Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как проработать детские травмы. Влияние травм детства на нашу жизнь

Практически у каждого человека имеется травма, которую он пережил в детстве и которая продолжает незаметно влиять на его жизнь. Эта травма, как правило, наносится одним из родителей или человеком, воспитывающим ребенка. Наличие травм, пережитых в детстве, заставляет людей , чтобы больше не испытывать душевную боль и . В результате люди придерживаются определенных моделей поведения, которые позволяют скрыть эту травму от всех и даже от самих себя.

Рис. Детские психологические травмы, которые мешают жить

Основные детские психологические травмы

Психологам удалось выделить 5 наиболее распространенных травм, которые люди получают, как правило, в детском возрасте.

Несправедливость

Человек получает такую травму в возрасте до 5-ти лет от родителя своего пола. Когда он вырастает, ему приходится надевать маску «Ригидность», с помощью которой он пытается добиться справедливости и совершенства во всем. Если он берется за какую-либо работу, то выполняет ее идеально, либо вовсе не берется за ее выполнение.

Тело у таких людей очень пропорционально, ведь оно должно быть совершенно, это же является справедливым! Человека, страдающего от данной психологической травмы, всегда будут ценить, но не просто так, а за что-то конкретное. Он постоянно стремиться избежать ошибок, так как боится, что его огрехи станут причиной несправедливого отношения к окружающим.

Предательство

Данную травму наносит ребенку родитель противоположного с ним пола. Мать или отец постоянно пренебрегает ребенком, отвергает его, предпочитая общество кого-то другого или постоянно нарушая данные ребенку обещания. В итоге малыш чувствует, что его предают. Вырастая, он наденет маску, которая называется «Контроль».

Его физическое тело, следуя подсознательным желаниям, навязанным травмой, развивается соответственно. Телосложение у «контролеров» крупное, часто с сильно развитыми мышцами. Они стараются заполнить собой как можно больше пространства, как бы говоря окружающим: «Мне можно доверять, я сильный и ответственный».

Унижение

С раннего возраста человек, у которого имеется такая травма, терпел оскорбления, обиды и унижения от родителей, особенно от матери. Когда она ругает ребенка при посторонних, детская психика расценивает это как унижение, а не нравоучение.

Будучи взрослыми, такие люди надевают маску под названием «Мазохист». Это значит, что они в течение всей жизни будут подсознательно стремиться попасть в ситуацию, в которой нужно будет страдать. Они постоянно будут искать унижения и проблемы. Например, женщины с такой маской выбирают себе мужей-тиранов, а мужчины - жен с тяжелым деспотичным характером.

Покинутый

Такую психологическую травму будет носить в своей душе человек, который в детстве был покинутым родителем/родителями. Возможно, они не уделяли ребенку достаточно внимания, не проявляли чувство любви и заботы. Из-за этого взрослый человек испытывает непрекращающийся информационный «голод», который пытается утолить при помощи навязчивого общения с окружающими. Маска, которую он использует, называется «Зависимость». Это означает, что человеку трудно достичь в жизни чего-либо без посторонней поддержки. Ему нужно на кого-нибудь опереться, выслушать совет и действовать согласно чужим инструкциям.

Отвергнутый

Люди, получившие в детстве эту травму, не могут . Чаще всего такой травмой страдают дети, которые не были желанными, но родились. Либо же их отверг родитель/родители. С юношества такие люди носят маску «Беглец». Кстати, их тело реагирует на подсознательное желание быть «невидимым», поэтому его телосложение, скорее всего, будет худощавым или даже тощим. Они стараются быть как можно незаметней, хотят постоянно убежать, скрыться из поля зрения окружающих, оставшись в таком комфортном для них одиночестве.

Первый шаг на пути к избавлению от травмы - ее осознание и принятие. Только потом с человеком можно . И не стоит во всем винить родителей. Ведь многие специалисты уверены, что душа заранее знает, в какое тело попадет, и какие травмы ей предстоит . Поэтому она лишь выбирает подходящих родителей, которые смогут обеспечить для нее определенные условия существования.

Детские психологические травмы накладывают отпечаток на всю жизнь. Некоторые события могут изменить жизнь ребенка. При этом малыш может и не быть участником происшествия, а всего лишь наблюдателем. Но яркое негативное впечатление может не давать ему покоя. Не всегда ребенок может выразить свои эмоции и не всегда готов делиться с родителями. Ничего не подозревающие родители не могут понять, почему ребенок стал неуравновешенным отстает в развитии. С их точки зрения ничего экстраординарного не произошло. Ведь малыш мог стать свидетелем гибели аквариумной рыбки или сцены насилия в кинофильме. Но последствия травмы могут быть очень серьезными.

Что такое психологическая травма

Психологическая травма – это изменения в психике человека, возникающие под влиянием внешних воздействий. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания и имеет длительное воздействие.

Человек на протяжении долгого времени постоянно возвращается к событиям, вызвавшим психологическую травму, пытается их переосмыслить и переоценить. В то же время он всячески избегает похожих ситуаций. Сталкиваясь с ними против воли, он может реагировать чересчур возбужденно или, наоборот, стать безучастным.

Психологическая травма блокирует определенные действия человека, не дает ему объективно оценивать события и адекватно реагировать. Человек, переживший в детстве автомобильную аварию, боится управлять автомобилем. Взрослый, которого жестоко высмеяли в детстве одноклассники, панически боится оказаться в подобной ситуации еще раз. Причиной психологической травмы детства может быть болезнь, физическая травма, насилие, унижение, обман, предательство, разочарование, несправедливость, смерть, потеря или сильный стресс.

Вернуться к оглавлению

Разновидности критических ситуаций

Стрессовые ситуации разделяются по длительности воздействия и силе.

  1. Повседневные и скоротечные события, незначительные по воздействию. Например, опоздание в школу, утеря любимой игрушки, неловкое падение на глазах у всех, замечание или наказание учителя, ссора с другом. Такие события сами по себе не наносят ощутимого вреда ребенку, но вызывают у него неприятные ощущения. Повседневные стрессы имеют тенденцию накапливаться и развиваться в чувство неуверенности в своих силах.
  2. Неожиданное и яркое по силе событие. Автомобильная авария, сильная физическая травма или смерть близкого человека. Такие события могут нанести глубокую душевную рану ребенку.
  3. Повторяющиеся длительное время однообразные, но сильные стрессы. Мощное негативное явление, продолжающееся долго, оставляет неизгладимый след на детской психике. Это может быть физическое, сексуальное или психологическое насилие в семье или в школе.

Вернуться к оглавлению

Как дети воспринимают события

Дети очень эмоционально реагируют на все происходящие вокруг них происшествия. Они уделяют много внимания мелочам. Радостные события ярко отпечатываются в их сознании. К сожалению, трагические обстоятельства впечатляют их не менее сильно. Большинство детей вполне спокойно переживают кратковременные негативные события. Если после трагической ситуации произошли другие яркие позитивные события, эффект от психологического стресса может быть незначительным.

Но иногда даже кратковременный стресс может нанести ребенку сильную травму. Например, неожиданная смерть матери или обида. Серьезные детские травмы часто наносят сверстники. Дети нередко бывают жестокими в отношении друг друга. В то же время сами они очень болезненно воспринимают оценку своих товарищей.

Восприятие детьми трагических событий зависит от их личностных качеств, темперамента и степени участия в процессе, а также от наличия опыта восприятия подобных ситуаций.

Если негативная ситуация длится долго, малыш реагирует на нее более болезненно. Например, болезнь матери или собственная болезнь могут надломить малыша. Стремясь оградить своего ребенка от проблем, родители не рассказывают ему всех подробностей. Дети отлично чувствуют настроения взрослых. Понимая, что от него что-то скрывают, малыш сам начинает тревожиться, преувеличивая масштаб трагедии. Ситуацию может усугубить вынужденная госпитализация больной матери или самого ребенка. Разлука с родителями всегда воспринимается малышами болезненно. К этому добавляется тревога и страх. Помещенный в больницу ребенок дополнительно испытывает беспокойство в новой обстановке и в окружении чужих людей. Он чувствует себя беспомощным и брошенным.

В процессе воспитания родители также могут нанести психологическую травму ребенку, несправедливо и жестоко наказывая его. Унижения, угрозы и изоляция больно ранят малыша. Выносить психологическое насилие от самых близких людей особенно трудно.

Когда ребенка регулярно унижают, оскорбляют или бьют, у него развивается сильная психологическая травма.

Вернуться к оглавлению

Признаки психологической травмы

Психологическая травма детства может быть очень глубокой. Это болезненное состояние, при котором ребенок ощущает постоянную тревогу и страх. Он не чувствует себя в безопасности. Он может постоянно прокручивать мысленно одну и ту же травмирующую картинку, зацикливаясь на трагедии. Малыша могут мучить ночные кошмары, он может кричать во сне и просыпаться в холодном поту. Его личность разрушается. Он может стать агрессивным, неуравновешенным или, наоборот, безвольным и равнодушным. Страдает не только психическое здоровье, но и физическое. Нарушается физическое развитие, пропадает аппетит. Школьник может не справляться с учебой. У него могут появиться различные заболевания. Лечить запущенные психические нарушения, вызванные детскими травмами, иногда очень трудно. Необходимо обратиться к психологу с большим опытом работы в детской психологии. Самостоятельно справиться с проблемой практически невозможно.

25.10.2016

Снежана Иванова

Детская психологическая травма относится к таким явлениям, которые сложно поддаются коррекции, требуется немало времени и терпения для ее преодоления.

Относится к числу таких явлений, которые сложно поддаются коррекции. Требуется немало времени и терпения, чтобы в полной мере их преодолеть. Детская психика устроена таким образом, что в ней надолго задерживаются любые впечатления, которые вызвали сильный эмоциональный отклик. Детские переживания, как правило, нами и не осознаются, так как не все дети помнят, что с ними произошло в три-четыре года. Между тем, события детства могут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения, характера, различных страхов и сомнений. Современные психологи утверждают, что почти у каждого человека в раннем возрасте происходили негативные события, нанесшие серьезный отпечаток на сознание.

Причины детской психологической травмы

У всякого явления имеются свои причины. Психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику. Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывают. Очень часто внимательное отношение взрослого к ребенку поможет предупредить развитие детской психологической травмы. Она опасна не столько сама по себе, сколько своим разрушительным действием на внутренний мир маленького человека.

Смерть близкого человека

Если в раннем детстве или подростковом возрасте ребенок потерял одного из родителей, это обязательно скажется на его психическом здоровье. Такой ребенок будет страдать тревогами, чувствовать, что мир представляет для него неминуемую опасность. Смерть близкого человека в детстве воспринимается как величайшая катастрофа, трагедия, от которой не существует никакого избавления. Ребенок может долгое время считать, что родитель нарочно покинул его, даже обижаться за безвременный уход. Ребенок, перенесший смерть близкого родственника, чувствует себя в мире очень одиноким, ничем не защищенным, неспособным противостоять суровым обстоятельствам судьбы.

Болезнь, перенесенная в детстве

Когда ребенок серьезно заболевает в детские годы, то учится воспринимать себя как слабое и безвольное существо. Он, став взрослым, продолжит с недоверием прислушиваться к своему организму, пытаясь найти значимые признаки нездоровья. Между тем, перспективы и возможности такой личности будут, конечно, проходить мимо. Скорее всего, и в сознательном возрасте его будут окружать недомогания. Нередко у личности в результате серьезной болезни в детстве развивается общий страх перед любыми проявлениями нездоровья. Так формируется зависимая, излишне тревожная личность, которая не умеет принять на себя ответственность за все, что с ней происходит.

Психологическое или физическое насилие

К сожалению, детские впечатления могут быть не только радужными и прекрасными. Если над ребенком совершалось какое-либо насилие, то это заставит его впоследствии относиться к жизни более настороженно и недоверчиво. Насилие физического плана заставляет учиться драться, вырабатывать в себе злость и агрессивность. Мягкий по природе ребенок будет испытывать значительные затруднения, перестанет относиться с уважением к окружающим. Он все внимание сосредоточит на своем внутреннем состоянии, постарается избежать очередной расправы.

Психологическое насилие опасно тем, что побуждает личность постоянно искать возможные опасности и избегать их. В результате человек теряет веру в себя, свои возможности, не верит в счастливое будущее. Если ребенок с детства привыкает слышать насмешки и едкие замечания окружающих, то начинает относиться к себе плохо, считать неудачником. Такой человек вряд ли отважится решиться изменить какую-либо ситуацию, которая его не устраивает. Оскорбления наносят непоправимый урон детской психике: ребенок становится тревожным, мнительным, замыкается в себе.

Предательство взрослого

Нередко дети становятся свидетелями несправедливого отношения взрослого к ним. Развод родителей – наиболее частая причина формирования . Ребенок воспринимает уход из семьи одного родителя (чаще отца) как предательство. Впоследствии ему будет очень трудно построить честные доверительные отношения со сверстниками. Предательство взрослого как будто показывает ему, что верить никому нельзя, ведь даже самые близкие люди могут обмануть. Уход из семьи близкого родственника воспринимается не иначе как катастрофа, расстраивает всю благоприятную картину мира малыша.

Недостаток родительского внимания

Не все дети в полной мере испытывают на себе родительскую заботу и внимание. Есть и такие ребятишки, которых не любят, не проявляют к ним значимого участия. Речь вовсе не идет о детях-сиротах, проживающих в детских домах. Недостаток родительского внимания может присутствовать и во внешне благополучных семьях. Ребенок оказывается предоставленным самому себе и испытывает крайнюю неудовлетворенность от того, что к нему не проявляется участия. Все дети, независимо от возраста, хотят чувствовать себя нужными и любимыми.

Школьная травля

К сожалению, некоторые дети испытывают на себе жестокие проявления буллинга. Школьная травля опасна тем, что подрывает веру ребенка в себя, заставляет становиться агрессивным и беспокойным. Большой урон детской психике наносят издевательства и насмешки сверстников. Ребенок зачастую не понимает, почему с ним так обращаются, не может достойно ответить обидчикам. Он учится прятать свои желания и мечты глубоко в душе, не показывает никому собственных истинных чувств, не ищет возможностей для роста и развития.

Последствия детской психологической травмы

Наличие психологической травмы всегда приводит к последствиям, оказывает пагубное влияние на всю последующую жизнь. Маленький человек, став взрослым, будет проносить в своем сознании травмирующие события прошлого. Именно такой опыт часто не дает личности развиваться, жить полноценно. Какие могут быть последствия психологической травмы?

Постоянные страхи

Детская психика очень быстро начинает реагировать на проявления жестокости, насилия или невнимания. Прежде всего, малыша начинают беспокоить страхи. Мучительные мысли не оставляют его надолго, возвращаются при каждом удобном случае. Ребенок во всем сомневается, перепроверяет каждый шаг, вместо того, чтобы просто жить и радоваться проявлениям жизни. Он постепенно становится заложником собственных страхов, которые и управляют его состоянием. С помощью страхов психика защищается от вторжения новой негативной информации, оберегает сознание от травмирующих переживаний.

Панические атаки и расстройства

Панические атаки – это всегда результат перегрузки и истощения нервной системы. Наше сознание, подобно мощному компьютеру, нуждается в дополнительном профилактическом уходе. В противном случае оно будет постоянно «зависать» на наиболее травматичных моментах жизни, вновь и вновь воспроизводя самые болезненные подробности произошедшего. Когда у человека скапливается слишком много тревог и разочарований, защитная система пытается уберечь его от окончательного истощения. Так происходит и с маленьким ребенком. Любые расстройства, будь то плаксивость или истерики, появляются тогда, когда остальные возможности исправить ситуацию исчерпаны.

Неуверенность в себе

Это первое, что начинает чувствовать мнительная и тревожная личность. Неуверенность в себе – самое распространенное последствие переживания психологической травмы. Человек действительно начинает ощущать всеми силами души свою мнимую ущербность и несостоятельность. Такая личность боится пробовать что-то новое, опасаясь дополнительных разочарований. Неуверенность в себе проявляется через избегание каких-то ситуаций, могущих вызвать дискомфорт. Любое незнакомое событие вызывает страх и панику перед неизвестным.

Чаще всего, никакими уговорами и активными действиями невозможно заставить тревожного ребенка сделать то, что необходимо. Если проявлять излишнюю твердость, он станет замыкаться еще сильнее и будет воспринимать окружающую реальность как нечто неизбежное и непоправимое.

Недоверие к людям и жизни

Самым глобальным последствием перенесенной травмы в детском возрасте является общее недоверие к людям и происходящим событиям. С малых лет у человека в подсознании откладывается убеждение, что мир несправедлив и опасен, именно поэтому он воспринимает все действия окружающих только в негативном ключе. Недоверие лишает человека новых открытий, радости от соприкосновения с миром людей. Любое событие он будет вначале рассматривать с точки зрения безопасности, а уже потом принимать ответственные решения. Замкнутость, агрессивность, ревнивость, вспыльчивость – вот основные симптомы сформированного в детстве недоверия к окружающим.

Таким образом, психологическая травма, во всяком случае, имеет серьезные последствия. Такое потрясение нуждается в длительной коррекции. Ее легче предупредить, чем потом пытаться исправлять последствия. Детские обиды и потрясения оставляют в душе неизгладимый след и его достаточно трудно искоренить.

Уже при рождении ребенок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заключен в том, чтобы проработать все многочисленные уроки, которые преподнесет ему жизнь. Кроме того, его душа с совершенно определенной целью уже выбрала конкретную семью и окружение, в котором он рождается. У всех нас, приходящих на эту планету, миссия одна: пережить опыты, и пережить так, чтобы принять их и через них полюбить себя.

Поскольку иногда опыт переживается в неприятии , т. е. в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно притягивает к себе обстоятельства и личности, которые снова и снова приводят его к необходимости переживать этот же опыт.

Приятие опыта не означает, что мы отдаем ему предпочтение или согласны с ним. Речь идет скорее о том, чтобы дать себе право экспериментировать и учиться через то, что мы переживаем. Необходимо научиться распознавать, что для нас благоприятно, а что нет.

Единственный путь к этому состоянию - осознавать последствия опыта. Убедившись, что некий опыт влечет за собой пагубные последствия, человек, вместо того чтобы разозлиться на себя или еще на кого-то, способен научиться просто принимать собственный выбор (даже несознательный) - принимать ради того, чтобы убедиться в неразумности такого опыта. Впоследствии это вспомнится и в этом и состоит приятие пережитого опыта.

Замечали ли вы, что когда человек кого-то в чём-то обвиняет,другой обвиняет его в том же? Выходом из ситуации является научиться понимать и принимать себя настолько полно, насколько это вообще возможно. Только человек способен переживать любые ситуации без излишних страданий.

Как появляются комплексы?... Вскоре после рождения человечек начинаем замечать, что его стремление быть самим собой вызывает недовольство у взрослых и окружающих. И он делает вывод, что быть естественным нехорошо, неправильно. Это открытие не из приятных, и нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка. Если ребенку позволено быть самим собой, он будет вести себя естественно, уравновешенно и никогда не станет устраивать «кризисов». Большинство детей же переживают четыре следующих этапа:

  • 1-й этап - познание радости существования, бытия самим собой;
  • 2-й этап - страдание от того, что быть самим собой нельзя ;
  • 3-й этап - период кризиса, бунт;
  • 4-й этап - чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые.

Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодействия, гнева, или кризиса.

На протяжении третьего и четвертого этапов человек и создает в себе новые личности, маски - несколько масок, которые служат ему для защиты от боли, испытанной на втором этапе. Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу. Многолетние наблюдения позволили констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам - маскам.

Травмы - маски:

  • Отвергнутый - беглец
  • Покинутый - зависимый
  • Униженный - мазохист
  • Переживший предательство - контролирующий
  • Переживший несправедливость - ригидный (устанавливающий для себя жесткие рамки)

Комплекс беглеца появляется, если ребенок отвергается родителем одного с ним пола. Впоследствии такой человек склонен попеременно вести себя то как отвергнутый , - сам создавая подобные ситуации, или как покидающий. Беглец ищет одиночества, уединения, потому что боится внимания окружающих - он не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. Беглец не верит в свою ценность, он сам не ставит себя ни во что. И по этой причине использует все средства, чтобы стать совершенным и обрести ценность как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Комплекс покинутого формируется, если ребенок не принимается родителем противоположного пола. Тот, кто переживает комплекс покинутого , постоянно испытывает эмоциональный голод. Зависимый может показаться ленивым из-за того, что не любит проявлять активность или работать в одиночку; ему нужно чье-нибудь присутствие, хотя бы просто для моральной поддержки. Если он делает что-то для других, то ожидает ответной привязанности. Зависимый наиболее склонен становиться жертвой, чтобы привлечь к себе внимание. Это отвечает потребностям зависимого , которому постоянно кажется, что ему уделяют слишком мало внимания. Когда он вроде бы пытается всеми способами добиться внимания, он на самом деле ищет возможности почувствовать себя достаточно важным, чтобы получить поддержку. Ему кажется, что если он не сумеет привлечь внимание такого-то человека, то и не сможет на него рассчитывать.


Формирование комплекса униженного, иначе мазохиста, происходит в тот момент, когда ребенок почувствует, что один из родителей стыдится его или боится стыда, если ребенок, испачкался, что-то испортил (особенно при гостях или родственниках), плохо одет и т. д. Унижение только усиливается, когда родители объясняют гостям причины маленького скандала. Подобные сцены могут убедить ребенка в том, что он отвратителен папе и маме. Поскольку униженный стремится доказать свою солидность, надежность и не хочет, чтобы его контролировали, он становится очень исполнительным и взваливает на себя массу работы. Пока он помогает другим, он уверен, что ему нечего стыдиться, но очень часто потом испытывает унижение от того, что его использовали. Он почти всегда считает, что его услуги не оценены по достоинству.

Ребенок чувствует, что его предал родитель противоположного пола, всякий раз, когда этот родитель не сдерживает своего обещания или когда он злоупотребляет его, ребенка, доверием. Контролирующий контролирует для того, чтобы обеспечить выполнение взятых на себя задач, сохранить верность, оправдать ответственность, или же требует всего этого от других. Поскольку контролирующим особенно трудно принять какую бы то ни было форму предательства, как чьего-то, так и собственного, они делают все, что в их силах, чтобы быть ответственными, сильными, особыми и значительными людьми.

Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может быть целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой. Он переживает эту травму главным образом с родителем своего пола. Он страдает от холодности этого родителя, то есть от его неспособности выражать себя и чувствовать другого. По крайней мере таким воспринимает его ребенок. Ребенок страдает также от властности родителя, от его постоянных замечаний, строгости, нетерпимости и от его конформизма.

Ригидный добивается правильности и справедливости любой ценой. Стремясь к совершенству во всем, он пытается таким образом всегда быть справедливым. Он считает, что если то, что он говорит или делает, совершенно, то тем самым оно и справедливо. Ему чрезвычайно трудно понять, что, действуя безукоризненно (по его собственным критериям), он может в то же время быть несправедливым.

Пути исцеления детских травм и избавления от комплексов, будучи уже взрослым:

Травма отвергнутого близка к исцелению, когда человек постепенно занимает все больше места, если начинает утверждать себя. И если кто-то делает вид, что его нет, это не выбивает его из колеи. Все реже случаются ситуации, в которых он боится впасть в панику.

Травма покинутого близка к исцелению, когда человек чувствует себя хорошо даже в одиночестве и если меньше нуждается в чьем-то внимании. Жизнь уже не кажется такой драматичной. У него все чаще появляется желание и возможность затевать различные проекты, и даже если другие ему не помогают, он способен продолжать дело и сам.

Травма униженного близка к исцелению, когда человек, прежде чем сказать кому-то «да», дает себе время подумать, отвечает ли это его потребностям. Он уже меньше взваливает на свои плечи и чувствуете себя более свободным. Он перестает сам себе создавать ограничения. Он способен обращаться с просьбами и требованиями, не чувствуя себя при этом надоедливым и ненужным.

Травма предательства близка к исцелению, когда человек уже не переживает таких бурных эмоций, когда кто-то или что-то расстраивает его планы. Он легче ослабляет хватку. Ослабить хватку - значит ослабить свою привязанность к результату, избавиться от желания, чтобы все шло только по своему плану. Он больше не старается быть центром притяжения. Когда его охватывает гордость за проделанную работу, он чувствует себя хорошо даже в том случае, когда другие не замечают или не признают его заслуг.

Травма несправедливости близка к исцелению, когда человек позволяет себе быть не таким совершенным, допускать ошибки, не впадая при этом в ярость и не критикуя себя. Он может позволить себе показать свою чувствительность, можете заплакать перед другими, не боясь их осуждения и не стыдясь временной потери контроля.

Одно из главных преимуществ исцеления от душевных травм - мы избавляемся от эмоциональной зависимости, становимся самостоятельными. Эмоциональная самостоятельность - это способность понимать, чего ты хочешь, и предпринимать все действия, необходимые для реализации твоего желания; а если тебе нужна помощь, ты умеешь обратиться за ней, не сводя свою просьбу к единственному и незаменимому лицу. Самостоятельный человек не скажет: "Как же я теперь буду один?" , когда кто-то исчезнет из его жизни. Ему больно, но в глубине души он знает, что может жить и один.

Излечение детской травмы приводит к тому, что вся энергия, тратившаяся на маскировку боли, освобождается, и направляется на более продуктивные задачи. А именно: строительство той жизни, к какой стремишься, оставаясь при этом самим собой.

"Все мы находимся на этой планете для того, чтобы вспомнить, кто мы есть: мы все есть Бог, переживающий опыты земного бытия. Чтобы вспомнить, кто мы есть, нам необходимо осознать, кем мы не являемся. Например, мы - не наши травмы. Всякий раз, когда мы страдаем, это происходит потому, что мы считаем себя теми, кем не являемся. Когда человек страдает от чувства вины, потому что поступил с кем-то несправедливо или кого-то предал, он чувствует себя источником несправедливости или предательства. Но он не есть опыт; он есть Бог, переживающий опыт на материальной планете. Другой пример: когда болеет тело , человек не есть болезнь; он есть личность, переживающая опыт блокировки энергии в некоторой части тела. Мы называем такой опыт болезнью. Rating 4.50 (2 Votes)

То, что происходит с нами в детстве, часто определяюще влияет на всю нашу жизнь. Считая себя творцами своей жизни, мы, тем не менее, нередко ведём себя в соответствии со «сценарием», «написанным» для нас, когда мы были детьми. И далеко не всегда эти «сценарии» способствуют нашему благополучию и счастью.

К сожалению, довольно часто детские переживания и впечатления становятся причиной психологической травмы¸ способной оказать отрицательное влияние на всю нашу жизнь.

Основные причины детских психологических травм – это:

  • развод родителей (иногда – длительные и открытые для ребёнка ссоры родителей),
  • смерть близкого (как правило, матери или отца),
  • нападение или физическое (в том числе, сексуальное) насилие,
  • морально-нравственное унижение личности (например, травля в подростковой среде),
  • длительная болезнь,
  • серьёзные педагогические ошибки близких взрослых (чаще всего – матери), нездоровые отношения в семье.

Травмирующие отношения в паре: взрослый - ребенок

Педагогически неверное поведение близкого взрослого (обычно – мамы) – наиболее типичный и в то же время самый скрытый фактор, оказывающий травмирующее влияние на ребёнка. Именно детские психологические травмы, вызванные неправильным воспитанием, нездоровым отношением матери или отца к ребёнку, когда на малыша возлагаются чрезмерные надежды, связанные с тем, что что-то не сбылось в жизни его родителей и им хочется, чтобы успехи ребёнка компенсировали их прошлые неудачи, или когда ребёнок становится для матери сверхценностью и его балуют, или, наоборот, мать чрезмерно внутренне сосредоточена на своих проблемах, из-за чего у неё нет эмоционального контакта с ребёнком, – часто оказываются наиболее сложными и длительными, их причины непросто осознать, их также можно назвать самыми массовыми в наше время.

Можно назвать три основных психотравмирующих фактора такого рода:

Игнорирование физических или эмоциональных потребностей ребенка,

Эмоциональная холодность со стороны членов семьи (особенно матери, иногда – отца).

Ребёнок строит себя, свою личность - с помощью своих родителей. Он получает представление о самом себе от других людей, прежде всего – близких взрослых. Фактически мы все в той или иной мере становимся такими, какими видели нас наши мать и отец. Но далеко не всегда это представление правильное и педагогически полезное.

Разумеется, родители в подавляющем большинстве случаев не вредят своим детям сознательно. Однако собственные нерешённые психологические и личные проблемы, нередко – также вызванные детской психологической травмой – часто приводят и к неправильному отношению родителей к своему ребёнку.

Так как сценарии воспитания на неосознанном уровне копируются и воспроизводятся потом на своих детях, то травмирующие отношения переносятся из поколения в поколение. Проработав свои детские травмы и обиды, вы не только измените собственную жизнь, но и сможете сделать бесценный подарок всем вашим потомкам, которые в этом случае будут иначе строить отношения в своих семьях.

Влияние травмирующей ситуации на развитие личности

Когда Саше было 10 лет, её родители разошлись. Ещё задолго до этого они начали регулярно ссориться. После официального развода отцу и матери Саши пришлось ещё некоторое время жить вместе, так как им не удавалось разъехаться. Затем мама с Сашей перебрались в большой город.

Сейчас Саше 32 года. Она не замужем, у неё нет детей. Она часто находится в беспричинно угнетённом состоянии. Мало общается с людьми, несмотря на то, что очень привязана к своим немногочисленным друзьям. Однако и друзей она неделями и месяцами избегает, не отвечая на звонки и письма. Очень мнительна: ей кажется, что она может помешать, побеспокоить. Часто плачет над книгой (она любит читать).

Между тем, по словам её мамы, Саша до 10 лет была весёлой, общительной, любознательной и жизнерадостной девочкой. Она резко изменилась именно в период ссоры и последующего развода родителей.

Как видим, причинами проблем Саши стали ссоры и последующий развод родителей, и особенно то, что отец после развода полностью игнорировал свою дочь.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему отделить себя от социальной ситуации, в которой он – как правило, случайно - оказался. Ему кажется, что всё происходящее с ним и его близкими непосредственно связано с его качествами, его человеческой сутью, что если мама и папа разводятся, то это он виноват, если его обзывают, унижают - то это он такой плохой и недостоин другого отношения к себе. Особенно характерно такое восприятие себя для детей дошкольного возраста.

Поэтому в результате травмы ребенок получает искажённые представления о себе, своих особенностях и способностях, которые потом нередко несёт во взрослую жизнь.

В результате формируются такие личностные особенности, как комплекс неполноценности (отсутствие уверенности в своём человеческом потенциале, в том, что меня будут принимать и любить, что я смогу стать полезным и успешным членом общества), слабоволие (неумение преодолевать трудности), недоверие к людям и т.д.

Кроме отмеченной выше особенности (неумения отделить себя от социальной ситуации), дети ещё и малы, слабы, зависимы от взрослых, не способны самостоятельно изменить свои отношения с ними. Отсюда характерный для детей конформизм. Ребёнок адаптируется практически к любой ситуации, к любым отношениям в своей семье и считает их нормальными, какими бы ненормальными на самом деле они ни были. Это часто становится причиной проблем уже во взрослой жизни.

Психотравма и жизненная активность

Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.

В конце концов, Дэвику понравилось, что все взрослые вьются вокруг него, щупают ему лобик, постоянно заботятся, уделяют ему внимание. И тогда, когда его здоровье более-менее нормализовалось (а от природы мальчик был здоровым), он уже сам не хотел проявлять инициативу, всегда ждал помощи от других. Был крайне застенчивым, неуверенным в себе.

А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть. Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств. Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.

Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии

И это еще не все…

Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир. Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.

Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.

К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.

В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары