Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

На одном дыхании. Самоучитель по медитации в современном мире

Copyright © 2001 Editions Dangles, Saint-Jean-De-Braye (France) and Copyright

© 2001 by Unifed Buddhist Church. All rights reserved. No part of this book may be reproduced by any means, electronic or mechanical, or by any information storage and retrieval system, without permission in writing from the Unifed Buddhist Church, Inc.

© Табенкин М. Л., текст, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Мы вечно спешим в бурном, постоянно меняющемся мире, стараемся все успеть, уследить за новостями, освоить новейшие технологии. И не находим времени на близких, красоту природы, маленькие радости жизни и даже само счастье – настолько мы заняты.

Именно поэтому учение Тит Нат Хана актуально сейчас как никогда. С этой книгой вы освоите медитативные практики, которые помогут:

ощутить прелесть простых радостей жизни;

научиться делать каждый вдох и каждый шаг осознанно;

обрести умиротворение и покой;

перестать все время торопиться;

не пропустить важнейшие события собственной жизни…

«Тит Нат Хан раскрывает связь между внутренним миром каждого человека и миром на Земле».

Его святейшество Далай Лама

«Учение Тит Нат Хана перевернуло всю мою жизнь. Для меня было большой честью принимать участие в работе над фильмом «Walk with Me», посвященному ему».

Бенедикт Камбербэтч, британский актер

ТИТ НАТ ХАН

Спокойный человек в неспокойном мире

Предисловие к русскому изданию

Тихий предвечерний туман начинал исследовать горные и лесные ландшафты Центрального Вьетнама. Небольшая фигура медленно двигалась вниз вдоль бурной реки. Путь от города до монастыря был неблизкий, но решение принято – огромное желание постичь истину с каждым днем приобретало более яркие цвета. Как же было хорошо после долгого пути оказаться в малоосвещенном, наполненном ароматом благовоний зале, где в вечном медитативном спокойствии восседал золотой Будда. Тогда юноша с проницательным взглядом и тихим голосом и представить себе не мог, что уготовано ему судьбой. Что его имя станет в Европе символом человеколюбия, спокойствия, осознанности и духовной силы. Что он напишет более 100 книг, которые разойдутся по миру многомиллионными тиражами. Что он покинет родину и никогда уже не сможет вернуться.

Будущий мировой духовный лидер Тит Нат Хан (в миру Нгуен Сан Бао) пришел во вьетнамский монастырь Цзу Хиё в шестнадцать лет. Знакомство с монастырской жизнью началось с труда. Будучи «шраманерой» – новичком, – он помогал монахам в повседневных делах и обучался основным правилам поведения. Каждый день ему вместе с другим учеником приходилось собирать сухие ветки и иголки на поросших соснами холмах, для того чтобы развести костер, подогреть воду и вымыть сотни мисок после приема пищи. В то время не было ни водопровода (о горячей воде и мечтать было нельзя), ни мыла. Из чистящих средств под рукой были только пепел, рисовая шелуха и кожура кокоса вместо моющей губки. Именно эта простая работа и помогла понять Тит Нат Хану основы человеческого бытия, дала возможность осознать удивительную природу обычных вещей, научила его, всякий раз наливая воду в чашу, чтобы помыть овощи или посуду, видеть, как вода течет с высоких гор или из глубин земли. Несколько лет Тит Нат Хан шел по пути постижения дзен, проводил время в медитациях и созерцаниях. Вставал в четыре часа утра от звука колокольчика «бао чунг», работал в саду и на кухне, читал «Краткое руководство практики», данное ему местным монахом. Был период, когда он вел совсем отшельническую жизнь, не выходя из своего кока (хижины).

Слабый свет лампы задрожал и забившийся в окно мотылек прервал монотонное чтение сутр. Тит Нат Хан лег на кровать, жесткость которой давно перестала беспокоить тело. Воспоминания детства разом нахлынули на него.

Начало 30-х было для Вьетнама непростым временем: экономический кризис, забастовки, восстания против французских колонизаторов… Образы тревожного прошлого – голод и отчаяние людей – не давали покоя Тит Нат Хану. Он помнил все очень хорошо, хоть и был тогда еще очень маленьким. Впереди страну ожидали не менее страшные потрясения: несколько десятилетий войн, восстаний и переворотов. Может, именно поэтому Тит Нат Хан захотел стать монахом? Уйти, скрыться от всего. Популярный в то время во Вьетнаме дзен-буддизм («тхиен»), пришедший на эти земли еще в VI столетии, как нельзя лучше подходил для побега от реальности. Учение, основанное на идеях духовного совершенствования, иррационального восприятия мира, просветления, давало успокоение и надежду в мире, охваченном военным безумием…

Человек, решивший стать буддистом, должен понимать, к чему приведет его выбор. В традиции буддизма есть два основных направления: махаяна и тхеравада. Одним из главных различий между ними является конечная цель архата (адепта школы). Приверженцы тхеравады ищут освобождения только для себя, в то время как последователи махаяны стремятся не только к достижению собственного просветления и постижению нирваны, но и к освобождению всех живых существ на планете. Для Тит Нат Хана выбор был очевиден. Разве удастся избавиться от страдания, скрывшись в безопасных комнатах монастыря?! Он все чаще возвращался к мысли о совмещении монашества и общественной деятельности, пытался понять, насколько велика власть слова, можно ли остановить кровопролитие, обращая умы противников к вечным ценностям. Как во время войны должен поступать человек, наделенный разумом и сердцем? Да, он может скрыться от мира, посвятить себя молитвам и самосовершенствованию. А может занять активную жизненную позицию – стать миротворцем, волонтером, врачом, странствующим проповедником. И Тит Нат Хану удается совместить, казалось бы, несовместимое. Он отказывается от монашеского уединения и вступает в ряды людей, небезразличных к бедам других, становится буддистом «с активной жизненной позицией». Благодаря ему появляется такое понятие, как «деятельный буддизм» – движение, целью которого стали социальное служение и волонтерская деятельность.

В 1961 году Тит Нат Хан едет в США, чтобы учиться в Принстонском университете и преподавать сравнительное религиоведение, однако уже через два года возвращается на родину, чтобы противостоять новой войне, которая началась после убийства президента Нго Динь Зьема.

В 1964 году Тит Нат Хан совместно со студентами и преподавателями университета основывает «Молодежную школу общественного служения». На протяжении долгого времени буддийские монахи, юноши и девушки, помогали мирному населению, пострадавшему от военных действий, восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали пункты медицинской помощи. В первые годы существования Школы на ее учеников совершались нападения, многие последователи учения были взяты в плен и убиты. Кто бы мог подумать, что жестокость может ввергнуть мир в хаос, изуродовать лицо человеческой души!

«Учитель, – часто спрашивали у Тит Нат Хана, – когда же закончится эта кровопролитная война? Разве люди не понимают, насколько ценна человеческая жизнь? Не осознают, что они не враги друг другу, что ненависть порождают идеология и страх?»

Учитель молчал.

Он прекрасно понимал, что именно заставляет человека брать в руки оружие. С самого начала Тит Нат Хан проповедовал идеи пацифизма и примирения, ведь две враждующие стороны – всего лишь две тени единого целого.

Деятельность Тит Нат Хана привлекла внимание антивоенную организацию за пределами Вьетнама. В 1966 году Содружество Примирения (Fellowship of Reconciliation) совместно с Корнеллским университетом приглашает его совершить турне по Соединенным Штатам и рассказать об истинных стремлениях вьетнамского народа, о боли, которая уже многие годы преследует его соотечественников. Там он встречается с такими влиятельными личностями, как Мартин Лютер Кинг, министр обороны США Роберт Макнамара, сенатор Роберт Кеннеди, поэт, католический богослов и общественный деятель Томас Мертон.

Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

Правила счастливой жизни от Тит Нат Хана

Улыбайтесь!

Если хотите жить в мире и радости, начинайте каждый день с улыбки. Этого достаточно, чтобы настроиться на позитивную волну.

Как не забыть улыбнуться? Оставьте напоминание (веточку, листок, картинку, несколько воодушевляющих слов) на окне или над постелью, чтобы взгляд падал на них, как только вы проснетесь.

Перестаньте поглощать негатив

Очень часто мы позволяем злым словам, жутким образам и раздражающим звукам вторгаться в наш разум, приносить грусть, страх и тревогу. Отнеситесь внимательнее к тому, что вы впускаете в себя из внешнего мира.

Случалось ли вам смотреть по телевизору нечто ужасное и не ощущать в себе сил выключить его? Но почему вы позволяете плохим передачам, созданным в погоне за сенсацией и легкими деньгами, влиять на вас? Зачем смотрите боевики и ужасы, если они разрушают вашу психику?

Конечно, речь не только о телевидении. Вокруг так много соблазнов и ловушек, которых стоило бы остерегаться! Просто будьте разборчивее.

Вы должны отдавать себе отчет, что вредит вашей нервной системе, уму и сердцу, а что приносит пользу.

Концентрируйтесь на текущем моменте

Во время обеда старайтесь распробовать каждый кусочек пищи, а не проглатывайте ее в спешке.

Общаясь с другом, полностью сосредоточьтесь на разговоре, а не витайте в облаках.

Прогуливаясь по парку, внимательно наблюдайте за всем, что вас окружает, и наслаждайтесь ощущениями, а не размышляйте о своих проблемах.

Если вы все делаете на автопилоте, то жизнь проходит без вашего участия.

Учитесь присутствовать «здесь и сейчас». И тогда даже такие простые действия, как мытье посуды или чистка зубов, начнут приносить вам радость и чувство полноты бытия.

Практикуйте бесцельность

Современные люди очень целеустремленны. Мы точно знаем, куда идем, и движемся в нужном направлении.

Это порой необходимо, но часто по пути мы забываем радоваться жизни.

Попробуйте хотя бы иногда выкидывать из головы все цели и никуда не спешить. Посидите просто так, ничем не занимаясь. Спокойно побродите по окрестностям.

Мы постоянно суетимся и куда-то торопимся. Но время от времени необходимо останавливаться, чтобы яснее видеть.

Ищите радость внутри себя

Мы свято верим, что обретем радость и безмятежность, когда добьемся успеха или решим текущие проблемы.

Но на самом деле никакие внешние условия не имеют значения, ведь источник счастья находится внутри нас.

Нужно лишь копнуть глубже, и он забьет чистым родником!

Цепляясь за надежду на будущее, вы теряете возможность обрести счастье сегодня.

Не надо ждать. Перенаправьте энергию на то, чтобы лучше осознать себя и свое настоящее.

Улыбнитесь, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов, почувствуйте пульсацию жизни в своем теле.

Научитесь замечать и смаковать маленькие моменты радости - когда выходите на прогулку, принимаете ванну, играете со своим питомцем.

Начните культивировать в себе любовь, доброту, благодарность и сострадание - из этих чувств рождается настоящее, чистое счастье.

Проявляйте понимание

Если посаженный вами салат плохо растет, вы не обвиняете его и не злитесь. Вы пытаетесь найти причины и думаете, как ему помочь. Может, нужны удобрения, полив или защита от солнца.

Однако если у нас возникают проблемы с друзьями или родственниками, мы обвиняем именно их. Стоит научиться проявлять заботу - и с ними все будет хорошо, как с салатом.

Из обвинений никогда ничего хорошего не выходит, так же как из попыток убедить человека с помощью споров, нотаций и упреков. Этим можно лишь испортить отношения.

Только понимание и любовь способны изменить ситуацию к лучшему.

Мы должны осознавать, что у того, кто вызвал наш гнев, были причины поступить так, как он поступил.

Например, если кто-то ругает нас, возможно, начальник накануне говорил с ним в том же тоне - или когда-то в детстве на него повышал голос отец-алкоголик.

Понимая это, мы начинаем освобождаться от негатива в себе и испытывать сострадание к окружающим.

Полюбите уединение

Некоторые считают, что радость реально испытывать только в окружении людей, с которыми можно разговаривать, смеяться и развлекаться. Но это не так.

Наоборот, если вы будете все время находиться в компании, то ощутите эмоциональное истощение.

Именно поэтому так важно каждый день уделять какое-то время тому, чтобы побыть в тишине и одиночестве . Это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя.

Думайте о хорошем

Люди часто спрашивают: «Что не так?» И этим лишь усиливают свое недовольство.

Думая о негативных сторонах жизни или о том, чего нам не хватает, мы поливаем семена страданий, гнева и уныния.

Мы стали бы намного счастливее, если бы научились спрашивать: «Что так?»

Подумайте обо всем хорошем, что у вас есть. Если с вами не произошло ничего плохого - это тоже повод для радости.

У вас не болит голова? Вы сегодня не потеряли работу и ни с кем не поругались? Вам не приходится голодать и ночевать на улице? Дома ждет любящая семья? Да вы просто везунчик! опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Ирина Балманжи, по материалам книг «Мир в каждом шаге» и «Тишина»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

+

Книга освобождает понятие любви от информационного шума и стрессов.

В ней вы найдете зерна мудрости, которые оказывают мощное целительное воздействие на нас в тот момент, когда мы начинаем их практиковать. Знаем ли мы, что значит быть присутствующим? Как культивировать любовь в себе и любимом человеке? Что является главным во взаимоотношениях? Если мы постигнем искусство любви, чудеса неизбежны. Практики создания подлинной любви позволят обрести взаимопонимание, а медитация любви («метта-медитация») – научиться состраданию.

«Вы – часть вселенной. Вы и ваш любимый сотканы из звезд», – говорит дзен-мастер Тит Нат Хан.

И открывает простые и вполне конкретные правила осознанной жизни, жизни – главного тренда нашего времени.

А чтобы вы, прочитав книгу, о них не забыли, внутри вас ждет дизайнерская закладка – «Возьми осознанность с собой». И удивительной красоты рисунки пером и тушью, выполненные Джейсоном ДеАнтонисом. Их можно раскрашивать, на них можно медитировать, с ними приятно...

Тит Нат Хан

Практика радости: как отдыхать осознанно


© 2015 by Unified Buddhist Church

© Мелихова А., перевод на русский язык, 2017

© Оформление ООО «Издательство «Э», 2018

* * *

Чудеса – это повседневные дела, которые вы делаете осознанно.

Тит Нат Хан

Никому не нужно выделять специальное время для отдыха и расслабления. Не нужна особая подушка или замысловатые аксессуары. Не нужен целый час. Прямо сейчас – очень хорошее время, чтобы расслабиться. Если вы можете на мгновение закрыть глаза, то так и сделайте. Это поможет сосредоточить внимание на дыхании. Ваше тело делает в этот момент так много вещей! Сердце бьется, легкие вдыхают и выдыхают воздух. Кровь течет по венам. Не прилагая усилий, тело одновременно и работает, и расслабляется.

Комментарии к расслаблению

Отдых

Если животное в лесу ранено, оно отдыхает. Звери находят уединенное, тихое место и лежат там, не двигаясь, в течение многих дней. Они знают, что это лучший способ залечить раны. Иногда в это время они даже не едят и не пьют. Эта мудрость – остановиться и исцелиться – все еще есть у животных, но мы, люди, утратили способность отдыхать.

Исцеление

Люди утратили уверенность, что наше тело знает о себе все и всегда поступает правильно. Если мы оказываемся наедине с собой, мы впадаем в панику и пытаемся сделать все что угодно. Осознанное дыхание поможет заново научиться искусству отдыха. Оно подобно любящему родителю, который убаюкивает ребенка и говорит: «Не волнуйся, я позабочусь о тебе, просто отдыхай».

Осознание дыхания

Ваше дыхание – это стабильное прочное основание, то, в чем вы всегда можете найти прибежище. Неважно, какие мысли, эмоции и впечатления переполняют вас, дыхание всегда с вами, подобно преданному другу. Всякий раз, когда вы уноситесь мыслями далеко, или, когда вас переполняют эмоции, когда вы рассеяны и не находите себе места, возвращайтесь к дыханию. Верните разум в тело и закрепите его там. Ощутите поток воздуха, который входит в ваше тело и выходит из него. Если мы осознаем свое дыхание, оно естественным образом становится легким, спокойным и умиротворенным. В любое время дня и ночи – гуляете ли вы, ведете автомобиль, работаете в саду или сидите за компьютером, вы можете вернуться в тихое прибежище вашего дыхания.

Стихотворение для отдыха


Делая вдох, я знаю, что делаю вдох.

Делая выдох, я знаю, что делаю выдох.


Можно даже сократить это двустишие, оно все равно будет работать:


Вдох. Выдох.

Следите за дыханием

Чтобы усилить осознанность и концентрацию, спокойно и легко следите за вдохом и выдохом. Уже само то, что вы сидите и наблюдаете за дыханием, может стать источником радости и исцеления.


Делая вдох, я следую за ним от начала и до конца.

Делая выдох, я следую за ним от начала и до конца.

Спокойная вода

Каждый из нас подобен волнам, а также и воде. Иногда мы взволнованы и взбудоражены, словно волны. Иногда мы безмятежны, как тихая вода. В ней отражаются голубое небо, облака и деревья. Иногда дома, на работе или в школе мы устаем, волнуемся или чувствуем себя несчастными, и нам необходимо превратиться в эту воду. В нас уже есть спокойствие, мы просто должны знать, как проявить его.

Медитация

Медитировать – значит полностью сосредоточить внимание на чем-либо. Это вовсе не означает бегства от жизни. Наоборот, это возможность пристальнее взглянуть на самих себя и на ситуацию, в которой мы находимся.

Первый аспект медитации: умение остановиться

Есть два аспекта медитации. Первый – это умение остановиться (шаматха на санскрите). Всю жизнь мы бежим, преследуя какие-то свои представления о счастье. Остановиться – значит прекратить этот бег, отказаться от забывчивости и привязки к прошлому или будущему. Мы возвращаемся домой, в «здесь и сейчас», туда, где только и возможна жизнь. В настоящем моменте содержатся все моменты. В нем мы можем соприкоснуться с нашими предками, нашими детьми и их детьми, даже если они еще не родились. Мы успокаиваем тело и эмоции посредством практики осознанного дыхания, осознанной ходьбы и осознанного сидения. Шаматха – это также практика концентрации, так что мы сможем более глубоко проживать каждый момент нашей жизни и соприкоснемся с самым глубоким уровнем своего существования.

Сначала остановитесь

Если у нас не получается отдохнуть, то лишь потому, что мы так и не прекратили бежать. Мы начали бежать очень давно и все еще продолжаем это делать, даже во сне. Нам кажется, что счастье и благополучие невозможны в настоящем. Если вам удастся остановиться и утвердиться в данном моменте, вы увидите, что многие составляющие счастья доступны прямо сейчас, их более чем достаточно, чтобы сделать вас счастливыми. Даже если некоторые вещи в настоящем вам не нравятся, есть много причин ощутить счастье. Вы гуляете в саду и замечаете, что одно из деревьев умирает. Это грустно, и вы не можете наслаждаться всем садом. Но взгляните еще раз – сад все равно красив, им стоит любоваться.

Второй аспект медитации: всмотритесь вглубь

Второй аспект медитации – это умение всмотреться вглубь (випашьяна на санскрите) с целью увидеть истинную природу вещей. Понимание – великий дар. Ваша повседневная жизнь, проведенная осознанно, это великий дар и тоже практика медитации. Осознанность заключает в себе сосредоточение и понимание.

Осознанность в повседневной жизни

Осознанность – это непрерывная практика глубокого соприкосновения с каждым моментом повседневной жизни. Быть осознанным означает по-настоящему присутствовать в настоящем моменте телом и разумом, согласовать свои намерения и действия и быть в гармонии со своим окружением. Не нужно выделять какое-то специальное время для этого в кругу повседневных дел. Мы можем практиковать осознанность каждую секунду жизни – на кухне, в ванной, в саду или когда мы идем из одного места в другое. Мы можем делать все как обычно – ходить, сидеть, работать, есть и тому подобное, осознавая при этом, что именно мы делаем. Наш разум присутствует при всех наших действиях.

Расслабленное положение тела

Какое положение тела для вас самое расслабленное? Иногда нам кажется, что это можно сделать только в положении лежа. Но можно и сидеть в расслабленной позе. Если вы сели в кресло, то постарайтесь, чтобы ваше тело не было скованным. Расправьте плечи. Посмотрите, получится ли сделать это так, чтобы тело не было напряжено.

В своей книге «Подлинная сила, истинная власть» мастер Тик Нат Хан рассуждает о мимолетности и скоротечности человеческих желаний, мечтаний и страстей и рассказывает нам о подлинных ценностях жизни, способных сделать нас счастливыми.

В своей книге «Устная традиция дзен» американский мастер китайского происхождения Джон Брайт-Фей впервые открывает западным людям ревниво оберегаемые Храмом Шаолинь секреты устной традиции дзен.

Руководство по медитации при ходьбе

Медитация при ходьбе стала особой практикой во вьетнамском буддизме.

Своими корнями она уходит в принцип памятования Тхеравады, также в традиции Махаяны рекомендована ходьба между периодами медитации. В данной книге автор подробно рассматривает эту практику.

Созерцание мысли

Он повсюду ищет свою мысль. Но что это за мысль? Она исполнена либо страстью, либо ненавистью, либо смущением. Что можно сказать о прошлом, будущем или настоящем? То, что именуют прошлым, уже угасает, то, что именуют будущим, еще не приходит, а настоящее непостоянно.

Поскольку мысль, Кашьяпа, нельзя постичь ни внутри, ни снаружи, ни между тем и другим, поскольку мысль бесплотна, невидима, изменчива, непостижима и не имеет ни опоры, ни пристанища.

Солнце мое сердце

Если мы сможем пережить наше время, то разрыв, который разделяет науку и духовность, будет уменьшаться, и Восток и Запад встретят друг друга на тропе, ведущей к открытию истинного разума.

Эта маленькая книга писалась не для того, чтобы продемонстрировать какие-то знания автора. Будет лучше, если эта книга станет скорее другом, чем книгой. Вы можете взять ее с собой в автобус или в метро, так же, как плащ или шарф. Она принесет вам несколько мгновений радости в любое время!

Стихи о природе сознания

Книга «Стихи о природе сознания» будет интересна каждому человеку, который хочет знать, как работает ум в своих глубинных слоях.

Она основана на пятидесяти стихах о природе сознания, которые написал великий буддистский мастер Васубандху, живший в пятом веке нашей эры, и представляет собой собрание лекций Тик Нат Хана, которые он прочел в Зимнем Парке, США, штат Колорадо (1989 г.), в Малибу, штат Калифорния (1991 г.), во Франции, в Сливовой Деревне (1992 г.), в Кей Уэст, штат Флорида (1997 г.) и в Регенсбурге, Германия (1998 г.).

Буддизм учит нас взращивать семена радости и преображать семена страдания, чтобы в нас могли распуститься цветы понимания, любви и сострадания.

Обычно мы выполняем задачи, которые ставит перед нами повседневная жизнь, совершенно неосознанно — мы автоматически ходим, садимся, работаем, едим, управляем машиной и т.д. Но Мастер показывает: если мы начнем полностью осознавать наши действия и сможем ощутить большую вовлеченность в то, что мы делаем, то всегда будем пребывать в состоянии счастья и умиротворения.

Именно эта ключевая практика лежит в основе этой простой и бесценной работы Мастера — книги «Счастье здесь и сейчас». Благодаря ей, вы обретете незаменимый инструмент для работы с сознанием и улучшения качества жизни.

Ум Будды, тело Будды. Спокойствие бытия

Тик Нат Хан — знаменитый вьетнамский буддийский мастер, поэт, ученый и активный защитник прав человека.

В своей книге «Ум Будды, тело Будды» Тик Нат Хан показывает нам, как мы можем закрепить в своем сознании привычку быть счастливым. С юмором и состраданием Тик Нат Хан объясняет, как ум действует, как мы можем научиться более эффективно создавать условия для нашего счастья.

В этой книге Тик Нат Хан особо отмечает важность творчества, визуализации и медитации, а также предлагает конкретные упражнения, чтобы усилить ясность ума и восстановить гармонию ума и тела. В процессе повествования Тик Нат Хан рассказывает истории как из жизни Будды, так и из собственной жизни.

Вирадхаммо — ученик знаменитого буддийского мастера Аджана Ча. Книга «Безмятежность бытия» представляет собой собрание бесед и лекций мастера Вирадхаммо, проведенных им в разные годы.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары