Словесные игры живая и неживая природа. Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников картотека по окружающему миру на тему
Летом особенно тянет на природу: по грибы, по ягоды, на рыбалку или просто погулять и отдохнуть. И это прекрасно! Устраивая семейные вылазки на природу, делясь своими знаниями и опытом с детьми, мы-родители помогаем познавать детям мир растений и животных, расширяя тем самым их кругозор и просто проводя время с интересом и огромной пользой.
И сегодня, я приготовила для вас очередную порцию игр для детей. Но каких?! Интеллектуальных игр для настоящих юных натуралистов. 🙂
В эти игры можно играть всей семьей дома, на природе или в летнем лагере с ребятами. Оценивать игры можно по балльной системе.
Ну что? Поиграем? 😉
Игры про природу для детей
Игра «Кто больше?»
1. Называйте по очереди названия грибов. Кто больше вспомнил, тот и победил.
2. Выиграет тот, кто:
- больше вспомнит представителей из разных царств природы,
- быстрее приведет 5 примеров живой/неживой природы,
- больше назовет разных растений.
3. Выиграет тот, кто назовет больше:
- млекопитающих/насекомых/птиц/рыб,
- животных, которые бегают/прыгают/ползают/летают,
- хищников,
- растительноядных.
Игра «Самый умный»
1. Для игры нужно заранее заготовить карточки с грибами: рыжиком, подберезовиком, подосиновиком, масленком, лисичкой, сморчком.
По своему желанию можно добавить карточки с другими грибами.
Кто быстрее расскажет, почему люди дали такое название тому или иному грибу, тот и победил.
2. Какие животные обитают в лесу? Какие из них относятся к зверям?
Кто назовет больше животных, тот и выиграл.
3. Кто быстрее назовет, что необходимо растениям для жизни, тот и выиграл. Ответ: тепло, свет, воздух, вода.
Игра «Фантаст»
Пусть каждый придумает фантастическую историю про звездное небо. Чья история окажется самой интересной, тот и победил.
Игра «Стихоплет»
Нужно сочинить стихотворение о природе.
Задание можно давать как команде, так и отдельному игроку. Стихотворение может быть вольного характера или же с конкретными словами, которые стоит озвучить заранее.
Победит тот, чье стихотворение окажется самым красивым и поэтичным.
Игра «Художник»
Нужно нарисовать рисунок растения, которое больше всего нравится. Побеждает рисунок, оцененный выше всех остальных.
Игра «Эксперимент»
Эта игра своего рода эксперимент. 😉
Пусть каждый играющий возьмет жареные и не жареные семечки подсолнуха и попробует их прорастить. Через неделю нужно проверить, какие семечки проросли.
Побеждает тот, кто правильно ответит на вопрос «Почему?».
Инна Дредунова
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия»
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тему :
Тема : Живое и не живое , Связь и отличия .
Цели :
Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы ; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды ; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Задачи :
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить решать проблемные задачи.
Оборудование : Презентация, письмо от всезнайки, волшебная коробочка с подарками, счетные палочки.
Ход занятия.
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня прейдя в нашу группу я обнаружела в почтовом ящике письмо и посылка от великого Всезнайки. Давайте прочитаем, что в нем написано (воспитатель зачитывает текст письма) .
«В этой посылке подарки для ребят старшей группы . Чтобы получить для своей группы подарок , нужно быть внимательным. У кого будет больше правильных ответов, тот и получит подарок для своей группы ! ВСЕЗНАЙКА»
(За правильный ответ ребёнок получае счетную палочку) .
Воспитатель :
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг (природа) .
Воспитатель : Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .
Нас окружает природа живая и неживая .
К живой природе относится всё, что способно дышать, расти, питаться, двигаться, размножаться, умирать (растения, животные , рыбы, человек, насекомые т. д.)
Воспитатель : К неживой природе относится то, что уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется. Приведите примеры неживой природы ?
Дети : Солнце, воздух, почва, вода.
Воспитатель : Живая природа зависит от неживой природы , без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные , ни человек.
Проведём эксперимент : вдохните глубоко и задержите дыхание.
Без воздуха человек, как и всё живое не проживёт и минуты!
Воспитатель : А что нельзя назвать природой?
Дети : То, что сделано руками человека.
Воспитатель : машина есть в природе?
Дети : Нет, потому что она сделана руками человека.
Воспитатель : Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения) .
Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней, потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных , растений, мест их обитания.
Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от её благополучия.
Дидактическая игра «живое , неживое »
Воспитатель называет три объекта неживой и живой природы , из них выбрать лишний.
Звёзды, луна, кошка;
Воздух, лиса, человек; и т. д.
Воспитатель : Давайте повторим, чем отличается живая природа от неживой ?
Дети : Неживая природа в отличие от живой не дышит , не растет, не размножается, не питается.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель : Закончите мое предложение.
Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это. (растения, животные , насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .
Помните : неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем !
(Дети считают палочки, ребёнок, получивший больше счетных палочек получает подарок из волшебной посылки для всей группы ).
Елена Шрамко
Дидактическая игра для детей старшего возраста
«Живая природа »
Цель игры :
Обогащать знания детей об окружающем мире , учить называть объекты живой природы .
Задачи :
Развивать внимание, образное мышление и словарный запас детей . Расширять и обобщать знания детей о живых организмах . Формировать осознанное и бережное отношение к живой природе .
Описание изготовления игры :
Для создания данной игры, необходимо распечатать по 12 картинок с изображением животных, птиц, цветов и деревьев. Для прочности можно наклеить на картон, можно заламинировать картинки. Для создания «барабана» я использовала круг, вырезанный из картона и расчерченный на 4 ровные части. На каждую из этих частей наклеила картинку, изображающую к какой группе она относится (животных, птиц, цветов или деревьев) Посередине «барабана» я приделала вращающуюся стрелку.
Ход игры:
В игре могут участвовать 3,4 или 6 игроков. Карточки с изображением животных, птиц, цветов и деревьев делятся между всеми участниками. Дети по очереди крутят стрелку на «барабане» Задача игрока найти у себя картинку в соответствии с тем, что выпало, назвать правильно (животное, птицу, цветок или дерево) и отложить ее в сторонку. Если картинки, выпавшей на «барабане» у ребенка, не оказалось, ход переходит к другому участнику игры. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карточки.
Публикации по теме:
ОО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Цели игры: 1. Упражнять детей в определении животного.
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, по ФГОС как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. С помощью игры.
Задачи: формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию; актуализировать словарный запас по лексическим темам «Дикие.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Насекомые» Цель: закрепление представлений по теме «Насекомые»,.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Такое разное настроение» Цель игры – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Летние судоку" для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.
Материал рассчитан для использования в работе воспитателями ДОУ, разнообразит развивающую среду группы. Данная игра позволит детям узнать.
страница 1Конспект занятия по экологии
для детей старшего дошкольного возраста
«Жалобная книга природы»
Воспитатель: Мандрыкина М.А.
Программное содержание : продолжать формировать у детей экологическую культуру. Познавательные и эмоциональные и практические отношения к природному окружению, накопление знаний об окружающем мире, правилах поведения в природе. Подвести детей к выводу о необходимости защиты нашего общего земного дома. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова. Закрепить понятие: живая природа, неживая природа, дикие, домашние животные. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
Словарная работа : лесник, лесничий, лесовичок, эксперимент, лекарственные травы, лесонасаждения, лесовоз, лесовод,
Материал: карточки, плакаты, «Жалобная книга природы», модели – животное, птица, рыба, растение
Ход занятия:
- Что такое природа?
Какая бывает природа?
Назовите признаки живой природы?
Дидактическая игра «живая – неживая».
- Благодаря воздуху, воде, теплу наша земля стала домом для людей, животных и растений.
Послушайте загадку и скажите, о чем говориться в загадке?
Загадка:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Таню костяникой, Катеньку – малинкой,
Васю хворостинкой.
- Эта загадка о лесе.
Для кого лес является домом?
Лес является домом для животных, птиц, насекомых, если есть река – рыб, лягушек, змей.
Образуйте родственные слова от слова ЛЕС
лесник
лесовичок
лесничий
лесной
лес
лесовод
лесок
лесопарк
лесоруб
лесовоз
лесонасаждения
- Природа нуждается и в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».
Как понять эти слова?
Нужно быть вежливым, бережливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.
Релаксация
Закройте глаза. Что мы слышим в лесу?
Пение птиц, шумит листочек, стрекочет кузнечик, жужжит пчела.
Понюхайте воздух: пахнет медом, цветами, хвоёй.
-Сегодня на нашей полке появилась «Жалобная книга природы». Давайте полистаем странички этой книги.
Страницы книги оформлены в виде экологических знаков
Чтение «Жалобной книги природы».
1 страница: «Нельзя рвать цветы».
Цветы, травы в лесу в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.
Зря цветы не надо рвать!
И не надо их топтать.
Если ты сорвешь цветок..
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы…
И не будет красоты…
2 страница: «Нельзя рубить деревья».
Деревья – это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нету леса – посади.
Пословицы о лесе:
Зеленый наряд радует взгляд
Зеленая ограда – живая отрада
Дидактическая игра «С кем дружит ель » (что было бы, если срубили ель)
Зимой у зайца не было бы укрытия от врагов
Клёст не свил бы гнездо, не вывел бы птенцов
Мышь не спряталась в норку под корнями дерева
Дятел лечит ель и, уничтожая вредных насекомых, добывает себе пищу
Белка устроила в дубле свой домик, ухаживает за маленькими бельчатами
3 страница: «Нельзя жечь костер».
В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает все живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней.
Кому повредит мусор? Всему живому, населяющему лес.
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирай!
И костер не зажигай.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Работа по схемам – работа в группах
ФИЗМИНУТКА
Наши красные цветы распускают лепестка,
Ветерок чуть дышит, лепестка колышет.
Наши красные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
4 страница: «Нельзя разорять гнёзда».
Если заметил гнездо: нельзя брать, трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без матери они погибнут. НЕ ШУМИ, НЕ КРИЧИ – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.
Знай, в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда.
Не тревожьте ни птиц, ни гнезда
.
Работа с карточками «Помоги синичке найти дорогу домой»
(лабиринт)
5 страница: «Осторожно - муравей, осторожно - мухомор».
-Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают гусениц, тлю. Медведи, муравьеды разрывают своим носом муравейники и едят муравьиные яйца. Яйца являются для таких крупных животных дополнением к питанию. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не втаптывайте его в грязь. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.
Не обидим мы букашек,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
6 страница: «Осторожно животное».
- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. Но мы не послушались взрослых и взяли маленького зверька домой. Мы его украли, похитили из своего из собственного дома. А ведь это дикие животные, они сами о себе позаботятся:
Строят жилище
Добывают пищу
Лечат себя сами
Бояться человека
Здесь хозяин волк и лось.
Их покой побереги-
Ведь они нам не враги.
Чтобы доказать, что животное прекрасно чувствует себя в той среде, где оно живёт, мы проведем ЭКСПЕРИМЕНТ.
Работа с карточками.
Поле карточки и окрас животного одного цвета. Двигаясь по полю животного не видно. Природа защитила его от внешних врагов.
Мы в лес пришли – там видно побывали.
Кругом бутылки, банки и дымят костры…
Мы тушили, убирали,
С ног свалились - так устали.
Очень просим всех зверей:
Не пускать в лес дикарей.
ИТОГ:
Природа – общий дом для растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.
страница 1
Цель:
- закреплять знания детей о животных и их детенышах;
- упражнять в назывании одного и нескольких детенышей;
- вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением взрослого животного.
Дидактический материал: .
Игровые правила: правильно подобрать карточки и назвать взрослое животное и его детенышей.
Игровые действия: находить и складывать карточки с изображениями взрослого животного и его детенышей.
Ход игры
До начала игры взрослый с детьми рассматривает картинки, уточняет названия животных и их детенышей. Можно предложить детям поупражняться в звукоподражании данным животным. Игра может проводиться по нескольким вариантам.
Вариант 1. «Чья мама?»
Детям раздаются карточки с изображениями одного детеныша. Взрослый демонстрирует карточку с изображением взрослого животного и предлагает назвать его. Он просит детей помочь данному животному найти детеныша. Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет детеныша. Карточка прикладывается к карточке с изображением взрослого животного.
Вариант 2. «Чей детеныш?»
Детям раздаются карточки с изображениями взрослых животных. Взрослый демонстрирует детям карточку с изображением детеныша (детенышей), предлагает назвать его (их) и просит ответить на вопрос «Чей же это детеныш?». Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет взрослое животное.
Вариант 3. «Найди пару».
Одной группе детей раздаются карточки с изображениями одного детеныша, другой - карточки с изображениями нескольких детенышей.
Дети из первой группы по очереди называют одного детеныша, а дети из второй группы быстро находят карточку с изображением нескольких детенышей данного животного и называют их. Обе карточки с изображениями детенышей кладутся рядом. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.
Когда дети хорошо освоят данное игровое задание, можно предложить им выкладывать карточки в определенной последовательности: взрослое животное - один детеныш - несколько детенышей.
Игра «Четвертый лишний»
Игра представлена в виде карт.
Цель: закреплять знания о классификации природных объектов и явлений;
- учить детей сравнивать и обобщать;
- развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас;
- развивать умение доказывать правильность своего суждения.
Дидактический материал: карточки с изображением четырех предметов природы.
Игровые правила: называть или закрывать на карточке только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает лишнее изображение объекта природы и правильно обосновывает свой выбор.
Игровые действия: находить и называть (закрывать) лишнее изображение объекта природы.
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку найти на каждой карточке объект природы, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний. Образец ответа: «Собака лишняя, потому что это - домашнее животное, а лиса, волк, заяц - дикие животные ». На некоторых карточках может быть несколько правильных ответов. Например, на карточке изображены щенок, цыпленок, козленок, коза. Может быть лишней коза, потому что это взрослое животное, а может быть цыпленок, потому что он относится к птицам, а все остальные - к зверям. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок в своем обосновании указывал существенные признаки объектов природы.
Ответы:
1. Утка, курица, ворона, индюк. Ворона лишняя, так как это дикая птица, а все остальные - домашние.
2. Слива, томат, груша, яблоко. Томат - это овощ, а остальные - фрукты.
3. Сом, щука, ерш, кит. Кит - это млекопитающее, а все остальные - рыбы.
4. Слива, груша, яблоко, лимон. Лимон - это растение жарких стран, а все остальные растут у нас.
5. Гранат, дыня, тыква, арбуз. Тыква растет у нас, а все остальные - в жарких странах.
6. Подорожник, календула, смолка, малина. Малина - это кустарник, а все остальные - травы. Смолка - это не лекарственное растение, а все остальные - лекарственные.
7. Ель, дуб, каштан, клен. Ель - это хвойное дерево, а все остальные - лиственные деревья.
8. Мухомор, подосиновик, боровик, лисичка. Мухомор - это ядовитый гриб, а остальные - съедобные.
9. Тюльпан, василек, гвоздика, роза. Василек - это луговое растение, а все остальные - садовые.
10. Груша, малина, клубника, черника. Груша - это фрукт, а все остальные - ягоды.
11. Огурец, яблоко, редиска, помидор. Яблоко - это фрукт, а все остальные - овощи.
12. Одуванчик, ромашка, рябина, ландыш. Рябина - это дерево, а все остальные - травы.
13. Капуста, свекла, морковь, картошка. Капуста растет на земле, а все остальные - в земле.
14. Снегирь, аист, синица, воробей. Аист улетает на зиму в теплые края, а все остальные зимуют у нас.
15. Олень, лось, медведь, корова. Корова - это домашнее животное, а все остальные - дикие. У медведя нет рогов, а у всех остальных есть.
16. Заяц, собака, лиса, волк. Заяц - травоядное животное, а все остальные - хищные. Собака - домашнее животное, а все остальные - дикие.
17. Соловей, береза, река, кузнечик. Река относится к неживой природе, а все остальные - к живой.
18. Щенок, коза, цыпленок, козленок. Коза - это взрослое животное, а все остальные - детеныши. Цыпленок относится к птицам, а все остальные - нет.
19. Коза, свинья, бобр, лошадь. Бобр - это дикое животное, а остальные - домашние. Свинья - это всеядное животное, а все остальные - травоядные.
20. Шмель, бабочка, паук, стрекоза. Паук - у него нет крыльев, а у остальных есть.
21. Тигр, слон, лось, лев. Лось живет в наших лесах, а все остальные - нет.
22. Солнце, облако, камень, береза. Береза относится к живой природе, а все остальные - к неживой.
23. Бабочка, пчела, стрекоза, голубь. Голубь - это птица, а все остальные - насекомые.
24. Сорока, ласточка, дятел, попугай. Попугай - это птица жарких стран, а все остальные живут в наших краях.