Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Принцип конфиденциальности в психологическом консультировании предполагает. Этические принципы психологического консультирования

  • Тема 14. Общее представление об эмоциях. Виды эмоций.
  • . Эмоции и личность
  • Тема 15. Характеристика перцептивных процессов
  • Общая характеристика восприятия
  • Тема 16. Характеристика мнемической деятельности
  • 1. Длительность сохранения
  • Виды памяти и их особенности
  • Тема 17. Мышление как высший психический познавательный процесс
  • Основные формы мышления
  • Тема 18. Понятие интеллекта в психологии
  • . Основные виды умственных операций
  • Тема 19. Общая характеристика речи
  • Тема 20. Воображение и его виды. Роль воображения в психической деятельности
  • . Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
  • Воображение и творчество
  • Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса
  • Тема 21.Основные понятия психологической диагностики.
  • Тема 22. Классификация современных психодиагностических методов и методик
  • Тема 23. Этические аспекты и основные принципы в работе психолога-психодиагноста
  • 1.Ответственность:
  • 2. Компетентность:
  • Тема 24. Требования к построению психодиагностических методик
  • Тема 25. Диагностика когнитивной сферы.
  • Тема 26. Диагностика психологической готовности к школе
  • Тема 27. Диагностика мотивационной сферы и направленности личности
  • Тема 28. Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • 2 Модель Терстоун многофакторная
  • Диагностика интеллектуальной сферы личности
  • Методика исследования интеллекта д. Векслера
  • Тема 29. Диагностика психофизиологических особенностей человека.
  • Тема 30. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
  • Тема 31. Диагностика межличностных отношений в семье
  • Принципы и методы диагностики межличностных отношений в семье.
  • Методики изучения и оценки межличностных отношений в семье (опросник для родителей (асв) Анализ семейного воспитания э.Г.Эйдемиллер, тест-опросник родительского отношения а.Я.Варга, в.В.Столин).
  • Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений. Кинетический рисунок семьи (крс) в. Хьюлса, с.Кауфмана. Проблема интерпретации данных.
  • Тема 32. Интерпретативные проективные методики.
  • . Интерпретативные проективные методики.
  • Тема 33. Экспрессивные (рисуночные) проективные методики.
  • Дом. Дерево. Человек (Дж. Буком).
  • Тема 34. Импрессивные (методики предпочтения) и аддитивные проективные методики.
  • Тема 35. Тесты достижений и критериально-ориентированные тесты
  • Тема 36. Диагностика черт и типов личности
  • Тема 37. Психодиагностика характера
  • Тема 38. Диагностика профессиональной направленности.
  • Тема 39. Диагностика самосознания и самооценки.
  • Тема 40. Диагностика эмоциональной сферы личности Особенности методик исследования эмоциональной сферы человека.
  • Краткая характеристика методик: описание стимульного материала, процедуры проведения, назначение методики. Обработка данных и их интерпретация.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.
  • Тема 42. Организация психологической консультации.
  • Тема 43. Оценка деятельности психолога-консультанта.
  • Виды деятельности психолога-консультанта
  • Оценка деятельности психолога-консультанта
  • Тема 44. Этапы психологического консультирования.
  • Тема 45. Техники психологического консультирования.
  • Встреча клиента в психологической консультации.
  • Начало беседы с клиентом.
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди.
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций.
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
  • Тема 46. Супервизия как вид профессионального сотрудничества.
  • Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.
  • Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.
  • Виды и формы супервизии
  • 1. Самый простой и распространенный - это групповое обсуждение:
  • 2. Балинтовские группы
  • 3. Ролевая игра
  • 4. Парная супервизия на группе.
  • 5. Супервизия по принципу «Миланской школы» семейной психотерапии.
  • 6. Супервизия по принципу «Аквариум».
  • 2 Групповая супервизия с супервизором (или несколькими супервизорами).
  • 3 Один на один, супервизия с равным коллегой.
  • Тема 47. Личностно-центрированный подход в психологическом консультировании.
  • Перцепционная или субъективная система взглядов
  • Почему люди ведут себя неадекватно
  • Тема 48. Экзистенциальный подход в психологическом консультировании.
  • Построение консультативного процесса.
  • Кратко о психоанализе
  • 2.) Работа психолога с механизмами защиты:
  • 1.Изменение представлений о переносе и контрпереносе
  • 2. Толкование сновидений
  • Тема 50. Индивидуальный стиль консультирования и феномен «спасательства» в консультативной практике.
  • 1.Проблема выбора стиля ведения консультирования.
  • 2. Зависимость стиля консультирования от личности психолога-консультанта.
  • 3. Побуждающий и провоцирующий стиль. Поддержка и «подталкивание» клиента.
  • 2.Консультативное пространство: опека, манипулирование, конфронтация, вдохновение.
  • 3.Эмпатия как профессионально-важное качество консультанта. Эмпатия как состояние. Эмпатия как процесс.
  • Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.
  • I.D.Yalom (1985) выделяет 3 важнейших этапа психотерапевтической группы –
  • 4 Основные стадии развития группы (Кочюнас):
  • Тема 52. Психологическая помощь в добрачный период.
  • Тема 53. Психологическая помощь на этапе выбора брачного партнера.
  • 1.Социально-демографич.Хар-ки членов семьи (соиограмма, генограмма)
  • Тема 54. Диагностика в семейном консультировании и требования к проведению.
  • Тема 55. Помощь психолога-консультанта семье, находящейся в ситуации развода.
  • Тема 56. Виды психотерапевтического вмешательства в консультировании.
  • I этап - идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
  • II этап когнитивной психотерапии - отдаление
  • III этап терапии - проверка истинности неадаптивной мысли
  • Виды игровой психотерапии: Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
  • Тема 57. Индивидуальная и групповая психотерапии в консультировании семьи.
  • Тема 58. Понятие бизнес-консультирования, его цели, задачи и методы.
  • Тема 59. Оказание психологической помощи по телефону, этика телефонного консультирования.
  • Тема 60. Техники оказания психологической помощи по телефону.
  • Тема 41. Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы.

    Место психологического консультирования в системе мероприятий оказания психологической помощи личности в сложной жизненной ситуации.

    Цели психологического консультирования и деятельности психолога-консультанта. Задачи психологического консультирования и их связь с направлением оказания помощи.

    Виды психологического консультирования и их особенности. Принципы психологического консультирования.

    Сходства и различия психологического консультирования с психотерапией, психокоррекцией и психодиагностикой.

    Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

    Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

    Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели :

    1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

    У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

    2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны , без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет . Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

    3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени . В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

    4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

    5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

    6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту , а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

    7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

    Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи :

    1. Уточнение (прояснение) проблемы , с которой столкнулся клиент.

    2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы , о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

    3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

    5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов , предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

    6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

    7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений , освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

    Принципы психологического консультирования :

    1. Компетентность, профессиональная и научная ответственность (Не навреди!)

    Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.

    Чтобы быть компетентным, консультант обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

    Консультант несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения и психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.

    Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.

    Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.

    2 . Конфиденциальность

    Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам - важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.

    Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.

    Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.

    Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

    Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах.

    Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно установить такие границы.

    1. Обязательно соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

    3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.

    5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

    1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

    3. Необходимость госпитализации клиента.

    4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

    Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.

    3.Исключение профессиональных злоупотреблений (информированность клиента)

    К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести еосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.

    Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.

    Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

    Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.

    4. Принцип «Не оценивать» (безоценочное отношение)

    Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение, наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение - эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.

    На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

    ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    студентки 5 курса гуманитарного факультета

    Учебная дисциплина: «Методы групповой и индивидуальной терапии»

    Тема: « ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

    Одесса-200 8 г.

    ПЛАН

    Введение

    1. Основные принципы психологического консультирования

    1.1. Компетентность.

    1.2Конфиденциальность.

    1.3.Исключение профессиональных злоупотреблений.

    1.4. Принцип «Не оценивать».

    Заключение

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ

    Консультант, как и другие профессионалы не только способствует разрешению психологических проблем – он также защищает психическое здоровье пациента и несет ответственность за вред, нанесенный его свободе. Он должен прилагать все усилия для создания психологически комфортной атмосферы, а в некоторых случаях и предупреждать о возможных состояний дискомфорта. Речь идет об этике принципов, которым должен придерживаться профессиональный психолог и психотерапевт.

    Консультант, психотерапевт и другие специалисты несут этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность обусловливает особую важность принципов в психологическом консультировании и психотерапии.

    Цель данной работы охарактеризовать основные принципы психологического консультирования.

      ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

        Компетентность и профессиональная и научная ответственность

    Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.

    Компетентность диктует мельчайшие приемы обращения с той или иной патологией, формирует его экспектации в тех или иных случаях психологического профили.

    Чтобы быть компетентным, психотерапевт обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

    Практический психолог несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения м психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.

    Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.

    Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.

        . Конфиденциальность

    Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта – использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.

    Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.

    Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.

    Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

    Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах.

    Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно установить такие границы.

      Обязательно соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

      Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

      Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

      Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.

      Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

      Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

      Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

      Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

      Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

      Необходимость госпитализации клиента.

      Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

    Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.

    1.3.Исключение профессиональных злоупотреблений

    К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.

    Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.

    Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

    Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.

    1.4. Принцип «Не оценивать»

    Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение, наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение – эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.

    На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из анализа основных принципов психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого консультанта. Профессиональный консультант должен сочетать узкоспециальные аспекты работы с этическими и, наоборот, неэтичность практического психолога сочетается с его непрофессионализмом.

    Во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога. Среди основных принципов работы практикующих психологов указываются: профессиональная компетентность консультанта; соблюдение конфиденциальности; запрет на двойные отношения, т.е. исключение злоупотреблений и принцип «Не оценивать».

    Консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам:

      Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

      Ценностные ориентации организаций, в которых работают консультанты могут не совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

      Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

    ЛИТЕРАТУРА

      Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.-М.: Академический Проект ОППЛ, 2002.

      Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 1999.

      Шавердян Г.М. Основы психотерапии.-СПб.: Питер, 2007.

    психологический консультирование эмоциональный этический

    Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).

    Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.

    1. Обеспечение конфиденциальности.

    2. Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).

    3. Осознание консультантом своей ограниченности.

    Рассмотрим подробнее эти правила.

    1. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).

    А. В процессе заключения контракта с клиентом (в самом начале консультирования) оговаривается возможность и формы использования информации о нём в профессиональных целях. Сюда относится представление «случая» для супервизирования, предоставление описания встреч для учебных целей или для контроля деятельности консультанта и другое «открытие» информации о клиенте, цели которого оговариваются (обсуждаются) с клиентом.

    Б. При выборе условий и обстоятельств использования полученной в процессе консультирования информации критерием являются интересы клиента. Например, при одновременном консультировании разных членов семьи информация о них передаётся с их согласия во имя их блага. Так же, как и в первом случае, в ходе заключения контракта с клиентом последний информируется о возможных обстоятельствах, при которых не соблюдается конфиденциальность.

    Бесспорно, существуют границы соблюдения конфиденциальности, они описаны в литературе (Р. Кочюнас, Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) и др.:

    1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

    2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

    3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.

    4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

    5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

    6. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

    7. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

    Наиболее часто в литературе указываются следующие условия и обстоятельства, ограничивающие соблюдение принципа конфиденциальности в консультировании (5):

    1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

    2. Преступные действия, совершаемые над несовершеннолетними (насилие, развращение, инцест и др.).

    3. Необходимость госпитализации клиента.

    4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    2. Второй принцип, принцип автономности, относится к типу отношений консультанта и клиента и постулирует соблюдение личных прав и свобод клиента. Он включает, прежде всего, профессиональную ответственность консультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уважение особенностей клиента. Такое отношение проявляется на всех этапах консультирования, в каждой интервенции консультанта по отношению к клиенту: то, как консультант представляется, то, как он обращается к клиенту, как заключает с ним контракт на консультирование. Предоставление клиенту исчерпывающей информации об условиях консультирования, возможности выбирать направление и способы работы в процессе консультирования, ознакомление его с тем, что будет происходить и каковы границы конфиденциальности - всё это создаёт взаимные уважительные и доверительные отношения с клиентом. В этом случае у него не возникнет ощущения, что с ним что-то делают, что им манипулируют.

    3. Третий этический принцип консультирования - осознание консультантом своих границ. Он сконцентрирован на вопросах, относящихся к ответственности консультанта по поводу своей профессиональной компетенции. Он может касаться вопросов рекламы и экспертизы, профессиональных полномочий и ответственности перед обществом. В целях повышения осознанности этих вопросов консультанту рекомендуется делиться своим опытом с коллегами, работать с супервизором. При этом важно также отслеживать взаимное влияние консультанта и клиента. Консультант должен уметь определять меру помощи, которую может оказать клиенту. При недостаточной компетентности консультант обязан обращаться за помощью и супервизией к более опытным коллегам и в отдельных случаях даже отказаться от консультирования.

    Практикующий консультант, как и любой другой человек, не может претендовать на совершенство, он по-своему ограничен. Он не может рассчитывать на отличный результат с каждым клиентом. Как пишет Кочунас, «Честно говоря, с некоторыми клиентами вообще невозможно работать. Да и не нужно. Цель консультанта -- не стать специалистом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы. Не следует забывать, что какой бы ни была проблема -- неудачи в школе, алкоголизм или семейный конфликт, -- понять ее можно только при анализе переживаний человека. Обязанность консультанта -- понять клиента, а не найти ответы на вопросы, которые ставит перед клиентом жизнь».

    Понимая свою ограниченность, в рамках уже первой встречи ему следует решить, будет ли он продолжать работу с данным клиентом. В том случае, если консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые клиентом проблемы, либо проблемы клиента требуют специализированной помощи, или дальнейшей работе могут мешать еще какие-нибудь причины (например, личные), клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению специалистов, следующие:

    1. Консультант не компетентен решать проблему, изложенную клиентом.

    2. Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.

    3. Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.

    4. Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.

    5. После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении (Кочунас: George и Cristiani (1990)).

    3. Следующий этический принцип - запрет на двойственные отношения. Как показывает практика, консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов нецелесообразно. Это связано с существующим в двойных отношениях конфликтом интересов и со сложностью разграничивать двойные отношения. Также это связано с развитием в отношениях клиента и консультанта явлений переноса и контрпереноса (подробнее они рассматриваются в следующем разделе пособия). Понимая специфику этих явлений и их влияние на такие «специальные» отношения, которыми оказываются отношения консультанта и клиента, можно понять, что переход границ «специальных» отношений в другой тип отношений, с одной стороны, нарушает их целительный характер, их «лабораторность», необходимую для исследования в их контексте проблем клиента. И с другой стороны, переход отношений «консультант-клиент» в личные или деловые приводит к тому, что они становятся направленными на удовлетворение тех или иных потребностей и желаний партнёров. При этом консультант теряет возможность занимать объективную и отстранённую позицию, являющуюся условием психологической и психотерапевтической помощи.

    Сексуальные отношения между консультантами и клиентами являются неприемлемыми ни с этической, ни с профессиональной точек зрения. Они основаны на злоупотреблении преимуществами роли консультанта и особенностями консультативных и терапевтических отношений.

    Все виды двойственных отношений в консультировании характеризуются уязвимостью клиента, «переносными» отношениями клиента к консультанту, зачастую с элементами идеализации. Все виды двойственных отношений между консультантом и клиентом изначально не равноправны и заключают в себе опасность эксплуатации клиента. Одна сторона в них (клиент) более уязвима, чем другая (консультант).

    Помимо перечисленных, в литературных источниках описываются и другие этические принципы консультирования. В них фокусируются цели и направленность работы консультанта. Это принципы: благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда); принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба); принцип действия в интересах клиентов. Реализации этих принципов достичь существенно сложнее, чем их декларировать. Опасность заключается в соблазне для консультантов распространять на клиентов свои личные ценностные ориентации и игнорировании их действительных потребностей и степени заинтересованности двигаться (или не двигаться) в том или ином направлении.

    Необходимость следования этическим принципам консультирования кажется, на первый взгляд, абсолютно понятной и простой для соблюдения. Однако в реальной практике встречаются объективные трудности их применения. В литературе описаны основные из них:

    1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

    2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором

    3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдается кодекс этики (Кочюнас: George и Cristiani (1990)

    Именно упомянутые этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических кодексов при решении возникающих в консультировании проблем.

    Например, в работе с клиентами, имеющими суицидные намерения, в противоречие входят обеспечение безопасности клиента и сохранение его автономии и права на свободное самоопределение. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Кочюнас: Beauchamp, Childress, 1983).

    В литературе обсуждаются сложные ситуации, например, как вести себя консультанту, если в ходе сеанса он узнаёт об асоциальном замысле клиента, если он наблюдает следы насилия или признания об инцесте от ребёнка, если родители просят рассказать подробнее о внутреннем мире своего скрытного подростка и многие другие.

    В некоторых странах (например, в США) несоблюдение психологом этических принципов может привести к лишению его диплома и права на практику.

    При подробном рассмотрении этических принципов консультирования становится понятным, что все они взаимосвязаны и взаимоперетекают друг в друга. Источниками информации, опорными пунктами для консультантов при принятии этических решений становятся свои морально-нравственные ценности, ориентация на этические стандарты и правовые прецеденты, супервизии и советы своих коллег, кодексы и справочники. Как для своего собственного благополучия, так и для благополучия клиентов консультантам очень важно быть хорошо информированными в области этики и морали.

    Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы консультанта. Существуют определенные принципы поведения консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности консультативного воздействия.

    Приведем общие принципы психологического консультирования, выделенные различными авторами (Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.):

    1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
    Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность - один из самых труднореализуемых принципов. По нашему мнению, на его полное воплощение в процесс консультант затрачивает лет 17. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам. Кроме того, всегда, борясь с искушением оценивать другого по своим меркам и жизненным эталонам, стоит напоминать себе - «смотря, что с чем сравнивать...». Воистину «не судите, да не судимы будете».

    2. Ориентация на нормы и ценности клиента
    В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившегося за помощью. Только встроившись в этот внутренний диалог человека с самим собой, можно начать движение из тупика. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

    3. Запрет давать советы
    Это широко известный и пропагандируемый принцип, основанный якобы на том, что ответственности за чужую жизнь нельзя на себя брать. Все это так, но однако мы предлагаем посмотреть на данный принцип иначе. Во-первых, человек часто приходит именно за советом, он готов «сдать» свою свободу в обмен на четкую инструкцию правильных действий; во-вторых, весьма распространенной является ситуация, когда психолог (например, школьный, детский практический психолог) дает советы, иногда называя их рекомендациями, и т. п. На наш взгляд, здесь уместно оговорить следующее.
    Давайте советы, если вы их знаете. Нередко психолог и рад бы дать совет, да он его не знает.
    Человек вправе выслушать совет и поступить по-своему. (Т. е. да если бы их еще и брали).
    Некоторые жизненные понятия (любовь, внимание, счастье и др.) в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования. Поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял».

    Например, психолог посоветовал матери, обратившейся за помощью, разобраться в своих отношениях с сыном-подростком. Она вернулась домой и устроила головомойку ребенку, при этом подкрепляя свои крики и нотации тем, что ей так психолог велел. На память приходит случай, когда учительница посоветовала хорошему мальчику Жене, ученику 2-го класса, закончившему учебный год с одной четверкой, прийти домой и подумать, что ему мешает учиться. Он пришел, подумал и решил, что причина в том, что он много играет и много времени сидит у телевизора за просмотром мультфильмов. Ребенок решил поступить мужественно: отказаться и от игрушек, и от мультфильмов. Он взял и выбросил с балкона 8-го этажа и игрушки, и телевизор... Операция по избавлению от пороков прошла успешно, но вряд ли это имела в виду учительница.

    Совет должен быть востребованным, своевременным (что толку после драки махать кулаками или давать совет «под руку») и уместным. Мастерство и искусство психолога-консультанта состоит в том, чтобы дать правильным образом верный совет нужному лицу и в нужное время.

    4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность
    Человек имеет право на анонимность обращения и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

    5. Разграничение личных и профессиональных отношений
    Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процессуально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Результативно также лучше не иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом, ибо известно уже из медицинской практики, что «своих» не оперируют.

    6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее
    Человек обращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в тупике наедине, однако ходит-то клиент сам. Иногда встречаются клиенты с пассивной позицией, жаждущие, чтобы за них воспитывали, действовали, решали и пр., они даже готовы это высоко оплачивать, но чтобы психолог избавил бы их от всех забот и обязательно добился качественного результата. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность - клиента и консультанта - для достижения позитивного результата.

    7. Не навреди
    Принцип из широко известных, популярных, но не конкретных. Вряд ли кто-то организует свою профессиональную деятельность, стремясь кому-то вредить (это уже не по части психологии, а по части правоохранительных органов). Известно, что проще всего не навредить, если ничего не делать. Как правило, этот принцип («Не навреди!») регулярно провозглашают те, кто не знает, как научить начинающих, что можно делать в практической психологии, а чего нельзя. На всякий случай провозглашается: «Не навреди!», тем самым снимается ответственность с лица, транслирующего знания. Последний всегда может сказать, что предупреждал. Этот принцип, конечно же, должен доводиться до каждого психолога с целью напоминания об ответственности, но в практике и особенно в супервизии стоит дополнять его четкими комментариями, что можно делать в консультировании, а чего делать нельзя никогда.

    © 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары