Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Создание и использование мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста. Использование мультимедийных презентаций в познавательном развитии детей

Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании.

Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Например, для развития самоконтроля детей 5-7 лет могут быть использованы такие игры, как «Собери домик», «Собери пирамиду», «Рассади пассажиров».
Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова»
М. Дружининой.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций
« Моя семья » и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех общешкольных мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду и на сайте.

Рекомендации по оформлению и содержанию презентаций:
Критерии оформления:
соответствие оформления целям и содержанию презентации;
единый стиль в оформлении;
разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);
качественное форматирование текста;
качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;
дизайн и эстетика оформления;
продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.
Критерии содержания:
соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);
соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;
слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.

Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Применяя информационно – коммуникационные технологии в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Следует помнить и о недостатках компьютера:

Чрезмерное обращение с компьютером может привести
к ухудшению зрения ребенка, а также может отрицательно
сказаться на его психическом здоровье.
Особенно это опасно для застенчивых детей.
И главное, нельзя уповать только на компьютер.
Ребенок – маленький человек,
он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми,
и, живя в реальном мире.

«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийный способ подачи информации. Использование мультимедийных презентаций. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения. Возможность индивидуализации обучения. Мультимедийные презентации. В чем заключается необходимость информационных технологий. Специалисты выделяют ряд требований.

«Организация образовательной деятельности в ДОУ» - Идеальная НОД. Занятие НОД. Виды мотивации НОД. Принципы образовательной деятельности. Участие всех детей. Критерии НОД. Особенности организации НОД. Особенности развития детей. Инновационные технологии. Беседа. Воспитанник. Основные формы образовательной деятельности. Наблюдение. Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ.

«Развитие дошкольного образования» - Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное воспитание. Показатели специфики деятельности ДОУ разных видов. Новый подход к организации педагогического процесса. Изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Многофункциональная, развивающаяся система.

«Инновации дошкольного образования» - Этапы осуществления проекта. Рабочие учебные программы. Название проекта. Инновации в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Инновационный проект для детского сада. Волшебная астрономия. Нововведение. Дошкольное образование – традиции и инновации. План работы над проектом.

«Технологии обучения дошкольников» - Роль взрослого в игре. Классификация детских игр. Подвижные и спортивные игры. Игровая технология. Технологии применяемые педагогами. Личностно-ориентированные технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Информационные технологии. Коррекционные технологии. Типы проектов. Развивающие технологии.

«Роль дошкольного образования» - Навыки. Соглашение. Социальная инфраструктура. Билингвальный частный детский сад. Индивидуальный подход. Дошкольное образование. Роль негосударственных ДО. Рост рабочих мест. Экономические доводы. Проблема шаговой доступности. Инвестиции и ясли.

Всего в теме 15 презентаций

  • Евдокимова Вера Евгеньевна

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE PRESENTATION / АНИМАЦИЯ / ANIMATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна,

  • Информационно-коммуникационные технологии в организации внеклассной работы с одаренными учащимися в системе литературного образования

    2014 / Петрович Ольга Борисовна
  • Использование информационных технологий в образовательной практике студентов

    2015 / Шорохова Алевтина Борисовна, Денисенко Наталья Николаевна
  • Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    2012 / Решетникова О.В.
  • Технология разработки электронных образовательных ресурсов для изучения полиграфических машин

    2013 / Шмаков Михаил Сергеевич, Хворост Елизавета Михайловна
  • Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

    2010 / Соболев Ю. Н., Александров А. А.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers

After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation . Detailed instructions for creating interactive film “What cat eats “ is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world, while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age, causing interest to the subject.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста»

В.Е. Евдокимова

Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста

Евдокимова Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики информатики ФГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск, Россия)

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, анимация.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers Evdokina Vera, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of ICT, Shadrinsk State Pedagogial Istitute (Shadrinsk, Russia) After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation. Detailed instructions for creating interactive film "What cat eats " is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world , while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age , causing interest to the subject . Keywords: information and communication technologies, multimedia presentation, interactive presentation, animation.

Сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация дошкольного образования предполагает создание единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Чаще всего педагоги, создающие интерактивные образовательные ресурсы, используют программу Microsoft PowerPoint. Данная программа позволяет создавать как линейные, так и интерактивные мультимедийные презентации. Линейная презентация представляет собой последовательную смену слайдов, интерактивная, ее еще называют управляемая презентация, основана на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной, интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетают в себе динамику, звук и изображения - факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта. Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов.

Презентация для дошкольников представляет собой тематическую подборку изображений без описания или с краткими

описаниями. При создании мультимедийных презентаций используются принципы методики раннего развития, которая подразумевает, что кратковременный просмотр изображений объектов помогает ребенку не только запомнить сам предмет, но и расширить кругозор. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка.

Обучать ребенка при помощи презентаций можно уже с раннего возраста, но при создании таких информационных продуктов следует обращать внимание, что количество изображений должно быть небольшим, а картинки озвучены четким голосом, с хорошим произношением. Воспитатели могут использовать мультимедийные презентации в индивидуальных беседах с детьми и на групповых занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, грамоте и др.

В данной статье будут рассмотрены настройки интерактивной мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста по теме «Знакомство с домашними животными», созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010. Презентация состоит из одного слайда и содержит несколько дидактических задач:

1) рассказ о строении тела кошки;

2) рассказ о детенышах кошки;

3) дидактическая игра «Чем питается кошка».

Эти задачи независимо друг от друга воспитатель может использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Создание презентации начнем с выбора фона, для этого в программе PowerPoint на вкладке Дизайн выбираем понравившуюся тему (фон). Если фон не подходит к презентации, то можно добавить свой фон (любое изображение). Для этого на вкладке Дизайн в группе Фон выбираем команду Стили фона, а затем строку Формат фона. В открывшемся диалоговом окне находим строку Рисунок или текстура и в раскрывшемся списке нажимаем кнопку Файл, указываем путь выбранного фонового изображения и нажимаем кнопку Применить ко всем. После указанных действий рисунок станет фоном для всех создаваемых слайдов.

После того как мы определились с фоном презентации, можно приступать к добавлению объектов (изображения, автофигуры, звук).

В рассматриваемой в статье презентации использованы изображения кошки и котенка из наглядных пособий для педагогов,

логопедов, воспитателей и родителей «Домашние животные» и «Детеныши домашних животных». Изображения, добавленные в презентацию, должны быть без фона, так как фон будет отвлекать внимание детей, поэтому рисунки подверглись предварительной обработке в программе Adobe Photoshop.

Также для создания презентации понадобятся дополнительные изображения, которые отражают то, чем питается кошка, например, кувшин молока, кусок мяса, сухой корм для кошки в миске, хлеб, рыба, гриб. Такие изображения можно найти в Яндекс.Картинках, на сайтах, созданных для воспитателей и специалистов детских учебных заведений, или в наглядных пособиях для детей из серии «Окружающий мир». Следует обратить особое внимание, что все изображения, используемые в презентации, должны быть подобраны и оформлены в одном стиле.

После подбора изображений продумываем структуру презентации, в какой последовательности представлять детям информацию о кошке и как на слайде будут располагаться изображения.

Так как презентация состоит из одного слайда, то добавляем готовые изображения в презентацию, накладывая друг на друга (рис. 1).

Рис. 1. Размещение изображений на слайде

После того как изображения размещены на слайде, можно приступать к настройке анимации первой дидактической задачи - рассказ о строении тела кошки. Анимационные движения будут выступать помощником воспитателю в рассказе. Для этого на слайд нужно добавить автофигуру, например Стрелка вниз (зеленая стрелка на рис. 2), которая находится на вкладке Вставка на ленте Иллюстрации в группе Фигуры.

Рис. 2. Автофигура «Стрелка вниз»

Стрелку прорисовываем над головой кошки. Для движения стрелки по экрану применяем к ней анимацию. Это можно сделать следующим способом: выделяем стрелку и на вкладке Анимация в группе Анимация выбираем появление фигуры Вход и эффект Выцветание.

После того как стрелка появится на слайде презентации, она должна будет совершить движение вокруг головы кошки, поэтому следующим шагом будет добавление пути перемещения стрелки. Для этого на вкладке Анимация в группе Анимация находим строчку Другие пути перемещения и выбираем Круг.

При демонстрации презентации стрелка не должна быть видна, она появляется в том случае, когда воспитателю это нужно (при рассказе о частях тела кошки). Движение стрелки связано с появлением ее на экране, поэтому нужно выбрать время начала анимации и ее длительность. Это можно сделать на вкладке Анимация в группе Время показа слайдов в строке Длительность. Устанавливаем длительность 1 секунда. Длительность анимации воспитатель может установить, учитывая индивидуальные особенности детей определенного возраста (1-5 с.).

После того как стрелка совершит свой путь, обрисовав голову кошки, она должна исчезнуть с экрана, чтобы после нее появилась следующая стрелка, показывающая на туловище животного.

Чтобы скрыть стрелку, следует совершить следующие действия: в области анимации в строке, указывающей на движение стрелки по кругу, нажимаем на флажок, который находится с правой стороны строки (он появится тогда, когда вы выделите стрелку на

слайде). При нажатии на флажок раскрывается контекстное меню, в котором выбираем строку Параметры эффектов. После нажатия на эту строку откроется диалоговое окно с тремя вкладками: Эффект, Время, Анимация текста.

На вкладке Эффект в строке После анимации выбираем команду После анимации скрыть.

Как было отмечено выше, для дальнейшей работы нам понадобится еще одна стрелка. Чтобы эта стрелка не отличалась от предыдущей, ее можно скопировать. При копировании первой стрелки копируется и ее анимация, поэтому эту анимацию следует либо удалить и добавить новые настройки, либо просто изменить настройки. Рассмотрим оба способа.

Итак, мы скопировали стрелку и вставили ее в слайд. Не изменяя пока параметров анимации, переместим стрелку в нужное место, растянув при этом круг так, чтобы в него вошло туловище кошки. На слайде появилось две стрелки и два пути перемещения.

Отличие анимации второй стрелки от первой будет состоять в том, что ее появление начнется после того, как закончит свою анимацию первая стрелка. Продолжительность движения второй стрелки должна быть больше - 7 секунд, так как туловище обводить дольше, чем голову.

После анимации вторую стрелку, так же как и первую, следует скрыть, чтобы при демонстрации презентации ее не было видно на экране.

Следующая стрелка должна указать на хвост кошки. Для настройки анимации третьей стрелки можно скопировать вторую стрелку или добавить из буфера обмена первую стрелку.

Настройку анимации появления третьей стрелки на экране оставляем без изменений, а путь передвижения удаляем и добавляем новые настройки: путь движения Боб, длительность движения 4 секунды. После настройки анимации данную стрелку, так же как и предыдущие, следует скрыть.

Прорисовываем лапу у кошки (четвертая стрелка). Появление ее не отличается от предыдущих стрелок, время движения

выставляем 2 секунды, путь движения Пользовательский путь, Прямая линия. Данную стрелку, как и предыдущие, следует скрыть.

Осталось прорисовать ушки на голове кошки. Для этого снова копируем или вставляем стрелку из буфера обмена. Но следует обратить внимание, что ушки прорисовываются отдельно, то есть для каждого ушка нужна своя стрелка, будем называть их, соответственно, пятая и шестая стрелки.

Итак, настройка пятой стрелки. Появление ее также не отличается от появления предыдущих стрелок (Выцветание, После предыдущего, длительность 1 секунда). Путь движения стрелки выбираем Пользовательский, так как с его помощью мы сможем прорисовать ушко кошки по контуру. Начало движения - Вместе с предыдущим, длительность - 0,25 секунды.

Аналогично производится настройка шестой стрелки (второе ушко).

В итоге на слайде презентации будет изображена кошка и шесть стрелок, с указанием путей их движения (рис. 3).

Рис. 3. Расположение стрелок на слайде

После рассказа о строении тела кошки можно приступить к рассказу об ее детенышах, и, например, после вопроса «Как зовут детеныша кошки?» на экране может появиться изображение котенка.

Для лучшего восприятия детьми информации изображение котенка можно аними-ровать. Для этого выделяем изображение и применяем следующие настройки: появление на экране выбираем Вылет, направление движения - Справа. Движение котенка будет осуществляться по щелчку на изображении кошки, которое будет являться триггером для движения котенка.Триггер, или «горячая зона», - это объект на слайде, щелчок по которому анимирует другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает занятиям игровой момент и делает презентацию интерактивной.

Для создания триггера выделим изображение котенка и в группе Расширенная анимация выбирем кнопку Триггер, затем команду По щелчку и далее из раскрывающегося списка - нужный объект (в нашем случае это кошка). Но дело в том, что в этом списке объекты называются одинаково - picture (картинка) и им присваиваются только номера (в той последовательности, как они добавлялись в презентацию) - picturel, picture2 и т.д. Поэтому на вкладке Главная, в группе Рисование нужно найти Упорядочить и выбрать строку Область выделения. Откроется панель Выделение и видимость, в которой можно переименовать объект Кошка. После того как изображение будет переименовано, его будет легче найти в группе предлагаемых триггеров.

После того как триггер добавлен, можно настроить дальнейшую анимацию объекта Котенок - длительность анимации 4 секунды. После настройки анимации по условию дидактической задачи изображение котенка можно скрыть или оставить на экране.

Для того чтобы удержать внимание дошкольников, можно на слайд добавить звуковой эффект, например мурлыканье кошки или котенка. Для этого в меню Вставка в группе Мультимедиа выбираем команду Звук, и в открывшемся окне указываем путь нахождения звукового файла (он должен находиться в той же папке, где презентация). После добавления появится меню Работа со звуком, в котором можно изменять настройки звука.

Для дидактической игры «Чем питается кошка» можно использовать интерактивную ленту, которая представляет собой последовательную смену изображений по действию (щелчку по триггеру) воспитателя. Для интерактивной ленты используются изображения продуктов питания, размещенные в верхней части слайда. В данной презентации эти

объекты расположены в два ряда по три в ряд, один ряд находится на переднем плане.

Для начала движения всех изображений нам понадобится триггер, например стрелка, в программе она называется Нашивка 5. Стрелку помещаем в верхний левый угол слайда и поворачиваем в ту сторону, в которую будет двигаться лента (рис. 4). Чтобы стрелка была менее заметна и не привлекала внимание детей, можно приглушить ее цвет. Для этого на вкладке Средства рисования находим команду Заливка фигуры и выбираем строку Нет заливки или цвет заливки слабого оттенка.

Рис. 4. Триггер «Нашивка»

Далее работаем с изображениями первого ряда. Каждое изображение в интерактивной ленте должно появляться и уходить с экрана. Начало движения ленты начинается с первого изображения верхнего ряда. Выделяем это изображение (в данном случае рисунок кувшина с молоком) и применяем к нему анимацию: появление Вылет, направление движения Справа, начало движения По щелчку, длительность движения - 3 секунды.

Настройка анимации второго и третьего изображений первого ряда делаются аналогично первому изображению, изменяются только настройки начала движений, а именно движение начинается После предыдущего.

Затем, когда все изображения появились на экране, следует применить анимацию исчезновения их с экрана. В рассматриваемой презентации все три изображения скроются одновременно после анимации Выход -Случайные полосы. Для этого выделяется первое изображение (кувшин с молоком), к нему применяется анимация Начало по щелчку на триггере Нашивка 5, длительность анимации 2 секунды. К следующим двум изображениям применяются те же настройки, только начало движения выбираем Одновременно с предыдущим.

Аналогично производится настройка второго ряда изображений продуктов. В итоге все объекты и их анимационные действия с настройками на макете презентации будут выглядеть на слайде как на рис. 5.

Не следует забывать, что при демонстрации созданной презентации на слайде будет находиться только изображение Кошки, триггер для интерактивной ленты и значок звука, который можно сделать невидимым, используя настройки меню Работа со звуком (рис. 6). Остальные объекты будут появляться на слайде, когда воспитатель будет решать конкретную дидактическую задачу.

Таким образом, рассмотрев основные приемы создания мультимедийной интерактивной презентации в программе Microsoft PowerPoint, можно сделать вывод, что такие презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Рис. 6. Объекты, отображенные на слайде в начале демонстрации презентации

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме развивает произвольное и непроизвольное внимание детей. ■

Использованные источники

1. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Домашние животные [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 31 с.

2. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Детеныши домашних животных [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 16 с.

3. Изображения с Яндекс.Картинки [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://images. yandex.ш/?шnfo = ww-1349-wh-664-fw-1307-А>458^-1. - 03.03.14.

Статья поступила в редакцию 4.02.2014 г.

Уважаемые читатели! На страницах журнала «Современное дошкольное образование» вы найдете актуальную информацию об инновационных образовательных методиках, современных технологиях дошкольного образования, конспекты занятий и многое другое. Над журналом работают ведущие специалисты в области дошкольного образования. Творческий коллектив редакции прилагает максимум усилий, чтобы сделать его интересным и полезным для всех, кому небезразличны вопросы воспитания дошкольников. Мы рассчитываем и на вашу помощь, надеемся, что вы будете делиться опытом, участвовать в наших дискуссиях, предлагать темы для обсуждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №106

«Детский сад присмотра и оздоровления»

«Использование презентационной мультимедийной технологии в ДОУ»

(консультация для педагогов)

Подготовила:

Бикмаматова Светлана Александровна,

ПДО (хореограф) высшей

г. Кемерово, 2017 год

Цель: Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс презентационной мультимедийной технологии.

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

Сейчас выигрывает тот воспитатель и педагог дополнительного образования, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Речь идет об использовании презентационной мультимедийной технологии.

Так как именно мультимедийные технологии имеют преимущества перед традиционными занятиями. Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио - видеоизображения, анимацию текста. Таким образом, воздействуя через слуховой и зрительный канал, мультимедиа создает условия для получения и усвоения информации.

В ДОУ мультимедийные технологии могут применяться в виде:

Это все по силам большинству педагогов, так как не требует углубленных знаний компьютерных технологий. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей. Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребенка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.

Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей. Однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно. Главной проблемой является отсутствие у родителей знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые могли бы соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Проблему можно решить, предлагая родителям диски с занятиями или мультимедийные презентации. Тематика презентаций может быть разная: занятия по математике, виртуальные посещения картинных галерей, знакомство с природой, правила безопасного поведения дома и на улице. Таким образом ребенок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания дома. В помощь родителям можно так же предоставить список рекомендуемых компьютерных игр (игровая математика, путешествие по сказкам, игра фантазия, и т.д.), где должно быть указано название игры, ее краткое описание (цель, задачи, возрастные особенности) и ссылка на интернет адрес.

1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3. При демонстрации слайдов и обращении к воспитанникам лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5. Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание детей. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к ним.

6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов, желательно переместиться в центр зала и продолжить презентацию.

7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8. Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
– выдавать раздаточный материал во время презентации.

Практика показала, что при условии систематического использования в раз­ви­ва­ющем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

МКУ «Информационно-методический центр»

Мультимедийная презентация – одна из форм
использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
педагога ДОУ

г. Рассказово, 2014

Рецензенты:

Директор МКУ «Информационно-методический центр» Никачева Л.Е.

Зам.директора по научно-методической работе Муниципального казенного учреждения «Информационно-методический центр» Шухвастова О.Д.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида Земцова О.Л.

Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Используемый материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Поэтому использование мультимедийных презентаций, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, будут являться прекрасными помощниками при проведении НОД. Данные методические рекомендации помогут педагогам в разработке мультимидийных презентаций для использования в образовательном процессе, работе с родителями и трансляции своего педагогического опыта.

Введение

  1. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников
  2. Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования медиакультуры дошкольников
  3. О чем же должен знать современный дошкольник?
  4. Как сделать презентацию для выступления?
  5. Методические рекомендации по созданию презентации к непосредственной образовательной деятельности (НОД)
  6. Использование мультимедийных технологий в работе с детьми и родителями
  7. Обзор наиболее востребованных и популярных сайтов для педагогов.

Глоссарий

Список литературы

Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

Мы украдем у наших детей завтра

Джон Дьюи.

Введение.

Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно-коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

1.Мультимедийные презентации в обучении дошкольников

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» Виктория Кузнецова, автор сайта viki.rdf.ru

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  • Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта . Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

  • Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
  • Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
  • Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
  • Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

2.Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования
медиакультуры дошкольников

Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается педагогами как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека, по мнению А.В.Шарикова. Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного ребенка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности.

Медиа: спутниковое и цифровое ТV, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др., трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков.

Процесс формирования медиакультуры детей складывается из многих составляющих: изучения информационных технологий и знакомства с шедеврами мировой культуры, изучения цветовой и звуковой гармонии, законов зрительного восприятия, технологии создания «экранного образа» и других.

«Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога, формирование его медиакультуры – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры учащегося.

Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов. Второй - активное приложение умений в сфере медиа. Третий –- готовность к самообразованию. Известный американский медиапедагогог С.Дж.Бэрэн приводит следующую классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности:

  • «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»;
  • понимание и уважение силы влияния медиатекстов;
  • способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;
  • развитие компетентного предположения о содержании медиатекста;
  • знание условностей жанров и способность определять их синтез;
  • способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;
  • знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов».

Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В.Вебер: «Во-первых, это обе формы деятельностно ориентированного анализа медиа:

  • отбор и использование того, что могут предложить медиа;
  • разработка своего собственного медиапродукта.

Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

  • креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа;
  • предусловиями для эффективного использования медиа;
  • экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов».

Им составлена классификация показателей медиакомпетентности личности (медиаграмотности личности, развития личности в области медиакультуры) с учетом подходов Р.Кьюби, Дж.Поттера и В.Вебера а также с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, выделенных в качестве базовых ведущими британскими медиапедагогами: «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов), «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/медиатекстов), «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов), «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов), «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т.д.), «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).

Эта типология достаточно условна, несомненно одно: без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным. А.В.Федоров в ряде своих статей приводит подробную классификацию показателей медиакомпетентности.

Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию. «Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира».

Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры детей.

Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника.

3.О чем же должен знать современный дошкольник?

Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Обучающие игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  • Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
  • Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования!

4.Как сделать презентацию для выступления?

Вся информация, которую вы хотите использовать должна быть подготовлена для внесения в специальные шаблоны для презентаций. Выберите тему презентации. Цвета и стили уже подобраны, таким образом, вам не нужно подгонять цвета для заднего фона и шрифта. Или же, вы можете начать с пустого слайда и выбрать свои собственные цвета для заднего фона, свой стиль и размер шрифта. Выберите шаблон для презентации. Некоторые шаблоны для презентаций имеют название вверху слайда и одно пространство для информации в середине. А некоторые шаблоны для презентаций имеют спецэффекты для первой титульной страницы, на одной стороне которой текст, а на другой картинки. Добавьте столько слайдов, сколько нужно. Ваши шаблоны могут отличаться от слайда к слайду. Напечатайте вашу информацию на слайды презентации. Не перебарщивайте, не вся информация должна быть записана на слайдах. Вы можете дать дополнительную информацию устно. Используйте жирные точки (маркеры) для передачи вашего рассказа и для разбиения длинных фраз. Дополните презентацию картинками. Они дадут стимул детям и удержат их внимание лучше. Найдите правильный баланс между текстом и картинками для каждого слайда. У вас могут быть слайды только в виде изображений, а материал может быть представлен в устном варианте. Или вы можете сочетать текст и картинки на слайде. Используйте мультимедийные средства, такие как видео и аудио, где это возможно. Мультимедийные средства PowerPoint – это верный путь к привлечению внимания и интереса. Если вы рассказываете детям о животных, к примеру, сделайте слайд с коротким видеоклипом о реальных животных или используйте звукозапись с криками обезьян и пением птиц на некоторых слайдах. Сохраняйте везде четкий шрифт. Подумайте о вашей возрастной аудитории. Для создания презентаций к выступлению (например на педагогическом совете) печатайте стандартными шрифтами, такими как Times New Roman и Arial. Выбирайте простые для чтения слова и четкие по написанию. Например, едва заметный серого цвета шрифт на белом фоне будет трудно читать. Отдайте предпочтение цветам для шрифта, которые создадут контраст с задним фоном. Расположите слайды презентации в правильном порядке. Вы можете их упорядочить в PowerPoint. Пересмотрите презентацию. Проверьте, насколько правильно вы представили информацию, которую будете доносить аудитории. Сделайте поправки и внесите их в презентацию, пока она не будет такой, какой нужна именно вам. Потренируйтесь в представлении вашей устной презентации в сочетании со слайдами PowerPoint. Определитесь, хотите ли вы, чтобы был установлен таймер для смены слайдов или же вы будете менять слайды самостоятельно, с помощью клика компьютерной мышки.

созданию презентации

К непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию НОД; определить место презентации в НОД.
Если презентация станет основой НОД, его "скелетом", то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со структурой занятия, в программе Power Point.

Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале НОД, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце НОД для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено НОД целиком, должны преобладать другие методические приёмы. Для детей дошкольного возраста текст на слайдах исключить!

Основные приемы создания и оформления презентации:

Þ ВЫБОР ШАБЛОНА
Создать слайд → Конструктор → Шаблон оформления → Выбрать подходящий шаблон

Þ ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА
Вид слайда (правой кнопкой мыши) → Выбрать «Фон» → Нажать на «Другие цвета» → Выбрать нужный цвет → ОК → Нажать Применить» или «Применить ко всем» нужный цвет → ОК → Нажать Применить» или «Применить ко всем»
* Красный – повышает эмоциональный фон
* Желтый – снижает внимание
* Серый – возрастает тревожность
* Коричневый цвет – влияет на давление
* Фиолетовый цвет – хуже запоминают материал
* Черный – не использовать как фон

Þ ВСТАВКА РИСУНКА
«Вставка» → «Рисунок» → «Из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужный рисунок → «Вставить»

Þ ПРИМЕНЕНИЕ АНИМАЦИИ
Анимация: добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта. Например, можно создать элементы текстового списка, влетающие на страницу слева по одному слову.

Оправдано использование анимации:
* если объясняется какой-либо процесс;

* если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа;
* если надписи появляются по мере объяснения материала и т.д.

* если для детей используем игровую мотивацию (сказочный анимированный герой, один на слайде).

Þ НАСТРОЙКА АНИМАЦИИ
Первый способ: Выделить объект → Кликнуть на нем правой кнопкой мыши → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или «Выход» и т.д. → Выбрать нужный
Второй способ: «Показ слайдов» → «Настройка анимации» → «Добавить эффект» → «Вход» или др. → Выбрать нужный эффект анимации → Настроить «Скорость» и «Начало» анимаци

Þ ПРИСОЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАЙЛА
«Вставка» → «Фильмы и звук» → «Звук из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужную мелодию → ОК → «Автоматически» или «По щелчку»

Þ ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВИДЕОФРАГМЕНТА
«Вставка» → «Фильмы и звук» → «Фильм из файла» → Выбрать нужную папку → «Открыть» → Выбрать нужный видеофрагмент → ОК → «Автоматически» или «По щелчку»
Þ ГИПЕРССЫЛКА

Гиперссылки реализуются в Power Point в виде кнопок, по которым можно переходить в другие слайды презентации, в другую презентацию, в документ Word или по какому-либо адресу Интернета. Гиперссылку можно задать для любого текста или объекта, в том числе для фигуры, таблицы, рисунка или кнопки действия.

Выделить объект → Кликнуть на него правой кнопкой мыши → Выбрать «Гиперссылка» → Связать с...(выбрать нужное) → ОК
Необходимо предусмотреть переход из одного слайда или файла к любому слайду презентации. Это можно осуществить, создав гиперссылку. Чтобы при этом перейти к определенному слайду, необходимо после выбора имени файла в поле Адрес после имени файла ввести знак # и номер слайда.
Для произвольного перехода по слайдам внутри презентации можно использовать управляющие кнопки.
1. Выберите слайд, на который требуется поместить кнопку.

2. В меню Показ слайдов выберите команду Управляющие кнопки, а затем – нужную кнопку, например Домой, Назад, Далее, В начало, В конец или Возврат.

3. Щелкните слайд. Прорисуйте кнопку.

4. Убедитесь, что установлен флажок Перейти по гиперссылке. Щелкните значок со стрелкой и выберите нужную ссылку. Нажмите кнопку OK.

Þ ПРОСМОТР СЛАЙДОВ
Просмотр слайдов осуществляется в обычном режиме и в режиме сортировщика слайдов, где можно увидеть все слайды одновременно и поменять их порядок. Просмотр всей презентации происходит при нажатии кнопки F5.


6.Использование мультимедиа технологий в работе

с детьми и родителями

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ - одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества.

Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Результаты исследований С.Л. Новоселовой, И. Пашелите, С. Пейперт Петку, Б. Хантера об использовании информационных технологий в работе педагогов ДОУ убедительно доказывают особую роль компьютера в развитии, коррекции психического, личностного развития детей.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии. Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-от multi- много и media –среда)

Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.

Какие же мультимедийные средства можно использовать в работе с детьми и родителями? Это цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон, проекторы, компьютеры, принтер. Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только педагоги, но и под их руководством и сами дошкольники.

Основная цель применения мультимедиа технологий в образовательном процессе – это переход от знаниевой педагогики к компетентностной.

Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями.

Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен. Прежде всего, это компьютерные развивающие программы для детей. К их числу относится программа «Скоро в школу» Она содержит комплекс увлекательных игр-заданий, которые в сочетании с красочными иллюстрациями, захватывающими историями, анимацией способствуют развитию психических процессов детей: речи, памяти, воображения, мышления, расширению их кругозора. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется программа « Страна знаний». Она предназначена не только для совместной работы педагогов с детьми, но и для самостоятельной работы дошкольников на компьютере. Программа включает в себя интерактивные учебные игры, в которых описываются приключения различных персонажей, с которыми происходят различные события. Достоинством этой программы, по нашему мнению является тот факт, что игры имеют разные уровни, поэтому дети могут самостоятельно добиваться различных результатов в ней. Представленные в этой программе игры не требуют сложных технических навыков от дошкольников, в частности владение умениями работы на клавиатуре. Щелкая мышью, дети перемещают различные объекты на экране. К тому же программа предусматривает и систему подсказок, позволяющих ребенку без помощи взрослого найти правильный ответ. Таким образом, педагоги имеют возможность организовывать индивидуальные занятия ребенка с компьютером в подходящем для него темпе, помогают детям овладевать практическими способами работы с информацией.

Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не соответствуют по своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности, учета возрастных особенностей детей), направлены на развитие у детей агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно используют авторские тематические мультимедийные презентации. Презентации позволяют глубже погрузить ребенка в предмет изучения, создать иллюзию сопричастности, сопереживания с изучаемым объектом. Дети с удовольствием погружаются в тему, рассказывают дома об увиденном на экране.

Практика показывает, что создание презентаций отнимает много времени, поскольку нужно найти необходимый иллюстративный материал, продумать его расположение, техническое оформление. В поисках информации воспитателей выручают мультимедийные энциклопедии. В этих дисках они используют не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия.

В течение нескольких лет в ДОУ мультимедиа средства и технологии используются в проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности с использованием мультимедиа решаем следующие задачи: развитие творческих способностей, создание условий для социального самовыражения детей, ознакомление педагогов, родителей с компьютерными технологиями, цифровой техникой, обучение детей навыкам фотографирования, формирование начальных представлений у детей о профессиях журналиста, корреспондента, телеведущего.

Как и любая проектная деятельность, проекты с использованием мультимедиа имеют свои этапы: педагоги формируют группа участников проекта в 4-5 человек. В качестве примера приведу работу детей и взрослых над проектом «Эти забавные насекомые». В начале, совместно с детьми, разрабатываем этапы осуществления проекта - планирование деятельности, сбор информации, далее подготовка презентации, презентация проекта, рефлексия.

Важным шагом проекта считаем опрос детей, родителей, родственников. Как правило, создаем условия, чтобы опрос проводили старшие дошкольники: Много ли вы знаете насекомых? Опасны ли они? Что случится, если они исчезнут?

Поиск информации начинается со словарей и энциклопедий, из которых извлекается нужная информация. Далее в Интернете с помощью взрослых дети находят иллюстрации, фотографируют выбранные объекты, самые интересные распечатываем. Увлеченные родители и дети снимают видеорепортажи, придумывают загадки, викторины. Использование занимательных игровых приемов «Игры в журналистов, фотокорреспондентов» расширяют представления детей о профессиях. Собранные материалы оформляются в презентацию, фотоальбомы с комментариями, фото и видеорепортажи. Данная деятельность помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать.

7.Обзор наиболее востребованных и популярных сайтов для педагогов.

Все сайты делятся на несколько групп.

Первая группа сайтов это электронная периодика и электронные издания. К этой группе относятся сайты периодических изданий и издательств, посвященных теме дошкольного воспитания и образования. Эти сайты хорошо развиты и наполнены материалами. Приведем примеры таких сайтов:
1. Во-первых это журнал «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/ сайт содержит полное содержание номеров газеты «Дошкольное образование». А это широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и воспитателей; разработки дидактических игр.
2. «Сказки для детей» раздел электронной версии журнала «Костер» посвященный сказкам. На сайте содержится полная коллекция детских сказок: русские народные, шведские, классические сказки русских и зарубежных авторов. http://www.kostyor.ru/
Вторая группа сайтов – это сайты, непосредственно посвященные работе воспитателя и содержат очень много полезной информации и полезных разработок, которыми педагог может воспользоваться в своей работе:
1. Сайт «Учительский портал» во вкладке Дошкольное образование содержит большую коллекцию готовых презентаций для педагогов Детского сада по различным направлениям, конспекты НОД, сценарии праздников и много другое.
www.uchportal.ru

2. Сайт «Дошкольник». Этой сайт очень содержателен. Это и готовые презентации, коллекция стихов, коллекция игр, рекомендации по рукоделию с дошкольниками и много другое. http://doshkolnik.ru

3. Сайт «Мам» www.maaam.ru

4. Еще один сайт непосредственно для воспитателей Детских садов это сайт «Дошколенок» http://dohcolonoc.ru/ разделы сайта: Конспекты НОД, Консультации, Праздники, викторины, развлечения, работа с родителями, Физическое воспитание в детском саду, Мастер-класы, Доклады, педсоветы, методические объединения в ДОУ, Кружковая работа в детском саду, Экспериментальная деятельность в ДОУ и многое, многое другое.

5. Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://doshvozrast.ru/ разделы сайта: Работа с родителями, Оздоровительная работа, Правовое воспитание, Игровая деятельность, Родителям дошкольников, Книги по дошкольному воспитанию и др.

6. Сайт «Почемучка» http://pochemu4ka.ru/ содержит стихи, рассказы, сказки для детей, потешки, пальчиковые игры, раскраски, аудиосказки, игры для детей он-лайн и другое.

7. Сайт «ДЕДсад» http://detsad-kitty.ru/ сайт для детей и взрослых. Содержит большое количество папок-передвижек, шаблонов, картинок, раскрасок, мультфильмов, учебных пособий, сценариев праздников, музыки для детей и много другое.

8. На сайте «Фестиваль педагогических идей Открытый урок» http://festival.1september.ru/ в разделе Работа с дошкольниками» содержится большая подборка практических материалов, которые помогут воспитателю в практической деятельности.

9. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/ содержит большую подборку материалов для работы с детьми. Это и всевозможные поделки, раскраски, детские журналы и т.д.

Третья группа сайтов – это электронные альбомы.

Пример наиболее полного электронного альбома. «Жизнь и творчество великих художников». Здесь вы сможете найти репродукции любых картин любых авторов. Полный рассказ об этой картине и биографию автора. http://www.bibliotekar.ru/al/ Хотелось бы отдельно остановится на сайте «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ» http://www.profi-konkurs.ru/конкурсы-для-воспитателей/ сайт рассчитан на широкую аудиторию и призван объединить педагогов дошкольных образовательных учреждений на территории Российской Федерации в единую информационную сеть и конкурсное движение. На сайте есть конкурсы как для педагогов ДОУ, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, воспитателей по физической культуре, методистов и даже для детей. Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений: вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий (в том числе, информационно-коммуникационных технологий) в профессиональной деятельности -www.1september.ru Социальная сеть работников образования - сайт Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества (Профессиональный конкурс работников образования) - www.educontest.net Сайт: http://pedsovet.su/ Сайтов для педагогов детского сада очень много, и все они призваны помочь в организации образовательного процесса. С их помощью педагог может разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Глоссарий

Мультимедиа - образовано из латинских: «мульти» - много и «медиа» - среда, носитель, средства сообщения - и его можно перевести как «многообразная среда».

В узком смысле под мультимедиа в компьютерных технологиях понимают именно работу с потоковой аудио- и видеоинформацией, т.е. такой формой получения, обработки и передачи информации, когда она поступает непрерывно, и мы не можем охватить ее целиком.

Мультимедиа-продукт- объединяет в себе двухмерные и трехмерные изображения, звуковое сопровождение, музыку, анимацию, видео-, текстовую и числовую информацию и т.д.

Виртуальная реальность- создание с помощью компьютера и специальных устройств (шлемов, очков, перчаток и даже костюмов) виртуального (кажущегося) мира, в который «помещается» человек и живет в этом мире по его законам

Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде.

«Презентация” - переводится с английского как “представление”.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Список литературы

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. http://festival.1september.ru/articles/520166/ ;
  2. Релин Г. С. Информатизация образования. – М., 2005;
  3. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками- Информатика, # 31, 2004.;
  4. Электронная газета «Интерактивное образование» (выпуск №20, декабрь 2008г.). Статья «Информационные технологии в дошкольном образовании» Анна Викторовна Молокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПК и ПРО.
  5. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
  6. 2. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  7. 3. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары