Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Моббинг среди сотрудников: последствия и факторы риска. Буллинг на работе: психические, физические и экономические издержки

В любом коллективе есть человек, которого не все принимают по ряду причин. Однако такое неприятие может быть «мирным», когда к человеку относятся спокойно и даже почти не замечают. Гораздо хуже приходится тем, кого откровенно травят и не дают нормально работать или учиться. Такое явление называют моббинг, что подразумевает под собой «выживание» человека из коллектива. Что такое моббинг и как бороться с ним - узнаем из нашей статьи.

Описание понятия «моббинг»

Как мы писали выше, моббинг - это противостояние коллектива одному человеку. Другими словами, в коллективе находят изгоя и всяческими способами начинают его травить. К сожалению, это явление очень быстро распространяется и встречается чаще всего в трудовых коллективах. В детских тоже не редкость.

Как это выглядит? К примеру, вы нашли новую работу, которая вам очень нравится. Несколько дней все шло прекрасно - коллеги были милы и приветливы и, казалось, что вас в коллективе приняли. Однако спустя какое-то время вы стали замечать, что вам забывают напомнить о совещании, или у вас пропадает с компьютера важная информация, и тому подобное. Или же ваш ребенок перешел в новую школу, где он частенько начинает конфликтовать со своими одноклассниками, хотя ранее вы этого за ним не замечали. Все эти случаи являются примерами психологического моббинга.

К другим примерам моббинга на работе можно отнести следующее:

  1. Враждебность к вам со стороны коллег;
  2. Коллеги не здороваются с вами и не обсуждают при вас рабочие вопросы;
  3. О вас распускают слухи, не имеющие под собой основания;
  4. Вас недооценивает начальство и подвергают сомнению ваш профессионализм;
  5. Травле на работе подвергается беременная женщина;
  6. В вашем присутствии коллеги позволяют себе отпускать недобрые шуточки в ваш адрес.

Наверняка с подобными явлениями вы хоть раз, но сталкивались. Моббинг сотрудников и происходит с той целью, чтобы вас унизить или того хуже в конечном итоге добиться вашего увольнения. Мало кто готов терпеть подобное к себе отношение, потому в итоге, человеку приходится искать новое место работы.

Виды моббинга

Наиболее распространенные виды моббинга на работе следующие:

  1. Горизонтальный моббинг - весь коллектив выбирает «жертву» и начинает оказывать на неё давление;
  2. Вертикальный моббинг -моббинг персонала со стороны руководящего звена;
  3. Латентный моббинг - это тип скрытого давления на коллегу, когда его стараются изолировать от коллектива психологическими уловками (не общаются, не здороваются, не зовут на совместные мероприятия);
  4. Моббинг открытого типа - над человеком издеваются при всех, в открытую, насмехаются и унижают, позволяют себе нелицеприятные выражения в его адрес;
  5. Вертикальный латентный моббинг - подчиненный не удостаивается внимания своего руководителя, он игнорирует его пожелания, заваливает сложной работой, не дает отдыхать и расти по служебной линии.

Есть еще такой термин в психологии, как буллинг. Чем же моббинг отличается от буллинга?

Моббинг: жесткое противостояние рабочего коллектива одному человеку-изгою

Буллинг и моббинг: отличия понятий

Между этими двумя понятиями есть сходство: и буллинг, и моббинг подразумевает под собой травлю в коллективе, психологическое насилие над человеком. Однако есть существенная разница. Если при моббинге одному человеку противостоит целая группа людей, то при буллинге - только одна персона.

Понять причину такого поведения со стороны своего коллеги непросто. Возможно, вы заняли его должность, на которую он до вас претендовал. Или причина кроется в другом - в личной неприязни. А, может случиться и тогда, когда начальник стал подчиненным. В любом случае стоит быть внимательным к таким ситуациям, поскольку даже один человек в состоянии испортить вам репутацию на работе.

Вообще, психологический климат в коллективе очень важен. Даже материальные ценности отступают на второй план, если вы очень дружите со своими коллегами. Потому буллинг и моббинг могут значительно усложнить вашу профессиональную деятельность.

Психология моббинга до конца не изучена. До сих пор непонятно, по каким причинам выбирают жертву для эмоционального насилия на работе. Ниже мы попробуем разобраться, что может являться предпосылкой к такому поведению коллег.

Стадии развития моббинга

Моббинг на рабочем месте имеет определенные фазы развития. Если вы - новичок в коллективе, то наша информация может оказаться для вас полезной. Итак, фазы развития моббинга в трудовом коллективе:

Появление предпосылок к моббингу

В качестве причины травли может стать неразрешенный ранее конфликт с коллегами, повлекший за собой ухудшение психологического климата в коллективе. Конфликт может быть как на почве трудовой деятельности, так и из-за личной неприязни. Моббинг новичка, по статистике, наиболее распространенное явление.

Поиск «жертвы»

Это одна из самых первых стадий. Находят виновника ситуации и по отношению к нему начинают проявлять агрессию. Конечно, в таких условиях человек может испытать эмоциональный срыв, что играет на руку его коллегам. Вследствие этого ситуация усугубляется.

Активная стадия

Все чаще «жертва моббинга» становится центром насмешек и злых шуток, они все регулярнее. В какой бы ситуации не оказался человек, его все равно не принимает коллектив и постоянно критикует. «Жертва» психологического моббинга начинает чувствовать себя подавленно, может даже ухудшиться здоровье.

Стадия изоляции

На этом этапе «жертву» перестают воспринимать как члена коллектива. Человека не приглашают на корпоративные мероприятия, на дни рождения, все реже с ним общаются. Это ведет у опустошенности человека, его нежеланию работать. В результате, ухудшается как эмоциональное, так и физическое здоровье, «жертва» начинает все чаще болеть и пропускать работу.

Увольнение с работы

На этой стадии сотрудник уже сам не желает оставаться на рабочем месте и увольняется. В условиях давления со стороны коллег трудно заставлять себя работать.

Причины и последствия моббинга

Моббинг в организации, в школе или любом другом коллективе отнюдь не редкость. Довольно часто жертве психологического насилия требуется помощь психолога чтобы понять, в чем причина такого давления. Только разобравшись с тем, что кроется за таким поведением, можно избежать повторения ситуаций в будущем.

В чем причины моббинга?

Рассмотрим некоторые моменты, которые могут спровоцировать моббинг в коллективе.

Новичок

Когда в коллектив приходит новый человек - ему не избежать оценивания со стороны коллег. Если он не вписывается в правила и нормы уже устоявшегося коллектива, то его начинают выживать. Быть «белой вороной» чревато полным неприятием со стороны других, потому новый сотрудник долго не задерживается. Психологи уверяют, что в коллективе, где все «с нуля» начинали свою работу, моббинг исключен.

Тяжелый психологический климат в коллективе

На работе, где злой начальник, низкая зарплата или вовсе её невыплата, постоянные сплетни и прочее - в таком коллективе нельзя говорить о хорошо организованной работе. Наверняка, люди приходят сюда без желания работать, потому настроение у всех довольно напряженное. Бывают ситуации, где сотрудники постоянно испытывают травлю начальником, что делает работу попросту невыносимой. Чтобы снять напряжение в коллективе находят самого слабого человека и начинают его подавлять. Жертва в итоге увольняется.

Отсутствие загруженности на работе

По причине низкой занятости на работе (бывает и такое) сотрудники от скуки и безделья начинают распускать сплетни и слухи о коллегах. Это часто случается в женских коллективах. Там, где каждый человек занят своей работой, причем по максимуму на ней сосредоточен, моббинг встречается крайне редко.

Зависть со стороны коллег

Моббинг на работе знаком не понаслышке тем, кто растет по карьерной лестнице. Некоторые люди так устроены, что чужой успех вызывает у них зависть. И вместо того, чтобы порадоваться за своего коллегу, сотрудники начинают его всячески мешать. Завидуют и тем, кто умнее, красивее, больше зарабатывает. К сожалению, от зависти никуда не деться. Старайтесь в этой ситуации не кичиться своими успехами и быть максимально на равных со своими коллегами.

Жертва по определению

Бывают люди, которые в любом коллективе не приживаются. Связано это с тем, что они не умеют защищать себя и свои интересы, т.е. попросту «держать удар». Такие личности чаще других сталкиваются с профессиональным моббингом.

Каковы последствия моббинга?

В результате моббинга человек дезориентируется, у него проявляются следующие психологические моменты:

  1. Неуверенность в себе и своих профессиональных способностях;
  2. Могут развиться фобии;
  3. Падает самооценка;
  4. Появляются депрессия, стресс, упадок настроения;
  5. Может развиться агрессивность к близким;
  6. Снижение рабтоспособности.
Моббинг: опасное явление, снижающее самооценку, желательно пресечь на корню, показав свои лучшие качества характера

Как противостоять моббингу на работе?

В любой ситуации, прежде чем уходить, нужно постараться найти выход. Моббинг на рабочем месте можно преодолеть, воспользовавшись советами психологов.

Анализ ситуации

Если вы стали жертвой моббинга, то прежде всего постарайтесь понять почему так сложилось. Уйти с работы и найти новое место никогда не поздно, но где гарантия, что это не повторится вновь?

Уверенность в себе

Если вы увидели, что по всем признакам моббинга именно вы являетесь жертвой психологического насилия - то самое время доказать всем, что вы достойны здесь работать. Станьте не просто суперсотрудником, а докажите всем, что вы - незаменимы. Побольше уверенности в себе и поменьше внимания на своих «добрых» коллег.

Контроль ситуации

Никогда не расслабляйтесь. К вам сейчас проявляют самое пристальное внимание, потому с вашей стороны не должно быть никаких ошибок. Это исключено. Внимательно относитесь к любым словам и действиям своих коллег - не доверяйте их неожиданному хорошему к вам расположению. Не все так просто.

Умение постоять за себя

Одно дело - игнорировать усмешки и не обращать внимания на колкие выпады. Совсем другое - позволять «вытирать об вас ноги». Уверенно и спокойно обговорите, что вас не устраивает. Тихое молчание в данной ситуации не сыграет вам на руку.

Диалог с коллегами

Зачастую откровенный разговор с вашими коллегами - лучшая помощь при моббинге. Прямо спросите, что их в вас не устраивает и постарайтесь вместе выйти из сложившейся ситуации. В ваших руках наладить с ними взаимоотношения.

Меньше говорим - больше слушаем

Жертвой моббинга на ровном месте никогда не становятся. Виноваты обе стороны. Вы - дали повод, коллеги - этим воспользовались. Будьте хитрее и мудрее - учитесь больше слушать, чем говорить.

Проявление жесткости

Если вы новичок, то коллеги, скорее всего, испытывают вас на прочность. Видимо, так принято «встречать» всех новых сотрудников. Не позволяйте над собой издеваться, пресекайте даже попытки это сделать. Иногда жесткий отпор эффективнее молчания. Поставьте своих коллег сразу на место.

Смена работы

Если ничего не помогает, и вы по-прежнему «белая ворона» в коллективе, то подумайте - так ли нужна вам эта работа? Зачем вам тратить свое время на то, что никем не ценится? Самое время найти себе другое подходящее место, где вас будут больше уважать. Не бойтесь менять работу - психологическое здоровье гораздо важнее материальных ценностей. Это вам скажет любой психолог.

Моббинг в школе

Не редкость, когда моббинг случается в подростковой среде. В этом возрасте дети довольно жестоки, потому жертве становится несладко. Что такое детский моббинг, как бороться ним и остановить травлю в школе - узнаем ниже.

Причины школьного моббинга

Моббинг в образовательной среде имеет свои предпосылки.

Плохая атмосфера в семье

Негармоничные отношения в семье, постоянные упреки со стороны родителей, неприятие ребенка ведут к тому, что такой подросток становится тревожным, склонным к апатиям и депрессиям. При такой неуверенности в себе легко стать жертвой насмешек и неприязни.

Чрезмерное времяпрепровождение за компьютером

Повальное увлечение играми у компьютера приводит к тому, что детям труднее воспринимать реальность. Психологами доказано, что психологическое состояние таких детей можно оценить как депрессивное и зачастую агрессивное. Весь свой негатив подростки выплескивают на одноклассниках, плюс появляются трудности с адаптацией, что и ведет к «отшельничеству». Лучшая альтернатива компьютерной игре - книга: и полезнее, и познавательнее.

Интернет

Специалистами уже давно замечено, что частое провождение времени за интернетом не несет в себе ничего хорошего. Для тонкой душевной и не всегда до конца сформированной организации ребенка это чревато нарушениями психики. Мобильный телефон тоже входит сюда. Кроме того, его часто используют как средство для травли одноклассников.

Психологические особенности личности

Жертвой школьного моббинга чаще всего становятся дети с низкой самооценкой, плохой успеваемостью, повышенной тревожностью. Зачастую национальный признак также входит в причину моббинга.

Моббинг случается и по пути в школу, когда подростка регулярно избивают, или насмехаются над ним. Нередко подросток просит родителей проводить его в школу, или не хочет туда идти. В любом случае следует разговаривать со своим ребёнком, если вы видите подобную ситуацию.

Виды моббинга в школе

Различают следующие методы моббинга в школьной среде:

  1. Издевки, насмешки, злые шутки и подколы - жертва моббинга подвергается негативному речевому воздействию и становится общим посмешищем среди своих одноклассников;
  2. Бойкот - подростка открыто не замечают, сторонятся, не желают с ним общаться, не помогают ему, всячески изолируют от совместных занятий;
  3. Физическое насилие - распространено среди мальчиков, чаще подвергаются ему физически слабые ребята;
  4. Угрозы - угрожают физически, или морально, используют ультиматумы, заставляют подчиняться против воли.

Школьная травля, на первый взгляд, не кажется серьезной. Однако психологи уверяют, что моббинг в школе может повлиять и на ощущение себя во взрослой жизни. Такие дети вырастают с кучей комплексов, страхов, переживаний. Кроме того, моббинг часто становится причиной детского суицида. Как помочь своему ребенку избежать участи стать жертвой моббинга?

Способы борьбы с моббингом в школе

В первую очередь стоит сказать, что только совместными усилиями родителей и учителей можно помочь своему ребенку избежать агрессии со стороны своих сверстников.

Контроль детей учителем

Это касается и уроков, и перемены, и послеурочного времени. Учитель должен замечать все, что происходит в классном коллективе и предвидеть возможные конфликты.

Внеурочные занятия с классом

Только грамотная работа учителя в школе поможет избежать моббинга. Важно подключать психолога при возникновении трудностей, чаще общаться с ребятами, стать для них авторитетом. Обязательно следует проводить классный час, на котором будут обсуждаться все текущие вопросы, связанные не только с учебой, но и взаимоотношениями в коллективе.

Внимание к ребенку со стороны родителей

Очень важно формировать у ребенка здоровую самооценку с детства. Для этого не следует его постоянно контролировать, но и чрезмерно баловать тоже не надо. Задача родителей - воспитать уверенного в себе человека. Это возможно только при доверительных отношениях взрослого и подростка.

Возможность решить проблему самому

Если вы видите, что ваш ребенок стал жертвой моббинга, то дайте ему возможность самому разрешить конфликт. Не усугубляйте ситуацию своей помощью, если подросток вас об этом не просит.

В ситуациях, когда ребенок обращается к вам за советом - обязательно помогите ему. Во-первых, обсудите ситуацию с педагогом и психологом, а во-вторых - чаще разговаривайте с ребенком. Только родитель в силах придать своему ребенку необходимую уверенность, будьте ему другом.

Вышеперечисленные меры могут стать хорошей профилактикой школьного моббинга. В любом случае, если ситуация выходит из-под контроля, и преодоление моббинга становится невозможным - никогда не поздно поменять школу. Психологическое здоровье ребенка гораздо важнее близости школы к дому или её престижности.

В заключение хотим сказать, что с моббингом можно и нужно бороться, предварительно проанализировав причины такого явления. В любой ситуации есть выход, какой будет у вас - решать только вам.

Родительские интернет-форумы кричат о беспрецедентном распространении случаев насилия в школах. Средства массовой информации не отстают. Ютуб переполнен роликами, демонстрирующими насилие в школе, что делать, никто не знает. Там можно увидеть все – от избиения учителей до изнасилований несовершеннолетних.

Родители возмущены, на интернет-форумах советуют друг другу отдавать своих детей в карате, учиться драться, чтобы «давить гадов поодиночке». Кое-где, правда, пробиваются робкие возражения на тему «мой ребенок не сможет ударить», на которые идет волна комментариев по типу «если ты сопля и не защитишь себя сам – никто тебя не защитит!»

Кто и что может защитить наших детей от школьного насилия? Куда обращаться?

Школьные психологи?

Школьные психологи проводят тесты. Много тестов. Как будто тесты от чего-то спасают. Тесты показывают то, что и так все прекрасно видят.

Вопрос в другом, что с этим делать, как бороться с проблемой насилия в школе? Но психологи, похоже, сами толком не знают.

Правда, придумали классификацию. Есть, например, буллинг, а есть моббинг.

Буллинг – это когда один или несколько «бычков» обижают слабых и тех, кто не может противостоять. Это как дедовщина в армии.

Моббинг – это когда весь класс «травит» одного ребенка, как в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

Есть троллинг, когда дети преследуют и позорят друг друга в соцсетях, дело может дойти до того, что жертва, не вынеся эмоционального прессинга, накладывает на себя руки. И такие последствия уже были.

Но классификации явно уже не хватает, так как есть еще просто жестокое обращение детей друг к другу, когда скучно, когда делать нечего, или просто на спор. Как это случилось в Нижегородской области, когда 15-летняя девочка просто на спор задушила 7-летнюю девочку подушкой. Ни за что.

Школьные психологи, к сожалению, пока не могут это ни диагностировать заранее, ни предупредить.

Знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана могут реально помочь преодолеть проблему школьного насилия, если подойти к этому вопросу комплексно, понимая происходящее на уровне причин.

Родители?

Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.


Да и обижать дети могут не в открытую, а анонимно, например, спрятать вещи какого-то одного ребенка и всем классом с удовольствием наблюдать, как тот мечется в поисках пропавших тетрадок или физкультурной формы в страхе получить нагоняй от учителя. Да и не из каждого ребенка можно вырастить хорошего каратиста. Вот цитата мамы с одного родительского форума на тему насилие в школах:

«Я сама работала пять лет тренером по каратэ, мой муж имел черный пояс по каратэ, и когда я была беременна, то думала, что у ребенка это будет уже в крови. Сейчас сыну 12 лет и его все обижают в школе, сердце кровью обливается. Столько раз ему и говорила, и показывала, как себя защитить, но все зря. Он боится, если он ударит, то они соберутся толпой и побьют».

С точки зрения системно-векторной психологии, все понятно! Ведь если (о чем мама, к сожалению, не знает), то он никогда не станет на «путь воина», его предназначение совершенно иное – это развитие культуры. Такого мальчика бесполезно учить драться, он все равно будет бояться постоять за себя. В нем жизненно необходимо развивать чувства, для этого нужно вести его не в секцию борьбы, а в музыкальную школу и в театральную студию. Там, раскрывая свои таланты, он постепенно выведет свой страх наружу и перестанет бояться. А это значит, он перестанет быть жертвой насилия в школе.

Козлом отпущения в классе может стать практически любой ребенок, это может быть, например, новенький. Мальчики и девочки со тоже могут стать предметом высмеивания, насилия в школе, что особо травматично для их чувствительной психики. Предметом насмешек может стать и звуковой ребенок. Он умный, тихий, задумчивый, не любит шума и грубых шуток и часто сторонится общения на перемене.

Учителя?

От учителя во многом зависит психологическая атмосфера в классе и отношение к определенному ученику. Но основной критерий оценки школы сейчас это успеваемость. Родителям нужны хорошие оценки, детям нужны хорошие оценки, учителям для отчета тоже нужны хорошие оценки.

Поэтому учителя заняты подготовкой детей к очередным тестам. Если ученик хорошо учится, к нему нет претензий.

Учитель задерган, завален бумажками, замучен бытовыми и личными проблемами. Он не обращает внимания на вопрос воспитания, ему не до этого. А иногда и сам не прочь «оторваться» на детях. Правда, дети платят ему тем же. Получается замкнутый круг школьного насилия.

По факту, у ребенка в школе есть только три роли: агрессор, жертва или пассивный наблюдатель насилия. Правда, пассивный наблюдатель не такой уж пассивный, он тоже находится в постоянном напряжении, потому что он видит все эти проявления физического насилия и тоже боится, так как не хочет стать жертвой. Предлагая научиться ребенку драться, мы по сути ничего не меняем в общем раскладе, круг насилия остается все тот же, взаимоотношения в школе так и остаются на уровне бандитских разборок.

Любого ребенка, прежде всего, надо учить не приемам рукопашного боя, а умению понимать людей, находить с ними общий язык, знать себя, свои особенности и сильные стороны. Но самое важное, необходимо понимать, что психика ребенка развивается, только если от родителей он получает , а также благодаря развитию его уникальных врожденных векторальных психических свойств. Если из кожно-зрительного мальчика пытаться делать «настоящего мужика», он просто не разовьется и, естественно, не впишется в жизнь. А если он будет лучше всех играть на гитаре или станет звездой школьного театра, то вместо ненависти ребята будут испытывать к нему симпатию и восхищение.

Чувство защищенности и безопасности и развитие согласно природным свойствам ребенка – это лучшая профилактика любых психологических проблем. Это то, что дает ребенку комфортное внутреннее состояние, в котором он, с одной стороны, не способен испытывать жгучую неприязнь, приводящую к насилию в школе, а с другой, не является слабым звеном, провоцирующим агрессию.


Только вместе, только всем миром

Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу , объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.

Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.

Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной , который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.

Что можно сделать? Как помочь?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет распознавать психику каждого ребенка, его желания, психологические потребности, стремления и страхи. Современному родителю, педагогу и психологу уже не обойтись без этих знаний. и почему? Почему ребенок ворует? Почему становится жертвой и как это предотвратить? Как нейтрализовать школьного шута? Как распознать потенциального убийцу или самоубийцу? (К сожалению, даже такие темы актуальны в современной школе!) Ответы на эти и многие другие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Конечно, подкованные взрослые сумеют в доступной форме передать эти знания своим детям, чтобы они тоже лучше понимали себя и других, знали, чего можно ожидать от того или иного ребенка или взрослого, и как с ними правильно взаимодействовать.

Еще одна важнейшая совместная задача по предупреждению насилия в школах – создание школьного коллектива. Помните девиз школы молодых чертей из старого советского мультика? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех!» Наслушавшись западной пропаганды, мы стали учить этому наших детей, не понимая, что это в корне ошибочно и противоречит нашему уретрально-мышечному менталитету. Для нас больше подходит девиз мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»


Если вы учитель или родитель, не упустите шанс, приходите на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и вы получите знания, которые станут реальным инструментом по предотвращению насилия в школе, в семье, на работе. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Психологическая травля не является редкостью в наше время. Прессинг со стороны недоброжелателей, завистников или же просто моральных абьюзеров и неглектов ставит под вопрос благополучное пребывание в этом мире. Так что же делать, если вы стали жертвой морального давления и психологического прессинга?.

Моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния

Моббинг - это психологическая травля в коллективе. Самым распространенным способом моббинга является психологическое насилие, а целью моббинга является последующее увольнение сотрудника, хотя вернее было бы сказать - самоувольнение, или увольнение по собственному желанию вследствие психологического прессинга или травли.

Что такое моббинг со стороны абьюзера и морального насильника? Психологический моббинг это специфическое и заранее спланированное поведение, как правило - группы людей, в виде психологического террора и травли в отношении какого-либо работника со стороны начальства, подчиненных и коллег, целью которого является провокация этого человека на последующее увольнение.


Чем моббинг отличается от буллинга?

По сути, моббинг и буллинг - довольно схожие понятия, буллинг означает преследование и травлю "тет-а-тет" (один на один), когда психологический моббинг, в свою очередь, означает преследование кого-либо из подчиненных со стороны начальника, руководителя или коллег, которое последовательно вовлекает других сотрудников в психологию и практику травли жертвы моббинга. Также стоит отменить, что когда мы говорим о моббинге, как правило, в этот процесс негласно вовлечено руководство, именно поэтому помощь жертве получить в такой ситуации крайне сложно.

Моббинг: способы противостояния

Жертва моббинга, как правило, начинает испытывать серьезный психологический дискомфорт. Стоит признать, что моббинг является одним из самых изощренный способов спровоцировать человека уйти с работы, ведь методы моббинга завуалированы и скрыты, в отличие от прямого конфликта, когда обе стороны открыто выражают свой негатив и претензии в адрес друг друга.

Методы психологической травли на работе (методы и способы моббинга) включают в себя запугивание, распространение слухов, социальная изоляция, игнорирование сотрудниками на работе. Последствия такого отношения не заставят себя ждать человека, который впервые столкнулся с моббингом: враждебное отношение, а что самое главное - скрытое враждебное отношение и завуалированное, приводит к ухудшению состояния физического и психического здоровья человека, который стал жертвой преследования.


Как правило, чтобы избавиться от моббинга и травли на работе, достаточно обратиться к психологу или HR-психологу, который есть во многих офисах и предприятиях. Тем не менее, если Вы столкнулись с травлей на работе, а психолога на месте Вашей работы нет, мы настоятельно рекомендуем Вам получить помощь психолога или психотерапевта нашего Центра - позвоните нам, и администратор подберет Вам психолога-конфликтолога, а также запишет на прием в любое удобное для Вас время, либо организует выезд к Вам на работу, либо встречу в кафе г. Москвы, комфортное для Вашего посещения. Также напоминаем, что Вы можете получить консультацию психолога-конфликтолога, а также HR-психолога в удаленной форме посредством Skype-консультации, а также имеете возможность вызвать психолога-конфликтолога или HR-психолога на дом.

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

  • Бойкот
  • Придирки
  • Насмешки
  • Предоставление ложной информации
  • Доносительство
  • Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

  • отсутствие обратной связи
  • попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр
  • плохая организация информационных потоков
  • расплывчатые границы ответственности и обязанностей
  • отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха
  • превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым
  • большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо: «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

  • вожатый должен внимательно следить за обстановкой в детской среде, чтобы вовремя вмешаться
  • в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом
  • в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками. Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

Понятие буллинга

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

  1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.
  2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
  3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

  • дистанцированность от взрослых и детей;
  • негативизм при обсуждении темы буллинга;
  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;
  • обидчивость и раздражительность;
  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;
  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;
  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • их мотивации к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (поcтрадавшего);
  • динамику всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница, амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

  1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.
  2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.
  3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.
  4. Реальная степень опасности ситуации.
  5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

  1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.
  2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.
  3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

  • Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.
  • Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.
  • Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.
  • Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

2 стадия

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

3 стадия

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.

Все кому когда либо приходилось работать в коллективе, знает как жестоки могут быть люди, чаще всего без какой бы то ни было причины. Такая травля на работе , такое явление называется моббинг .

Моббинг

Моббинг - это целенаправленное интеллектуальное насилие работника организации со стороны группы людей. - пишет сайт knigalaguna.com.ua . В число нападок входят: чрезмерная и неоправданная критика, высмеивание, распускание ложных слухов, крики и т.д. Это делается с целью унизить человека, убить в нем чувство собственного достоинства и в конечном счете добиться его увольнения.

Неудивительно, что группа эмоциональных насильников чаще всего добивается своей цели. И правда, мало кто способен стерпеть подобные издевки которые несомненно влияют на качество труда. Такие акты насилия не непрерывны, перерывы могут длится неделями, что заставляет человека подвергшегося моббингу пребывать в постоянном нервном напряжении.

Весь процесс может продолжаться неделями, месяцами или даже годами пока, в конечном счете, жертва не сдается и не увольняется по собственному желанию либо ее увольняют по причине не профессионализма. Причем начальство чаще всего бывает в курсе подобного давления либо само же принимает в нем участие.

Впрочем увольнение не приносит жертве должного удовлетворения, как раз наоборот, у него проявляется так называемый посттравматический стресс. В последствии у жертвы начинаются неврозы, мигрень и многие другие заболевания на нервной почве.

Буллинг

Существует также понятие буллинг . Этот тип насилия очень похож на моббинг с одним лишь отличием - при моббинге сторону насильника занимает целая группа людей: начальство, коллеги, подчиненные, а буллинг - это эмоциональное давление со стороны одного единственного человека.

В книге именуемой «Насилие на работе» моббинг и буллинг приравниваются к убийству, насилию и другим особо тяжким преступлениям. Можете считать это несправедливым однако подумайте, сколько людей покончило жизнь самоубийством в следствии давления на работе, сколько из них слегло в психиатрические лечебницы, или совершали тяжкие преступления из мести либо из-за возникших психологических проблем?

Статистика печальна, в самом деле, когда люди не находят свое место в трудоустройстве, считают свою жизнь неудавшейся, и в предвкушении острой нехватки средств, не видят смысла жить дальше.

Самое удивительное это то, что жертвой может стать абсолютно каждый, специалистам занимающимся этой проблемой не удается разглядеть ни малейших закономерностей в выборе жертвы насилия. Здесь нет ни дискриминации по половому признаку, по расовому, по возрасту или вероисповеданию, нападкам со стороны коллег по работе может подвергнутся каждый из нас.

Как же все это начинается?

Чаще всего, для того чтобы коллектив вас не возлюбил достаточно самой мелкой ссоры с кем-то принадлежащим «прайду». С первого взгляда, через пару дней после конфликта все выглядит спокойно, и вроде бы проблема разрешилась сама собой, однако чаще всего это не так, страсти накаляются, конфликты становятся все более частыми, вплоть до того, что личная неприязнь коллектива становится необратимой.

Еще одним сценарием эмоционального насилия в организации может служить период всеобщего напряжения, обычно в период отчетов либо во время когда работа компании очень неэффективна. В таком случае работникам нужен «козел отпущения» , которым становится обычно самый спокойный, и на вид стрессоустойчивый работник, по причине личной неприязни или зависти. Хотя на сегодняшний день существует много программ защищающих права работников, моббинг и буллинг все равно имеют место в большинстве коллективов.

Это происходит по нескольким причинам: по причине невнимательности или терпимости руководства к таким конфликтам в коллективе; также, моббинг и буллинг не входят в официальное число нарушений на рабочем месте, таких как сексуальное преследование или дискриминация; но чаще всего сама жертва утаивает от начальства подобное неэтичное поведение среди работников, по причине стыда либо полного морального истощения.

За последние несколько лет было проделано много работы направленной на уничтожение подобного явления. Были созданы специальные организации, помогающие людям подвергшимся эмоциональному насилию на работе, горячие линии, правительственные законы. Это явление все чаще обсуждают в средствах массовой информации и СМИ.

Как предотвратить?

Как бороться с моббингом? Что касается менеджеров организации, в их власти установить в компании правила поведения и общения. Создавая благоприятную атмосферу, они послужат хорошим примером для рабочих и таким образом появление насилия среди сотрудников сведется к минимуму. Тем же, кто подвергся моральному давлению на работе, можно посоветовать только поскорее уволиться, проявить благоразумие и спокойствие.

Лучше подождать некоторое время и ограничить себя в средствах чем терпеть нападки со стороны коллег которые со временем приведут к появлению проблем со здоровьем пресекающих на корню вашу работоспособность в целом.

Будьте рассудительны, деньги это всего лишь товар, они бесплодны и их всегда можно заработать если вы пребываете в добром здравии.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары