Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ассимиляционные процессы. Миграция: словарь основных терминов - ассимиляция

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение) - в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 24.

АССИМИЛЯЦИЯ - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 50.

Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка , процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция...

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Ассимиляция этноязыковая

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ - этап этнической ассимиляции, процесс утери тем или иным этносом, в условиях иноязыковой среды, родного языка в качестве средства общения, в том числе - в сфере внутриэтнической коммуникации. Языковая ассимиляция является важным этапом этнической ассимиляции вообще, начинается вслед за культурно-бытовой ассимиляцией и вместе с потерей этнического самосознания завершает этот процесс. Языковая ассимиляция, т. е. полный переход на другой язык, относится к этноязыковым процессам эволюционного характера.

Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция (Матвеева, 2010)

АССИМИЛЯЦИЯ - в фонетике - приспособление звуков речевого ряда друг к другу по артикуляции и акустическим свойствам, их фонетическое сближение, уподобление одного из звуков другому. В русском языке ассимилируются согласные. Возможна ассимиляция по месту и способу образования, по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости согласных. В сочетаниях согласных звуков литературного русского языка более сильным является последующий звук, он влияет на предыдущий, уподобляя (ассимилируя) его: подход [тх] - оглушение [д] под влиянием последующего [х], на месте [с"т"] - смягчение [с] под влиянием последующего [т"], ср. место [ст]. Такую ассимиляцию называют регрессивной...

Ассимиляция (К.Г. Юнг)

Ассимиляция. - есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этом смысле Вундт говорит: “Такой способ оформления (т. е. ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путем непосредственного чувственного впечатления...

Ассимиляция (Шапарь, 2009)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - уподобление, сопоставление) - по Пиаже, механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой схема уже существует. В социальной психологии слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Существует естественная ассимиляция, которая происходит в благоприятных для народов условиях (использования принципа полного равноправия народов) и носит характер слияния малых народов с более крупными этническими общностями. Наряду с естественной существует насильственная ассимиляция, которая происходит в условиях национального, религиозного и т. п. гнета и носит характер подавления некоторых народов.

АССИМИЛЯЦИЯ

(от лат. assimilis подобный)

уподобление, уравнивание; в психологии – отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы.

  • - образование в организме сложных веществ из более простых, поступающих из внешней среды. В широком смысле слова синоним анаболизма...

    Словарь микробиологии

  • - усвоение живым организмом питательных веществ. Обычно этим словом называется процесс усвоения раст. углерода из углекислоты воздуха, в результате чего раст. накапливает необходимые запасы углеводов...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - ассимиля́ция, процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью живых структур или откладываются в виде запасов...

    Ветеринарный энциклопедический словарь

  • - синтез сложных органических соединений, используемых для построения тела растения и откладываемых в запас...

    Анатомия и морфология растений

  • - вид этнических процессов...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - 1) уподобление, уравнивание, слияние, усвоение; 2) почти то же, что анаболизм - образование в организме сложных веществ из более простых; ассимиляция в единстве с диссимиляцией составляют метаболизм - обмен веществ...

    Начала современного Естествознания

  • - слияние одного народа с другим путем утраты своего языка, культуры и т. п. В царской России в условиях нац. и религ. гнета широко практиковалась насильств...

    Советская историческая энциклопедия

  • Литературная энциклопедия

  • - АССИМИЛЯЦИЯ. По отношению к звукам речи - уподобление одних звуков другим, соседним или близким к ним в речи, состоящее в изменении артикуляции одних звуков применительно к другим...

    Словарь литературных терминов

  • - усвоение организмом веществ из окружающей среды...

    Медицинские термины

  • - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже - , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией...

    Психологический словарь

  • - процесс интеграции внешних объектов и бессознательных содержаний в сознание...

    Словарь по аналитической психологии

  • - уподобление, уравнивание...

    Философская энциклопедия

  • - англ. assimilation; нем. Assimilation...

    Энциклопедия социологии

  • - Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции: 1) языковая А. – усвоение иноэтнического языка и признание его родным...

    Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - абсорбация новых ценных бумаг инвесторами после их полной распродажи синдикатом андеррайтеров...

    Большой экономический словарь

"АССИМИЛЯЦИЯ" в книгах

Ассимиляция

Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де

Ассимиляция Позиция, которую мы только что описали, служит примером одной из самых могущественных сил, угрожающих еврейской нации, – ассимиляции.Как мы уже видели, политическая эмансипация евреев была связана с их интеграцией в европейское общество. Будучи

Ассимиляция культуры

Из книги Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» автора Фромм Эрих Зелигманн

3. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

3. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ Сказанное в разделе 2 почти во всех деталях иллюстрируется в знаменитых экспериментах моего друга Конрада Уоддингтона, демонстрирующих то, что он назвал генетической ассимиляцией. Самый впечатляющий из них начался с производства фенокопий,

10. АССИМИЛЯЦИЯ

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

10. АССИМИЛЯЦИЯ Самоубийство - самое радикальное средство от болезни. Так же обстоит дело и с ассимиляцией: она - самое крайнее решение еврейского вопроса.Борохов - Национализм и классовая борьбаДни умиротворяющей ассимиляции подходят к концу.Льюисон - ИзраильВ

Бытовая ассимиляция

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Бытовая ассимиляция Но христианство, как его воспринимала от руси чудь, не вырывало с корнем чудских языческих поверий: народные христианские верования, не вытесняя языческих, строились над ними, образуя верхний слой религиозных представлений, ложившийся на языческую

Ассимиляция

Из книги автора

Ассимиляция Все великие народы – соборные. Составившие себя сначала из союза племен, потом из группы соседних народов, потом захватив и переварив дальних соседей, а также растворив в себе народы пришлые.Сплавление славян, северных германцев, чуди, мордвы, половцев,

8. Ассимиляция

Из книги Язык в революционное время автора Харшав Бенджамин

8. Ассимиляция Внутренние институты, возникшие в еврейском мире в описываемый революционный период, пытались охватить все сферы человеческого существования, опыта и созидания под лозунгом «как все прочие народы» (ке-холь ха-гойим) или, в формулировке Бренера, «как

Ассимиляция

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Ассимиляция

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Ассимиляция После подавления восстания айнов Кунашира и Мэнаси центральное сёгунское правительство прислало комиссию. Чиновники центрального правительства рекомендовали пересмотреть политику в отношении аборигенного населения: отменить жестокие указы, назначить в

Ассимиляция

Из книги Еврейский юмор автора Телушкин Джозеф

Ассимиляция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Ассимиляция

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Ассимиляция Ассимиляция – важнейший этап творческого процесса. Его можно сравнить с периодом созревания плода в утробе матери. Это, наверное, самый малозаметный этап становления творческого продукта, особенно на ранних сроках. Можно сказать, что ассимиляция есть

2. Ассимиляция

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

2. Ассимиляция Физический процесс, при котором световые лучи отражаются от слова и воспринимаются глазом, затем сигнал через оптический нерв посылается головному мозгу (см. рис.

Ассимиляция

Из книги Nаши в городе. Занимательные и поучительные байки о наших за границей автора Анненский Александр

Ассимиляция Как вам известно, турки – вторая по численности нация после немцев в Германии. Там они уже освоились, имеются целые кварталы, где все почти как в Турции. Но не в этом перец. Третья по численности «нация», если так можно выразиться, – переселенцы из всего

Ассимиляция

Из книги Это Б-о-г мой автора Вук Герман

Ассимиляция Однажды, когда мне было семнадцать лет, один из евреев нашей общины сказал мне:- Самое лучшее, что мы можем сделать, - это вступить в смешанные браки и исчезнуть как народ.Это был первый случай, когда мне пришлось услышать лозунг ассимиляторов,

Группой иных языка, культуры и идентичности в результате контактов с более многочисленным и доминирующим сообществом.

Первые исследования ассимиляции относятся к концу 19 века (Л. Гумплович). Объём понятия ассимиляции и его соотношение с близкими понятиями неоднократно менялся в истории исследований ассимиляции. Разные стороны процесса ассимиляции выражались понятиями: аккультурация, языковая ассимиляция (переход на иной язык), структурная ассимиляция (сближение структур занятости), мисцегенация (смешанные браки) и др. В отличие от аккультурации, ассимиляция понималась как однонаправленный процесс, подразумевающий смену системы ценностей и референтной общности у ассимилирующихся индивидов или групп, а также готовность со стороны доминирующей группы принять новых членов. Американский социолог М. Гордон выделил несколько компонентов ассимиляции: рост числа смешанных браков, замена культурных моделей подчинённой группы моделями доминирующей, инкорпорация членов подчинённой группы в институциональные структуры доминирующей группы и соответственное изменение её социальной идентичности и др. Он пришёл к выводу, что необходимо говорить лишь о степени ассимиляции, так как случаи полной ассимиляции встречаются редко.

Различают также естественную и насильственную ассимиляции. Последняя является следствием политики доминирующей группы или государства, направленной на подавление культур и языков этнических меньшинств (так называемый этноцид и лингвицид). В этнонациональных теориях государства естественная ассимиляция считалась «прогрессивной», создающей условия для стабильности и ускоренного развития (В. И. Ленин, американский президент В. Вильсон). Однако даже в случае естественной ассимиляции выглядящий добровольным отказ от языка и культуры обусловлен реальным неравенством между группами.

С конца 20 века вместо термина «ассимиляция» для обозначения процессов социального сближения чаще используются термины интеграция, адаптация, инкорпорация, культурный синкретизм, культурная гибридизация и др. Возобладало понимание ассимиляции как совокупности многокачественных и разнонаправленных процессов, протекающих неравномерно в разных сферах, различные аспекты которых (социальные, демографические, политические, психологические, этнические и так далее) рассматриваются как самостоятельные объекты изучения. Подвергается переоценке и понятие «доминирующая культура», акцент делается на множественности центров референции (так называемые сегментированные формы ассимиляции). Важную роль играет и смена политических ориентиров в ряде государств классической иммиграции (США, Канада, Австралия и др.) с ассимиляционистских и интеграционистских установок на мультикультурализм, произошедшая в результате деятельности антиассимиляционистских движений в этих странах.

Лит.: Gumplowicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Cultural assimilation of immigrants. L., 1950; Berry В. Race relations: the interaction of ethnic and racial groups. Boston, 1951; The cultural integration of immigrants. Р., 1959; Gordon М. Assimilation in american life. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов. М.,1969; Glazer N., Moynihan D. Beyound the melting pot: the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. 2nd ed. Camb., 1970; Eisenstadt S. N. The absorption of immigrants. Westport, 1975; Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Этнические процессы в современном мире. М., 1987; Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4; Zhou М. Segmented assimilation: Issues, controversies, anil recent research on the new second generation // Ibid.

С. В. Соколовский.

ассимиляция

(от лат. assimilatio - уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России - карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, хотя этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках, во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории). Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции (о чем свидетельствует, в частности, история создания американской нации). Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык (опыт создания бельгийской нации).

Ассимиляция может проходить естественным и насильственным путем.

Естественная ассимиляция - следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства). Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем.

Принудительная (насильственная) ассимиляция - это проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются: ограничение сферы применения национального языка с последующим полным его изъятием из обращения; искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных праздников, исполнение обрядов); насаждение несвойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление ассимилируемого народа, его стремление к этнической замкнутости, искусственное «выпячивание» его отличительных черт.

Насильственная ассимиляция - потенциальный источник межэтнических конфликтов. Насильственную ассимиляцию необходимо отличать от вынужденной, характерной, например, для мигрантов в развитые страны Запада, где быстрая ассимиляция приезжих является существенным условием их успешной социальной и экономической адаптации.

Интенсивность ассимиляции не всегда определяется соотношением численности этносов. Имеются исторические примеры того, как народ-завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т.д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать сам объектом ассимиляции.

В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей).

В России ассимиляционные процессы носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп.

Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции.

Источники: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 11 - 13; Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 29-30.

Процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.

Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову "американизация"). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: "А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь". До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория "плавильного тигля": амер. об-во рассматривалось как огромная "творческая лаборатория", где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое.

Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена. Ван дер Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу, что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.

Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).

В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина "А." в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доминирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.

Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955;

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары