Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мазур л н методы исторического исследования. Контрольные вопросы и задания

Мокрова М.В. Архив устной истории науки: пополнение личными коллекциями в 2000 г. // Вопросы истории естествознания и техники. - 2001. - № 1. - С. 198-202.
8. Мокрова М.В. Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению: автореф. дис. ... канд. ист. наук: спец. 07.00.09 / Мокрова Мария Владимировна; [Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН]. - М., 2004. - 30 с.

Никитина Д.А. Проблемы устной истории на 7 международной конференции историков // история СССР. №6. 1990.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. 2006. №2. С.136-148.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003.

Урсу Д.П. Методологические проблемы устной истории // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. С.3-33.

Устная история (Oral History): теория и практика: материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25-26 сент. 2006 г.) / [сост. и науч. ред. Т.К. Щеглова]. - Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2007. - 371 с.
Хубова Д.Н. Устная история. «Verba volant...?». М.,1997.

Шмидт С.О. Устная история в системе источниковедения исторических знаний // Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997.

Тема 9. Методы систематизации исторических данных (4 час.)

Методы группировки исторических данных. Текст как способ упорядочения исторических данных. Сводка данных. Табличный метод группировки данных. Числовые модели систематизации статистических данных. Схемы как способ систематизации исторических данных. Графические способы систематизации исторических данных: статистические графики, диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

Литература

Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 2002.



Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1999.

Миронов Б.Н. история в цифрах. Математика в исторических исследованиях. М., 1991.

Смоленский Н.И. Теория и методология историю М., 2007.

Салищев К.А. картоведение. М., 1990.

Тема 10. Компьютерные модели исторических данных (6 час.)

Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки числовых данных. Технологии баз данных. Технологии обработки изображений. Геоинформационные технологии. Мультимедийные технологии. Экспертные системы.

Литература

Баранов В.А., Вотинцев А.А.Гнутиков Р.М. Специализированный текстовый редактор «Ианускрипт» системы обработки древних рукописей //Историк и компьютер. 2-3. №31. С.159-165.

Владимиров В.Н. историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. Барнаул, 2005.

Гарскова И.М. Геоинформационные базы и исторических исследованиях. М., 1994.

Историческая информатика. М., 1998.

Круг идей: элекронные ресурсы исторической информатики. М. 2003.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Малков С.Ю. история и синергетика: математическое моделирование социальной самоорганизации // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.-Барнаул, 2005. С..41-73.

Морозов В.П., Тихомиров В.П., Хрусталев Е.Ю. Гипертексты в экономике: информационная технология моделирования. М., 1997.

Основы геоинформатики. М., 2004.

Тема 11. Математические методы анализа исторических источников (4 час.)

Статистика и историческая наука. Статистические показатели и их виды. Абсолютные и относительные величины. Средние величины. Показатели вариации. Анализ динамики исторических процессов. Метод корреляционного анализа. Многмерная статистика.

Литература

Абрамов В.К. Корреляционный анализ в исторических исследованиях. Саранск, 1990.Логинов М.И. Очерк истории статистики. Екатеринбург, 1997.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Общая теория статистики. Любое издание.

Миронов Б.Н. история в цифрах. Математика в исторических исследованиях. М., 1991.

Тема 12. Моделирование исторических явлений и процессов (2 часа)

Понятие модели. Цели моделирования. Формы моделирования: материальные и знаковые модели. Типы моделей в исторических исследованиях: структурно-измерительные, имитационные, многомерная типология. Познавательные возможности метода моделирования.

Литература

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М., 1986.

Бибиков С.Н. Некоторые аспекты палеоэкономического моделирования палеолита // Советская археология. №4. 1964.

Бунятян Е.П. Методика социальных реконструкций в археологии. Киев, 1985.

Возможны ли математические модели истории? // Общественные науки и современность. - 2004. - № 3. - 111-122.

Гусейнова А.С. Опыт имитационного моделирования исторического процесса. М., 1984.

Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. М., 1986.

Ковальченко И.Д. О моделировании исторических явлений и процессов // Вопросы истории. № 8. 1978.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

Луков В.Б., Кузищин В.И. Опыт имитационного моделирования историко-социального процесса // Вопросы истории. №1. 1976.

Методы социологического исследования. Учебное пособие. /Под ред.Добренькова В.И., Кравченко А.И. М., 2006.

Массон В.М. Метод палеоэкономического анализа в археологии // Краткие сообщения Института археологии. Вып.127. М., 1971.

Математические модели исторических процессов. М. 1996.

Проблемные ситуации в археологии. Киев, 1988.

Проблемы математической истории: основания, информационные ресурсы, анализ данных. М, 2009.Юсупов Р.М., Иванов В.П. Математическое моделирование в военном деле // Военно-исторический журнал. №9. 1986.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании: сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. / Ассоциация «История и компьютер»; под ред. В.Н. Владимирова. – М., 2000. // Ассоциация «История и компьютер» 1996-2007 [Электронный ресурс]. – 2003. Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/26/bullet26.html. – Дата доступа: 15.10.2007.

Можаева, Г.В., Фещенко, А.В. Электронные ресурсы в историческом образовании / Г.В. Можаева, А.В. Фещенко. – Томск: ТГУ, 2003 // Интернет для историков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/his_educ/index.htm#top.

Трапш Н.А. архивный поиск в системе теоертического источниковедения // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург. Вып. 8. 2008. С.102-105.

Государственная публичная историческая библиотека (http://www.shpl.ru):

Российская национальная библиотека (СПб)(http:www.nlr.ru):

Тема 5. Характеристика основных методов исторического исследования (2часа)

Общеисторические методы в исторических исследованиях. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод (методы классифицирования). Историко-системный метод. Подходы, принципы, методики исследования. Оценка познавательных возможностей. Частнонаучные методы в исторических исследованиях.

Литература

Бартон В.И. Сравнение как средство познания. Новосибирск, 1986.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003Колпаков Е.М. Теория археологической классификации СПб, 1991.

Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1976.

Марков Д.Ф. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках: из опыта изучения истории и культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1984.

Мелконян Э.Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. Ереван, 1981.

Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М., 1956. С.4-7.

Репина Л.В., Зверева Г.И. История исторического знания. М, 2004.

Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2008.

Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, 1990.



Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982.

Тема 6. Математизация научных исследований в исторической науке (2 часа)

Понятие количественных и математических методов. Клиометрика и историческая информатика. Условия математизации исторических исследований. Типы исследовательских задач, решаемых количественными и математическими методами. Познавательные возможности компьютерных технологий в исторических исследованиях. Условия корректного применения количественных методов в исторических исследованиях.

Литература

Белова Е.Б., Бородкин Л.И., Гарскова И.М., Изместьева Д.С., Лазарев В.В. Историческая информатика. М., 1996.

Бессмерный Ю.Л. Некоторые вопросы применения математических методов в исследованиях советских историков // Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., 2005.

Бородкин Л.И. Методологические проблемы применения математических методов в историко-гуманитарных исследованиях // Математизация современной науки: предпосылки, проблемы, перспективы. М., 1986.

Кахк Ю.Ю., Ковальченко И.Д. Методологические проблемы применения количественных методов в исторических исследованиях // История СССР. № 5. 1974.

Кахк Ю.Ю. Некоторые аспекты применения математических методов в исторических исследованиях // Источниковедение отечественной истории. М., 1977.

Кахк Ю.Ю. Математические методы в исторических исследованиях (опыт советских и американских ученых) // Вопросы истории. № 2. 1989.

Ковальченко И.Д. Место количественных методов в исторических исследованиях // Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; 2003.

Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1983.

Лавриненко В.Н., Пушилова Л.М. исследование социально-исторических и политических процессов. Учебное пособие. М., 2007.

нансы, кадровая политика, духовные школы, зарубежные и внутрицерковные контакты, содержание проповедей, повестка дня заседаний Синода и его решения, церковная литература после прохождения цензуры Совета печаталась в государственных типографиях). Священноначалие вошло в состав номенклатуры (с резиденциями, пайками, автомашинами, дачами, санаториями, медицинским обслуживанием и орденами) (об этом см. т. 2, с. 304, примеч. 1). Но, как и прежде, государство в отношениях с Церковью представляли органы государственной безопасности. Только бывшему начальнику 5-го отдела 2-го Управления НКГБ по борьбе с церковно-сектантской контреволюцией полковнику госбезопасности Карпову была поставлена «другая задача». Руководящие должности в Совете и большинство должностей его уполномоченных на местах в сталинский период занимали действующие и бывшие «чекисты». Впрочем, под их наблюдением в сталинский период находились все организации страны, включая коммунистическую партию. Практика контроля над Церковью со стороны МГБ, а затем КГБ сохранялась до конца существования СССР.

Приняв решение о включении Церкви в советскую политическую систему, Сталин озаботился созданием системы подготовки лояльного советской власти духовенства (8 семинарий и 2 академии с 1 200 студентами в 1958 г.) и контроля за его иерархическим продвижением. Именно Совет определял численность, нормы и критерии отбора канди-

датов, поступавших в духовные школы. С Советом патриарх «согласовывал» все кадровые перемещения и назначения в Церкви. Этому посвящена значительная часть писем и примечаний к ним, свидетельствующих о том, что этот контроль постепенно ужесточался.

Новый церковный курс не был личным «капризом» Сталина. Маленков, Молотов, Ворошилов, Булганин высказывались за его продолжение и после 1953 г. Карпов был ревностным сторонником данной политики и пытался проводить ее даже после смены политического руководства страны.

Переписка патриарха Алексия I с Карповым и Куроедовым показывает в деталях механизм превращения церковного руководства в одно из звеньев государственного аппарата. Но, как отмечает Орлова, с созданием Совета по делам религий в 1965 г. «материалы, относящиеся к деятельности Русской православной церкви, стали занимать в нем такое же положение, как и документы, касающиеся других конфессий на территории СССР. В докладных записках Совета по делам религий в ЦК и в Совет Министров вопросы, связанные с Русской православной церковью, практически отсутствуют» (т. 2, с. 26). Причины такого падения интереса властей к Церкви требуют дополнительных исследований.

Б.А. Филиппов, кандидат исторических наук (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)

Л.Н. Мазур. Методы исторического исследования. Екатеринбург: УрГУ, 2010. 607 с.

Современные тенденции в развитии исторического знания обнаруживаются в поисках критериев и основ осмысления проблем глобализирующегося мира, новой целостности человеческих сообществ в их единстве и многообразии. Методологические изыскания проявляются в обосновании информационной природы человеческой деятельности, системности как неотъемлемого свойства социумов и исторического процесса в целом, актуализируют новое осмысление феномена прогресса и закономерностей в истории. Обоснование критериев научности исторического знания в отечественной историографии Новейшего времени нашло наиболее яркое воплощение в выдвижении О.М. и А.Н. Медушевскими когнитивно-информационной теории современного

гуманитарного познания1. Постановка ими вопроса об истории как строгой науке совпала с интенсивными поисками научных методик, техник и инструментов, направленных на достижение обоснованных результатов исторических исследований, которыми отмечено развитие профессионального сообщества в последнее десятилетие. Одним из воплощенных вариантов научно-методических разработок такого рода является книга Л.Н. Мазур «Методы исторического исследования».

Она представляет собой оригинальный вариант комплексной разработки проблемы методического инструментария историка. Структура книги представляется вполне обоснованной: от рассмотрения сущностных проблем исторического исследования, его

особенностей, природы, метода автор переходит к раскрытию методик и техник сбора, систематизации, а затем анализа исторических данных, показывая взаимосвязь этих методик с качественными особенностями различных видов и этапов исторических исследований. В своем творчестве автор учитывает достижения отечественных исторических школ источниковедения и методологии, в первую очередь, как нам представляется, школы академика И.Д. Ковальченко с характерным для нее особым вниманием к проблемам извлечения, обработки и анализа информации исторических источников, прежде всего массовых.

Важное место в работе Мазур занимает теория метода и разработка проблемы научных методов в истории. Автор показывает различные подходы к ее решению, оценивает достижения современной историографии в понимании сущности исторических методов, их видов и систем, классификаций совокупности научных методов, применяемых в исторических исследованиях. Не случайным стало выделение автором особой классификации методов, определяемой на основе различения информационных задач, реализуемых в своей деятельности историком, и соответствующих этим задачам исследовательских практик. Эта классификация, включающая методы сбора и регистрации информации, методы ее систематизации и упорядочения, а также методы анализа и синтеза, в значительной степени определяет структуру, логику и ценность книги. Автор считает совокупность именно данных методов методикой исторического исследования (с. 60).

Вкладом Мазур в решение данной проблемы является обоснование идеи базового метода, обусловленного спецификой предмета и цели исследования, определяющего подходы и инструментарий на всех его этапах, а также положения о дополнительных методах, направленных на реализацию конкретных научных задач труда. В трактовке автором «базового метода» проступает, на мой взгляд, расширительное толкование метода как методологии, общего подхода к исследованию, способа его проведения, совокупности не только правил и процедур, но и задающих их путей и принципов решения поставленной задачи. В данном случае, как мне представляется, просматривается влияние традиции, заложенной Ковальченко, который подчеркивал, что «научный метод представляет собой теоретически обоснованное нормативное познавательное средство»2.

Оценивая имеющиеся в научной литературе классификации основных (традиционных) методов исторического исследования, Мазур дополняет и уточняет их состав, обосновывает

специфику, целесообразность и сферы применения (с. 387-486). К этим методам отнесены историко-системный, историко-типологиче-ский, классификационный, историко-динами-ческий, историко-сравнительный (компаративный), историко-генетический виды анализа. В каждом случае автор уделяет главное внимание методическим аспектам их применения, разновидностям исследований, для которых они адекватны, приводит примеры корректного и некорректного их использования.

Рассматривая логику исторического исследования, определяемого как систему теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение нового знания, автор выявляет ее общие и вариативные элементы, характер возможных реализаций. Мазур выделяет теоретические и конкретно-исторические исследования, аналитические и описательные труды, обращая внимание на целесообразность сочетания аналитического и описательного плана исследования как наиболее оптимального варианта исторического труда. Представляется, что разделение на теоретические и описательные труды все же несколько искусственно. Чисто теоретических исторических исследований не может быть в принципе, так как история - эмпирическая наука, предмет исторического исследования имеет собственную источниковую базу и выводы каждого труда должны опираться именно на эту эмпирическую основу, всегда ограничены определенными пространственными и хронологическими рамками. Другое дело -использование историками результатов других исследований, в том числе в смежных науках, дающих возможность посмотреть на свой предмет с новой точки зрения и, применив исследовательский «фокус», заданный иным теоретическим горизонтом, междисциплинарные понятия и методы, увидеть скрытые возможности источников и их интерпретации, углубить теоретическое осмысление проблемы. Более длительные тренды, тенденции и особенности исторических процессов могут быть выявлены при проведении коллективных исследований, написании коллективных монографий, историографических трудов, в рамках реализации научных проектов, дающих возможности для более широких обобщений.

Наряду с разграничением аналитических (теоретических) и описательных (эмпирических) исследований Мазур выделяет сплошные и несплошные исследования. Наиболее важным в данном разделе книги является рассмотрение и обоснование идеи о том, что каждый из видов исследования, имея самостоятельную ценность, связан с применением разных приемов и методов организации и по-

дачи материала. Если сплошное исследование направлено на изучение какого-либо массового исторического объекта или процесса и обобщенную его оценку, связано с анализом сводных характеристик объекта исследования, то несплошное построено на изучении какой-то части массового исторического объекта. Автор обосновывает разновидности несплошных исследований: монографическое, изучение элитных групп, выборочное, показывая специфику приемов отбора части массового объекта и связанные с этим особенности методологии и методики данных исследований. Важность изучения индивидуального и уникального в истории, отмечает Мазур, лежит в основе многих научных направлений - исторической антропологии, микроистории, локальной истории, биографики, и проч.

В книге в достаточной степени получила отражение сложная в методологическом отношении проблема специфики исторического познания по сравнению с естественно-научным и другими видами социогуманитарного знания. Мазур справедливо связывает ее с неполнотой исторической информации, субъективностью про

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ: ВИДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

    МАЗУР ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - 2011 г.

  • «СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ»

    БАРАНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - 2015 г.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары