Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Архимандрит димитрий. "Екатеринбургский архимандрит Димитрий (Байбаков) рассказал, как ему удалось построить целую школу.Семиэтажное здание светской общеобразовательной школы появилось в микрорайоне Лечебный — возле храма целителя Пантелеимона

Двадцатилетие служения в священном сане встречает руководитель Информационного — издательского центра Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). 7 июля – юбилейная годовщина рукоположения отца Дмитрия в сан диакона, а 9-го — в сан священника.

Медийные проекты, созданные игуменом Димитрием, известны сегодня далеко за пределами Урала: это и «Православная газета», и радио «Воскресение», по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия – главная жемчужина православного медиахолдинга – телеканал «Союз».

Отец Димитрий также несет послушание настоятеля екатеринбургских храмов Целителя Пантелеимона, Святых Целителей Космы и Дамиана и Свято-Симеоновского архиерейского подворья, а также ведет строительство храма Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и восстановление храма Михаила Архангела.

В предстоящее воскресенье Божественную литургию в храме Святого Пантелеймона целителя в сослужении батюшек, получивших в этом храме «путевку в жизнь», совершит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

В приходе пройдет празднование Дня семьи, любви и верности, открытие Библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II, а также освящение новонаписанной иконы Святого Семейства и нового креста для главного купола храма.

Справка.

Игумен Димитрий (Байбаков Дмитрий Максимович), родился 8 января 1968 года в городе Талица Свердловской области, в семье рабочих. Рос в нерелигиозной семье, но бабушкой был крещен в младенчестве в честь святого Дмитрия Прилуцкого.

В 1975-85 годах – обучался в Талицкой средней школе №55. Следуя мечте стать военным врачом, в 1985 году поступал в Ленинградскую Военно-Медицинскую Академию, однако, не прошел по конкурсу, не добрав одного балла. После года работы лаборантом в бактериологической лаборатории СЭС в 1986 году поступил на 1-й курс лечебного факультета Свердловского государственного медицинского института. По окончании первого курса призван, по действовавшему законодательству, на срочную службу в ряды Вооруженных Сил. С 1987 по 1989 год – служил на атомной подводной лодке Северного флота. Воинское звание – старший матрос, воинская специальность – электрик корабельного оборудования АПЛ. По окончании службы продолжил обучение в медицинском институте, который окончил в 1994 году по специальности врач-психиатр. В 1995-1996 работал врачом — психиатром в Областной психиатрической больнице.

Мировоззренческие поиски начал в возрасте 14 лет, первый раз переступив порог храма в 1982 году.

В священный сан был рукоположен в 1992 году архиепископ Мелхиседеком (Лебедевым). Диаконская хиротония – 7 июля в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе Екатеринбурга, священническая – 9 июля, в храме Александра-Невского Ново-Тихвинского монастыря. Священническую практику проходил в Вознесенском храме Екатеринбурга. Затем был назначен настоятелем Покровской церкви села Рудянское Сухоложского района. С сентября 1993 года и по настоящее время – настоятель храма Целителя Пантелеимона при Областной психиатрической больнице Екатеринбурга.

С 1994 года — создатель и бессменный руководитель Информационно-издательского центра Епархии.

В 1997 году удостоен права ношения наперсного креста. В 1998 году у чудотворной Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы в с.Чимеево Курганской епархии пострижен в монашество с именем Димитрий, в честь Димитрия Солунского. Постриг совершил епископ Никон (Миронов).

В 2000 году возглавляемые отцом Димитрием Свято-Троицкое архиерейское подворье Нижнего Тагила и строящийся Свято-Пантелеимоновский храм Екатеринбурга посетил во время своего визита на Урал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

В 2002 году за труды по строительству Свято-Пантелеимоновского церковного комплекса и в связи с десятилетием служения в священном сане Святейшим Патриархом Алексием удостоен сана игумена. В 2003 году за понесенные на послушании руководителя Информационно-издательского центра труды удостоен Ордена Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени. В 2005 году «во внимание к пастырским трудам» удостоен права ношения Палицы.

В 2007 году совершил большое паломничество к святыням Египта, в 2008-м – к святыням Сирии.

В 2008 году за труды по созданию православного телеканала «Союз», а также в честь 40-летия со дня рождения Святейшим Патриархом Алексием награжден Орденом Святителя Иннокентия Московского III степени и медалью «1020-летие Крещения Руси» I степени. В 2009 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом удостоен права ношения Креста с украшениями.

В 2009 году Священным Синодом назначен членом Комиссии по вопросам информационной деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В 2010 году возглавляемый игуменом Димитрием телеканал «Союз» посетил во время своего визита на Урал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Отец Дмитрий был лучшим руководителем, с кем мне приходилось работать, и этот руководитель меня уволил. И не спрашивайте почему. Так бывает. Особенно в творческих коллективах, где вопросами дисциплины некоторые нерадивые работники откровенно злоупотребляют. Один раз я умудрился поехать на всероссийский конкурс православных СМИ, где наша газета «Покров» заняла первое место в номинации молодежные СМИ, и...не доехать. Отец Дмитрий только плечами пожал и ничего не сказал.

Все, кто его знает: и друзья, и враги (а врагов у православных монахов как вы знаете немало) - сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. Когда я пришел к нему с пилотным номером «Покрова», он просто сказал: Когда вы можете приступить к работе? А когда можно? Лучше с завтрашнего дня! Уже к вечеру в редакции стоял новый стол и новый компьютер. Но не это главное. Главное, что отец Дмитрий предоставил нам полную свободу в работе над газетой. Для многих журналистов, особенно православных, это звучит как откровение. Какую еще свободу? Вы хотите сказать, что не обсуждали с руководителем стратегии развития, темы номера, не утверждали планов и заданного курса? Нет! Нет! И еще раз нет! Как старый капитан, управляющий огромным кораблем, который не лазит на ванты, чтобы проверить, как завязаны узлы, и не бегает на камбуз, чтобы попробовать, какой сегодня у кока обед, отец Дмитрий доверил нам самим делать свою работу, почти не вмешиваясь в творческий процесс. Дело капитана - вести корабль. Дело матросов - вязать узлы и ставить паруса. Каждый на своем месте и каждый занимается своим делом. Умный капитан это знает, глупый тонет.

Мы предлагали. Он соглашался. Или нет. Он мог улыбнуться или просто сказать: «Понты». Но не указывал и не поучал. Мы могли напечатать на обложке фотографию Президента Путина, звонившего на колокольне с подписью «Валаамский звонарь» или фотографию идущего на коленях в крестном ходе старика с иконами и подписать «Русские идут!» и это было уместно и нормально. Так же как и фото зевающей девушки, рядом с инвалидом и подписью «Если рядом кому-то плохо - не зевай!» Для нас не было ничего ужаснее, чем сусальное православие в музейных тапочках с петухами, и отец Дмитрий это прекрасно понимал. Молодых не интересуют красивые рассуждения, молодым нужно или все или ничего. Вера - это огонь, это купина неопалимая, это свобода говорить с Богом, глядя в глаза, и не сгорать. И если вы этого не понимаете, вам не нужно делать православные молодежные газеты. Зря потратите бумагу. Читать их никто не будет.

Когда Святейший первый раз в истории приехал в Екатеринбург, только благодаря отцу Дмитрию мы провели акцию «Задай свой вопрос Патриарху» в десяти ведущих вузах города, где любой без исключения студент независимо от своих религиозных убеждений и взглядов мог задать Патриарху свой вопрос. Это не были специально отобранные православные тимуровцы и отличники в отглаженных рубашках, это был чистый неформат. Многие нам тогда говорили, что это не уровень Патриарха, участвовать в подобных интервью, а мы говорили, что вы путаете Святейшего с председателем ЦК КПСС, читающего по бумажке. Отец Дмитрий нас поддержал, и этот неформат оказался тем искренним живым разговором студентов со своим Патриархом, который все поняли и оценили.

Говорят, счастливые часов не наблюдают. Он приезжал в редакцию рано утром, а уходил одним из последних. Рабочий день отца Дмитрия продолжался ровно столько, сколько нужно, чтобы все успеть. И этому не могли помешать ни голод, ни болезнь, ни стихийные бедствия. В ночных киосках всегда продается «Горячая кружка», от простуды есть растворимый аспирин, а «Православная газета» выйдет, даже если небо упадет на землю.

«Православная газета», издаваемая уже четверть века, была первым камнем, который он заложил в основание одного из лучших в России православных медиа-холдингов. Сегодня под маркой издательского отдела Екатеринбургской митрополии выходят газеты, журналы, книги, тираж которых более тридцать миллионов, и православный телеканал «Союз», вещающий во всем мире.

Телеканал «Союз», стал первым российским по-настоящему народным телевидением. В отличие от того же «Общественного Телевидения России», которое финансирует государство, телеканал «Союз» существует только благодаря пожертвованиям телезрителей. И в этом принципиальная разница. Бюджетные деньги будут всегда, а свой кошелек часто бывает пустым. И если люди вот уже десять лет голосуют своими кровными за «Союз», значит, телеканал им нужен. Это доверие высшей пробы, которое не завоевать красивыми словами или громкими лозунгами.

То, что православные люди в нашей стране захотели иметь свой телеканал, тоже о многом говорит. Общество устало от бесконечных пустых сериалов, реалити-шоу и пошлости современного телевидения. И появился «Союз», где как в зеркале, отразилась другая, тоже настоящая, но хорошая жизнь, жизнь с Богом. Телеканал может нравиться или нет, но это реальное свидетельство нашей Церкви в современном бездуховном мире. Свидетельство о Христе и истине нашей веры. Я это понял, когда мои знакомые из Израиля и Франции рассказывали мне, что у себя дома они смотрят «Союз». Они узнают о православии, о святых и монастырях, слушают отца Дмитрия Смирнова и профессора Осипова за тысячи километров от России. И для них это настоящее духовное событие, не меньшее чем «Голос Америки» был для советского человека.

Отец Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области, на родине легендарного советского разведчика Николая Кузнецова. Когда придет время поступать в медицинский институт, на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители - простые люди. Мама бухгалтер, папа столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной, и вскоре стал завсегдатаем в школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий он проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку. Уже в пятом классе Дима стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников и получил заслуженное прозвище Менделеев. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И конечно, громоподобный такой несоветский Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Дима ходил в читальный зал библиотеки, где он брал ксерокопии книг любимого поэта и старательно переписывал стихи в большую тетрадь. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и как в те времена было принято, был октябренком, пионером и комсомольцем. Он вступил в комсомол не потому, что так надо, а по убеждениям, искренне считая (читайте роман Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой молодежи. Став замом секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, комсомолец Дима стал добросовестно изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности сыграли с ним злую шутку. Критика Священного Писания оказалась совершенно не научной, предвзятой, а главное, непроходимо глупой. И тогда он решил обратиться к первоисточникам. Для чего отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла, чтобы взять у батюшки Евангелие. Храм, несмотря окружающую советскую действительность, никогда не закрывался, и в определенных малосознательных кругах общества пользовался популярностью. После разговора настоятель вручил ему Библию. Как известно, враг всего хорошего не дремлет, Библию нашла мама, а потом отнесла в райком партии. Ее там внимательно выслушали и сразу завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Ладно бы у советского подростка нашли «Плейбой» или записи Би-Би-Си, но Библия? Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но главное произошло. Дима открыл Евангелие и встретил там Бога.

К окончанию школы он решил, что станет военным врачом. Для этого он дважды поступал в военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и, в конце концов, он поступил в Свердловский Медицинский институт. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и исповедовался у духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Островского). Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. На подлодке, он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием тех, кому доверял. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могли находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такой разлад, что через год он подал заявление о выходе из рядов ВЛКСМ. Старшие товарищи пытались его образумить. Они искренне за него переживали: «Хочешь верить в Бога - верь, но из комсомола зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить биографию? А он не мог объяснить им, что жить по лжи просто нельзя!

Из комсомола его с позором исключили. А вскоре из политотдела с берега пришла депеша, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно для начальства за него вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял неблагонадежного матроса Байбакова на поруки. И его оставили служить.

Когда он вернулся в институт, стал работать под началом профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в научных трудах, он посвятил свою студенческую работу теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно все. Он так часто засиживался за работой, что ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда выходил, то сразу шел в один из старейших храмов Екатеринбурга - Вознесенскую церковь, где к тому времени уже был алтарником. Через какое-то время работу на кафедре микробиологии и храм стало просто физически невозможно совмещать. Нужно было выбирать или наука, или алтарь. Он выбрал алтарь.

Через два года ему предложили принять священный сан. К этому времени он уже твердо решил посвятить себя Богу. Вскоре после приема у Правящего Архиерея архиепископа Мелхиседека и обстоятельного разговора с владыкой состоялось его рукоположение. Дмитрий Байбаков стал отцом Дмитрием.

Внешне его жизнь мало изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на выходные уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где служил настоятелем местного прихода. Когда на практике в областной психиатрической больнице доктора узнали, что среди них есть священник, они привели его к главврачу, с тем чтобы он помог устроить при больнице храм. Так в 1993-ем началась история храма святого великомученика Пантелеимона при областной психиатрической больнице города Екатеринбурга.

После окончания мед. института отец Димитрий стал работать тут же в больнице врачом-психиатром. В отделении он проработал полтора года. Но служение (именно в таких категориях он оценивает труд людей в белых халатах) врача требует всего человека. Все 24 часа в сутки. Иначе никак. Или ты плохой врач. Такое у отца Димитрия твердое убеждение. Но он был один. А служения два. В больнице и храме. И снова перед ним встал выбор. И снова он выбрал Церковь. Уход из больницы был для него большой драмой, которую Господь обратил в праздник. Отец Дмитрий молился и просил Бога о помощи, и ему пришла простая, ясная мысль построить храм прямо на территории родной больницы. Разве не такие же люди, расслабленные и душевнобольные приходили ко Христу, и Он исцелял их? И тогда он начал строить храм прямо на территории Областной психиатрической больницы. Строительство продолжалось пять лет и закончилось в 2002 году. За это время там вырос огромный церковный комплекс, с белоснежным храмом и современным приходским корпусом с зимней оранжереей. Не имея каких-то серьезных благотворителей, отцу Димитрию пришлось осваивать множество профессий от экономиста до строителя. Потом на освящении храма к нему подходили строители и проектировщики и в глаза говорили: «Мы никогда не верили, что это строительство будет осуществлено». А бабушки из Рудянского улыбались и приговаривали: «С колышка до домышка».

С 94-го он стал издавать у себя на приходе газету, которую назвал просто и со вкусом: «Православная газета». Газета родилась на ковре в доме родителей отца Димитрия. Логотип нарисовала его старшая сестра. Набор и верстка совершалась на компьютере в редакции журнала «Красная Бурда», с которыми у отца-настоятеля были дружеские отношения.

Когда на смену Владыке Мелхиседену пришел молодой энергичный владыка Никон, он сразу обратил внимание на эту газету. Она ему понравилась. Не имея привычки откладывать хорошие идеи в долгий ящик, он вызвал к себе редактора и назначил руководителем Издательского отдела епархии. Так у отца Димитрия появилось новое послушание, ставшее одним из главных в его жизни. Никакого опыта издательской деятельности в епархии не было, и вообще ситуация с православными СМИ в стране была не самая оптимистичная. Церковь восстанавливалась из руин после 70-ти лет гонений, и все ее силы были брошены на восстановление храмов и открытие новых приходов. Не хватало людей, не хватало средств, не хватало опыта. Все пришлось начинать с нуля. Но привыкшего к трудностям отца Дмитрия это нимало не смущало. Он рассуждал по-монашески просто: раз Господь послал новое послушание, то пошлет силы и помощь для его выполнения. Ты работай, а плоды - от Господа.

Опыт работы в строительстве, ведение бухгалтерии и знание политэкономии ему тогда очень пригодилось. Потом он шутил по этому поводу: «Если посмотреть на здание издательства, в котором мы работаем, то с точки зрения политэкономии все обустроено безупречно. Первый этаж - это базис. Здесь типография и производственные помещения издательства. Второй и третий этажи - это надстройка. Здесь редакции газет, радио и телевидения, кабинеты сотрудников и управление». Работа поставлена таким образом, что один коллектив делает информационный материал сразу в нескольких форматах: для газеты, для радио, телевидения и Интернета. Это дает возможность работать в интерактивном режиме. Собственная производственная база позволяет максимально снижать себестоимость и увеличивать тиражи издаваемых книг и газет. Все это в конечном итоге позволяет часть литературы распространять в больницах, военных частях, тюрьмах и учебных заведениях. Вот такая политэкономия по-монашески.


Корреспондент: - Вам часто приходится начинать какое-то дело с нуля.

О. Димитрий: - И не особенно по этому поводу переживаю. Почему? Потому что я все делаю по послушанию и по благословению Владыки. И как заметил один богослов, Владыка - фигура трансцендентная. И его благословение на самом деле очень много значит. И еще. Мы трудимся не для собственного блага, славы или богатства, а на благо Церкви. Поэтому каждое новое дело нам помогает созидать Господь. И это действительно так. Если посмотреть каким я был двадцать лет назад, и на тот объем задач, которые мне предстояло решить, то, глядя на того молоденького монашка, лично я бы сказал, тут три варианта: либо батюшка авантюрист, либо проходимец, либо, простите, не здоров на голову. Ведь никто не верил, что Пантелеимоновский храм будет построен. А храм стоит. Потому что это было угодно Богу. Вот и весь секрет православного успеха.

Корр.: - А знания откуда?

О. Димитрий: - Я скептически отношусь ко всяким образовательным семинарам и тренингам и считаю их малопродуктивными. Учиться нужно ручками. Я сам ходил на светские телеканалы и радиостанции, был в редакциях и типографиях и смотрел, кто, что и как делает. Если было непонятно, спрашивал.

Корр.: - Храм святого великомученика Пантелеимона был первым опытом успешного народного проекта, который впоследствии Вы воплотили в телеканале «Союз»

О. Димитрий: - Никакие бизнесмены на Пантелеимоновский храм денег не давали. Все было построено на деньги бабушек и дедушек. И тетенек с дяденьками. Это в полном смысле слова народный храм. Храм, который народ сам для себя построил. Поэтому у нас там всегда много прихожан, всегда много детей и бабушек. Люди любят свой храм.

Он стал одной из главных баз социального служения Екатеринбургской епархии. У нас есть сестричество для ухода за больными и одинокими людьми. Здесь открылся первый в области православный кабинет по лечению и реабилитации наркоманов. Мы регулярно проводим занятия с преподавателями учебных заведений по профилактике абортов. У нас ежедневно открыта благотворительная столовая. Мы собираем вещи для неимущих. В общем, обычная практика любого православного храма.

Корр.: - Я знаю, что ни в одном из храмов, где Вы служите настоятелем, во время службы деньги не собирают. Слишком хорошо живете?

О. Димитрий: - Обычно живем. Эта традиция берет начало от моих детских комплексов: мне не нравилось, когда во время богослужения бабушки обходили прихожан с подносами, прямо под возгласы священника, пересыпали деньги в жертвенный ящик, и грохот монет заглушал службу. Когда у меня появилась возможность это отменить - я тут же отменил. По мне, если человек захочет жертвовать, то найдет возможность это сделать.

Корр.: - Как вы находите силы нести многочисленные послушания?

О. Димитрий: - Вся моя жизнь - это несение послушания. Обычно Владыка вызывает меня к себе и говорит: «О. Дмитрий, вот там-то, там-то нужно восстанавливать (или строить, или открывать) новый храм. Вы не возьметесь?» Я отвечаю: «Как благословите». И иду выполнять благословение. Без хочу - не хочу, могу - не могу, есть настроение - нет настроения. Мне по-другому нельзя. Я - монах.

Корр.: - А Вам случалось бросать дело на полпути или элементарно не справляться?

О. Димитрий: - Божьи дела нереализованными быть просто не могут. Даже когда, казалось бы, для их воплощения нет вообще никаких условий. Но человек полагает, а Бог располагает. Другое дело, что Божественный план порой воплощается совсем не так, как ты представляешь. Была у меня одна история. Как-то раз в одной больнице собрались открывать храм. Этого хотели больные, хотели врачи. Я подготовился, приезжаю к главврачу. Он меня хорошо принял, выслушал внимательно. А в конце разговора сказал: «О. Димитрий, я не против открытия храма. Я даже за. Давайте сейчас пройдем по больнице. И вот где Вы для храма место найдете, там ему и быть». Мы пошли по больнице. Я смотрю - а места-то нет. Теснота ужасная. Коридоры узенькие, холла нет, палаты переполнены. И тогда я решил идти другим путем. Сейчас в этой больнице работает одно из лучших сестричеств города. Они взяли на полное попечение палаты с тяжелобольными. Туда постоянно приезжает батюшка, соборует, причащает. Так Господь нашу неудачу обратил во благо большее, чем мы хотели.

Корр.: - Как Вы считаете, чем в первую очередь, должна заниматься сегодня Церковь?

О. Димитрий: - Как и вчера, как тысячу лет назад и завтра, и на все времена, Церковь должна проповедовать о Христе. Воплощать в жизнь Евангельскую нравственность, которую Сын Божий принес на землю. Это главная и по большому счету единственная задача Церкви. А что касается отношения к всевозможным политическим устройствам, то я вспоминаю одного пожилого батюшку, жившего при Сталине, который, отвечая на вопрос о том времени, просто сказал: «А мне Сталин молиться не мешал». Никакой политический строй, никакой режим, ни сама смерть оторвать человека от Бога не может. И это самое главное.

Все, кто его знает: и друзья, и враги – сходятся в одном: он профессионал, и профессионал с большой буквы. За десять лет работы, буквально на ровном месте ему удалось создать один из крупнейших медиахолдингов на Урале. Это круглосуточный радиоканал, три газеты, журнал, два ежедневно обновляемых сайта и издательство, владеющее тремя типографиями. В эфир выходят три ежедневных и три еженедельных телепередачи. Сделано более семидесяти видеофильмов. Общий тираж отпечатанных книг перевалил за несколько миллионов, но ничего из этого лично ему не принадлежит и принадлежать не может. Потому что он монах, а отказ от собственности – это один из обетов, которые монахи дают во время пострижения. Все, что он сделал, принадлежит Церкви и людям.

Будущий игумен Димитрий родился в маленьком городке Талица, что в Свердловской области. Это глубинка, где дети до сих пор здороваются со всеми встречными, а двери домов до глубокой ночи остаются открытыми. Когда потом он будет поступать в медицинский институт, то на конкурсе ему добавят один балл за то, что он из сельской местности. Его родители – простые люди. Мама бухгалтер, папа столяр. Они с детства воспитали в сыне привычку к труду, терпение и настойчивость. Уже со второго класса маленький Дима неожиданно для всех окружающих начал проявлять серьезный (насколько это возможно для семилетнего мальчика) интерес к химии. Он очень быстро подружился с преподавательницей Тамарой Дмитриевной, и вскоре стал завсегдатаем в школьной лаборатории: здесь ему давали смотреть книжки с разными формулами и позволяли присутствовать во время опытов. Но к работе с реактивами все-таки не допускали. Поэтому практическую часть занятий Дима проводил в укромном месте с купленными в аптеке лекарствами. Лекарства он толок, смешивал, растворял в воде, внимательно наблюдая за изменениями. Результаты опытов аккуратно заносились в тетрадку.

В пятом классе он стал победителем химической олимпиады среди старшеклассников, после которой заслуженно получил прозвище Менделеев. Шло время. С годами аппетиты к открытиям только увеличивались. На почве интереса к непознанному и тайному у Димы появилось новое увлечение: микробиология. Теперь его можно было найти в бактериологической лаборатории местной санэпидстанции или инфекционном отделении районной больницы.

А еще была большая любовь к Алле Борисовне Пугачевой и ее песням. Из-за которой он однажды ушел из дома. И конечно, божественный громоподобный Евтушенко. Тогда его поэтические сборники достать в Талице было просто невозможно. И Диме приходилось ходить в библиотеку, где он брал ксерокопии книг Евтушенко в читальном зале и старательно переписывал любимые стихи в большие 96-страничные тетради. Своими увлечениями он щедро делился с одноклассниками. Учился Дима хорошо, и как в те времена было принято, был октябренком, пионером и комсомольцем. В комсомол вступил по убеждениям, так как считал (читайте роман Островского «Как закалялась сталь») эту организацию объединением передовой советской молодежи, к которой не без основания причислял и себя. Став замом секретаря комсомольской организации школы по идеологической работе, стал изучать атеистическую литературу и труды В.И. Ленина. Искренняя убежденность в правоте учителей коммунизма и твердое желание через их труды разобраться в окружающей действительности (что было для Димы жизненно необходимо, так как ему уже шел пятнадцатый год) сыграли с ним злую шутку. Критика учителями Священного Писания оказалась совершенно не научной, поверхностной, а главное, непроходимо глупой. Как человек, знакомый с принципами марксизма-ленинизма, он, нимало не сомневаясь, решил обратиться к первоисточникам. Для этого Дима отправился в старейший в Талице храм Петра и Павла с тем, чтобы взять у батюшки Евангелие. Храм, несмотря ни на какие политические катаклизмы, никогда не закрывался, и в определенных малосознательных кругах общества пользовался популярностью. Шел он туда в большом страхе, так как твердо помнил, что в Советском Союзе Церковь отделена от государства. И переступив порог церковной ограды, вдруг ясно понял, что родное это государство осталось у него за спиной и он находится в каком-то чужом неизвестном месте. Осознание этого было таким сильным, что он развернулся и бросился назад. В этот раз советское государство победило. Но ненадолго.

Любовь к истине оказалась сильней. Через какое-то время Дима снова пришел в храм. И поговорил со священником, который, внимательно выслушав, вручил ему Библию, которую потом нашла мама и отнесла в райком партии. Где ее также внимательно выслушали и сразу же завели дело о церковной пропаганде среди молодежи. Поднялся скандал, после которого священник вынужден был уехать из их маленького города. Но это была уже совсем другая история. Главное произошло. Дима трогал, изучал, пробовал своими руками то, что не принадлежало советскому государству. То, что он трогал, принадлежало вечности.

К окончанию школы он твердо знал, кем будет и чего хочет. А хотел Дима стать врачом. Причем военным врачом. Для чего дважды поступал в военно-медицинскую академию. Каждый раз ему не хватало одного балла, и в конце концов он стал студентом Свердловского медицинского института. К тому времени Дима был верующим человеком, ходил в церковь и имел духовного отца. Христианство и коммунизм в его мировоззрении до поры мирно уживались. Ведь кто такие христиане? Соль земли, а значит, передовая часть общества. А кто такие коммунисты? (Снова читайте роман Островского). Он искренне думал, что коммунизм и христианство если не братья-близнецы, то уж родственники точно. В этом заблуждении Дима искренне пребывал, пока не попал в армию и не стал матросом на атомной подводной лодке Северного флота.

Здесь на глубине несколько сотен метров произошло расставание с детским наивным миром и иллюзиями, свойственными юным пылким натурам. Разбившись о реалии взрослой комсомольской и партийной жизни, они тихо утонули на дне Ледовитого океана. Здесь, на лодке, он впервые столкнулся с неискренностью и лицемерием близких людей. Самое обидное, что это были хорошие люди, которых он уважал. Но с идеалами коммунизма их связывали только партийные билеты. Потому что на атомной подводной лодке могут находиться только обладатели таких билетов. И этим хорошим, порядочным, честным и интеллигентным людям приходилось лицемерить. Это внесло в душу молодого матроса (электрика корабельного оборудования, заместителя секретаря корабельной комсомольской организации, награжденного грамотой за добросовестное изучение классиков марксизма-ленинизма) такую дисгармонию, что через год он подал заявление о своем выходе из рядов ВЛКСМ. Дело было на Рождество 87 года. До выступления М. Горбачева на XXVIII съезде КПСС времени оставалось не так уж много.

Старшие товарищи пытались Диму образумить. Говорили: «Ты верь в Бога, никто ничего не имеет против, но из комсомола-то зачем уходить? Зачем ломать карьеру и портить себе биографию? Зачем эта поза, зачем это самоопределение? Ведь никто из здравомыслящих людей ни в какой коммунизм уже давно не верит. И ничего – живут». Ну как он мог объяснить им, что так он жить не может, что жить по лжи просто нельзя?

Из комсомола его благополучно исключили. Вскоре с берега из политотдела пришла депеша, гласившая, что матроса Дмитрия Максимовича Байбакова как неблагонадежного необходимо в самое ближайшее время списать на сушу. Но неожиданно за Диму вступился весь экипаж, от кока до командира корабля. Был подан рапорт с просьбой оставить его на лодке. Экипаж взял мятежника на поруки. И его оставили служить.

Когда он вернулся в институт, то стал работать под началом будущего профессора Александра Сергеевича Григорьева на кафедре микробиологии. Помогая своему учителю в его научных трудах, свою студенческую работу он посвятил теме, которой тот занимался. На кафедре ему нравилось абсолютно все. Дима долго засиживался за работой и в конце концов ему разрешили ночевать в холле на диванчике. Он принес из дома подушку и теперь мог не выходить из лаборатории сутками. А когда все-таки выходил, то шел в храм. Вознесенскую церковь. Там Дима Байбаков стал алтарником. Это такие молодые ребята, которые помогают священнику во время богослужения. Через какое-то время возникла ситуация, когда работу на кафедре микробиологии и работу в храме совмещать стало просто физически невозможно. И нужно было выбирать. Он выбрал алтарь. Потому что там великое таинство, и там Бог. И там каждый раз во время Литургии сердце уносится в неведомую, надмирную реальность. Которая правда!

Через два года священники Вознесенки предложили ему принять священный сан. Безусловно, он думал об этом, как думает всякий трудящийся в церкви. Но планов по этому поводу не строил. Скорее допускал, что может быть, когда-нибудь, в какие-то годы, в солидном, зрелом возрасте. Вскоре после приема у Правящего Архиерея архиепископа Мелхиседека состоялось его рукоположение. Он стал священником. Внешне жизнь студента Дмитрия Байбакова нисколько не изменилась. Рабочую неделю он проводил в институте и только на субботу-воскресенье уезжал в село Рудянское Сухоложского района, где был назначен настоятелем местного прихода. Во время практики по психиатрии студенты работали в областной психиатрической больнице. Вскоре доктора узнали, что среди них один священник. Они привели этого священника к главврачу и поинтересовались, можно ли открыть в больнице храм или хотя бы молитвенную комнату. Вскоре там был открыт первый в Екатеринбурге больничный храм, а о. Димитрий назначен его настоятелем. Шел сентябрь 93 года. С этого времени и до сих пор там он и служит.

(Окончание следует)

Исследуйте писания

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об отношении к власти Продолжаем беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. Обратимся к 13-й главе. В ее первой части апостол дает обоснование отношению Церкви к государственной власти. Отрывок этот вне контекста очень хорошо известен, постоянно к нему обращаются – взаимоотношения Церкви и государства

Телеканал «Союз»

Начало в №4 (757) 31 января 2014 года исполнится 9 лет с момента выхода в эфир первого в России православного телеканала «Союз». Слово – его зрителям. Поздравляю телеканал «Союз» с днем рождения! Мой любимый канал, смотрю вас с величайшим желанием. Познавательные и поучительные программы. Многое узнаю о радости жизни и Православии. С удовольствием смотрю «Беседы с батюшкой». Вы очень нужны людям

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Далеко не всех святых при жизни воспринимали как святых, далеко не все они при жизни были авторитетами для всех. Самый яркий пример: в келью Серафима Саровского ворвались разбойники и его избили. Казалось бы, Серафим Саровский! Разбойники должны были почувствовать его святость, – ан, не почувствовали…

Можно быть серьезным духовным авторитетом, – но есть люди, для которых просто нет авторитетов. Им ни отец Илий (Ноздрин), ни отец Ефрем Ватопедский, ни другие известные старцы ничего не дадут – у него к ним такое отношение: «ну-ка, ну-ка, скажи мне что-нибудь, посмотрю я на тебя, какой ты там старец». Но когда человек приходит, как вы сказали, к молоденькому иеромонаху или к батюшке, который вчера закончил семинарию, с верой и упованием, то через этого молоденького иеромонаха Господь откроет Свою волю, при таком отношении человек получает ответы на все свои вопросы, совершенно независимо от того, что этот батюшка вчера закончил (а, может, даже еще и не закончил семинарию – на заочном секторе учится), священник (я утрированно скажу) только проводник между человеком и Богом – не священник, старец или молодой иеромонах, отвечает на вопросы. Приходя к священнику, человек приходит на разговор с Богом, и через этого проводника, хорошего или не очень, хочет услышать ответ. Но проводимость не только от проводника зависит, но и того, кто воспринимает (простите, я, может быть, в каких-то примитивных категориях пытаюсь объяснить, чтобы было понятно). Результат зависит и от того, кто с вопросом пришел. Можно прийти с вопросом к старцу и уйти ни с чем – ты спрашивал, не доверяя этому человеку; а можно прийти к молодому иеромонаху, и если ты спросишь с верой и упованием, тебе ответ будет дан от Господа, и ты получишь все, что спрашиваешь.

Знаете, я иногда могу даже задать какой-то вопрос уборщице: «Тетя Дуся, а как ты думаешь?». И тетя Дуся вдруг удивительно отвечает... А почему? А потому, что этот вопрос выстраданный, и я через тетю Дусю к Богу, так сказать, обращаюсь – и Он ее устами отвечает.

Да, безусловно, старцы – это люди, преисполненные великой мудрости, причем не книжной, не с чужого плеча на себя накинутой, но выстраданной, пропущенной человеком через свое сердце. Духовные люди даже иногда своим молчанием способны вдохновить и исправить жизнь того, кто к ним приходит.

Но, я еще раз повторюсь, что уповать на старцев (как сейчас все говорят: «Где взять старцев? Дайте нам старцев») совершенно не нужно. Поверьте, и молодой священник, и молодой иеромонах ответит на ваши вопросы, если вы в нем увидите служителя Божия, а не то, что он молодой, борода такая или другая, бреется или не бреется.

Мерить духовность бородой или возрастом, или толщиной или вышиной, это, мягко говоря, неправильно. Поэтому уповайте не на возраст, не на бороду и толщину, а уповайте, что это священносужитель.

Архимандриту Димитрию (Байбакову) поднимать сложные проекты не впервой. Он с нуля создал телеканал «Союз».

В столице Урала незаметно для екатеринбуржцев появилась первая православная школа.

Семиэтажное здание выросло в микрорайоне Лечебный - возле церкви целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что учебное учреждение функционирует при храме, это будет светская общеобразовательная школа, обещает построивший его священник. Врачи психолечебницы, находящейся по соседству за забором, уже поставили ему диагноз.

Здоровенное семиэтажное здание из красного кирпича выглядит дорого и внушительно. На площади 7000 квадратных метров разместятся детский сад, школа, спортзал и бассейн. Все это построил священник - архимандрит Димитрий (Байбаков). По образованию он - врач-психиатр: в молодости был практикующим доктором - работал в расположенной по соседству областной психиатрической больнице, пока не нашел себя в служении. Созданный им храм целителя Пантелеимона первое время ютился в этой больнице, в небольшом помещении, которое приспособили под церковь.

Архимандрит Димитрий проводит экскурсию по школе Антону Шипулину и Олесе Красномовец

О том, как начиналась постройка нового, кирпичного храма, теперь ходит легенда. «Однажды отец Димитрий зашел в ординаторскую и сказал: „Мы решили строить храм“, - рассказала „URA.Ru“ редактор православного телеканала „Союз“ Светлана Ладина. - Врачи спросили его: „Ты что, нашел богатого спонсора?“, на что он ответил: „Нет, мы сделаем это силами прихожан“. После этого коллеги-психиатры быстренько поставили ему „диагноз“».

Однако, на удивление, дело пошло. «Там, где сейчас колокольня, была маленькая полянка, - рассказывает священник. - Мы нашли ее с администрацией больницы и начали обживать. И за 23 года так обжили, что построили храм, крестильное помещение и церковный домик, в котором - библиотека и воскресная школа» . Вместе со зданиями рос и приход, причем не только количественно, но и качественно - все больше становилось прихожан с детьми, многодетных.

«Из центра города мы с семьей ездили в Пантелеимоновский храм, на восьмой километр Сибирского тракта, с маленькими детьми на руках на общественном транспорте. Там была удивительная семейная атмосфера» , - вспоминает Светлана Ладина.

«По воскресеньям храм стал превращаться в детский сад: детей стало в разы больше, чем взрослых, - вспоминает отец Димитрий. - Я сам монах и к детям отношусь настороженно, потому что не умею с ними обращаться. Но делать же с ними что-то надо! И вот мы решили продолжить наш комплекс зданий и построить образовательный центр, который включал бы в себя детский сад и школу».

Центр cтроили семь лет. «Исключительно на пожертвования - никаких спонсоров и благодетелей у нас нет» , - говорит монах. И объясняет:

«Одно дело, когда ты берешь деньги из бюджета и их осваиваешь, другое - когда строишь себе: получаются совсем другие цены. Поэтому я не буду говорить, во сколько мне обошелся квадратный метр. Если кто-то узнает, то меня просто придут и расстреляют, потому что таких цен не бывает».

Здание рассчитано на пять групп детского сада и 11 классов. Байбаков уверяет, что она будет обычной, общеобразовательной - с математикой, физикой, биологией, химией и так далее. При этом и в классе, и в коридоре висят иконы и лампады.

Сейчас набрана одна группа детского сада и первый класс, в котором пока только 15 человек (кабинет рассчитан на 25 учеников). «Документально обучение детей пока никак не оформлено, - признает священник, - поэтому и рекламы учебному заведению не делаем. Но все документы будем получать» . Батюшка уверен, что сможет лицензировать школу, ссылаясь на опыт получения лицензий для телевещания (это он запускал в Екатеринбурге телеканал «Союз»).

Во время экскурсии по школе отец Димитрий признается, что лично планировал здание. Оно состоит из трех блоков, стоящих «каскадом» - чтобы школа не «задавила» храм. «Я сам и архитектор, и проектант, и дизайнер, - говорит священник. - Даже шкафы в классе я сам проектировал, чтобы все было в цвет» . В первом блоке сейчас достраивается спортзал (его должны запустить в ноябре), в третьем со временем появится бассейн.

Обучать детей наняли хороших педагогов - с 30-летним стажем. «Бабушками их не назовешь, но это очень опытные учителя» , - говорит отец Димитрий. И школа, и детский, и группы развития - все услуги платные. Точную стоимость обучения помощники Байбакова назвать отказались, отметив лишь, что она невысока - в пределах нескольких тысяч рублей, чтобы «отбить» себестоимость обучения.

По словам людей из окружения священника, ни у храма, ни у школы действительно не было какого-то богатого спонсора - на все собирали «по копеечке». Секрет успеха его проектов коллеги видят в другом. «Это человек, которого окружают чудеса, - говорит Светлана Ладина. - Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: он никогда не строил из себя чудотворца, просто Господь, видя, что он делает нужные дела, посылает ему свою помощь. Сначала создал православную газету, потом радиоканал „Воскресение“, затем телеканал „Союз“. Известно, что в разгар строительства отец Димитрий, чтобы расплатиться со строителями, продал свою квартиру».

В том, что частная школа архимандрита Димитрия Байбакова будет востребована, нет никаких сомнений - его храм давно стал неким культурным центром микрорайона. «Здесь очень много людей, которые приходят с поселков Тубсанаторий, Психбольница, Лечебный, из коттеджей в округе, - рассказывает преподаватель физкультуры Ольга Решеткина. - Все эти детки занимаются у нас, плюс приезжают дети из города. Здесь кругом лес, свежий воздух, своя скважина, отдельная территория. Мы думаем, что детей будет все больше и больше».

Вконтакте

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары