Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как может существовать джамаат мусульман в условиях современной России? Значение слова «Джамаат» и обязательство причастности к джамаату. Смотреть что такое "Джамаат" в других словарях

1. Передается от Хузейфы Ибн Йаман, да будет доволен им Аллах: “Люди спрашивали Посланника Аллаха о добре, я же спрашивал его о зле, боясь, что оно меня постигнет, и сказал: о Посланник Аллаха C, поистине мы были в невежестве и зле, и Аллах дал нам это добро (имеется ввиду Ислам), придет ли после этого добра зло? Сказал (Пророк C), “Да”. Я сказал: а придет ли после этого зла добро? Сказал (Пророк C): “Да, но в нем примесь”. А что же это за примесь? Сказал (Пророк C): “Люди, которые руководят не моим руководством, есть в них одобряемое и есть порицаемое”. Я сказал: Придет ли после этого добра зло? Сказал (Пророк C): “Да, это проповедники, стоящие у ворот Ада, и кто пойдет за ними, угодит в Ад”. Я сказал: о Посланник Аллаха, опиши их нам. Сказал


(Пророк C): “Они из нас, говорят на нашем языке”. Я сказал: Что же ты прикажешь мне делать, если я доживу до этого? Сказал (Пророк C): “Придерживайся джамаата мусульман и их Имама”. Я сказал: А если не будет у мусульман джамаата и имама? Сказал (Пророк C): “Тогда сторонись всех группировок и цепко держись корней “дерева”, до тех пор, пока постигнет тебя смерть” (Хадис приводится у Бухари и Муслима). («корни дерева» – имеется ввиду Коран и Сунна).

2. Передается от Абдуллы Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Алла C, сказал: “Кровь мусульманина, свидетельствующего, что нет божества кроме Аллаха и Я посланник Аллаха, запрещено проливать за исключением трех случаев: женатый прелюбодей, жизнь за жизнь, вышедший из религии отошедший от общины” (Хадис приводится у Бухари и Муслима).

3. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах: “Сказал Посланник Аллаха C: “Кто заметил за своим Амиром то, что ему не нравится, пусть терпит, ведь поистине тот, кто хотя бы на пядь отошел от общины и умер, умер в невежестве” (Хадис приводится у Бухари и Муслима).

4. Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: Сказал Посланник Аллаха C: “Тот, кто отошел от общины на одну пядь, тот снял с себя “повязку” ислама” (Хадис приводится у Тирмизи, Хакима и Ахмада).

5. Передается от Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха C сказал: “Придерживайтесь общины и сторонитесь раскола, ведь поистине, шайтан с одним, а от двоих он подальше, и тот, кто желает рая, пусть придерживается общины. Тот, кого радуют его добрые дела и огорчают его дурные поступки, тот и есть верующий” (Хадис приводится у Тирмизи).

6. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха C сказал: “Аллах не соберет мою умму (общину) или умму Мухаммада, – на заблуждении. Рука Аллаха с общиной, а кто отдалится, отдалится в огонь” (Хадис приводится у Тирмизи).

Да и все остальные тексты указывают на обязательность придерживания общины (Джамаата). О чем также свидетельствуют многочисленные завещания сподвижников Пророка C, особенно что касается времен смуты.

Некоторые ученые, проследив за высказываниями Пророка C, и праведных предшественников, дали разъяснение слову община (Джамаат) и пришли к следующему, разделившись на пять основных мнений относительно этого слова.

Мнение первое: ...это преобладающее абсолютное большинство мусульман. Одним из тех, кто сказал об этом, является Абу Мас’уд Аль-Ансарий. Передается от Ибн Сирина, что Абу Мас’уд завещал тем, кто его спрашивал, после того, как был убит Осман: “Придерживайся общины, ведь, поистине, Аллах не соберет умму Мухаммада на заблуждении” (Приводится у Табарани).


Сказал Шатыбий: “Из этих слов следует, что в понятие слова община (Джамаат) входят: муджтахиды (высшая степень учености), ученые и те, кто придерживается шариата и поступает согласно его требованиям. А также и все остальные мусульмане, потому как они следуют им и руководствуются их наставлениями. И всякий, кто покинул эту общину, это те, кто отдалился, они и являются добычей шайтана. В их число входят те, кто привносит новшества в религию, потому что они расходятся с тем, что пришло от уммы мусульман. И, следовательно, не входят в большинство исламской уммы” (Аль Игътисам. Том 2. Стр. 261).

Мнение второе: ...Это общество Имамов и ученых – муджтахидов. И всякий, кто вышел за пределы того, на чем они согласились, и умер, умер в невежестве. Потому что Аллах сделал ученых указателем истины для своих созданий, и люди следуют им в вопросах религии. И именно ученые имеются в виду в высказывании Посланника Аллаха C: “Аллах не соберет мою умму на заблуждении”. Абдулла Ибн Мубарак, Исхахъ Ибн Рахауей, группа из праведных предшественников, а также ученые по основам согласились на том, что смысл этого хадиса совпадает с тем, что сказал об этом Бухари: “Раздел: ...И так сделали мы вас общиной середины”; ”Община, придерживаться которой приказал нам Пророк C, это ученые”.

Это является мнением и Тирмизи. Он сказал: “Толкование слова община (Джамаат) у ученых, это факихи, ученые, мухаддисы”.

Сказал Аль–Кирманий: “Смысл обязанности придерживаться джамаата, это обязанность следования тому, на чем сошлись ученые–муджтахиды”.

Сказал Ибн Батталь: “Смысл слова джамаат – это имамы и ученые каждого века”.

Мнение третье: Джамаат – это только сахабы (сподвижники Пророка C), исключая всех тех, кто после них. Они и есть те, кто поднял колонны религии и установили их. Они и есть те, кто не соберется на заблуждении никогда”.

Мнение четвертое: ...Джамаат – это общество мусульман, которое сошлось на выборе для себя амира (руководителя). И Пророк C, приказал каждому мусульманину держаться этой общины, и запретил разделять общину посредством неподчинения тому, кого для себя выбрало руководителем это общество. И тот, кто не присягнул амиру, считается вышедшим против общины мусульман. Это мнение имама Ат-Табари.

Мнение пятое: ...Джамаат – это общество, состоящее из всех, кто является мусульманином, если они сошлись во мнении по какому-то вопросу. В этом случае на каждом лежит следование этому решению. Сказал имам Аш-Шатыбий: “Как будто бы это мнение совпадает со вторым мнением, неся в себе то же, что и второе, а также и совпадает с первым мнением, которое еще ясней выражает сказанное по этому вопросу.

Вот это все, что сказали ученые по вопросу значения слова “Джамаат”.


И в свете предыдущих аятов, хадисов и высказываний ученых, которые разъясняют нам смысл выше приведенного, становится ясно, что слово джамаат используется для передачи двух основных смыслов или значений.

Первое, это значение слова джамаат в смысле структуры (алькиян).

Второе, это значение слова джамаат в смысле программы и пути (аль-манхадж).

Вот подробное объяснение этих двух значений:

Первое значение:

Если мусульмане сошлись во мнении и избрали Имама соответствующего шариатским условиям, то вследствие этого они становятся джамаатом, следование и причастность которому становится обязательным для каждого мусульманина. То есть джамаат– это община, которая сошлась во мнении о присяге имаму, которого они выбрали, и выход из этой общины и противостояние ей является несправедливостью и распутством. Это и есть тот джамаат, о котором сказал Посланник Аллаха C, Хузайфе Ибн Йаману: “Держись джамаата мусульман и их имама”.

Сказал Ат–Табарий: “Правильным является то, что имеется в виду, следование и придерживание джамаата, который выбрал себе руководителя или амира, и тот, кто отказался присягнуть ему, тот вышел из джамаата”. Так же к этому джамаату относится то, что передается в хадисе от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха C, сказал: “Кто заметил за своим амиром то, что ему не нравится, пусть терпит, ведь поистине тот, кто хотя бы на пядь отошел от джамаата и умер, умер в невежестве”.

Джамаат такой формы может отсутствовать в некоторые времена, которые называются временами смуты. И доказательство этому тот же вопрос Хузайфы Ибн Йамана, заданный Пророку C: “А если не будет у мусульман джамаата и имама?”. И в случае отсутствия этого джамаата на мусульманах лежит обязанность стремиться к тому, чтобы этот джамаат был, потому как утверждение имама над общиной мусульман, который является вершиной строения исламского джамаата, дело, в обязательности которого нет разногласий. И именно поэтому сахабы стремились побыстрее присягнуть Абу Бакру после смерти Посланника Аллаха C, чтобы он был наместником Пророка C, и главой мусульманской общины.

Спросили Са’ида Ибн Зейда: “Был ли ты свидетелем смерти Посланника Аллаха C? Он ответил: Да. Его спросили: “А когда присягнули Абу Бакру?” Он ответил: “В тот же день, в который умер Посланник Аллаха C, они не хотели провести и части дня вне джамаата”.

Второе значение:

Значение слова джамаат в смысле программы и пути (манхадж). На самом деле тексты, в которых упоминается приказ об обязательности нахождения в джамаате, не должны рассматриваться в отдельности от текстов, в которых сообщается о “спасшейся группе” и


“победоносной общине”, потому как между ними есть явная связь, которая становится ясна тому, кто проследил за хадисами и их версиями. Как передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха C, сказал: “Разделились иудеи на семьдесят одну или две группы, и разделились христиане на семьдесят одну или две группы, и разделится моя умма на семьдесят три группы...” (Приводится у Абу Дауда, Термизи, Ибн Маджа, Ахмад, Хакимий...), а в некоторых версиях “...семьдесят две в огне и одна в раю” (Приводится у Абу Дауда, Ахмада, Хакимий...).

В определении этой спасшейся группы передано несколько версий хадисов:

1. “...Одна в раю и это джамаат”.

2. “...Все они в аду кроме основного большинства” (Ат-Табараний).

3. Также в версии, где будучи спрошенным о спасшейся группе, Пророк C, сказал: “...Те, которые (стоят) на том, на чем (стою) я и мои сподвижники”.

Сказал имам Аджирий: “Смысл всего этого один (инша Аллах)”. Сказал Аш-Шатыбий: “Своими словами: “Те которые (стоят) на том, на чем (стою) я и мои сподвижники”. Пророк C, разъяснил, что спасшаяся группа - это те, кто следуетет Пророку C, и его сподвижникам”.

Вследствии всего этого становится ясной связь между хадисами о “спайшейся группе” и хадисами о джамаате, потому как спасшаяся группа и есть джамаат. И свидетельствует об этом то, что праведные предшественники этой уммы приводили в доказательство обязательного следования джамаату, хадисы о расколе на группы.

Кроме того, слова предшественников свидетельствуют о том, что слово джамаат несет в себе помимо смысла структуры и другие смыслы.

И даже один человек может называться джамаатом, если только он единственный является обладателем характерных качеств джамаата. Сказал Ибн Мас’уд: “Поистине джамаат, это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один”.

И когда приходит приказ об обязательности придерживаться джамаата, имеется ввиду придерживаться истины и следование ей. Если даже тех, кто держится ее, будет меньшинство, а тех, кто противоречит ей, будет большинство. Потому что истина это то, чего придерживался первый джамаат, состоявший из Пророка C, и его сподвижников, и мы не обращаем внимание на количество заблудших после них.

Так же из того, что указывает именно на такое понятие наших предшественников, то, что имам Аджирий упоминает в разделе обязательности придерживаться джамаата, аяты и хадисы говорящие об обязательности следования “Прямым путем”, и запрете следования разными путями. А затем в заключении говорит: “Признаком тех, кому Аллах пожелал добра и блага, является следование этим путем: Книга Аллаха, Свят Он и Велик, сунна Посланника Аллаха C, сунна его сподвижников и тех кто последовал за ними с


искренностью, а также следование тому, на чем стояли Имамы мусульман в каждой стране, включая всех ученых, таких как: Аль Ауза’ий, Суфйан Ас-саурий, Малик ибн Анас, Аш-Шафи’и, Ахмад Ибн Ханбал, Хъасим ибн Саллям и всех тех, кто придерживался их пути. А также сторониться всего того, чего сторонились эти ученые (Аль Шари’а стр. 14).

И тот факт, что Имам Аджирий привел в вышеупомянутом разделе эти аяты и хадисы, а также его заключительное слово, свидетельствует о его понимании слова джамаат как следование. И всякий, кто последовал Пророку C, его сподвижникам и праведным предшественникам этой уммы, входит в джамаат. И из того, что свидетельствует именно о таком понятии этого слова у Имама Аджирий, то, что он привел это все в разделе: “Раздел об обязательности придерживаться джамаата и сторониться новшеств”.

Исходя из этого, джамаат как программа и путь (аль-манхадж) существует всегда. И его существование продлится до конца этого света. Сказал посланник Аллаха C: «В моей умме всегда будет группа людей, следующая велениям Аллаха. Не повредит им то, что они останутся без поддержки, или те, кто им противоречит. И будут они среди людей до тех пор, пока Аллах не придет со своим повелением (конец света)» (Приводится у Бухари).

Сказал Имам Ан-Науауий: “А что касается этой группы, то Имам Бухари сказал: “Это ученые”. Имам Ахмад сказал: “Если эти слова не относятся к знатокам хадисов, то я не знаю, к кому они относятся”. Сказал Хъадий ’Ияд: “Имам Ахмад имел в виду Ахль-Сунна уа Аль-Джамаа, и тех, кто следует мнению ученых-мухаддисов”. Я же сказал, что возможно эта группа разделена среди разных верующих: из них смельчаки, воюющие на пути Аллаха, из них же ученые-факихи. Из них ученые-мухаддисы, из них также аскеты и те, кто призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого, из них также и все остальные, творящие благое. И не обязательно то, чтобы они были одновременно объединены в одном месте, и даже наоборот они могут находиться в разных концах этой земли (Толкование Имамаом Ан-Науауий сборника достоверных хадисов Имама Муслима, том 13 стр.67).

Итак, исходя из всего вышеупомянутого, становится ясно, что джамаат – это название всех тех, кто объединил в себе качества, вершиной которых является следование тому, с чем пришел посланник Аллаха C. А также ясно и то, что джамаат не будет полноценным до тех пор, пока во главе его не станет Имам, выбранный согласно шариатским требованиям. Однако отсутствие джамаата, как структуры, не означает отсутствие джамаата как пути и программы. И джамаат именно такой формы останется до конца существования этого света. Исходя именно из такого смыслового разделения слова джамаат, должны распределяться доказательства из Корана и Сунны и высказывания ученых. Что же касается разных высказываний ученых, то это не является противоречием, а есть разновидность высказываний. И поэтому все пять высказываний по поводу значения слова джамаат можно поделить на две группы:


Первая группа включает в себя четыре мнения:

1. Джамаат – это абсолютное большинство мусульман.

2. Джамаат – это Ученые Имамы, обладающие высшей степенью учености.

3. Джамаат – это только сподвижники Пророка.

4. Джамаат – это все мусульмане.

Значение всех эти четырех мнений сводится к тому, что слово джамаат означает “следование” (истине) и поэтому “Все согласились на признании ученых-муджтахидов и других ученых“ (Аль-И’тисам. том 2, стр. 266. Имам Аш-шатыбий).

Вторая же группа включает в себя пятое мнение, выражающееся в том, что джамаат – это община мусульман, сошедшаяся во мнении на выборе Имама соответствующего шариатским требованиям.

И поэтому, если изучается вопрос джамаата или текст, в котором упоминается джамаат, необходимо смотреть на контекст и высказывания ученых относительно каждого текста в отдельности, а затем отнести каждый текст к соответствующей группе. И лишь в этом случае не будет противоречия между текстами.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится ясно, что «Джамаат, который упоминается в хадисах Посланника Аллаха C, невозможно очертить границами какого-либо из джамаатов, существующих в наше время, известных под каким-либо именем, со своими руководителями, системой и своими составными. А также признание своего джамаата уммой мусульман, а покинувшего его, как вышедшего из джамаата мусульман – неверным, или покинувшим общину, или умершим в невежестве. Все это произвол, которому нет оправдания, а также стеснение и запрет того, что Аллах сделал просторным» (Джа’фар Шейх Идрис – журнал «Современный мусульманин» стр. №13).

Поистине, джамаат, о котором говорится в Пророческих высказываниях, считается основой из основ вероубеждения. И каждый мусульманин обязан держаться его. Чрезмерность в понимании слова джамаат имеет место и в наше время. Она выражается в том, что некоторые люди, принадлежащие к одному из исламских джамаатов, считают свой джамаат именно тем, ряды которого ни в коем случае не разрешается покидать, а также и то, что на каждом мусульманине лежит обязанность войти в ряды этого джамаата. И адресуют своему джамаату все хадисы, в которых говорится об обязанности вхождения в ряды джамаата.

Такая чрезмерность в понятии слова джамаат приводила даже к убийству тех, кто покинул их джамаат, и рассмотрению поступка того, кто покинул джамаат, как веротступничество. Опирались же эти люди в своих действиях на следующее:

Во-первых, это описание общего джамаата мусульман и приписание этих черт своему джамаату, а также ограничение понятия джамаат в пределах своего джамаата.


Во-вторых, обоснование такого своего понимания доказательствами из шариатских источников. Как, например, высказывание Пророка Мухаммада C: “Кто отошел от джамаата хотя бы на пядь и умер, умер в невежестве”.

А также его C, высказывание: «Кто отдалился от джамаата хотя бы на пядь, тот снял со своей шеи повязку ислама».

В связи с рассматриваемым вопросом часто упоминается хадис от Хузеайфа Ибн Йамана, который спрашивал Пророка C, о временах смуты, где ему было приказано держаться джамаата мусульман и их Имама...

Ответ на подобного рода заявления следующий:

Во-первых, для определения смысла слов и выражений, которые мы встречаем в шариатских текстах, нужно собрать все, что было сказано в этих текстах на данную тему, а затем выяснить, что имелось в виду. Говорит Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа: “Если упоминается выражение из Корана или Сунны Пророка C, необходимо упомянуть вслед за тем выражения, подобные им по смыслу, чтобы было ясно, что именно имели в виду Аллах и Его посланник C. В результате этого нам становится понятным язык Корана и Сунны, язык сунны Аллаха и Его Посланника C, на котором идет обращение к рабам...” (Аль-Фатауа. том 7. Стр. 115.).

Именно в этом обнаружил шейх аль-Ислам общую причину заблуждений тех, кто привносят в религию новшества. Он сказал, что причиной этого является незнание смысла, которые несут в себе слова Аллаха и Его посланника C. И подчеркнул: «Поистине, все заблуждения тех, кто привносит новшества в религию, были по этой причине. Потому как они стали толковать смысл слов Аллаха и Его посланника по-своему, в действительности же это было ошибочным» (Аль-Фатауа. том. 7. Стр. 116).

Поистине, новшество признания какого-то джамаата общим джамаатом мусульман было именно по этой причине. Те, кто говорил об этом, приводил в доказательство тексты, в которых говорится об общем джамаате мусульман. Мы же отвергаем их понимание этого вопроса, и не имеем ничего против самих текстов. Потому что ошибка не в текстах и не в том, к чему они призывают, а в понимании того, что имеется в виду в этих текстах. И поэтому выделение одной группы из многих и заявление о том, что именно она является джамаатом, то есть общиной мусульман, противоречит здравому пониманию текстов, которые были пояснены в начале этой работы. К тому же такое ограничение является стеснением того, что Аллах сделал просторным. И поистине выражение - джамаат мусульман или исламский джамаат - вбирает в себя каждого, кто является мусульманином – следующим путем Посланника C. И поэтому подтверждения подобных заявлений этими текстами не позволительно, потому что они более всеобъемлющи.

Во-вторых:

Одним из общеизвестных и утвержденных в шариате правил является то, что при наличии разногласий не следует обращать внимание на заявления, лишенные доказательств и


разъяснений, или же основанных на недействительных доказательствах, или на доказательствах, не принимаемых в расчет.

Ведь иудеи и христиане уже заявляли о том, что только они войдут в рай, о чем поведал нам Аллах Всевышний: «И сказали они, не войдет в рай тот, кто не был иудеем или христианином» (Коран, Ссура Аль-Бакъра: а.111). Но Аллах Всевышний научил Своего посланника C, тому, как отвечать на подобного рода заявления, и после объяснения их истинного положения, сказал: «Таковы их мечты. Скажи: Приведите ваши доказательства, если вы говорите правду…» (Сура Аль-Бакъра, а.111.).

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк C, сказал: “Если бы людям давалось по их заявлениям, то они потребовали бы кровь мужчин и их имущество” (Приводится у Муслима. Том 3. №1336).

Еще раньше определенные группы мусульман заявляли о том, что они и есть Исламский джамаат, однако такие заявления нуждаются в подтверждении доказательствами. Потому как тексты, которые они приводят в доказательство, более обширнее и вбирают в себя больше того, о чем они заявляют.

В-третьих:

То описание, которое дается исламскому джамаату теми, кто заявляет о том, что они и есть джамаат мусульман, не ограничивается только их джамаатом. Потому как все, кто призывает к Аллаху, Свят Он и Велик, говорят, что они работают для ислама, и придерживаются пути Ахль-Сунна уаль Джамаа. И что они стараются держаться того, на чем сошлись мусульмане. И что они пытаются избавить от болезней исламскую умму. И что они стремятся максимально быть похожими на партию Аллаха. И что они стараются проявить чувства братства к каждому мусульманину.

И заявление о том, что этих характерных качеств нет ни в одном джамаате, кроме их джамаата, заявление неправильное и ошибочное. А так же это считается самобахвальством, что запрещено шариатом. Сказал Аллах Всевышний: «Не восхваляйте самих себя, ибо Он лучше знает, кто богобоязнен» (Коран, Ссура Ан-наджм: а.32).

Великая миссия каждого человека, каждого мусульманина – принятие истинности Ислама и стремление распространять эту божественную религию. Аллах, ниспослав нам Коран, объемлет своей милостью всё человечество. Ислам – это милость Господа, которая распространяется не только на земную жизнь, но и на жизнь следующую.

Самая знаменательная революция человеческого сознания начинается с Ислама. Ислам – это справедливость. Ислам – это понятное объяснение устройства мира. Ислам – это поклонение и милосердие. Ислам – это нравственность и праведность. Ислам – это знание. Ислам – это любовь и братство. Ислам – это культура. Ислам – это духовное возрождение. Самое главное, Ислам – это беспрекословное подчинение Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Всевышнего). Ислам – это джамаат, объединение людей, которые беспрекословно подчиняются всем требованиям Божественного закона. Джамаат воплощает в себе настоящее исламское братство, это консолидация личностей, сделавших Ислам образом своей жизни.

Всем мусульманам необходимо объединиться, ведь у всех нас есть очень много общего. Хвала Аллаху, все мы мусульмане. Мы верим во все предписания нашей религии Ислам. У нас общая культура, общая история, мы признаём всех пророков и посланников, читаем намаз, даём закят, мечтаем отправиться в хадж, держим пост. Но есть люди, которые, вместо того, чтобы объединять на основе явного, разделяют, основываясь на мелочах. Мы должны сторониться такого, ведь как говорил Пророк: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”.

Наша задача помогать незнающим, не отталкивать их, и тем более не унижать, а приобщать в свой джамаат. Некоторые мусульмане погружаются в неведение и беспечность, они забывают, что есть другой мир и полностью посвящают себя только этой жизни, ищут материальные блага, утоляют жажду своего нафса, который полностью управляет ими. Мусульманину необходимо осознать, что Ислам был послан не для того, чтобы храниться в мозгу, как просто какая-то память, но, прежде всего, для того, чтобы человек претворял Ислам в жизнь и распространял его. И до тех пор пока мы не начнем выстраивать свой жизненный путь в соответствии с Исламом, мы не сможем начать жить совершенной исламской жизнью. Достичь такого состояния поможет джамаат. Когда человек находится в обществе праведных людей, он сам постепенно перенимает их качества и тоже становится праведником. Это можно проследить на примере многих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). До Ислама некоторые сподвижники были жестокими людьми, но познакомившись с Пророком и с его окружением, они изменились, Аллах открыл их сердца и наполнил своей милостью.

Поэтому давайте объединяться. Будем поддерживать друг друга, помогать друг другу всем, чем сможем.

И сейчас у каждого есть возможность посетить сплоченный джамаат. Наша община мусульман «Рисалят», в своей резиденции (адрес которой: Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4,5 ) во время месяца Рамадан в четверг, пятницу, субботу и воскресение проводит духовно-просветительский цикл встреч.
















Каждый раз мы собираемся все вместе, читаем намазы, читаем зикры, слушаем интересные лекции, я думаю, что каждый, побывавший на подобной встрече, ждёт с нетерпением следующей встречи. И проводить Рамадан вместе куда приятнее. Чем больше людей, тем больше добрых дел мы можем сделать. Также вместе намного легче держится пост, да и радость от ифтара умножается во много раз, когда люди, которые ради довольствия своего Господа отказались на целый день от еды, собрались вместе и теперь, по милости Аллаха могут начать трапезу.

Также, сразу после окончания благословенного месяца Рамадан, мы отправляемся в Турцию, где цикл наших встреч продолжится, но уже на берегу в моря в комфортабельном отеле.

Главная особенность нашего исламского лагеря — праведный джамаат, в котором вы будете находиться. Окружающие вас люди - это ваши единоверцы и единомышленники, сторонники праведного пути Ислама.

Мы приглашаем Вас в это интересное путешествие, наполненное духовностью и гармонией, где вы сможете обрести новых друзей, новые полезные знания и навыки. Мусульмане должны держаться вместе, чтобы никогда не забывать о своей богатой истории и своей силе.

جماعة ‎ - общество, коллектив, община ) - объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама , совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.

Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама.

Кроме этого в мусульманских странах слово джамаат может употребляться в значении коллектив без религиозной окраски, например, трудовой коллектив какого-нибудь вполне светского учреждения.

Напишите отзыв о статье "Джамаат"

Примечания

Ссылки

  • Али Евтеев , Медина, 2007.
  • . Живой Ростов (21 февраля 2005). Проверено 10 апреля 2013. .
  • // «Кавказский узел », декабрь 2004.
  • Тришин В. Н. // Словарь синонимов ASIS, 2010.
  • // Советская историческая энциклопедия . - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  • // Этнографический словарь. 2000.

Отрывок, характеризующий Джамаат

– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

ДЖАМААТ (от арабского диалектного джамаа, таджмаит - собрание; берберское имзурфа, тамзигт; туарегское амни),

1) традиционная эндогамная сельская община у мусульманских народов. Классические описания джамаата сделаны для горцев 19 - начала 20 века - дагестанских народов Северного Кавказа и берберов Магриба.

В Горном Дагестане до Кавказской войны 1817-64 джамаат - эндогамное объединение патронимий (тухумов) одного крупного или нескольких мелких селений. Его определяли господство малой семьи, сочетание общинной, частной (мульк) и благотворительной (вакф) собственности, сосуществование адата с шариатом в быту и праве, отсутствие жёстких сословных рамок между общинниками (уздени), переселенцами и потомками военнопленных (часто включаемыми в джамаат на основе куначества). Суд и власть принадлежали совету старшин из представителей тухумов, важнейшие дела выносились на общий сход узденей. Общины образовывали военно-политические союзы («вольные общества»), которые могли объединяться в конфедерации под властью наследных ханов или шариатских судей кади. «Вольные общества» положили начало ряду дагестанских народов (андийцы, ботлихцы, кубачинцы и др.). Общины и их союзы зависели от горской знати (беки), с которой вели борьбу с 15 века, окончившуюся к концу 18-19 века победой общин. В Имамате Шамиля и Российской империи джамаат стал низовой административной единицей наибств. Советы джамаата заменили назначаемые государством сельские старшины. Судебная и исполнительная власти были разделены. Крестьянская реформа 1861 года исключила из джамаатов горскую знать. До 1927 джамааты Дагестана сохраняли самоуправление и суд по адату и шариату. Позднее на основе джамаата велось колхозное строительство.

У арабов и берберов доколониального Магриба джамаат играл наибольшую роль в обществах оседлых земледельцев. Состоял из больших патриархальных семей. Объединял эндогамные патронимии; несколько джамаатов составляли фракцию племён (арш). Джамаатами также назывались племенные советы и сходы из представителей деревень во главе с военной знатью (джуад). В работе племенных джамаатов большую роль играли суфии (марабуты). К середине 20 века джамааты во французской Северной Африке были упразднены и заменены сельскими общинами (коммунами).

2) Религиозная община мусульман при пятничной мечети (джума).

3) Название ряда мусульманских политических партий и движений 19-21 века.

Лит.: Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2; Berque J. Structures sociales du Haut-Atlas. 2 éd. Р., 1978; Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М., 1988; Mahé А. Histoire de la Grande Kabylie. 2 éd. Р., 2001; Hanoteau G., Letourneaux А. La Kabylie et les coutumes kabyles. 2 éd. Р., 2003. Vol. 1-3.

В. О. Бобровников.

Люди фитны, сеющие сомнения по поводу джамаата, пытаются доказать братьям, что создание такого джамаата в условиях России незаконно и потому «подставит» мусульман под репрессии ФСБ, милиции и т.п.

Скажем им на это следующее.

Во-первых, репрессии против всех мусульман сегодня идут в России на всю катушку, будь они «радикальные» или «умеренные», «сепаратисты» или «патриоты», ахлюс-сунна уа’ль джама’а или ахлюль бидгаа. Те, кто ведут эти репрессии, не успокоятся до тех пор, пока не будет искоренен любой реальный, живой Ислам и останется исключительно нифак в виде т.н. «традиционного ислама» бабаев. Поэтому, если нас не устраивает эта перспектива, у нас есть только три варианта:

1)Уходить в эмиграцию (делать хиджру);

2)Уходить в подполье (выходить на джихад);

3)Бороться за свои права открыто, используя все те немалые возможности, которые нам дает российский закон, наша реальность и обстоятельства.

Если есть те, которые выбирают первые два варианта, то это их дело, да помилует их Аллах. Мы же выступаем за третий вариант, считая, что, только объединившись и сложив все свои силы и ресурсы, мусульмане могут отстоять свое право на жизнь и развитие в России. Для этого, в том числе, нам и нужен джамаат.

Во-вторых, надо четко сказать, что создание такого джамаата в условиях России законно по ее законодательству. Российский закон дает нам обширные возможности, чтобы действовать, распространяя Ислам, просвещая и объединяя мусульман, защищая их интересы. ИншаАллах, мы это покажем чуть позже.

В-третьих, при создании такого джамаата в Москве или крупных городах России, необходимо учесть негативный опыт деятельности таких джамаатов на Кавказе, окончившийся их разгромом и нейтрализацией.

Доля вины за это есть на самих джамаатах. Создавая такое объединение, надо подходить к этому не только формально, т.к. в российских условиях закон, мягко говоря, стоит не на первом месте.

Очень многое зависит от таких условий как информационное обеспечение и поддержка, идеологическое обоснование, отношения с органами государственной власти и духовными управлениями мусульман.

Еще раз приведем мнение шейха Ибн Бааза, который говорит, что такой джамаат должен действовать, «используя при этом путь, который не сможет стать причиной причинения вреда им, а также не станет поводом для репрессий со стороны государства. То есть, это должен такой путь, против которого государство ничего не сможет иметь против (или не будет иметь против), так что не станет он причиной проблем для них. Пусть изберут они для амирства самого лучшего из них или кто сможет принести им наибольшую пользу, так как в этом избрании общая польза. Изберут под именем главы объединения или главы джамаата в городе" ("аль-Акаллиятуль муслима "шейхи ибн Усеймин, ибн Бааз. Издательство "даруль Ватан", стр.26).

Таким образом, очень важно, чтобы люди, создающие такой джамаат, имели политический опыт, связи, авторитет, могли бы поддерживать отношения со СМИ, сумели бы договориться о сотрудничестве с духовными управлениями мусульман и государственными органами.

В-четвертых, конечно, в нынешней ситуации мы не рекомендуем начинать с создания таких джамаатов на Кавказе и в других местах, где лютуют репрессии.

Чтобы расчистить дорогу для создания джамаатов там, нужно реабилитировать понятие джамаата в глазах государства, создать два-три образцовых джамаата, демонстрирующих новый тип джамаата, ориентированный на диалог с государством и духовными управлениями мусульман, а не конфронтацию с ними. Это лучше делать в крупных, спокойных городах таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань. Когда появится несколько таких джамаатов, они уже могут ставить вопрос о создании общероссийской организации, имеющей к себе лояльное отношение государства и духовных управлений, а уже потом под видом ее отделений, создавать джамааты в других регионах. До тех же пор им лучше действовать неформально, не объявляя о своем существовании и не привлекая к себе особого внимания.

В-пятых, конечно, никто не гарантирует успешного исхода даже при выполнении всех этих условий. Однако, как известно, исход любого дела у Аллаха, от нас же требуется намерение и усилие.

Теперь о том, как можно создать такой джамаат и обеспечить его работу, не нарушая при этом российский закон и пользуясь его возможностями.

Для начала, надо сказать, что есть два принципиальных варианта деятельности, иншаАллах, мы рассмотрим оба, а потом дадим рекомендации, по какому из них лучше идти.

Первый вариант – не регистрировать вообще никаких организаций, не афишировать их существование и действовать «неформально». Российское право позволяет действовать таким образом, если не нарушается закон.

Федеральный закон №125-ФЗ от 26.09.97 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее – закон №125-ФЗ) позволяет верующим действовать в качестве религиозной группы, не регистрируя ее и не информируя органы государственной власти о ее существовании. Мусульмане должны четко знать, что такая деятельность, если в ее ходе не нарушается закон, является не подполной, а совершенно законной.

Закон №125-ФЗ гласит:

«Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Еще одну такую возможность дает Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях» (далее – закон №82-ФЗ). Он позволяет создавать как общественные объединения, обладающие юридическим лицом, т.е. прошедшие регистрацию, так и не обладающие таковым, т.е. нигде не зарегистрированные.

Незарегистрированное общественное объединение, по этому закону, имеет следующие права:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Таким образом, любые неформально существующие джамааты мусульман, если они не нарушают в своей деятельности российского закона, при возникновении к ним вопросов спокойно могут определять себя либо в качестве «религиозной группы» либо «общественного объединения без образования юридического лица».

Второй вариант – зарегистрироваться и получить больший объем прав, по российскому закону. Этот вариант однозначно более предпочтителен при серьезной деятельности, хотя бы потому, что для аренды помещения при осуществлении образовательной и просветительской деятельности необходимо юрлицо, без которого площадку джамаата закроют через пару недель.

Для регистрации своей общины можно выбрать одну из следующих моделей.

1) Религиозная организация – дает больше всего прав, так как она, по закону, может требовать у местных властей предоставления ей помещения, земли под строительство храма, может вести деятельность в государственных образовательных и исправительно-трудовых учреждениях, вправе претендовать на налоговые льготы и т.п. Однако зарегистрировать ее очень сложно, сегодня почти нереально. Максимум, что можно зарегистрировать - местную религиозную организацию. Но для этого нужно получить юридическую поддержку в виде ряда справок от одного из зарегистрированных Духовных управлений мусульман. Такие местные религиозные организации, зарегистрированные при ДУМах, но действующие автономно есть – МРО «Прямой путь» и МРО «Дар уль Аркам» в Москве, МРО «Фаляк» в Уфе и т.п. Главное условие регистрации такой организации в наши дни – политическая договоренность с ДУМом и местными властями.

Условия регистрации и существования религиозных организаций содержатся в Федеральном законе №125-ФЗ от 26.09.97 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

2) Общественное объединение – оно дает меньше возможностей для религиозной деятельности, чем религиозная организация и менее «легитимно» в глаза государства при осуществлении такой деятельности. С другой стороны, религиозная организация не вправе осуществлять общественно-политическую деятельность, например, выступать в поддержку тех или иных кандидатов на выборах и т.п. У общественного же объединения в этом смысле развязаны руки, если, конечно, в такой деятельности будет елесообразность и она будет дозволенной по Шариату.

Общественное объединение может быть зарегистрировано в одной следующих форм:

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан). Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

По нашему мнению, к описанию джамаата более всего подходят формы 1 и 5, а форма 3 может быть использована для создания фонда закята.

В отличие от религиозной организации для регистрации общественного объединения не нужно иметь никаких справок из ДУМа, достаточно трех человек, прописанных в той местности, где регистрируется организация, и юридически граммотное составление документов. Настоятельно рекомендуем не прописывать в уставных документах слов «Исламский», «мусульмане» и т.п. – если только у вас нет предварительной договоренности с Минюстом, это существенно увеличит ваши шансы быть зарегистрированными.

Условия регистрации и существования религиозных организаций содержатся в Федеральным законом №82-ФЗ от 19.05.95 г. «Об общественных объединениях».

3) Некоммерческая организация – ее достаточно просто зарегистрировать и надо делать это, если нет возможности зарегистрировать ни религиозную, ни общественную организацию. По большому счету, она дает все права, необходимые для деятельности: юрлицо, расчетный счет.

Может быть создано в виде некоммерческого партнерства (НП) и автономной некоммерческой организации (АНО).

НП - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

АНО - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Из этого видно, что спектр деятельности НП гораздо шире, чем у АНО. Кроме того, различна и судьба имущества, остающегося после ликвидации организации – если после ликвидации НП имущество распределяется между его членами в размере, не превышающем размер их первоначальных взносов, а остальная часть имущества направляется на цели, для которых НП было создано, то при ликвидации АНО его имущество направляется на уставные цели полностью.

Условия регистрации и существования некоммерческих организаций содержатся в Федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.96 г. «О некоммерческих организациях».

1)Если вы собираетесь действовать в легальных рамках, полноценный джамаат, заявляющий о своем существовании, можно создавать только в том случае, если у вас есть политический опыт, знания, контакты с органами государственной власти, духовным управлением, прессой.

2)При создании джамаата лучше всего начать с созыва Шуры, которая объединит всех авторитетных и влиятельных мусульман вашей местности, поддерживающих эту идею. Попытайтесь включить в нее представителей местного ДУМ, лидеров основных исламских организаций, представителей национальных исламских диаспор.

3)Лучше всего выбрать следующую структуру: 1) сам джамаат – «неформальное» сообщество, действующее без регистрации в виде религиозной группы или общественного объединения без образования юрлица;

2) легитимизация деятельности джамаата осуществляется через регистрацию ряда структур на его членов, лучше всех трех видов: религиозной, общественной и некоммерческой организации. 3) Координация деятельности между ними осуществляется на уровне джамаата, в который входят учредители всех этих юрлиц.

4)Если вы живете в неспокойном регионе и/или у вас нет опыта, знаний, связей и поддержки, то вам лучше работать в подготовительном режиме. Соберите группу единомышленников, выберите амира, но особо не распространяйтесь об этом. Собирайте знающих людей, устанавливайте знакомства и хорошие отношения с местным ДУМом, общественными исламскими организациями, с известными российскими исламскими центрами и структурами. Начинайте с конкретных дел, обрастайте связями и авторитетом и, иншаАллах, в один прекрасный день вы дорастете до того, чтобы выйти в «открытое плавание».

Также хотелось бы добавить, что те братья, которых постигла неудача или которые вкусили горького опыта и пессимистично настроены к осуществлению этих принципов, видя все практические сложности и трудности, не должны отказываться, отступать и отрекатся от этого. И, как минимум, идейно и принципно, насколько это возможно, поддерживать остальных своих братьев в этих начинаниях и работе.

Нельзя упускать такую возможности, пока где-то и как-то еще есть возможность осуществить этот великий принцип. Пока не запрещено собираться, пока не запрещено выбирать своих самых лучших представителей и следовать за ними, пока не запрещено общаться, расширяться, налаживать контакты, крепнуть и расти.

Кому мешает Джамаат?

Чтобы понять, каких целей добиваются противники джамаата, достаточно прочитать и понять одно это их высказывание:

«К большему сожалению в наши дни термину «аль-джама’а» предали не то значение, которое оно имеет в Исламе, и из джама’ата сделали нечто политическое, наподобие каких-то партий».

Остается только надеяться, что эти люди по своему невежеству придают термину «политическое» ошибочное значение, не зная, что к политическим относятся все вопросы, связанные с установлением, осуществлением и защитой власти.

В этом смысле Ислам неотделим от политики и тот, кто отрицает это – или джахиль, если делает это по неведению, или кяфир, если делает это сознательно!

Аллах (СубханАлла ва Тааля) говорит:

«У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это – ПАРТИЯ АЛЛАХА. О да, поистине, ПАРТИЯ АЛЛАХА - они счастливые!» (сура «Препирательство», аят 22)

Другое дело, что власть, о которой мы говорим – Исламская власть и политика – Исламская политика, и мы не призываем вмешиваться в политические игры и спектакли куфра, ибо сказал Аллах Тааля:

«О, вы, которые уверовали, принимайте ислам полностью и не следуйте путями сатаны, ведь он вам явный враг» (Сура «Аль-Бакара», аят 208).

«О, вы, которые уверовали, не следуйте по стопам шайтана! Кто следует по стопам шайтана, тот показывает гнусность и неодобряемое» (сура «Свет», аят 21).

Насколько нам известно, и как это утверждают руководители действующих джамаатов, они никогда не вмешивались и не имели планов влезать в парламентские и другие грязные игры современной российской политической действительности.

Наша задача – жить по законам Аллаха, чтобы превыше всего было Его Слово, и нет у нас других ни задач, ни побуждений. Это значит, в мусульманских странах устанавливать Шариатское правление, но так как мы живем не в мусульманской стране – объединиться в джамаат и жить по Шариату в той мере, в которой это возможно в этом государстве, законным путем добиваясь соблюдения и расширения наших прав.

Мусульмане во времена Пророка (салла Ллаху алейхи ва салям), когда они переселились в христианскую Эфиопию и жили под властью Негуса, они были единым джамаатом и у них был амир – Джафар ибн Абу Талиб, радияЛла анху.

Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: «Лучшие люди в моей общине - это мое поклонение, а затем следующее за ним, а затем следующее за ним. А после них появятся люди, которые будут свидетельствовать (до того как с них потребуют свидетельство) и не приводить свидетелей, будут совершать предательства, из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их. Они будут полными» (Передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Наса’и).

Но эти лучшие поколения мусульман всегда были политически организованы, были ли они в языческой Мекке, где их лидером был Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям), или в христианской Эфиопии, где они сплотились вокруг амира из них самих, затем под Имаматом Пророка (салла Ллаху алейхи ва салям) в Медине, затем в Халифате и так далее.

И то, что завещал Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) – быть мусульманам организованными всегда и везде, будь то путешествие или клочок земли, где собрались хоть три мусульманина, это завет из его достоверных хадисов, это то, что подтвердили большие шейхи, такие как Ибн Теймиях.

Без руководства, единства и сплоченности мусульмане сегодня те, о ком сказал Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям):

"Придет день, когда ваши враги соберутся против вас, и будут звать друг друга подобно тому, как обжоры зовут друга на еду". Один из сподвижников спросил: "Нас будет мало тогда?" Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) ответил: "Наоборот вас будет тогда много, но от вас будет столько же пользы, сколько от мусора, который принес сель. Аллах заберет страх из сердец ваших врагов и бросит в ваши сердца уахн". Сподвижник спросил: "О, Посланник Аллаха! Что такое уахн?" Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) ответил: "Любить жизнь и бояться смерти" (Абу Давуд, 3745).

Лучшая из общин, призванная к руководству человечеством, сегодня – этот сор, с которым не считается никто и который не может добиться своих прав и выполнить обязанности перед религией Аллаха.

А эти призывы против джамаатов, политического сплочения и руководства мусульман – это идеология сора, мусора, чтобы держать мусульман в таком качестве и не дать нам пробудиться и защитить свои права.

Заключение

Хвала Аллаху, в этой работе собраны достаточные доводы в пользу создания джамаата и учреждения руководства для него для тех, кто эти доводы хочет увидеть! А те, кто не хочет увидеть эти доводы, те не увидят их и не поймут, даже если привести им тома подтверждений!

Люди, в чьих сердцах царит фитна, без сомнения, и дальше будут приводить «далилы» в пользу своей фитны, искать оправдания своей бездеятельности и удерживать других мусульман от благих дел. Они будут подтасовывать аргументы, писать возражения, распространять свои «фатуа», разобщающие мусульман.

Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах!

Наша задача была в том, чтобы довести Истину, но выбор позиции за каждым человеком, а результат всякого дела только у Аллаха!

В конце концов, эта религия ниспослана к обладающим рассудком, ибо сказал Аллаха Тааля:

«…чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка» (сура «Сад», аят 29).

Пусть те, у кого есть рассудок, подумают и дадут себе ответ: могут ли иметь успех люди, если они не организованы, будет ли успешно дело, у которого нет руководства, будут ли считаться с правами тех, кто не сплотился на основе порядка и дисциплины?

Если будут те, кто скажут «да», мы, иншаАллах, не будем больше с ними спорить. Дела и участь каждого человека предопределены, люди созданы из разных сортов земли, разные по характеру, по богобоязненности, ответственности и благочестию.

Тот, кто ищет оправдания своей пассивности, амбициям и трусости, пусть не утруждает себя поиском аргументов для нас.

Нам эти аргументы ни к чему. Мы помним сказанное Могучим и Преславным Аллахом:

«Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны!» (сура «Аль Бакара», аят 203).

Пусть помнят об этом и те, кто ведут работу против объединения мусульман, думая, с каким багажом предстанут в Судный день перед Ликом Аллаха!

А в заключение воздадим Хвалу Аллаху, мольбы и приветствия Его Посланнику, его роду, сподвижникам и всем, кто последовал за ними по Прямому пути вплоть до Судного дня!

Приложение №1

Шейх Абдуль Азиз Ибн Бааз

Присоединение к джамаату (9)

Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), о благом, я же спрашивал его о дурном, боясь, что оно постигнет меня. (Однажды) я сказал: “О, посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), поистине, мы пребывали в невежестве и во зле, а потом Аллах даровал нам это благо, но придёт ли после этого блага зло?” Он сказал: “Да”. Тогда я спросил: “А придёт ли после этого зла благо?” Он сказал: “Да, но к нему будет примешано и зло”. Я спросил: “В чём же это будет заключаться?” Он сказал: “(Появятся) люди, которые станут руководить (другими) не так, как это делаю я, а вы увидите (их дела) и не одобрите их”. Я спросил: “А придёт ли после этого блага (другое) зло?” Он сказал: “Да (и этим злом станут) призывающие (людей) к вратам ада, и тот, кто ответит (на их призывы), будет брошен ими (в ад)”. Я попросил: “О, посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи ва салям), опиши их нам”. Он сказал: “Они будут из нашей среды и будут разговаривать на нашем языке”. Я спросил: “Что же ты велишь мне делать, если я доживу до этого?” Он сказал: “Не расставайся с группой мусульман и их предводителем (примкни к джамаату мусульман и их предволителю) ” Я спросил: “А если не будет (среди людей) ни джамаата мусульман, ни их предводителя?” Пророк (салла Ллаху алейхи ва салям) сказал: “Тогда сторонись всех этих групп (группировок, сект), даже если (придётся тебе для этого) вцепиться зубами в корни деревьев, и оставайся в подобном положении, пока не придёт к тебе смерть!”(Сахих Бухари 3606).

Этот важный хадис разъясняет нам, что Мусульманин обязан придерживаться джамаата Мусульман и сотрудничать с ними везде, где бы они ни были, на Аравийском полуострове или в Египте, в Сирии или в Ираке, в Америке или в Европе или в каком либо ином месте.

Когда Мусульманин находит группу, которая призывает людей к истине, он должен помочь им в следовании истине, поддерживать их, и быть одним из них.

Даже если он не может найти джамаат, он должен придерживаться правды, и тогда сам он будет считаться джамаатом, даже если он - только один, так Ибн Масуд (да будет Аллах им доволен), сказал Амру Ибн Мамуну: "Джамаат – это то, что, соответствует истине, даже если ты - один".

Безусловно, обязанностью мусульманина является поиск истины. И если он находит Исламский центр, который, по его мнению, следует истине, или группу в любом месте, которая так же следует истине - то есть призывает людей следовать книге Аллаха и Сунне Его Посланника, - в Европе или Африке или в любом ином месте - тогда он должен присоединиться к ним и совместно искать истину, делая это с терпением и будучи с людьми правды. Это – есть обязанность любого Мусульманина. Но если он не может найти никого, кто бы призывал людей к истине, то он должен самостоятельно следовать этому пути, как было сказано Ибн Масудом Амру Ибн Мамуну.

В наше время, хвала Аллаху, есть много групп, которые нацелены на призыв людей к истине, такие группы есть везде, как в Аравийском полуострове, Йемене, Египте, Сирии, Африке, так и в Европе, Америке, Индии, Пакистане и других частях света.

Есть множество групп, Исламских центров и Исламских обществ, которые призывают людей следовать правде и истинному пути и предупреждают против того, что противоположно этому.

Таким образом, Мусульманин, ищущий правду, должен искать эти группы, и когда он находит группу или центр или общество, которое призывает людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословения Всевышнего), он должен следовать за этим и придерживаться этого, такого рода организациями являются "Ансары Сунны" в Египте и Судане, "Джама"а аль Хадис" в Пакистане и Индии, и все те, которые призывают людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, искренне веруя в Аллаха Единого и не просят помощи у обитателей могил и подобных им.

Приложение №2

Ответы шейха "Абду-ль-"Азиза ибн База

Вопрос: "Какое обязательство лежит на мусульманских ученых в отношении большого количества джам"ийат (объединений) и джама"ат (общин) в исламских странах и в других местах, и в отношении разногласий, которые существуют между ними, до такой степени, что каждая группа объявляет остальные - заблудшими. Разве вы не видите, что настало время разъяснить подобные вещи, и выявить истину относительно их разногласий, чтобы эти разногласия не увеличились и не привели к дурным последствиям для мусульман?"

Ответ: "Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил нам единственный путь, следовать которому - обязанность мусульман, и это - прямой путь Аллаха и методология Его ясной религии. Аллах Всевышний сказал:

«И это - Моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, может быть, вы будете богобоязненны!» (Сура Аль-Ан"ам 6:153).

Господь Могущества и Величия предупредил Умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) от раскола и разобщения, так как это - одна из величайших причин несчастия и попадания под власть врага. Это проистекает из высказывания Аллаха, Могущественного и Величественного:

«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь» (Сура Али-"Имран 3:103)

И Его, Всевышнего, высказывание:

«Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и "Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" Велико для многобожников то, к чему ты призываешь…» (Сура Аш-Шура 42:13).

Это - божественный призыв к единству и сближению сердец. И в любой исламской стране, если в ней есть много групп, созданных для распространения благого, взаимопомощи, сотрудничества в праведности и богобоязненности среди мусульман, без разногласий между желаниями приверженцев, тогда это - добро, благословение и несет великую пользу.

Однако если каждая из них (этих групп) объявляет, что другие - в заблуждении и обрушивается с нападками на их деяния, тогда это - величайший вред, и его дурные последствия очень серьезны. Тогда мусульмане обязаны выяснить истинное состояние дел и обсудить это с каждой группой, и искренне увещевать их о том, что они должны вернуться на путь, установленный Аллахом Своим рабам, и на тот (путь), к которому призывал наш пророк, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Затем, если кто-то игнорирует это (увещевание), продолжает упорствовать из-за личной выгоды или иных целей, известных только АЛлаху, тогда на тех, кто знает реальное положение ложится обязанность распространить известия относительно них (упорствующих) и предостеречь от них, так чтобы люди могли избегнуть их пути, и чтобы те, кто не знает сущность их дела, не были вовлечены в него и не были сбиты с пути, не отклонились от прямого пути, которым Аллах повелел следовать нам. Это проистекает из Его, Могущественного и Великого, высказывания:

«И это - Моя дорога прямая; следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть вы будете богобоязненны!» (Сура Аль-Ан"ам 6:153).

И из того, в чем нет сомнения - то, что множество сект и групп в исламском обществе, во-первых: нечто желаемое шайтаном, и во-вторых: нечто желаемое врагами Ислама из людей. Так как согласие и единство мусульман и их осведомленность об опасностях, которые угрожают им и их "акиде (вероубеждение), делают их активными в опровержении и отражении (врагов), и действующими в единомыслии на пользу мусульман, таким образом отводя опасность, грозящую религии, своим странам и своим братьям. И это - нечто такое, чем недовольны враги - из людей и джиннов. Поэтому, они всеми силами стремятся к расколу среди мусульман, разрушают их единство и сеют семена вражды и розни между ними. Мы просим Аллаха, чтобы

Он объединил мусульман на истине и, чтобы Он удалил от их общества всякий вид заблуждения и всякую причину разногласий. Поистине, Он - Тот, Кто способен сделать это, и Он - Тот, Кто имеет полную власть над этим"(10).

Вопрос: "...и ученики знания ссылаются на Вас и других ведущих ученых и спрашивают их. Что Вы посоветуете им? Посоветуете и одобрите ли Вы вхождение (т.е. присоединение) в различные группы, такие как "Джама"ату-ль-Ихъуан", "Джама"ату-т-Таблиг", "Джама"ату-ль-Джихад" и т.п., или Вы посоветуете им оставаться на пути поиска знания вместе с учениками знания из тех, кто призывает к пути саляф (праведные предшественники из сподвижников, их последователей и ученых Ислама)?"

Ответ: "Хвала Аллаху, и да ниспошлет Аллах благословения и мир Своему пророку. Мы советуем им всем объединиться на одном пути, и это - путь поиска знания и достижения понимания Книги и Сунны, и следовать манхадж (методология) ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а (народ Сунны и единения - общепринятое название мусульман-суннитов). Я советую им всем, чтобы их целью всегда было - следование Книге и Сунне, и методологии ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а, и чтобы они называли себя: "ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а", или: "последователи саляфу-с-салих". Но что касается тахаззуб (разделение на партии) на "Ихъуану-ль-Муслимин" или "Джама"ату-т-Таблиг" или другие группы, то я не советую это. Это - ошибка. Скорее, мы советуем им быть на вместе на одном пути, единым джама"атом, призывая друг друга к истине и приверженности ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а.

Это - правильный способ предотвратить разногласия. Но если имеются различные группы на одном и том же пути, группа в одном месте, вторая - в другом, но все они следуют пути праведных предшественников(11), придерживаясь Книги и Сунны, призывая к Аллаху и будучи приверженными ахлю-с-Сунна уа-ль-джама"а, без тахаззуб и без та"ассуб (слепое следование), то это - не вредно, даже если существует много групп, пока их путь и их цель - едины"(12).

Приложение №3

Шейх Абдуус Салям Зуд – автор статьи, один из лидеров исламской общины Австралии, получил образование в Саудовской Аравии, занимается издательской деятельностью, входит в Ассоциацию “Ахль Сунна Валь Джамаа” Австралии, является имамом одной из крупнейших в стране мечетей

  • IV. О НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  • Y": В последнее время ведутся активные дискуссии об упразднении копейки из наличного денежного оборота. Что вы можете сказать по данному поводу?
  • V ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
  • XII. 3.3. Особенности подготовки в условиях холодного и жаркого климата

  • © 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары