Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Круглый стол развитие системы доп образования. Круглый стол «О перспективах развития системы дополнительного образования в России

ФГОС второго поколения разрабатывался в рамках решения стратегической, общественно значимой задачи выявления, агрегирования и закрепления в виде конвенциональной нормы (общественного договора) современных запросов к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

При разработке стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества, в его основу положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

Эта установка предполагает отказ от прямого копирования западных моделей образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

  • равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • сохранение единства образовательного пространства России;
  • преемственность ступеней общего образования.

При разработке стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности, способной:

  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Основным предназначением стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической дели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих: адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Это позволяет:

  • одновременно предусмотреть как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;
  • обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования;
  • превратить стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования.

Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Эти требования представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. В стандарте существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый Стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты.

В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), представляющая собой неотъемлемую часть фундаментального ядра содержания образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Главным фактором, действующим при конструировании содержания образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Близким к данному подходу можно признать взгляд на содержание образования Г.М. Коджаспировой. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.

Также в педагогической литературе встречается определение содержания образования как совокупности мотивационных средств, методов и приемов в получении знаний для адаптации обучающихся к жизни. В соответствии с этим, развитие содержания образования в учреждении можно определить как создание мотивационной атмосферы в учебном заведении.

В контексте данного подхода в проектировании содержания образования видятся следующие проблемы: 1. Проблема поиска оптимальных способов мотивации в образовании ребенка и педагога; 2. Проблема возможности несоответствия моральных норм современного общества нравственным установкам педагога; 3. Проблема несоответствия возможностей здоровья учащегося применяемым педагогом средств, методов и приемов в содержании образования (валеологический аспект); 4. Проблема слабого взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса (родители, учащиеся, педагог) в поиске оптимальных методов, приемов и способов обучения; 5. Проблема отсутствия у самого педагога полной адаптации к современному обществу, его социальной защищенности. Из постановки данных проблем в содержании образования видно, что в данном подходе акцент сделан на сам способ реализации содержания образования.

В.В. Краевский определяет содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Содержание, тождественное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
  • опыта осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа);
  • опыта творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры);
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав знаний, убеждений и практических действий).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, "вписываться" в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески.

Усвоение школьником данных элементов социального опыта направлено на трансформацию последнего в личный опыт, “перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества.

Понятно, что каждый из элементов содержания образования выполняют определенные функции в воспитании и обучении Образование, организованное на перечисленных выше основах: во-первых, реально готовит к жизни - такой, какая она есть, к существующему порядку вещей; во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Таким образом, содержание общего образования: является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества; выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

Непосредственно в образовательном учреждении содержание образования определяют реализуемые в нем образовательные программы: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ» (ст. 14, п. 5).

«Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные),

2) профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

1. Дошкольного образования.

2. Начального общего образования.

3. Основного общего образования.

4. Среднего (полного) общего образования».

Принципы отбора содержания образования

I. Принцип соответствия содержания образования (во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования) уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества. Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. II. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана. III. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, что предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.

Указанные обобщающие принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

В отношении содержания дополнительного образования имеется целый ряд концептуальных разработок, касающихся:

  • стратегических смыслов подобного типа образования в развитии ментальности современного человека (Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков, Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова)
  • его культурной самоидентификации, обретении личностных смыслов жизни и развитии способностей (Богуславский М.В., Исенко С.П., Каргина З.А., Леонтович А.В., Щуркова Н.Е.)
  • роли нестандартизированного образования для развития экономического и гуманитарного потенциала России (В.И.Панов, В.И.Козырь, Н.Ф.Трубицин, И.Н.Семенов и др.)

Но только в некоторых из них определяются механизмы вхождения декларируемых смыслов в реальную практику дополнительного образования или делаются попытки описания дидактической модели дополнительного образования (Л.Г.Логинова, Г.П.Буданова, А.К.Бруднов, Л.Н.Буйлова, Н.В. Кленова, А.В. Леонтович).

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)».

Указанное предполагает, что основное общее и дополнительное образование детей должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне образовательных программ, методик их реализации. Если в отношении первой задачи есть ряд концептуальных разработок (см. выше), в отношении второй дополнительное образование нередко идет по пути общего среднего, калькируя его методы и средства (ограниченный по времени учебный модуль (урок – занятие учебной группы), информационная единица (раздел учебной программы), методы аттестации учащихся (контрольная работа, экзамен) и др.). Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет базовые характеристики дополнительного образования как вида.

При этом нередко оказывается, что занятие в группе дополнительного образования ничем не отличается от урока, по сути, является уроком, либо не входящим в базисный учебный план, либо даваемым углубленно или расширенно. Результатом образования при этом полагается овладение учащимися набором знаний, умений и навыков, т. е. в рамках занятий учебных групп дополнительного образования воспроизводится содержание и достигается результат основного общего образования.

Главным феноменом образовательной деятельности является «встреча ученика и учителя, при которой происходит передача культурного наследия, образцов и норм человеческой деятельности, опыта и традиций». Именно здесь реализуется содержание образования, при этом основное общее и профессиональное образование «отвечает» преимущественно за интеллектуальную и компетентностную составляющие образованности человека. Дополнить образование до его «полноты» (включая эмоционально-волевую сферу, способность становиться субъектом собственной деятельности) призвано именно дополнительное образование. Этой задачей и должно определяться то, что мы понимаем под содержанием дополнительного образования. При этом существенной проблемой является необходимость выделения общих, инвариантных составляющих содержания дополнительного образования для всех направленностей, всех образовательных программ, будь то спорт или физический эксперимент.

1. Общая ориентировка в основных тематических разделах избранной направленности дополнительного образования, что позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения из нескольких возможных, предлагать нестандартные решения на основе владения информацией о смежных областях и творческих ассоциаций;

2. Опыт самостоятельной реализации различных типов деятельности, основанный на овладении основными существующими методами решения задач и конструировании своих собственных методов, средствами достижения и представления результатов;

3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отношение к ее ходу и результатам, рефлексировать их как средства обретения целей и смысла индивидуальной жизни;

4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения творческих целей, организовывать деятельностные сообщества и входить как равноправный участник в уже существующие сообщества.

Исходя из этого содержание образования в рамках направленности дополнительного образования можно изобразить следующим образом:

  • Овладение информационным полем направленности
  • Приобретение опыта осуществления деятельности
  • Овладение навыком рефлексии деятельности
  • Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций

В рамках любой направленности дополнительного образования реализуется обозначенное содержание, что является сутью образовательного процесса. Иными словами, овладение спортивным мастерством, выполнение исследовательской работы, создание художественного произведения – средства, материал на котором происходит передача младшему поколению четырех перечисленных универсальных (для всех направленностей) компонентов содержания. При этом овладение материалом конкретной направленности также может иметь для ребенка определяющее значение как средство профессионализации, социализации и др., но это не является центральным для задач именно дополнительного образования. Образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательные программы дополнительного образования детей являются разновидностью дополнительных образовательных программ и находятся за пределами основных образовательных программ, определяемых государственным стандартом:

«Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ» (ст. 14, п.6).

Приведенное положение Закона свидетельствует о том, что дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных стандартов и, тем самым, регулируются Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Определение направленности дополнительного образования

Определение специфики и содержания понятия направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры направленности, в настоящее время является актуальной задачей, поскольку таким образом оказывается возможным выделить и зафиксировать специфику дополнительного образования детей как особого типа образования.

В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл.

«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениям дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности». «Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией». «Направленность – общие устремления, ориентиры,… ценностно-смысловое «выстраивание» процесса и линии развития к заданной цели… Направление развития – вектор изменения, маршрут с конкретными внутренними этапами, «шагами», способами, приемами, условиями движения к определенной цели на основе главных ценностей, общих устремлений и приоритетов». «Направленность – предметно-тематическая или типодеятельностная область, в рамках которой реализуется содержание дополнительного образования в реальной практике работы учреждения дополнительного образования».

Конкретизация модели для каждой направленности задает содержание этой направленности и фиксируется в программах дополнительного образования (ПДО).

1. Предметно-тематическая область, ограниченная определенными рамками (предметное содержание, его характер и уровень, соответствие и отличия от базовых образовательных программ основного общего или профессионального образования в соответствующей области). Предметное содержание подразделяется на:

Инвариантное (базовое) - ЗУНы, базовые навыки, общие для всех ПДО данной направленности;

Специальное - уникальное для каждой из ПДО данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.

2. Приоритетные образовательные цели, характерные для каждой направленности (преимущественная ориентация на задачи обучения, воспитания, профессиональной ориентации, развития личности, компенсирующего обучения и др.). Эти цели определяются в соответствии со спецификой, например: физкультурно-спортивная – укрепление здоровья, физическое совершенствование; естественнонаучная – углубленное изучение определенной научной области; эколого-биологическая – экологическое воспитание, углубленное изучение экологических систем и т. д.

3. Приоритетные образовательные технологии и методики работы (репродуктивные, проектные, исследовательские, творческие и др). Определяются в соответствии со спецификой направленности. Например: естественнонаучная – репродуктивная лекционно-семинарская, исследовательская; физкультурно-спортивная – подготовки к соревнованиям и т. д. Необходимо отметить, что практически во всех ПДО на стадии освоения предметно-тематического содержания направленности применяется репродуктивная технология.

4. Специфика критериев оценки результативности (развитие мотивации, специальных навыков, структура достижений – методика их фиксации). В разных направленностях результативность может оцениваться исходя из: результатов экзаменов и зачетов; результатов участия в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; участия в зачетном мероприятии (напр. туристский поход) и др.

5. Принципы взаимодействия с соответствующей профессиональной областью, что задает включенность учебных групп в соответствующую культурно-профессиональную традицию. Например, для художественно-эстетической направленности это может быть сотрудничество с профессиональным театром, для естественнонаучной – с исследовательским институтом и т. д.

Основанием для отнесения ПДО к той или иной направленности является соответствие содержания ПДО содержанию этой направленности. В случае ПДО интегрированной направленности содержание одной из них выступает в качестве базового, а содержание другой – в качестве специального.

Объединяющей рамкой для всех ПДО одной направленности может служить организационно-содержательная программа данной направленности, которая разворачивает обобщенную модель в условиях конкретной направленности, определяет общие для всех ПДО цели, задачи, функции, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации, инвариантное содержание. Такие программы определяют лицо учреждения дополнительного образования и специфику реализации в нем направленностей. Конкретизация модели может быть проведена и в каждой конкретной ПДО.

Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. (По материалам Буйловой Л. Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, к.п.н.)

  1. 1. Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Второй Всероссийский педагогический ФЕСТИВАЛЬ «БЕРЕГА ДЕТСТВА» ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» 21 декабря 2012 года, Москва
  2. 2. Приветствие Татьяна Владимировна Волосовец Директор ИППД РАО, кандидат педагогических наук Председатель Организационного комитета Фестиваля «Берега Детства»
  3. 3. Посвящения Фестиваля 2012-13 года: 95-летию государственной системы внешкольного образования 20-летию дополнительного образования детей в России
  4. 4. Памяти Наты Борисовны Крыловой«Педагогика поддержки» - это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу» Н.Б. Крылова (1938-2012)
  5. 5. Тема Проблемно-проектировочного Круглого стола «Дополнительное образование: инновационный вектор развития»
  6. Организаторы Круглого стола:ФГНУ “Институт психолого-педагогическихпроблем детства” РАОЗападное Управление образованияДепартамента образования города Москвы,Центр творческого развития и гуманитарногообразования «Дар»
  7. 7. Регламент работы Круглого стола: Время работы в ИППД РАО – 10.00-13.00. Обед 13.00-14.00. 2-ая часть в Центре «Дар» - 15.00-18.00 Выступления с проблемными докладами – 10-12 минут Вопросы, предложения и мнения у «открытого микрофона» - 2-3 минуты
  8. 8. Приветствие Нарышкин Владимир Львович - Начальник отдела Департаментадополнительного образования детей,воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ
  9. 9. 1-ый блок«Психолого-педагогические основыразвития сферы дополнительногообразования в субъектах РФ».
  10. 10. «Проблемы дополнительного образования детей: психолого-педагогический аспект» Голованов Виктор Петрович- Главный науч. сотрудник ИППД РАО, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики доп. образования детей МИОО, кафедры теории и методики воспитательной работы МГГУ им. М.А. Шолохова, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, ведущий эксперт Фестиваля, Москва
  11. 11. «Личностный рост педагогадополнительного образования»Агличева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, советник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ, эксперт общественной программы «Детство», Москва.
  12. 12. «Антропологический взгляд на развитие современного образования. Дополнительное образование как часть целостного»Слободчиков Виктор Иванович,доктор психол. наук, профессор, член-кор.РАО, Президент Российской АссоциацииА.С.Макаренко, член Координационногосовета по взаимодействию Минобрнауки РФи Московской патриархии РПЦ, гл. науч.сотрудник ИППД РАО, Москва
  13. 13. 2-ой блок«Динамика социально-экономических и психолого-педагогических требований к сфередополнительного образования»
  14. 14. “Анализ состояния бюджетного сектораучреждений дополнительного образования детей в РФ”Куприянов Борис Викторович, ведущийнаучный сотрудник Института развитияобразования НИУ "Высшая ШколаЭкономики", профессор кафедры теории иистории педагогики Московского городскогопед. Университета, доктор педагогическихнаук, профессор, Москва.
  15. 15. "Ресурсный подход к стратегии развития организаций дополнительного образования детей»Логинова Лариса Геннадиевна,доктор педагогических наук, профессоркафедры педагогики и психологии АПКиПРО,Москва.
  16. 16. "Интеграция сферы дополнительного образования детей с социальными институтами воспитания"Фришман Ирина Игоревна,доктор пед. наук, профессор, гл. научныйсотрудник, зам. директора ИППД РАО,Директор Научно-практического центраМеждународного союза детскихобщественных объединений «Союзпионерских организаций - Федерациядетских организаций» (СПО-ФДО), зам.Председателя СПО-ФДО, ВедущийКоординатор Фестиваля, Москва
  17. 17. 3-й блок«Традиции и приоритеты сферыдополнительного образования детей -инновационный вектор развития».
  18. 18. "Развитие дополнительного образования детей Республики Марий Эл в новых социокультурных условиях. Региональные модели интеграции общего и дополнительного образования в ОУ в рамках ФГОС"Печенкина Наталья Викторовна,руководитель Центра развитиядополнительного образования ГБОУ ДОДРМЭ "ДТДиМ", Республика Марий Эл,Йошкар-Ола.
  19. 19. “Проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в ЗАО Москвы”Михайлова Светлана Александровна,Директор ЦДТ “Матвеевское”, ПредседательСовета Руководителей УДОД Западногоокруга Москвы
  20. 20. «Всероссийский педагогический Фестиваль «Берега Детства» как инновационная форма повышения квалификации педагогов и специалистов в области дополнительного образования детей»Бояринцева Анна Викторовна, кандидат пед. наук, ведущий научный сотрудник ИППД РАО, Координатор Фестиваля, Москва.
  21. 21. 4-ый блокСвободная дискуссия, обсуждениеитогового документа проблемно-проектировочного круглого стола
  22. 22. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОБЛЕМНО- ПРОЕКТИРОВОЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»1. Участники круглого стола обсудили состояние и перспективыдополнительного образования детей по трем основным направлениям: «Психолого-педагогические основы развития сферы дополнительногообразования». «Динамика социально-экономических и психолого-педагогическихтребований к сфере дополнительного образования». «Традиции и приоритеты сферы дополнительного образования детей».Высказанные научные положения, практические рекомендациипозволили сформулировать подходы к направлениям (векторам)инновационного развития сферы дополнительного образования детей,которая является достижением отечественного образования.
  23. 23. 2. В 2012 году отмечается 95-летие системы внешкольногообразования и 20 лет дополнительного образования в РФ.Произошедшие изменения в социально-педагогических подходах куровню и качеству образования потребовали разработки основинституциональных изменений в сфере дополнительного образования всоответствии с требованиями формирования образа «инвестиционнойпривлекательности» сферы для детей, родителей, педагогов. Сфера дополнительного образования – один из определяющихфакторов личностного, социального и профессиональногосамоопределения детей. Среди большого многообразия современной инфраструктурыдетства существуют несколько институтов, оказывающих приоритетноевлияние на становление социально-эффективной личности. Это сферадополнительного образования, детское общественное движение,система по организации работы с детьми и подростками по местужительства, включающая сеть государственных, муниципальных инекоммерческих учреждений и организаций.
  24. 24. 3. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частьюединого образовательного процесса, непрерывного образования, котороедолжно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, необходимоезвено в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональнойориентации. Реализация модели общего образования, основной на компетентностномподходе, профильном обучении, использовании новых образовательныхтехнологий, направлена на высвобождение свободного времени детей.Свободное от уроков время школьника – ценнейший ресурс самообразованияи дополнительного образования, но это требует расширения сферыдополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования детей внедряютсясоциально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль иметоды работы этих учреждений максимально учитываю особенностисоциума. Следствием этого являются накопление детьми опята гражданскогоповедения, постижение основ демократической культуры, самоценностиличности, осознанный выбор профессии, получение квалифицированнойпомощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальнуюадаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
  25. 25. 4. Сфера дополнительного образования детей с учетоммиссии, возложенной на её государством, не может бытьнезатратной. В перспективе для дальнейшего развитиядополнительного образования детей необходимо: изыскать дополнительные резервы бюджетных средств навсех уровнях; развивать частно-государственное партнерство скрупнейшими отечественными корпорациями (содержание иформы такого сотрудничества практически не ограничены, онивключают в себя возможности двусторонних и многостороннихсвязей на муниципальном, региональном и федеральномуровнях в рамках реализации конкретных социальныхпроектов).
  26. 26. 5. Для развития сферы ДОД, определения вектора инновационногоразвития необходимо использовать принципы модернизации(накопления опыта устойчивости системы, преодоления факторовеё разбалансировки) и инновационных преобразований(насыщение идеями, ведущими к востребованности системы, какинститута социальной инфраструктуры детства): личностнойориентации дополнительного образования детей; профильности;практической направленности; мобильности;многофункциональности; разноуровневости; разнообразиясодержания, форм, методов и как следствие социально-педагогическое партнерство УДОД с предоставлением различныхсоциальных институтов общества и воспитания; индивидуализацияметодик образования как необходимого условия спроса«Образовательной услуги»; реализация воспитательной функцииобучения через активную деятельность учащихся; реализацииориентационной функции через содержание учебного материала.
  27. 27. 6. Обоснование процесса модернизации и диверсификациисферы дополнительного образования и интегрирующим ресурсыдошкольного, основного, дополнительного образования, клубнойсистемы деятельности по месту жительства, потенциалов детскихобщественных объединений, учреждений отдыха и оздоровлениядетей. Динамика развития сферы дополнительного образованиядетей связано с использованием вариативных программ,лежащих в основе «социально ориентированного заказа»муниципального, регионального уровней с учётом сложившийсясоциокультурной ситуации и образовательных потребностейсемьи, родителей, лиц их заменяющих.Высказанные идеи, рекомендации могут стать основой дляразработки программ педагогического дополнительногообразования.
  28. 28. Обоснование необходимости создания условий модернизации и диверсификации программ дополнительного образования детейМодернизация - качественные изменения субъектов системы: оценка и прогноз уровнятребований к системы дополнительного образования детей, формулировка принциповформирования пакета «образовательных услуг».Диверсификация - раскрытие потенциалов и ресурсов субъектов системы. Оценка ипрогноз вариантов многообразия программ дополнительного образования детей,отвечающих запросам детей и родителей, ближайшего социального окружения.Ресурсы (материальные, человеческие, технологические, финансовые,информационные) - изменение качества жизни, уровня удовлетворённости детей,семей, ближайшего социального окружения в программах доп. образования детейВостребованность - программ, учреждений, форм дополнительного образованиядетей, как института социальной инфраструктуры детства.Общественно-государственное партнёрство - создание ресурсных центров,стажировочных площадок, экспериментальных программ дополнительногообразования детей, направленных на решение задач социально-экономическогоразвития субъектов РФ.
  29. 29. Рады Встрече с вамина «Берегах Детства!»САЙТ: fpir.ucoz.ru ПОЧТА: [email protected]

Зампред комитета СФ по образованию и науке Лилия Гумерова провела круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Гумерова. Изменения в законе позволили увидеть что мы имеем. Нормативно-подушевое финансирование.
Предусмотреть преференции для предприятий которые поддерживают дополнительное образование.
Московский институт открытого образования кафедра педагогики внеурочного образования Любовь Николаевна Буйлова. У нас нет типовых программ а есть общая позиция педагогов дожжен разработать. Количество программ дополнительного образования растет но это не значит что меняется их качество Не все педагоги обладают навыками разработки программ. Законодательно закреплено понятие образовательная программа. Новый регламент дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование по выбору учащегося и не имеет федерального стандарта. Реализуем на многочисленных вебинарах они размещены на YouTube. Не нужно педагогу определять новизну программ. А мы требуем чтобы искал сравнивал. В регионах нужно организовать многоуровневую помощь педагогам. В меру своих сил и возможностей мы оказываем помощь регионам. Разработка сетевых и дистанционных программ. И конечно заниматься повышением квалификации.
Иванов, Самара. Вывести дополнительное образование из школы чтобы там проходило общее образование. С 1 сентября вступает в силу стандарт педагогов дополнительного образования. Работают педагоги без высшего педагогического образования, а инженеры технари. Чтобы был у педагогов дополнительного образования такой же статус учителя.
Ростовская область. Если школа передает в дополнительное образование часы учащихся то передает и финансы. Школьный автобус не может использовать дополнительное образование. Как посчитать детей задействованных в нашем образовании.
Ставрополь. Просьба не спешить с введением нормативно подушевого финансирования доработать. В шести городах наш центр, пять филиалов.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Эдуардович Страдзе. Ни в коем случае не снимаем ответственность за развитие дополнительного образования, но и регионы тоже должны. Выделите приоритеты и решайте вопрос. Допобразование на предприятии это и есть преференции. Оно в будущем будет востребовано. Вопрос с нагрузкой в Минспорте Минобре Минкульте нагрузка разная. Научить ребенка играть на арфе 20 человек нельзя, педагог будет работать с одним. Я работал тренером по плаванию там одного нельзя он будет грустный. Лучше работать в коллективе 20 человек. Огромное спасибо за портал Одаренные дети. Мы создаем государственный ресурс по одаренным детям. Конечно путевки в детские центры больная проблема. Орленок Артек Смена работают на полную мощность, в этом году 67 тыс бесплатных путевок по сравнению с 53 в прошлом году. Среди всех это мало. Астрономия даже черчение огромная площадка для допобразование. Допобразование должно быть востребовано и вариативно. Должны обладать отечественными средствами оборудованием игрушками.
Гумерова. Вы человек слова. Большая работа, финансирование вдвое увеличилось. Больше 11 млн охвачено. Кто-то станет чемпионом мира а кто-то просто научится следить за своим здоровьем. Создание открытой понятной системы учета детей и повысить качество дополнительного образования. С детским музыкальным образованием все будет хорошо.
Л.М. Согласно источнику в Думе, бесплатное детское музыкальное образование закрывают, пока сокращают. В парламенте заверяют что все будет хорошо, но в теме допобразования музыкальные вопросы не звучат. Подозрительно что это делается параллельно с ликвидацией полковых оркестров в составе программы подавления патриотизма.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ
ул. Б.Дмитровка, 26, Москва, 103426
ПРОЕКТ
Рекомендации по итогам «круглого стола» на тему «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Заслушав и обсудив вопросы реализации Концепции дополнительного образования детей в субъектах РФ, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания РФ:
1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных развитие системы дополнительного образования детей.
1.2. Поддержать проект федерального закона № 984375-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей», обеспечив его экспертно-правовое сопровождение.
2. Правительству РФ:
2.1. Продолжить работу по реализации плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
2.2. Рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ для развития материально-технической базы ресурсных центров дополнительного образования.
2.3. Рассмотреть вопрос о создании Федерального ресурсного центра по подготовке педагогических кадров для инновационных направлений в системе дополнительного образования.
3. Министерству образования и науки РФ:
3.1. В целях совершенствования деятельности по развитию системы дополнительного образования детей проработать вопрос о ежеквартальном проведении селекторных видеосовещаний с представителями субъектов
РФ.
3.2. Решить вопрос о разработке и внедрению единой методики расчета показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста».
3.3. Продолжить работу по повышению квалификации (переподготовке) руководящих и педагогических работников на базе федеральных ресурсных центров развития дополнительного образования по инновационным дополнительным общеобразовательным программам.
3.4. Разработать и внедрить единые критерии оценки качества деятельности организаций дополни тельного образования детей.
3.5. Сформировать национальный банк дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, обобщив опыт их реализации в субъектах РФ. Содействовать распространению лучших практик, моделей и методик обучения.
3.6. Продолжить практику проведения всероссийских конференций, семинаров по развитию дополнительного образования детей.
3.7. Содействовать развитию профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования.
3.8. Содействовать участию субъектов РФ во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека» и др.).
3.9. Инициировать разработку образовательных программ бакалавриата и специалитета образовательных организаций высшего профессионального образования «Педагог дополнительного образования»
3.10. Разработать и внедрить механизмы нормативно-правового регулирования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.11.В целях развития кадрового потенциала системы дополнительного образования обеспечить мероприятия по выявлению и распространению передового педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей.
3.12. Разработать и внедрить современные инструменты контроля и оценки качества дополнительного образования детей, включая общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей.
3.13. Продолжить работу по методическому обеспечению системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3.14. Провести мониторинг эффективности организации и сопровождения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ОЗВ, в субъектах РФ.
3.15. Совершенствовать механизмы формирования профильных и специализированных смен и направления детей в федеральные государственные образовательные учреждения «Всероссийский детский центр «Орленок» и «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек».
3.16.Организовать и провести для субъектов РФ семинары (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий) по вопросу применения Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшей деятельности.
4. Органам государственной власти субъектов РФ
4.1. Организовать проведение оценки доступности, качества и удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) предоставляемыми дополнительными общеобразовательными программами.
4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности обратить внимание на использование дистанционных образовательных технологий, в том числе в области программирования, робототехники.
4.3. Обеспечить создание региональных «ресурсных центров» для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополни тельные общеобразовательные программы различной направленности.
4.4. Осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, представлять соответствующий доклад в Минобрнауки России.
4.5. Активизировать работу по реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации дополнительного образования детей по программам технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
4.6. Разработать и обеспечить реализацию «дорожных карт» по внедрению в деятельность образовательных организаций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования».
Председатель Комитета З.Ф. ДРАГУНКИНА

Детей в системе Столичного образования»

в рамках городской Конференции

«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»

от 01.01.2001 г.

В настоящее время основной предпосылкой для дальнейшего совершенствования процессов развития сферы физической культуры и спорта стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей , духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы, к повышению значимости физической культуры и спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач .

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», городских целевых программ «Столичное образование» и «Спорт Москвы», образовательные учреждения с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий, средства физического воспитания и виды спорта, а также проводят внеурочную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования, физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта и др.

Перед системой образования поставлена конкретная задача – создавать такие условия обучения, при которых ребенку было бы комфортно и психологически и физически, при которых к каждому обучающимуся и воспитаннику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.


Одной из приоритетных задач своей деятельности мы видим создание целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В столичной системе образования растет сеть учреждений с приоритетом оздоровления обучающихся, в том числе и средствами физической культуры. В настоящее время учреждения образования всех типов используют инновационные физкультурно-спортивные технологии укрепления здоровья учащихся; в образовательный процесс внедряются эффективные системы физического воспитания, ориентированные на особенности развития детей и подростков.

Развиваются нетрадиционные виды спорта, увеличивается сеть школьных спортивных клубов , улучшаются показатели физической подготовленности учащихся.

Вместе с тем участники круглого стола отмечают, что несмотря на определенные достижения в развитии физической культуры и спорта в городе Москве, в организации внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию имеются определенные проблемы.

К сожалению, сегодня многие образовательные учреждения не имеют достаточного количества спортивных сооружений, что не позволяет в полной мере решать задачи образования в области развития физической культуры и спорта.

Одним из вариантов решения проблемы представляется использование находящегося в региональной и муниципальной собственности не зависимо от ведомственной принадлежности физкультурно-оздоровительных комплексов для проведения учебной и внеурочной спортивно-массовой деятельности.

Требует совершенствования система проведения соревнований школьных спортивных лиг.

Отсутствуют цели, подходы, преемственность в проведении соревнований ШСЛ с последующим выступлением лучших школьных команд Москвы на соревнованиях Всероссийского и Международного уровней.

Нет тесного взаимодействия и идеологии с Федерациями по видам спорта осуществляемого в рамках взаимовыгодных соглашений.

Отсутствует система выстраивания работы с ДООЦ, блоком дополнительного образования школ, УДОД.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола рекомендуют:

1. Совершенствовать систему межведомственных взаимодействий по развитию физической культуры, массового спорта и школьного физкультурного движения;

2. Обновить содержание и педагогические технологии физкультурно-спортивного образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями развития общего образования;

3. Продолжить реализацию программ дополнительного образования детей;

4. Продолжить формирование инфраструктуры образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающих территориальную доступность;

5. Повышать качество образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в блоке дополнительного образования;

6. Совершенствовать работу школьных спортивных лиг;

7. Создать единый календарь спортивно-массовых мероприятий независимо от ведомственной принадлежности;

8. Не допускать проведение внеплановых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в течение учебного года.

9. Продолжить развитие сети школьных спортивных клубов;

10. Совершенствовать систему подготовки юных спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентноспособности столичного спорта на Российской и Международной арене из числа обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы;

11. Повысить качество проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

12. Увеличить загрузку школьных спортивных залов, спортивных площадок, межшкольных стадионов во внеурочное время;

13. Совершенствовать работу по мониторингу показателей индекса физической готовности учащихся в блоке дополнительного образования;

14. Создать современные условия для работы педагога дополнительного образования, повысить статус специалиста по физической культуре;

15. Повысить качество преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки работников физической культуры и спорта.



Дополнительное образование обладает целым рядом качеств: личностная ориентация образования; личностная ориентация образования; профильность; профильность; практическая направленность; практическая направленность; мобильность; мобильность; многофункциональность; многофункциональность; разноуровневость; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.


Смысл развития системы дополнительного образования состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям. в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.


Развитие дополнительного образования предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.


Главная задача педагога дополнительного образования развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.


Взаимопроникновение основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; определенную стабильность и постоянное развитие; определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.




Первая модель случайный набор случайный набор кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.


Вторая модель внутренней организованностью отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.


Третья модель тесного взаимодействия строится на основе тесного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертая модель цен существует в цен). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.


Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. художественно-эстетическое; художественно-прикладное; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.


Организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи: Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути. Развитие творческих способностей и творческой активности школьников. Развитие их познавательных интересов. Формирование мотивации успеха. Создание условий для самоутверждения и самореализации.. Создание условий всестороннего развития личности.


Инновационные формы организации дополнительного образования Факультативные курсы Кружки Спортивные секции Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения Компьютерный центр Научно-исследовательская деятельность Центр подготовки дошкольников к школе Детское общественное объединение Студии Клубы Музейная педагогика Мастерские Издательская деятельность Комплексная программа по подготовке в ВУЗ Работа органов самоуправления ГПД Психологическая служба


Дополнительное образование ГОУ СОШ 1096 Художественно -эстетическое направление Художественно -прикладное направление Спортивно -техническое направление Научно -техническое направление Эколого -биологическое направление Физкультурно- оздоровительное направление Туристско- краеведческое направление Военно- патриотическое направление Культуро- логическое направление Психолого- педагогическое направление «Театр кукол» «Кумпарсита» «Хор» «Умелец» «Мягкая игрушка» «В мире искусства» «Фантазия и мир увлечений» «Минифутбол» «Гандбол» «Настольный теннис» «Баскетбол» «Математика вокруг нас» «Информатика вокруг нас» «Химия и медицина» «Введение в Интернет» «Мир цветов» курсы «АБВГДейка» ГПД «Юнкор» «Этика» «Культура общения» клуб «Вымпел» музей «Терем» «Фортуна» летний оздоровительный лагерь «Солнышко»


ГОУ СОШ 1096 Молодежный центр Дети улиц Бассейн СВОУО на ул. Касаткина Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова Психолого -педагогический центр На Снежной Театры Психологический центр Возрождение Детская поликлиника 9 Дом юного техника Взаимодействие с организациями




Диагностика интересов учащихся 5-7 классов п/п Направление% 1 Физика и математика 18 2 Химия и биология 30 3 Радиотехника, электроника 30 4 Механика, конструирование 16 5 География, геология 27 6 Литература, искусство 42 7 История, политика 15 8 Педагогика, медицина 33 9 Предпринимательство, домоводство Спорт, военное дело 54


Диагностика интересов учащихся 8-11 классов Биология География Геология Медицина Легкая и пищевая промышленность Физика Химия Техника, механика Электротехника, электроника Обработка материалов Информационные технологии Строительство Транспорт, авиация, морское дело Психология Военные специальности История Литература, филология Журналистика, реклама Социология, философия Педагогика Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Физкультура, спорт


© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары