Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Архимандрит наум лавра. Архимандрит Наум Троице-Сергиева Лавра: фото, биография, отпевание

Религиозные практики в современной России Коллектив авторов

Механика работы современного духовника: случай архимандрита Наума

Практика духовного руководства со стороны архимандрита Наума является, по имеющимся свидетельствам, общей для духовников. Она состоит из пяти этапов, причем относительно небольшое число последователей доходит до четвертого и пятого.

Этап первый – затрудненный доступ. К рядовому старцу, не набравшему достаточного количества духовных детей, подойти не составляет труда. Старцы первой величины всегда почти что недоступны. Архимандрит Кирилл последние годы живет в Патриаршей резиденции в Переделкино, где доступ к нему имеют только духовные дети высокого уровня – епископат, настоятели крупных монастырей, известные священники. Архимандрит Иоанн полностью блокирован от посторонних посетителей насельниками монастыря, и его духовные дети не могут подойти к нему, даже когда он идет от храма в келью. Упокоившийся недавно протоиерей Николай Гурьянов последние пять лет своей жизни провел в замкнутом помещении своей избы, под контролем двух келейниц, пропускавших к нему только высокопоставленных гостей.

Причиной такой закрытости и крайне избирательного допуска может быть действительно чрезмерно большое количество желающих, проблемы со здоровьем (все эти духовники – люди сильно пожилые) или желание церковной иерархии взять духовников под контроль. Однако архимандрит Наум использует этап ожидания в дверях еще и для того, чтобы отобрать категорию посетителей, в наибольшей степени заинтересованных в получении совета и расположенных к тому, чтобы не только его выслушать, но и воспринять как руководство к действию.

Об этом существует богатая коллекция свидетельств. Один из его духовных детей, предприниматель, рассказывает: «Я пришел к нему несколько лет назад. К нему очень трудно попасть – сотни, если не тысячи людей со всей страны, с Украины, которые специально приехали, чтобы встретиться с ним. Старец принимает в Лавре, где со стороны бокового, не туристического входа, для него построен специальный деревянный временный домик. Принимает с 6.30 утра до часу дня. Однако сколько долго ни стоял, войти в домик не получалось. Там, собственно, нет очереди как таковой. Вроде стоишь-стоишь, уже около двери, а тебя не впускают – все время какие-то люди тебя обходят и – в дверь. Наконец я к нему попал раз, попал другой, третий, открылся ему, он меня заметил и теперь я уже вхожу в этот домик без очереди – мимо других» 37 . Молодой церковнослужитель: «Я после семинарии приехал поступать в Московскую духовную академию, но не прошел. Мне посоветовали сходить к старцу Науму за советом. Ждать пришлось очень долго, но я к нему попал» 38 . Известный православный педагог о. Анатолий Гармаев повествует о начале отработки этой схемы приема в 1970-х годах, когда число посетителей было еще не так велико: «Народу было у него всегда много. Не было только очереди. Люди сидели или стояли вдоль стен перед его комнатой для приема, стояли и на улице. Молча ждали. Не было разговоров. Благоговейная тишина висела в воздухе. Батюшка выходил из своей комнатки и сам подходил к кому-либо из стоящих. Иногда сразу шел на улицу. Принимал там стоящих людей. <…> Бывало, что некоторые из людей, приехав издалека, дней пять подряд простаивали с утра до вечера, а батюшка не принимал их. Уж они и недоумевали, и роптали, и томились, и ругались. Пока совсем не придут к тишине и молитве, так и стоят вдоль стен. Кто-то не дожидался, уходил. Но таких мало было. Из новичков» 39 .

Некий «архимандрит Савватий», участник православного интернет-форума, сообщает о современной форме приема: «Странно, что вокруг старцев всегда обязательно найдется такая женщина, которая обязательно постарается „облегчить“ жизнь старца Божия. Нанося тем самым урон и авторитету старца, и церкви. Многие из нас знают архимандрита Наума. Когда он ведет прием, обязательно две-три таких „благодетельницы“ стоят возле его двери и распоряжаются: „ты пройдешь первая, а ты постой еще немного“» 40 .

Несмотря на возмущение участника форума (равно как и многих случайных посетителей архимандрита Наума) подобным контролем, присутствие одного или нескольких келейников (келейниц ) – регулирующих поток посетителей и обеспечивающих бытовые потребности пожилого человека (стирка, уборка, приготовление пищи, сбор пожертвований) – неизбежная принадлежность старчества как явления и зафиксирована во всех сборниках воспоминаний о других известных старцах и старицах.

Этап второй – акт инициации. Терпеливо дождавшись встречи с известным старцем, посетитель редко получает возможность полноценной исповеди. Он рассказывает свою просьбу, сводящуюся к пожеланию получить от старца разрешение сомнений или совет, как поступить в сложной жизненной ситуации. Профессионализм и слава старца заключаются в умении с ходу дать нужный совет. Этот навык основывается на многолетнем опыте урегулирования стандартных жизненных ситуаций, и старец выступает здесь с позиции психоаналитика, хотя жанровое разнообразие приемов и амплуа довольно велико.

Нынешний архиепископ Гомельский Аристарх (Станкевич) так вспоминает о своем опыте работы духовником в Троице-Сергиевой лавре: «У меня был такой случай в жизни. На исповедь пришла девушка, плачет: „Я такая грубиянка, на работе могу нагрубить, раскаиваюсь, не знаю, чего делать“. Я ей что-то посоветовал. Потом думаю: дай-ка старших спрошу, что они мне скажут. Пошел к покойному архиепископу Сергию (Голубцову), который жил на покое в Лавре.„Владыка, такое дело, пришла девушка“. – „Надо дать ей епитимью“. – „Хорошо, спасибо^ Пошел к Науму (Байбородину): „Отец, вот такое дело“. – „Знаешь, надо подумать, посмотреть, а кто у нее родители, а где она воспиталась, как она росла. Может быть, то, может, то…“ – „Хорошо, спасибо“. Пошел к отцу Кириллу (Павлову): „Отец Кирилл, вот такое дело, девочка пришла…“ – „Ты ей скажи, чтобы она читала Псалтырь“. Все. Коротко и ясно» 41 .

Иерей Анатолий Гармаев подробно повествует о своем опыте общения с архимандритом Наумом: «Я на себе испытал – когда подходит батюшка, забываешь об окружающих, остаешься один на один с ним. И легко и просто. Долго он не будет с тобою. Вот уже накрывает епитрахилью, разрешает грехи и благословляет. Бежишь домой, как на крыльях. Только вот никогда не знаешь, в какое время это произойдет.

Придешь, бывало, к девяти, а то и к восьми утра, думаешь, что к одиннадцати уже будешь свободен. Но вот уже двенадцать, уже и обед, и батюшка ушел в трапезную, а ты все ждешь. Все в тебе перекипит, переволнуется. И только когда утихнешь, совсем смиришься, он вдруг подойдет к тебе – светлый, добрый: „Ну, что у тебя?“» 42 .

Если ситуация нестандартна или информации недостаточно, старец отвечает серией двусмысленных нарративов и метафор. Профессионализм и степень известности старца заключаются в удачной авторской разработке подобных высказываний, дающих возможность максимально широкого истолкования тем лицом, к которому они обращены. Человек, получивший подобный ответ, либо удовлетворится им для разрешения собственной проблемы, либо будет держать его в голове, рассматривая все происходящие с ним события с позиции «а может, об этом старец и говорил». Логика в этом случае отступает на второй план. Люди, верящие в предсказание, не замечают мелких несоответствий.

Вот, например, краткая заметка под характерным заголовком «Предсказание сбылось» в православном издании:

Отец Наум, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, предсказал развал СССР за 10 лет до этого события. Это произошло в 1979 году. К батюшке приехала из Парижа пара, Александр и Наталия, русские по происхождению, православные и интеллигентные люди: они просили у отца Наума благословение на брак. На прощание они спросили у него, когда им еще можно приехать.

– Приезжайте, когда Россия будет как при Иване Грозном. Без Прибалтики, Азии, Кавказа и Крыма. Безо всего.

Они недоумевали: как это понять?

Батюшка руками показал ограниченное пространство и пояснил:

– Вот когда будет Россия в таких границах, как при Иване Грозном, маленькая, тогда и приезжайте.

В те времена СССР был могучей державой, и никто тогда не поверил предсказанию. И вот сейчас все это сбылось 43 .

Здесь не важна даже степень достоверности события (т. е. было ли предсказание в такой форме, в указанный момент и конкретным людям). Важно, что читатель этого текста в газете должен быть уверен в существовании у старца дара предвидения, который позволил ему загодя предсказать развал СССР. И ему не важно, что Россия к границам Московского государства второй половины XVI века все же пока не вернулась.

Отмечу, что распад страны именно в тех границах, о которых говорил старец , был предсказан А. Амальриком в опубликованной еще в 1970 году книге «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?» 44 – книге, широко известной по самиздату и зарубежному радио, которое монахи Троице-Сергиевой лавры скрытно слушали в своих кельях 45 . И по части предсказаний А. Амальрик оказывается поконкретней архимандрита Наума. Фразы: «…возможно, представление независимости отдельным советским народам произойдет мирным путем и будет создано нечто вроде федерации, наподобие… Европейского экономического сообщества…Возможно даже, что Украина, Прибалтийские республики и Европейская Россия войдут как самостоятельные единицы во Всеевропейскую федерацию», – напомню, были написаны светским публицистом еще в конце 1960-х 46 .

Возвращаясь к архимандриту Науму, отметим, что значительная часть посетителей с порога отвергают его нарративы, ориентируясь на собственное понимание о благодатности и спасительности. Недаром тексты, посвященные старцам, изобилуют примерами, когда авторы посещали множество уважаемых духовников, пока не находили «истинного» с их точки зрения. Один из имеющихся рассказов о судьбе человека, отвергнувшего благословение старца, не только повествователен, но и назидателен, возможно, потому, что размещен на сайте одного из самых радикальных фундаменталистских монастырей: «Игумения Ирина… выросла в православной семье, с детства посещала храм. После школы пошла работать парикмахером, но возникло сомнение: ее ли это место. Поехала в Троице-Сергиеву лавру посоветоваться с опытным священником, и там архимандрит Наум благословил ее работать в детском саду или больнице. По молодости она не послушалась, вернулась в парикмахерскую и сразу же заболела. Год по состоянию здоровья нигде не работала, а потом начала петь на клиросе в Вознесенском соборе Новосибирска» 47 .

Третий этап – акт присоединения к числу духовных детей. Если с точки зрения того человека, который обращался к старцу, «по его молитвам» или «предсказанию» произошло нечто, что оправдало его ожидание, то следует повторное обращение. С этого момента человек присоединяется к духовной семье старца и начинает увязывать решение своих все более мелких проблем (маршрут поездки в отпуск, крупные покупки, поход к врачу) с благословением- разрешением и молитвами старца. На этом этапе резко сокращается количество информации о деятельности старца или о конкретных поручениях и поучениях, которые он дает своим духовным детям. Они ценят его советы настолько, что предпочитают не говорить об этом посторонним и непосвященным. Фактически отношения становятся интимными, как и должно быть в семье.

Этап четвертый – исполнение послушания. После включения в число духовных детей последователь старца может пройти еще одну стадию. Старцы единодушно говорят, что для истинного спасения при их посредничестве необходимо послушание их советам и наставлениям, а также – преодолеть те испытания, которые он назначит. На этом этапе человек из «клиента», заходящего к старцу, чтобы разрешить мучающие его сомнения (и принести ему какое-то пожертвование), превращается в послушного ученика, «отсекающего свою волю», или в ребенка – духовного сына (дочь), усмиряющего себя в буквально рабском послушании строгому, но справедливому и всезнающему духовному отцу.

Весьма подробно эти настроения фиксирует сборник воспоминаний об одном из учеников архимандрита Наума – архимандрите Иерониме (Верендякине), в котором его последовательницы признавались, что все вопросы – от времени посадки капусты до необходимости поехать в соседнее село – решали только по благословению старца. Авторы воспоминаний тщательно фиксировали, к каким печальным последствиям вело невыполнение его указаний и, наоборот, как щедро воздавалось им исполнение послушания даже в неблагоприятных условиях 48 .

Другой ученик старца Наума – архимандрит Амвросий (Юрасов), проведший в ТСЛ десять лет и создавший собственный клан почитателей, бесстрастно зафиксировал в своих мемуарах, что еще в 1980-х годах за какую-то провинность послал свою интеллигентную духовную дочь выгребать уличный туалет, а затем, не дав ей помыться, отправил на переполненной электричке в Москву 49 .

Возможно, это самый яркий из известных нам эпизодов духовного руководства, но он дает нам представление о методах действия последователя архимандрита Наума по отношению к духовным детям. Они должны не только ежедневно усмирять свою волю в соответствии с указаниями старца, но и реагировать на неожиданные, часто унизительные провокации, которые призваны проверить степень их подчинения.

Некоторые фрагменты текстов архимандрита Амвросия, посвященные воспитанию послушания, позволяют нам получить некоторое представление о нравственных нарративах и быличках, которые старцы транслируют крепким в вере последователям: «В одном монастыре инок задержался по послушанию, опоздал в трапезную, зашел, а вся братия уже сидит, вкушает. Настоятель взял кусок хлеба, бросил ему: „Ешь“! Кусок упал на пол. Инок склонился на колени, взял кусок хлеба зубами, отполз в угол на четвереньках и стал есть. Никакой обиды, раздражения. Бросили как псу – он так себя и вел, как пес. Это уже совершенство, этого состояния еще надо достигнуть» 50 . Обоснование при этом таково: «У святых отцов сказано: если послушание дают выше сил, можно об этом сказать духовнику, а духовник скажет игумену. Если игумен все же не отменит это благословение, и если послушник умрет на послушании, он от Господа получит Царство Небесное и мученический венец» 51 .

Случаев мученических смертей на послушании мне пока неизвестно, но на этом фоне неудивительными кажутся рассказы о том, что в одном из монастырей в той же Ивановской области монахов и трудников (то есть добровольных рабочих в монастырях) за провинности закапывают в гробу в землю на несколько часов 52 . Сам архимандрит Наум всего лишь рекомендовал некоторым духовным чадам купить гроб, поставить в сенях и проводить там по полчаса в сутки в размышлении о прожитом дне 53 . Однако послушания мог давать достаточно жесткие с гуманистической точки зрения – например, о. Анатолий Гармаев, зайдя как-то к старцу за благословением 54 , неожиданно получил его в виде приказа отправиться с прежде незнакомой ему женщиной куда-то в провинцию и сложить у нее дома печь (чего он делать не умел). При этом в течение двух-трех месяцев послушания ему не благословлялось даже позвонить жене и сообщить о своем местонахождении 55 .

Причины того, почему взрослые люди, нередко сами имеющие детей, таким образом строят свои социальные связи, лежат в сфере практической психологии и психоаналитики и в данном исследовании нами не рассматриваются. Мы лишь отметим, что на четвертом этапе от благословений- советов старец переходит к благословениям- приказам. Они могут касаться весьма существенных вопросов – места жительства, смены работы, семейного состояния (благословение/ неблагословение на брак – самая мягкая форма управления в этом случае). Особенность архимандрита Наума состоит в том, что зачастую он стремительно проходит второй-четвертый этапы в отношениях со своими последователями. Человек, пришедший к нему за советом, получает практическое направление в одну из структур, находящихся под управлением или духовным окормлением старца. По всей видимости, значительная часть посетителей игнорирует эти советы, однако другая не знает, как отказать влиятельному старцу, и принимает эти направления как послушание.

Предприниматель: «Уникальное свойство старца состоит в том, что он замечательно умеет связывать людей и все это очень хорошо помнит. Он меня никогда специально не ищет, но, как у православных людей говорится „промыслом Божьим“, я в какой-то момент понимаю, что мне к нему надо. Подъеду, поговорю, а он рукою машет уже, кого-то подзывает и мне говорит – вот, думаю, этому человеку помочь надо. Так он вяжет узелки. Если бы Вы знали, какая вокруг него хозяйственная деятельность ведется. Какой он труженик. Вот, к примеру, монастырь в Новосибирске, в который он отправляет множество ребят – обездоленных и потерявших себя. Сколько оттуда грузовиков с луком в Москву пришло, сколько стройматериалов туда ушло. Поэтому к нему столько людей без очереди и идет – не просто так, а решать конкретные вопросы. Что, куда и как» 56 .

Церковнослужитель: «Он меня благословил [в первый же визит] пожить и потрудиться в Савво-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Там я провел почти год. Меня всячески обхаживали, чтобы я постригся

[в монахи], но что меня особенно поразило, они точно знали, чем я потом буду заниматься: поедешь, говорят, собирать виноград под Бахчисараем [Республика Крым, Украина]» 57 .

На сайте храма Всех Святых, в земле Российской просиявших (г. Дубна Московской области) содержится показательная переписка священника и обратившейся к нему за советом женщины, чей сын по благословению старца Наума поступил в Московскую духовную семинарию (а до этого сразу после школы был направлен на сельхозработы в монастыре в Ивановской области). Ее интересовало, может ли она, нарушив благословение и договорившись с ректором Свято-Тихоновского православного богословского института, перевести сына в новый вуз 58 .

Этап пятый – постриг в монашество. Крайней формой членства в числе духовных детей является благословение старца на постриг в монашество или принятие священного сана. Естественно, что чаще всего подобные благословения дают старцы, уже живущие в монастырях, как архимандрит Наум, хотя большая часть его последователей (в известных мне случаях) становятся монашествующими, но не священниками. При этом происходит общая оценка психологического состояния будущего насельника монастыря, однако она очень сильно зависит как от личного настроя старца, так, по всей видимости, и от потребностей обителей, находящихся в молитвенном общении со старцем.

Журналисты православной сыктывкарской газеты «Вера-Эском» обнаружили в одном из монастырей под Ярославлем отца и сына Грибовых. Рассказ отца достаточно подробно описывает духовное возрастание сына: «Стал он читать, молиться, потом начал в храм ходить, тысячу рублей вложил в восстановление храма. Я не возражал, потому что это лучше, чем на курево… С девушкой познакомился, потом расстался, поехал к архимандриту Науму в Троице-Сергиеву лавру. Старец благословил его преподавать математику в Топорково, в православной показательной школе-интернате (старец в 2003 году за попечительство над ней получил церковную награду. – Н.М.). Там он получал 7500 рублей плюс кормежка и одежда. Ну, думаю, хоть нам будет помогать. А потом начали говорить что-то из-за денег, он опять к отцу Науму – и тот благословил прийти сюда, в монастырь. Сейчас в монастыре и я, и супруга моя – пришли вслед за сыном. Жена тут рядом по соседству, в женской обители. Все вдруг здесь оказались» 59 .

А вот рассказ о более независимом объекте религиозного пространства – блаженной 60 Любушке Лазаревой (1912–1997), жившей в 1974–1996 годах в Ленинградской области: «В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанино. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклу прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: „Я странница. Так меня и поминайте…“» 61

Архимандрит Наум регулярно выезжает в некоторые епархии (например, Ивановскую, Новосибирскую и Алма-Атинскую) для контроля за деятельностью своих последователей. Высокопоставленные сотрудники Новосибирского епархиального управления рассказывали мне, что о. Наум не только создал монастырь у себя на родине, но и назначает настоятелей монастырей епархии, – несмотря на то, что формально это должен делать Священный синод, по представлению правящего архиерея 62 .

Заняв позицию социолога религии, можно констатировать, что в современной РПЦ фактически сформировалось экстерриториальное сообщество духовных детей архимандрита Наума – со своей идеологией, политическими и экономическими связями. Оно базируется наличном авторитете старца, который, по всей видимости, остается единственным обладателем «ключей», которые позволяют использовать данный механизм. Причиной, почему это сообщество существует, в гораздо большей степени является личный авторитет архимандрита Наума, помогающего решать житейские вопросы и направлять нерешительных людей на путь служения некоему общему благу (посвящение их жизни Богу), и его административные таланты, помогающие управлять тысячами духовных детей, а не единство взглядов его последователей в церковных или общественно-политических вопросах. Вместе с тем это сообщество – органическая часть широкой фундаменталистской коалиции, существующей внутри РПЦ и оказывающей серьезное влияние на ее политику.

С другой стороны, оценивая деятельность архимандрита Наума и его духовных детей с позиции религиоведа, принимая ее в качестве типичного (хотя и весьма значительного по масштабам) проявления старчества, мы видим, что старчество в РПЦ ничем не отличается от типов психологической помощи, коммуникации между верующими и передачи экзистенциального знания в других религиозных конфессиях. Аналоги мы можем найти даже на постсоветском пространстве, вспомнив буддийских гуру, суфийских шейхов, шаманов.

Общими чертами всех этих духовных учителей являются:

– внеиерархичность (неподконтрольность формальной и признанной государством религиозной иерархии);

– приверженность устной («народной») традиции передачи знания (в противоположность письменной традиции «официальной религии»);

– ориентация на индивидуальное общение с адептом или небольшой группой последователей (в противоположность массовой проповеди);

– предложение

– предложение конкретных рецептов помощи в трудной жизненной ситуации (в противоположность общим морально-нравственным установлениям, декларируемым и контролируемым носителями официальной религиозности).

Старчество в современной РПЦ, в том числе его «подсоветский опыт», еще не отрефлексировано должным образом церковным сознанием и является неразработанной проблемой для социологов религии. Комплекс научных и богословских работ, посвященных этому явлению, еще предстоит создать. Актуальная политическая деятельность архимандрита Наума и его последователей и необходимость реакции на это как церковных, так и светских властей и экспертного сообщества, пожалуй, увеличат интерес специалистов к разработке этой темы.

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

АТОМНАЯ (ВОЛНОВАЯ) и КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА Мы только что окончили путешествие по галереям подземных пещер. Теперь «заглянем» вглубь микромира. «Посмотрим», что происходит в «залах» вещества - в молекуле, атоме. Это недоступные для наблюдения области, однако с помощью

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Механика небесная и земная Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания в России, конструктор самолетов и вертолетов, опубликовал по-английски в Соединенных Штатах книгу о молитве Господней.Инженер, техник, изобретатель и одновременно глубоко верующий христианин,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как выбрать себе духовника? иеромонах Иов (Гумеров)Специально искать или выбирать не нужно. Надо помолиться, чтобы Господь дал духовника. Все искусственное бывает непрочным и не дает плодов. Если Господь привел в определенный храм, и Вы стали прихожанкой его, то не ищите

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора

4. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им Григорий. Книга Соломона, в которой написаны эти слова, называется Екклезиаст. Екклезиаст, собственно, значит проповедник. В проповеди обыкновенно предлагается мысль, которая

Из книги Как преодолеть раздражительность и гнев: советы духовника автора Филимонов Сергий

Часть первая. Советы духовника Держать язык за зубами Святые Отцы учат тому, чтобы мы были неспешны на всякое слово, ибо за каждое слово мы будем держать ответ на Страшном суде.Кто поругается со своим ближним, нанесет ему обиду или скорбь, пускай не дерзает причащаться.

Из книги Слова III. Духовная борьба автора Старец Паисий Святогорец

Глава четвертая. О работе духовника над душами людей Умение обращаться с душой - дело тонкое- Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером?- Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брусьями. Однако

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора Двоеслов Григорий

Глава четвертая. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им Григорий. Книга Соломона, в которой написаны эти слова, называется Екклезиаст. Екклезиаст, собственно, значит проповедник. В проповеди обыкновенно предлагается мысль,

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛОМНИКОВ Свидетельство духовника Старца Отец Павел Зисакис, проигумен Великой лавры Афанасия Великого, свидетельствует: «С отцом Паисием я познакомился в детстве в начальной школе в Конице. Уже тогда он со многой горячностью и ревностью подвизался ради

Из книги Чудо исповеди. Непридуманные рассказы о таинстве покаяния автора Коллектив авторов

Из книги Молитвенное приношение старца Софрония автора Сахаров Софроний

Молитва игумена или духовника ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Боже Спасителю наш, исторгнувый мя от суеты мира, положивый мя в служение пренебесным Твоим Тайнам и призвавый мя на подвиг возвещати братии моей пути спасения Твоего; молю Тя, Царю безначальный: исцели мя от

Из книги Слово Предстоятеля (2009-2011). Собрание трудов. Серия 1. Том 1 автора

Молитва иная игумена или духовника ПОСЕТИ, ГОСПОДИ, вся братия и сестры наша, в болезнех и скорбех сущих, и исцели их силою Твоею.Помяни, Господи, иже в темницах и узах сущих по всему лицу земли; промысли о иже гладом и жаждою томимых; иже в работах тяжких; иже в гонении за Имя

Из книги Миссия Христа. Загадки библейского сюжета автора Яковин Диомид

Молитва священнослужителя, игумена или духовника ИИСУСЕ ВОЗЛЮБЛЕННЕ, Господи мой и Боже, исторгнувый мя от суеты мира, и от разновиднаго рабства свободивый; Ты бо еси исцеливый мя, прокаженного, низложенного же и нищаго обогативый; Ты щедро открыл еси мне путь к познанию

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Особенности современного социального контекста пастырской работы Глобальный экономический кризис в конце прошлого года пришел и в Россию. Многие предприятия закрылись или свели к минимуму свою деятельность. Другие были вынуждены пойти на снижение или задержку

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Часть 1: Механика Священной истории Начнем с того, что поговорим о странностях Священной истории. Нет, не о тех мелочных придирках – пресловутых «противоречиях», которые пытаются порой изыскивать в Библии атеисты, в надежде разоблачить «выдумки церковников».

Из книги автора

Духовные дети архимандрита Наума Кто является паствой архимандрита Наума, кто решается отдавать свою жизнь в его руки? По моим наблюдениям, в первую очередь это неофиты, пришедшие в Церковь в последние два десятка лет, но стремящиеся максимально жестко соблюдать

Из книги автора

50. Не надо менять духовника Милость Божия буди с вами! N.N. С праздником! Благодарствую за поздравления с именинами и ваши благожелания. На ваш вопрос скажу: не переменяйте духовника. Хоть бы он лежал на смертном одре и был в памяти. и тогда можно исповедываться и исповедание

Вниманию читателя предлагается сборник, в который вошли выдержки из проповедей известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, недавно почившего архимандрита Троице-Сергиевой Лавры отца Наума (Байбородина; 1927–2017), объединенные темой покаяния. Батюшка часто говорил о том, что цель жизни каждого человека – соединение с Богом, общение с Ним. Однако в нашем падшем, греховном состоянии души оно невозможно. И единственный путь, ведущий нас к Богу, – это путь «перемены ума», то есть покаяния.

Отец Наум не уставал повторять своим духовным чадам, что всякий христианин для своего спасения должен пройти путь очищения и освящения, и проходится он через исполнение заповедей, пост и воздержание, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву и достойное причащение Святых Христовых Таин. В этом делании наши главные помощники – святые угодники Божии, например святой преподобный Сергий Радонежский и Мария Египетская, сами деятельно прошедшие эту духовную науку.

Однако мало оставить страсти и избегать явных грехов – необходимо также отгонять нечистые помыслы, постоянно всеваемые в нас бесами. Соблюдая свой ум чистым от них, необходимо возводить его к Богу и непрестанно возносить к Нему молитву.

К этому призывал отец Наум каждого приходящего к нему человека. Об этом же он часто говорил в своих проповедях, выдержки из которых предоставляются вниманию благочестивого читателя.

Будем течь путем покаяния

Рассказ матушки Татьяны

Покаяние часто называют теми дверями, которые открывают нам рай. О том, как важно покаяние для посмертной участи каждого из нас, говорит реальный случай, происшедший с матушкой Татьяной, женой священника Виталия из Мордовии. Так как он также является и свидетельством силы молитвенного заступничества перед Богом отца Наума, рассказ о нем мы решили поместить в начале этой книги. Приведем рассказ матушки целиком.

В декабре месяце 2017 года я очень заболела. Началось все с того, что стало стрелять ухо, появилась сильная, нестерпимая боль, после чего пошло выделение. Меня положили в больницу, и там спустя неделю со мной произошло что-то страшное и ужасное. После очередной процедуры (пункции – прокола через ухо) мне стало плохо. Сильно кружилась голова. Я попросила позвать врача, но мне стало еще хуже, головокружение усилилось. Меня словно бы сильно кружили, после чего я почуяла сильную горечь во рту и подумала, что это отрыжка. Хотя врача и слышала где-то вдалеке.

Вдруг после этой горечи я понимаю, что стою за окном и смотрю с улицы в палату, хотя седьмой этаж. Я стояла и ничего не понимала, что произошло и почему так и что со мною делают врачи, а их было много. Страха не было никакого. Я стояла на беленькой дорожке в белой тонкой сорочке. Дорожка была похожа на зефир или пломбир в стаканчике. Мне стало так не по себе. Я смотрела в окно, и вдруг врач, которая держала меня за руку, повернулась к окну и закричала: «Господи, пусть живет, детей много и молодая еще!» Стукнула своими кулаками по подоконнику и, отвернувшись, схватила мою руку и кричала: «Быстрее!» Меня сильно удивило то, что она меня не видела совсем.

Здесь я услышала музыку, какую-то мелодию. Она шла непонятно откуда. Это как будто было похоже на молитву, но не как здесь. И мне захотелось пойти посмотреть. Дорожка вмиг удлинилась, и я пошла по ней. Идти было легко, кругом было это пение, музыка и теплый свет, как желтый, но не желтый. Это что-то другое, такого света я никогда раньше не видела, он не был похож даже на солнечный. И вдруг я дошла до золотых светящихся ворот.

Дорожка моя продолжилась. Я вошла в ворота и увидела множество батюшек и матушек-схимниц, знакомых и незнакомых. Там меня встретил отец Феофан (он был нашим духовником). Я взяла благословение и увидела отца Наума, отца Кирилла, отца Иеронима Санаксарского, отца Питирима. Отец Феофан спросил меня: «Готова умереть?» Я так удивилась, говорю: «А разве я не умерла еще?» Здесь ко мне подошел отец Наум, взял меня за руку и говорит: «Идем, покажу». Мы повернулись назад, и он мне стал говорить: «Нет, ты не умерла. Смотри, хлопочут. Времени мало».

И мы вернулись обратно и пели и молились. И после этого батюшки по очереди меня помазали маслом, каждый палец на руках и ногах с двух сторон. Мне было так хорошо! Я испытывала непонятное чувство радости. Снова разглядывала батюшек и радовалась. А отец Наум говорит: «Ты вернешься обратно». Я стала просить остаться у них, на что он мне сказал: «Мы уйдем, а ты не пройдешь». И снова отвернулся к красивому столику.

Тогда я подошла к отцу Кириллу и, взяв благословение, спросила: «Батюшка, оставьте меня! Ну попросите за меня!» А он ответил, указывая пальцем: «К нему, все к нему, он здесь главный». И указал мне на отца Наума. Я подошла и к отцу Иерониму с той же просьбой, а он ответил: «Нельзя, не пройдешь. Не сейчас». Тогда отец Наум повернулся и говорит: «Ну вот, мы на земле не виделись, а сейчас спрашивай, что хочешь». Я спросила: «Почему нельзя остаться?»

Он взял меня за руку и повел. Показал мне страшные комнаты и назвал мне мои грехи, грехи юности, сказал, как за них мучиться мне придется. Я спросила: «А как же я встану? Мне плохо». Отец Наум ответил: «Три причастия поднимут твое тело. Запомни и езжай в Лавру к одному священнику. После исповеди, причастия и пострига поднимется душа и дух укрепится. К нему, как к отцу Феофану, под крыло его – он примет. Пусть братия убегают от уныния. Я всех слышу. Пусть хранят любовь и укрепляются и стоят, как столбы, в вере».

После этого он сказал отцу Феофану: «Быстрее провожай свою чаду. Благословляй и отпускай, времени мало». И подал святую воду ему. И отец Феофан сказал, благословив крестом: «Пей». Я не хотела, сопротивлялась. И как только пригубила, меня словно кто-то впихнул в мое тело, в меня же саму, и так легко! После чего я открыла глаза, и меня сильно рвало. Потом я пришла в себя.

Но то удивительное чувство никак не покидало меня. Отец Наум сказал мне, что тот священник на правильном пути, к нему, и только к нему, он направит, как нужно, что он все правильно делает, что сильна его молитва. Что скоро вместо него Господь пошлет батюшку для принятия людей.

Я думала и сама себе не верила, что все это со мной произошло. Я начала сама себе строить планы, что я причащусь не три раза, а больше. И правда, что мне может помешать? После третьего моего причастия я попросила четвертый раз меня причастить и была рада этому. Но моим планам не суждено было сбыться – ко мне пришла нечистота женская. И тут я поверила, что это не просто обычный сон, что отец Наум со всеми батюшками и его благословением – это реальность.

Там еще я спросила, а почему меня врач не видела, когда я стояла у окна и она смотрела на меня. Отец Наум сказал: «Если бы вы, земные, видели потусторонний мир, вы бы сошли с ума. Поэтому Господь милостив и управляет все ко благу».

Так молитвенным заступничеством старца Наума женщина была возвращена к жизни ради принесения достойных плодов покаяния, которые одни помогут нам после нашей кончины. Покаяние батюшка считал самым важным делом в жизни христианина. Его наставления на эту тему собраны нами под одной обложкой в этой книге для духовного преуспеяния и возрастания всех верных чад Православной Церкви.

Путь покаяния

1. Во Христе великая тайна. В христианстве великая тайна возвещается миру. Церковь Православная спасает всех, кто верует во Христа, кто исповедует Троицу и ищет Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).


Воля к святости

Проповедь записана в Свято-Троицком храме Лавры летом 1998 г.

Три греха

Великая тайна в том, что Бог явился нам во плоти и призвал всех людей к святой блаженной жизни. Именно призвал… Господь никого не заставляет, хотя достаточно одного слова Его, чтобы мы переродились. Вспомните, как Бог творил вселенную. “Да будет свет!” – сказал Он, и свет появился. И каждому из нас Он говорит: “Да будь свят!” Но сразу не делает нас святыми, а чего-то ждет от нас. Чего?

Для чего Господь сотворил эту чудную, прекрасную вселенную? Чтобы ввести сюда человека, и чтобы человек, пребывая с Богом, созерцая Божие творение, БЛАЖЕНСТВОВАЛ, жил с Богом и познал вечную жизнь. Так и было – в Эдемском раю. И люди не знали никакого греха. Не надо было учить Адама: мол, не убей, не прелюбодействуй. Этим словам Адам бы удивился: “А что это такое?”. В уме даже не было понятия о каком-то зле. Но вот произошло великое грехопадение, которое продолжается поныне, и которому мы сами живые свидетели. Даже говорят некоторые, что первое грехопадение это – Адама в раю. Потом говорят – это падение великое у Иуды. И потом еще – падение у Папы, когда от нашей церкви отпали римо-католики, и мир поделился пополам.

Итак, грех первый.

Великое зло разлилось по вселенной после того страшного события в Эдеме. Представьте, раньше Адам как бы княжил в этом мире – все ему было покорно: животные, все творение Божие. А когда Адам передал свое первородство дьяволу – то князем мира сего стал дьявол. И он научил жить человека “по-новому”, научил убивать друг друга, прелюбодействовать, завидовать, пьянствовать, всякие беззакония совершать. Богу не стали молиться. Представьте, до седьмого поколения не молились Богу после грехопадения Адама. Вот как ЗЛО вошло в душу людей, и как люди изменились. Люди стали думать о земном, пошла какая-то особая цивилизация – стали строить планы большие, висячие мосты, каналы, всякие города. И люди забывали о вечном Боге. Более того, дьявол не только отвлек от Бога, но научил поклоняться ему, демону, и тогда придумали много богов… Строили капища. Храм блудницы Артемиды такой был огромный, что назывался одним из “чудес света”. Такая красота, такое богатство, такое изящество – и все совершалось там в служении дьяволу, собирались тысячи блудниц, совершались всякие “празднества”, разврат, по сути… Люди строили статуи, идолов, и в эти изображения часто вселялись бесы. Приходили люди, вопрошали их – и оттуда был голос, от деревянных идолов. И вера в дьявола была глубокая. И вот эта языческая религия была государственная религия. И людям нравилось все это.

Теперь грех второй.

“Да будь свят!” – говорит нам Господь. И ждет от нас… Он ждал и тогда, когда готовилась Голгофа. Представьте, сколь великое смущение было среди иудеев: как это так, если Он – Бог, то почему допускает, что с Ним так обращаются?! Приходят фарисеи и говорят: “Мы за тобой наблюдали, ты злодей, в тебе бес сидит”. И Он терпел. Ни в чем Христа не могли обвинить – и придумали казнить как государственного преступника, будто Он хочет стать царем вместо кесаря Римской империи. И Господь терпел. Почему палец о палец не ударил? И много потом веков прошло, но люди многие так и не могли понять благой призыв Господа. Даже и Мухаммед, основатель мусульманства, поначалу как бы склонился принять христианство, но все-таки рассудил по-человечески: да, Иисус был хороший, но почему себя не защитил, если Он Бог? И вот что придумал Мухаммед: “Его хотели убить, а мы вот с Аллахом не дали убить, подняли на небо”. В своем Коране пророк Ислама поместил Иисуса на “второе небо”, в рай. Такая простая, по-человечески понятная, вера. Но Господь-то не этого от нас ждал! Не слепого поклонения, а осознанного раскаяния, доброй воли к святости.

И вот грех третий – отпадение римо-католиков от православия, затем последующее отделение от римо-католиков протестантов и так далее, и так далее… дробление без конца. Отчего так происходит? В чем причина разногласий, ересей? А вот мы посмотрим, как об этом Евангелие проповедует.

В Евангелии мы видим, что одни верили Христу, а другие уходили. Говорил Иисус Христос о Таинстве Причащения – и многие не понимали. “Как это так мы будем плоть вкушать Сына Человеческого?” И уходили в неверие. Иуда – его посылал Господь изгонять бесов. И он изгонял – Господним именем. Корзину носил, когда Господь насыщал четыре тысячи человек семью хлебами. И видел своими глазами, как от этих семи хлебов остались семь полных корзин хлебных кусков, объедков. И видел многие другие чудеса Господни. Почему же он НЕ СТАЛ апостолом? Почему предал Господа? В чем тайна? Почему сейчас много ученых, умных людей – но не все они веруют во Христа? Почему не все приходят к Евангелию, почему не все крещеные?

Почему? Потому что слаба воля к святости, воля к добру. А там, где ее нет, ее место замещает другая воля. Иуда бежал благодати Христовой. Почему? В него вошел демон, а когда демон бывает в человеке, то он руководит помышлениями, мыслями, вразумляет, как делать, что говорить. И тогда этот человек, бесноватый, все делает по внушению дьявола – и книги пишет, и распоряжается, руководит… Почему человеку нужно иметь сердце чистое? Потому что Бог свят, и принять Его может только освященное, чистое сердце.

Одно дело веровать, а другое дело – любить. И бесы веруют и трепещут. Но их вера злобная, потому что они любят грех, блуд, убийство, непотребство всякое… Сколько я видел бесноватых. Сколько в них злобы… Мне недавно один человек рассказал, как он к вере пришел. Говорит, много сидел в тюрьме, был неверующим. А когда посмотрел, как ведут себя бесноватые при отчитке – хрюкают, лают, я, говорит, смутился, в ужас пришел: ага, значит бесы-то есть, а я думал нет ангелов, нет души, нет Бога. Я, говорит, стал читать Евангелие, уверовал во Христа. Вот, и так люди приходят к вере, к Богу.

“Да приидет Царствие Твое…”

Господь дал нам молитву “Отче наш”, в которой говорится: “Отче наш, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…” Этим упованием – “да приидет Царствие Твое” – мы открываем свое сердце Царствию Божию, чтобы Дух Святой вселился в нашу душу. Так, через Дух, мы принимаем в себя Господа – Отца, Сына и Святого Духа.

Живоначальная Троица Святая человеческим умом непостижима. И св. отцы говорят, что Бога нельзя понять умом, а только верою. Но все же, говорят они, какие-то сравнения мы можем делать. Ведь мы созданы по образу и подобию Бога-Троицы, и, значит, какие-то начатки троичности можем видеть в себе. А что имеется в нас? Ум, слово и дух.

Наш ум – это как бы образ Отца. Наше слово – напоминает нам Слово Божие, Иисуса Христа. Мы знаем, что Христос был одновременно и человек, и Бог, то есть имел двойственную природу. Так и наше слово двоично. В самом нашем обыкновенном, произнесенном вслух слове пребывает энергия определенной звуковой частоты, это вид материи. И в то же время слово не просто звук, а осмысленное какое-то речение. Значит, в слове видим и духовную сущность, и физическую. И вот в Иисусе Христе мы различаем также природу человеческую и божественную. И в каждом слове виден дух. Этот дух пребывает и в книге, которую мы читаем, в картине, которую написал художник, в любом произведении, в любом делании.

Дух, пребывающий в слове, передается даже животным. Вот самый обыкновенный пример. В семьях часто бывает кот. Представьте, приходит хозяин на обед, хозяйка дает ему вкусную котлету. Вдруг звонок – и пока хозяин говорит по телефону, кот, прельщенный вкусным запахом, стаскивает котлету, жует ее. Возвращается хозяин: “Как ты посмел испортить мне обед?!” И что чувствует кот? Он видит хозяина, слышит его голос, хозяйский, и в этом голосе – дух гнева, ярости. Кот, конечно, убегает. Так вся природа чувствует. И все создают вот этот дух. Рассказчик что-то говорит, какой-то философ выступает – и люди, бывает, сами не зная почему не верят им. Чувствуют “дух” неправды. “Что ты обманываешь?” – говорят. Или наоборот, говорит человек вроде бы сущую чепуху, ну, как юродивые у нас, – и вдруг сверкнет в этих словах настоящая правда. По духу чувствуется…

Так вот мы и представляем собой образ Живоначальной Троицы – ум, слово и дух. Три сущности и в то же время единый внутренний духовный человек. Так вот можем мыслить и о Боге. Некоторые еще сравнивают триипостасность со светом, солнцем и теплотой. Но это, что я говорил, самое простое такое сравнение, что мы носим образ Живоначальной Троицы. Там, в нашей душе, есть Божий престол, и ум наш, как архиерей, может священнодействовать на нем – беседовать с Богом и отвергать всякие чуждые помыслы.

Престол Божий

Святые отцы говорят так: вот, есть дерево в саду, садовник ходит вкруг него и смотрит. Дерево зеленеет, красивые листья на нем радуют садовника. Но эта радость не полная, он еще чего-то ждет. Чего? Плодов, ягод. Если не будет плодов, то листья эти, хоть и красивые, будут только насмешкой… Так вот и с нами: ходим в церковь, вроде постимся, избегаем больших грехов, молитвы, Символ веры знаем, книги читаем – но нет плодов, потому что нет внутренней веры, не храним свой ум. Если бы вера наша хранила наш ум, если бы призывала Бога, то прогнала бы дьявола с его искушениями. “Отойди от меня сатана! – сказала бы. – Я Богу служу. Зачем ты сюда пришел?!” И осталась бы в чистоте.

Конечно, бывает не так просто прогнать демона. Как в том примере с двумя сыновьями священника. Задумали они однажды изгнать беса из некоего человека. Стали изгонять: “Выйди отсюда, именем Иисуса Христа и апостола Павла!” А бесы кричат: “Иисуса Христа знаем, и апостола Павла знаем, а вы блудники и воры, пьяницы. Вас не знаем”. И давай колотить этих двух сыновей священника. И те в страхе убежали. Сам человек не может иметь власти над демонами, если только Бог не даст ее. А бесчинникам Он не помогает. Даже если ты, скажем, бьешь там животных, рвешь деревья, кусты попросту ломаешь – значит ты бесчинствуешь. Осуждаешь человека только в мыслях – тоже совершаешь грех. Вот некто каялся: “Я был намерен одного человека убить, будучи на фронте. Он там нанес вред девице. И уже приготовил я винтовку. Потом выжидал-выжидал, и его не встретил. А потом прочитал, когда к вере пришел, что если было злое намерение украсть и убить, и ты хотел это сделать, и тебе помешали, и ты это не совершил, то ты все равно повинен в этом грехе… И этот грех я чувствую, он никуда не девался, а до сих пор со мною”.

“Непрестанно молитесь”, – говорит апостол Павел Фессалоникийцам. И это означает непрестанно охранять ум свой и блюсти внутреннего человека, приближать внутри себя Царствие Божие. В молитве, которую дал нам Господь, говорится: “Отче наш, да святится имя Твое…” И вот поэтому мы читаем Иисусову молитву, призывая Имя Господне: “Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.

Непрестанно молитесь, сколько кто пожелает. А как молиться?

Один странник под руководством схимника читал тысячу раз Иисусову молитву, и схимник учил его так: “Когда читаешь эту молитву, заключай внимание в слова молитвы, ни о чем не думай, не представляй. В сердце как будто тебе там читает, сам себе там слушай, не отвлекай, чтобы молитва была плачем: “помилуй меня, грешного”, – потому что ты великий грешник, хотя ты говоришь, что ты никого не убил, не прелюбодействовал. Ты в этом мире смертный человек, стареешь, ожидает тебя могила, душа отойдет от тела, тело рассыплется в прах, а ты будешь давать ответ Богу за свои деяния и даже помышления. Поэтому считай себя грешником”. И так странник просил Бога: “Помилуй мя, грешного”. Тысячу раз, потом три тысячи отсчитал, потом схимник стал давать ему задание – шесть тысяч раз, потом двенадцать тысяч. И такое это молитвенное правило стало длинное, что только к полуночи кончалось. А все-таки радостное такое было настроение, состояние, что дал схимник ему это правило.

Мы знаем, что еще в древности было правило . Тогда, при святом Пахомии, только еще утверждалось монашество, Господь посылал ангелов с неба и давал правила, как устроить монастыри, как жить монахам во всех областях жизни… И сейчас тем, кто приходит сюда, к нам на жительство, кто хочет быть монахом и ангельские житие проводить, им дают это правило Пахомия. А что это за молитва по правилу Пахомия? Обыкновенное начало, как в утренних молитвах и на малом повечерии: “Царю Небесный”, “Святый Боже…”, “Отче наш”, “Помилуй меня Боже…”, “Верую…” и 100 раз: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”, потом “Достойно есть” и отпуст – это одна молитва. И таких молитв 12 днем, 12 ночью. В давние времена, было, приходили юноши в монастырь, давали им правило Пахомия, они же роптали: “А почему так мало?” Вот как… две тысячи четыреста Иисусовых молитв показалось им мало, а теперь восемьсот некоторым предлагаешь и слышишь – почему так много. Как люди изменились… А тем юношам, когда они так возроптали, явился ангел и отвечал: “У кого есть ревность, тот читает и больше, читайте и вы сколько пожелаете”. В житии Пахомия Великого между делом упоминается, что сам он читал 60 молитв днем, 60 ночью. Каких молитв? Вот этих молитв. То есть он прочитывал двенадцать тысяч Иисусовых молитв. Но, видимо, тогда молитва была короче, пятисловной: “Господи Иисусе Христе помилуй мя”. А тот странник, о котором я вначале говорил, и восьмисловную читал, и пятисловную – и было у него всего двенадцать тысяч Иисусовых молитв.

И другие угодники Божии предлагают эту молитву непрестанно совершать – идешь ли ты, сидишь, лежишь… Хотя поначалу, конечно, надо читать ее в уединении вслух, только потом можно на людях – не вслух, про себя. Вот тут некоторые ищут “смысл жизни”, задаются вопросами “для чего живет человек”. А если будем читать Евангелие, Добротолюбие, жития угодников, которые были чисты сердцем, следили за собой, за помыслами своими, молились и непрестанно были с Богом – то вот тогда все поймем, “для чего живет человек”. Человек здесь не живет, а ГОТОВИТСЯ к жизни, для него здесь школа благочестия, Церковь для него – мать родная, которая породила его для жизни вечной. Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство. Вспомним еще раз молитву, которую дал нам Господь: начинается она со слов “Отче наш…” Великую тайну открыл нам Господь в этих словах – тайну нашего сыновства Господу. “Отче наш…”

Мне пришлось быть в Святой Земле, на том месте, где стояли Его ученики, когда Он давал эту молитву. Сейчас там построено большое здание, и эта молитва написана на нем на разных языках. Между прочим, там, где по-славянски написано, отмечено: “Moskovitian”.

И вот давайте, братья и сестры, молиться. Будем читать жития святых – чтобы знать каждого угодника: когда он был, как он жил. Евангелие толковое читать. Псалтирь любить. Правда, толкований по ней мало, только сейчас вот появилась самая, можно сказать, такая лучшая толковая Псалтирь – это Успенской Киевской Лавры. Бывает, отцы имеют и разное мнение по каким-то вопросам, этим не надо смущаться – надо просить у Господа Бога прояснения и наблюдать, как у святых отцов говорится. Псалтирь содержит великие тайны для спасения – там и пророчества, и поучения, и все, что необходимо для христианской жизни.

Да, молиться бывает трудно. Начинаешь молиться – и сразу вспоминается, что видел, слышал что-то смешное, интересное или гневливое… Почему так получается? К каждому человеку с детских лет прикреплен не только ангел-хранитель, но прилепляется и “свой” демон – бесенок, который знает с детских лет наши слабые стороны и старается отвлечь от покаяния и вечной жизни. Но постоянной молитвой изгоняется он, не бойтесь его. Да, трудно в современных условиях исполнять молитвенное правило. Но многие угодники Божии показали, что можно и в городе, среди многолюдства совершать служение Богу. Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону. Изменится наша природа, и будем там подобно ангелам, вечно блаженно радостны. Аминь.

15 октября 2017 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся чин отпевания и погребения известного по всей России старца и духовника архимандрита Наума (Байбородина), почившего 13 октября 2017 года на 90-м году жизни.

По окончании Божественной литургии заупокойное богослужение в Успенском соборе обители возглавил митрополит Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Николаевский и Очаковский Питирим; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий; архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Подольский Тихон; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; епископ Каинский и Барабинский Феодосий; епископ Кинешемский и Палехский Иларион; епископ Тарский и Тюкалинский Савватий; епископ Калачевский и Палласовский Иоанн; епископ Анадырский и Чукотский Матфей; епископ Колыванский Павел; епископ Воркутинский и Усинский Иоанн; епископ Ванинский и Переяславский Савватий; епископ Шуйский и Тейковский Матфей; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Лавры; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и сонм духовенства.

За богослужениями молились глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, настоятельницы женских монастырей.

Проститься с усопшим батюшкой собрались многочисленные его духовные чада со всех уголков России и зарубежья, лаврская братия, учащиеся Московских духовных школ, монашествующие, прихожане и паломники обители.

Перед началом отпевания митрополит Арсений зачитал собравшимся соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленное наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, братии монастыря и духовным чадам приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина):

«Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, братии монастыря и духовным чадам почившего архимандрита Наума (Байбородина).

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Болью в моем сердце отозвалось известие о кончине архимандрита Наума – одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который был хорошо известен, почитаем и любим своими многочисленными духовными чадами.

Вознося молитвы ко Господу об упокоении его души в селениях праведных, выражаю глубокие соболезнования Вашему Высокопреосвященству, братии обители Преподобного Сергия и всем, кто собрался у гроба почившего.

Ныне Господь призвал к Себе Своего верного и ревностного служителя, долгие годы согревавшего сердца тех, кто во множестве приезжал к нему за советом и духовным утешением.

Провожая в последний путь отца Наума, будем молиться Господу, дабы Он упокоил верного раба своего в селениях Небесных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Вечная ему память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

Разрешительную молитву над усопшим старцем прочитал митрополит Астраханский и Камызякский Никон.

По окончании отпевания гроб с почившим отцом Наумом под звон колоколов обнесли вокруг Успенского собора.

Погребение было совершено соборно монашеским чином. Литию на месте погребения совершил митрополит Астраханский Никон. Похоронен отец Наум за алтарем Духовского храма Лавры рядом с могилой приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова).

Краткая справка

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.

В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.

«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, - говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. - В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.

Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии».

Божественная Литургия и отпевание состоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в воскресенье, 15 октября, в 07:30. По завершении заупокойного богослужения будет совершен чин погребения.

«Скончался один из мощнейших старцев современного православия - духовник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Наум (Байбородин). Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и скончавшимся в феврале 2017 года архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли "всероссийским духовником".

Эта сеть духовников - организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев - в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус - духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.

В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них "истинным духовенством". И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.

Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле в этом году.

Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.

Вот что скончавшийся сегодня архимандрит Наум проповедовал в 2012 году: «В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Еще в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, все будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. - 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб - эти четыре организации управляют всем миром.

Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 - один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий.»»

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары