Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обзор игры dayz standalone. Рецензии — DayZ

Суровый реализм и неторопливая эмуляция мельчайших аспектов современной войны сделали чешский военный сим ArmA 2 непривлекательным для большинства нормальных игроков. В эпоху реактивных сиквелов Battlefield и Call of Duty мало кто согласится часами бродить с автоматом по глухим лесам Черноруси, лишь изредка постреливая в подвернувшихся партизан или бойцов НАТО. Но что, если вы бродите по лесу не просто так, а после апокалипсиса? И вокруг не только бородатые партизаны, но и примерно миллион оголодавших зомби?


Голодные игры
На сервер DayZ не пробиться. По данным официального сайта www.dayzmod.com, на нем уже успело побывать 1 620 873 игрока, уничтоживших 21 187 874 зомби и совершивших 259 434 убийства других игроков. Среднее время выживания - 27 минут.

Мод использует слегка доработанный движок ArmA 2: Operation Arrowhead. ИИ противников усечен, система личных повреждений расширена (раненый игрок мечется как обезглавленная курица, фонтанируя кровью), добавлена потребность в еде и воде (самые опасные места в моде, как правило, у водопоя и разграбленных продовольственных магазинов). Хотя внешне все то же самое - Чернорусь, усредненно восточно-европейский пейзаж: избы, заводы, многоэтажки, бензоколонки... И всюду - новомодные бегающие зомби в стиле «28 дней спустя» или Left 4 Dead (на звук выстрелов прибегают целые толпы).

Вы - одинокий выживший. Ваша задача - найти в подвалах пищу, воду, бинты, автомат, прибор ночного видения, карту и компас. Против вас - неудобный прицел, необходимость в одиночку ориентироваться в обширных лесмассивах и многочисленные недостатки движка (сражаться в помещениях было невозможно даже в оригинальной ArmA 2, где противниками выступали другие люди с автоматами, а не стая озверевших, лезущих друг по другу инфицированных). Кроме того, по серверу бродят еще 49 игроков, каждый из которых готов пустить вам пулю в спину и забрать компас, карту, прибор ночного видения и... ну да, все что найдут.


Безопасности ради можно объединиться в банду с другими сталкерами. Обычно это группы из пяти шести человек, осторожно пробирающихся под дождем по унылому подлеску на обочине шоссе. Всполох выстрела. Пока до группы долетает его звук, первый боец в цепочке уже убит. Остальные разбегаются, пытаясь в буквальном смысле объясниться со снайпером, засевшим в мрачно громоздящейся на фоне леса вышке. На ломаном английском в окне серверного чата появляются строки: «Мы не зомби!» - «Блин! Извините».

В качестве компенсации за убийство снайпер выносит банку консервов. Уцелевшая четверка хладнокровно выпускает по нему полные обоймы своих АК47, снимает с трупа снайперскую винтовку и идет дальше.

Мировая война Z
Нужно бегать к океану за водой. Таиться в помещении старой школы, на холме, рассматривая улицы городка через оптический прицел... Позорно прятаться в кустах, пока мимо на джипе проносится банда ликующих мародеров. Другая группа сумела починить вертолет и теперь кружит над городом, расстреливая зомби из бортового пулемета, а у вас только старый револьвер с четырьмя патронами.


Одни убивают за банку колы или дозу морфия. Другие героически делают переливание крови раненому товарищу. Кто то методично зачищает деревни от зомби. Кто то ждет в кустах с последним патроном, когда мимо пойдет подходящая жертва. Люди на вертолете могут быть группой цивилизованных интеллигентных механиков - или лютыми бандитами, перестрелявшими инженеров и захватившими геликоптер.

А вот кто то убегает от толпы голодных зомби - стоит ли тратить последнюю обойму, прикрывая его отход? Или проще пустить пулю в колено бедняге, а потом в спокойной обстановке обобрать обглоданный труп? Каждый решает самостоятельно. Лаг, дико нестабильный движок (к лестницам лучше не приближаться), играть неудобно... И из пятидесяти игроков на сервере как минимум сорок - откровенные гады. Последнее, впрочем, баг не DayZ , а скорее человеческой натуры.


Альфаверсия аддона появилась в начале мая - с тех лор продажи ArmA 2 в Steam успели вырасти в пять раз. Западные коллеги не стесняются называть откровенно недоработанный аддон «лучшей игрой про живых мертвецов всех времен» и «самым интересным РС проектом 2012 года». Исполнительный директор Bohemia Interactive Марек Спанел радуется бесплатной рекламе и дает понять в интервью, что в следующем (1.61) апдейте ArmA 2 отстрел зомби станет официальным режимом игры.

Разработчик DayZ Дин «Ракета» Холл - новозеландец и штатный сотрудник Bohemia - успел собрать команду DayZ Development для адаптации мода под нужды модифицированного движка выходящей в конце 2012-го ArmA 3 (зомби против аквалангистов!), но реалистичные боевые действия «Армы» в условиях зомбиапокалипсиса так и просятся в отдельную игру - с сюжетом, однопользовательской кампанией и прочими немыслимыми для обычного мода составляющими. Она наверняка появится.

– действительно уникальная игра. Ее реалистичность приближает игрока к миру суровой виртуальной реальности. Например, есть возможность переливания крови, возможность приготовить рис в самых неприятных для этого условиях, найти ягоды, чтобы потом отравиться ими, или просто выживать, пытаясь убить зомби отверткой. Однако в большинстве случаев игроки ни с чем этим не столкнутся, но сам факт наличия таких возможностей в игре поражает. Возможностей в игре огромное число, и в этом обзоре вас ждет лишь минимум, с которым вам предстоит познакомиться в DayZ.

Скорее всего, в начале игры вам предстоит столкнуться с игроком, имеющим оружие, одежду, провизию. В большинстве случаев это заканчивается вашей смертью. Может быть другой вариант – вы встретитесь с менее одетым игроком и тоже умрете, пока не поймете, что в этой игре по-другому не выжить. Играя в нее, вы проявляете свою самую жесткую часть.

Смерть никогда не повторяет другую смерть, вы постоянно будете умирать по-другому. Если у вас слабые, расшатанные нервы, лучше не играть в нее одному, так как каждая нелепая смерть и потеря всего того, что вы набирали за несколько часов, выведет вас из себя. Но не все так плохо, со временем вы обязательно научитесь выживать.

Графика в игре просто на высшем уровне: прекрасная прорисовка мира, различные состояния погоды, дождь, детализированные персонажи. Однако все же присутствуют и отрицательные стороны. Сейчас игра все еще не до конца реализована. Из-за отсутствия транспорта наблюдается ограниченность движения людей. Игроки в основном скапливаются у побережья Черноруссии, и поэтому порой не возникает желания идти вглубь карты.

Плюсы

Игра очень затягивает (особенно тех, кто любит игры с открытым миром и выживанием).

Огромный мир.

Возможность зайти почти в каждый дом.

Большой контент (оружие, предметы, одежда, возможности).

Более красивая графика, чем в моде и лучше оптимизация.

Замечательная атмосфера, без которой DayZ не был бы хорошей игрой.

Минусы

Большое количество багов.

Несмотря на улучшение, все равно недостаточная оптимизация.

Несмотря на огромный контент, в игре не так много занятий, которые понравились бы всем игрокам.

Даже в версии альфа тестирования плюсов у этой игры больше, и однозначно в нее стоит поиграть.

Знаете, ваши глаза последнее время очень часто видят игры, в которых вам надо выживать. Не хватает ли нам того, что в реальности нас ожидает подобный аттракцион? Наверно, нет, ведь наш мир, к счастью, не охвачен различными зомби, которые любят питаться человеческими мозгами и прочей тварью. Конечно, это хорошо. И лучше лицезреть подобные игры, чем увидеть все наяву. Да и люди в последнее время действительно чувствуют дефицит ощущений, поэтому подобные игры действительно нужны.

Оружие ни к чему, мы все мирные

Итак, DayZ Standalone повествует нам о зомби апокалипсисе, лишь немногие смогли выжить и борются за жизнь. Место действия - некая Чернарусия, но нам предоставлена лишь её мелкая часть, хоть и данная часть имеет немалую площадь - 220 километров квадратных с копейками. Конечно, разбежаться тут можно и целый турпоход получится устроить. Естественно, просто огромный мир ничего не даст. Нужны какие-то постройки и прочее. Тут это все есть. Города, села, разбитые вертолеты, корабль явно придут вам по душе и станут для вас ориентирами в этой неизведанной местности.

Что же DayZ может нам еще предоставить? Крафт, интерактив с другими игроками, садоводство, рыбалку. Все это можно назвать одним словом - выживание. Если игра о выживании, то это и станет вашей главной задачей, ведь иные лишь вытекающие из основной. Прелесть DayZ не в большей карте, не в выживании, а предоставленном разнообразии. Вас не заставляют убивать всех, хоть часто так и случается, вы вправе решать, что будете делать сами. Это вы влияете на окружающий мир, а не он на вас. Хотя и его влияние чувствуется. Ладно, оставим голословные речи для разработчиков, а сами разберемся обо всем по порядку и найдем минусы.

Выжить прежде всего

Как только вы появитесь, вы обнаружите, что ваш персонаж не очень огромного роста, хочет есть, пить, одет легко, из оружия только кулаки. В такой ситуации вам придется следовать своей дорогой приключений. Здесь подобно игре Heavy Rain вы решаете, что будете делать. После появления вам чаще всего окажется несладко. Ведь респауны не всегда будут к вам лояльны, поэтому вам придется бежать из каких-то глухоманей в сторону различных мертвых мегаполисов. Игра радует своим арсеналом, который уже немал и может порадовать каждого, ведь найти что-то стоящее довольно сложно, так как самое лучшее вблизи респауна не появляется. В основном, приходится идти вглубь острова ради хороших вещей. А хороших и полезных вещей в игре очень много - палатки, оружия, одежда, еда, вода, медицинские препараты, авто и прочее. Все это вам понадобится и пользоваться придется, иначе смерть. Помешать выжить вам могут зомби и люди, которые дружелюбными бывают реже, чем наоборот, так как каждый хочет лучшее взять себе. Да и теперь вы сами можете убить себя, так как недавно появилось самоубийство, что не может не радовать. Видно, что разработчики работают над улучшением игрой: контент добавляют достаточно часто, да и планы очень и очень амбициозные.

Простите, вас убил баг

Игра популярна и своими багами. Их не очень много, но иногда они могут вас взбесить, ведь хочется играть с комфортом за потраченные 1000 рублей. Вы можете сломать ноги из-за того что вы прошлись по лестнице или за то, что легли на пол. Согласитесь, трудно сдержаться от бурлящих чувств внутри.

Забудьте и о хорошей оптимизации. Скоро она явно нас не посетит. Поэтому приготовьте своего зверя к схватке с игрой, ведь не каждый компьютер выживает после этой встречи. А те, которые все-таки выжили и борются, показывают не самые лучшие результаты и ФПС может падать до таких низов, что глаза оказываются на лбу непроизвольными движениями.

Еще и забудьте о большом количестве зомби. Когда все тихо, их мало, но если какая-то схватка, то зомби прибегают в количество 6 тушек. Да, это не совсем стыкается с зомби апокалипсисом.

Каков приговор, дядя?

DayZ Standalone на данный момент может вас завлечь, но на неделю-две, а после контента для изучения не будет до следующего обновления. Поэтому ожидайте веерные заходы, да и без друзей весело особо не будет, поэтому запаситесь компанией и хорошим юмором, ведь без юмора с проблемами игры не разберешься.

Похмельный мир Черноруси вместо приветствия бьет с размаху по яйцам. Без предисловий и объяснений.

И пока вы корчитесь на полу, не исключено, что игра вторым ударом прихлопнет вас окончательно.

За что? – Да просто так, из личного садизма.

В этом (весьма рыхлом) материале мы разберем игру подробнее – а главное, выясним причины ее нынешней бешеной популярности

Обзор DAYZ

Инфополе и все-все-все

Вот сидите вы, а у вас вокруг информационное поле. Пульсирует и насыщается тем, о чем вы думаете.

Нет, трава здесь не причем – просто есть такая теория, в которую верят разные возбужденные люди. Мол, все в мире заполняет это информационное поле, где все взаимосвязано и бла-бла-бла. Теория вполне себе – бывало и хуже.

Для самых отчаянных любителей шапочек из фольги – нагугленная цитата под спойлером.

Система сложна и динамична, конечный объём инфообъёма нового сублимированного события будет напрямую зависеть от объёмов уже существующих событий (а их достаточное множество), а также от объёма всего сосуда, который не находится в постоянном объёме, а всё время расширяется, в соответствии с законом расширения поля, сформулированного ещё Максом Эрхардтом в 1872 году... Таким образом мы подходим к главному - объём информационного поля растёт с определённой скоростью, позволяя сублимироваться многим ушедшим в своё время в результате возмущений событиям, но расширение поля вызывает пропорциональные уменьшения объёмов инфособытий так как общее число инфособытий есть величина постоянная.

Генерация идей есть ни что иное как заполнение брешей и ниш информационного поля постоянно существующими инфособытиями. И задача людей, как носителей инфоэфира, просто сублимировать эти события...

Вкратце о теории - если вы изобретете антигравитационный двигатель, никому об этом не скажете и вообще закопаете его за туалетом на даче от греха подальше – то через некоторое время, подчиняясь своим законам, инфополе заполнит эту брешь и сделает так, что этот двигатель изобретет кто-то другой.

Вы уже поняли, на что я намекаю?

Еще с 2000-х годов небезызвестные украинцы GSC все делали и делали игру Сталкер в крайне завлекательном сеттинге. И не просто игру – а проект-легенду. Где должен был быть единый мир, который можно будет исследовать, и чуть ли не точную симуляцию сталкера – отчаянного охотника за сокровищами.

Обзор DAYZ

ругань в чате - без нее никак

Получившуюся в результате крайне тяжелых и кровавых родов игру (все помнят Дина Шарпа?) и два ее аддона вряд ли можно назвать полным успехом – особенно если вспомнить, что обещалось в начале разработки проекта. Но в харизме серии не откажешь и частично данный сериал помог отвести душу тем, кто долгое время фанател по проекту. Общество сплотилось в свой тесный мирок любителей сеттинга, жадно ожидая новые серии.

Но недавно в Киеве заиграла музыка и GSC отправилась на вечный покой. По меркам информационного поля (и возбужденных товарищей с шапочками из фольги) случился настоящий катаклизмЪ.

Ну как же! - Сталкер2 исчез с радаров, совершенно бессовестно не оправдав и процента надежд. Однако миллионы фанатов создали такой инфо-пузырь, и продолжали его насыщать своими грезами, что явление "сталкеразаменителя" стало неизбежным явлением.

И вот в ноосфере случился долгожданный прорыв – не знаю, падал ли Rocket (он же автора мода - Дин Холл) и ударялся головой об унитаз, как в одном классном кино, но мы наблюдаем факт наличия игры, максимально подходящей под изначальные требования (когда разрабатывалась первая часть Сталкера).

Да, здесь нет аномалий и Сидоровича – зато есть все остальное.

И пусть Rocket не хвастается, что он такой умный - мы же все в курсе, что это же наше инфополе помогло:-)

На этом с длинным введением заканчиваем - и переходим к DAYZ.

Причины успеха

За прошедшее время мод успело посмотреть и оценить около 300 тыс. игроков. По меркам любительского мода – громадный успех.

Сразу говорю, я не буду описывать базовые характеристики мода, чем там занимаются игроки и что там делать, чтобы выжить. Одно из сопутствующих популярности мода явлений, это шикарные "летсплеи" и прочие приключения, что выкладывают люди на ютубе. И которые очень увлекательно смотрятся! Так что если вы совсем не представляете, что такое DAYZ – просто наберите в поиске ютуба аналогичное слово и наслаждайтесь просмотром.

Мы же поговорим о том, что сделало мод сенсацией. И не просто поговорим, а разберем по пунктикам.

Обзор DAYZ

березки, лопушки...

Графика и технологичность движка Арма2

Поставлю ее на первое место. Идея мода легла на уже существующую Чернорусь так удачно, как ваши старые растянутые джинсы на ваш же располневший зад.

Честное слово, словно карту Чернорусь создавали именно под этот мод, а не наоборот. Обычно все восторгались текстурами реализованной в игре техникой – но в Арме2 также удивительно красива природа.

Огромные леса, качественно проработанные города, ржавые конструкции, разбитые автомобили, меняющаяся погода – все это создает особый эффект, который хорошо известен тем, кто первый раз попадает в игру. И – тот самый незримый аромат Сталкера – витает в воздухе, раздражает рецепторы.

Конечно, игры разные – как по задачам, так и по принципу. Но без очков видно, что проекты весьма родственны по графике и атмосфере. Если сегодня и есть игра, которая может с фотографической четкостью передать аналог реального мира – то это Арма2.

Сталкер подводила конечность локаций и плохо реализованная растительность. Здесь же – бескрайние просторы карты и изумительная прорисовка до последней текстуры, включая лопушки и траву в полях. Да, мод нестабилен, фпс проседает в городах, но общее впечатление от графики великолепно. Это мир, в который веришь.

Обзор DAYZ

кому нужна живая природа на рабочий стол?

Свобода и разнообразие

Следующая часть успеха, которая сделала игру. Нет миссий, нет сюжета, нет ачивок – есть только песочница. Вы можете появится в любой части побережья – и с этого момента начнется ваша история. Вы ее автор, вы ее режиссер.

Полная свобода действий. Привыкший к поводырю игрок (особенно пришедший с консолей) может легко растеряться. Каждая ваша «жизнь» в игре не похожа на другие.

Я бы не стал утверждать, что данный подвид анархии является единственно правильным (об этом мы поговорим в конце), но что-то в нем явно есть. Есть «жизни», которые бездарны и банальны. Очнулся на побережье – наткнулся по неопытности на зомби – умер. А есть «жизни», которые вы не забудете никогда, и которые будете бережно хранить в памяти своих игровых приключений.

И это является огромнейшим плюсом.

Обзор DAYZ

дамба на подходах к Электрозаводску

Суровая романтика дауншифтинга

Трудно вспомнить игры, которые обходились с новичком более сурово, чем DAYZ. Тут нет места героизму и смакованию. Здесь радуешься простым и банальным вещам – банке фасоли, благодаря которой ты не сдох от голода, неприметному колодцу, у которого ты напился и пополнил фляжку. Горсти патронов для верного ПМ, которая тебя обязательно спасет от заметившего зомби.

После DAYZ любая стрелялка про зомби покажется настоящим отпуском – там вам хоть оружие дают, да и общий процесс заранее просчитан геймдизайнером.

Также ошибкой будет называть игрока DAYZ «бойцом» - как это делают в некоторых обзорах. В этой игре игрок даже близко не боец. Это, простите, крыса, которой повезло убежать с тонущего корабля погибшей цивилизации и которая сегодня перегрызает глотки другим ради выживания. Отважные бойцы с кодексом морали в игре живут минуты – крысы живут гораздо дольше. Потому что они крысы. Трусливые, изворотливые, хитрые.

Даже если поступаешь благородно, помогая новичкам, ты все равно должен быть мерзавцем, потому что если не будешь думать, как крыса, тебе сразу воткнут в спину болт или пристрелят в затылок. Темная романтика дауншифтинга, которая после всех этих лощеных Анчартедов настолько необычна, что на игру подсаживаются от мала до велика.

Обзор DAYZ

поле... чернорусское поле

Сочетание бескрайних просторов и малого онлайна игроков.

Странное суждение, да? Вроде бы – чего тут необычного-то? – Но именно в этой игре вид бегущей человеческой фигурки вызывает повышенное биение сердца в прямом и переносном смысле.

Некоторые жалуются, что 50 человек на 225 кв. км это слишком мало. А вы не задумывались, что именно такое количество создает эффект отчужденности? Запусти на сервер 200 человек, мы получили бы веселый аттракцион, с апокалипсисом не имеющий ничего общего.

Здесь же, увидев живого игрока, вы испытаете массу эмоций – я бы сказал, очень характерное чувство, которые было не раз описано в культовых постапокалиптических книжках.

В целом, все перечисленное выше и создает ту магию, которую ощущают все, кто зашел в игру.

Обзор DAYZ

чернильные ночи в игре бессмысленно суровы для новичков

Проблемы мода

Увы, после всего сказанного выше, следует большое «НО ».

И про это «но» вам расскажет любой, кто провел в игре достаточное количество времени.

Сколько конкретно, сказать трудно – у каждого свой порог. Новичкам на просторах Черноруси страшно, все в новинку – игрок получает адреналин просто от исследования мира игры.

А что делать тем, кто уже ориентируется на просторах Черноруси так, что никакой карты не нужно? Что делать тем, кто уже изучил все "нычки", все места респауна хороших вещей, и давно научился ладить с уже ставшими нестрашными зомби? Ответ один – развлекать себя самому.

И мишень для этих развлечений одна – другие игроки.

Крупные города и аэродромы давно превратились в места ожесточенных побоищ. Игроки бегут туда, словно играют в некий отдаленный потомок контерстрайка с рюшечками.

Нетерпимость старожил к новым игрокам порождает цепную реакцию – все убивают всех. Больше нет друзей, нет выживших соратников в чумном мире, с которыми так здорово было исследовать мод в первые месяцы запуска. Есть просто враги – если ты увидел человека, убей его. Или через секунду он убьет тебя.

Rocket что-то обещал на счет подбрасывания игроку проблем – чтобы всем снова было страшно, и игроки перестали бить себе подобных. Так вот – мистеру Холлу это надо делать срочно, иначе популярность мода начнет неумолимо падать.

Вообще, скажу банальность, но мод попал в ловушку собственных амбиций.

Создатели удачно совместили готовый мир Армы2 и апокалипсис с игроками, приложив минимум усилий. Все получилось здорово – но чтобы шагнуть вперед, а не топтаться на месте, нужно будет приложить усилий гораздо больше, чем в начале. Тут минорными правками уже не обойтись – и я, как и многие игроки, надеюсь, что Богемия уже ведет активную разработку улучшений мода вместе с энтузиастом Rocket-ом.

Обзор DAYZ

пример дотошного текстурирования фургончика "под реализмЪ" - вымирающий вид, если что.

Подводя итоги

А вообще, может быть я требую слишком много от мода?

Честное слово, на фоне всех этих пресных новинок (впишите названия сами), первые несколько дней пребывания в Черноруси бесценны.

DAYZ подарит вам массу воспоминаний и новых впечатлений. Благодаря вживанию в шкуру вашего героя, это ощущается особенно сильно.

Вчера ты рубил бабло на несложной работе, а сегодня ты рубишь в лесу дрова, чтобы разжечь костер и не умереть от холода.

Вчера ты качал порнуху, а сегодня качаешь мутную воду из колодца, чтобы утолить жажду.

Вчера ты крутил сиськи молоденькой студентки, а сегодня изо всех сил крутишь педали старого велосипеда, удирая от армии зомби.

Здесь нет изощренного сценария, коварного злодея и прочей «правды жизни», к которой мы привыкли в играх.

Вместо этого здесь Новые законы постапокалипсиса, которое формируются естественным образом, прямо на ваших глазах. Возникшие благодаря естественном событиям, которые происходят на серверах игры.

Не свети крутой пушкой, если не хочешь, чтобы у тебя ее отобрали. Не хвастайся, что у тебя в рюкзаке два пакета с кровью для переливания и полный набор лекарств. Не любуйся закатом на крыше завода – потому что возможно тебя уже ведет снайпер.

В игре пока нет анимации жестов, но игроки сами вырабатывают правила, которые запоминаешь мгновенно – ибо каждая ошибка карается жизнью.

При прямом контакте игрок делает наклоны телом направо и налево – используя клавиши «выглянуть влево и вправо». Это примерно значит – «тебя вижу, нападать не буду» (разумеется, в тех редких случаях, когда игроки не начинают убивать друг друга). Считается дурным тоном приближаться с оружием в руках – иначе могут открыть огонь без предупреждения.

Для тех, кто мод еще не видел – не спешите. Возможно, это только к лучшему - особенно если вы любитель комфортной и красивой приключенческой жизни, как в консольных хитах, где все создано для комфорта игрока.

Образно говоря, если в обычных играх главенствует жизнь, тот тут отрывается старуха-смерть. Она является началом истории (все вокруг погибли), и она является ее же концом (тоже там будете).

Единственная переменная в этом царстве ужаса и лишений – длина вашего личного сюжета, вашей жизни в мире игры. О том, насколько длинной она будет, зависит только от вас.

Обзор DAYZ

Надеюсь, вы не забыли про теорию информационного поля? Да-да, ту самую, с шапочками из фольги. Так вот – давайте же дальше насыщать пульсирующий эфир нашего мира информацией и мечтами о полноценной ММО-игре в подобном DAYZ сеттинге.

А там, глядишь, согласно неведомым законам вселенной, кто нибудь ее и сделает.

ФОРМУЛА ИГРЫ

— Сколько патронов у нас осталось?

Два. Думаю, мы сможем убить нескольких зомби, если они выстроятся в ряд.

х/ф «Зомби по имени Шон»

Четыре последних недели я видел, как люди убивают друг друга. Но я это видел и за четыре недели до появления инфекции, и гораздо раньше - люди всегда убивают друг друга, и потому, на мой взгляд, жизнь идет в обычном русле.

х/ф «28 дней спустя»

Тихо поскрипывает калитка в опустевшей деревне. Шелестит дождь. В густой сырой траве я осторожно ползу в поисках еды и патронов, стараясь не попасться на глаза зомби, который с обманчивой медлительностью бродит рядом.

За холмом слышны винтовочные выстрелы. Там - живой человек. Но люди - это всегда опасность. Желающих обобрать труп полно, поэтому, чтобы выжить здесь, надо быть параноиком. Я обязательно выживу. Только бы не заболеть под этим промораживающим до кости дождем.

Где цивилизация - там всегда зомби. Безопаснее хлопнуться на пузо и ползти.

DayZ - бесплатная многопользовательская модификация к вышедшему три года назад боевому симулятору ARMA 2 . Она сейчас находится в режиме альфа-тестирования, но уже успела стать настоящим феноменом и поднять продажи оригинала в системе Steam на 500%! Со стороны не так легко понять, что именно нашли в ней игроки. Ну да, постапокалипсис. Ну да, рычащие зомби. Но ведь ожившие мертвецы - прямо скажем, не новинка в видеоиграх. Их шпыняли все кому не лень, от создателей Resident Evil и Left4Dead до авторов Plants vs. Zombies . Что же такого особенного в DayZ?

Чтобы понять, нужно увидеть этот мир изнутри. Нужно почувствовать его атмосферу - атмосферу погибели, голода и всеобщей, всеохватывающей паранойи. Итак, Черноруссия...

Серия стримов от Артура Блэка, показывающая DayZ изнутри. Получасовая презентация, от которой черта с два оторвешься.

Покайтесь! Конец офигенно близок!

Черноруссия. Бывшая советская республика. Двести двадцать квадратных километров холмов и лесов, деревень, городов и военных баз. Видала эта земля всякое - и распад державы, и диктаторов, и войну. Но сейчас сюда пришла сама смерть.

Жизнь остановилась. По обочинам пустых дорог стоят разбитые автомобили. В окнах домов больше не горит свет, и магазины зияют разбитыми витринами. Люди здесь больше не живут. Но города и деревни не пустуют. В них еще остались сотни обитателей. Они бродят, шаркая, по темным улицам, подпрыгивают на четвереньках или ползут в траве, негромко рыча и подвывая. Это - ожившие мертвецы. Черноруссия погибла в холодном пламени зомби-апокалипсиса.

Среди орд зомби еще осталось несколько десятков выживших. Каждый из них начинает свой путь на берегу моря. У каждого - пистолет Макарова, небольшой запас патронов, еды, воды и аптечка для первой помощи. Задача - прожить как можно дольше.

Повернулся ко мне спиной. Даже не удостоверился в моих мирных намерениях. Новичок. Мясо.

В домах и магазинах можно разыскать консервы. В озерах и прудах - пополнить фляжку с водой. В сельских амбарах иногда встречаются оружие и боеприпасы, а в городских больницах - медикаменты и запасы крови для переливания. Даже если спрятаться в лесу, голод, холод и жажда все равно выгонят к цивилизации - туда, где бродят зомби, готовые при малейшем шуме помчаться к жертве и попытаться ее сожрать. На шум единственного выстрела, того и гляди, прискачет целая толпа. Убегать можно, но недолго - зомби все равно бегают быстрее.

Есть, конечно, возможность отремонтировать транспортное средство - уазик, джип, грузовичок или автобус. Но, чтобы починить стоящую на обочине машину, нужно очень долго разыскивать запчасти, колеса, обрезки металла и бензин. Одному справиться очень сложно, так что автомобили люди восстанавливают командами. Относительно несложно отремонтировать велосипед, но только благодаря очень серьезному труду многих людей можно восстановить и поднять в воздух лучшее транспортное средство в игре - вертолет «Хьюи».

Даже вдвоем восстановить автомобиль - задача почти неподъемная. Бегать в поисках запчастей можно долго.

Одиночке же добывать хабар на обломках цивилизации опасно и трудно. Когда ярко мигает индикатор голода и жажды, когда от слабости мир вокруг становится серым и обморок следует за обмороком, мало кто задумается над моральными дилеммами. И вот уже в прицеле винтовки - другой человек. Тот, у кого в рюкзаке столько хороших вещей.

Встречи с живыми людьми в DayZ куда более опасны, чем схватки с тупыми и предсказуемыми зомби. Слишком уж соблазнительна цель, слишком уж реалистичен урон от пуль, и слишком уж много в городах и селах Черноруссии мест, где можно затаиться, поджидая добычу. Выстрелить первым всегда безопаснее. Перестрелки здесь длятся быстро, и первый выстреливший имеет громадное преимущество. Поэтому те, кто пытается договориться, живут недолго.

Этот неловкий момент, когда хочется выстрелить первым. К счастью, человек напротив не стал испытывать судьбу, сбежал.

Союзы тут хрупки, а предательства - обычное дело. Только игра с изначально знакомыми людьми или в кланах может обезопасить от заряда дроби в спину. Для незнакомых одиночек при встрече первая реакция - тут же прятаться и отходить друг от друга (это безопаснее) либо попытаться в общем чате выяснить, дружественен ли встречный (а вот это череповато).

Так что DayZ - это не только хардкорное развлечение. Это и большой социальный эксперимент, который еще ждет научных работ от солидных ученых. Мир, где риск велик, а смерть неизбежна, четко делит игроков на мирных «выживальцев» и воинственных «бандитов».

Чем прославилась ARMA 2

Вышедший летом 2009 года боевик-симулятор ARMA 2 разочаровал очень многих. Он был нестабилен, набит багами и непроходимыми миссиями, непредсказуемо начинал тормозить в зависимости от миссии. Но, что хуже всего, в нем были огромные проблемы с игровым процессом.

Непонятно почему разработчики - чешская студия Bohemia Interactive - убрали из игры то, чем всегда славилась предшествующая серия Operation Flashpoint и Armed Assault . В оригинале был масштабный конфликт, разнообразие техники, управление взводом и возможность, теряя сослуживцев в боях, тем не менее продолжать сюжет. Вместо всего этого в игре появились совершенно выбивающие всю атмосферность элементы RTS (харвестеры, постройка зданий, «покупка» солдат и техники - все страшно глючило).

Очень жаль было потерянный дух Flashpoint. А еще было жалко Черноруссию - огромную реалистичную постсоветскую территорию с узнаваемыми деревнями, двумя большими городами, пятьюдесятью населенными пунктами, тремя военными базами и обозначениями на русском языке - от дорожных указателей до надписи «Водка» на витрине магазина.

Но эта огромная территория не пропала зря. Ровно три года потребовалось, чтобы на нее пришли новые обитатели, сталкеры постсоветского «зомбилэнда». Черноруссия обрела новую жизнь.

Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.

О том, что никто не придет назад

Технически DayZ реализован хитро. Мир делят между собой десятки серверов, и стандартное ограничение - максимум пятьдесят человек на одном. В сеттинг это вписывается хорошо, потому что постапокалипсис и не должен быть многолюден. Персонаж, которым играет человек, сохраняется при переходе между серверами вместе со всем добром в рюкзаке. Можно «сохранить» и восстановленное транспортное средство, чтобы при входе на другой сервер оно появилось на том же месте.

Я потерял сознание от слабости. Теперь меня съедят.

В игре симулируются голод, жажда, холод (от него можно заболеть), боль и приливы адреналина, ранения конечностей, переломы, кровотечение, шок и обмороки. Главный параметр здоровья игрока - кровяное давление. Оно убывает и при кровотечениях, и при ударах зомби, и от голода, и от жажды. Бинты помогут остановить кровотечение, уколы морфина - снять боль, но восстановить кровяное давление очень нелегко. Пакеты с кровью для переливания встречаются только в госпиталях и ценятся на вес золота. К тому же сам себе перелить кровь человек не может - нужен помощник.

Есть и альтернативный способ чуть-чуть поправить здоровье: подстрелить кролика, кабана или корову и поесть красного мяса. Однако для этого нужно иметь при себе нож, чтобы освежевать тушу, спички, чтобы разжечь огонь, и дрова. Если нет дров - берем топор и идем в лес (здравствуй, Minecraft !).

Сейчас я из кабанчика буду добывать четыре окорочка.

Казалось бы, проще сдохнуть и начать игру заново - пусть с минимальным набором новичка, зато с полным здоровьем. Но чем больше набрано вещей, чем лучше оружие и счет убитых зомби и других игроков, тем больше привязываешься к персонажу. Когда в карманах и карта, и навигатор, и очки ночного видения, и мощнейшее оружие с военной базы, очень не хочется погибать от случайной пули, потому что на месте гибели остается все добро.

Если герой умер в совсем уж дикой глуши, еще есть шанс добежать с места случайного старта до собственного трупа. Но в «обжитых» местах трупы мгновенно обчищаются. Содержимое рюкзаков - слишком ценная находка. Командам проще - напарники могут подобрать самые ценные вещи с тела павшего товарища и потом вернуть ему, когда он прибежит через полкарты.

Можно прожить в DayZ часы, дни, даже недели - но смерть все равно настигнет всех и каждого. Безопасности в Черноруссии нет нигде. Даже экипированного по максимуму героя случайный зомби может метким ударом отправить в нокаут и сожрать, пока тот валяется без сознания. Командам в этом плане опять же проще, но никто не убережет от хитрого снайпера или случайного выстрела в горячей перестрелке.

Умри, но не сейчас

DayZ жестко стелет. Здесь быстро учишься правилам и хитростям, которые продляют недолгую и хрупкую жизнь персонажа. В первую очередь Черноруссия учит не высовываться. Не бежать на звуки перестрелки. Не скакать навстречу незнакомцам. И по возможности не лезть никого спасать по первому порыву.

На военной базе можно неплохо поживиться. Но можно и неслабо отхватить.

Если вы, лежа в траве, обшариваете рюкзак менее удачливого «коллеги», а мимо несется к амбару еще один неудачник в сопровождении толпы зомби, ни в коем случае нельзя бездумно кидаться на помощь. Съедят. Лучше за едой и питьем послушать вопли загрызаемого в амбаре, а потом наведаться туда и обшарить уже второе тело. Ну а если такого рода персонаж вот-вот приведет толпу зомби вам на голову, самое правильное решение - стрелять ему по ногам, а потом, пока его догрызают, тихонько делать ноги самому. Ничего не поделаешь: человек человеку волк, а зомби зомби зомби.

Здесь волей-неволей научишься ценить ангары, амбары и пустые дома не только за хабар, но еще и за то, что даже самые скоростные зомби, войдя в помещение, сбавляют ход, начинают перемещаться неспешным шагом и уже не мельтешат перед прицелом.

Военный ангар надежно защитит меня от бегунов. Два других типа зомби - прыгун и ползун - в чистом поле не так опасны.

С выбором оружия тоже все не просто. Можно, конечно, отправиться на военную базу и с риском для жизни утащить крутейший автомат или даже ручной пулемет. С таким не стыдно и в городе показаться - вот только, если кончатся патроны, возвращаться за ними придется туда же, на базу. Или взять, например, винтовку «Ли-Энфилд». Новичку кажется - крутая штука. Но опытный сталкер проползет мимо, потому что грохот от этой винтовки такой, что всполошит зомби на расстоянии километра. Профессионал выберет широко распространенный «Винчестер 1866» - тихий, надежный, многозарядный, с обилием патронов к нему в каждом втором амбаре.

Важны любые мелочи, вплоть до того, чтобы рядом с зомби сохранять тишину в голосовом чате. Если же надо отвлечь зомби или, наоборот, привлечь их куда, можно бросить пустую консервную банку. Зомби непременно захотят узнать, что это там звякнуло.

Даже самая темная ночь становится светлей, если поиграть с гаммой. А зомби по ночам видят значительно хуже.

Некоторые хитрости эксплуатируют игровые правила. Если выкрутить ночью на максимум гамму, получается эффект кошачьего зрения - этим пользуются очень многие, потому что здесь очень важно увидеть другого игрока первым. Если быстро уйти с сервера, можно сбежать из перестрелки, но на это в сообществе смотрят весьма косо. Не очень любят и тех, кто скачет с сервера на сервер, собирая хабар в «рыбном» месте. Впрочем, против этого есть средство: некоторые специально садятся и стерегут с ружьем таких любителей путешествий по параллельным мирам.

И пусть никто не уйдет обиженным

Дотошная симуляция существования в условиях зомби-апокалипсиса, помноженная на жесточайшее PvP, дает удивительный эффект: в DayZ каждый день и каждый час разворачиваются драматические истории. Тут есть всё - жизнь, смерть, чудесные спасения и гибельные ошибки, взаимовыручка и предательство, терпение и хитрость.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары