участников охватили широкий спектр заявленной темы. Были рассмотрены проблемы и организация туризма для детей-инвалидов, молодых и пожилых инвалидов; инвалидов-колясочников; инвалидов с психическими и физическими ограничениями; организованного группового и частного семейного туризма инвалидов. Также была показана работа стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, общественных и коммерческих организаций по организации социального туризма. Особое внимание было уделено государственной социальной политике и политике города Москвы в отношении инвалидов, нормативно-правовой и материально-технической базе социального туризма для людей ограниченными возможностями здоровья, зарубежному и региональному опыту. Были описаны конкретные технологии, применяемые учреждениями-участниками круглого стола в решении проблем социального туризма инвалидов.

Состоялась дискуссия «Социальный туризм как средство интеграции инвалидов в условиях столичного мегаполиса». Были освещены организационные, социокультурные, экономические, психологические, технические, социально-медицинские и т.п. аспекты социального туризма инвалидов. Рассмотрены такие виды туризма, как социокультурный (музеи, храмы и т.п.), промышленный (заводы, предприятия и др.), городской и загородный туризм, внутрироссийский и зарубежный, совместный туризм пожилых и молодых инвалидов, виртуальный туризм, платный (за счет собственных средств инвалида и/или его родственников) и бесплатный (оговорены возможные источники финансирования – гранты, спонсорская помощь и т.д.).

В целом, было подчеркнуто позитивное влияние туризма, путешествий на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов. Но особый акцент был сделан на создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения (отсутствие или неудобные пандусы, специальные туалеты и т.п.), на транспортном обеспечении, безопасности их экскурсий и отдыха, на финансировании сопровождающего персонала и обучении добровольцев.

В процессе обсуждения были рассмотрены:

  • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2077 № 12-ФЗ
  • Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации» на 2011-2018 гг.
  • Программа «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.»
  • Концепция городской целевой программы развития туризма в г. Москве на 2012-2014 гг.
  • Государственная программа «Развитие индустрии отдыха и туризма в г. Москве на 2012-2016 гг.»

Поступили конкретные предложения от Центра социальной интеграции инвалидов «Десница мира» и ИПК ДСЗН по заключению социального контракта на разработку и создание специальных колясок для инвалидного туризма.

По результатам круглого стола была принята Резолюция:

Резолюция

по результатам проведения круглого стола на тему «Роль социального туризма в комплексной социальной интеграции инвалидов в городе Москве» 6 октября 2011 года, ЦСО «Дорогомиловский», г. Москва

По результатам проведения круглого стола, посвящённого роли социального туризма в социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в городе Москве, приняты следующие положения:

  1. Социальный туризм является одним из наиболее перспективных направлений социальной работы с инвалидами в городе Москве, поскольку содержит в себе значительный потенциал методик повышения степени адаптированности инвалида, его самооценки, расширения кругозора, улучшения показателей состояния здоровья, формирования культуры отдыха, расширения социально-коммуникативной среды инвалида, его социокультурного развития.
  2. Главной организационной составляющей развития социального туризма в городе Москве должно стать комплексное, целенаправленное и регулярное взаимодействие государственных органов социальной защиты населения и многочисленных неправительственных организаций социальной направленности.
  3. Мероприятия социально-туристической направленности должны проводиться в разнообразных формах с учётом социальных потребностей, физиологических и психических особенностей различных категорий инвалидов; организация анализа и учёта этих особенностей должна носить межведомственный характер.
  4. Проведение мероприятий в рамках социального туризма должно строиться на основе сочетания традиционных и инновационных, более востребованных и рентабельных технологий социальной работы с инвалидами, активном использовании творческого потенциала инвалидов, применении мониторинга качества и эффективности данной услуги.
  5. Необходимо целевое финансирование на разработку концепции социального туризма для инвалидов на принципах самофинансирования, самоуправления и самообеспечения.
  6. По социальному контракту ЦАО г. Москвы с ходатайством ИПК ДСЗН следует включить разработку общественными организациями инвалидов технических средств реабилитации, необходимых для их туризма.
  7. Целесообразно развивать взаимодействие между всеми участниками процесса реабилитации инвалидов и организации паратуризма. Безбарьерная среда должна включать в себя не только технические приспособления для инвалидов, но и социально-гуманитарные связи заинтересованных организаций (государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и др.). Необходимо частно-государственное партнерство в обеспечении туризма инвалидов.
  8. Огромное значение имеет не только интеграция инвалидов в общество, но и интеграция общества в инвалидную среду. Это обусловлено тем, что в настоящее время здоровые члены общества не хотят отдыхать и путешествовать вместе с инвалидами. Необходимо формировать толерантное отношение в обществе к туризму инвалидов.
  9. Следует рекомендовать рассмотрение вопросов социального туризма для инвалидов не только Департаменту социальной защиты населения, но и активное участие других департаментов города, связанных с развитием городской инфраструктуры, архитектуры, спорта, туризма и отдыха и т.д.
  10. В ряде городских нормативно-правовых актов, касающихся социального туризма (Государственная программа «Развитие индустрии отдыха и туризма в г. Москве на 2012-2016 гг.», «Концепция городской целевой программы развития туризма в г. Москве на 2012-2014 гг.»), не упомянуты функции Департамента социальной защиты населения Москвы и его подведомственных учреждений, что является серьезным упущением.
  11. Общий недостаток нормативно-правовых документов в области туризма – отсутствие проработанной теоретико-методологической и организационно-технической базы для социального туризма инвалидов, механизмов его реализации, межведомственного взаимодействия и взаимодействия с НКО в вопросах его организации (отсутствие четких понятий, неясность распределения ответственности, отсутствие дифференцированного и адресного подходов и т.д.).
  12. Серьезной проблемой является отсутствие статистики по туризму инвалидов, что не позволяет прогнозировать и планировать его развитие. Необходим также не ситуативный характер развития этого вида туризма (например, в связи с проведением параолимпийских игр и т.п.), а системный.

Институт повышения квалификации

Департамента социальной защиты населения

Г.Москвы (ИПК ДСЗН) 607-05-86 [email protected]

Заведующий кафедрой

теории и технологии социальной

работы ИПК ДСЗН д.ф.н., профессор Л.И. Кононова

Заместитель заведующего

кафедрой теории и технологии социальной

работы ИПК ДСЗН д.с.н, профессор М. В. Вдовина

Ответственный исполнитель к.ф.н., ст.преподаватель М.А.Агеева

«КРУГЛОГО СТОЛА» НА ТЕМУ

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ»

Рассмотрев вопросы состояния туризма в Российской Федерации, участники «круглого стола » отмечают, что несмотря на то, что за последние годы проблемы и перспективы развития туризма неоднократно становились предметом обсуждения на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский, Краснодарский) и научно-практических конференциях различного уровня, развитие туристской деятельности в России происходит в условиях отсутствия четко выверенной политики и стратегии развития.

В мире на долю туризма приходится около 10% мирового валового дохода , 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Оказывая большое влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, туризм обеспечивает гармонизацию отношений между странами и народами, является важным средством физического развития и духовного воспитания населения, особенно молодежи.

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последнего десятилетия привело к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится всего около 1% мирового туристского потока. (По данным Всемирной туристской организации, на долю России приходится 1,2% общемирового числа международных туристских прибытий и 2,2% от международных прибытий в Европе).

В последние годы на региональном и местном уровнях в сфере туризма отмечаются некоторые положительные тенденции. В ряде регионов приступили к разработке и внедрению программ развития туризма. Успешно реализуются такие программы в Московской, Владимирской, Костромской, Тульской областях , г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае и других субъектах Российской Федерации. Заслуживает внимания опыт разработки проекта познавательного и экологического туризма в Бобровском районе Воронежской области с привлечением гранта Британского Совета. Идет формирование системы непрерывного профессионального туристского образования. Развивается научный комплекс сферы туризма.

В ходе дискуссии отмечена высокая эффективность работы Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере туристкой, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности по установлению конструктивного диалога между сообществом предпринимателей и органами государственной власти, формированию благоприятных условий для развития сферы туристской деятельности в Российской Федерации, а также распространению отечественного и зарубежного опыта, оказанию практической помощи отраслевым объединениям предпринимателей, совершенствованию действующего законодательства и принятию эффективных нормативно-правовых актов, направленных на создание туристско-рекреационных особых экономических зон, защиту отечественного производителя, развитие предпринимательства, поддержку новых экономических структур.

Отмеченные положительные тенденции свидетельствуют об осознании государственной властью, общественностью, представителями турбизнеса и научного сообщества важности развития туризма в России. Но вместе с тем, участники «круглого стола» констатируют, что в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий. Одной из причин перечисленных негативных моментов является недостаточное законодательное обеспечение туристской отрасли, невнятность государственной политики в отношении стратегии развития туризма. За последние десять лет не принято ни одного законодательного акта в сфере туризма.

При отсутствии Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» (реализация Программы приостановлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.03. № 000 с 2004 года) и истечении срока реализации Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (распоряжение Правительства российской Федерации от 11.07.02) туристская отрасль осуществляет свою деятельность в рыночных условиях на основании устаревшего Федерального закона № 000 от 01.01.2001 года «Об основах туристкой деятельности в Российской федерации». Результаты правоприменительной практики вызывают необходимость серьезных изменений, корректировки и расширения законодательного потенциала туристкой деятельности, согласования его с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом «О защите прав потребителей ».

Отсутствует механизм реализации ст.14 «Обеспечение безопасности туристов» Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма своевременно не получает информацию о безопасности туризма, в связи с чем он не в состоянии проинформировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Отсутствует информация о безопасности для самодеятельных туристов, нет достоверной системы статистической отчетности в туризме на федеральном и региональном уровнях.

Существующее «Положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (постановление Правительства Российской Федерации от 11.02 02г. № 95) не способствует заявленным целям защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. В связи с введением в действие норм Федерального закона № 80 от 02.07.05г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности » с января 2007 года отменяется лицензирование туристской деятельности в Российской Федерации. Поэтому необходимы правовые нормы , обеспечивающие государственное регулирование деятельности субъектов туристского рынка и защиты туриста от действий недобросовестных туристских организаций.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставил органам местного самоуправления права на создание условий для развития туристской деятельности по вопросам внутреннего и въездного туризма, разработку и реализацию местных программ рекреации и туризма. Исключены вопросы по созданию условий организации музейного дела, обеспечения сохранности музейного фонда.

Сдерживающими факторами в развитии въездного и социального туризма являются отсталая маркетинговая стратегия продвижения национального туристского продукта на внешние туристские рынки, скудный ассортимент туристского продукта, усиление монополизации естественных монополий , высокая стоимость и состояние транспортного обслуживания (особенно железнодорожного), неконтролируемая государством ситуация в политике цен и тарифов, ослабление государственного регулирования приоритетных направлений туристской деятельности (детский, студенческий, молодежный, внутренний и въездной туризм), отсутствие льготных кредитов и налоговых льгот (каникул) для турфирм, занимающихся развитием внутреннего и социального туризма, отсутствие стимулирующих механизмов привлечения средств работодателей для развития отдыха работников не способствуют развитию внутреннего туризма.

Туризм теряет свою социальную направленность. Слабо развиваются детский, студенческий и молодежный туризм. В туристских потоках преобладают российские граждане, выезжающие на отдых за рубеж, вывозя из страны ежегодно более 12 миллиардов долларов США, что далеко не лучшим образом сказывается на экономике России . При этом за счет въездного туризма в Российскую Федерацию удается вернуть не многим более 4 миллиардов долларов.

По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) (“Tourism: 2020 Vision”), экологический туризм является одним из наиболее перспективных туристских направлений XXI века. Доходы от экотуризма в крупных национальных парках ряда стран достигают миллионы долларов. Россия, по оценкам ВТО, обладает самым мощным экотуристским потенциалом в мире: общая площадь особо охраняемых природных территорий – ресурсной базы экологического туризма - составляет 136,6 млн. га (7,58% площади страны). Экологический туризм в России развит крайне слабо. К числу причин, сдерживающих его развитие, относится его слабое законодательное обеспечение: в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» экологический туризм прописан одной строкой; в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» эколого-туристская деятельность входит в число задач только национальных парков.

Проблемы российского туризма во многом связаны с его слабым научным обеспечением и качеством профессионального туристского образования. В этой связи одной из главных задач выступает развитие и совершенствование в России многоуровневой непрерывной системы профессионального туристского образования, способной обеспечить конкурентоспособность страны на мировом рынке туризма. Для того чтобы выпускник российских учебных заведений был конкурентоспособным, он должен обладать таким дипломом (сертификатом), который бы признавался в других странах как документ, соответствующий стандартам самого высокого качества.

Участники «круглого стола» отметили необходимость проведения ревизии действующей базы правовых документов и разработки пакета актов нового поколения, регулирующих взаимодействие:

Туризма и системы подготовки кадров для отрасли (сегодня дефицит рабочих рук различной квалификации и специальностей в российском туризме составляет 2 миллиона человек);

Туризма и науки (туристская сфера развивается «вслепую», без достаточного научного обеспечения);

Туризма и культуры (не отработаны четкие условия их взаимодействия, отношения зачастую строятся на основе конкуренции, а не партнерства);

Туризма и церкви (не отработаны четкие условия взаимодействия, наблюдается конкуренция при использовании исторических памятников, культовых объектов, имеющих общеисторическое значение);

3. Создать рабочую группу по разработке концепции Федеральной целевой программы «Развитие рекреации и туризма в Российской Федерации».

Федеральному агентству по туризму:

1. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство в части:

Повышения качества и безопасности туристских услуг, совершенствования правовых условий для развития туризма, защиты прав и законных интересов российских туристов через механизмы финансовой и административной ответственности туристических компаний, через введение финансовых гарантий туроператоров;

Создания Общероссийского информационного центра безопасности в туризме для оперативного информирования граждан и субъектов туристской индустрии об ограничениях на свободу передвижения на территории России, отдельных ее регионах и правилах получения разрешений для посещения территорий с ограниченным доступом;

Международному конгрессу профессионального туристского образования:

1. Поддержать реализацию учебного курса ЮНЕСКО «Всемирное наследие в твоих руках» среди школьников и студентов посредством участия кафедры ЮНЕСКО РМАТ и создание информационных центров ЮНЕСКО по теме курса в школах и вузах на территории Российской Федерации.

2. Обеспечить подготовку педагогических кадров для реализации образовательных программ по теме «Всемирное культурное наследие и туризм» с целью подготовки специалистов по управлению объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО и развитию в них туристской деятельности на основе использования зарубежного опыта управления культурными проектами в сфере туризма.

3. Организовать проведение силами экспертов и ученых в сфере культурного туризма мастер-классов и семинаров для руководителей и персонала туристских компаний.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Предусмотреть в планах законотворческой работы законодательных собраний и в планах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на годы разработку региональных целевых программ развития туристской, курортно-рекреационной и гостиничной индустрии до 2015 года с финансированием НИОКР за счет соответствующих региональных бюджетов и делового туристского сообщества регионов.

2. Обратить внимание на неудовлетворительное состояние информационной туристской инфраструктуры (отсутствие указателей на дорогах, недостаток путевой информации, недостаточное обеспечение справочными пунктами на железнодорожных и автобусных станциях) в территориях, имеющих историческое наследие.

3. Шире привлекать учащуюся молодежь к изучению и восстановлению объектов культурного и природного наследия, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поощрять создание на базах учреждений высшего профессионального образования студенческих волонтерских отрядов.

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России», который состоялся 30 января в Общественной палате Российской Федерации.

Мероприятие организовано Комиссией по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ совместно с Общественным советом при Министерстве культуры РФ по инициативе Ассоциации владельцев исторических усадеб при поддержке Федерального агентства по туризму.

В круглом столе приняли участие советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис и др.

В ходе встречи были рассмотрены вопросы создания привлекательных условий для частных инвестиций в индустрию усадебного туризма, а также предложения участников об организации деятельности нового общероссийского туристического маршрута владельцев исторических усадеб «Возрожденные усадьбы России».

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из наиболее популярных круглогодичных видов отдыха в России, а дворянские усадьбы как живое воплощение духа ушедших эпох вызывают большой интерес российских и зарубежных туристов.

«С 2000 года количество внутренних и въездных турпоездок по России выросло более чем в два раза. Только за последние четыре года россияне стали ездить по стране на 75% чаще. Все это свидетельствует о росте востребованности Российской Федерации как туристского направления», – заявил Глава Ростуризма Олег Сафонов.

В этой связи реставрация усадеб и использование их в туристических целях является актуальной инициативой с точки зрения сохранения памятников российской культуры и создания новых объектов туристского показа. Проблема заключается в том, что большинство усадеб (в целом по России их насчитывается более 50 тыс.) находится в ветхом состоянии, не имеет правового статуса и, как следствие, не может быть использовано в туристических или каких-либо иных целях.

Как отметил в входе встречи генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, только в Центральном федеральном округе расположено 150 усадебных комплексов, на восстановление которых, согласно экспертным оценкам, может потребоваться порядка 7,5 млрд рублей. Попытка государства взять реставрацию этих объектов полностью в свои руки обернулась бы существенной дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет.

Предполагается, что «вернуть к жизни» заброшенные памятники архитектуры позволит усиление предпринимательской активности в регионах страны. В настоящий момент Федеральное агентство по туризму совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Ассоциацией владельцев исторических усадеб реализуют новый проект «Возрожденные усадьбы России», который базируется на принципах государственно-частного партнерства, и предполагает создание одноименного национального туристического маршрута владельцев усадеб.

По словам советника Министра культуры РФ, Председателя Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаила Лермонтова, инициатива направлена на обеспечение привлекательных условий для вовлечения в процесс реставрации усадеб частных инвестиций и создание самоокупаемых механизмов хозяйственной деятельности при их использовании.

«Восстановление и сохранение усадеб невозможно без сопряжения интересов государства и тех, кто готов вкладывать свои, средства, силу и душу в это проект. При этом мы, владельцы усадеб, как никто другой понимаем, что если эти объекты не будут насыщены самоокупаемыми видами деятельности, то мы не сумеем содержать их в надлежащем виде. Как показывает практика, уже через 2-3 года после реставрации требуются серьезные вложения на поддержание архитектурного облика здания, которые нередко вдвое превышают расходы на ремонт», – отметил советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов.

Олег Сафонов, в свою очередь заявил, что Ростуризм готов оказать информационную поддержку проекту, в том числе с использованием возможностей Национального туристического портала Russia.Travel , который является первоисточником самой полной и актуальной информации и возможностях отдыха и путешествий в России. Глава ведомства предложил создать на портале специальный раздел «Возрождённые усадьбы России», куда участники проекта в режиме личного кабинета могли бы, к примеру, добавлять сведения о новых объектах, а также об изменениях в составе рабочей группы.

«В настоящий момент Национальный туристический портал Russia.Travel содержит сведения о 22 тыс. объектов туристского показа и имеет целевые страницы на 8 языках. Я бы рекомендовал перевести наиболее значимую информацию раздела на те языки, которые вы сочтете наиболее перспективными с точки зрения продвижения проекта. Это все может быть в ваших руках, и мы с удовольствием предоставим вам этот инструмент», – обратился Олег Сафонов к участникам круглого стола.

Другим эффективным решением может стать включение инициатив по восстановлению исторических усадеб в инвестпроекты в рамках концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2019 – 2025 годы). Как пояснил Олег Сафонов, такой подход позволит оптимально использовать на практике механизмы ГЧП, заложенные в проекте «Возрождённые усадьбы России».

«Работа по восстановлению и вовлечению в туристскую деятельность исторических усадеб должна вестись на системной основе, с применением научного подхода. Необходимо на региональном уровне создавать благоприятные условия хозяйствования для операторов исторических усадеб как туристских объектов, использовать возможности, которые открывают предусмотренные российским законодательством механизмы государственно-частного партнерства, а также консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. в вопросах продвижения», – говорит Олег Сафонов.

Международный выставочный форум недвижимости, инвестиций и проектов развития территорий Российской Федерации (RUSREALEXPO) прошел на севере Москвы на территории IT Технопарка "ФИЗТЕХПАРК" при непосредственном участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несмотря на то, что это далеко не первое мероприятие такого рода, круглый стол, призванный объединить интересы гостиничного бизнеса, инвесторов и региональных властей, прошел впервые.

Москва и проблема емкости номерного фонда

Регионом-лидером по развитости туристической инфраструктуры по-прежнему является Москва. Как рассказал в своем выступлении первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Сергей Шпилько, столица практически по всем показателям опережает другие субъекты Федерации, за исключением количества ночевок. К сожалению, актуальной статистической картины на сегодняшний день нет, данные Росстата учитывают только показатели 2014 года.

Столица лидирует по числу размещенных лиц в коллективных средствах размещения (КСР)– свыше 5,6 млн человек, в том числе – по числу иностранных гостей – более 1,8 млн человек. На первом месте Москва и по доходам от услуг КСР (без учета НДС) – 55, 7 млрд рублей. На втором месте Краснодарский край – более 52 млрд рублей, хотя номерной фонд Кубани по данным официальной статистики в 2 с лишним раза превышает столичный – 114,8 тыс. против 46 тыс. При этом столица активно осваивает санаторно-курортный сегменты, насчитывающий уже 2,5 тыс. номеров. На долю Москву пришлось 32% налогов в консолидированный бюджет РФ от гостиничного хозяйства.

Проблемы в статистике до недавнего времени не позволяли получить достоверную картину гостиничного хозяйства столицы, лишь процесс классификации гостиниц позволил получить более или менее объективные данные. Как сообщил Сергей Шпилько, в столице уже классифицировано 671 средство размещения, в том числе 156 хостелов, но процесс продолжается и по итогам года категории получат 800-850 объектов. По данным Booking.сom, столица предлагает более 2,2 тыс вариантов размещения, но большая их часть квартиры в краткосрочной аренды, в том числе сервисные апартаменты.

Проблема емкости номерного фонда в столице является одной из самых острых проблем гостиничного хозяйства. Потоки делового туризма в Москву заметно сократились, но растет познавательный туризм из Китая, Индии, Вьетнама, Ирана и других стран. Особую важность в этой связи приобретает развитие малых средств размещения, которые способны гибко подстраиваться к колебаниям сезонного спроса.

К концу года в Москве должно открыться порядка 2200 номеров – в основном в качественных сетевых отелях. Однако с учетом нарастающих туристических потоков, гостиницы столицы очень быстро могут выйти на показатели загрузки 70-75%, что в итоге приведет к росту цен и снизит привлекательность Москвы как туристического центра.

Туристические кластеры и инвестиции

Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России (АВВТ) Владимир Шаров со своей стороны рассказал об основной проблеме развития внутреннего туризма – отсутствии системного подхода к развитию туристического продукта в регионах, из-за чего внутренний туризм до сих пор проигрывает зарубежному. В настоящее время АВВТ разрабатывает свой проект развития региональной туристической инфраструктуры – "Открытое Отечество", куда входят, в том числе, и 12 внебюджетных программ.

Одним из примеров этого является программа строительства и развития сети центров лингва-туризма (лингва-отелей), ориентированная на зарубежных путешественников, изучающих русский язык. К 2025 году предполагается построить 56 лингва-отелей формата 3-4 звезды.

Пилотные проекты уже реализуются во Владимирской и Рязанской областях, а также на территории Дмитровского района Подмосковья. Разработаны новые технологии строительства, позволяющие с нуля возводить отели на 48, 96 и 124 номера. Помимо лингвистической составляющей отели такого типа работают и с традиционными турпотоками, включая бизнес-туризм.

Как отметила руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер , большинство инвесторов, выбирая с каким классом коммерческой недвижимости работать, могут выбрать офисы, жилье, ритейл-парки. При этом выбор в пользу гостиниц достаточно нелегкий, что связано с затратами на строительство, так и со сроками окупаемости объекта.

Если офисное здание класса "А" в центре Москвы окупается за 9-10 лет, то гостиницы с аналогичной локацией – в лучшем случае за 15-17 лет. Расходы на возведение офисов с отделкой рассчитываются исходя из $2 тыс. за кв. м., то для гостиницы международного формата "4 звезда" данный показатель составляет $5-6 тыс.

Инвестор оценивает отельный проект по другому принципу. Его выбирают те, кому нужны "длинные деньги" и бизнес с низкой волатильностью. На Западе, а теперь и в России, в гостиничный бизнес нередко вкладываются пенсионные фонды. Как правило, цель таких вложений диверсификация портфолио, медленный, но уверенный операционный доход.

Что касается вложений в туристические кластеры, то, как отметила Татьяна Веллер, инвесторы в целом туда не идут. Высокие запросы только Краснодарскому краю, тогда как, например, в Алтай вкладывается в основном местный бизнес. Для окупаемости инвестиций необходимо понимание того, зачем люди поедут в этот регион – наличие драйвера спроса. Именно по этой причине сейчас так популярно строительство гостиниц в составе МФК – здесь аудитория создается автоматически.

Позицию застройщиков по отношению к инвестиционной привлекательности туристической инфраструктуры выразил управляющий партнер Urbane Group Евгений Безель . По его мнению, именно господдержка является уникальной особенность нашей стране в контексте развития туристической инфраструктуры. Несмотря на то, что сочинский олимпийский проект мог быть реализован менее затратно, и более эффективно, в целом госсподдержка дала мощный толчок развитию региона.

Сочи – сложившийся кластер, который нашел свою аудиторию, хотя потенциал развития у него огромный. Другой перспективный туристический кластер – Приморье, где развивается туристическо-игорный компонент при участии зарубежного бизнеса.

Слово отельерам

В ходе круглого стола о своих наработках рассказали и отельеры. Так директор по развитию InterContinentalHotels Group в России, СНГ, Прибалтике и Скандинавии Алексей Коробкин , презентовал концепцию "Открытое лобби", внедряемую в отели бренда Holiday Inn.

Гости современных отелей предпочитают открытые пространства – это уже стало трендом причем не только в туристической сфере, пример реализации этих предпочтений на бытовом уровне –квартиры-студии.

Бизнес стало более гибким соответственно деловые туристы в отелях могут питаться круглосуточно. Более того трендом стало и пребывание вне гостиничных номеров – это так называемый "формат Starbucks", предполагающий работу на ноутбуке прямо за кофейным столиком.

Единое лобби в отелях Holiday Inn объединяет ресепшн, ресторан, бар, кафе, зону настольных игр, лаунж-зону и т.д. Замеры по результатам внедрения открытого лобби в некоторых отелях бренда (в Великобритании, Германии и Турции) показали, что гости начинают проводить в лобби больше времени, оставляя там больше денег. Так, например, выручка F&B подразделения выросла на 11,8-16,2%, операционная прибыль подразделения – от 13,5% до 38,3%. Окупаемость инвестиций, вложенных в полную реконструкцию отельного лобби, составляет порядка 3,5 лет.

К 2020 году, по словам Алексея Коробкина, концепция открытого лобби будет внедрена в отелях бренда Holiday Inn.

Другие участники дискуссий развили тему нового формата отельного лобби. Так директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ Алексей Шаталов , заметил, что подобная концепция внедрена и в отелях Hampton by Hilton. Аналогичным образом на круглосуточное обслуживание гостей нацелена стандарт Smart, который берут на вооружения отели Azimut – об этом рассказал аналитик отдела развития Azimut Hotels Антон Обух .

По словам директора по развитию Marriott International в России и СНГ Ивана Кисеева , дифференциация брендов стала трендом для всех крупных гостиничных операторов. Вводя вместо устаревших услуг новые, гостиничный бизнес если не становится более доходным, то по крайней мере не теряет в доходности. Новые форматы отелей, например, в эконом-сегменте также являются трендом. С одной стороны, для них снижены инвестиционные издержки, а с другой стороны, спрос на этот формат более предсказуем.

Как подчеркнул Иван Кисеев, далеко не всегда международным оператором интересны туристические кластеры подобные Белокурихе, где отели играют второстепенную роль по сравнению с санаторно-курортной инфраструктурой.

Со своей стороны, директор по развитию бизнеса Carlson Rezidor Hotel Group Мария Знова привела примеры успешной работы своей компании в курортном сегменте. Это не только отели Сочи, где у Carlson Rezidor 6 объектов, но комплекс из отеля и апартаментов в Завидово.

Осваивает курортный сегмент и Hilton. По словам Алексея Шаталова Hilton Garden Inn Moscow New Riga – показывает неплохие результаты и вышел на заданные показатели через 6-8 месяцев после открытия.

О примере работы международного бренда с региональными отелями рассказала менеджер Best Western по продажам в России Кристина Малхазова . Несмотря на то, что Best Western не владеет отелями, выход в регионы всегда происходит после тщательной бизнес-разведки. Концепции Best Western занимает промежуточное положение между маркетинговой сетью и классическим гостиничным брендом.

Новые возможности

Кризис предоставляет новые возможности для отельеров. Генеральный директор ЗАО ТГК "Измайлово", вице-президент РГА Алексей Воробьев , в своем выступлении рассказал о возможностях развития MICE-потенциала современного отеля на примерах гостиничного комплекса "Гамма-Дельта"

Крупнейший в Европе мегакомплекс ежегодно выбирают для отдыха и работы порядка 450 тыс. человек. К услугам бизнес-туристов 19 конференц-залов. Проведение мероприятий обеспечивает 15% загрузки отелей, еще 10% обеспечивает корпоративный туризм. ТГК "Измайлово" не останавливается на достигнутом, в разработке находится масштабный проект конгреснно-выставочного центра "Измайлова", который будет расположен непосредственно рядом с гостиницей "Гамма-Дельта".

Возможности развития туризма на базе государственно-частного партнерства представили директор Центра государственно-частного партнерства государственного автономного учреждения Агентство регионального развития Калужской области Анна Лукина и руководитель проекта литературного отеля "Гончаров" Анатолий Секерин .

Суть проекта в привлечении частных инвесторов для реконструкции и развитии в качестве средств размещения исторических усадеб, подчас находящихся в полуразрушенном состоянии. Так парк-отель "Гончаров" является спутником литературного музея, на базе усадьбы Гончаровых – родителей жены Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на специфическую аудиторию и выраженную сезонность, гостевой поток в отель растет, инвесторы позитивно оценивают перспективы окупаемости.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание отельерами – внедрение доступной среды для инвалидов. Как рассказал издатель и продюсер Иво Петерсон (компания Guide-Map Book Media) внедрение в современный отель мультимедийных технологий для нужд слепых и слабовидящих гостей не только позволяет привлечь в отель эту категорию гостей, но и улучшить обслуживание остальных туристов.

Медиа-подсказки позволяют предоставлять аудио-информацию на разных языках по различным направлениям – от ориентации в отеле, до схемы движения метро и списка местных достопримечательностей. Более того, Свод правил СП 59.13330.2012 достаточно жестко обязывает отельеров создавать в гостиницах доступную среду для инвалидов. Соблюдение этих требований контролируют надзорные органы.

Алексей Мусакин, модератор круглого стола, вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts:

У нас есть туристические кластеры, которые привлекают определенную группу инвесторов при определенных условиях, но есть огромное количество инвесторов, которые про эти кластеры либо ничего не знает, либо не понимает, как все это будет развиваться, поэтому они идут туда, где и так все понятно. Им не важно, есть ли какой-то кластер, им важны клиентская группа, какой-то турпоток, и поэтому они выходят на него с тем проектом, который этой группе соответствует.

Могу привести более яркие примеры. С одной стороны, в Крыму есть точки, куда собираются привести игорный бизнес и даже есть инвесторы, которые начинают в это вкладываться. А с другой стороны, я знаю одного крупного инвестора, который купил землю в Крыму и собирается там строить пятизвездочный отель, но совершенно не в курсе, что там же будет построено еще пять таких же отелей.

Именно поэтому нужно больше мероприятий такого рода – инвестиционных, а не тех, кто собираются только девелоперы. Инвесторам нужно больше информации о том, что будет и гарантии того, как будет развиваться окружающая инфраструктура. Опять же не должно быть так, чтобы у каждого из руководителей региона было свое видение развития туризма, необходимо некое межведомственное взаимодействие.

Форумы такого рода только начинаются, и было бы хорошо, чтобы бы они стали площадкой, где органы государственной власти и девелоперы встречались бы с потенциальными инвесторами.

Отельеры сегодня сказали совершенно правильно, что они готовы прийти туда, где уже есть то, что можно развивать, но не туда, где нет ничего.

Чтобы всегда оставаться в курсе новостей и событий гостиничной индустрии, а также следить за обновлениями на – подпишитесь на еженедельную рассылку. Это бесплатно.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары