Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Древний китай кратко и самое главное в фактах, династии китая и культура. Древний Китай: периодизация истории и культуры Древний китай 3 тыс до н э

После объединения в единое государство правитель государства Цинь принимает новое имя — Цинь Шихуанди (246 — 210 гг. до н.э.), что означает «первый властитель Цинь». Территорию своего государства он разделил на 36 областей, поставив во главе каждой своих наместников.

Цинь Шихуанди, будучи жестоким человеком, безжалостно расправлялся со своими противниками. Но в период его царствования Китай достиг наивысшего расцвета: развивались земледелие, ремёсла и торговля.

Ещё при жизни Цинь Шихуанди приказал построить себе гробницу. По своему богатству она может сравниться с пирамидами Египта. Её строили 37 лет 720 тысяч человек. Дно гробницы занимает несколько квадратных километров. Вместе с Цинь Шихуанди было захоронено более 6 тысяч керамических фигур воинов, установленных в гробнице для «охраны» императора.

Великая китайская стена

При Цинь Шихуанди в Китае началось сооружение Великой стены для защиты от нападения на страну кочевников-гуннов.

Высота стены составляла 12 метров, ширина — 5, а длина — около 4 тысяч километров. В древности она служила серьёзным препятствием для вражеских войск, так как конница не могла преодолеть её, а брать крепости штурмом кочевники ещё не умели.

Царь и чиновники заставляли сотни тысяч крестьян бесплатно работать на строительстве стены. Её возводили с помощью лопаты, кирки и тачки. В то время рождение мальчика в крестьянской семье воспринималось как горе: подрастёт — и пошлют его на строительство Великой стены, а оттуда мало кто возвращался.

Тысячи рабов и пленных погибли от непосильного труда на строительстве стены. Их зарывали тут же прямо в земляной насыпи.

Народные восстания в Китае

В 206 г. до н.э. вспыхнуло восстание крестьян против династии Цинь. Возглавил его Лю Бан. Восставшие захватили столицу На развалинах империи Цинь было создано новое государство во главе с династией Хань. Наивысшего могущества оно достигло при императоре У-Ди (140 — 87 гг до н.э.) и просуществовало до 220 г. н.э.

Как и в других государствах Востока, земля в Китае считалась собственностью правителя, и население платило натуральный налог и несло трудовые повинности. Урожай, выращенный с большим трудом, часто крестьянину не принадлежал. После сбора урожая приходили чиновники и стражники. Многие крестьяне не могли вовремя уплатить налоги и вернуть долги.

Как протест против тяжёлого положения возникали стихийные бунты, перераставшие в крестьянские восстания. Одно из них получило название «восстания краснобровых», так как восставшие выкрасили брови в красный цвет, чтобы отличать своих.

Самым крупным восстанием II в. н.э. было восстание «людей в жёлтых повязках». Оно было тщательно подготовлено: среди восставших были знатоки военного искусства. Восстание охватило всю страну Только вооружённому и хорошо обученному войску правителя удалось подавить его. С усилением наступления гуннов государство Хань ещё больше ослабевало, и в III в. н.э. оно распалось на три царства.

Культура древнего Китая

В древнем Китае существовала иероглифическая письменность. Иероглифы обозначали не букву, а целое слово.

Китайцы писали на бамбуке. Они раскалывали его на длинные дощечки и деревянной заостренной палочкой наносили иероглифы специальными чернилами из древесного сока. На узких и длинных дощечках можно было писать только столбиком, поэтому в дальнейшем сохранилась форма письма сверху вниз. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия и связывали их вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой.

Вместо бамбука две с половиной тысячи лет тому назад стали использовать шёлк. На нём уже писали не палочкой, а кисточкой. Теперь книга представляла собой длинный кусок шёлка, который наворачивали на стержень в виде свитка. В I в. до н.э. была изобретена бумага.

Одним из самых замечательных изобретений китайцев был компас. Он напоминал большую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. Это устройство ставили на отполированную доску с делениями, и его ручка всегда показывала на юг

В Китае также был изобретён сейсмограф, предсказывающий землетрясения. Китайскими учёными были написаны многочисленные труды по истории, астрономии и медицине.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

В начале 8в. участились столкновения чжоусцев с племенами жунов. Решающие столкновения с ними происходят в правление Ю-вана (781-771гг. до н.э.)

В 770г. его сын Пин-ван переносит столицу на восток, из-за чего период 8-3вв. называют Восточным Чжоу. Однако и здесь государство подвергается нападениям – уже со стороны племен ди. В 636г. до н.э. Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему, однако ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который был вынужден временно покинуть столицу.

В 8-7вв. до н.э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех “варваров” (в отличие от иньского и раннечжоуского времени, когда народы делились на подчиненные и неподчинившиеся). Древние китайцы начали противопоставлять себя “варварам”, обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). Согласно представлениям древних китайцев, в основе такого деления лежали отношения родства (все жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, родственники, даже отказываясь повиноваться вану, они остаются таковыми).

После перенесения столицы на восток власть вана ослабевает: он практически не вмешивается во взаимоотношения чжухоу (землевладельцы), которые становятся все более самостоятельными. Сокращается территория, оскудевает казна, дань начинает поступать нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти Хуань-вана у его наследника не оказывается средств на его похороны и они откладываются на 7 лет.

В 7в. до н.э. один из чжухоу добивается главенствующего положения и становится “гегемоном”. С этого периода между царствами начинается борьба за гегемонию. Первым царством, добившимся гегемонии, было Ци. Его правитель Хуань-гун был официально провозглашен гегемоном в 650г. на съезде чжухоу. После его смерти царство лишается гегемонии, его место занимает другое царство – Цзинь. Правление его вана Сянь-гуна отмечено расширением территории. После его смерти к власти приходит его сын Вэнь-гун (636-628), правление которого считается наивысшим расцветом царства. В конце 7в. происходит раскол среди кочевников ди, что послужило предлогом для царства Цзинь для вмешательства и весной 594г. главные силы ди были разгромлены (часть была включена в цзиньскую армию, часть обращена в рабов).

Основная линия политической истории 7-6вв. до н.э. – соперничество царств Цзинь и Чу. В конце 7в. правитель Чу Чжуан-ван (613-591) принял титул вана и стал первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу. Решающее значение в отношениях Чу и Цзинь сыграла битва при Би (597), где Цзинь было разбито и добивается реванша вновь только через много лет, победив в сражении в 575г.

В начале 5в. обостряется борьба за гегемонию между царствами У и Юэ (жители татуировали тело и коротко обрезали волосы, чем резко отличались от древних китайцев). В 493г. правитель У нанес поражение Юэ, затем разгромил царства Ци, Лу и Сун, и в 482г. добился гегемонии. Примерно через 10 лет это положение занимает Юэ. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй и Хань начинается период Чжаньго (“Воинствующих царств”).

В этот период получает распространение железо. Животные, служащие для жертвоприношений, становятся тягловой силой, возрастает производительность земледелия, становится возможным обработка не только земли в поймах рек. По мере расширения посевных площадей каналы начинают применяться для искусственного орошения (раньше они использовались для предотвращения наводнений). Изменения в земледельческом хозяйстве повлекло за собой кризис системы землевладения и землепользования. В середине 1 тыс. до н.э. оформляется новая система. Происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произведенного продукта – к поземельному налогу, который исчислялся в зависимости от площади обрабатываемой земли. Впервые он был введен в царстве Лу, затем в Чу и Чжэн.

Качественные изменения претерпевает ремесло и торговля. Если раньше ремесленники относились к простолюдинам, то теперь некоторые из них начинают обогащаться, становясь более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: “Кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден”.

Не случайно с этим периодом связан взлет философской мысли в Китае, когда изменения в социальном строе требовали осмысления принципов, которые лежали в основе взаимоотношения людей в обществе. В 6-5вв. до н.э. наибольшие расхождения в этом вопросе были в учениях двух философских школ – конфуцианцев и моистов.

Возникновение конфуцианского учения сыграло роль не только в идеологии Древнего Китая, но и многих соседних стран. Центральное место в доктрине Конфуция (Кун Цю, 551-479гг.) занимает учение о “благородном человеке”. Конфуцианские понятия гуманности, верности, уважения к старшим представляют собой положительные человеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя. Конфуций высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни.

С иных позиций подходил к противоречиям общества Мо-цзы (Мо Ди, рубеж 5-4вв. до н.э.). По его мнению, все социальные беды происходят из-за обособленности общества. Он проповедует “всеобщую любовь”. Выступая против семейно-родственной обособленности, он резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству, говоря о том, что нужно почитать мудрых.

В противовес конфуцианству, придававшему большое значение культуре, Мо-цзы утверждал, что она нужна только для того, чтобы обеспечивать человека жильем, одеждой и пищей. Все, что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно.

Рад положений моизма был заимствован философами 4-3вв. до н.э., создавшими “легистскую” школу. Легисты считали средством умиротворения Поднебесной закон, который способен обеспечить порядок через награды и наказания. Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя. Особую позицию занимали представители даоской школы, основоположником которой считается Лао-цзы. Сторонники этой школы считали, что все в мире определяет существование некоего “пути” (дао), действующего помимо воли человека. Поэтому лучшим способом не совершить ошибки в управлении государством является “недеяние” правителя, его отказ от активного вмешательства в заранее предопределенный ход истории.

В 4в. до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы. Об одном из них – Шан Яне, который добился проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось много сведений. Государство Цинь было слаборазвитым экономически и не имело сильной армии. Правитель Сяо-гун принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению царства. Первые указы относятся к 359г. до н.э. Они предусматривали:

    Введение нового территориального деления населения на “пятки” и “десятки” семей, связанных между собой круговой порукой.

    Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями.

    Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести.

    Поощрение занятий земледелием и ткачеством.

    Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ (350г.) ввела административное деление на уезды, легализировала куплю-продаже земли, была унифицирована система мер и весов. Была также введена новая система рангов, которые присваивались на основе военных заслуг, а не на наследственном праве. Позднее было разрешено приобретение ранга за деньги. Благодаря реформам древнекитайское государство Цинь не только усиливается, но и выдвигается на ведущие позиции, они также послужили толчком к развитию товарно-денежных отношений, стимулировали развитие рабовладения.

В начале VIII в. до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с племенами жунов, населявших район верхнего течения реки Хуанхэ. По происхождению жуны были родственны чжоусцам, но отличались от них по образу жизни и формам хозяйства. Решающие столкновения с полукочевыми племенами жунов происходят в правление Ю-вана (781—771 гг. до н. э.).

В 770 г. до н. э. пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. Период VIII — III вв. до н. э. называют поэтому Восточным Чжоу.

В VIII в. до н. э. консолидируются кочевые племена, именуемые в древнекитайских источниках ди; они совершают набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ. В начале VII в. до н. э. ди двинулись на юг, опустошая земли на левом берегу Хуанхе в его среднем течении. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу в непосредственной близости от чжоуской столицы.

Даже самым сильным царствам приходится считаться с ди. Некоторые из китайских владетелей предпочитают союз с ди, другие пытаются использовать их в борьбе со своими противниками. Так, в 636 г. до н. э. чжоуский Сян-ван намеревался спровоцировать нападение ди на царство Чжэн, отказавшееся повиноваться ему. Но ди заняли сторону Чжэн и нанесли поражение войску вана, который вынужден был временно покинуть столицу.

Во взаимоотношениях населения Древнего Китая с соседними племенами отчетливо проявляется несовпадение политических отношений с этническими. Если" в иньское и раннечжоуское время противопоставление «мы — они» основывалось исключительно на политических критериях (признающий власть вана входил в «нашу» общность, неподчинившийся его власти автоматически становился «чужим»), то в VIII—VII вв. до н. э. возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех «варваров». Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася (или чжуся).

Согласно представлениям древних китайцев, в основе такого разграничения лежали отношения родства. Считалось, что жители царств, расположенных в среднем течении Хуанхэ, связаны между собой родственными узами, поэтому даже если какое-нибудь из них выступало против чжоус-кого вана, оно не переставало быть хуася. Соответственно политический союз с «варварами» не означал, что они переставали быть таковыми. Это непреходящее различие между хуася и «варварами» отчетливо выражено в следующих словах известного деятеля VII в. до н. э. Гуань Чжуна: «Варвары — это шакалы и волки, им нельзя идти на уступки. Чжуся — это родственники, и их нельзя оставить в беде!»

После перенесения столицы на восток власть вана заметно ослабевает. Он по-прежнему олицетворяет собой единство Поднебесной, но практически зачастую не вмешивается во взаимоотношения между чжухоу, владения которых становятся все более самостоятельными. Резко сокращается территория «столичной области» — владение чжоуского правителя. Часть ее была раздарена соседним царствам — Чжэн, Цзинь и др., а некоторые районы оказались захвачены царством Чу. Скудеет казна вана. Традиционная дань от чжухоу начинает поступать все более нерегулярно. Наступает момент, когда после смерти одного из чжоуских ванов у его наследника не оказывается средств для совершения требуемых обычаем обрядов и похороны откладываются на семь лет.

На авторитете правящего дома Чжоу пагубно сказывались и внутренние распри, неоднократно вспыхивавшие в VII—VI вв. до н. э. Ван не имел возможности воспрепятствовать нарушениям освященного традицией порядка наследования власти и был вынужден обращаться за помощью к зависимым от него чжухоу.

Вторжение кочевников на Среднекитайскую равнину и изменения во взаимоотношениях между ваном и зависимыми от него правителями во многом предопределило сущность новой политической ситуации, возникшей в VII в. до н. э. и невозможной в предшествующее время. Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном». Для достижения этой цели возвысившийся правитель использовал два стандартных лозунга: «заставить всех уважать вана» и «отразить угрозу со стороны варваров».

Борьба за гегемонию

Первым древнекитайским царством, добившимся гегемонии на Среднекитайской равнине, было Ци, расположенное в низовьях Хуанхэ. Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э. на съезде правителей (чжухоу).

После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство — Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь — период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.).

Судьба Вэнь-гуна необычна. Его матерью была женщина из племени жун. Покинув пределы своего родного царства из-за соперничества с братьями, юный Вэнь-гун бежал к кочевникам ди, среди которых провел долгие годы. Так во главе объединения древнекитайских царств оказался человек, который по происхождению и воспитанию был скорее «варваром», нежели ху-ася. Таким Вэнь-гун, в сущности, и остался в памяти потомков: он «ходил в рубахе из грубой материи, в овчинном тулупе, подвязывал меч сыромятным ремнем и тем не менее распространил свою власть на все земли посреди четырех морей».

В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Это послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были разгромлены. Пленные кочевники частично были включены в цзиньскую армию, частично превращены в рабов. С господством «варваров» на значительной территории бассейна Хуанхэ, вблизи чжоуской столицы, было покончено.

Соперничество между Цзинь и южным царством Чу составляло основную линию политической истории в VII—VI вв. до н. э. Расширяя свою территорию за счет мелких царств междуречья Янцзы и Хуанхэ, Чу начинает вмешиваться в отношения между основными наследственными владениями на Среднекитайской равнине. В конце VII в. до н. э. правитель Чу принял титул вана — это был открытый вызов тем царствам, которые боролись за гегемонию под лозунгом «уважения» к чжоускому Сыну Неба. Чуский ван становится первым гегемоном, не признающим верховное главенство Чжоу.

Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Цзинь удалось добиться реванша лишь в 575 г. до н. э.

В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами, ранее почти не принимавшими участия в политических событиях: царствами У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении Янцзы. Основная масса населения здесь существенно отличалась от «людей хуася». Жители У и Юэ имели обычай татуировать тело и коротко обрезать волосы, чем резко отличались от древних китайцев. Большую роль в их жизни играло рыболовство и морские промыслы. Стремясь получить дополнительный шанс в борьбе с Чу, правитель Цзинь заключил союз с У и направил туда своих военных советников. Однако и после этого жители У предпочитали колесницам тактику боя на воде, где они чувствовали себя более уверенно, чем на суше.

В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун, он в 482 г. до н. э. добился признания гегемонии У. Примерно через десять лет после этого настал черед Юэ, разбившего войска соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н. э.) в истории древнекитайского общества начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).

Сдвиги в социально-экономическом строе общества

Чжаньго — эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая. Предпосылкой для этого были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространение железа, появление пахотных орудий и тяглового скота, развитие ирригации.

Первые упоминания о железе встречаются в древнекитайских текстах конца VI в. до н. э. В частности, в летописи «Цзочжу-ань» сообщается, что в царстве Цзинь в 513 г. до н. э. был отлит железный треножник с текстом законов. Наиболее ранние археологические находки железных орудий относятся к V в. до н. э. В IV в. до н. э. железные орудия получают достаточно широкое распространение в земледелии.

Применение тягловых пахотных орудий типа рала с железным наконечником произвело подлинную революцию в земледельческой технике. С помощью таких орудий оказалось возможным возделывать не только пойменные земли, но и твердые почвы на высоких прибрежных террасах. Тягловая сила крупного рогатого скота резко повысила производительность труда. «Животные, служившие для жертвоприношений в храмах, теперь трудятся на полях» — так характеризуется это важное изменение в состоянии производительных сил автором одного из древнекитайских сочинений. Если раньше ирригационные работы осуществлялись почти исключительно в целях борьбы с наводнениями (следы водоотводных каналов сохранились в иньских городищах в Чжэнчжоу и Вяньяне), то по мере расширения посевных площадей каналы во все более широких масштабах начинают применяться для искусственного орошения.

Расширение площади пахотных земель, повышение урожайности, резкое увеличение совокупного общественного продукта предопределили кризис системы землевладения и землепользования, существовавшей в чжоуском Китае XI—VI вв. до н. э. Прежние формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изживают себя.

В середине I тысячелетия до н. э. оформляется новая система собственности на землю. Распад прежней системы землевладения был связан с появлением частной собственности, основанной на праве отчуждать землю посредством купли-продажи. В связи с этим в VI в. до н. э. в ряде древнекитайских царств происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произведенного продукта — к поземельному налогу. Как сообщает Сыма Цянь, впервые поземельный налог, исчисляемый в зависимости от площади обрабатываемой земли, был введен в царстве Лу в 594 г. до н. э. Затем такой налог стали взимать в Чу и в Чжэн.

Качественные изменения претерпевает в это время ремесло и торговля. В социальной системе чжоуского общества начала I тысячелетия до н. э. ремесленники приравнивались по своему статусу к простолюдинам. Таким же было положение и лиц, занимавшихся обменом между отдельными родственными группами. Эти профессии были наследственными: «Дети ремесленников становятся ремесленниками, дети торговцев — торговцами, дети земледельцев — земледельцами». Распространение железных орудий труда и общий прогресс техники стимулировали индивидуализацию ремесленного производства, рост благосостояния отдельных ремесленников. Это способствовало использованию в широком масштабе в ремесле и торговле рабов как производительной силы. В результате отдельные ремесленники и торговцы, номинально относившиеся к низшей прослойке социальной иерархии, фактически могли оказаться более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден.

Идеологическая борьба в VI—III вв. до н. э.

Какими способами и методами управлять Поднебесной в условиях, когда «можно быть знатным, но бедным»? Этот вопрос волновал многих мыслителей того времени. Различия в подходе к решению данной проблемы и предопределили возникновение нескольких философских школ. Древнекитайских философов интересовали не столько закономерности природы в целом, сколько социально-политические и социально-этические вопросы. Не случайно поэтому, что стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с VI—III вв. до н. э., когда изменения в социальном строе настоятельно требовали осмысления тех важнейших принципов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе. В VI—V вв. до н. э. наибольшие расхождения в подходе к решению этих проблем обнаружились в учениях двух философских школ — конфуцианцев и моистов.

Возникновение конфуцианского учения сыграло исключительную роль в истории идеологии не только Древнего Китая, но и многих соседних стран Восточной Азии.

Центральное место в этико-политической доктрине Конфуция (Кун Цю, 551—479 гг. до н. э.) занимает учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы). Конфуцию 6ыли чужды идеалы новой социальной прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению. Противопоставляя им принципы морали и долга, Конфуций обращается к идеализированным им порядкам прошлого. В этом глубокое противоречие в системе взглядов древнего философа. Конфуцианские понятия гуманности (жень), верности (чжун), уважения к старшим (сяо), соблюдения норм взаимоотношения между людьми (ли) представляют собой положительные общечеловеческие ценности, выраженные через категории исторически обреченного социального строя. Отнюдь не стремясь к личному благополучию («Питаться грубой пищей и пить только воду, спать подложив под голову локоть — радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем,— для меня это словно парящие облака»), находя удовлетворение в самом процессе познания действительности («Учиться и постоянно повторять изученное — разве это не радостно?»), Конфуций в то же время высказывает мысли, являющиеся призывом к реставрации отошедшего в прошлое уклада жизни. Характерно, что к решению политических проблем Конфуций подходил не делая принципиального различия между государством и семьей. Применение к государству модели взаимоотношений между членами семьи и означало требование сохранить в незыблемости те порядки, когда «правитель — это правитель, подданый — это подданный, отец — это отец, сын — это сын».

С иных позиций подходил к противоречиям современного ему общества другой выдающийся древнекитайский мыслитель— Мо-цзы (Мо Ди, рубеж V—IV вв. до н. э.). Все социальные беды, по его мнению, происходят от «обособленности»), проповедуемой конфуцианцами. «Ныне,— писал Мо Ди,— правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства... Ныне главы семей знают лишь о любви к своей семье, но не любят другие семьи... Если же отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть». Поэтому Мо Ди и выдвигает тезис о необходимости «всеобщей любви», которая позволит навести порядок в Поднебесной.

Выступая против семейно-родственной обособленности членов общества, Мо Ди резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Призывая «почитать мудрых», Мо Ди обрушивался на наследственную знать и считал полезным такое положение вещей, когда «первоначально низкий человек был возвышен и стал знатным, а первоначально нищий был бы возвышен и стал богатым».

В то же время в противовес конфуцианцам, ^придававшим большое значение ритуальной стороне человеческой культуры, Мо Ди утверждал, что культура необходима лишь для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей и жилищем. Все что выходит за рамки удовлетворения элементарных потребностей человека, необязательно и даже вредно. Поэтому, в частности, Мо Ди считал необходимым отменить музыку, отвлекающую людей от создания материальных ценностей.

Ряд важных положений моистского учения был заимствован философами IV— III вв. до н. э., создавшими «легистскую» школу. Если конфуцианцы видели средство умиротворения Поднебесной в совершенствовании социально-этической стороны взаимоотношений между людьми, то легисты считали таким средством закон (отсюда и название этой философской школы). Только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Закон сравнивается легистами с инструментом, с помощью которого ремесленник изготавливает изделие. Закон необходим прежде всего для подчинения народа власти правителя. Не случайно, подчеркивали легисты, «и прежде мог установить порядок в Поднебесной лишь тот, кто видел свою первую задачу в установлении порядка в собственном народе, и побеждал могучих врагов тот, кто считал необходимым сначала победить свой народ». Конечную цель применения закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя.

Если конфуцианцы ратовали за возвращение к идеальным порядкам прошлого, а монеты и легисты — за последовательное разрушение старой системы общественного и государственного устройства, то представители даоской школы занимали в этом вопросе особую и весьма своеобразную позицию. Основоположником этой философской школы считается Лао-цзы, однако достоверными сведениями мы о нем не располагаем. Авторству Лао-цзы, который был якобы старшим современником Конфуция, приписывается «Трактат о дао и дэ» («Даодэцзин»). Сторонники этого учения полагали, что все в мире определяется существованием некоего «пути» (дао), действующего помимо воли людей. Человек не способен постичь этот путь («Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное дао»). Поэтому лучшим способом не совершать ошибки в управлении государством является, с точки зрения даосис-тов, «недеяние» правителя, его отказ от активйого вмешательства в заранее предопределенный ход исторических событий.

Реформы Шан Яна

В IV в. до н. э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы, большинство которых стремилось не только сформулировать свою точку зрения на методы решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике. Об одном из них — Шан Яне, добившемся проведения реформ в царстве Цинь, сохранилось достаточно много сведений (главным образом из «Исторических записок» Сыма Цяня и трактата «Книга правителя Шан», приписываемого Шан Яну).

Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств, долгое время не играло значительной роли в борьбе за главенство на Среднекитайской равнине. Цинь было экономически слабым царством и не имело сильной армии. Его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали: 1) введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг. Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов.

Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей, введение единого административного деления — все эти мероприятия наносили решающий удар по традиционной системе социальной иерархии. На смену ей Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги.

Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его реформы были успешно осуществлены. Они не только способствовали усилению царства Цинь, которое постепенно выдвигается в число ведущих древнекитайских государств, но имели существенное значение для развития всего древнекитайского общества.

Реформы Шан Яна несомненно отвечали потребностям поступательного развития общества. Окончательно подорвав господство старой аристократии, они открыли путь к преодолению противоречия между знатностью и богатством: отныне любой член общества, обладавший богатством, имел возможность добиться соответствующего социального положения в обществе. Реформы IV в. до н. э. явились мощным толчком в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. Основная масса земледельцев, обрабатывающих землю, стала после этих реформ мелкими земельными собственниками. В то же время реформы Шан Яна стимулировали развитие рабовладения.

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае


Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары