Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Предисловие. Свободное тело

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с. И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой области.

Конечно, можно придумать любой «новый» прием работы с телом человека, но по мере его применения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов…".

В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию «facing» (от англ. face - лицо). «Пялинг»? "Мординг"? А понятиям «grounding» (от англ. ground - земля), «centring», "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных «телеска» (попробуйте представить себе «эриксончик» вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия? физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

ГЛАВА 1. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники

Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;

2) райхианской терапии;

3) теории объектных отношений.

Впервые термин «биосинтез» использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.

Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж. Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.

Термин «биосинтез» означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом «ОНО» (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части «Я», которая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический субстрат той части «Я», которая является интегратором ощущений.

Что касается «СВЕРХ-Я», у него нет органического (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо действие «отрезается» от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от движения и чувств.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусированы:

Между головой и позвоночником (между экто-

и мезодермами), между мыслями и действиями-в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;

Между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями - в горле. Этот блок формируется, когда "оральные проблемы сдавливают горло";

Между позвоночником и внутренними органами (между мезо- и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием - в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья
Диапазон содержания очень широк - от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фолклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.
Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Свободное тело
Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.
Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.
6_________________________________Свободное тело
Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".
В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами - биосинтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения рамок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классический массаж. Там тоже используется тело человека. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять признаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсенале приемы работы с телом человека.
Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии - западный продукт, своей методологией базирующийся на позднем психоанализе или критике последнего*.
Для этого достаточно взять такие базовые конструкты этой области, как представление о "мышечном панцире", "структуре характера", механизмах их образования.
Во-вторых, можно говорить о достаточно ограниченном числе приемов работы с телом этой об-
*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору "запретности" психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психоанализа сыграла книга "Марксистская критика психоанализа".
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 7
ласти. Конечно, можно придумать любой "новый" прием работы с телом человека, но по мере его примения - он или отпадет за ненадобностью, или, что поразительно, будет найден в несуществующей пока своеобразной "Золотой книге приемов...".
В-третьих, этой области свойственна особая таблица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной" "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представлены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".
В-четвертых, за время существования телесно-ориентированной психотерапии сложился своеобразный ее язык. Попробуйте найти русский эквивалент понятию "facing" (от англ. face - лицо). "Пялинг"? "Мординг"? А понятиям "grounding" (от англ. ground - земля), "centring", "sounding"?
Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначальному названию - телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижительно-оскорбительных "телеска" (попробуйте представить себе "эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "телесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на время по местности с высунутым языком).
В.Баскаков, координатор Международной программы "Кучьтура тепа"
ГЛАВА 1
Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники
1.1. Биосинтез*
Биосинтез - это направление телесно-ориентированной (или соматической) психотерапии, которое с начала семидесятых годов нашего века развивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Северной и Южной Америке, Японии и Австралии.
Подход опирается на опыт:
О эмбриологии - в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ получил свою органическую основу;
2) райхианской терапии;
3) теории объектных отношений.
Впервые термин "биосинтез" использовал английский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внутриутробной жизни.
Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла решил применить этот термин для описания собственного терапевтического подхода. Он также
*Статья написана В.Березкиной-Орловой и Г.Ченцовой на основе монографии D.Boadella "Lifestreams - An Introduction to Biosynthesis" (London,1987), статей из журнала "Energy and Character" и практических семинаров-тренингов в рамках Международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу (1994-1999гг.)
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 9
хотел подчеркнуть отличие своего метода от биоэнергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьер-ракосом, и биодинамики - школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными формами массажа для освобождения блокированной энергии.*
Термин "биосинтез" означает - "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинциру-ются в первую неделю жизни эмбриона, интегра-тивное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.
Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.
Из эндодермы впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций. Эндодерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).
Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия. Мезодерма- органический субстрат той части "Я", которая является координатором движений.
Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма - органический суб-
* Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосинтез - обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взята нами из основного кредо алхимика: "Освободить дух через материю и освободить материю через дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. - М.: Новый Акрополь, 1995. - с.И) и отражает общее направление действий в области телесно-ориентированной психотерапии - оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не партнерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивляться той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом - в детстве. При том, что оно максимально нам непослушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия - ходьбу, езду на велосипеде. Но осваивая его и осваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благодарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, целесообразность. Догнать уходящий автобус с руками, занятыми сумками, - о какой радости может идти речь? А впереди - старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело, - нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

BODY-ORIENTED PSYCHOTHERAPY

IN PERSONALITIES

edited by V.Y.Baskakov

101 Publishing House Moscow 2006

РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛИЦАХ

редактор-составитель В.Ю. Баскаков Институт общегуманитарных исследований Москва 2006

УДК 615.8 ББК 53.57 Р42

Редактор-составитель В.Ю. Баскаков

Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. - М, 2004.- 208с.

В настоящий сборник вошли статьи членов и кандидатов в члены Ассоциации телесно-ориентированной психотерапии, профессиональной организации, известной как в России, так и на Западе. В настоящее время телесно-ориентированная психотерапия в нашей стране получила широкое признание и распространение. Можно говорить о ней как о ряде школ, направлений, со своей методологией, опытом оказания профессиональной помощи, институтом супервизии.

Настоящее издание - попытка взгляда изнутри на процесс развития телесно-ориентированной психотерапии в нашей стране.

ISBN 5-88230-184-Х

© Баскаков В.Ю., редакция, составление, 2006

© Институт общегуманитарных исследований, оформление, 2006

Солержание

Баскаков В.Ю. Предисловие.......................................................................

Баскаков В.Ю. Терапия Танатоса...............................................................

БерезкинаОрлова В. Когда клиент, наконец, уходит.............................

Воробьева Е., Гатина С. Двигательная коррекция детей

с отклоняющимся поведением..........................................

Воронкина С. Размышления об эмоциональной и соматической

компетентности и путях ее обретения..............................

Григоровская И. Особенности восприятия времени................................

Иванова Г. Применение принципов биосинтеза

в работе с людьми, страдающими

онкологическими заболеваниями.....................................

Корнеев А., Моргун А. Высота ступеньки.................................................

Киселева Л. Биосинтез как способ личностного роста

и целостного развития человека.....................................

Колошина Т. Возможности использования чакрального

подхода в парадигме биосинтеза....................................

Сахарова Н. Моторные поля в биосинтезе

и живое движение в биомеханике..................................

Тимошенко Г. Исследование как способ краткосрочной

групповой психотерапии.................................................

Тимошенко Г., Леоненко Е. Метафора и телесная метафора в психотерапии: опыт осмысления и

систематизации.............................................................

Хандогин В. Мифологическое пространство новой

российской хатха-йоги: мужская версия........................

Предисловие

Появление такого сборника десять лет назад даже нельзя было себе представить. В то время и говорить-то о существовании телесной психотерапии в нашей стране, как о ряде школ, направлений, со своей стройной методологией, опытом оказания профессиональной помощи, институтом супервизии, - было невозможно. Единичные экземпляры западных книг по телесной психотерапии (напомню, что основные тексты того же Александра Лоуэ-на написаны в 70-80 годы) в то время можно было достать - только вынося под полой с Международных книжных ярмарок. Чем мы и занимались, при активной поддержке со стороны сотрудников-иностранцев таких ярмарок. Железный занавес был для нас вовсе не метафорой и ощущался во всем.

С началом перестройки в нашу страну приехали замечательные специалисты, например, биоэнергетик англичанка Росслин Ланг-дон, или германский профессор Ольденбургского университета Эрик Вестфаль (в дальнейшем,- соучредители Международной программы «Культура тела»). Интересно, что не только мы открывали для себя диковинные системы работы с телом, испытывали на своих драгоценных телах режимы этих систем, но и сами ведущие открывали (подчас с колоссальным удивлением для себя!) специфику «русского тела»! Помню, как на одном из первых семинаров по биоэнергетике, который проходил в незабвенной психбольнице №12, ведущая Росслин Лангдон подошла ко мне с широко раскрытыми глазами и, показывая на лежащих уже десять минут с поднятыми ногами участников семинара, шепотом сказала мне на ухо: «Владимир, в этом месте у нас уже давно все умирают!!». Мне ничего другого не оставалось, как объяснить ей про один из наших советских паттернов «вынесет все!». Колоссальный толчок в понимании основ телесной психотерапии нам дал немец Генрих Вернер. До сих пор его представления «идеального детско-родительского и игольчатого контактов», его практики и упражнения («детско-родительское покачивание», «стойка спинами», «подмывание») используются и включаются во многие семинары и тренинга (часто, к сожалению, без ссылок на автора).

Кроме замечательных тренеров к нам в страну примчались и откровенные шарлатаны. Существовавший в то время пиетет перед всем импортным, в основе которого - советский паттерн «все импортное - лучшее», приводил к тому, что многие из нас посе-

щали таких «специалистов», знакомились с их гениальными идеями. Так, на одном из семинаров с очень привлекательным названием «Мужчина и женщина», нам предложили освоить концепцию «Жизнь - это автобус, где мужчина - водитель, а женщина - пассажир». Оставшиеся два дня, мы, соединившись в пары, «ползали» по залу на стульях, делая «остановки», «высаживая» и «подбирая» пассажиров и др. Сейчас без смеха об этом нельзя не вспомнить, а ведь тогда мы «всерьез» занимались всем этим, да еще и за приличные для нас деньги.

Значимой вехой в становлении российской телесной психотерапии можно считать Первую конференцию по телесной психотерапии «Россия: душа и тело», состоявшуюся в Москве 22-24 июля 1999г. Отсутствие четких границ области телесной психотерапии при подготовке этой конференции привело к тому, что на ней были представлены все подходы, в той или иной степени, затрагивающие работу с телом (массаж, йога

и др.), но, часто не имеющие никакого отношения к телесной психотерапии. В дальнейшем нами были предложены критерии, отличающие данный вид психотерапии от других видов работы с телом (см., «Свободное тело»/Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии, М.,2001, с.6-7).

Наконец, благодаря участию Росслин Лангдон, в Москве совместно с автором метода биосинтеза Дэвидом Боаделлой в 1994 году была учреждена долгосрочная обучающая программа по биосинтезу, которая сразу задала «планку» профессиональной телесной психотерапии в Москве, да и во всей стране. Это произошло

и за счет сильного тренерского состава, включающего таких мировых «звезд», как немцы Андреас Веховски и Герлинда Буххольц, датчанин Стефан Вайзе, гречанка Лили Анагностопуло и др., и за счет глубинной многолетней проработки участников данной долгосрочной программы в режиме групповой, индивидуальной и суперви-зионной работы. Сейчас можно говорить об УРОВНЕ профессиональной телесной психотерапии у нас в стране, о ее ЛИЦЕ.

В настоящий сборник вошли уже опубликованные статьи членов и кандидатов в члены Ассоциации телесно-ориентированной психотерапии, профессиональной организации, известной на Западе, статьи специалистов, которые уже сами обучают иностранцев и пользуются известностью. Круг замкнулся: вслед за вдохом наступил выдох. Жизнь продолжается!

Владимир Баскаков

Baskakov Vladimir Yurievich (1954) - a Russian psychologist (a graduate from Moscow State University, psychology, 1981), body oriented psychotherapist; developed the body oriented method in psychotherapy - thanatotherapy (certificate of authorship № 5467 dd. 20.03.2003) which comprises a special "inj" approach to the treatment of a human body, a special mode of psychotherapeutic techniques: bodily homeopathy, the concept of biological and social body, four basic bodily problems; co-ordinator of International (Russia, Germany, the U.K.) program "Kultura Tela"(Body Culture), founder and the first president of Association of body-oriented psychotherapists of Russia. The existing member of European Association of Body-oriented psychotherapists (EABP). Assistant Director of international long-run program in biosynthesis and tai-chi, trainer in long-term courses in thanatotherapy and body-oriented psychotherapy in Russia, the UIC and abroad (the UK, Germany, Italy, Israel, Check Republic); co-editor of the "Energy and Character", the Russian edition; former chief of psychological team of the Ministry of Navy of the USSR, ex-member of the Committee on new trends in physical culture of State Committee of Sports of the USSR. Since 2001, Director of the Institute of Thanatotherapy. В.Ю.Баскаков АНО «Институт танатотерапии», г. Москва

Баскаков Владимир Юрьевич (1954 г.р.) - российский психолог (закончил факультет психологии МГУ в 1981г.), телесный психотерапевт; автор метода, ориентированной на тело психотерапии - танатотерапии, сочетающей в себе особый иньский подход к телу человека, особый режим выполнения психотерапевтических приемов, - телесную гомеопатию, концепцию биологического и социального тела, четырех базовых проблем тела человека. Координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», основатель и первый президент Ассоциации телесноориентированных психотерапевтов России. Действительный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР). В течение ряда лет - сору-ководитель международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу и тайцзи-цюань, тренер долгосрочных обучающих программ по танатотерапии и телесно-ориентированной психотерапии в России, странах СНГ и за рубежом (Великобритания, Германия, Италия, Израиль, Чехия, Шотландия), соредактор российского издания журнала «Энергия и характер». С момента образования в течение ряда лет возглавлял психологическую службу Министерства морского флота СССР, был членом комиссии по новым видам физической культуры Госкомспорта СССР. С 2001 года директор Института танатотерапии.

Терапия Танатоса

В статье рассматривается одна из базовых проблем Человека и Человечества - проблема невозможности полноценного контакта человека с реальностью смерти и умирания. В основе данной проблемы - сложности контакта человека с его сильными чувствами, которые напрямую связаны с особенностями телесных процессов человека, существующей оппозиции на уровне «биологического/животного» и «социального» тел и которые проявляются в дисбалансе дыхания, низком «заземлении» и др. Танатотерапия как метод «тотального расслабления и заземления» позволяет в максимально безопасном режиме помочь человеку наладить контакт с той частью нашей жизни, которую принято рассматривать в качестве оппозиции жизни, т.е. со смертью. Приводятся результаты применения танатотерапии в лечении ряда заболеваний и в оказании помощи в решении ряда психологических проблем.

The article deals with the basic problem of Man and Mankind, the problem of impossibility of full-fledged contact of man with the reality of death and dying. In the corn of that problem we find the difficulties of a human-being in dealing with their strong feelings directly related to particular qualities of bodily processes, the complexities of the existing opposition of "biological/ animal" and "social" bodies which manifests in breathing disorders, low level of "grounding" e.t.c

Phanatotherapy as a method of "total relaxation and grounding", rendering assistance in the most safe way, let us help a person to establish a contact with the part of our life which is regarded as an opposition to life i.e. death. The results of the application of the method of phanatotherapy are listed in the article.

Главной целью танатотерапии является оказание специфической помощи (от therapia- уход, забота, лечение) в установлении (или восстановлении утраченного) контакта человека с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 1995). Актуальность такой помощи, особенно в настоящее время, базируется на невозможности полноценного контакта современного, а, значит, по меткому выражению отечественного режиссера л актера Роллана Быкова,- шизофренизированного человека с его сильными чувствами, которые он испытывает в момент его соприкосновения с реальностью смерти (проблема т.н. «заземления чувств»). Как результат: реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, деньночь, лето-зима), - проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе - количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу отмеченной шизофренизированности современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования - «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума» (разума, сознания, контроля). Прогноз на будущее отмеченного дисбаланса трех сфер легко проследить на примере пришельцев из будущего - гуманоидов - их внешнего вида - огромной как бы «раздутой» головы и дистрофирован-ных конечностей. Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов - все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер.

Танатотерапия - моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела (Баскаков В., 2000).

Тотальное расслабление как смерть

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется (ср. "покойник" - от покой), сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом (ср. "мертвецки пьян", а, значит, падает как куль). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются. Интересно, что после смерти с телом умершего часто производят определенные действия, направленные на приведение "в норму" этих полностью раскрытых частей тела: глаза закрывают, нижнюю челюсть подвязывают платком, руки и ноги связывают. И это вместо того, чтобы при жизни поддерживать характеристики полностью раскрытого тела, например, приоткрытый рот, который нам закрывают в детстве наши родители («закрой рот, а то муха влетит!), а взрослыми мы открываем его только от чрезмерного удивления.

Важно отметить, что тотально расслабленное тело холодеет, и похолодание, например, конечностей, - надежный индикатор движения в сторону тотального расслабления. Это противоречит, например, пути аутогенной тренировки, где вслед за аутосуггестией «моя рука тяжелая» (совершенно справедливо; смотри, ниже «объек-тность и предметность частей.тела») следует - «моя рука теплая». Расслабление и тепло - вещи несовместимые.

Сон как смерть

Наилучшим образом этот вид смерти прослежен в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал/а»). Старорусское «смежить очи» означает одновременно и «погрузиться в сон, заснуть» и «умереть» (Фразеологический словарь русского языка, 2001).

Многие из молитв «на сон грядущий» и «заутренних», по сути, описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение).

В мифологии бог сна Гипнос, - брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «русском теле», Баскаков В., 1998) или, наоборот, отреагированию, а позволяет мак-

1. Появление предмета и области «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества - невозможности установления полноценного (максимально полного) контакта с процессами смерти и умирания. В основе этой проблемы лежат сложности т. н. «заземления» чувств: реальность смерти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слишком сильные его чувства. Активизация чувств человека - это активизация его энергии. Для того, чтобы согласиться с этим утверждением, вспомните, как начинает вести себя тело в тот момент, когда человек испытывает сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: человек начинает нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возмущаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток») и др. Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное») тело не способно «заземлить» такое количество энергии, которое связано с переживанием смерти (Баскаков В., 1998). Выход из этой ситуации логичен. С одной стороны, смерть удаляется из жизни человека и Человечества, человек выходит из контакта со смертью. Смерть превращается из реальности в силулякр (Ямпольский М.,1991, Бодрийяр Ж., 2000). С другой, - смерть превращается в монстра, табу.

Отсюда название области - «танатотерапия» - очень четко обозначает главную цель такой терапии - оказание специфической (!) помощи (терапии - уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 2001), и, таким образом, отличает ее, с одной стороны, - от танатологии - науки о смерти (скорее философия), с другой стороны, - от паллиативной медицины, просто ухода за умирающими.

2. В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /остановка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установление контакта с перечисленными видами смерти, (см. содержание семинаров базового и мета-уровня, а также (Баскаков В., 2001).

3. Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело клиента. В этом нам видится особая «миссия» танатотерапии в деле восстановления своеобразной справедливости по отношению к человеческому телу. Обычно тело человека рассматривается, пользуясь языком гештальттерапии, своеобразным «фоном», используется для. Расхожей является фраза «покажи, как ты владеешь , своим телом». В таком случае трудно назвать отношения «владеющего» с «владеемым» как партнерские. Большинство систем личностного роста, используя тело на первых этапах, в дальнейшем рассматривают его как своеобразную обузу (треугольник восхождения в классической йоге). Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру заявляя во весь голос о своих правах - болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела - своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей - маразм у пожилых, отсутствие чувств - первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других).

4. В танатотерапии ставка делается на т. н. «иньский» компонент - тотальное расслабление, в отличие от, в основном, используемого в психотерапии «янского» компонента (сравните, например, отличие психотерапии К. Роджерса). Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, - другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле - воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания и во многом дискуссионное положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнений телесных приемов танатотерапии.

Наличие активности, «янского» начала хорошо прослежено в традиционном (особенно отечественном) здравоохранении. Судить об этом можно, хотя бы, по устойчивым языковым выражениям милитаристского толка, которыми ома изобилует («приступ болезни», «борьба с болезнью», «борьба за жизнь», «остановить развитие опухоли» и т. д.). Кстати, и сам термин «здравоохранение» в нашей стране появился только после Октябрьской революции. До революции нынешнее Министерство здравоохранения носило название «Департамент народного здравия». До сих пор The World Health Organization часто неправильно переводится - как Всемирная организация здравоохранения.

5. Избыток иньского компонента традиционно рассматривается как своеобразный коллапс, кома (ср., название статьи Д. Боаделлы «Между катарсисом и комой»). Уступчивость, пассивность в большинстве случаев (в политике, экономике, медицине и др.) также носит негативный оттенок. В танатотерапии основная стратегия терапии направлена на движение к центру иньской составляющей, к источнику янской активности, в нем находящемуся, - что в итоге приводит к балансировке инь-янской составляющей, балансировке, осуществляемой самим телом.

Этот мощный и концентрированный источник янской активности окружен «океаном» - иньской безмятежности и покоя. В этом своеобразном «золотом сечении» сочетания процессов «активизации» и «заземления» - залог безопасности проявления этой активности. Активность не приводит к т. н. «отреагированию».

Это скорее то, что происходит во сне. «Уснувшее», расслабленное и, таким образом, «заземленное» тело создает условия для появления сновидений. Сон, сновидения - это активность бессознательного, проявление подавленного, своеобразное «отреагирование»; но в сочетании с «заземленным» телом, в окружении иньского безмолвия тела такая активность максимально безопасна и для самого тело, и для человека. Отсюда - целительность снов. Отсюда: «утро вечера мудренее». Хорошей иллюстрацией такой своеобразной «логики» безопасности сочетания янской активности в центре иньского компонента может служить известная картина художника-примитивиста Генри Руссо.

Аналогичные процессы (вытекающие из логики, впервые зафиксированные в китайском мышлении, - «максимизация одной из полярностей приводит к зарождению полярности противоположного качества") протекают и в центре янской компоненты. Это хорошо описано у Джона Лилли; этому служит сам образ и название его книг - «Центр циклона», «Парный циклон». Собственно, механизм отреагирования («катарсиса») и строится на процессе максимизации янской составляющей, которая (максимизация - см. диаграмму Рис. 1) с необходимостыо приводит к появлению иньской составляющей (освобождение, высвобождение, успокоение). Это привычный в культуре и социуме способ «борьбы» с бессонницей, когда включается телевизор, и все внимание направляется на экран. Или, когда в руки берется неинтересная книга и её читают до тех пор, пока она не вываливается из рук. Цивилизация (особенно западная) пошла по янскому пути - т. е. по пути высокого темпа жизни, силы впечатлений и т. д. Сильное чувство в западной культуре всегда передается через интенсивность (в кинематографе - разорванная одежда и откусанное ухо). Привычная нам пауза (неожиданная остановка транспорта, преждевременный приход куда-либо и др.) зачастую воспринимаются ними как трата времени, его потеря. На Востоке же - это такой же полноценный акт жизни, максимально этой жизнью наполненный. Однако, постепенно (но очень медленно) в западной кулыуре все же меняется отношение к иньской составляющей: стали популярны техники медитации, релаксации, китайские двигательные системы, «уравновешивающие высокий темп окружающей жизни» (Елисеев В., Баскаков В., 1990).

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары