Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое распространенное предложение примеры. Второстепенные члены предложения

Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .

Прочитайте предложения.

Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.

Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()

Домашнее задание.

Задание №1

Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.

Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….

Задание №2

В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.

Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.

– Ты что-то задумал и не говоришь мне...

Но он не ответил.

– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...

И он умолк. Потом прибавил:

– Я упал совсем близко отсюда...

И покраснел.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Распространенное предложение? Таким вопросом будет задаваться рано или поздно любой школьник. Для чего нужно это знание? Самое главное, для морфологического анализа.

Что такое характеристика.

Итак, как определяется распространенность предложения? Во-первых, сразу же отмечают все грамматические основы, далее находят второстепенные члены предложения. Если они присутствуют, то предложение называют распространенным, если же нет - нераспространенным. Это позволяет сделать вывод о том, что распространенное предложение - это предложение, которое состоит из грамматической основы и дополняющих ее второстепенных членов. «Пошел снег» - это нераспространенное предложение, а вот «вчера пошел снег» - распространенное. Есть еще одна тонкость.

При вопросе: «Что такое распространенное предложение?» многие забывают, что бывают грамматические основы, состоящие только из одного члена. В таких случаях предложение также может быть как распространенным, так и нераспространенным. Например, «Утро» - это нераспространенное, а «Холодное утро» - распространенное.

Также подобные затруднения могут возникнуть при определении типа где опущен какой-либо главный член. Как правило, в подобных предложениях его легко можно восстановить. Например: «Я люблю клубнику, а Андрей - малину». Во второй грамматической основе отсутствует сказуемое, но при этом присутствует дополнение «малину», следовательно, такое предложение можно назвать распространенным.

Предложение с разными видами связи сразу же, автоматически, можно называть распространенным предложением, так как в таких случаях дополняющими и раскрывающими смысл главной части являются зависимые члены в предложении. Не стоит также путать такие понятия, как «простое предложение» и «нераспространенное предложение». В первом случае присутствует только одна причем она может быть осложнена причастными оборотами, определениями, сравнительными или деепричастными оборотами. А может включать в себя несколько грамматических основ, которые могут быть ничем не осложнены. Например: «Кот, будто спавший около двери, подмигивая глазом, пристально наблюдал за нами». Этот пример является простым распространенным предложением, так как здесь есть только одна грамматическая основа «кот наблюдал». А вот следующий будет представлять собой сложное нераспространенное предложение: «Ночь наступила, луна спряталась, кузнечики затихли». Здесь есть три грамматические основы, которые ничем не осложнены, поэтому предложение нераспространенное сложное. Таким образом, для начала нужно четко определить, сколько же грамматических основ содержит в себе фраза и есть ли второстепенные члены.

Что такое распространенное предложение? Ответ на этот вопрос можно найти в этой статье. Определение грамматических свойств обязательно требуется при совершении морфологического именно поэтому следует знать и различать их.

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения

Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.

Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.

Давайте сравним два текста.

Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.

Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.

На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.

Чем они отличаются?

Предложения первого текста состоят только из главных членов - подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.

§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы

Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.

Рассмотрим пример.

Распространить его можно по-разному:

Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.

§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение

Чтобы определить, какое предложение перед нами - распространённое или нераспространённое,

rнужно найти в нём грамматическую основу

rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.

Казалось бы, подлежащее и сказуемое - это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:

И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:

Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.

§ 4 Краткие итоги урока

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Все предложения в русском языке строятся по определенному типу в зависимости от наличия/отсутствия тех или иных элементов, значения или конструкции самой мелкой коммуникативной единицы.

Так, например, если анализировать предложения с точки зрения цели высказывания, то можно увидеть три вида:

    Повествовательные, содержащие информацию (Я пошел в школу.)

    Вопросительные (Ты пойдешь в институт?)

    Побудительные (Отправляйся на занятия.)

Независимо от цели высказывания предложение может иметь другие характеристики. Например, по интонации одна конструкция может быть либо невосклицательной (Я пришел.) либо восклицательной (Я пришел!).

Если рассматривать основу предложения, то можно выделить односоставные конструкции (с одним главным членом) или двусоставные (с полной основой) - Светает. Подумайте о своих поступках. Тишина. (Односоставные). Я очень люблю лето. (Двусоставное).

Наконец, данную синтаксическую можно рассматривать с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.

Распространенные предложения состоят из и считаются Однако для того чтобы предложение было распространенным, не нужен «полный комплект» второстепенных членов, а достаточно хотя бы одного из них. (Утром школьные учителя готовятся к урокам. Тетрадь лежит на столе. Пришел новый сотрудник. Я вернусь утром). Все приведенные примеры представляют собой распространенные предложения с разным «набором» второстепенных членов.

Соответственно, нераспространенными считаются те конструкции, у которых нет других членов, кроме грамматической основы - Тишина. Светает. Город просыпается.

Из всего вышесказанного можно следует вывод: нераспространенные и распространенные предложения могут быть разными по интонационной окраске. (Принеси книгу! Пожалуйста, не плачь. Ты плачешь? Как ты можешь?!)

Очень часто учащиеся допускают грубую ошибку, употребляя фразу «простое распространенное предложение». Так говорить нельзя, потому что категория распространенности/нераспространенности относится только к Если речь идет о сложном, то следует говорить отдельно о каждой его части. Приведем пример.

Светает, и лед, покрывающий лужи, начинает таять.

    повествовательное (по цели высказывания);

    невосклицательное (по интонации);

    сложное (по количеству частей или грамматических основ);

    сложносочиненное, потому что его части соединены сочинительным соединительным союзом, указывающим, что действие частей происходит одновременно;

    Первая часть («Светает») представляет собой простое односоставное нераспространенное предложение;

    Вторая часть - простое, двусоставное, распространенное предложение.

Второстепенные члены могут относиться к любому члену предложения. Их задача - расширять, пояснять или уточнять значение − Гость вошел в комнату. Новый гость робко вошел в переполненную комнату.

Анализируя предложение, нельзя упускать из виду, что категории распространенности или нераспространенности приняты в школьной грамматике. В академическом русском языке эти признаки изучаются более глубоко, что школьная программа не учитывает. Поэтому иногда возможны разночтения понятия "распространенные и нераспространенные предложения". Например, с точки зрения школьной программы обращения или не являются членами предложения, следовательно, не могут его распространять. Поэтому конструкция «Ваня, идем!» будет считаться простым, односоставным, нераспространенным предложением, осложненным обращением. С точки зрения некоторых лингвистов независимая словоформа («Ваня»), введенная в конструкцию, позволяет считать предложение распространенным.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары