Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Работа по формированию фонематического слуха. Виды работы по развитию фонематического слуха

Любовь Борисова
«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе

В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе .

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе , в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и семье .

Для успешного обучения в школе мы должны формировать у своих воспитанников фонематические процессы . Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов , различают понятия «фонематический слух » и «фонематическое восприятие » (слайд №2)

(слайд 3) Под фонематическим слухом понимают тонкий слух , позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка . Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями

(слайд 4) Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова ; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития , спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника , а также закладывает основы успешного обучения в школе .

Хорошо подготовить ребенка к школе , создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия . Работу по развитию фонематического восприятия я провожу целенаправленно и поэтапно.

(слайд5) Можно выделить следующие этапы :

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем ;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

В начале учебного года провела диагностику по образовательной области «Речевое развитие » и выяснила, что у большинства детей нарушено фонематическое восприятие .

Мы все знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном учреждении . Игра – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки , будит фантазию, стимулирует развитие мышления . Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка , переходным моментом для включения его в учёбу.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игры или игровые упражнения, используемые мной, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче . Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников .

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей .

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей . Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе .

Поэтому развитие фонематического восприятия я провожу в игровой форме, с использованием игровых приёмов. Это способствует развитию и поддерживанию интереса детей , активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Игры провожу как во время организованной деятельности с дошкольниками , так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей .

Начала работу по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти . Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Затем работу по развитию фонематического восприятия вела сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

(слайд 6) Игры, которые использую на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки и на развитие слухового внимания и слуховой памяти . Это :

(слайд 7) Игра «Угадай, что делают» ;

(слайд 8) Игра «Угадай, кто кричит» ;

(слайд 9) Игра «Угадай, на чём играю» ;

(слайд 10) Игра «Где звучало?» ;

(слайд 11) Игра «Угадай, что делать?» ;

(слайд 12) Игра «Угадай, кто идёт» ;

(слайд 13) Игра «Солнце или дождик» ;

(слайд 14) Игра «Хлопни, как я» , «Дятел» .

С помощью игр решала задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, проводила следующие игры : «Угадай, кто позвал?» : дети угадывали товарища - по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т. д.) .

(слайд 15) Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса такие, как :

(слайд 16) игра «Далеко – близко» ;

(слайд 17) игра «Большой – средний – маленький» ;

(слайд 18) игра «Взрослый или детёныш?» ;

(слайд 19) игра «Телефон» и многие другие.

(слайд 20) Для различения слов, близких по звуковому составу использовала игры, такие как :

(слайд 21) Игра «Красный – зелёный» ;

(слайд 22) Игра «Цепочка» ;

(слайд 23) Игра «Подбери картинку» ;

(слайд 24) Игра «Какое слово лишнее?» ;

(слайд 25) Игра «Самое короткое слово» ;

(слайд 26) Игра «Самое длинное слово» ;

(слайд 27) «Подскажи словечко» ;

(слайд 28) На дифференциацию слогов и фонем использовала следующие игры :

(слайд 29) Игра «Чей звук?» ;

(Слайд 30) «Назови лишний» ;

(слайд 31) «Назови по порядку слоги» ;

(слайд 32) Игра «Бабочки» ;

(слайд 33) Игра «Девочки – гласные» ;

(слайд) Игра «Мальчики – согласные» ;

(слайд 34) Игра «Флажки» ;

(слайд 35) Игра «Наушник – колокольчик» ;

(слайд 36) На развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов стоят задачи :

v Определение количества слогов в словах разной сложности;

v Выделение первого и последнего звука в слове;

v Определение места, количества, последовательности звуков в слове;

v Развитие фонематического представления .

Для их решения я использовала игры на определение количества слогов в словах разной сложности :

«Отбей слоги мячом»

Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики»

Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА»

Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК»

На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове

(слайд 37) На выделение первого и последнего звука в слове брала следующие игры :

«РЫБАЛКА»

С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки : лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.

«ТАРЕЛОЧКИ»

На столе – три тарелочки : зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая : «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает : «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [в’]». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна : синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

(слайд 38) А также использовала игры на определение примерного места звука в слове :

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?»

Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук : в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке»

На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек»

В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать где слышится звук.

«Клумба»

Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

(слайд 39) Немало важны игры на определение количества и последовательности звуков в слове такие, как :

«ФИШКИ»

С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора»

На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо»

С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.

(слайд 40) На развитие фонематических представлений использовала такие игры, как :

«Стаканчики»

Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий)

«Цветик – семицветик»

В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [З]) . Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

Для развития речевого слуха на занятиях по развитию речи проводила фонематические пятиминутки , так как они являются эффективной формой работы . Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха , но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память , знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы , стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми – я давала образец чтения, а затем заучивали наизусть. Чтобы облегчить запоминание, прибегала к описательному, рисунчатому жесту, применяла ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага) . Текст можно говорить шепотом и громко. Также использовала соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко) .

Некоторые из предложенных стихов заучивали в движении. Так, при работе с четверостишием :

Глупый гном глядел, глядел,

Громкий горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

Группа марширует, читает стихи и разыгрывает сценку. При заучивании двустишия :

Поезд мчится скрежеча ж-ж, ч-ч, ща.

Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.

При проведении фонематических пятиминуток использовала и такую форму работы , как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки :

Расскажи мне про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Особенно эффективным был диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.

Например :

Та, та, та - нет у нас кота.

Тя, тя, тя - вот мое дитя.

На, на, на - стою у окна.

Ня, ня, ня - я веду коня.

Некоторые из стихотворений заучивали по ролям, разыгрывали сценки. Так, при работе над произношением звука «ж» , использовала стихотворение «Жук и жаба» , можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора дети повторяли за мной хором.

Дети : Жаба толстая сидит

И по сторонам глядит.

Ведь на ужин жук ей нужен,

Очень нужен жабе жук.

Жаба : Вот жука бы увидать;

И скорей его поймать,

Ведь на ужин жук мне нужен,

Очень нужен жук на ужин.

Дети : Вот жук летит,

Жужжит, жужжит.

Жук :Я летаю и жужжу :

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»

Надоело мне летать,

Надоело мне жужжать,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Под ромашкой посижу».

Дети : Жаба жука увидала,

Прыг, прыг - и поймала.

Затем роли могут меняться.

Для фонематических пятиминуток также использовала считалочки и ритмостихи. Так как, развивая фонематический слух , выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.

Фонетические упражнения проводила 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи , на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки хорошо отрабатывали в медленном произношении.

Чаще всего стихи читали хором, особенно это важно при работе с детьми , которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда предлагала читать их отдельным детям.

Материал время от времени повторяла, так как он быстро забывается.

Игровая форма пятиминуток оживляла занятие по развитию речи и делала более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.

Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников , развивают их память , мышление, воображение.

Конечно же, каждое занятие не обходилось без здоровьесберегающих технологий. Применяла : психогимнастику, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры. А также развивала артикуляционную моторику, мимические мышцы, используя различные упражнения. Проводила работу над развитием дыхания и голоса .

(СЛАЙД 41) Т. о., проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов , что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе .

у дошкольников.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.

Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).

Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква - это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.

Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо ”дом” - ”том”), звук ”р” - на ”л” и обратно (вместо ”три” - ”тли”, вместо ”корова” - ”колова”) звук ”м” на ”н” и обратно (вместо ”муха” - ”нуха”), шипящие свистящими (вместо ”здорово” - ”ждорово”, вместо ”здесь” - ”ждесь”) и др.

В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению, часть из которых приведена в этой работе.

В средней группе детского сада для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах.

Вот, например, одна из игр. Называется она ”Расколдуй слово”.

Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.

Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.

После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.

Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук ”м”, взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук ”м” (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.

Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук ”с”, а буква ”бэ” в словах звучит как звук ”б” и т.д.

Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, состоит из двух этапов:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование фонематического слуха.

1. Развитие слухового внимания при помощи неречевых звуков на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громко – тихо, долгий – короткий, высокий – низкий, приятный (добрый, ласковый)– неприятный (злой, грубый).

Упражнения и игры помогающие развить слухового внимания:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”,
  • “Чей голос?”,
  • “Солнце или дождик”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” (двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (А не – а рбуз, а льбом, а втобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.

“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “ Р ” – “Да. Кушай, Р ома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (С емён, З ахар, Ми ш а, Ж еня, Во л одя, Р ома, Иго рь , К остя, Г ена и др.).

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:

насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]

Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например : “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

Мой

Друг

Петя

Поймал

На

Озере

Большого

Карася.

В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

  • отхлопывание ладошками,
  • контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
  • шагослогометрия.

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,
[з"] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

– с лон, с обака, с винья и др.
– з мея, ко з а, обе з ьяна и др.
– ц ыпленок, кури ц а, ов ц а и др.
– ш и ш ка, ми ш ка, мы ш ка и др.
– ж ук, ж ираф, ё ж ик и др.
– ч ерепаха, Ч ипполино , бабо ч ка, кузне ч ик и др.
– щ енок, щ ётка, тре щ отка и др.
– л ошадка, л иса, само л ет и др.
– р ыба, ко р ова, кате р ок, Бу р атино и др.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.


Речевой слух - понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка?).

Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию (уточка - удочка, дом - дым).

Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос, в пять - шесть месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее - на ритм речи. Примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка, у ребенка сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением.

Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха - звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Имитируя гром в игре "Угадай, что делать?" при громких звуках бубна или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках - опускают флажки на колени. Широко распространены игры "Где позвонили?", "Угадай, на чем играют?", "Что делает за ширмой Петрушка?".

В старших группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, аналогичных описанным выше, но и путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще практиковать кратковременные "минуты тишины", превращая их в упражнения "Кто больше услышит?", "О чем говорит комната?". По ходу этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Предлагаются игры для каждой возрастной группы (продолжительностью от трех до семи минут), которые желательно проводить с детьми один - два раза в неделю на занятиях и вне их.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух ее разнообразные качества, "отгадывать" их (слово говорят шепотом или громко, медленно или быстро). Так, например, игра "Угадай, что я сказала?" побуждает ребенка вслушиваться в речь педагога и сверстников. Этому способствует игровое правило, которое сообщает воспитатель: "Я буду говорить тихо, вы внимательно прислушивайтесь и угадывайте, что я сказала. Тот, кого я вызову, громко и четко скажет, что он услышал". Содержание игры можно сделать более насыщенным, если включать в нее для отгадывания трудный для детей материал, например в средней группе - слова с шипящими и сонорными звуками, в старших - многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг другу по звучанию (сок-сук), а также звуки.

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему затем овладению звуковым анализом слов. В ряде игр, которые проводят в этой возрастной группе, ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук (например, "з" - песенка комара), отмечая их хлопком в ладоши, фишкой. Слуховое восприятие облегчает замедленное произнесение слова или протяжное произнесение звука в слове.

В старших группах, естественно, продолжают совершенствование речевого слуха. Дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту и силу голоса и др.). Но основная, наиболее серьезная задача - подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины "слово", "звук", "слог" (или часть слова), устанавливать последовательность звуков и слогов в слове.

Эта работа сочетается с воспитанием интереса, любопытства к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребенка со словом, требующую речевого и поэтического слуха: придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка - мушка - сушка), договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой последовательности:

. "Вспомним разные слова, поищем похожие слова" (по смыслу и звучанию: птичка - синичка - певичка - невеличка).

. "В слове есть звуки, они идут один за другим. Придумаем слова с определенными звуками".

. "В слове есть части - слоги, они, как и звуки, следуют один за другим, но звучат по-разному (ударение). Из каких частей состоит заданное слово?"

Часто такие упражнения носят игровой характер (перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове, найти и опустить в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук - у (кукла, Буратино); "купить в магазине" игрушку, название которой начинается со звука "м").

Так, в процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребенка предметом изучения, предметом осознания.

Разделы: Работа с дошкольниками

МИР ЗВУКОВ. СЛУХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!..

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.

Проследив закономерности формирования ФС (фонематического слуха), установили, что ребёнок при переходе к овладению фонематической системой языка должен научиться употреблять слово как название определённой вещи. Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Логопед выявил ребенка с нарушениями речи. Направляет его на заседание ПМПК, где врач-отоларинголог обследует и делает заключение:

а) “физиологический слух – N” (норма);
б) “тугоухость” (степень ее выраженности);
в) “глухота”.

Логопед и сам может проверить физиологический слух воспитанника:

1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха , нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки дать те же.

При проверке слуха педагог поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ .

Логопед может использовать психологический тест “Изображение человека”.

Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребёнка во время первой же беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:

1. Ребенок смотрит выше уровня глаз: его основное восприятие – зрительное, или визуальное.

2. Взор ребенка ниже уровня глаз, скользит по столу, рукам, коленям, по полу: ведущее восприятие – через тактильные ощущения, т.е. кинестетическое.

3. Ребенок переводит взгляд на уровне глаз влево-вправо (активизируя функции ушей – органов слуха): можно судить об основном типе восприятия – слуховом, или аудиальном восприятии. У такого ребенка при проверке ФС оказывается достаточно сформированным.

4. Взор ребенка по отношению к уровню глаз постоянно меняет свое направление: вверх – вниз – вправо и т.д.; в таком случае мы можем смело утверждать, что этот ребенок обладает всесторонним (универсальным) восприятием окружающего мира. У него достаточно гармонично развиты зрительный, кинестетический и слуховой анализаторы.

В первых двух случаях как раз и необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формировании ФС. Специалист способствует развитию слухового анализатора с опорой на сохранные (зрительный, кинестетический).

При дальнейшем обследовании учитель-логопед определяет сформированность ФС, просит ребенка:

  • отобрать картинки, например, на звук [П];
  • разложить картинки в две стопки, например, со звуком [С] – в одну, со звуком [Ш] – в другую;
  • назвать первый звук в слове.

Логопедическая практика позволяет наблюдать коррекционный процесс у детей, имеющих различные нарушения речи. Надо отметить, что без развития ФС у каждого из них (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Внимание формированию речевого слуха не должно ослабевать на протяжении всех этапов коррекционной работы с логопатами, а не только подготовительного.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:

1) РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ;
2) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Коррекционная работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование ФС.

1. Развитие слухового внимания на неречевых звуках на подготовительном этапе.

Различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”,
  • “Кто услышит больше звуков?”,
  • “Назови звуки групповой комнаты”,
  • “Назови звуки улицы”,
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  • “Жмурки с колокольчиком”,
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”,
  • “Чей голос?”,
  • “Солнце или дождик”,
  • “Угадай по звуку, что делать?”,
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.
  • Звуки рабочих инструментов.

2. Формирование фонематического слуха на протяжении всех этапов коррекционной работы.

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать ФС и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).

В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.

Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” {двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (А не – а рбуз, а льбом, а втобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.

“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению ФС, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р ” – “Да. Кушай, Р ома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (С емён, З ахар, Миш а, Ж еня, Вол одя, Р ома, Игорь , К остя, Г ена и др.).

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях:

насос – [с]
комар – [ з ]
синица – [ц]
гусь – [ ш ]
жук – [ж]
кузнечик – [ч]
змея – [щ]
самолет – [л]
катерок – [р]

Логопедическое лото “Подбери и назови” способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове. Картинный материал для исправления дефектов произношения “Дифференциация” помогает детям различать смешиваемые звуки: С–Ш, З–Ж, Л–Р и т.д.

Применение при звуковом анализе специальных пеналов (как эффективного метода развития ФС) имеет место на занятиях по подготовке к освоению грамоты. Шестилетки составляют предложение, например: “Мой друг Петя поймал на озере большого карася.” Дети кладут на стол длинную полоску и говорят: “Это предложение. Оно начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка”. Затем вычленяют в предложении по очереди слова, указывая на каждую короткую полоску:

Мой друг Петя поймал на озере большого карася.

В этом предложении восемь слов.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами):

  • отхлопывание ладошками,
  • контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
  • шагослогометрия.

Выберем одно слово, например “озеро” и произведем его звуковой анализ, используя алгоритм “Характеристика звука”:

[о] – гласный звук,
[з"] – согласный звук, мягкий, звонкий,
[э] – гласный звук,
[р] – согласный звук, твёрдый, звонкий,
[о] – гласный звук.

В слове “о-зе-ро” три слога, пять звуков.

В игровой ситуации вызывается чёткий изолированный звук с помощью игрушек:

комар – [з], жёлтый жук – [ж], кузнечик – [ч], змея – [щ], самолетик– [л], катерок – [р].

В процессе коррекционной работы с дошкольниками на этапах автоматизации звука в слове, в предложении используются игрушки на сложные по артикуляции звуки:

с лон, с обака, с винья и др.
з мея, коз а, обез ьяна и др.
ц ыпленок, куриц а, овц а и др.
ш иш ка, миш ка, мыш ка и др.
ж ук, ж ираф, ёж ик и др.
ч ерепаха, Ч ипполино, бабоч ка, кузнеч ик и др.
щ енок, щ ётка, трещ отка и др.
л ошадка, л иса, самол ет и др.
р ыба, кор ова, катер ок, Бур атино и др.

Автоматизация и дифференциация звуков на различных уровнях (от прямого слога – до самостоятельной речи) сопровождается речевыми упражнениями с игрушечным телефоном и игрушкой-диктофоном (один из самых оптимальных способов контроля ребенка за собственной речью).

Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития ФС: коррекционная речевая работа по действующей телефонной связи (после очного подготовительного периода), когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора – слухового.

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования ФС.

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Учитель-логопед перед детьми речевой группы постоянно ставит задачи звукового анализа и использует эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи. Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:

  • первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;
  • в конце предложения ставится точка;
  • семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);
  • умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
  • ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;
  • фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “ж елез о”, “ш осс е”, “кал ендар ь” и др.

Учителю начальных классов при оценке знаний большую сложность представляет учёт ошибок, связанных с фонетико-фонематическими нарушениями.

Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель относит их к негрубым специфическим ошибкам (за эти ошибки оценка не снижается). Однако смешение звонких-глухих в слове “дуб ” – “дуп ” является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.

Специфическое нарушение звуко-буквенного состава слов:

1. Смешение звуков:

  • звонких согласных с глухими (“6лакала”– плакала, “крафин”– графин);
  • твердых согласных с мягкими (“потерала”– потеряла, “ягоди”– ягоды, “синая” – синяя);
  • свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели);
  • аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” красит, “кординка” – корзинка).

2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“латочка” – ласточка, “оманул” – обманул) .

3. Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “простнулась” – проснулась;.

4. Пропуски безударных частей слова (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”.

Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Желаю коллегам творческих успехов в коррекционной работе с детьми, страдающими недоразвитием фонематического слуха!

Литература:

1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – (сост. Шматко Н.Д. ) – М., 1997, с.88–89.
2. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В. /I.) – М., 1974 , с. 15–32.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары