Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лексика зимующие птицы в подготовительной группе. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Елена Шарнина

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять и расширять представления о зимующих птицах;

Совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование сложных форм)

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание,

Развивать общую, мелкую и речевую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;

Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

мяч, разрезные картинки зимующих птиц по количеству детей, три сюжетные картинки для составления рассказа, доска.

Ход: 1. Оргмомент.

Отправляемся на прогулку в зимний лес. Смотрите, птиц сколько…

Узнайте по описанию, про кого я говорю?

Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)

Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)

Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)

Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)

Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)

Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)

Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

Почему этих птиц называют – зимующие? Нужно ли помогать птицам зимой? Объяснить свой ответ.

3. Развитие мелкой

моторики.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Соединяем одновременно пальцы в колечки, указательный с большим

Зимуют у нас эти чудные птицы. Тоже, но начинаем с мизинца

И чтоб они жили по-прежнему с нами, Хлопки

Мы будем кормить их, конечно же, сами. Сжимаем и разжимаем по очереди кулачки

4. Образование сложных слов.

«Скажи одним словом» (с мячом)

Скажи одним словом, если:

У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая.

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудая.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылая.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювый.

5. Развивать глагольный словарь.

На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют ее. Затем, логопед спрашивает, как подает голос данная птица.

Голубь (что делает) – воркует

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Сова – ухает

6. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Назови ласково»

Черное перо – черненькое перышко,

Серая спина – серенькая спинка,

Красная грудь – красненькая грудка,

Острые когти – остренькие коготки,

Длинный хвост – длиненький хвостик,

Белый пух – беленький пушок,

Круглая голова – кругленькая головка,

Шустрые лапы – шустренькие лапки,

Мягкие перья – мягонькие перышки,

Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

7. Физминутка.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари. Пощипывают щеки

Это красные фонарики

Засветились снегири. Взмахи руками как крыльями.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника. «Пьют»

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. Ритмичные хлопки в ладоши.

8. Развитие связной речи.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.

Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

Как можно назвать будущий рассказ?

Из предложенных названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Логопед задает вопросы:

3. Почему дети решили сделать кормушку?

4. Что им для этого понадобилось?

5. Где дети повесили кормушку?

6. Кто был рад прилететь к кормушке?

7. Как нужно заботиться о птицах зимой?

Дети отвечают.

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и подумайте, как вы будете рассказывать. Начните свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку. Придумайте детям имена.

Рассказ, составленный детьми.

Наступила суровая зима. Птицам было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова. Дети пошли в парк. Ваня встал на пенек и прикрепил кормушку к ветке. А Таня насыпала из баночки семечки. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели, как воробей сел на кормушку.

9. Итог.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? О чем составляли рассказ? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Как можно помочь птицам зимой?

Список литературы:

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Гомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М. : ТЦ сфера, 2007. – 96с. – (Логопед в ДОУ).

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.

4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. – 208с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

Конспект образовательной деятельности

По лексической теме: «Зимующие птицы»

для детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это … (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) .

Вы штриховали?

Дети. Мы штриховали.

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

3. Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

б ) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

4. Развитие навыков чтения.

Логопед. Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

5. Развитие связной речи.

Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы.

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

Эта птица крупная или мелкая?

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

Чем питается зимой?

Где ночует?

Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

6. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

7. Итог

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


Ирина Коршунова
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Цель : Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются ; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время .

Коррекционно - образовательные :

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц , их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме .

Коррекционно - развивающие задачи :

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой ;

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно - воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к птицам ;

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях ;

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц .

Методы и приемы : объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах , показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь : зимующие птицы , воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование : презентация "Зимующие птицы ", предметные картинки зимующих птиц ; конверты с разрезными картинками птиц ; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос).

Проведение занятия .

1. Организационный момент.

Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).

Логопед : - Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг . Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона) .

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц : голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири) .

А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом) .

Логопед : Выделите отличительные признаки птиц , которые прилетают к нам зимовать.

Дети : Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.

Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

3. Игра «Отгадайте загадки» .

Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь) .

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона) .

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка -.

(воробей) .

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист :

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись.

(дятел) .

4. Пальчиковое упражнение «Дятел» .

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел» . Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево» .

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица » .

5. Упражнение «Кто внимательный?»

Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед,сверху,снизу,между,слева от,справа от) .

6. Игра «Один-много» .

Логопед говорит :

Один снегирь, а много - …

Одна синица, а много-…

Одна сорока, а много-…

Одна ворона, а много-…

-Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда) .

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена , доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

7. Динамическая пауза.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать» , как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками» .

8. Исправь ошибки.

Сорока сидел на заборе.

Ворона чирикала на солнышке.

Серое голубь.

Снегирь клевала хлеб.

Чёрный ворона.

9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы) :

Птичка из гнезда … вылетела.

Птичка в клетку … влетела.

Птичка с ветки … слетела.

Птичка над деревом….

Птичка за дерево …

Птичка к кормушке…

Птичка через поляну…

10. Скажи по-другому :

С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…

11. Су-джок терапия :

Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.

Я возьму колючий мяч,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу.

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво!

12. Образование форм творительного падежа.

Зимой холодно и голодно всем птицам в городе . Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом , хлебом, пшеном …

Ответы детей :

Я угощу синицу семечками.

Я угощу воробья крошками.

Я угощу воробья пшеном.

Я угощу снегиря ягодами рябины.

Я угощу голубя хлебом.

Логопед : Птицам так тяжело зимой , что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц .

14. Итог занятия :

О каких птицах мы сегодня говорили ?

Требуют ли заботы зимующие птицы ?

С какой птицей мы сегодня познакомились?

· Тетрадь Теремковой Н.Э. № 2 стр.26-30 (упр. 1 - 11).

· Обучение грамоте: «Звуки К. Буква К.»

1. Повторить характеристику звука [К] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

2. Подобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук (не путать с мягким звуком КЬ) – 6 шт. 2 картинки – в начале слова, 2 – в середине, 2 – в конце слова. Определить место звука в слове, прохлопать каждое слово по слогам, определить количество слогов в слове. Например: «В слове КО-РО-ВА 3 слога (слог – это часть слова), звук К находится в начале слова. В слове МАК – 1 слог, звук К находится в конце слова. И т.д.»

3. Напечатать в тетради строчку буквы К в тетради (2 кл. – высота, 1 кл. - ширина).

Выучить: Два столба стояли рядом,

Вдруг, один переломился

И к другому прислонился.

6. Сделать звуковое письмо слова КОТ. Поговаривать: «В слове КОТ три звука. Первый звук К – согласный глухой, твердый обозначаем синим квадратом. Второй звук - О – гласный, обозначаем красным овалом. Третий звук - Т – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.


7. Составить 2 предложения со словом КОТ. Детям запомнить. Записать родителям в тетрадь.



  • во время прогулки рассмотреть с детьми зимующих птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, клест, дятел, щегол, свиристель, сова). Обратить внимание на их характерные признаки (хвост, расцветка перьев, клюв, величина), где они живут, чем питаются;
  • провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости помогать птицам зимой;

Существительные:

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка, птенцы, гнездо.

Глаголы:

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные:

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка),пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы).

«Назови ласково».

Воробей – воробышек, синица – синичка, голубь – голубок, снегирь – снегирёк, сова – совушка, крыло – крылышко, перо – перышко, гнездо – гнёздышко, птенец – птенчик, клюв – клювик, пух – пушок.

Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длиненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

«Подбери признак»

ворона (какая?) – крупная, серая, громкая, старая, страшная….

голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…

воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…

«Один - много»

Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей

Воробей – воробьи – воробьёв.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, математических представлений, развитие общей и мелкой моторики.

  • расширение и активизация словаря по лексической теме: “Зимующие птицы”;
  • совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными, употребление предлогов;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и общей моторики;
  • развитие мышления, памяти и творческого воображения;
  • продолжать учить детей отражать свои представления о природе нетрадиционными изобразительными техниками.

Материалы и оборудование: искусственные деревья, конверты с заданиями, геометрические фигуры, магнитная доска, аудиозапись с голосами птиц, снегири (из ткани с шариком внутри), дидактическое пособие для составления звуковой схемы, крупы, зерна, клубок с нитками, иллюстрации с зимующими птицами, ватман формата А3, клей ПВА, кисточки, салфетки, простые карандаши по количеству детей, раскраски с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
С олнце взошло и идет по делам!

Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в лес. В лесу тишина. Деревья в белых шапках склонили головы, ели и сосны загрустили им очень одиноко, скоро зима.

Дети проходят в лес.

Скажите, пожалуйста, кого мы можем встретить в лесу? (животных, птиц).

А еще кого?

Конверт №1 “Собрать картинку”

Логопед: Ребята, здесь нам предлагается собрать картинку. Если вы соберете картинку, она вам поможет узнать, кого вы встретите в лесу.

Дети собирают картинку Лесовичка.

Кто это догадались? Это Лесовик - хозяин леса, друг всех животных и птиц. А вы хотите его увидеть и познакомиться с ним?

Чтобы увидеть его, нужно отправиться по лесной тропинке за волшебным клубком и выполнять задания дедушки Лесовика.

Конверт №2 “Собрать птицу”

Дефектолог: Что это? (Фигуры). Как они называются? (Геометрические)

Можно собрать птицу из геометрических фигур?

Вспомните, какие части тела есть у птицы? На какие геометрические фигуры похожи? (Выкладывают силуэт птицы на магнитной доске)

Вот и выполнили задание, отправляемся по лесной тропинке за волшебным клубочком дальше.

Конверт №3 “Правила поведения в лесу”

Логопед: Как нужно вести себя в лесу, как разговаривать?

Внимательно прислушайтесь к лесным звукам, что они говорят?

Ребята, вот они к нам прилетели, сидят на ветках дерева. А все ли голоса птиц мы услышали? Какие это птицы? (Зимующие)

А какие остались? (Перелетные). Мы должны их отправить в теплые края.

“Опишите птицу”

Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.

“Деление слов на слоги”

Мы с вами вспомнили названия птиц, давайте поделим их на слоги.

Дефектолог “Загадывание загадки”

Скачет шустрая птица, ей на месте не сидится,
Прыг да скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки- на плетень!
“Тири-тири-тири-тень!” (Синица)

Звуко-буквенный анализ слова “синица”

Пособие для составления звуковой схемы слова (доска с разноцветными крышками).

Конверт №4 “Согрей птицу”

Сугроб с птицами.

Дефектолог: Посмотрите, а кто там сидит? Да ведь это же птицы. Вы догадались, что это за птицы? (Снегири)

А почему они не улетают, наверное, замерзли, Давайте мы их отогреем. Чем же их мы сможем отогреть?

Правильно, теплом своих рук. (Дети катают шарик по контуру птицы)

Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Какого они цвета?

“Счет птиц”

Дефектолог: Давайте посчитаем птиц. (Один снегирь, два снегиря, т.д.)

Домик Лесовика.

Дефектолог: Куда привел нас волшебный клубочек?

Выход Лесовик (педагог дополнительного образования).

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Лесовик: Вы хотели меня видеть? Я тоже ждал с вами встречи, наблюдал, как вы выполняли задания. Смышленые оказались.

Что еще нужно сделать, чтобы птицы не замерзли и перезимовали?

Правильно накормить моих пернатых друзей. А что едят, вы знаете? (Крупа, зерна, сухие ягоды)

Вот у меня мешочек с семенами, только надо их перебрать они лежат с прошлого года, все перепутались. Поможете мне?

“Выбрать корм для птиц”

Молодцы, помогли, выбрали. Пойду, разбросаю их по лесу, пусть птицы собирают. (Снегом заметет, птицы корм не найдут, надо в кормушку их насыпать)

Ох, правда, у меня ведь по всему лесу кормушки висят. Ладно, насыплю в кормушки, из остальной крупы нарисуем картину.

“Рисование зимующих птиц”

Нетрадиционной техникой: “Обсыпание разноцветной манной крупой”, объемные образы птиц.

Лесовик благодарит за красивую картину, правильно выполненные задания, дарит раскраски “Зимующие птицы”.

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня побывали? Кого в лесу встретили? Что вам больше всего понравилось?

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары