Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Епископ воркутинский и усинский иоанн поздравляет православных с наступающей пасхой. Новый викарий святейшего патриарха носит титул епископа домодедовского Он не боялся говорить правду

Владыка Иоанн, в отсутствие спецтранспорта посетить семью оленеводов священнослужителям удалось благодаря тому, что стойбище располагалось неподалеку от поселка Советский, в 25-ти километрах от Воркуты.

“Поехали мы в 30-ти градусный мороз и в этой звенящей тишине увидели яркую радугу, – рассказал епископ Воркутинский. – Для нас это был знак, что Господь Бог благословляет нас на общение с оленеводами. Когда мы добрались до стойбища, то выяснилось, что это ханты – кочующая семья с Ямала. Встретил нас глава семейства Михаил со своей женой Ольгой, со снохой Марией и внуками. Мы привезли им немного продуктов, игрушки детям и Новый Завет на русском языке. Нас порадовало, что семья оказалась православной. Не секрет, что многие оленеводы на Севере обращены в протестантство и баптизм. Наша задача проводить миссионерскую работу среди оленеводов по всей территории Севера, НАО и ЯНАО по возвращению их в лоно Русской Православной церкви”.


Сопровождавший владыку в поездке руководитель отдела по церковно-государственным отношениям Воркутинской епархии, игумен Николай (Беловолов) рассказал “Комиинформу” об интересном разговоре, который состоялся с главой семейства Михаилом.


“Они поначалу не поняли, кто мы такие, а когда выяснили, что беседуют с епископом Воркутинский и Усинским Иоанном, обрадовались, – рассказал игумен Николай. – В чуме в красном уголке стояли иконки. Примечательно, что у оленеводов ходить между печкой-буржуйкой и красным уголком не принято. Это запрещено и считается оскорблением религиозных чувств”.


Глава семейства Михаил рассказал, что прибыл в Воркуту из Салехарда, чтобы посмотреть, насколько комфортно оленеводам живется в Заполярье. Однако, изучив обстановку, пришел к выводу, что пребывание в Заполярье для него экономически невыгодно: цены на сдачу оленины он назвал грабительскими. В Коми оленину принимают по 180 рублей за килограмм максимум, в Салехарде - 500. Панты в Заполярье принимают по 1,5 тысячи рублей, в Салехарде - по 2,5 тысячи. Кроме того, привыкшего к лесу главу семейства смутила бедная на древесину тундра.


“Разговорившись, Михаил рассказал нам историю о своем чудесном исцелении, – продолжил игумен Николай. – Зимой у него сломался снегоход, в результате, от переохлаждения он заболел воспалением легких и фурункулезом. Михаил слег, пока лежал семь раз прочел Новый Завет. Пытались его лечить в нескольких больницах, но свое выздоровление он связывает именно с Божественным вмешательством. Говорит, что Господь Бог помог ему”.


Напоследок хозяин чума рассказал священнослужителям еще одну “свежую” историю, бытующую в среде оленеводов. По его словам, недавно один из новообращенных в баптистскую церковь оленеводов, зайдя в чум к православным сородичам, начал говорить, что иконы необходимо сжигать, а затем и вовсе начал плевать в их сторону. Спустя время вся семья оленевода утонула, а сам он нечаянно застрелился.

21 октября исполняется 9 дней, как отошел ко Господу . О старце вспоминают сослужители и чада, среди которых также большинство служащих Господу – епископов, священников, монахов.

Он не боялся говорить правду

:

– Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.

Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там еще нес послушания . У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно… Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.

Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь еще в поездках. Удивительно как, что он пришел в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.

Отец Наум – старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, – поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.

Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.

Архимандрит Наум – воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему – это очищает; участвовать в Таинствах церковных.

Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.

Он завещал нам всегда быть с Богом

, епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия):

– От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т.д. А батюшка всегда – с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.

Он предотвращал расколы

, московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:

– Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашел!» И знакомит ее с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, теплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.

Когда началась смута с паспортами, отец Наум быстро всех поставил на истинный путь: «Ну сожжете вы эту бумажку, и что с того? Дух-то у вас какой?» Он тогда просто переломил эту раскольничью тенденцию, когда даже священники своим прихожанам говорили отказываться от паспортов. Отец Наум говорил, что дело сейчас не в этом, еще страха нет, никуда уходить в катакомбы не надо. «Молитесь, – наставлял, – тем и задержите страшные времена». Он, помню, мне даже говорил, чтобы я ему побольше привозила таких, плутающих. Он мог образумить.

Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было еще умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.

Столп Православия XX века

, епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия):

– Когда перед отпеванием отца Наума я вышел от раки преподобного Сергия, которому было видение многих птиц, я поразился, сколько их собралось над Лаврой! Сам я некогда был лаврским насельником, жил здесь много лет, но такого скопления птиц, слетевшихся на проводы старца, никогда не видел.

После окормления у отца Наума я, как и многие его ученики, был отправлен служить на дальние рубежи нашей Родины. Сейчас я возглавляю кафедру в Приморье на Дальнем Востоке.

Батюшка Наум – величайший чудотворец, прозорливец. У него духовные чада по всему миру Православие утверждают: игумены, игумении, священники, епископов много. Отец Наум – столп Православия XX века.

Иногда и крепко доставалось от старца, но всегда это было душеполезно – я ему за все внушения благодарен. То, что батюшке было дано из состояния неправильного привести в устроение трезвенное и верное, – это очень ценно. Он мог направить на истинный путь и подтолкнуть с любовью.

«Иди слушайся!»

, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской у озера Иссык-Куль (Бишкекская и Кыргызстанская епархия):

– Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалеку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано еще не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остается только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.

Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал . «Иди, – сказал, – слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.

Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и еще многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Енотаевский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.

Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.

Знакомства на вырост

, епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия):

– Отец Наум – старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, ее уже делили на ту, которая была до и после встречи.

География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за ее пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.

У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нем не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.

Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.

От Адама до Потсдама

, преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

– Когда я еще сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвертого утра. Для студентов это была несусветная рань.

Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.

А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он еще и после Акафиста сказал свое обычное слово! А оно включало описание времен, как говорили, «от Адама и до Потсдама» , а то и до Второго Пришествия.

«У тебя жена была…»

, клирик Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края:

– Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал свое призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была…» «Как это, – думаю, – была?!» А она через полгода действительно ушла!

К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», – говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность еще присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.

Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдет, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.

«Дали тебе дыхание!»

, настоятель храма апостола и первомученика архидиакона Стефана в станице Запорожской (Новороссийская епархия):

– Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4–5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он ее и не выставлял напоказ.

Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал ее и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.

От него всегда исходило спокойствие, потому что он всегда был с Богом. Это устроение отец Наум и нам завещал

Вот стоит к нему очередь – и вдруг духовно воскресает человек! – и никто этого не замечает, беседа идет своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу – и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! – но все это здесь в порядке вещей, еще десятки людей ждут своей очереди, прием продолжается…

У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нем сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).

Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжелым недугом, при котором легкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что легкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:

Он в человеке из-под нагромождения грехов и дурных поступков восстанавливал образ и подобие Божии

– Ну вот, дали тебе дыхание.

А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:

– Что вы ее ко мне привели? Ее надо к врачу вести! Я что, врач? – и ей говорит: – Иди-иди к врачу.

А когда ранее обследовавший ее профессор провел очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.

В Архангельском чине

, первый проректор Ивановской семинарии:

– Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, еще и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.

Однажды, когда я пришел к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:

– Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?

Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочел, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:

– Думаю, что может.

Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.

«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, – говорил отец Наум. – А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, – наставлял он.

Отец Наум говорил: «Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди»

Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, – говорил он, – будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.

«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, – напоминал отец Наум. – Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! – восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. – У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я бы и этому поверил». Но еще не укрепленные умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.

Примечательно, что 40-й день – срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, – у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября – празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтен к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.

«…хочешь – Ангела, хочешь – демона»

, настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия):

– Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне еще рано исповедоваться, так как нет еще семи лет».

Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодежные делишки, так что я к нему долго еще не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения – никуда!» – и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, – невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.

Помню, к нему как-то в келлию зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:

– Вот сырая глина, в какие руки попадет, то и вылепят: хочешь – Ангела, хочешь – демона.

Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привел, от всего отмолил.

В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приемной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь… Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда все-таки еще советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:

– Идите все на службу, причащайтесь…

Увидел отца Ананию и спрашивает:

– Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? – и начинает рассказывать: – Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введешь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребенок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10–16).

А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:

– Батюшка, простите, всё понятно.

Батюшка – прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперед, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:

– Анатолия, зайди!

А мой тезка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперед. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:

– О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.

Вот так разрулил возникшее искушение.

Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда еще в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я уперлась: «Меня же, – думаю, – в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки…» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.

– Батюшка, а просфоры так или так надо печь? – интересуюсь.

– Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, – ответил отец Наум.

Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, – так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).

Старцы отнимаются у народа

, ректор Николо-Перервинской семинарии:

– Отец Наум – это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.

В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Еще давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдем».

Это знамение времен: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо…» – тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».

Отец Наум весьма грозно ответил: «Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение»

Верим, что есть еще надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:

– Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.

Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.

Отец Наум – прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.

Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашел разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:

– Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.

Вечная память отцу Науму!

По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.

Дата рождения: 8 ноября 1966 г. Страна: Россия Биография:

В 1983-1988 гг. обучался в Новосибирском электротехническом институте (НЭТИ, с 1990 г. — НГТУ). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился в аспирантуре (заочно). В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 г. работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

В 1996 г. проходил послушание в храмах и мужских обителях , в 1997 г. посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь в Ивановской обл. С сентября 1997 г. учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 г. вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 г. в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь Иоанна Предтечи.

24 мая 1998 г. в храме Архангела Михаила в с. Архангел Комсомольского р-на Ивановской обл. рукоположен в сан диакона, 4 октября в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Амвросием рукоположен в сан пресвитера.

В 1998-2001 гг. заочно обучался в , в 2001-2005 гг. — в Московской духовной академии. В 2006 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого».

В 1998-1999 гг. — преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 г. — первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 гг. — директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 гг. преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, в 2005-2014 гг. — в Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии.

В июне 1999 г. назначен и.о. настоятеля строящегося храма в честь Всех святых при Ивановском государственном университете. В 2005-2006 гг. — настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. С 2009 г. — благочинный Воскресенского собора г. Шуя.

С 2011 г. — благочинный Николо-Шартомского монастыря.

20 апреля 2016 г. за Литургией в храме свт. Николая Чудотворца с. Алферьево Тейковского р-на Ивановской обл. в сан архимандрита.

Патриаршим указом от 20 июля 2018 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством г. Москвы, с сохранением за ним викариатства Новых территорий г. Москвы, а также благочиния ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы.

9 января 2018 года управляющим Северо-Восточным викариатством был назначен викарий Московской епархии епископ Домодедовский Иоанн (Руденко).

В святочные Рождественские дни владыка начал знакомство с приходами викариатства с храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. 12 января в 10 часов утра клир и прихожане храма встретили владыку Иоанна колокольным звоном и пением тропаря и кондака праздника Рождества Христова. Встречали владыку настоятель храма прот. Сергий Ткаченко, прот. Владимир Александров, иер. Андрей Родионов, диакон Илия Костицын, певчие правого хора и прихожане.

Встреча преосвященнейшего владыки Иоанна у входа в храм

Владыка благословил встречающих, преподал крест и прошел в алтарь. Затем с амвона владыка обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором поблагодарил Бога за свое новое назначение и выразил надежду, что милостью Божией, под омофором Святейшего Патриарха Кирилла на приходах Северо-Восточного викариатства молитвенная и деятельная жизнь будет и дальше укрепляться и развиваться.

Обращение владыки с амвона к прихожанам и клиру

В ответном слове настоятель храма прот. Сергий Ткаченко поздравил епископа Иоанна с новым назначением и заверил его в молитвенной поддержке клира и прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в его управлении викариатством.

Затем прот. Сергий познакомил владыку Иоанна со святынями храма, его древними чудотворными иконами Смоленской, Спасителем, Казанской, Рождества Богородицы, свт. Николая. Владыка приложился к святым иконам и проследовал на территорию храма, где осмотрел стенды, посвященные гонениям в ХХ веке на нашу Церковь, подошел к могиле прот. Симеона Сиранчука, осмотрел строящуюся воскресную школу, зашел в крестильный храм.

Посещение владыкой Крестильного храма

Затем, еще раз благословив всех, владыка Иоанн отбыл под колокольный звон.

Биография владыки Иоанна:

Иоанн (Руденко) (род. 1966), епископ Домодедовский, викарий Московской епархии

В миру Руденко Владимир Николаевич, родился 8 ноября 1966 года в городе Новосибирске в семье служащих.

В 1983-1988 годах обучался в Новосибирском электротехническом институте (с 1992 года - Новосибирский государственный технический университет). По окончании института остался работать в научно исследовательской лаборатории, учился аспирантуре (заочно). В 1994 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Радиофизика, включая квантовую радиофизику». До марта 1998 года работал преподавателем на кафедрах Прикладной и теоретической физики и Антенных систем НГТУ, последние два года в должности доцента.

20 января 1996 года принял святое крещение в Новосибирском соборе благоверного князя Александра Невского.

В 1996 году проходил послушание в храмах и мужских обителях Новосибирской епархии, в 1997 году посетил в качестве трудника Николо-Шартомский мужской монастырь. С сентября 1997 года учился в Новосибирском православном богословском институте, закончил первый семестр. 6 февраля 1998 года вновь прибыл в Николо-Шартомский монастырь на постоянное пребывание.

17 апреля 1998 года был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь пророка Иоанна Предтечи в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря архимандритом Никоном (Фоминым).

24 мая того же года был рукоположен во иеродиакона архиепископом Ивановским Амвросием (Щуровым) в храме Архангела Михаила в селе Архангеле Комсомольского района Ивановской области. 4 октября того же года был рукоположен во иеромонаха тем же владыкой в Преображенском кафедральном соборе города Иванова.

В 1998-2001 годах заочно обучался в Московской духовной семинарии, а в 2001-2005 годах - в Московской духовной академии. В 2006 году в Московской духовной академии защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Опыт построения догматической системы по творениям святого Василия Великого«.

В июне 1999 года был назначен исполняющим обязанности настоятеля строящегося храма во имя Всех святых при Ивановском государственном университете.В то же время нёс преподавательские послушания. В 1998-1999 годах - преподаватель в Ивановском православном богословском институте апостола Иоанна Богослова. С 1999 года - первый проректор института. В 2001-2005 и 2007-2009 годах - директор школы-интерната для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре. В 2000-2005 годах преподавал в Ивановском государственном университете и Шуйском государственном педагогическом университете, а в 2005-2014 годах - в Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

В 2005-2006 годах - настоятель Ивановского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

С 2009 года - благочинный Воскресенского собора города Шуи.

С 2011 года - благочинный Николо-Шартомского монастыря.

16 апреля 2016 года был избран епископом Воркутинским и Усинским. 20 апреля того же года был возведён в сан архимандрита епископом Шуйским Никоном (Фоминым) в храме святителя Николая Чудотворца села Алферьева Тейковского района Ивановской области.

23 апреля 2016 года был наречён, а на следующий день - хиротонисан во епископа Воркутинского и Усинского. Хиротонию в Храма Христа Спасителя в Москве совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополиты Волоколамский Иларион (Алфеев), Новгородский Лев (Церпицкий), Истринский Арсений (Епифанов), Иваново-Вознесенский Иосиф (Македонов); архиепископ Сыктывкарский Питирим (Волочков); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Рыбинский Вениамин (Лихоманов), Воскресенский Савва (Михеев), Карасукский Филипп (Новиков), Шуйский Никон (Фомин) и Кинешемский Иларион (Кайгородцев).

28 декабря 2017 года назначен викарием Московской епархии с титулом Домодедовского, управляющим Северо-Восточным викариатством.

Рассказать друзьям (недоступно)

Дата рождения: 17 сентября 1966 г. Страна: Россия Биография:

Родился 17 сентября 1966 г. в с. Бакалы Башкирской АССР. В 1983 г. окончил среднюю школу № 2 в с. Бакалы.

В 1984 г. поступил на художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института. Проучившись на очном отделении 3,5 года, оставил учебу по собственному желанию и переехал жить в Ленинград, где устроился на работу в специальные научно-производственные реставрационные мастерские «Реставратор».

В 1990 г. принял Крещение в Троицком соборе с именем Георгий в честь вмч. Георгия Победоносца.

С 1992 г. нес послушания трудника в разных монастырях. С 1996 г. ― насельник Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.

28 февраля 1998 г. архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона.

17 апреля 1998 г. пострижен в монашество с наречением имени Марк в честь апостола и евангелиста Марка.

В 2009 г. закончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «юрист».

С 2013 г. совмещал монастырское послушание с работой в Шуйском епархиальном управлении на должности руководителя имущественно-правового отдела.

В 2017 г. окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию.

14 июля 2017 г. назначен временно исполняющим обязанности игумена Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря Шуйской епархии.

29 декабря 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве в сан архимандрита.

Во епископа 6 января 2018 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. 8 января за Литургией в Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары