Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

План самообразования по опытно экспериментальной деятельности. Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема самообразования воспитателя

Касияди Татьяны Григорьевны

на 2016-2017 учебный год:

«Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших дошкольников».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

План работы 2016 - 2017 г.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг, статей из журналов

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне»

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Варава Наталия Ахроровна

(Ф. И. О. педагога)

Воспитатель

(должность)

Средне – специальное (Троицкое пед.училище)

(образование)

30 лет

(стаж педагогической работы)

2

2003, 2006, 2010, 2014 гг.

(курсы повышения квалификации)

01.09.2012

(дата начала работы над темой)

2014 -2015 гг.

(предполагаемая дата окончания работы)

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Юный исследователь»

Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.

Актуальность темы

На четвертом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»

Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»

Цель:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи :

Ознакомление детей с явлениями природы;

Формирование начальных естественнонаучных представлений;

Эти задачи реализуются через:

Занятия по естествознанию;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы;

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Обогатить предметно – развивающую среду.

Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу .

Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».

По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2012 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»

Октябрь

2012 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2012 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Январь

2013 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей.

Февраль

2013 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» (знакомство с лупой)

Март

2013 г.

Инновационные технологии - ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Вода в жизни человека»

Апрель

2013 г.

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов

Май

2013 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода итогового проблемного обучения.

Использование проблемного обучения в детском саду.

Сентябрь 2013 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации

Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)

Октябрь-ноябрь 2013 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Семинар на тему: «Где спрятался воздух»

Декабрь 2013 г.

«Шаг за шагом»

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)

Январь

2014 г.

«Хочу все знать»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)

Февраль

2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)

Работа с методическими программами и рекомендациями

Март

2014 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2014 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).

Май 2014 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Сентябрь

2014 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Конспект

Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Обобщение знаний по данной теме.

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Программа
самообразования
экспериментальная
по теме
«Опытно -
деятельность
дошкольников»
Автор – составитель:
Городецкая
С. В.
2016 – 2017 учебный год

изречение
Китайское
То, что я
услышал, я забыл
То, что я увидел, я
То, что я сделал, я
помню
знаю.
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит
проблема организации основного ведущего вида
деятельности в познании окружающего мира в период
дошкольного детства – экспериментирования.
Именно экспериментирование является ведущим видом
деятельности у детей. Деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности, в том числе – игровую. Детская
экспериментальная деятельность способствует сохранению
полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская,
познавательная активность – естественное состояние
ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет
бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными
предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке,
объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные
способности. Способности обнаруживаются не в знаниях,
умениях и навыках, как таковых, а в динамике их
приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это
главный источник для получения представлений о мире.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в
процессе экспериментально - исследовательской
деятельности.
Задачи:
Создание условий для исследовательской активности
детей;

Организация индивидуальной деятельности по осмыслению
и проработке заданного материала;
Изучение методик, технологий по поисково –
исследовательской деятельности.
Форма работы с детьми:
Групповая.
Методы и приемы работы с детьми:
Практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
 Изучение научно – педагогической литературы;
 Разработка перспективных планов, конспектов
образовательной деятельности по теме;
 Создание современной предметно-развивающей среды в
группе;
 Проведение диагностики по усвоению программы по
данному разделу;
 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне
района;
 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете,
участие в семинарах, консультациях;
 Активное участие в работе методического объединения
района;
 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ,
районе, во всероссийских Интернет – конкурсах;
 Обучение на курсах повышения квалификации;
 Обобщение опыта работы по самообразованию.
Предполагаемый результат работы над темой
самообразования.
У меня, как у педагога – воспитателя формируются:
основы педагогического мастерства:
 умение анализировать научно-методическую литературу;
 умение применять полученные знания на практике;
 активизировать творческие способности и
пропагандировать свои достижения.
Дети должны научиться:

 самостоятельно выделять и ставить проблему, которую
необходимо решить;
 предлагать возможные варианты решения;
 исследовать предметы и явления окружающего мира,
применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и
пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги,
родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования
экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости
познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы
по данной теме. Родители приняли активное участие в
пополнении необходимого оборудования в детской
лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории,
коллекций.
Консультации для родителей на темы:
1. «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»
2. «Научите ребенка любить живую природу».
 Индивидуальные консультации на интересующие темы
экспериментирования.

 Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
 Совместное мероприятие с детьми и родителями на
тему: «Лаборатория чудес и превращений».
 На летний период родителям и детям предлагается
задание – пополнить мини – лабораторию новыми
материалами и инструментами.
3. Анкета для родителей:
Цель:
Выявить отношение родителей к поисково –
исследовательской активности детей.
Работа с педагогами:
Для педагогов будут предложены консультации:
 «Развитие исследовательской и экспериментальной
деятельности у детей как условие успешной
социализации»;
 «Требования к проведению наблюдений».
 Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
 Анкета для педагогов.
Цель:
Изучить состояние организации детского
экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль
педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва.
Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе»,
«Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного
возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера,
2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта
работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель,
2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения
до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в
детском саду» Программа и методические рекомендации 2 –
е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной
деятельности дошкольников». Методические рекомендации
издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Срок.
1. Сентябрь 2016 г. Изучение методики Л. А, Венгера. Роль
метода наглядного моделирования в развитии
умственных способностей ребенка Модели, схемы, их
использование в процессе экспериментирования.
2. Октябрь – ноябрь 2016 г. «Шаг за шагом» Создание
«копилки опытов и экспериментов. Проведение опытов
на занятиях и в свободное время.
3. Декарь – апрель 2017 г. Исследовательская работа
педагога, как условие совершенствования
профессиональной деятельности. Умение выделять
главные ключевые понятия в информационном

материале, формулирование тем, целей и задач.
Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.
4. Май 2017 год. Самоанализ по изучаемым темам. Оценка
знаний по изучаемым темам. Подведение итогов.
Для реализации опытно - экспериментальной деятельности
детей в нашей группе надо организовать мини –
лабораторию «Радуга». В которой мы соберем дидактический
материал, необходимые инструменты для
экспериментирования: специальная посуда (стаканчики,
трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый
и природный материал (камешки, песок, семена),
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки,
перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа,
микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные
часы, фонарик и т.д.), оформление уголка «Огород на
подоконнике», изготовление дидактического материала.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо
учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным
направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества. Дидактический материал
обеспечивает развитие двух типов детской активности:
 Собственной активности ребенка, полностью
определяемой им самим

 Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко
выступают в чистом виде. Собственная активность детей так
или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а
знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем
становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные
два типа детской активности лежат в основе двух
взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных
линий психического развития ребенка-дошкольника:
развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных,
как партнеров), создавая особую атмосферу, которая
позволит каждому ребенку реализовать свою
познавательную активность.
Тема «Извержение вулкана».
Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их
строением, причиной извержения, показать эксперимент – извержение
вулкана.
Задачи:
I.
II.
III.
­ дать детям начальное представление о вулканах;
­ формировать интерес к окружающей природе;
­ развивать познавательную активность детей в процессе выполнения
опыта, воспитывать интерес к экспериментально­исследовательской
деятельности, волевые качества.

Оборудование:
 иллюстрации с изображением вулканов,
 поднос,
 муляж вулкана,
 сода,
 уксус,
 гуашь,
 моющая жидкость,
 листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа: рассматривание книг об окружающем мире, о
вулканах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать волшебниками. А о чем
сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети: Вулкан!
В.: Посмотрите на иллюстрации, на что похож вулкан?
Д.: На треугольник, конус.
В.: Верно, а что извергает вулкан?
Д.: Раскалённую лаву, пепел, камни.
В.: Я расскажу вам легенду про древнего бога Вулкана:
«Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у
наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо
посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до
основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на
вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и
пепел. «Вулкан работает», ­ со страхом говорили люди и уходили жить
подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их
сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть
вулканами».
В.: Дети, обратите внимания, что вулкан на вид обычная гора, но внутри нее
есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике,
вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из
нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
А на что похожа верхняя часть вулкана?
Д.: На большую яму, воронку.
В.: Верно, и называется она кратер вулкана.

Вулканы начали "вулканить" ­
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать ­
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул ­
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
А теперь самое время превратиться в волшебников и заставим наш вулкан
извергать лаву. Хотите посмотреть?
Д.: Да!
(Проведение опыта).
Разные вулканы извергаются по – разному. Иногда они как – будто
взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается
от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней,
каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем
Востоке, Камчатке, Курильских островах.
В.: А сейчас, я вам предлагаю нарисовать вулкан и извергающуюся из него
лаву, и мы сделаем выставку рисунков «Проснувшийся вулкан».
(Зарисовка эксперимента).
В.: Мы отлично поработали, на сегодня наши исследования закончились,
спасибо всем за работу.
«Путь хлеба».
Цель:

Показать детям путь хлеба, через интеграцию по ознакомлению с
окружающим миром и развитию речи.
Основная идея занятия:
Воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации
познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста;
Воспитывать аккуратность в работе;
Обогащать и расширять словарь детей.
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
Формы обучения:
Игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская
Материально­техническое обеспечение: экран, компьютер, проектор, емкости
для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода,
цветные картинки, банка с тестом, опара.
Обогащение словаря:
«Опара», «дрожжевое тесто», картинки с изображением «элеватор»,
«комбайн», «комбайнер», «зернохранилище», «хлебопекарь».
Активизация словаря:
Загадки.
Методы и приемы:
Наблюдение, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно­
экспериментальная деятельность.
Этапы исследования:
1. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, соли, муки – для проведения
экспериментов.
2. Замешиваем дрожжевое тесто.
3. Наблюдение за тестом
4. Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.
8. Пробуем нашу выпечку.
Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, над, чем мы с вами будем сегодня
колдовать:
­ Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда
слушайте дальше).
­ Надоела мне квашня, посадите в печь меня.
Дети: Тесто.
Воспитатель:­ Знаете, ли вы из чего состоит тесто? (перечисляют)
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем замешивать тесто. Сначала нальем
водички. Потом добавим сахар, немного муки и дрожжей. Все хорошо
перемешиваем. Вот так у нас получилась опара. Как вы думаете, что будет
происходить с опарой?
Дети: Она будет подниматься.
Можно раздать детям уже готовое тесто, пока опара поднимается.
Воспитатель: А теперь ребята мы сейчас с вами будем печь наши булочки.
А булочки будут не простые. Мы с вами сделаем их в виде птичек. Какие
птицы прилетают первыми?
Дети: Скворцы
Воспитатель: Правильно. Мы сделаем скворушек.
А пока наши птички будут печься (мы попросим поваров на кухне испечь
наши булочки) мы узнаем, как хлеб приходит к нам на стол.
Показ презентации «Путь хлеба»
Воспитатель: А сейчас вам нужно будет самостоятельно поработать
Работа с карточками ­ схемами. Ребята, вам нужно выстроить цепочку «Что,
за чем? »
Пример:
(схема семя – росток – колос – зерно – мука – тесто – хлеб)
Проверяем задание, сравниваем с карточкой на экране.
Воспитатель: Вот и испеклись наши булочки, давайте посмотрим какие они
получились – ароматные, душистые!
Угощайтесь булочками!
Дети кушают свои булочки.
Потом можно показать детям поднявшую опару. Понаблюдать, как она
поднимается.
ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии.
Дети дают свои ответы.
Все вы были сегодня умницами и умниками!
Всем спасибо!

«Белые розы» (опыты с тканью).
Цель:
Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково­
исследовательской деятельности через использование элементов методики
исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова и элементов
ТРИЗ.
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет,
окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий
(мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить, с историей ткани. Учить
накапливать информацию о предмете опытным путем.
Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной
деятельности и в повседневной жизни.
Развивать познавательную активность, интерес в процессе
исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук,
умение работать в микро группах (пары)
Ввести новый символ "Узнай у специалиста"
Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.
Материалы и инструменты:
Разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда,
бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого, 2 чашки с соком
свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой, модель: волшебный
компьютер, символы: восклицательный знак, глаз, нос, рука, нитки
(распущенная ткань детьми дома с родителями, черная ткань с пекинской
капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.
Предварительная работа: чтение сказки "Как рубашка в поле пришла" К.
Ушинского, "Голый король"Г. Х. Андерсена, совместно с родителями опыт:
"Из чего состоит ткань", изготовление коллекции тканей в виде птицы,
изготовление подарка для мамы "платочек с бахромой".
Ход эксперимента:
Профессор Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории.
Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем
исследовать новый объект. Послушайте стихотворение и узнаете, что это:
Я умею шить немножко.
Сшила сарафан для кошки.
Только Дашка одеваться
Не желает! То кусаться,

То царапать начинает.
Сарафан не надевает!
Я тогда собаке Жучке
Сшила тёпленькие брючки.
Хороши и цвет, и рост.
Только, жаль, мешает хвост!
Жучка волком завывает,
А штаны не надевает!
Я расстроилась, друзья,
И тогда решила: я
Буду шить для куклы Нинки
Платья, трусики, косынки.
Кукла ­ модница! Она
Оценить мой труд должна!
­ Кому девочка шила одежду? (кошке и собаке). Кому ещё будет шить?
(кукле) Какую одежду она сошьет? (платья, трусики, косынки). Из какого
материала шьют одежду? (из ткани)
­ Да. Сегодня в лаборатории мы будем исследовать ткань. Проходите в
выставочный зал лаборатории.
­ Что означает этот символ "! "? ("Подумайте самостоятельно")
На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам
подходит для исследования, а что лишнее. Почему?
­ У нас новый символ "Телефон". Он означает: спроси у специалиста.
Разделитесь на пары. Каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории
есть ученые. Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас.
Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют.
Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.
Вывод:
Из ткани шьют вещи. Она может быть разной по составу: из шерсти, меха,
льна, хлопка, шелка, капрона.
­ Проходите в 1 кабинет. (работа за столом). Откуда к нам пришла ткань
поможет узнать наш "Волшебный компьютер". Показ иллюстраций:
В глубоко древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые
иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений.
Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера ­ портные, они умели рисовать на ткани, кроить и
сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас
портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют
кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.
­ Вспомните, что означает этот символ. Глаз. (можем увидеть, посмотреть) .
Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее
дома.
­ Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани?
Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?
­ Что означает этот символ? Нос. (можно понюхать). Понюхайте ткани, из
которых сделана ваша птичка. Как они пахнут?
Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой
запах.
­ Дома вы с родителями делали опыт "Из чего состоит ткань? " Расскажите,
что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома.
Берут нитки из пакета. Вы ­ котята, повторяйте за мной.
Физминутка "Шаловливые котята".
Хозяйка видала спросонок,
Как маленький черный котенок
Разматывал возле калитки
Какие –то белые нитки,
Как, длиною ниткой играя,
Забрался на крышу сарая.
Хозяйка полгода вязала
­ Фуфайки в минуту не стало,
Остались одни только спицы.
Ну как на котят не сердиться?
­ Мы весело провели время и не заметили, как оказались во 2 кабинете. Здесь
есть символ "Рука". Вспомните, что это значит? (потрогать руками). Сейчас
проведем опыты с тканью.
Опыт №1 "Что происходит с тканью в воде? "
1) Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же как
бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?
2) Раньше мы проводили опыт с овощами "Можно ли самим сделать сок? ".
Какого цвета сок моркови? (оранжевый) Из свеклы? (бордовый, красный) .

Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с
соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает)
Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же как мокрая
бумага? Попробуйте порвать. (не рвется) .
Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно
красить самим.
Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась
ли ткань.
Опыт №2 "Все ли ткани намокают? "
Игра "Волшебный зонт"
­ Отгадайте загадку:
В руки ты его возьмёшь –
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт: его ты сложишь
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт,
Что оставишь дома? (Зонт)
– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.
Профессор обрызгивает зонт распылителем.
­ Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань.
Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого
происходит эта ткань) -ткань, сделанная с помощью химических веществ, из
неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.
Вывод:
Не все ткани намокают.
Фокус с тканью "Белые розы".
­ Хотите увидеть фокус? У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу
капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани.
Какой цветок получился? (роза) С помощью отпечатков можно самим
создавать на ткани красивые рисунки.
­ Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они
соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они
белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их. И сделаем на
них отпечатки. Подарим их мамам на 8 марта.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Расскажите, что вы знаете о
ткани теперь.
«Мы - путешественники».
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивать умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы. Закрепить
знания о свойствах воды, песка. Активизировать речь детей, обогащать
словарный запас.
Материалы:
Формочки с песком, с водой; деревянные палочки; одноразовые шприцы без
игл; аквариум с искусственными рыбками; краски (гуашь); увядшее и
цветущее растения.
Предварительная работа:
сочинение сказки «Добрая Капелька», чтение на тему: «Кому нужна вода? »,
«Где в природе есть вода? ».
Ход занятия.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите стук в дверь? Интересно, кто это пришёл к
нам в гости? Давайте посмотрим (в открытую дверь входит героиня
Капелька).
Капелька: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в
путешествие. Вы знаете, что значит – отправиться в путешествие? Это значит
увидеть новые города, плыть по незнакомой реке, взбираться на горы,
встретить новых друзей. Можно идти пешком, скакать на лошади, лететь
самолётом. Вы хотите отправиться в такое путешествие? Только
путешественник должен быть храбрым, сильным и приходить на помощь тем,
кто попал в беду. Не испугались?
Воспитатель: Тогда начинаем мы свой путь на конях.
Дети вслед за воспитателем присаживаются имитируют различные звуки.
Поскакали!

Дети стучат ладошками по полу.
По песочку!
Трут ладошкой о ладошку.
По камушкам!
Ноготками стучат по полу, цокают языком.
По мостовой!
Кулачками стучат по полу.
По болоту!
Ладошками хлопают по надутым щекам, выдувая воздух.
Прискакали! А куда это мы попали? Вот река, а на берегу сидит Тигрёнок, он
грустит. Тигрёнок хотел на песке нарисовать рисунок своему другу Львёнку,
но у него ничего не выходит. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) А
давайте попросим Капельку показать нам свойство сухого песка? (Капелька
демонстрирует сыпучесть песка). Да, правильно, песок сухой и он
рассыпается. Поможем Тигрёнку? Давайте смочим песок водой и деревянной
палочкой нарисуем на нём рисунки для Львёнка. (Дети выполняют.) Ребята,
как вы думаете, почему на мокром песке удобно рисовать? (Ответы детей)
Правильно, вода соединила песок, и он не рассыпается. Спасибо, ребята, вы
настоящие друзья! Отправляемся дальше, вниз по течению реки.
Физкультминутка
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
А теперь большой гурьбой
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вёсла в ручки мы берём,
Быстро к берегу плывём.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко!
Воспитатель: Ой, ребята, а куда же мы приплыли? Чтобы узнать, нужно
отгадать загадку.
Дети подходят к аквариуму, (накрытым салфеткой) с прозрачной водой и
искусственными рыбками.
Воспитатель: Посмотрите – дом стоит,
До краёв водой залит.
В этом домике жильцы,
Все отличные пловцы!
Дети: это аквариум.

Воспитатель: конечно же это аквариум. Вам нравятся рыбки? Какие они?
(Ответы детей) Но что это? Кто­то выпустил в аквариум страшную хищную
рыбу! Как вы думаете, она видит наших красивых рыбок? Почему?
Дети: потому что вода прозрачная.
Воспитатель: бедные рыбки! Капелька, а как ты думаешь, можно ли им
помочь? Что нужно сделать, чтобы хищница не видела рыбок?
Капелька, дети: надо сделать воду непрозрачной. Нужно её покрасить.
Воспитатель: молодцы! Быстрее принимайтесь за дело! (Дети с помощью
шприцов подкрашивают воду в аквариуме гуашью.) Что произошло с водой?
Дети: вода стала непрозрачной. Рыбок теперь не видно.
Капелька: молодцы, помогли маленьким рыбкам! Ну, а мы продолжаем
путешествие. Сели в машины, залили бензин и не забывайте о правилах
дорожного движения.
Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Воспитатель: вот мы и на месте. Но что за странная поляна? Почему растения
в таком плохом состоянии? (Дети видят засохшее растение в сухой земле.)
Что нужно сделать, чтобы цветок ожил?
Дети: надо полить его, относиться к нему с любовью.
Воспитатель: Давайте польём цветок. (Дети поливают цветок.) А теперь
отвернитесь, закройте глазки. Крибле­крабле­бумс! (Вместо засохшего цветка
ставит хорошее растение.) Давайте вспомним, как нужно ухаживать за
растениями. (Ответы детей.)
Воспитатель вместе с детьми подводит итоги, закрепляют знания полученного
материала.
Воспитатель: Ребята, вы оказались добрыми, храбрыми путешественниками. А
сейчас позвольте наградить вас медалями!
Раздают детям заранее приготовленные шоколадные медали.
«Фруктовая лаборатория».
Цель:
1. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни
2. Закреплять знания о свойствах воздуха
3. Развивать логическое мышление
4. Вызывать интерес к экспериментированию
Оборудование: емкости для воды, фрукты

Ход занятия.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро­
При встрече здороваться: «Доброе утро! »
Улыбнитесь друг другу.
«Если ты весел – ты здоров, если – хмур – ты заболел».
Как вы думаете, почему так говорят (ответы детей)
Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым (ответы детей).
Еще необходимо правильное питание.
А что это значит (ответы детей). (Это еда полезная для человека).
Демонстрация слайдов с продуктами питания.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. «Красный, желтый, зеленый» Я
вам буду показывать слайды с изображением продуктов питания, а вы будете
поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый – польза, желтый – можно
есть, но не очень полезно, красный – лучше воздержаться и не есть).
В каждом продукте можно найти что­то полезное и вредное.
Правильное питание – залог здоровья.
Беседа.
Воспитатель: Мы с вами поиграли в полезные и вредные продукты. У меня на
слайдах нет очень полезных продуктов, в которых много витаминов. Что это
за продукты (фрукты).
(Показываю картинки с изображением фруктов)
А давайте мы в нашей лаборатории их обследуем.
Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, груша, апельсин,
мандарин, лимон, банан, киви, виноград.
Воспитатель: нас на столе лежат разные фрукты.
Давайте их назовем.
Все фрукты разные.
Чем они отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать.
1. Посмотрите, отличаются ли они по форме (круглые, овальные) у

2. По размеру (большие и маленькие)
3. По цвету (оранжевые, зеленые)
4. По вкусу. Игра «Отгадай по вкусу фрукт». Ребенку с закрытыми глазами
даю кусочек фрукта. Ребенок отгадывает.
5. По запаху. Игра «Отгадай по запаху».
6. По структуре кожуры (пористые и гладкие) .
Итак, мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме,
размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры.
ВЫВОД.
ФРУКТЫ МОЖНО ГРУППИРОВАТЬ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ И
ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧАЕТСЯ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП.
­ А сейчас я вам хочу загадать загадку.
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(апельсин)
Что вы знаете об апельсине (ответы детей)
А давайте поэкспериментируем с апельсином. Пойдемте к столам с
апельсинами.
А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать (предположения детей). А
давайте проверим.
Опыт №1. «Утопи и съешь».
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой.
Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не
верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить. (Ответы детей). Как проверить, действительно
ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).
Опыт №2. «Тонет ли апельсиновая кожура».

Давайте бросим в воду кожуру.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают
апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что
тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Какие еще фрукты не утонут (предположения детей). Давайте проверим.
Какой вывод можно сделать
Где человек применяет то, что воздух легче воды (ответы детей) (надувные
круги, лодки).
Опыт №3 «Подводная лодка».
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее
виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же
начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.
Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка
вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова
всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть
плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются,
сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо
подняться ­ мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и
рыба всплывает.
Опыт №4 «Волшебный лимон».
В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем
лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой. Оцениваем, как
изменился цвет.
­ Ребята, мы с вами провели опыты: апельсин – тонет не тонет, виноградинка
плавает, сок лимона меняет цвет. У нас было очень интересное занятие.
­ а что понравилось вам
­ мне тоже было с вами интересно. Дома я проводила все опыты, но с вами
было интересней.

«Кока-Кола: вред или польза?»
ЭКСПЕРИМЕНТ - один из основных методов научного познания вообще и
психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем
метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для
объяснения психических явлений. В экспериментах создаются и изменяются
специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на
его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные
характеристики исследуемого явления.
Ребята средней группы через опытно­экспериментальную деятельность
проверили, чем полезен, чем вреден напиток «Кока­Кола». Мы положили в
напиток и воду тусклые старые монеты. Через некоторое время в стакане с
Кока – Колой гвоздь и монетки посветлели, очистились, а в воде – нет. А что
будет если на кофту, испачканную чернилами, налить «Кока­Колу» и
постирать, то от чернил не останется и следа. Не верите – проверьте! Мы
положили яйцо в стакан с «Кока – Колой». Через 3 дня вытащили яйцо, и
увидели, что оно стало коричневым. Скорлупа яйца стала мягкой. И что будет
с нашими зубами, если пить этот напиток каждый день. … А если ещё в стакан
с газированным напитком налить немного молока, то молоко осадком ляжет
на дне стакана.
Таким образом, проведя опыты, мы убедились, что Кока­Кола вредна для
организма человека: Кока­Кола вызывает расстройство желудка и разрушает
эмаль зубов. Но с другой стороны Кока­Колу можно применять в быту.
Значит, Кока­кола может быть и полезной. Пейте фруктовые и овощные соки!
Берегите своё здоровье с детства!

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.
© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары