Пословицы и поговорки о знаниях. Пословица про знания - великая мудрость народа
Сценарий театральной постановки «Как коза избушку построила»
вт., 15.08.2017МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка»
Воспитатель: Валитова Н.К.
Сценарий театральной постановки
«Как коза избушку построила»
по мотивам одноименной русской народной сказки
для детей старшего дошкольного возраста.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Воспитатель: Коза.
Дети: Еж, Ворон, Медведь, Ель, Дуб, Береза, Зазывалы, Козлята, Зайчики, Птички.
Музыкальный зал украшен декорациями к спектаклю,
стулья для участников стоят полукругом, в центральной части оставлено место для «избушки Козы». Звучит запись песни
«Добрые сказки», муз. А. Ермолова, сл. М. Загота,
в исполнении актеров Театра песни «Талисман» и А. Ермолова.
Выбегают зазывалы.
1-й зазывала:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Вас в театр приглашаем -
Представленье начинаем!
2-й зазывала:
Вам покажем, как коза
Дом решила строить,
Где нашла себе приют,
Где нам стол накроет!
3-й зазывала:
Спляшут нам медведь, и ежик,
И козлята-малыши…
4-й зазывала:
Не жалейте же ладошек:
Хлопайте нам от души!
(Звучит мелодия песни «Птичка», муз. Д. Тухманова. Птички исполняют танец.)
1-я птичка:
Чики-рики, хорошо нам,
Жить в лесу и на лугу.
Я летаю над гнездовьем,
Сверху видеть все могу!
2-я птичка:
Я в деревню прилетала,
Новости там услыхала:
От ленивой от хозяйки
Убежали все козлятки,
И сама коза ушла,
В лес наш с детками пришла.
3-я птичка:
Как же будет жить в лесу?
Повстречает здесь лису
Или волка… Ей не страшно?
Жить в лесу у нас опасно!
4-я птичка:
Домик надо строить ей,
В доме будет веселей.
5-я птичка:
Там тепло, светло, не страшно -
Заживет с семьей прекрасно!
(Птички «улетают». Звучит запись «Песни козы»,
муз. А. Ермолова, в исполнении актеров
Детского камерного музыкального театра С. Орешкиной,
из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад». Выходят, танцуя, Коза с козлятами.)
Коза:
Дорогие мои дети,
Есть берлога у медведя,
Белочка живет в дупле,
А воробышек - в гнезде,
В хатке бобр живет на речке,
У сверчка есть домик - печка!
Надо нам построить дом,
Чтобы жить в нем вчетвером.
1-й козленок: Чтобы волк не приходил?
Коза: Не приходил.
2-й козленок: Чтобы дождик не мочил?
Коза: Не мочил.
3-й козленок: Чтоб не страшен был мороз?
Коза: И мороз…
1-й козленок (шутливо):
Чтоб во все совать свой нос?
Коза (смеется и грозит пальчиком):
Ох, твой нос!
Надо нам построить дом,
Чтобы жить в нем вчетвером.
2-й козленок: А каким же новый дом
Может быть в лесу таком?
3-й козленок: Нужно у зверей спросить,
Как нам дом в лесу сложить.
(Звучит запись «Песни про зайцев», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева,
в исполнении актеров Театра песни «Талисман».
Выбегают Зайчики и приглашают всех проиграть.)
Танец-игра зайчиков
Танец поставлен на прыжках. Впереди зайчики - «солисты», за ними - все дети. Игра заключается в повторении движений за солистами. Прыжки чередуются в соответствии с музыкальным ритмом. После игры дети возвращаются на свои места. Зайчики остаются на авансцене.
1-й зайчик:
Угадай скорее, кто я:
В шубке беленькой зимою,
Летом - серый мой кафтанчик,
А зовусь я просто…
(Ответ: зайчик.)
2-й зайчик:
Мы - веселые зайчата.
Любим прыгать и скакать.
Только вот лису и волка
Не хотим мы повстречать!
Коза:
Подскажите нам, зайчата,
Где в лесу построить дом?
3-й зайчик:
А зачем вам дом, ребята?
Лучше спрячьтесь под кустом.
(Звучит фонограмма «Шелест листьев». Выбегает Ежик. Зайчики пугаются и приседают.)
4-й зайчик:
Тс-с-с! Слышу я: шуршат в кустах,
Ой! Бежим на всех парах!
(Зайчики прыжками быстро возвращаются на свои места и садятся на стульчики).
Звучит запись песни «Ежик», муз. Н. Масленниковой, сл. В. Москвина.
Ежик и козлята исполняют танец.
Ежик:
Листья я ношу домой
И стелю в кроватку,
В теплой норке под сосной
Спать мне будет сладко.
(Коза подходит к Ежику.)
Коза:
Здравствуй, Еж - колючий бок,
Ты помочь бы нам не мог?
Где в лесу построить дом,
Чтоб жилось нам дружно в нем?
Ежик:
Норку под корнями рой -
Вот и будет домик твой.
1-й козленок:
Нет…Такой нам не годится:
Лишь тебе там сладко спится.
(Ежик обиженно фыркает и, семеня ножками, убегает.
2-й козленок замечает Ворона, пугается и бежит к Козе.)
2-й козленок:
Мамочка! Кто там сидит?
Строго на меня глядит?
Коза:
Ворон это, не пугайся,
За советом обращайся.
(Обращается к Ворону.)
Можно Вас побеспокоить:
Где нам дом большой построить?
Ворон:
Кар-р-р! Возьми, Коза, ветвей,
Да спеши наверх скорей.
На деревьях строй свой дом,
Называй его гнездом.
Коза:
Этот домик не для нас!
Кто еще совет нам даст?
(Звучит запись «Песни Медведя и Медведицы» из к/ф «Мама»,
муз. Ж. Буржоа и Т. Попа, сл. Ю. Энтина. Входит Медведь.)
Танец-игра «Не дразни медведя»
Медведь исполняет несложные движения: бегает, приседает, поочередно ставя ноги на пятку, кружится. Дети встают позади него и передразнивают. Когда Медведь вскидывает «лапы», упирается ими в колени и оглядывается, игроки перестают его передразнивать и дружно аплодируют. В конце танца Медведь пытается напугать детей. Игроки разбегаются.
(После игры дети возвращаются на свои места.)
Медведь:
Все пример с меня берите,
И в берлоге сладко спите.
С осени и до весны
Сладкие смотрите сны.
Вы потрудитесь немного,
И построите берлогу.
Коза:
Мы не сможем жить в берлоге,
У кого ж искать подмоги?
(Медведь вперевалочку уходит.)
3-й козленок:
Печалиться не стоит:
Давай избу построим!
(Звучит запись «Песни козы», муз. А. Ермолова,
в исполнении актеров Детского камерного музыкального театра С. Орешкиной
из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад».)
Хоровод «Во лесочке»
Дети встают в три хоровода, водят их под музыку: поднимают руки, сходятся, расходятся. В центре каждого хоровода остается один ребенок, исполняющий роль дерева: ели, дуба или березы.
Рано-рано на заре,
Когда росы на траве,
По лесу мы все пройдем,
Деревце себе найдем.
(Коза с козлятами подходят к Ели, кланяются.)
Ель:
Как же будешь жить ты в нем?
Платье у елки в колючих иголках,
Шишки висят на ветвях.
Выглянешь утром в окошечко только-
Елка уколет козлят.
Коза с козлятами (идут «змейкой» и поют):
Рано-рано на заре,
Когда росы на траве,
По лесу мы все пройдем,
Деревце себе найдем.
(Коза с козлятами подходят к Дубу, кланяются.)
Коза: Можно здесь построить дом?
Дуб:
Ночью спать не сможешь в нем.
Я же - Дуб. С моих ветвей,
Спрыгнет много желудей,
И на крышу упадут,
И козлятушек побьют.
Коза с козлятами (идут «змейкой» и поют):
Рано-рано на заре,
Когда росы на траве,
По лесу мы все пройдем,
Деревце себе найдем.
(Коза с козлятами подходят к Березе, кланяются.)
Коза: Можно здесь построить дом?
Береза:
Наряжаюсь по весне:
Сто сережечек на мне.
На плечах платок простой,
А зовется он листвой.
Сарафан в полоску.
Это я - Березка.
Милые мои друзья,
Жить без дома вам нельзя.
Стройте здесь красивый дом,
Хватит всем вам места в нем.
Я от зноя вас спасу,
От дождя уберегу,
Очарую красотою,
И от ветра вас укрою.
Созывайте всех друзей:
Вместе строить веселей!
(Звучит запись песни «Если мы будем дружить», муз. и сл. А. Ермолова,
в исполнении детей Театра-студии детской песни «Ладушки».
Все, танцуя, ставят избушку-декорацию, выполненную в плоскостной технике.
1-й зазывала: Вот и к концу подошла наша сказка.
2-й зазывала: Сказок вы много узнаете разных.
3-й зазывала:
Самое главное не забывайте:
Младшим и слабым всегда помогайте,
Старшего слушайтесь, друга цените.
Все актеры (хором): И в наш театр еще приходите.
по мотивам русской народной сказки
Оборудование:
Фланелеграф, картинки для него - старуха - говоруха, коза с козлятами, дуб, яблоня, осина, елка, шиповник, береза, избушка; схемы, изображающие различные позы; маски ежика и волка; фонограмма русской народной мелодии «Травушка-муравушка» в оркестровом исполнении.
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии «Травушка-муравушка» и садятся на места. Воспитатель рассказывает сказку, выкладывая ее персонажей на фланелеграфе.
Воспитатель .
В одной деревне жила-была старуха - говоруха, и была у нее коза с козлятами. Люди с утра за работу принимаются, а старуха до обеда на печи лежит. К обеду встанет, поест, попьет и начинает говорить - и с соседками, и с прохожими. Даже сама с собой скороговорки болтает.
Скороговорки
Дети повторяют за воспитателем.
Варвара варенье доваривала,
Ворчала да приговаривала.
Насыпал Парамошка
Горошка на дорожку,
Ведет теперь к порожку
Дорожка из горошка.
Маланья-болтунья молоко болтала,
Выбалтывала да не выболтала.
Воспитатель .
Старуха - говоруха болтает, а коза с козлятками в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать... Однажды коза решила уйти от старухи, избушку себе в лесу построить. Выпустила старуха - говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только старуха их и видела! Забежали козочки в огород, капустой пообедали, посмотрели, как люди урожай собирают.
Хоровод «Урожай собирай»
Мы корзиночки несем, Дети идут по кругу, взявшись
за руки.
Хором песенки поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Ой-да, собирай Хлопают в ладоши 2 раза, при-
топывают (3 раза).
И на зиму запасай. Кружатся на топающем шаге.
Мы - ребята-молодцы, Слегка наклоняются вперед,
опуская правую руку, затем
сгибая ее в локте и прикасаясь к
ладони левой руки («складывают
в корзинку».
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас не плох!
Ой-да, и горох. Повторяют движения 1-го куп-
лета.
Урожай у нас не плох!
Ты, пузатый кабачок, Грозят пальцем.
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай, Водят указательным пальцем
из стороны в сторону.
А в корзину полезай! «Зовут» руками к себе.
Ой-да, не зевай, Повторяют движения 1-го куп-
лета.
А в корзину полезай.
Едем, едем мы домой Идут друг за другом топающим
шагом, руки «держатруль».
Садятся на места.
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай! Т. Волгина
Воспитатель .
Побежала коза с козлятами в лес. Бегут, оглядываются - боятся, как бы старуха - говоруха их не догнала.
Упражнение на развитие внимания «Замри»
Дети бегут легко на носках, поскоками или широким шагом, после окончания музыкального фрагмента замирают, принимая позу, изображенную на схеме, которую им показывает воспитатель.
Воспитатель .
Прибежали они в лес, стали искать, где бы им избушку построить. Увидели высокий дуб.
Чистоговорка «Д - Д"»
Ду-ду. ду - к дубу подойду. Дети «пробегаются »
указательными и средними пальцами
по бедрам.
Ды-ды-ды - где твои плоды? Ритмично сжимают пальцы
в кулаки и разжимают их.
Ди-ди-ди - это желуди. Соединяют указательные и
большие пальцы в кольцо.
Воспитатель .
Не разрешил дуб строить рядом с собой избушку:
По осени желуди с меня упадут - твоих козляток ушибут.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
Яблонька! Яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут.
Сказала так яблонька и уронила яблочко на ежика, который отдыхал под ней. Он сразу проснулся и быстро-быстро побежал.
Игра «Кто скорее?»
Воспитатель .
Пошла коза к елке. Но и елка не посоветовала строить здесь избушку:
Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут, ветки мои колючие уколют малышей.
Стихотворение с движениями «Елка»
Были бы у елочки ножки, Дети качают головой вправо-
влево, подняв руки вверх и
соединив их над головой
(«макушка елки»).
Побежала бы она по дорожке, Переступают с ноги на ногу,
руки на поясе.
Заплясала бы она вместе с нами, Поочередно выставляют ноги
на пятку.
Застучала бы она каблучками. Поднимаются на носки и
опускают на всю ступню.
К. Чуковский.
Воспитатель .
Решила Коза построить избушку около шиповника. Но козлята запрыгали, заскакали рядом с кустом да шерстку свою повыдирали, шкурку поцарапали.
Упражнение на развитие мимики
Дети передают выражением лица боль козлят, показывают, как они жалуются маме-козе.
Воспитатель .
Пошла тогда коза к осине:
Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками:
Мои листики и днем и ночью шумят - твоим деткам
спать не дадут. Да волк часто ходит рядом со мной, за зайца
ми гоняется и твоих козлят напугает.
Французская народная игра
«Зайцы и волк»
Дети - «зайцы» идут хороводом
вокруг «волка».
Вот они пустились в пляс.
Эй, косые! Не боитесь волка? Выставляют ноги на пятку.
Он поймать не сможет нас!
Ха -ха-ха-ха-ха-ха-ха! Ставят руки на пояс, поднимают
и опускают плечи.
Серый волк, выходи! Притопывают одной ногой.
Я шапку надеваю! Показывает, как надевает шапку.
Воспитатель
Скачут зайцы весело под елкой, Дети повторяют движения.
Вот они пустились в пляс.
Эй, косые! Не боитесь волка?
Он поймать не сможет нас! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Серый волк, выходи! Волк
Я шубу надеваю! Показывает, как надевает
шубу.
Воспитатель .
Пошла коза к березе, попросила около нее избушку построить. Качнула березка веточками, сказала:
Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу,
от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под березой свой дом.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками
друг о друга.
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, Поднимают руки.
С окнами большими, Сгибают поднятые руки в
локтях и кладут одну ладонь
на другую («окно»).
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны
(«раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Ударяют кулачками друг о
друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.
Вот готов новый дом. Соединяют руки над головой
(«крыша»).
Будем жить мы в нем. Прикасаются ладонями к
груди и вытягивают руки
вперед.
Воспитатель .
Стала жить коза с козлятами в доме около березы. Сделали они рядом с домом качели. Целыми днями козлята резвятся, на качелях качаются, а березка им улыбается.
Логопедическая гимнастика
1. «Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
2. «Качели-1». Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
3. «Качели-2» (на развитие гибкости и точности движений кончика языка, выработки умения быстро менять положение языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, стараясь подворачивать кончик языка как можно больше.
Попевка «Качели»
Е. Тиличеевой
На качелях я лечу: Дети, стоя, покачиваются с
ноги на ногу.
Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.
Вверх, вниз!
Я пою, смесь, кричу: Покачиваются с ноги на ногу.
Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.
Вверх, вниз!
Л. Дымова
Воспитатель .
Осенью березка сменила зеленый наряд на золотой.
Кружатся листья над нами,
Тихо шуршат под ногами.
Кажется, каждый листочек
Что-то поведать нам хочет.
М. Дружинина
Пальчиковая игра «Осень»
Ветер по лесу летал, Дети делают кистями плав-
ные движения вперед - к груди.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Поочередно загибают пальцы
на руке.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.
Н. Нищева
Воспитатель
Несмотря на всю красу,
Опустело вдруг в лесу.
Птицы к югу улетели.
Скоро прилетят метели. Т. Крюкова
Песня об осени (по выбору)
Воспитатель . Подул холодный ветер. Облетела листва с березы. Ждет березка, когда зимушка-зима укроет ее снежным платком. Козлята тоже ждут зиму, хотят по снегу побегать, в снежки поиграть. А пока они не скучают, свои пляски затевают.
Танец (по выбору)
Как коза избушку построила
Русская народная сказка Пересказ М. Булатова
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами.
Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает.
Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить. Говорит,
говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы
попить, ни побегать...
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
- Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками
избушку построить?
Не строй подо мною избушку,-отвечает яблонька.- Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь!
- Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?
Не строй подо мною избушку,-отвечает ёлка.- Шишки с меня упадут -твоих козляток ушибут. Найди место по лучше!
Не строй подо мною избушку,-отвечает дуб.- По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
Мои листики днём и ночью шумят - твоим козляткам спать не дадут.
Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше.
Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!
Обрадовалась коза. Построила избушку и стала жить в ней со своими козлятками.
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит —и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева —они и побежали.
Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут —твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени желуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днем и ночью шумят —твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать —всю шерстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к березе:
— Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула березка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.