Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Бухта скапа флоу. Военно-морская база скапа-флоу

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

Благодаря известному фильму «Лодка» (Das Boot), снятому по одноименному роману Лотара-Гюнтера Буххайма, «смеющаяся рыба-пила» стала самой известной эмблемой подводной лодки в мире. Однако не многие догадываются, что если бы режиссер «Лодки» Вольфганг Петерсен следовал исторической канве, то новый виток мировой славы получила бы совсем другая эмблема – «Бык Скапа-Флоу» U 47 Гюнтера Прина. Как появилась на свет эмблема U 47, что она означала и почему стала самой многочисленной среди эмблем, украшавших рубки немецких субмарин?

«Чемберлен»

До самых последних мирных дней августа 1939 года рубки немецких подлодок выглядели очень однообразно. С двух сторон белой краской на них был нанесен тактический номер субмарины, а середину рубки украшал герб Третьего рейха – Имперский орел со свастикой в когтях. Лишь одна субмарина несла отличную от других эмблему – это была U 9, на рубке которой красовался «Железный крест» Отто Веддигена (Otto Weddigen). В память о знаменитом подводнике этот знак был официально закреплен за лодкой специальным распоряжением командующего кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера (Erich Raeder). Поэтому «семерка» U 47 обер-лейтенанта цур зее Гюнтера Прина (Günther Prien), вступившая в строй флота 17 декабря 1938 года, мало чем отличалась в этом плане от других лодок – ее рубка несла «орла» и цифры «47».

Слева довоенный снимок лодок U 46 и U 47. На бортах их рубок видны номера, нанесенные белой краской, и имперский орёл. Позже обе лодки сменят их на «Быка Скапа-Флоу». Справа групповое фото экипажа U 47. В черной шинели командир лодки Гюнтер Прин. Слева от него, вероятно, штурман лодки Вильгельм Шпар, справа первый вахтенный офицер Энгельберт Эндрасс. Фото сделано 16 ноября 1939 года, перед выходом лодки в третий боевой поход. Это был последний выход Эндрасса в качестве вахтофицера U 47.

Однако в конце августе 1939 года перед выходом в море со всех подлодок в целях затруднения идентификации возможным противником сняли все опознавательные знаки и закрасили номера на рубках. Экипажи после возвращения из первого похода разрисовали рубки лодок различными эмблемами. Выбор эмблемы для экипажа подлодки был частью неофициальной жизни субмарины и являлся, если так можно выразиться, интимным моментом, который касался только её команды. По словам известного подводного аса Отто Кречмера (Otto Kretschmer), эмблема отражала энтузиазм, оптимизм и жизнерадостность подводников, присущие им несмотря на все трудности и опасности их специфической службы.

Первой эмблемой U 47 стал рисунок черепа в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, который вызывал прямые ассоциации с тогдашним премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом (Neville Chamberlain). Стоит отметить, что подобные карикатуры на главу английского правительства были очень популярны в вермахте – так, их намалевали на рубках экипажи еще шести подлодок.


Первая известная эмблема U 47 – череп в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, карикатура на премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена. Снимок сделан 8 октября 1939 года, перед выходом U 47 в поход к Скапа-Флоу.

На известном снимке U 47, сделанном 8 октября 1939 года перед выходом Прина в поход к Скапа-Флоу, эта эмблема хорошо видна на правой стороне рубки. Любопытно, что снимок стал предметом дискуссий о том, была ли эта эмблема на рубке в момент, когда Прин совершил прорыв в главную базу британского флота? В качестве аргумента в пользу того, что ее не было, высказывается мнение, что рисунок нанесли мелом и, вероятно, его смыло водой при первом же погружении. Оппоненты утверждают, что «Чемберлен» был нанесен краской и, соответственно, уцелел. Однако оба мнения остаются лишь предположениями, единственным же бесспорным фактом остается то, что 8 октября эмблема с черепом присутствовала, а 17 октября на её месте уже красовалось другое изображение.

«Бык Скапа-Флоу»

В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U 47 совершила дерзкий прорыв в святую святых британского флота – главную базу в гавани Скапа-Флоу. Прину удалось проникнуть туда и выйти обратно через узкую и мелководную лазейку, пролив Кирк-Саунд, и во время нахождения на внутренней стоянке торпедировать и потопить линкор «Ройал Оук» (HMS Royal Oak). Своими действиями Гюнтер Прин заслужил высокую оценку даже у противника. Так, Уинстон Черчилль дал этому событию следующую характеристику: «Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение» .


Главные «действующие лица». Слева командир подлодки U 47 Гюнтер Прин (1908–1941), справа его первый вахтофицер Энгельберт Эндрасс (1911–1941), впоследствии командир лодок U 46 и U 567, автор «Быка Скапа-Флоу».

Когда U 47 вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября, её рубку украшала новая эмблема – бегущий бык, из раздувающихся ноздрей которого валил пар. Новая эмблема логично получила собственное имя «Бык Скапа-Флоу» (Der Stier von Scapa Flow). Её придумал первый вахтофицер U 47 обер-лейтенант цур зее Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass). По его мнению, эмблема символизировала командира подлодки – Гюнтера Прина. Навела же его на эту идею целая цепочка размышлений.

Как вспоминал штурман U 47 Вильгельм Шпар (Wilhelm Spahr), во время нахождения U 47 во внутренней гавани Скапа-Флоу, когда лодка искала цели для своих торпед, на мостике случился маленький инцидент. Прин, всматривавшийся в темноту через бинокль, вдруг обнаружил, что его второй вахтофицер Амелунг фон Фарендорф (Amelung von Varendorff) спустился с мостика и разгуливает по верхней палубе. Командир отчитал молодого офицера за самовольный уход и прогулку по палубе.

Когда фон Фарендорф вернулся на мостик, он с юмором отрапортовал: «Герр калойт (Kaleut – сокращение от Kapitänleutnant – прим.авт.), с ареной для боя быков всё в порядке, но где же боевые кони?» Эндрасс, находившийся на мостике рядом с Прином, услышал реплику фон Фарендорфа. В тот момент ему вспомнился персонаж из британского журнала комиксов «Хотспур», который был популярен среди экипажа – бык Гарри, который бил копытом землю, и из его ноздрей шел пар. Сопоставив слова второго вахтофицера с быком из комикса, Эндрасс счёл, что именно такая эмблема лучше всего передаст агрессивный характер и боевой дух Гюнтера Прина.


U 47 после своего знаменитого похода в Скапа-Флоу с первым вариантом эмблемы. Видно, что бык с правой стороны развернут влево, к корме. Все последующие быки на этой стороне рубке были повернуты вправо. Снимок может быть датирован концом октября 1939 года – лодку еще не перекрашивали на верфи.

Можно сказать, что идея новой эмблемы U 47 была рождена Эндрассом на мостике лодки прямо посреди якорной стоянки британского флота. Эта мысль не отпускала Эндрасса, и как только лодка начала возвращение на базу, он немедленно решил воплотить ее в жизнь. Вот как описывает этот момент в своей книге французский исследователь Александр Корганов:

«Эндрасс зашел в кают-компанию унтер-офицеров и обратился к Шпару, лежавшему на койке, заложив руки за голову.

– Вилли, можешь дать мне какую-нибудь карту?

– Зачем?

– Нужно сделать эскиз, – без особого желания ответил Эндрасс.

– Какой еще эскиз?

Старпом на мгновение задумался, но решил, что проще рассказать о своем замысле.

– Ладно, в память об этом походе я придумал эмблему для нашего корабля и хочу изобразить ее на рубке. Мне нужен большой лист бумаги, чтобы сделать полномасштабный шаблон, и белая краска, чтобы закрасить контур.

– Мы можем взглянуть на эту эмблему? – осторожно спросил Шпар.

– Когда у меня будет карта, я нарисую ее на обратной стороне.

Сгорая от любопытства, Замман, Бём, Штрунк и Ромер повскакивали с коек, засыпав Эндрасса вопросами, но тот оставался непреклонным. Шпар сбросил ноги с койки и отправился за картой. Эндрасс расстелил ее на палубе и несколькими карандашными штрихами воспроизвел быка c раздувающимися ноздрями.

– Как вам? Это – Бык Скапа-Флоу!

Новая эмблема была встречена экипажем с большим одобрением. Сообща было принято решение сделать трафарет и нанести рисунок на рубку втайне от командира».

Боцман Ганс Замман (Hans Sammann) и старший матрос Петер Диттмер (Peter Dittmer) увеличили рисунок Эндрасса и изготовили трафарет для нанесения рисунка краской на обе стороны рубки. Заговорщики составили план действий и решили ждать удобного момента.

Если верить Корганову, то «Бык Скапа-Флоу» появился на рубке U 47 между 07:00 и 08:00 17 октября, когда командир лодки ушел с мостика. Трафарет держали Шпар и фон Фарендорф, а Эндрасс закрашивал контур, нанося краску на металл. Прин появился на мостике неожиданно и застал всю компанию прямо «на месте преступления»: рисунок уже красовался на рубке, но кисти и краску спрятать не успели. Командир был удивлен сборищем своих офицеров на палубе, и они были вынуждены признаться в содеянном. Шпар доложил о том, что у лодки теперь новая эмблема: «Бык Скапа-Флоу». Прин изъявил желание на нее посмотреть:

«Прин начал спускаться по трапу. Четыре пары глаз нацелились на него в ожидании реакции.

Эндрасс, фон Фарендорф и Шпар подошли к борту ограждения рубки. Они видели, как командир подошел к орудию, развернулся на пятках и поднял глаза. Уставившись на быка, он разразился громким смехом.

– Хорошо, – это я, что ли?.. И что, я действительно выгляжу свирепым? – воскликнул он, сердечно смеясь.

– Не свирепым, а решительным, – поправил Эндрасс.

– Невозможно найти, что лучше бы символизировало U 47 и её доблестный экипаж, – сказал Прин уже совершенно серьезно».


Торжественная встреча U 47 в Киле 23 октября 1939 года. Лодка вернулась из похода к Скапа-Флоу и обходит рейд, где её приветствуют экипажи всех военных кораблей. Справа показан момент, когда лодка проходит мимо крейсера «Эмден», экипаж которого выстроен вдоль всего борта корабля.

Много быков, хороших и разных

За время службы субмарина отправлялась на верфь для ремонта после каждого похода, где обычно ее заново красили в сухом доке. Поэтому жизнь эмблемы подводной лодки была коротка, и после очередной покраски подводникам приходилось наносить её заново. «Бык» в этом плане тоже не был исключением: эмблема, нарисованная Эндрассом 17 октября, просуществовала не более двух недель, так как 23 октября U 47 была отправлена на верфь для ремонта и покраски.

13 ноября 1939 года, когда лодка вернулась из ремонта, для «Быка Скапа-Флоу» начался новый период. С этого момента эмблема периодически закрашивалась на верфи после похода и заново рисовалась на рубке. Так как трафарет не сохранился, а Энгельберт Эндрасс покинул U 47 в декабре 1939 года в связи с повышением, экипажу лодки приходилось рисовать «Быка» от руки и по памяти.


Слева U 47 в Киле по возвращении из шестого похода, июль 1940 года. Рядом с «быками» с обеих сторон присутствует надпись «66587 to.», обозначающая тоннаж, потопленный Прином в этом походе. Число несколько преувеличено - в реальности Прин потопил в этом походе восемь судов на 51 189 брт, но в любом случае это был самый успешный поход с точки зрения набора тоннажа. Справа U 47 в Лориане осенью 1940 года.

Это привело к тому, что в общей сложности по сохранившимся фотографиям U 47 исследователи насчитали восемь версий «Быка Скапа-Флоу». Новые эмблемы отличались друг от друга не только местом расположения и деталями рисунка, но и направлениями. Так, когда 13 ноября 1939 года лодка вышла из ремонта после похода в Скапа-Флоу, её рубка была модифицирована. По бортам установили рейлинг (поручень) как раз по тому месту, где изначально располагалась центральная часть эмблемы, и «быков» пришлось перерисовать. В изначальной версии эмблемы, которую рисовал Эндрасс, оба «быка» смотрели влево, то есть, с одной стороны рубки на нос, с другой на корму. После ремонта они повернули свои головы в сторону носа лодки. С таким вариантом эмблемы U-47 вышла в следующий поход, третий по счету. Все последующие эмблемы имели точно такое же направление, то есть смотрели вперёд.

«Бык» как общее достояние

Со временем эмблема «Бык Скапа-Флоу» стала самой распространенной за всю историю подплава Германии: во время Второй мировой это изображение украшало рубки в общей сложности 58 подводных лодок. Их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся четыре субмарины, командиры экипажей которых выбрали её самостоятельно. Это U 47 Прина, две лодки Эндрасса (U 46 и U 567) и U 213 фон Фарендорфа. Бывшие вахтенные офицеры U 47, став командирами собственных лодок, поместили на них «быков».

Вторая группа более многочисленна и насчитывает целые 54 субмарины 7-й подводной флотилии, символом которой и стал «Бык Скапа-Флоу». Начало было положено в марте 1941 года после того, как U 47 Гюнтера Прина не вернулась из похода. И хотя легендарного подводного аса официально признали погибшим только 23 мая, для подводников 7-й флотилии это не было какой-либо тайной и ранее. Так как U 47 входила в состав флотилии, её командир капитан-лейтенант Герберт Золер (Herbert Sohler) приказал считать эмблему Прина официальной как для самой флотилии, так и всех её подлодок. Исключением из правил стала U 69, которая вместо официального символа флотилии несла на своей рубке рисунок с коробки французского сыра, за что получила прозвище «Смеющаяся корова» .


Процесс нанесения эмблемы: под наблюдением офицера два подводника набивают «Быка Скапа-Флоу» на рубку лодки U 46.

Стоит отметить, что и настоящая U 96, ставшая всемирно известной благодаря творчеству Буххайма и Петерсена, также несла на своей рубке эмблему Прина, так как принадлежала 7-й флотилии. Когда на её борт поднялся военный корреспондент лейтенант Буххайм, он попросту не мог видеть на рубке «смеющуюся рыбу-пилу», так как ранее до этого командир флотилии приказал убрать все индивидуальные эмблемы и оставить только общую. Поэтому Буххайма на U 96 встретил именно «Бык Скапа-Флоу».

В самом появлении эмблемы на U 47 нет ничего удивительного, но слова Гюнтера Прина, что она символизировала подлодку и экипаж, можно счесть справедливыми. В конце концов, именно они сделали свою эмблему знаменитой.

Литература :

  1. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis, Naval Institute Press, 1999
  3. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945ю Band 1 – Norderstedt
  4. Martindale D. Grisé W. The Wolf Pack: A Collection of U-Boat Modelling Articles – Accurate Model Parts, 2010
  5. Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935–1945 – Hamburg: Koehler Verlag, 2001
  6. Корганов А.С. Загадка Скапа-Флоу – СПб.: «Роза Ветров», 2011
  7. Метцлер Й. История подлодки U-69. «Смеющаяся корова» – М.: Центрполиграф, 2005
  8. Черчилль У. Вторая Мировая война: В 6 томах. Том 1: Надвигающаяся буря – М.: Терра, 1997
  9. http://www.u47.org
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de

База Скапа Флоу во время 1-й Мировой войны

В августе 1914 года в заливе Скапа, в северной части Скапа Флоу вблизи города Киркуол, была утверждена главная военно-морская база британского флота. В то же время главный штаб флота был размещен в городе Скапа Пье (Scapa Pier ). Три месяца спустя база была передислоцирована к маленькому поселку на острове Хой, в то время как якорная стоянка была перемещена к водам у острова Флотта, в южной части гавани Скапа Флоу.

Главной угрозой базе на Скапа Флоу были не столько вторжение наземных или морских надводных сил, сколько проникновение вражеских субмарин на территорию базы. Например, 9 августа крейсером HMS Birmingham на поверхности воды между островами Оркни и Фэйр была замечена немецкая подлодка U-15 . Капитан корабля принял быстрое решение протаранить субмарину, в результате чего немецкая подлодка пошла на дно со всем экипажем. В результате плохой защиты против проникновения вражеских подлодок адмиралу Джеллико пришлось держать флот в открытом море до тех пор, пока не будет усилена противолодочная защита якорной стоянки флота в Скапа Флоу.

Вражеские субмарины часто попадали в поле зрения дозорных станций в первые месяцы войны, но первая попытка проникновения на базу была предпринята 23 ноября 1914 года экипажем подлодки U-18 под командованием капитан-лейтенанта вон Хеннига (von Hennig) через проход Хокса Саунд. Но заметив размещенные противолодочные буи между Roan Head и Hunda, командир субмарины решил подняться на перископную глубину, где был протаранен буксиром. После чего отошел к скоплению островов Пентланд Скеррис и там затопил свою субмарину. После этого почти до конца войны больше никто так и не пытался проникнуть в гавань Скапа Флоу.

Последний случай произошел 28 октября 1918 года при участии подлодки U-116 под командованием обер-лейтенанта Эмсманна. Командир субмарины наделся проникнуть в гавань спрятавшись под днищем британского линкора. Однако в 8 часов вечера гидрофоническая станция на Stranger Head обнаружила приближение вражеской субмарины. На тот момент противолодочная защита гавани была очень хорошей. В 11.30 у входа в Pan Hope , южнее Roan Head , на поверхности воды был замечен перископ подлодки. Это означало, что субмарина находится как раз над контролируемым минным полем. Несколько минут спустя гальванометр зафиксировал проход подлодки над датчиком в начале минного поля. В результате детонации субмарина ушла на дно вместе со всем экипажем. Это была единственная подлодка, взорванная при помощи контролируемого минного поля, и последняя за период Первой мировой войны.

Первым шагом планировалось заблокировать проходы в восточной части Скапа Флоу, которые пролегали между главным островом Оркни и меньшими островами – Лэмб Хольм, Глимс Хольм, Бюррей и Южный Рональдсдей. Для блокирования четырех проходов всего было затоплено 15 старых торговых судов – четыре в проходе Кирк Саунд между главным островом архипелага и островом Лэмб Хольм, вблизи поселения Хольм, пять других – в Скерри Саунд между островами Лэмб Хольм и Глимс Хольм, и три последних – в Уотер Саунд между двумя самыми большими островами в цепи – Бюррей и Южный Рональдсдей. Дополнительно было затоплено еще пять суден в Бурра Саунд между северо-восточным углом острова Хой и островом Граэмсей. За линией затопленных судов было дополнительно размещено ряд противоподлодочных стальных преград. В результате принятых мер по блокированию проходов на базу в Скапа Флоу их количество уменьшилось с восьми до трех – Хой Саунд, Хокса Саунд и небольшого Свита Саунд.

В качестве дополнительных преград в этих трех каналах использовалось два типа буев. Первый тип – противокорабельные буи, для предотвращения атак вражеских эсминцев. Данный тип преграды представлял собой связанные в цепь деревянные ящики. Данная цепь была весьма гибкой, но в тоже время и достаточно прочной. Для работы с данными буями были наняты специальные корабли, которые открывали проход сквозь данную преграду для дружественных кораблей. Одна из таких преград проходила сквозь проход Хокса Саунд, между Хокса Хед и Стренджер Хед, и была установлена в декабре 1914 года. Вторая размещалась в глубине прохода Хой Саунд, третий барьер защищал проход Свита Саунд. Две последних преграды были установлены в феврале 1915 года. Теория использования данного типа буев предполагала, что вражеский эсминец на большой скорости встречая такую преграду, будет сильно поврежден, и тем самым даст возможность береговым батареям, расположенным неподалеку, нанести дополнительный критический урон. Даже если цепь будет разорвана, это в достаточной мере замедлит вражеский эсминец для его нейтрализации береговыми батареями. Четвертая цепь была установлена на пути приближения к заливу Киркуолл.

140-мм береговое орудие в Скапа Флоу. 1914 год

Противоподлодочные сети защищали каждый из трех главных входов в Скапа Флоу. К лету 1915 года первые установленные сети были заменены на специально разработанные стальные преграды. Дополнительно вдоль берегов располагались посты с поисковыми прожекторами, а каждая береговая артбатарея была оснащена гидрофоническими станциями.

Все три главные проходы также минировались контролируемыми минными полями. К середине 1915 года в проходах устанавливалась своего рода система раннего предупреждения о приближении вражеских субмарин, которая представляла собой намагниченные кабеля, проложенные по дну прохода. Идея была в том, что погруженная подлодка, проходя вблизи этих кабелей, спровоцирует мощный магнитный разряд, который будет замечен оператором ближайшей береговой станции. Такие системы были проложены у входов Хокса Саунд и Свита Саунд, а также с западной стороны Хой Саунд.

Все проходы в Скапа Флоу оснащались береговыми артиллерийскими батареями. Проход Хой Саунд защищался двумя группами таких батарей. В сентябре 1914 года в качестве орудий использовались снятые с военных кораблей орудия типа 12-pdr QF .

С началом войны Адмиралтейство заказало несколько орудий у американской компании Bethlehelm Steel (штат Пенсильвания). К весне 1915 года в Скапа Флоу прибыла первая партия заказанных орудий, которая была установлена в трех заранее определенных позициях на место ранее установленных орудий типа 12-pdr QF . Дополнительно в качестве орудий на береговых артиллерийских постах также использовались 152-мм и 228-мм орудия с бронепалубного крейсера HMS Crescent . К весне 1915 года некоторые орудия 12-pdr QF были заменены на спаренные установки 101-мм орудий QF. Позже того же года в нескольких сот метрах к западу от позиций 101-мм орудий были установлены американские 152-мм орудия, которые контролировали передвижения кораблей в проходе Хокса Саунд.

В начале 1915 года на северо-восточном выступе острова Флотта были установлены три небольших 3-pdr QF орудия, которые вскоре были заменены на более эффективные 12-pdr QF .

Наименьший из проходов в Скапа Флоу, Свита Саунд и имевший глубину всего в 20 метров, использовался нечасто. Данный проход обеспечивал движение небольших кораблей к штабу управления флотом в Лонгхоупе. Защиту Свита Саунд обеспечивали установленные в сентябре 1914 года два орудия типа 3-pdr QF , которые были сняты с военного корабля. Однако в конце 1915 года они были заменены на два 120-мм орудия QF .

Стальные противолодочные заграждения в Скапа Флоу времен Первой мировой войны

Немалое внимание уделялось и защите с воздуха. В 1914 году развитие авиации находилось в зачаточном состоянии. Скапа Флоу стало местом некоторых первых испытаний в морской авиации, и во время Первой мировой войны служило базой для развития систем противовоздушной обороны. Первый опыт в этом направлении был получен в сентябре 1914 года, когда возле Скапа Пьер было выгружено два самолета – части недавно сформированной Королевской воздушно-морской Службы (RNAS ). Еще три самолета было дислоцировано на аэродроме вблизи залива Скапа. В это же время была создана первая Оркнейская авиадиспетчерская служба.

Первые шаги в направлении обеспечения воздушной разведки были предприняты в 1916 году путем использования дирижаблей. Запуск дирижаблей происходил на базе в Хоутоне, рядом с базой морской авиации. В большинстве случаев дирижабли привязывались к торговым кораблям или баржам и использовались для обнаружения субмарин или мин.

Другой формой дирижаблей осуществлявших обнаружение вражеских субмарин были воздушные корабли. В июле 1916 года была запущена в работу станция воздушных кораблей в Калдэйле, возле Киркуолла. Для хранения подобного рода судов было сооружено два ангара. Такие воздушные суда имели длину 44 м, мощность двигателя в 75 л.с., которая позволяла развивать скорость в 80 км/час. Однако со временем стало понятно, что эффективное их использование не является возможным. Причиной тому послужили погодные условия, часто сопровождавшиеся сильным ветром, во время которого управление таким судном было весьма сложным и непростым делом. Например, в ноябре 1917 года у одного из таких судов (SSP-2 ) во время шторма отказал двигатель, и его унесло в море. Неделю спустя был потерян вместе с экипажем из трех человек еще один воздушный корабль - SSP-4 , который разбился неподалеку от городка Вэстрей. Частые фатальные инциденты, постоянные поломки в результате приземления в сильный ветер – все это заставило Адмиралтейство принять решение о передислокации уцелевших воздушных кораблей на юг Англии, где погода была менее суровой. По состоянию на январь 1918 года, станция в Калдейле исполняла лишь ремонтные работы воздушных суден.

Линкор HMS Vanguard

В то же время использование морской авиации показывало отличные успехи. Вскоре в южно-восточной части Стеннес Лох была создана дополнительная авиационная станция. К сожалению, невысокий уровень воды в морской бухте не позволил эффективно выполнять поставленные задачи, и после 1918 года станция стала использоваться весьма редко. Постройка второй дополнительной станции в Орфире так и не была завершена к концу войны. Со временем Скапа Флоу обрела статус ремонтной базы морской авиации.

30 мая 1916 года 72 корабля Гранд Флита под командованием адмирала Джелико вышли из гавани Скапа Флоу на перехват германского Флота открытого моря. Два флота столкнулись в битве по полудню 31 мая неподалеку от Датского побережья.

5 июня неподалеку от Скапа Флоу подорвавшись на мине затонул крейсер HMS Hampshire . На борту крейсера в это время пребывал фельдмаршал Китченер, Военный министр, который был отправлен в Россию для встречи с Высшим командованием. Вместе с фельдмаршалом погиб почти весь экипаж крейсера в количестве 655 человек, за исключением 12 выживших. Позже немцы приписали гибель крейсера HMS Hampshire на свой счет, поскольку за неделю до инцидента немецкая субмарина U-75 заложила в этом регионе 34 мины.

9 июля 1917 года случилась еще одна трагедия в водах Скапа Флоу. Во время якорной стоянки возле Флотта сдетонировал линкор HMS Vanguard . Из 846 членов экипажа выжило лишь 3 человека.

Межвоенный период

Людвиг фон Ройтер

Оглашение перемирия 11 ноября 1918 принесло всем служащим базы Скапа Флоу огромное облегчение. В этот же период в гавань Скапа Флоу прибыл для интернирования германский Флот открытого моря . Весь флот был обезоружен и окружен. Почти весь состав флота, кроме 1700 человек под командованием адмирала Ройтера , был возвращен в Германию. В то время пока весь британский флот был распущен по портам приписки, германские корабли в Скапа Флоу ожидали своей судьбы, которая решалась на переговорах в Версале. Согласно договоренности, весь германский флот планировалось разделить между членами Альянса, в то время как состав Германских ВМС будет уменьшен до 16500 человек и будет состоять всего лишь из нескольких ценных линкоров. Ройтер решил избавить своих врагов последнего ценного приза.

21 июня был днем подписания Версальского договора , однако фактически он был подписан два дня спустя. Ройтер решил выразить свой протест условиям договора весьма изящным способом. Субботним утром с Эмдена последовал раннее оговоренный сигнал, который обозначил собой начало процесса затопления немецких кораблей своими экипажами. До вечера все 52 германских корабля были затоплены, включая 14 линкоров. Данное решение Ройтера застигло британское командование врасплох. Британцами были предприняты попытки спасти хоть что-то, в ходе которых были убиты девять немецких моряков. Однако их усилия оказались тщетными.

В феврале следующего года Адмиральская ставка в Скапа Флоу была закрыта и база перешла в статус резервной. Позже того же года, база была переклассифицирована в второстепенную военно-морскую базу для якорной стоянки.

На протяжении 1919 года орудия береговой охраны и разного рода заграждения были демонтированы. По некоторым причинам Адмиралтейство не спешило убирать заграждения из затонувших торговых и прочих судов с восточного входа в Скапа Флоу, который послужил бы для возобновления движения рыбацких и торговых судов. Дебаты по этому поводу продолжались весьма длительное время и к 1939 году остовы затонувших кораблей все еще оставались на своем месте. Работы по разминированию минных полей были начаты в 1919 году совместно с американцами и продолжались в течении года. В этот период база Сил разминирования ВМС США находилась в Киркуолле. Американцам за время базирования в Скапа Флоу удалось обезвредить более 70 000 мин заложенных между архипелагом и южной Норвегией.

Проблема Флота открытого моря все еще оставалась открытой. Морское дно вокруг островов Кава, Риса и Фара Было усеяно затонувшими германскими кораблями, некоторые из которых были видны над поверхностью воды. Первые попытки по подъёму останков кораблей были предприняты в 1919 году, когда удалось поднять линкор SMS Baden и еще несколько размером поменьше. В начале 1920-х годов два частных подрядчика начали работы по подъему одного из эсминцев. В 1924 году Адмиралтейство продало права на подъем 26 эсминцев и 2 линкоров частной специализирующейся на подъеме затонувших кораблей фирме Cox & Danks . В 1926 году предприятию удалось завершить подъем эсминцев, затопленных в Гуттер Саунд между островами Риса, Фара, Литтл и Хой.

В следующем году были начаты работы по подъему больших кораблей – крейсера SMS Moltke , линкора SMS Hindenburg , подъем которого был завершен лишь в 1930 году, линкора SMS Prinzregent Luitpold – в 1931-м. Позже права были перепроданы компании Metal Industries Ltd. , которая продолжила работу по подъему затонувших кораблей вплоть до 1939 года. Последний поднятый корабль – крейсер SMS Derfflinger .

Блокшип SS Reginald в Скапа Флоу

В 1920-х годах база Скапа Флоу была полностью беззащитной. В этот период она использовалась в качестве базы сбора британского флота для проведения летних учений. Территориальная армия, состоявшая из оркнейских волонтеров-артиллеристов, была распущена еще в 1915 году, а их место заняли Королевские морские пехотинцы. Заново Территориальная армия была воссоздана лишь в 1937 году в свете угрозы новой войны, первым подразделением которой стала 226-я Тяжелая батарея ПВО .

С возрастанием угрозы новой войны Адмиралтейство вспомнило о потенциале Скапа Флоу. В апреле 1937 года начались работы по строительству топливных резервуаров в Линессе, способных вмещать до 100 000 т нефти. К началу 1938 года был запущен в эксплуатацию первый из них. Тем же летом были восстановлены заградительные противолодочные буи, на том же месте что и в Первую мировую войну. Полностью защита была восстановлена после октября 1937 года, когда база получила категорию А защищенности порта. К сожалению, на самом деле база скорее была защищена лишь ветром и своим удачным расположением, чем орудиями и минными заграждениями.

Адмирал Форбс, командующий в то время Флотом метрополии, имел некоторые замечания относительно полезности слабо защищенной Скапа Флоу и поддерживал Адмиралтейство в вопросе усиления защиты базы. Что касалось противовоздушной обороны, то флот мог за себя постоять, чего нельзя было сказать о самой базе, учитывая особенно тот факт, что авиация Люфтваффе была способна сбрасывать до 450 т бомб в день при слаборазвитых Королевских ВВС. На тот момент база располагала двумя эскадронами истребителей и 24 тяжелыми орудиями ПВО. Адмиралтейству было понятно, что текущих средств защиты ПВО явно недостаточно.

К августу 1939 года 44 корабля Флота метрополии располагалось в бухте, включая 6 линкоров и крейсеров, 1 авианосец и старый флагман адмирала Джэлико – HMS Iron Duke , который использовался в качестве штаба.

В последние дни мирного времени защита Скапа Флоу находилась в несколько лучшем состоянии, нежели перед Первой мировой войной в 1914 году. Но в то же время уровень развития технологий был несколько выше, что в свою очередь создавало несколько большую угрозу со стороны Германии чем прежде. В первую очередь это касалось нового поколения подводных лодок типа U . Также впервые Германия имела возможность массированной атаки с воздуха.

С первыми месяцами войны стал очевидным тот факт, что защита базы Скапа Флоу находится в весьма плачевном состоянии. Задача Адмиралтейства состояла в том, чтобы как можно быстрее ликвидировать это проблему до того момента, как Германия поймет, насколько Скапа Флоу находиться уязвимой на данный момент.

Вторая мировая война

Основы обороны: план Q и план R

База Скапа Флоу во время 2-й Мировой войны

3 сентября 1939 года с объявлением Великобританией войны Германии, Скапа Флоу в очередной раз становиться главной военно-морской базой. В тот же момент Военный штаб утверждает «План Q» по защите Скапа Флоу в военное время. Это был комплексный план по защите базы со всех направлений – как с моря, включая субмарины, с воздуха – от атак Люфтваффе, так и со стороны наземной высадки десанта. Противовоздушную оборону планировалось довести до 80 тяжелых зенитных установок ПВО и 40 легких. Количество поисковых прожекторов возрастало до 108 единиц, воздушных заграждений в виде воздушных шаров, которые должны были препятствовать атаке низколетящих самолетов – до 40 единиц.

Однако Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль не одобрил предложенный план, поскольку считал, что ресурсы не должны быть брошены на пассивную оборону, из-за которой три целых полка ПВО фактически оставались привязаны к базе Скапа Флоу на все время войны. Тем не менее, он немедленно согласился с установкой 16 дополнительных тяжелых 94-мм орудий ПВО. До конца года еще 20 таких орудий были установлены в северной части базы.

В середине сентября Черчилль лично отправился в Скапа Флоу для инспектирования состояния защищенности базы, а также посетил плавающий штаб базы - HMS Iron Duke с адмиралом Уилфредом Фрэнчем на борту. В это же время наземные войска под командованием бригадир-генерала Джефри Кэмпа заняли защитные позиции в Скапа Флоу. Его прибытие в Скапа Флоу совпало с первыми разведывательными полетами германских ВВС над базой. В связи с этим были начаты работы по созданию защитного плана, который с началом войны получил название «план Q». Первой задачей плана было обозначение наиболее важных позиций для береговых батарей и поисковых прожекторов, а также координация противовоздушной защиты базы с адмиралом Френчем. Результатом разработки плана стала Оперативная Инструкция, изданная 10 октября, согласно которой разрешалось открывать огонь по любым воздушным целям летящим ниже 1200 м в радиусе 10 км от флагмана Флота метрополии. С принятием данной инструкции были начаты работы по укреплению защитных позиций, постройке коммуникаций, увеличению численности наземных войск.

Наблюдательный пост для береговой артбатареи

Параллельно Адмиралтейство пыталось усилить защиту Скапа Флоу и со своей стороны. В 1938 году были затоплены дополнительные суда для блокирования восточных каналов в Скапа Флоу. Самым крупным из каналов был Кирк Саунд, расположенный между главным островом Оркни в Хольме и небольшим островом Лэмб Хольм. Каналы, заблокированные во время Первой мировой войны, оставались все еще уязвимыми. После инспектирования адмиралом Форбсом в июне 1939 текущего состояния заграждений с помощью затопленных судов было принято решение о приобретении дополнительных блокшипов (от англ. blockship ). На протяжении сентября и начала октября 1939 года было приобретено и затоплено нужное количество блокшипов. Последним каналом, который стоило заблокировать, оставался проход Кирк Саунд. С этой целью был выбран пароход SS Lake Neuchatel водоизмещением в 4000 т.

Ночью 14 октября немецкая подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина прошла через канал Кирк Саунд преодолев защитную линию Скапа Флоу. Обнаружив, что главная корабельная стоянка базы пуста, Прин проследовал на север и обнаружил стоящий на якоре старый линкор HMS Royal Oak . С подлодки по линкору всего было запущено семь торпед , три из которых достигли своей цели. HMS Royal Oak затонул всего за 13 минут, забрав с собой жизни 833 членов экипажа. U-47 беспрепятственно вышла из гавани Скапа Флоу тем же путем. Старый пароход SS Lake Neuchatel был затоплен неделю спустя после трагического инцидента с линкором HMS Royal Oak . Трагедия в Скапа Флоу вызвала сильное волнение в британском обществе. Адмиралтейство подверглось обвинениям в плохой защищенности Скапа Флоу, но Черчиллю удалось успокоит надвигавшийся политический шторм.

Командующий Флотом метрополии, адмирал Майкл Форбс, объявил Скапа Флоу небезопасным местом и распорядился рассредоточить подчиненный флот по другим военно-морским базам – в Фирт оф Форт, Кроматри Фирт (северное побережье Шотландии), и Форт оф Клайд вместе Лох Ив (западное побережье). В это же время было собрано экстренное совещание Военного кабинета, где Военному офису и Адмиралтейству настоятельно рекомендовали пересмотреть свои планы. Что касалось флота, адмирал Форбс оставался верен своей позиции в том, что Скапа Флоу остается самым подходящим местом для базирования там Флота метрополии. Единственное что оставалось исправить – так это уровень защищенности базы.

Маневрирование U-47 в Скапа-Флоу

Результатом собрания стало создание Комитета по защите флотской базы в Скапа Флоу, который был учрежден в Уайтхолле. На усиление защиты базы было дополнительно выделено 500 тыс. фунтов стерлингов с возможностью дополнительного финансирования при необходимости. Перечень всех принятый решений на собрании фактически представлял собой «план R» - фактическую имплементацию плана «плана Q», но с более интенсивной сетью береговой обороны, дополнительными противолодочными заграждениями, станциями обнаружения, аэродромами, минными заграждениями и увеличенным составом наземных соединений для предотвращения вторжению. В результате принятых мер база в Скапа Флоу становилась фактически крепостью - самой защищенной гаванью в Европе.

К декабрю 1939 года реализация всех запланированных улучшений защиты базы набирала полный ход – были заказаны дополнительные противолодочные заграждения, установлены новые орудия, куплены новые поисковые прожектора, усилены наземные гарнизоны и так далее. Для размещения новых аэродромов была произведена дополнительная аэроразведка всего архипелага. Вся эта активность происходила в середине зимы во время не утихавших штормов, сильного ветра и дождя со снегом. Причиной такой активности был установленный Черчиллем дедлайн, согласно которому Флот метрополии должен был возвратится в Скапа Флоу 1 марта 1940 года. Других вариантов не существовало, поскольку разрозненность Флота метрополии вне Скапа Флоу по разным портам создавала угрозу невозможности адекватного реагирования на действия немецкого флота. Тем более, что разведка докладывала о возможной атаке врага уже этой весной.

К февралю первый этап установки береговых орудий был завершен. Большинство надводных и противолодочных заграждений уже были установлены на своих местах. Главной проблемой оставалась противовоздушная защита архипелага, поскольку единственные действующие орудия ПВО находились в распоряжении 226-й батареи ПВО в городе Линесс. В связи с этим были установлены дополнительные 20 единиц на ранее обозначенных позициях. До конца месяца было установлено еще 11 тяжелых и 13 легких орудий ПВО, которые сопровождались установкой 28 поисковых прожекторов.

Постройка барьеров Черчилля в Скапа Флоу

Однако, не смотря на приложенные усилия, уложиться в сроки до дедлайна Черчилля не удалось. Запланированные работы удалось закончить лишь неделю спустя, которые завершились установкой последних тяжелых орудий ПВО. Таким образом, общее количество функционирующих тяжелых орудий ПВО возросло до 52 единиц.

8 марта 1940 года Черчилль планировал войти в бухту Скапа Флоу на борту линкора HMS Rodney . Однако, угроза подрыва на мине заставила руководство флота оставить линкор в открытом море. Поэтому Черчиллю пришлось пересесть на один из эсминцев. Тем же вечером он поужинал на борту HMS Hood в гавани Скапа Флоу, там самым дав знать, что база находится в полной безопасности и британский флот готов к действиям.

По возвращению в Уайтхолл Черчилль отрепортировал Военному кабинету, что база в Скапа Флоу защищена на 80% и риск атаки вражеского флота весьма низок. Во время визита в Скапа Флоу им также был утвержден план по постройке постоянных противоподлодочных заграждений (которые на данный момент носят его имя – барьеры Черчилля) в поперёк восточных каналов, ведущих в Скапа Флоу.

Вечером 16 марта 1940 года пилотами Люфтваффе был совершен первый крупный авианалет на Скапа Флоу. 9 апреля немецким командованием была начата операция по вторжению в Норвегию и Данию. Флот метрополии пребывал в полной боевой готовности и был готов вмешаться. В последствии, флот Кригсмарине понес серьезные потери, и тем не менее, германская армия смогла сохранить контроль над обеими странами не смотря на вмешательство сил союзников. Кампания по вторжению в Норвегию и Данию завершилась в июне 1940 года, давая возможность Кригсмарине использовать норвежские фиорды в качестве морских баз, а авиации Люфтваффе – норвежские аэродромы в качестве баз для авианалета на Скапа Флоу. Тем не менее, такие возможности по авианалетам так и ни разу не осуществились, в то время как операции по авиаразведке и закладке минных полей продолжались на протяжении всей войны.

Заградительные буи времен Второй мировой войны

К середине апреля 1940 года на Скапа Флоу уже находилось в полной боевой готовности 88 тяжелых орудий ПВО, больше чем предусматривал «План Q». Генерал-майор Кэмп имел в подчинении более 12000 личного состава наземных соединений. На территории всего архипелага функционировало 88 поисковых прожекторов и 14 береговых артиллерийских батарей.

В противовоздушную оборону Скапа Флоу входила также сеть радарных установок, которая позволяла вовремя реагировать на приближение каких-либо вражеских летальных аппаратов. К лету 1940 года стало понятно, что степень защищенности базы в Скапа Флоу достигла своего апогея, о чем и было осведомлено немецкое командование. Именно по этой причине в оставшееся время Второй мировой войны больше так и не было совершено ни единого авианалета на Скапа Флоу, даже не смотря на близость норвежских аэродромов.

Флот метрополии

Финальным элементом защиты Скапа Флоу служил сам Королевский флот. Естественно, что корабли Флота метрополии не могли стать частью статической обороны гавани, но во время пребывании на базе они были готовы стать преградой для вражеского проникновения на базу. Часто корабли флота, стоявшие на якоре в гавани, использовались как временные батареи ПВО. В этой же роли использовался и потопленный немецкой субмариной U-47 линкор HMS Royal Oak , который обеспечивал защиту воздушного пространства возле Киркуолла. Корабли флота регулярно исполняли роль патрулей возле входов в гавань Скапа Флоу. В то время существовало специальное подразделение, именовавшееся как Северный патруль, которое обеспечивало блокаду морских вод между Британией и Исландией.

Военно-морская база в Линессе начала резкое расширение в 1940 году. После повреждения в сентябре 1939 года линкора HMS Iron Duke , который использовался в качестве штаба, последний был перемещен именно в Линесс. Вскоре наземный штаб разросся в главный командный и коммуникационный центр, особенно после завершения постройки нового здания связи на холме Ви Феа. К 1943 году центр связи принимал более 8000 звонков в день, обеспечивая связь между помощником начальника штаба, кораблями флота, зданиями на суше и Адмиралтейством.

Военно-морская база в Линессе исполняла роль генштаба, ремонтной базы и станции дозаправки, здесь производились заграждения в виде надводных буев, а также была местом отдыха и проживания для тысяч военнослужащих. К лету 1940 года якорная стоянка была полностью заполнена, включая место стоянки для больших кораблей чуть севернее вплоть до острова Флотта. С другой стороны острова размещалась стоянка для эсминцев и других небольших кораблей.

Именно со Скапа Флоу Флот метрополии отбывал для сражения с немецким флотом в водах Норвегии, для сопровождения жизненно важных североатлантических конвоев. Поэтому обеспечение безопасности гавани Скапа Флоу было очень важной задачей.

Боевые действия

С началом Второй мировой войны база Скапа Флоу была такой же слабозащищенной как и в начале Первой, хотя ради справедливости стоит отметить, что в этот раз два главных прохода в гавань были защищены противоподлодочными буями. В сентябре того же года авиация Люфтваффе начала разведывательные полеты над базой. Анализ защищенности базы показал, что проход Кирк Саунд не был полностью заблокирован. Существовала вероятность, что смелый командир какой-либо вражеской подлодки при желании сможет проникнуть на базу этим путем. И этим человеком стал капитан субмарины U-47 Гюнтер Прин.

После трагической гибели линкора HMS Royal Oak и членов его экипажа руководству Военного офиса и Адмиралтейства стало предельно ясно, что защита Скапа Флоу находится в плохом состоянии. Через четыре дня после трагедии командованию базы удалось заделать брешь в обороне как раз к моменту начала первого авианалета.

Линкор HMS Royal Oak

На рассвете 17 октября 1939 года четыре немецких пикирующих бомбардировщика Ju 88 атаковали на якорной стоянке возле Линесса линкор HMS Iron Duke , который на тот момент использовался в качестве центра командования. Линкор получил серьезные повреждения и был отбуксирован на ближайшую отмель во избежание затопления, где практически и находился до конца войны.

Того же дня после полудня бомбардировщики вернулись, однако целей для атаки не нашли, вместо того под атаку попали топливные цистерны возле города Линесс, однако точных попаданий атакующим не удалось достичь. После налета командованием было принято решении о временном рассосредоточении флота по нескольким более безопасным портам. После этого в течении нескольких месяцев защищенность базы была усилена и в марте 1940 года Флот метрополии вернулся в гавань Скапа Флоу.

На закате 16 марта около 15 немецких бомбардировщиков атаковали корабли на стоянке в Скапа Флоу и новый аэродром в Хатстоне, неподалеку от Кикруолла. Крейсер HMS Norfolk получил повреждение от разорвавшейся рядом бомбы, в результате которого также погибло девять членов экипажа. Это был первый налет в результате которого погибло гражданское население - ряд бомб было сброшено возле Brig of Waithe неподалеку от города Стромнесс. Этот налет вскрыл проблему координации огня ПВО, а также недостаток систем раннего предупреждения о приближении врага в виде радарных установок. Для ликвидации данной проблемы была реализована система «Заграждение Скапа» (от англ. Scapa Barrage ) – защитная стена из воздушных балонов, которая должна была защитить гавань от воздушных атак.

Капитан субмарины U-47 Гюнтер Прин

8 апреля авиация Люфтваффе вернулась в виде 24 бомбардировщиков (соединение из Ju 88 и Heinkel He III ) целью которых была нейтрализации защитных сооружений в канале Хокса Саунд. Цели достичь не удалось, однако немцы при этом потеряли семь самолетов. В этот раз при помощи крейсера ПВО HMS Curlew с его радарной установкой британцам удалось засечь приближение врага до их прилета на место атаки.

Как оказалось, этот рейд был отвлекающим маневром немецкого командования для отвлечения внимания сил союзников от вторжения в Данию и Норвегию. Вторая атака на Скапа Флоу была осуществлена на закате 10 апреля, когда 60 немецких бомбардировщиков произвели атаку в две волны – одна с востока, вторая – с юго-востока. Обе группы приближались на высоте менее 3 км, но были встречены полностью готовой системой «Заграждение Скапа». Только 20 самолетов смогло пробиться сквозь заграждение, целью которых опять оказались заграждения канала Хокса Саунд. Цели достичь опять не удалось, однако во время налета был поврежден тяжелый крейсер HMS Suffolk . Во время налета было сбито как минимум пять вражеских бомбардировщиков. Со временем разведка доложила, что несколько поврежденных немецких самолетов так и не долетели до своих баз.

Это был последний серьезный налет Люфтваффе на базу Скапа Флоу, поскольку немецкому командованию стало понятно, что уровень защищенности гавани не позволит больше совершить какой-либо эффективный авианалет без серьезных потерь со стороны атакующих. Тем не менее, 24 апреля была совершена попытка облететь «Заграждение Скапа» стороной. Это удалось лишь пяти самолетам, принимавшим участие в атаке. Однако авианалет опять оказался безуспешным. С этого времени немецкое командование ограничилось заданиями по минированию прибрежных вод и разведке. Однако даже эти задание оказались весьма рискованными, поскольку воздушное пространство вокруг Скапа Флоу постоянно контролировалось британскими перехватчиками при постоянной поддержке систем раннего предупреждения.

С этого момента гавань Скапа Флоу стала одним из самых спокойных и безопасных мест базирования Флота метрополии.

Итоги Второй мировой войны

После нападения Германии на Советский союз в июне 1941 года угроза очередной атаки на Скапа Флоу снизилась еще больше. В то время как база Скапа Флоу служила отправной точкой для Королевского флота в организации и сопровождения арктических конвоев, то для наземного гарнизона военный кризис фактически миновал после зимы 1941-42 годов. Тем не менее, первое уменьшение численности гарнизона произошло летом 1943 года. В то же время было демонтировано некоторое количество поисковых прожекторов, и большое количество орудий ПВО. Необходимость присутствия большого количества поисковых прожекторов отпала в связи с введением в строй систем управления огнем для батарей тяжелых орудий ПВО. Тем более, к 1944 году сама столица остро нуждалась в средствах защиты ПВО по причине возникшей угрозы со стороны немецких реактивных ракет Фау-1 . Следующими планировалось убрать заграждающие надувные шары. С приготовлениями ко дню высадки в Нормандии, наземный гарнизон был опять уменьшен в численности. С окончанием постройки барьеров Черчилля также отпала необходимость в большом количестве береговых артиллерийских установок, защищавших главные проходы в гавань Скапа Флоу.

С капитуляцией Германии 8 мая 1945 года был начат демонтаж защитных сооружений начиная с самой восточной части базы. Останки Королевского флота отбыли из гавани в южном направлении или на Дальний Восток. Орудийные установки, после демонтажа отправлялись либо на склады, либо на слом. Аэродромы один за другим демонтировались. Процесс полной зачистки прибрежных вод от минных полей и возвращение земель в гражданское использование продолжался несколько лет после окончания войны.

Официально завершение всех работ по закрытию базы в Скапа Флоу произошло 29 марта 1959 года. До этого момента база в Скапа Флоу оставалась самым большим гарнизоном времен Второй мировой войны, численность которого в одно время превышала 40 000 военнослужащих.

Скапа Флоу сегодня

Месторасположение береговой 152-мм артбатерии в Rerwick Head в Скапа Флоу

Если в первые декады после войны жители Оркнейских островов негативно высказывались об останках военного времени, то в наше время их отношение изменилось на более терпимое. После конца Второй мировой войны многие сооружения стали использоваться в мирных целях, некоторые даже для проживания (это в большей мере касается построек в Хатстоне, возле Киркуолла). В других местах фермеры использовали когда-то военные помещения в сельскохозяйственных целях – например, помещения артиллерийских береговых батарей использовались как временные естественные укрытия для скота во время непогоды. На сегодняшний день Оркнейские острова усеяны многочисленными останками военного времени, делая эту часть архипелага ценной для исследователей событий Второй мировой войны.

Много артиллерийских установок береговой охраны остались внешне нетронутыми, в то время как разного рода сооружения, которые использовались для их обслуживания, уже давно демонтированы. Сегодня пустые площадки из-под убранных поисковых прожекторов, дозорных постов и орудийных установок, являются самыми многочисленными напоминаниями военного периода в истории Оркнейских островов.

Некоторые из этих артиллерийских установок береговой охраны, а именно – в Стренджер Хед, Роан Хед и Нэб на острове Флотта, в Хокса Бальфор на острове Южный Рональдсдей, и в Рэрвик Хед в Танкернессе, были открыты для публичных посещений. Батарея в Хоутоне также доступна для посещений.

Большинство других установок, таких как в Карнессе, Хольме, Бюррее и Дирнессе, находятся на частных участках, поэтому для их посещения требуется разрешение их владельцев. Что касается береговой установки в Нессе, неподалеку от Стромнесса, то она находится под юрисдикцией Министерства обороны, и публичный доступ к ней отсутствует. Некоторые из них уже опасны для посещений, так как находятся в аварийном состоянии, особенно это касается помещений в Хоксе и Карнессе.

Позиции 101-мм орудий времен Первой мировой войны возле Стромнесса, которые защищали проход Хой Саунд

Военно-морская база в Линессе на сегодня представляет собой небольшой музей, а ее верфь используется в качестве главного терминала паромной переправы острова Хой. Почти все топливные резервуары были демонтированы. Последний из них переоборудован в часть музея. В начале 70-х годов остров Флотта был переоборудован в нефтяной терминал для прийома нефти с нефтпроводов Северного моря. Тем не менее, следы Второй мировой войны все еще остаются на виду. Теперь нефтяные танкеры останавливаются для якорной стоянки там, где когда-то располагался весь флот гавани Скапа Флоу. Один из буев на поверхности воды в гавани служит отметкой места затопления линкора HMS Vanguard

Список литературы

  • Angus Konstam. Scapa Flow. The defences of Britain’s great fleet anchorage 1914-45. – 64 c., Osprey Publishing, 2009,

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары