Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Словесные игры живая и неживая природа. Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников картотека по окружающему миру на тему

Летом особенно тянет на природу: по грибы, по ягоды, на рыбалку или просто погулять и отдохнуть. И это прекрасно! Устраивая семейные вылазки на природу, делясь своими знаниями и опытом с детьми, мы-родители помогаем познавать детям мир растений и животных, расширяя тем самым их кругозор и просто проводя время с интересом и огромной пользой.

И сегодня, я приготовила для вас очередную порцию игр для детей. Но каких?! Интеллектуальных игр для настоящих юных натуралистов. 🙂

В эти игры можно играть всей семьей дома, на природе или в летнем лагере с ребятами. Оценивать игры можно по балльной системе.

Ну что? Поиграем? 😉

Игры про природу для детей

Игра «Кто больше?»

1. Называйте по очереди названия грибов. Кто больше вспомнил, тот и победил.

2. Выиграет тот, кто:

  • больше вспомнит представителей из разных царств природы,
  • быстрее приведет 5 примеров живой/неживой природы,
  • больше назовет разных растений.

3. Выиграет тот, кто назовет больше:

  • млекопитающих/насекомых/птиц/рыб,
  • животных, которые бегают/прыгают/ползают/летают,
  • хищников,
  • растительноядных.

Игра «Самый умный»

1. Для игры нужно заранее заготовить карточки с грибами: рыжиком, подберезовиком, подосиновиком, масленком, лисичкой, сморчком.

По своему желанию можно добавить карточки с другими грибами.

Кто быстрее расскажет, почему люди дали такое название тому или иному грибу, тот и победил.

2. Какие животные обитают в лесу? Какие из них относятся к зверям?

Кто назовет больше животных, тот и выиграл.

3. Кто быстрее назовет, что необходимо растениям для жизни, тот и выиграл. Ответ: тепло, свет, воздух, вода.

Игра «Фантаст»

Пусть каждый придумает фантастическую историю про звездное небо. Чья история окажется самой интересной, тот и победил.

Игра «Стихоплет»

Нужно сочинить стихотворение о природе.

Задание можно давать как команде, так и отдельному игроку. Стихотворение может быть вольного характера или же с конкретными словами, которые стоит озвучить заранее.

Победит тот, чье стихотворение окажется самым красивым и поэтичным.

Игра «Художник»

Нужно нарисовать рисунок растения, которое больше всего нравится. Побеждает рисунок, оцененный выше всех остальных.

Игра «Эксперимент»

Эта игра своего рода эксперимент. 😉

Пусть каждый играющий возьмет жареные и не жареные семечки подсолнуха и попробует их прорастить. Через неделю нужно проверить, какие семечки проросли.

Побеждает тот, кто правильно ответит на вопрос «Почему?».

Инна Дредунова
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия»

НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тему :

Тема : Живое и не живое , Связь и отличия .

Цели :

Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы ; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды ; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи.

Оборудование : Презентация, письмо от всезнайки, волшебная коробочка с подарками, счетные палочки.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня прейдя в нашу группу я обнаружела в почтовом ящике письмо и посылка от великого Всезнайки. Давайте прочитаем, что в нем написано (воспитатель зачитывает текст письма) .

«В этой посылке подарки для ребят старшей группы . Чтобы получить для своей группы подарок , нужно быть внимательным. У кого будет больше правильных ответов, тот и получит подарок для своей группы ! ВСЕЗНАЙКА»

(За правильный ответ ребёнок получае счетную палочку) .

Воспитатель :

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг (природа) .

Воспитатель : Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .

Нас окружает природа живая и неживая .

К живой природе относится всё, что способно дышать, расти, питаться, двигаться, размножаться, умирать (растения, животные , рыбы, человек, насекомые т. д.)

Воспитатель : К неживой природе относится то, что уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется. Приведите примеры неживой природы ?

Дети : Солнце, воздух, почва, вода.

Воспитатель : Живая природа зависит от неживой природы , без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные , ни человек.

Проведём эксперимент : вдохните глубоко и задержите дыхание.

Без воздуха человек, как и всё живое не проживёт и минуты!

Воспитатель : А что нельзя назвать природой?

Дети : То, что сделано руками человека.

Воспитатель : машина есть в природе?

Дети : Нет, потому что она сделана руками человека.

Воспитатель : Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения) .

Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней, потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных , растений, мест их обитания.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от её благополучия.

Дидактическая игра «живое , неживое »

Воспитатель называет три объекта неживой и живой природы , из них выбрать лишний.

Звёзды, луна, кошка;

Воздух, лиса, человек; и т. д.

Воспитатель : Давайте повторим, чем отличается живая природа от неживой ?

Дети : Неживая природа в отличие от живой не дышит , не растет, не размножается, не питается.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель : Закончите мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это. (растения, животные , насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Помните : неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем !

(Дети считают палочки, ребёнок, получивший больше счетных палочек получает подарок из волшебной посылки для всей группы ).

Елена Шрамко

Дидактическая игра для детей старшего возраста

«Живая природа »

Цель игры :

Обогащать знания детей об окружающем мире , учить называть объекты живой природы .

Задачи :

Развивать внимание, образное мышление и словарный запас детей . Расширять и обобщать знания детей о живых организмах . Формировать осознанное и бережное отношение к живой природе .

Описание изготовления игры :

Для создания данной игры, необходимо распечатать по 12 картинок с изображением животных, птиц, цветов и деревьев. Для прочности можно наклеить на картон, можно заламинировать картинки. Для создания «барабана» я использовала круг, вырезанный из картона и расчерченный на 4 ровные части. На каждую из этих частей наклеила картинку, изображающую к какой группе она относится (животных, птиц, цветов или деревьев) Посередине «барабана» я приделала вращающуюся стрелку.

Ход игры:

В игре могут участвовать 3,4 или 6 игроков. Карточки с изображением животных, птиц, цветов и деревьев делятся между всеми участниками. Дети по очереди крутят стрелку на «барабане» Задача игрока найти у себя картинку в соответствии с тем, что выпало, назвать правильно (животное, птицу, цветок или дерево) и отложить ее в сторонку. Если картинки, выпавшей на «барабане» у ребенка, не оказалось, ход переходит к другому участнику игры. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карточки.

Публикации по теме:

ОО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Цели игры: 1. Упражнять детей в определении животного.

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, по ФГОС как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. С помощью игры.

Задачи: формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию; актуализировать словарный запас по лексическим темам «Дикие.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Насекомые» Цель: закрепление представлений по теме «Насекомые»,.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Такое разное настроение» Цель игры – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Летние судоку" для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.

Материал рассчитан для использования в работе воспитателями ДОУ, разнообразит развивающую среду группы. Данная игра позволит детям узнать.

страница 1
Конспект занятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Жалобная книга природы»

Воспитатель: Мандрыкина М.А.

Программное содержание : продолжать формировать у детей экологическую культуру. Познавательные и эмоциональные и практические отношения к природному окружению, накопление знаний об окружающем мире, правилах поведения в природе. Подвести детей к выводу о необходимости защиты нашего общего земного дома. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова. Закрепить понятие: живая природа, неживая природа, дикие, домашние животные. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Словарная работа : лесник, лесничий, лесовичок, эксперимент, лекарственные травы, лесонасаждения, лесовоз, лесовод,

Материал: карточки, плакаты, «Жалобная книга природы», модели – животное, птица, рыба, растение

Ход занятия:

- Что такое природа?

Какая бывает природа?

Назовите признаки живой природы?
Дидактическая игра «живая – неживая».
- Благодаря воздуху, воде, теплу наша земля стала домом для людей, животных и растений.

Послушайте загадку и скажите, о чем говориться в загадке?

Загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Таню костяникой, Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.
- Эта загадка о лесе.

Для кого лес является домом?

Лес является домом для животных, птиц, насекомых, если есть река – рыб, лягушек, змей.

Образуйте родственные слова от слова ЛЕС

лесник

лесовичок

лесничий

лесной

лес

лесовод

лесок

лесопарк

лесоруб

лесовоз

лесонасаждения
- Природа нуждается и в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».

Как понять эти слова?

Нужно быть вежливым, бережливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.

Релаксация

Закройте глаза. Что мы слышим в лесу?

Пение птиц, шумит листочек, стрекочет кузнечик, жужжит пчела.

Понюхайте воздух: пахнет медом, цветами, хвоёй.


-Сегодня на нашей полке появилась «Жалобная книга природы». Давайте полистаем странички этой книги.

Страницы книги оформлены в виде экологических знаков
Чтение «Жалобной книги природы».

1 страница: «Нельзя рвать цветы».

Цветы, травы в лесу в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.

Зря цветы не надо рвать!

И не надо их топтать.

Если ты сорвешь цветок..

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы…

И не будет красоты…
2 страница: «Нельзя рубить деревья».

Деревья – это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нету леса – посади.
Пословицы о лесе:


  • Зеленый наряд радует взгляд

  • Зеленая ограда – живая отрада

Дидактическая игра «С кем дружит ель » (что было бы, если срубили ель)


  • Зимой у зайца не было бы укрытия от врагов

  • Клёст не свил бы гнездо, не вывел бы птенцов

  • Мышь не спряталась в норку под корнями дерева

  • Дятел лечит ель и, уничтожая вредных насекомых, добывает себе пищу

  • Белка устроила в дубле свой домик, ухаживает за маленькими бельчатами

3 страница: «Нельзя жечь костер».

В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает все живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней.

Кому повредит мусор? Всему живому, населяющему лес.

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай!

И костер не зажигай.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Работа по схемам – работа в группах

ФИЗМИНУТКА
Наши красные цветы распускают лепестка,

Ветерок чуть дышит, лепестка колышет.

Наши красные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.
4 страница: «Нельзя разорять гнёзда».

Если заметил гнездо: нельзя брать, трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без матери они погибнут. НЕ ШУМИ, НЕ КРИЧИ – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

Знай, в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда.

Не тревожьте ни птиц, ни гнезда .
Работа с карточками «Помоги синичке найти дорогу домой» (лабиринт)
5 страница: «Осторожно - муравей, осторожно - мухомор».
-Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают гусениц, тлю. Медведи, муравьеды разрывают своим носом муравейники и едят муравьиные яйца. Яйца являются для таких крупных животных дополнением к питанию. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не втаптывайте его в грязь. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.

Не обидим мы букашек,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

6 страница: «Осторожно животное».

- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. Но мы не послушались взрослых и взяли маленького зверька домой. Мы его украли, похитили из своего из собственного дома. А ведь это дикие животные, они сами о себе позаботятся:


  • Строят жилище

  • Добывают пищу

  • Лечат себя сами

  • Бояться человека
Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин волк и лось.

Их покой побереги-

Ведь они нам не враги.

Чтобы доказать, что животное прекрасно чувствует себя в той среде, где оно живёт, мы проведем ЭКСПЕРИМЕНТ.


Работа с карточками.

Поле карточки и окрас животного одного цвета. Двигаясь по полю животного не видно. Природа защитила его от внешних врагов.


Мы в лес пришли – там видно побывали.

Кругом бутылки, банки и дымят костры…

Мы тушили, убирали,

С ног свалились - так устали.

Очень просим всех зверей:

Не пускать в лес дикарей.
ИТОГ:

Природа – общий дом для растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.

страница 1

Цель:

  • закреплять знания детей о животных и их детенышах;
  • упражнять в назывании одного и нескольких детенышей;
  • вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с изображением взрослого животного.

Дидактический материал: .

Игровые правила: правильно подобрать карточки и назвать взрослое животное и его детенышей.

Игровые действия: находить и складывать карточки с изображениями взрослого животного и его детенышей.

Ход игры

До начала игры взрослый с детьми рассматривает картинки, уточняет названия животных и их детенышей. Можно предложить детям поупражняться в звукоподражании данным животным. Игра может проводиться по нескольким вариантам.

Вариант 1. «Чья мама?»

Детям раздаются карточки с изображениями одного детеныша. Взрослый демонстрирует карточку с изображением взрослого животного и предлагает назвать его. Он просит детей помочь данному животному найти детеныша. Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет детеныша. Карточка прикладывается к карточке с изображением взрослого животного.

Вариант 2. «Чей детеныш?»

Детям раздаются карточки с изображениями взрослых животных. Взрослый демонстрирует детям карточку с изображением детеныша (детенышей), предлагает назвать его (их) и просит ответить на вопрос «Чей же это детеныш?». Ребенок, у которого есть данная карточка, показывает ее и называет взрослое животное.

Вариант 3. «Найди пару».

Одной группе детей раздаются карточки с изображениями одного детеныша, другой - карточки с изображениями нескольких детенышей.

Дети из первой группы по очереди называют одного детеныша, а дети из второй группы быстро находят карточку с изображением нескольких детенышей данного животного и называют их. Обе карточки с изображениями детенышей кладутся рядом. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.

Когда дети хорошо освоят данное игровое задание, можно предложить им выкладывать карточки в определенной последовательности: взрослое животное - один детеныш - несколько детенышей.

Игра «Четвертый лишний»

Игра представлена в виде карт.

Цель: закреплять знания о классификации природных объектов и явлений;

  • учить детей сравнивать и обобщать;
  • развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас;
  • развивать умение доказывать правильность своего суждения.

Дидактический материал: карточки с изображением четырех предметов природы.

Игровые правила: называть или закрывать на карточке только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаруживает лишнее изображение объекта природы и правильно обосновывает свой выбор.

Игровые действия: находить и называть (закрывать) лишнее изображение объекта природы.

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку найти на каждой карточке объект природы, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний. Образец ответа: «Собака лишняя, потому что это - домашнее животное, а лиса, волк, заяц - дикие животные ». На некоторых карточках может быть несколько правильных ответов. Например, на карточке изображены щенок, цыпленок, козленок, коза. Может быть лишней коза, потому что это взрослое животное, а может быть цыпленок, потому что он относится к птицам, а все остальные - к зверям. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок в своем обосновании указывал существенные признаки объектов природы.

Ответы:

1. Утка, курица, ворона, индюк. Ворона лишняя, так как это дикая птица, а все остальные - домашние.

2. Слива, томат, груша, яблоко. Томат - это овощ, а остальные - фрукты.

3. Сом, щука, ерш, кит. Кит - это млекопитающее, а все остальные - рыбы.

4. Слива, груша, яблоко, лимон. Лимон - это растение жарких стран, а все остальные растут у нас.

5. Гранат, дыня, тыква, арбуз. Тыква растет у нас, а все остальные - в жарких странах.

6. Подорожник, календула, смолка, малина. Малина - это кустарник, а все остальные - травы. Смолка - это не лекарственное растение, а все остальные - лекарственные.

7. Ель, дуб, каштан, клен. Ель - это хвойное дерево, а все остальные - лиственные деревья.

8. Мухомор, подосиновик, боровик, лисичка. Мухомор - это ядовитый гриб, а остальные - съедобные.

9. Тюльпан, василек, гвоздика, роза. Василек - это луговое растение, а все остальные - садовые.

10. Груша, малина, клубника, черника. Груша - это фрукт, а все остальные - ягоды.

11. Огурец, яблоко, редиска, помидор. Яблоко - это фрукт, а все остальные - овощи.

12. Одуванчик, ромашка, рябина, ландыш. Рябина - это дерево, а все остальные - травы.

13. Капуста, свекла, морковь, картошка. Капуста растет на земле, а все остальные - в земле.

14. Снегирь, аист, синица, воробей. Аист улетает на зиму в теплые края, а все остальные зимуют у нас.

15. Олень, лось, медведь, корова. Корова - это домашнее животное, а все остальные - дикие. У медведя нет рогов, а у всех остальных есть.

16. Заяц, собака, лиса, волк. Заяц - травоядное животное, а все остальные - хищные. Собака - домашнее животное, а все остальные - дикие.

17. Соловей, береза, река, кузнечик. Река относится к неживой природе, а все остальные - к живой.

18. Щенок, коза, цыпленок, козленок. Коза - это взрослое животное, а все остальные - детеныши. Цыпленок относится к птицам, а все остальные - нет.

19. Коза, свинья, бобр, лошадь. Бобр - это дикое животное, а остальные - домашние. Свинья - это всеядное животное, а все остальные - травоядные.

20. Шмель, бабочка, паук, стрекоза. Паук - у него нет крыльев, а у остальных есть.

21. Тигр, слон, лось, лев. Лось живет в наших лесах, а все остальные - нет.

22. Солнце, облако, камень, береза. Береза относится к живой природе, а все остальные - к неживой.

23. Бабочка, пчела, стрекоза, голубь. Голубь - это птица, а все остальные - насекомые.

24. Сорока, ласточка, дятел, попугай. Попугай - это птица жарких стран, а все остальные живут в наших краях.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары