Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пятнадцать тонн золота спрятаны на юге россии. Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение Под землей или под водой

Борис Степанович Лащилин (1906-1987) родился 21 сентября 1906 года в станице Михайловской Хопёрского округа области Войска Донского (ныне — Волгоградская область) в семье станичного атамана Степана Митрофановича Лащилина.

Золотые кони хана Батыя

Приходилось мне бывать в заволжских степных селах, и в тех, что стоят на рукаве Волги Ахтубе. От старожилов их приходилось многое слышать о Золотоордынском ханстве, о его столице Сарае и ханах Батые, Джанибеке, Берке и Мамае. При этом старожилы очень часто указывали на места, где сохранялись, чуть ли не до наших дней, развалины татарских городов, их дворцов и мечетей.

Упоминали также и о том, что после того как воины Ивана Четвертого покорили Астраханское царство и в Астрахани началась постройка кремля, кирпич для него брали из развалин древних татарских городов. Очищали от извести, грузили на баржи и сплавляли вниз по Волге. При внимательном осмотре кремлевских стен Астрахани еще и сейчас сквозь толстый слой побелки можно видеть пояса, выложенные из покрытого цветной глазурью, зеленого и красного кирпича. Таким цветным кирпичом облицован был дворец Золотоордынских ханов в их столице Сарае, куда на поклон к грозным владыкам стекались правители и князья покоренных ими стран.

Из того, что довелось мне узнать в Заволжье, больше всего запомнилась легенда о золотых конях, отлитых будто бы по велению хана Батыя. Впервые слышать ее пришлось в Ленинске, бывшем Пришибе - старом русском селе на Ахтубе, где в метельный январский день из-за переносов и бездорожья задержалась наша автомашина. Вечером хозяин, у которого мы остановились, чтобы переждать метель, старый рыбак, вспоминая про прежнее, про бывалое, а также и слышанное им от дедов, рассказал нам эту легенду. Его рассказ был прост, бесхитростен, но подкупал своей непосредственностью. Словно хозяин наш сам был участником и очевидцем того, что когда-то происходило несколько веков тому назад в заволжских степях. Спокойно и не спеша говорил он:

После того как хан Батый разорил Рязань и Киев, то вернулся в низовье Волги и здесь, среди степей, покрытых редкою полынью, решил построить свою столицу Сарай, воздвигнуть ее на удивление всем соседним народам.

Как известно, степняки-татары - плохие строители, и Батый, знавший это, распорядился в покоренных и подвластных ему странах собрать всех искусных мастеров, среди которых оказалось немало и русских умельцев. Они-то и построили ему чудо-город с роскошными дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Работой их Батый остался доволен.

Но ему казалось всего этого мало, и, чтобы еще больше показать свое величие и богатство, он отдал приказание - всю дань, собираемую им за год, обратить в золото и отлить из него двух коней. Этих золотых, с горящими рубиновыми глазами коней и поставили при входе в столицу Золотоордынского ханства, у ее городских ворот. Тут и стояли они до тех пор, пока столица не перенесена была из Старого Сарая в новый, построенный ханом Берке, где их тоже поставили у ворот города.

Шли годы, один хан сменялся другим. Только кони по-прежнему стояли на своем месте. Так было, пока русские не разбили Мамая на Куликовском поле. После боя он бежал с остатками своей орды, чтобы укрыться в низовьях Волги, но узнал дорогой, что князья против него подняли восстание. Мамай был вынужден искать себе убежище на чужбине, где, не пережив позора, умер. На родину было привезено его тело и похоронено на одном из холмов Ахтубы. С ним вместе был погребен и один из золотых коней.

Говорят, что Мамай и сейчас сторожит золотого коня, так как никому его до сих пор еще не удалось отыскать.

Утром, когда собрались мы в путь, шофер наш поитересовался и спросил хозяина:

— А куда же девался второй конь?

Старик на него посмотрел, пожал плечами и коротко ответил:

— А уж этого я не знаю и сказать ничего не могу. Врать не приучен.

Позже я убедился, что легенда о золотых конях распространена в Заволжье. Ее рассказывали в Харбалях, Сасыколье, Черном яру, Селитерном и других селах. Причем каждый раз по-разному. Одни утверждали, что кони были из бронзы и только позолочены, другие же говорили, что они золотые, но внутри пустотелые, а третьи заверяли, что все из чистого золота и в них никаких пустот не было. В одном лишь были все рассказчики единодушны, что Мамай похоронен с одним только золотым конем, а что сталось с другим, из них никто не мог ничего сказать. Большинство отвечали на этот вопрос так же, как и старый рыбак из Ленинска, — не знаю. Это заинтересовало меня, и я решил обязательно узнать, куда же девался второй конь Батыя.

Знакомясь с рядом работ о Нижнем Поволжье, я старался найти хотя бы что-либо об этой интересной легенде. И мои усилия не оказались тщетными. В капитальном историко-географическом труде «Россия», в шестом томе, упоминается заволжское, неподалеку от Пришиба, село Растегаевка, и там указано возле него находится несколько Мамаевских курганов. А уж далее говорится — сохранилась легенда, что в одном из них и теперь спит Мамай, живой, и сторожит зарытого там золотого коня. Но о другом же коне Батыя я, к сожалению, и в этом объемистом томе не отыскал ни одного слова. Это, само собой понятно, могло вызвать только чувство досады, но в то же время дало возможность убедиться в исключительной живучести легенды именно с такой концовкой.

После этого прошло три года. В одном из казачьих хуторов, стоявшем неподалеку от Астраханского шляха, я разговорился с пожилым, лет около семидесяти, бывалым казаком Алексеевичем. Он как-то вскользь заметил, что проходящий вблизи их хутора шлях именовался прежде Ногайским, и вот еще тогда по нему везли золотого коня. Я попросил Алексеевича тут же рассказать мне поподробнее об этом. И от него узнал о судьбе второго золотого коня Батыя. Старое казачье предание говорило так:

— После Куликовской битвы отдельные отряды русских воинов-смельчаков, не страшась уже более татар, стали проникать в степи, уходя все дальше и дальше на юг. Один из них перебрался на Волгу и напал неожиданно на столицу Золотоордынского ханства Сарай. Ужас охватил татар, и воины-смельчаки несколько часов были хозяевами в городе. Сокровища хана и все богатства его знатных вельмож могли бы стать их добычею. Но ничто не прельстило русских, и только, уходя из города, как священную реликвию татар, захватили они с собою одного из золотых коней Батыя.

Когда об этом стало известно хану, то он, придя в ярость, тут же за ними снарядил погоню. Несколько дней преследовала их она, и тогда русские смельчаки, видя, что им все равно уже не уйти от татар, спрятали свою дорогую и редкостную добычу, а сами все, выехав навстречу погоне, выхватили из ножен мечи и бросились на врагов. Завязалась жаркая сеча. Русских была горстка, а татар несметное полчище — и как ни бились они, как ни крушили врагов, из них ни один не вернулся домой, все полегли в бою. Найти же золотого коня татары так и не смогли. Они ни с чем возвратились к своему хану.

После того, как рассказано было это предание, я спросил Алексеевича:

— А не искал ли кто из казаков этой спрятанной русскими смельчаками добычи?

— Как же,- ответил Алексеевич,- искали, но ничего не находили. Очень уж трудно напасть на то место, где была она спрятана. Одни раскапывали курганы, другие пробовали поискать ее на дне озера, третьи обшарили немало оврагов и балок, тоже рыли, но нигде ничего. И не только по ближним к нам местам, но и в других хуторах и станицах — и все попусту. Степь-то велика, ширь необъятная, узнай попробуй где и сумей попади в точку.

Слышанное в казачьем хуторе предание явилось как бы логическим завершением и своеобразным концом заволжской легенды. И невольно заставило меня задуматься. В прошлом в Заволжье было сделано немало интересных находок. В шестидесятые годы девятнадцатого столетия в окрестностях села Селитерного на месте развалин древнего города найден был большой золотой кубок с надписью на татарском языке, который приобрел калмыцкий найон, отдав за него взамен несколько десятков баранов.

В окрестностях Царева при раскопках курганов были найдены мраморные колонны, холодное оружие, золотые перстни, кольца, браслеты и другие украшения.

Ряд крупных находок сделал археолог А. Терещенко у села Зубовки в 1843-1847 годах. Здесь ему удалось найти сосуд из чистого золота весом более восьмисот граммов, серебряное блюдо, кувшины, золотую корону хана Джанибека и большое количество золотых, серебряных и медных монет татарского, турецкого и индийского происхождения, отчеканенных в двенадцатом и тринадцатом столетиях.

Примечательно, что в одном из Мамаевских курганов у села Растегаевки в 1858 году найдена золотая чаша с надписью на арабском языке и в следующем 1859 году - золотое блюдо.

В последние годы сделано много по изучению материальной культуры Золотоордынского ханства и советскими археологами. Но как-то странно, что прожившая не менее чем полтысячи лет легенда о золотых конях хана Батыя почему-то до самого последнего времени никого не заинтересовала и не привлекла ничьего внимания. Тайна этих коней так и остается еще неразгаданной, она ждет своих исследователей. И, быть может, им будет сопутствовать удача в их трудной, но интересной работе.

Борис Степанович Лащилин. На родных просторах. Записки краеведа. 1968 г.

Категории ,

Золотые кони хана Батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно.

История коней примерно такова: после того как хан Батый (1209 — 1255) разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай (Старый Сарай или Сарай-Бату).

Это был прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами.

Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе — были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми.

Фигурки золотых коней. Иллюстративное фото

Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в Новый Сарай (Сарай-Берке) (вблизи нынешнего села Царев Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать.

Фрагменты изразцового декора дворца чингизида. Золотая Орда, Сарай-Бату. Керамика, надглазурная роспись, мозаика, позолота. Селитренное городище. Раскопки 1980-х годов.

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, но точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы.

В 6-м томе капитального историко-географического труда «Россия» упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько «мамаевских курганов», в одном из которых спит «живой Мамай».

Во всех многочисленных вариантах этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжья) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Развалины Сарай-Берке

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска, казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды.

Один такой отряд, пользуясь паникой в стане врага, прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов.

Сейчас трудно утверждать — были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно — выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству.

Тем не менее казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное, казаки развернулись и приняли неравный бой.

Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но, несмотря на понесенные потери, ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо ни один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть — на это тоже требуется время. Значит — утопили?

Разумеется, коней искали. Поисками золотых статуй в XIX веке занимались в основном искатели-одиночки. В 1950-х годах писатель-фантаст Иван Ефремов писал в «Туманности Андромеды», что некого золотого коня обязательно найдут в будущем (правда, по Ефремову его почему-то найдут на дне Индийского океана в XXX веке).

В 1990-х годах Сергей Алексеев в своем романе «Сокровища «Валькирии» написал, что еще в 1960-е годы эти золотые кони были найдены «спец-группой КГБ». Однако написанное не было подкреплено хоть какими-то достоверными сведениями и во многом вызывает законные сомнения).

В конце 1990-х годов поползли слухи о том, что одного золотого коня нашли при раскопках вблизи некоего поселка Р., но дальше этой информации дело так и не пошло.

По материалам "Энциклопедия загадочных мест России" В. Черноброва

Легенды гласят, что татаро-монгольский хан Батый во время нашествия на Русь захватил немало сокровищ, которые спрятаны где-то на территории нашей страны. Но пока еще никому не удавалось до них добраться.

Сгоревшая крепость

Одним из таких мест могут оказаться окрестности поселка Золотаревка под Пензой. Там сохранились остатки древнего городища. Как утверждает историк Геннадий Белорыбкин, в XIV веке здесь стояла крепость, которая была разрушена и сожжена войском хана Батыя. По неизвестной причине на месте сожженной крепости оставили трупы убитых воинов, оружие и украшения. Мародеры опасались притронуться к ценностям, так как боялись проклятия, якобы поражавшего каждого, покусившегося на них. Так все и осталось на месте. Уже в наше время в районе Золотаревки проводили археологические раскопки, но никаких ханских сокровищ не нашли.

Золотые кони

Еще одно предание рассказывает о «золотых конях хана Батыя». Их якобы отлили из золота, собранного со всей Руси в качестве дани хану. Кони эти с рубиновыми глазами некогда «охраняли» ворота в Сарае – расположенной в низовьях Волги столице татарского государства Золотая Орда, служа символом его могущества.

Затем татаро-монголы перенесли свою столицу в район нынешнего села Царев Волгоградской области. Вместе с ней переехали и золотые кони. Но после победы русских над войском хана Мамая на Куликовом поле о легендарном сокровище больше ничего не слышно. Одного из коней будто бы закопали вместе с телом Мамая, чтобы тот «охранял» хозяина. По преданию, похоронили хана на одном из холмов за Волгой. Но точного расположения «Мамаева кургана» никто не ведает.

Второго же коня якобы сначала забрали с собой казаки, напавшие на стан ордынцев. Но те бросились вдогонку за обозом, на котором везли награбленное. Состоялся бой, в котором полегло множество людей. Что же касается статуи золотого коня, то она бесследно исчезла. Некоторые историки предполагают, что казаки бросили ее в один из близлежащих водоемов, и она до сих пор лежит на дне какого-нибудь озера…

Правда, слухов об этом золотом коне ходило еще множество. Так, советский писатель Иван Ефремов в книге «Туманность Андромеды» уверял, что статуя покоится на дне Индийского океана. Другой литератор, Сергей Алексеев, в романе «Сокровища “Валькирии”» писал, что оба Батыевых коня были найдены еще в 60-е годы ХХ века «спецгруппой КГБ». Но подкреплен ли литературный вымысел какими-то реальными фактами, выяснить так и не удалось.

В конце 90-х годов прошлого столетия появилась информация, что один из Батыевых коней был обнаружен при раскопках близ поселка Р. Там побывала экспедиция Научно-исследовательского объединения «Космопоиск». Исследователи опросили местное население, однако никаких сведений о находке не получили.

Обоз на Селигере

Согласно еще одному мифу, воины Батыя спрятали целый обоз с награбленными ценностями где-то в районе озера Селигер, что в Тверской области. Его якобы искали еще во времена Екатерины II. Тогда в эти края прибыли из Санкт-Петербурга люди со старинными бумагами, в которых указывалось местонахождение клада. В частности, в них говорилось, что, если копать с востока, то копатели наткнутся на чугунную дверь, за которой «такое богатство, что на всю Тверскую губернию хватит на сто лет».

По легенде, раскопки велись в районе деревни Жеребцово. Наконец наткнулись на огромный тесак и угол какого-то каменного сооружения. Но докопаться до него так и не успели: ночью руководителю раскопок явился черноусый воин в доспехах с тем самым тесаком в руке и пригрозил, что если наутро все отсюда не уберутся, то найдут здесь свою смерть. Видели воина и другие… Испытывать судьбу не стали, экспедиция вернулась в столицу.

Лет десять назад поисковики из московского клуба «Раритет» пытались отыскать обоз с сокровищами Батыя на дне озера Серебряного. О том, что ценности там, им поведала некая женщина-экстрасенс.

Взяли пробы воды из озера. Оказалось, что в них действительно присутствует повышенное содержание серебра. Также в водоеме не водилась рыба. А еще на самой его середине торчал непонятный бугор. Но получить разрешение на проведение серьезных поисковых работ на Серебряном не удалось, так как озеро расположено на территории государственного заповедника.

Сокровища на дне озера пробовали искать и частные лица. Рассказывают, что были случаи гибели ныряльщиков: причиной становились судороги из-за резкого перепада температур: на глубине Серебряного встречаются области с ледяной водой. Но местное население уверено: искатели пали жертвами проклятия, ведь клад Батыя охраняют сверхъестественные силы…

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

«Когда я приезжаю в «Пермь-36», у меня есть ощущение памяти, которую необходимо хранить… Как только последний из нас забудет, как все было на самом деле, так все тут же начнётся снова. Поэтому помнить необходимо», - сказал Андрей Макаревич на Международном гражданском форуме «Пилорама», в шестой раз прошедшем йа территории музея-лагеря «Пермь-36» - единственного в России мемориального комплекса истории политических репрессий.

Могущество человека сегодня очевидно. Нажатием всего нескольких кнопок он способен уничтожить всю жизнь на Земле. Однако это могущество и ограничено. Пока мы не можем предотвратить ни засуху, ни катастрофическое наводнение, ни извержение вулкана, землетрясение, цунами… Последствия же их всегда одни и те же: помимо гибели множества людей, большие участки земли становятся непригодными для дальнейшего проживания, а это влечёт за собой миграцию народов. И очень возможно, что они придут в другую страну не с рукой, протянутой за помощью, а с оружием!

Тосканская маркграфиня Матильда родилась в XI веке, а умерла уже в XII. По тем временам она была личностью уникальной: властная и жёсткая, она не просто участвовала в политических интригах, но и вела полноценные военные действия. В историю она вошла как ярая сторонница папы римского Григория VII.

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

23 марта 1989 года капитан Джозеф Хейзелвуд зашёл в бар в портовом городе Вальдес на Аляске. Было 16 часов, и у него выдалось несколько часов свободного времени, пока на нефтяном терминале перекачивали в танкер 200 миллионов литров сырой нефти. Хейзелвуд играл в дартс со своими помощниками и пил водку. Тёплая компания весь вечер отдыхала в баре.

Свастика (санскр.) - крест с загнутыми под прямым углом (реже - дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещённых молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2000

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе
капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами
глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на
глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный
бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные
сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары