Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Малые и большие народы сибири. Малочисленные народы России: статус, права, проблемы Какой народ называют малым

Малочисленные народы

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы Севера) – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список?

Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен.

Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства.

7 самых малых народов России

Чулымцы

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами. У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Ороки

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы. Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Энцы

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище – конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком. Национальная одежда энцев — парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса. Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами. Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка. Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Ижора

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа — каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие. Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли. Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно – добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Водь

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры. Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Кереки

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря». Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали.

Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века. Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом — это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером». Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Что делать с этими людьми?

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Почему исчезают северные народы?

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже – в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами – они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, – то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция – учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА, собирательный термин, принятый в середине 1920 х гг. для обозначения группы малочисленных народностей, живущих в северных и дальневосточных районах СССР (на Крайнем Севере). К ним относятся: чукчи, эскимосы, алеуты, коряки,… … Энциклопедический словарь

Малые народы Севера - собирательный термин, принятый в середине 20 х годов 20 века для обозначения группы малочисленных народностей, живущих в северных и дальневосточных районах СССР (см. Крайний Север). В переписи 1970 они объединены в группу «Народности… …

Народы Севера

Малые народы Приамурья - … Википедия

Коренные народы Севера - Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере. Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере… … Википедия

Малые Ногаи - государственное образование ногайцев на правобережье Волги и в Приазовье, выделилось во второй половине XVI в. из Ногайской Орды. Основатель мурза Казый. До середины XVIII в. находились в зависимости от Крыма и Турции. География Во 2 й пол. XVI и … Википедия

Арктические народы - условное название коренного населения приполярной зоны Северного полушария. Обычно к ним относили народы Сев. Азии и Сев. Америки, преимущественно обитающие в тундре (чукчей, коряков, юкагиров, ительменов камчадалов, алеутов, эскимосов),… … Большая советская энциклопедия

Самодийские народы - самоедские народы, общее название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), ненцев (См. Ненцы), энцев (См. Энцы), нганасан (См. Нганасаны) и селькупов (См. Селькупы). Название С. н., или самодийцы, вместо Самоеды,… … Большая советская энциклопедия

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - Севера Рос. Федерации. В этих регионах проживает 26 национальностей, их численность на нач. 1989 составила: ненцы (устар. назв. самоеды; 35 тыс. чел.), эвенки (тунгусы; 30 тыс.), ханты (остяки; 23 тыс.), эвены (ламуты; 17 тыс.), чукчи… … Российская педагогическая энциклопедия

Коренные народы - Представительница одного из коренных народов Европы, саамов, Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах … Википедия

Книги

  • , Юрий Слезкин , Книга профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слёзкина, автора уже изданного в&171;НЛО&187;интеллектуального бестселлера&171;Эра Меркурия: Евреи в современном мире&187; (2005),… Категория: История и теория искусств Серия: Historia Rossica Издатель: , Производитель: Новое литературное обозрение (НЛО) , Купить за 1300 грн (только Украина)
  • Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера , Слезкин Юрий , Книга профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слёзкина, автора уже изданного в "НЛО" интеллектуального бестселлера" Эра Меркурия: Евреи в современном мире" (2005), посвящена… Категория: Культурология. Искусствоведение Серия: Historia Rossica Издатель:

Юги (юген) - коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия - охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым.

После революции 1917 года и вплоть до 2002 года юги переписями не выделялись и учитывались как кеты, которых в 1926 году насчитывалось 1428 человек. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.

Греки-урумы (урум)

Этническая группа тюркоязычных греков, населявших мусульманские государства. Предки урумов, выходцы из Милета (территория современной Турции), переселились в Крым не ранее VIII века до н.э. В Крымском ханстве урумы занимались торговлей, владели мастерскими, садами, виноградниками. В 1778 году, после окончания Русско-турецкой войны, урумы как христиане были насильно переселены на территорию России, в Азовскую губернию. По данным переписи 2002 года, урумами себя назвали 54 человека, в 2010 году - только один.

Меннониты (немцы-меннониты)

Этнорелигиозная группа немецкого происхождения. Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году по приглашению Екатерины II. Им обещали свободу вероисповедания, свободу от военной и гражданской службы. В середине XIX века меннониты стали селиться в Поволжье. Массовая их эмиграция из России началась в 1874 году, когда все колонисты были признаны подлежащими воинской повинности. В переписи 2002 года были включены в состав немцев, в 2010 году о своей принадлежности к меннонитам заявили четыре человека.

Кереки

Первые упоминания о "земле кереков" (Анадырский лиман) содержатся в "отписке" Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей - коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия - рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.

Багулалы (багвалинцы)

Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: "богатыри", "бедные люди", "едящие сырое мясо". С 1-го тысячелетия до н.э. входили в союз Дидури (Дидо), в одно из влиятельных объединений Кавказа. В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века - в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.

Черкесогаи

Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах - докладная армянского священнослужителя - архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.

Кайтагцы

Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана - Кайтагское уцмийство. С 1813 года - в составе Российской империи. Традиционные занятия - земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.

Алабугатские татары

Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия - животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.

Арчинцы (аршиштиб)

Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года - в составе Российской империи. Основные занятия - пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м - только 12.

Карагаши (ногайцы-карагаши)

Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие - полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Мы решили привести список самых малочисленных коренных народов, которые находятся на грани исчезновения.

Эта группа малорослых темнокожих племен, попала на территорию современной Азии во время одной из миграционных волн с Африканского континента. Этнологи считают, что азиатские пигмеи стали прародителями папуасов и Австралии. Этот небольшой народ вместе с обитателями Шри-Ланки принято объединять в австралоидную расу. Постепенно пришлые племена были вытеснены земледельческими азиатскими племенами и сохранились лишь на немногочисленных маленьких островах.

Очень сильно этот народ пострадал во время великих географических открытий, когда мореплаватели доставляли маленьких темнокожих рабов ко двору, получая за них огромные деньги.

Это малочисленные представители народа, который называют фино-уграми, они считаются коренным населением территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ленинградские аборигены считаются самым малочисленным и древним народом современной России.

Самоназвание народа – води, что в переводе с водского звучит как «здешний». Народ включен в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России. Сегодня представителей народа водь насчитывается несколько десятков человек, многие из которых не проживают на территории РФ. Водский язык считается исчезнувшим.

Племена этого малочисленного народа проживают к востоку от Амазонии, и, по мнению ученых, ни одному другому народу так не грозит исчезновение как Гуаджа. На данный момент осталось всего около 350 представителей, треть из которых оторвана от внешнего мира, проживая в труднодоступных тропических лесах.

Проблемы у Гуаджа, как и у многих народов Нового света начались после начала колонизации. Гуаджа были вынуждены оставить свой оседлый образ жизни, и превратились в кочевников, что в корне нарушило их вековой уклад и поставило под угрозу исчезновения.

Огромный ущерб народу нанесла вырубка лесов под сельскохозяйственные нужды, которую власти согласились приостановить лишь под давлением международных организаций.

Кереки – один из самых малочисленных народов Российской Федерации. Называют себя также «анкалгакку», что переводится как «приморские люди». На данный момент представителей этого малочисленного народа насчитывается всего несколько человек, и, скорее всего, через несколько лет не останется ни одного представителя. Очень сильно кереки пострадали от ассимиляции чукчей. Считается, что именно от этого народа чукчи научились запрягать собак в упряжки, так как именно кереки изобрели этот способ перемещения.

Народ обитает на северо-востоке Танзании, является самым малочисленным народом в регионе. Представители этого древнего народа не знают животноводства и живут исключительно собирательством и охотой. Основным источником пищи являются лесные звери и бортничество. Окиеки – одни из самых искусных пчеловодов, которые умеют обращаться с пчелами и могут получить вкуснейший мед на континенте. Под угрозу Окиеки попали после того, как началась вырубка лесов, в результате чего численность животных и пчел в лесу сократилось.

Общие сведения о малочисленных народах России

Замечание 1

Издавна в пределах России проживало множество разных народов и племен. Для каждого народа характерна своя культура, характерное наречие, свои традиции. К настоящему времени некоторые из малочисленных народов полностью исчезли, оставшиеся стали ещё малочисленнее.

Особое место среди малых народов занимают те, кого специалисты в области географии и этнографии называют малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока.

Некоторые народы проживают в своих автономных территориальных образованиях, например: Эвенкийский, Ханты-Мансийский, в Архангельской области – Ненецкий, Долгано-Ненецкий, Чукотский и Корякский автономные округа.

Большинство малочисленных народов своих автономий не имеют. Малые народы отличаются не только своей численностью, им сложно сохранить свою самобытность. И сохраняется она только там, где есть свои национальные поселки и занятия традиционным хозяйством.

Оторвавшись от своего народа и растворившись в другом, они становятся русскими, якутами, бурятами. Широкое распространение в России получил процесс этнической ассимиляции и, прежде всего, межэтнические браки и «внесемейная» ассимиляция.

Традиционное хозяйство является очень важной чертой для сохранения малых народов, но в этом и заключается главная трудность. Сегодня в местах обитания малых народов идет разрушение природных комплексов – гибнут пастбища оленей из-за добычи нефти и газа, загрязняются реки и моря, падает спрос на мясо оленей и пушнину.

Большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий изъяты из традиционного хозяйственного оборота. В 1990-е годы среди представителей малых народов с нарушением традиционного уклада жизни развился целый ряд заболеваний и патологий.

Показатели смертности среди них выросли и превысили среднероссийские показатели. Детская смертность увеличилась в 1,8 раза. Увеличились заболевания алкоголизмом и инфекционными болезнями.

Кроме этого в сильном противоречии находятся интересы малых народов, крупных компаний и краевых властей.

В пределах российской территории официальная статистика выделяет 65 коренных малочисленных народов. Их общая численность доходит до 50 тыс., в том числе 13 народов насчитывают всего от 100 до 1000 человек.

Ареал их проживания:

  • в пределах европейской части России проживает 6 народов;
  • 23 народа – на Северном Кавказе;
  • в Сибири и на Дальнем Востоке – 36 народов.

Современное состояние малых народов

Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Навряд ли из этих данных можно получить достоверную картину, потому что сведения касаются сельских жителей выборочных территорий.

Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи.

Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.

Данные факты говорят о том, что чиновники, общественность, средства массовой информации в период между переписями используют неполные и, часто, искаженные данные.

Перепись населения, проведенная в 2002 г., показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов.

Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков.

Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное:

  • коряки;
  • негидальцы;
  • ульчи.

К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности:

  • эвены;
  • долганы;
  • чукчи;
  • нанайцы.

На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки.

Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам.

Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам.

Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др.

Замечание 2

Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации.

Жизнь и быт малых народов

В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад.

Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное.

Говоря о малых народах необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков.

С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык.

Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают.

Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек.

Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров и на образ жизни целого народа.

Замечание 3

На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили как духи-карлики, так и духи-великаны.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары