Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основы пбу. Краткая характеристика положений о бухгалтерском учёте, принятых в рф

Полный перечень положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на 2014 год

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
    Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
    Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда. Определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов.
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
    Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
    Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии.
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта.
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты
    ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
    Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении.
  • ПБУ 9/99 Доходы организации
    Это положение по бухгалтерскому учету устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций). Документ раскрывает перечень и состав доходов организации, утверждает их классификацию.
  • ПБУ 10/99 Расходы организации
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
    Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
    Положение применяется организациями (кроме кредитных) при формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
    Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
    Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
    ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
    Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
    Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
    Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
    Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
    Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
    Настоящий документ устанавливает правила правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
    Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.

Михайленко Анна Васильевна Управляющая, компания "Ариадна"

Воспользовались услугами данной компании по рекомендации партнёров. Отчетность сдали без проблем! Всё чётко и оперативно. Не один наш вопрос не остался без ответа. Всё объяснили буквально «на пальцах». Надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Андрей Николаевич ЗАО «СМУ-47»

Отличная компания. Отличное сочетание: цена-качество! Выручают в любой момент, как консультацией по телефону, так и личным участием.

Спасибо за Вашу работу. 5+ .

Иванова М. И. Ген. директор, ООО "ГДК"

Хотелось поблагодарить Вашу компанию за отличную работу. Не первый раз пользуемся услугами Ваших специалистов и, кстати, рекомендуем знакомым, как профессионалов высокого уровня! Нас всё очень устраивает, и подход и расценки!

Отдельное спасибо, лично, Насте Галибиной, с которой работаем уже более двух лет, никаких нареканий!

Андреев М. А. АН "Ланс"

Регулярно пользуемся услугами компании «Казначей» для сопровождения налоговых проверок и квартальных отчетов. Неоднократно убеждались в их профессионализме и компетентности. Сопровождающий бухгалтер знает своё дело и готов к любым непредвиденным ситуациям. Команда профессионалов.

Спасибо за помощь!

Антонова М.А.

Невероятно удобный сервис для ИП. Специалисты могут, как проконсультировать по телефону, причем очень грамотно и на доступном языке, так и выехать по адресу и провести всю работу на месте, а так же подать все отчётные документы в ФНС.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество)

Антонина Рогова Комм. директор ООО «ТрубАрм»

Выражаем благодарность ООО «Казначей», и непосредственно Захаровой Екатерине. За профессионализм, оперативность и просто человеческое участие. Давно сотрудничаем с Вашей компанией и Екатериной лично.

Очень довольны качеством предоставляемых услуг!

Зорина А. Н. Компания «Apartum»

Около месяца назад мы обратились в Вашу компанию за консультацией по вопросам, связанным с НДС. Консультант довольно оперативно разобрался в специфике нашей ситуации, и порекомендовали несколько путей решения. Дали профессиональные рекомендации по ведению бухучета, благодаря чему мы самостоятельно составили и отправили отчётность в налоговую.

В будущем, непременно, планируем регулярно обращаться к Вашим специалистам.

Литовский Андрей Юрьевич ген. директор ЗАО «Юнитрейд»

При выборе партнера по ведению бухгалтерской отчетности для меня основополагающими факторами является:
Оперативность обслуживания
— «Прозрачность»
— Надежность
Всё вышеперечисленное безоговорочно присутствует у «Казначеев», и что немаловажно они всегда объяснят, что нужно сделать, а чего не следует, переводя с «бухгалтерского языка» на человеческий))

Ежова Виктория Торговый Дом "Модная среда"

Около шести лет пользуюсь услугами этой компании и за эти годы у нас уже сложились довольно теплые, дружеские отношения.

Меня полностью всё устраивает, своевременная сдача отчетности (причем бухгалтер сама напоминает о тех или иных обязательствах), а так же возможность получения консультации в любое время.
Я всегда в полной уверенности в том, что мои бухгалтерские документы в полном порядке. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций, они всегда дадут правильный совет, помогут разобраться со всеми нюансами и, что немаловажно, поддержат морально.

Маркелова Е. А. ООО «Галеон»

Хотелось бы выразить благодарность ООО «Казначей» за ведение бухгалтерской отчетности нашей компании на протяжении 4 лет. Как надежному партнёру, профессионалу и эксперту в сфере бухгалтерских услуг.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации

(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

Наименование ПБУ

Дата утвержденияприказом Минфина РФ

Номер приказа

Минфина РФ

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

События после отчетной даты

Условные факты хозяйственной деятельности

Доходы организации

Расходы организации

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Учет финансовых вложений

Информация об участии в совместной деятельности

Изменения оценочных значений

В положение по бухгалтерскому учету, как правило, входят следующие элементы:

    название и номер ПБУ;

    общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    порядок учета (описывается порядок учета наличия, изменения и выбытия соответствующего объекта учета);

    состав информации, подлежащей раскрытию в составе, информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета одного и того же объекта.

Третий уровень (методический) составляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические указания, рекомендации, инструкции иные аналогичные документы третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся методические указания, приказы, письма Министерства финансов и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета (Госкомстат России, Центральный банк России, Министерство экономического развития и торговли России и т. д.).

Важнейшими документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План счетов бухгалтерского учета (систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета) представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Действующий в России (с 1 января 2001 г. и в настоящее время) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов было разрешено осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

На основании типового Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации имеют право (по согласованию с Министерством финансов) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая потребности в анализе и контроле ее деятельности. Кроме того, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы для отражения фактов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основании положений Инструкции по применению Плана счетов и иных нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п.).

Четвертый уровень (организационный) составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Рабочие документы экономического субъекта определяют порядок организации бухгалтерского учета и особенности его веденияна микроуровне.

Основными рабочими документами организации являются:

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

    утвержденные руководителем формы первичных и иных документов;

    утвержденные руководителем графики документооборота;

    утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов» рабочий План счетов). Подобные организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами законодательства по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (директором).

При этом утверждаются:

    рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учётной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала Финансового года.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности. Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказом Минфина России и обязательны к применению. Разработка ПБУ основывается на общих методологических принципах. Структура ПБУ в общем включает в себя: общие положения; определения; содержание; пояснения; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности; дата введения в силу.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н1. Данное Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете. Положение распространяется на все юридические лица, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений. Положение включает в себя шесть разделов.

Положение определяет:

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета;

Требования к ведению бухгалтерского учета;

Способы оценки имущества и обязательств;

Порядок проведения инвентаризации и обязательств;

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;

Взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации и др.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008) , утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н1, устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Структура ПБУ 1/2008 включает в себя четыре раздела:

I. Общие положения.

II. Формирование учетной политики.

III. Изменение учетной политики.

IV. Раскрытие учетной политики.

Положение распространяется на все организации в части формирования учетной политики, а в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. Однако правила формирования и раскрытия учетной политики, закрепленные ПБУ 1/2008, не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

ПБУ 1/2008 закрепляет понятие учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). В Положении дается закрытый перечень способов ведения бухгалтерского учета, рассматривается порядок формирования учетной политики. Она формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации. Положение закрепляет основные принципы и допущения, а также требования к составлению учетной политики. Далее ПБУ 1/2008 освещает случаи, в которых может производиться изменение учетной политики (изменение законодательства, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета, существенные изменения условий хозяйствования). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. В Положении также указывается перечень информации, которая должна быть отражена в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н1, устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, являющимися подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы). Данный порядок не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг.

ПБУ 2/2008 состоит из пяти разделов:

I. Общие положения.

II. Объекты бухгалтерского учета по договорам.

III. Признание доходов и расходов по договору.

IV. Признание финансового результата.

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Положение раскрывает объекты бухгалтерского учета по договорам строительного подряда. Объектом бухгалтерского учета в подрядных организациях является договор строительного подряда, в рамках которого ведется учет доходов, расходов и финансовых результатов.

Положение указывает, что бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов организация ведет отдельно по каждому исполняемому договору. Уточняется порядок ведения учета в случаях, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, когда заключены два и более договора с одним или несколькими заказчиками, а также когда в процессе исполнения договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы).

ПБУ 2/2008 освещает порядок признания доходов и расходов по договору, которые признаются в соответствии с порядком, установленным ПБУ 9/19991 и ПБУ 10/19992. Указывает информацию, которая должна быть отражена в бухгалтерской отчетности строительной организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н3, устанавливает особенности формирования информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Данное положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения. ПБУ 3/2006 состоит из пяти разделов.

Положение определяет, что стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, нематериальных активов и т. п.), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете подлежит перерасчету в рубли. Данный перерасчет производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком РФ. Если же курс перерасчета установлен законом или соглашением, то пересчет производится по установленному курсу. В то же время для составления бухгалтерской отчетности пересчет стоимости активов и обязательств в рубли производится по курсу, действующему на отчетную дату.

Данное Положение закрепляет перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте. Например, датой совершения операции в иностранной валюте по банковским счетам будет признаваться дата поступления денежных средств на банковский счет или их списания.

ПБУ 3/2006 раскрывает порядок отражения курсовой разницы, под которой понимается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода. Курсовая разница возникает по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности и иным операциям. Положение также освещает порядок учета активов и обязательств, которые используются организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, и порядок отражения информации об операциях в иностранной валюте в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н1, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций. Данное положение не распространяется на кредитные и бюджетные организации. Положение состоит из шести разделов. ПБУ 4/1999 закрепляет понятие бухгалтерской отчетности и раскрывает ее состав. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения. Положение устанавливает основные требования к информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности (достоверности, полноты, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.). При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. ПБУ 4/1999 раскрывает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; закрепляет правила оценки статей бухгалтерской отчетности; определяет дополнительную информацию, которая сопутствует бухгалтерской отчетности. Также ПБУ 4/1999 указывает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Так, обязательный аудит бухгалтерской отчетности организации проводится, если такая организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества или если организация является кредитной организацией, страховой и т. п.2 Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/2001), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н3, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение состоит из четырех разделов. ПБУ 5/2001 к материально-производственным запасам относит активы: используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. Организация выбирает единицу бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия и т. п.) для того,

чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. Положение не применяется к незавершенному производству, т. е. к продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также к изделиям неукомплектованным, не прошедшим испытания и техническую приемку1. Положение закрепляет способы оценки себестоимости материально-производственных запасов при их принятии к бухгалтерскому учету и при их отпуске в производство и ином выбытии. ПБУ 5/2001 указывает, что информация о материально-производственных запасах (о способах ее оценки, о последствиях изменений способов оценки, о ее стоимости и т. п.) должна раскрываться в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/2001), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя шесть разделов. ПБУ 6/2001 к основным средствам относит: здания, сооружения, оборудование, измерительные приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Положение также указывает, при каких условиях активы признаются в качестве основных средств. ПБУ 6/2001 характеризует способы оценки основных средств, способы начисления амортизации объектов основных средств (линейный, уменьшенного остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Положение также раскрывает порядок восстановления (посредством ремонта, модернизации, реконструкции) и выбытия (продажа, дарение, ликвидация при аварии и т. п.) объекта основных средств. ПБУ 6/2001 отмечает, что информация об объектах основных средств, их способы оценки подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/1998), утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н3, устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты. Данный порядок не распространяется на кредитные организации. Положение применяется при установлении особенностей раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

В соответствии с ПБУ 7/1998 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Положение указывает примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты. Например, обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете, которая ведет к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период. Положение содержит требование об отражении существенного события после отчетной даты в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001), утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 961, устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данное положение не применяется в отношении кредитных организаций. Субъекты малого предпринимательства могут не применять данное Положение, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Положение включает в себя четыре раздела.

ПБУ 8/2001 под условным фактом хозяйственной деятельности понимает факт хозяйственной деятельности, имеющий место в отчетном периоде, в отношении которого существует неопределенность. То есть можно сказать, что под условным фактом понимаются такие последствия условного факта, которые в будущем с высокой степенью вероятности могут привести к уменьшению экономических выгод организации (расход организации - условные обязательства) или к увеличению экономических выгод организации (доходы организации - условные активы).

ПБУ 8/2001 указывает, что к условным фактам хозяйственной деятельности не относятся снижение или увеличение стоимости материально-производственных запасов и финансовых вложений, а также расходы организации, которые признаются в бухгалтерском учете по

получении от поставщика платежных документов (например, по оказываемым коммунальным услугам, услугам телефонной связи и т. п.). Положение также отмечает, что все существенные последствия условных фактов должны быть отражены в пояснительной записке бухгалтерской отчетности организации за отчетный год независимо от того, являются они благоприятными или неблагоприятными для организации. В ПБУ 8/2001 говорится, что условные обязательства подлежат организацией оценке в денежном выражении, а условные активы - нет. Положением указывается примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности (очень высокая, высокая, средняя, малая).

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н1, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций. Некоммерческие же организации (кроме бюджетных учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. Данное Положение не распространяется на кредитные и страховые организации. Положение включает в себя пять разделов.

ПБУ 9/1999 раскрывает, что признается доходами организации - увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Положение подразделяет все доходы на две группы:

а)доходы от обычных видов деятельности - выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

б)прочие доходы - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, и т. п.

ПБУ 9/1999 перечисляет условия, при наличии которых выручка признается в качестве доходов; устанавливает, какая информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/1999), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Данное Положение не распространяется на кредитные и страховые организации. Некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

ПБУ 9/1999 под расходами организации признает уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Положение подразделяет все расходы на две группы:

а)расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

б)прочие расходы, к которым относятся расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки занарушение условий договоров; курсовые разницы и прочие расходы.

Положение раскрывает условия, при наличии которых расходы признаются в бухгалтерском учете. Порядок признания коммерческих и управленческих расходов должен быть отражен в составе информации учетной политики организации в бухгалтерской отчетности. Также в Положении указывается, что расходы должны отражаться в отчете о прибылях и убытках.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н1, устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данный порядок не распространяется на кредитные организации. Положение состоит из двух разделов.

Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой для внутренних целей организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность; отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения; отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями; отчетной информации, предоставляемой для иных специальных целей. Положение могут не применять субъекты малого предпринимательства при формировании бухгалтерской отчетности.

ПБУ 11/2008 определяет юридические и (или) физические лица, которые способны оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, а именно: лица, составляющие бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые участвуют в совместной деятельности; организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах работников таких организаций.

ПБУ 11/2008 определяет операции со связанной стороной как любую операцию по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг, по возникновению (прекращению) обязательств независимо от получения оплаты. Положение перечисляет такие операции: приобретение и продажа товаров, работ, услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы и другие операции.

Информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н1, устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Правила не распространяются на кредитные организации.

Положение состоит из четырех разделов.

Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случаях:

Наличия у организации дочерних и зависимых обществ;

Если на организацию учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

Положение не применяется при формировании:

Отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;

Отчетной информации, предоставляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;

Информации для иных специальных целей.

Положение также может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

ПБУ 12/2000 под информацией по сегменту понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.

Положение различает информацию:

По операционному сегменту - по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги, которая подвержена рискам, и получению прибыли;

По географическому сегменту - по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам, и получению прибыли.

Положение раскрывает порядок выделения информации по отчетным сегментам, порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, а также способ предоставления и состав информации по отчетным сегментам.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 921, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям. Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя четыре раздела.

Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с государственным регулированием цен и тарифов; применением соответствующих правил налогообложения прибыли; участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

В соответствии с ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и в прочих формах.

Положение раскрывает порядок учета бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Положение также указывает, какая информация в отношении государственной помощи должна быть отражена в бухгалтерской отчетности (величина бюджетных средств, величина бюджетных кредитов и их назначение и т. п.).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н2, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя восемь разделов.

Положение закрепляет условия, при выполнении которых объекты принимаются к учету в качестве нематериальных активов. Причем данные условия должны быть выполнены единовременно.

Нематериальными активами могут являться: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.

Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.

ПБУ 14/2007 раскрывает способы оценки, амортизации, списания нематериальных активов. Положение также указывает, что информация о способах оценки, амортизации и т. п. должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н1, устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Положение к расходам, связанным с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, относит: проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору); дополнительные расходы по займам (суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, и иные расходы). Положение определяет порядок учета расходов по займам.

ПБУ 15/2008 раскрывает информацию, подлежащую отражению в бухгалтерской отчетности организации: о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам); о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы, и т. д.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/2002), утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н2, устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данный порядок не распространяется на кредитные организации.

Положение под прекращаемой деятельностью понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Положение не применяется организацией при прекращении ею деятельности вследствие:

Стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.;

Принудительного изъятия имущества;

Обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Прекращение части деятельности осуществляется путем: продажи предприятия, отдельных активов; отказа от продолжения части деятельности.

При прекращении деятельности организации обычно возникают обязательства перед физическими и юридическими лицами. Для урегулирования таких обязательств организация образует резерв. ПБУ 16/2002 раскрывает особенности при признании резерва. Положение устанавливает, какая информация по прекращаемой деятельности должна отражаться в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/2002), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н1, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации о расходах, связанных с выполнением научно-ис-следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР и ТР). Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя шесть разделов.

Положение применяется организациями, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчи-ком указанных работ2, и не распространяется на незаконченные данные виды работ.

ПБУ 17/2002 раскрывает:

Порядок признания расходов по НИОКР и ТР при выполнении определенных условий (например, наличие акта приемки выполненных работ или использование результатов НИОКР и ТР может быть продемонстрировано и т. д.);

Состав расходов по НИОКР и ТР (стоимость материально-производственных запасов, услуг сторонних организаций, затраты на заработную плату и т. п.);

Способы списания расходов по НИОК и ТР (линейный способ и способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Положение также указывает, какая информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/2002), утвержденное Минфином России от 19 ноября 2002 г. № 114н1, устанавливает правила формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, а также позволяет отразить разницу между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения.

У субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций есть право не применять данное Положение.

ПБУ 18/2002 определяет, что разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода состоит из постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы - это доходы и расходы:

Формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток), но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

Учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Положение указывает, какие возникают постоянные разницы и в результате чего.

Положение под временными разницами понимает доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

Положение указывает, в каких случаях возникают временные разницы.

Временные разницы бывают двух видов: вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы.

Положение рассматривает отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, их признание и отражение в бухгалтерском учете; раскрывает порядок учета налога на прибыль. Положение указывает, какая информация отражается в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/2002), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н2, устанавливает правила формирования

в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Положение применяется при установлении особенностей учета финансовых вложений для профессио-нальных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Данное Положение не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения. Положение включает в себя семь разделов.

Положение к финансовым вложениям организации относит: государственные и муниципальные ценные бумаги; вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций и прочее.

ПБУ 19/2002 раскрывает способы оценки финансовых вложений, порядок выбытия финансовых вложений, признания доходов и расходов по финансовым вложениям, порядок снижения стоимости финансовых вложений.

Положением указывается информация, подлежащая отражению в бухгалтерской отчетности организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/2003), утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н1, устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Данные правила не распространяются на кредитные организации. Положение включает в себя пять разделов.

Положение под информацией об участии в совместной деятельности понимает информацию, раскрывающую часть деятельности организации, осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица.

Информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

Положение раскрывает:

Совместно осуществляемые операции, под которыми понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнение работы, оказание услуги) с исполь-зованием собственных активов;

Совместно используемые активы, под которыми понимаются активы, применяемыми в случае, когда имущество находится в общей собственности участников договора и собственники заключают договор с целью совместного использования такого имущества для получения экономических выгод или дохода2.

Положение указывает, какая информация должна содержаться в пояснительной записке бухгалтерской отчетности организации. В отчетности раскрывается такая информация, как: цель совместной деятельности; способ извлечения экономической выгоды или дохода; стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности и т. д.

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных знаний» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н1, устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, информации об изменениях оценочных значений. Данные правила не распространяются на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Оценочными знаниями согласно Положению по бухгалтерскому учету 21/2008 являются: величина резерва по сомнительным долгам; величина резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов; величина других оценочных резервов: сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов; оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

Под изменением оценочного знания признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств.

Например, срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется организацией. В случае изменения срока полезного использования данного актива организация должна отразить данные изменения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения оценочных знаний2.

Положение также указывает, какие изменения не являются изменением оценочного знания (исправление ошибки в бухгалтерской отчетности, изменение способа оценки активов и обязательств).

ПБУ 21/2008 определяет порядок признания изменения оценочного знания, а также закрепляет информацию об изменении оценочного знания, которая должна содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары