Знание лучшее богатство значение пословицы. Пословицы и поговорки о разуме, учебе и знаниях
Интегрированный досуг
в младшей группе
«Как коза избушку построила»
Составила
воспитатель ГБОУ
Центр развития ребенка –
детского сада № 183 г.Москвы
Л. В. Теркунова
Программное содержание:
Цели:
Образовательные: формировать умение различать деревья и кустарники по внешнему виду, различать плоды;
Развивающие: развивать ЗКР, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать доброе, бережное отношение к природе, вежливость, уверенность в себе.
Материалы: костюмы, маски, корзинка для козы, платочки для танца, игрушки: свинка, белочка, ёжик, жёлуди, шишки, яблоки.
Методические приёмы:
Игровые: игра-драматизация сказки «Как коза избушку построила», пальчиковая игра «Построим избушку», сюрпризный момент (угощение);
Музыкальные: хоровод «Во поле берёзка стояла», песня «Жук»;
Словесные: загадывание загадок, д/и «Кто что ест?»;
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание».
Ход занятия
Воспитатель : Среди деревьев на опушке,
Коза жила в своей избушке.
Летом ходила по полям,
По горам, по лугам.
Но вот осень наступила,
Избушка козья прохудилась.
Что же делать, как тут быть?
Нужно домик починить.
Подумала коза, подумала и решила не чинить, а построить новую избушку. Попрощалась с козлятами и отправилась искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к яблоньке и говорит.
Коза : Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Яблоня : Не строй подо мной избушку. Яблоки с меня упадут - твоих козляток зашибут. Ступай ещё куда-нибудь.
Воспитатель : Пошла коза к ёлке.
Коза : Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
Ёлка: Не строй подо мной избушку! Шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Воспитатель : Пошла коза дальше. Увидела дуб.
Коза : Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
Дуб : Не строй подо мной избушку. Осенью жёлуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Воспитатель : Пошла коза к осине.
Коза : Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Воспитатель : Зашумела осинка.
Осина : Мои листики и днём, и ночью шумят. Твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше.
Воспитатель : Пришла коза к шиповнику.
Коза : Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Шиповник : Что ты, что ты коза! Или не видишь? Вон на мне какие колючки острые! Будут твои козлята прыгать, скакать – всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше.
Воспитатель : Пошла коза к берёзе.
Коза : Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Берёза : Я твоих козляток от жары уберегу, от дождичка спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной избушку.
Воспитатель : Обрадовалась коза.
Коза : Спасибо! Воспитатель: Ребята, вы слышали, что берёзка укроет, защитит от жары и ветра. А мы будем беречь берёзку?
Дети : Да.
Воспитатель : Как?
Дети : Будем поливать. Не будем ломать ветки и срывать листочки.
Воспитатель : Наши дети, берёзка, будут тебя защищать. И очень хотят с тобой потанцевать.
Хоровод «Во поле берёзка стояла»
Воспитатель : Поплясали, теперь можно приниматься за работу. Ребята, давайте, поможем козе с козлятами.
Пальчиковая игра «Построим избушку»
Целый день тук да тук, раздаётся звонкий стук. Молоточки стучат – строим домик для козлят. |
Стучим кулачком о кулачок. |
Покажите, какой домик мы построили. Вот с такой крышей. |
Ручки над головой «домиком». |
Вот с такими стенами. |
Прямые ладошки соединены. |
Вот с таким окошком. |
Руки «козырьком». |
Дверь закроем вот на такой замок. |
Сцепить пальчики. |
Воспитатель : Вот какую избушку построили!
Коза с козлятами : Спасибо.
Воспитатель : Устали, отдохнём. Садитесь на полянку.
(дети садятся на ковёр)
Воспитатель : Слышите, кто-то жужжит.
Дети : Ж-ж-ж-ж.
Воспитатель : Кто это?
Дети : Жук.
Воспитатель : Только его не видно. Споём песенку, и он появится.
Песенка «Жук»
Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи.
Жу-жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.
Жук, жук, покажись,
Надо мною покружись.
Жу-жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
(воспитатель и дети выставляют ладошки)
Воспитатель : Ко мне на ладошку сел жук. А к вам? У меня жук чёрного цвета? А у вас?
Дети : Красного, зелёного, золотистого…
Воспитатель : У меня жук на ладошке жужжит вот так: ж-ж-ж-ж. А у Давида? А у Лены?
Воспитатель : Мы полюбовались жуками, что нужно теперь сделать?
Дети : Отпустить жуков.
Воспитатель : Почему?
Дети : Жуки живые. Они хотят домой (отпускают)
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Воспитатель : Ребята, наша коза такая гостеприимная, пригласила на новоселье гостей. Отгадайте кого. Это соседка козы. «Нос пятачком, хвостик крючком, ходит бочком»
Дети : Свинка.
Воспитатель : Это свинка Ненилла, та, что сыночка хвалила. Чем угостим её?
Дети : Желудями с дуба.
Воспитатель : Другие гости пришли из леса
«У неё пушистый мех, она любит грызть орех»
Дети : Белка.
Воспитатель : Чем можно угостить белочку?
Дети : Шишками с ёлки.
Воспитатель : «Он по лесу всё гулял и грибочки собирал,
его острые иголки испугались даже волки»
Дети: Ёжик.
Воспитатель : Чем угостим ёжика?
Дети : Яблоками с яблони.
Угощение яблоками.
Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»
Цели занятия
Воспитательные - продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.
Развивающие - развивать слуховую и зрительную память детей.
Оснащение:
вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;
фланелеграф;
изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);
изображения деревьев (см. рис. 39);
шапочка козы;
индивидуальные зеркала для каждого ребенка;
большое зеркало;
картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41
);
карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;
цветные карандаши.
■
Ход занятия
Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)
^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.
Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.
Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.
Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.
^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.
^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху - сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.
Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу - вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].
Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка - на губах улыбочка, глаза веселые.
Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.
^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке
деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) - провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.
Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.
Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву - соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.
Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.
^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.
Подведение итогов занятия.
ЗАНЯТИЕ 3
^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»
Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.
^ Цели занятия
Воспитательные - продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).
Развивающие - продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.
Оснащение:
поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);
«Чудесный мешочек»;
карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);
мнемокарта (см. рис. 43).
Ход занятия
^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:
Встанем дружно мы в кружок,
Встанем мы тихонько.
Ждем, кто в гости к нам придет,
Кто подарки принесет?
Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.
^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).
Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка... Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.
Крутись, вертись,
На место ложись.
Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем - вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.
Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.
^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.
Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона - елка, береза, дуб; вторая сторона - береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).
Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина - яблоня, шиповник).
^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).
Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.
Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.
^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.
Рис. 40.
Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки