Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сократ, его жизнь и деятельность. Философия Сократа: кратко и понятно

Это первый философ - афинянин (по рождению). Интересен он не только своими идеями, но и жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Однако, хотя Сократ и оказал огромное влияние на философию, достоверно о нем известно немного. Сам он ничего принципиально не писал, т.к. считал что письмена мертвы - сколько их не спрашивай, они всегда твердят одно и то же. Каждый - и достойный, и недостойный - может получить знания, а кроме того, зачастую это знания внешние, воспринятые, но не понятые, не усвоенные, чуждые и чужие. Именно поэтому Сократ предпочитал написанному тексту живой разговор, спор, который позволяет взглянуть на объект беседы с различных точек зрения. Ведь спор - это не только отстаивание своей позиции, это умение слушать других, что, безусловно, обогащает собеседников, дает возможность целостного восприятия.

Сведения о жизни и идеях Сократа мы получили из сочинений его учеников - Ксенофонта и Платона. Комендограф Аристофан даже сделал его героем своей пьесы «Облака». Правда, ни одно из этих свидетельств нельзя принимать полностью. Аристофан, конечно, прекрасно знал и политическую ситуацию в Афинах, и все городские слухи, и быт своих современников, и судебную практику. Но его приемы - метафоры, гротеск (т.е. изображение чего-либо в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде) - вряд ли позволят нам узнать настоящего Сократа. Аристофан из тех, кто ради красного словца, не пожалел бы и отца, а Сократ был ему чужим. Поэтому в «Облаках» он выведен как софист, астролог, «физик», владелец «мыслильни», где, «паря в пространствах, мыслит о судьбе светил» .

Ксенофонт дает другой образ: обыденный, даже приниженный, всячески подчеркивает лояльность Сократа к государству и традиционным ценностям Афин, благотворное влияние на юношество. Тогда возникает вопрос - за что же философа приговорили к смерти?

Что же до Платона, то его Сократ - глубокий мыслитель, тонкий собеседник, обаятельный человек, идеальный философ. В его уста Платон вкладывает собственные идеи.

Многочисленные разночтения и отсутствие прямой информации привели к тому, что некоторые современные философы стали пытаться доказать, что Сократ - не историческое лицо, а литературный персонаж. Однако это не так. В конце концов, люди, говорящие о Сократе, очень разные. Почему же их мнение должно полностью совпадать и даже дублироваться? Ведь в современной юридической практике единодушное свидетельство относительно одних и тех же фактов воспринимается как достаточно подозрительная вещь. Кроме того, просто невозможно воспринимать Сократа с его парадоксами однозначно. И еще, все писавшие о философе знали его в разные периоды времени. Заметим, кстати, что речь идет не о самих фактах жизни Сократа, а о толковании, оценке этих фактов. По-моему, этого довольно, чтобы прийти к выводу о реальности Сократа. Конечно, исторический Сократ (тот, о котором писали и говорили) наверняка отличался от того человека, который родился в 496 г. до н.э. в семье повивальной бабки Финареты и ремесленника-каменотеса (или скульптора) Софроникса и умер в 399 г. до н.э., выпив чашу с цикутой. Но для нас важны его идеи, его поступки, его жизнь, полная смысла, и, наконец, его смерть, ибо именно они до сих пор воздействуют на нас, вызывают споры и заставляют думать.

Так кто же такой Сократ? Чем он занимался? Каким запомнился ученикам и современникам?

Как и отец, он был скульптором-каменотесом, но любил говорить, что унаследовал ремесло матери: она помогала родиться детям, а он помогал появиться на свет истине. Сократ получил обычное начальное образование, т.е. изучал музыку, словесность (в том числе чтение, письмо, комментирование классических текстов), арифметику, геометрию, достаточное физическое воспитание. В качестве гоплита (тяжеловооруженного пехотинца; заметим, что гоплитом мог стать человек, обладающий гражданскими правами и средствами, достаточными для того, чтобы обеспечить себя вооружением, а именно: большим щитом, шлемом, панцирем, поножами, копьем и мечом) он участвовал в I войне со Спартой, отличался храбростью и доблестью. В мирное время исполнял гражданские обязанности - был судебным заседателем в Совете пятисот (пританом булэ), причем Сократ не всегда соглашался с Советом, например, не поддержал смертную казнь для стратегов, которые в 406 г. до н.э. одержали после ряда поражений победу при Аргинусских островах в морском сражении, но из-за бури не смогли похоронить погибших. Свою позицию Сократ объяснял тем, что он всегда стремится к соблюдению законов и справедливости, а большинству в ряде случаев до этого нет дела.

Активной политической деятельностью он не занимался, вел жизнь философа, жил непритязательно, все свое время посвящал беседам с учениками и философским спорам. Сократ был плохим семьянином: не заботился о жене Ксантиппе и троих своих сыновьях, родившихся у него поздно. В отличие от софистов он не брал денег за обучение, возможно, поэтому его супруга отличалась вздорностью и сварливостью. Впрочем, бедную женщину нетрудно понять, ведь нелегко было на скромный доход прокормить семью.

В 399 г. до н.э. Сократа обвинили в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за это - смерть» . Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. Сократ предстал перед судом.

Надо сказать, что ситуация в Афинах была непростой, полис только выходил из одного из самых жестоких кризисов своей истории. «Тридцать лет почти непрерывных войн и революций, вторжение врага, чума, разгром флота, крушение Афинской державы, блокада, сдача, чужеземное завоевание, диктатура, остракизм, гражданская война, приведшая к сомнительной амнистии; Афины выходили из этого длительного испытания истерзанными, их энергия иссякла, и гордость великой державы, так долго заменявшая ей армию, хлеб и мужество, была уничтожена» . В этих условиях люди, находящиеся у власти, пришли к выводу, что надо отказаться от абстрактных рассуждений, от всего «лишнего» и ненужного, а заниматься восстановлением экономики - насадить виноградники, оливковые сады, оживить торговлю и промышленность, оснастить новые суда. Понятно, что рассуждение стало считаться роскошью, сперва - производство материальных благ! (Вспомним, что на другом конце земли, в Китае, легисты говорили почти то же самое). И вот в этих условиях Сократ смеет критиковать общепризнанные взгляды и (неслыханно!) призывает сограждан не заботиться ни о чем, кроме своей души. Он говорит: «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы была она как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной» .

Словом, его обвинители, возможно и честные, но недалекие патриоты, возложили на философа вину за бедствия родины, тем более что два ученика Сократа были «злыми гениями» Афин. Один из них Алкивиад, осквернитель статуй Гермеса, пародировавший у себя дома мистерии, вовлек город своими заманчивыми обещаниями в бедственную Сицилийскую компанию, а после перебежал к врагу и употребил все свои способности и знания, чтобы вместе со Спартой и Персией погубить родину.

Заметим, кстати, что хотя он обучался у Сократа, но отличался самонадеянностью и властолюбием. Вырос в доме своего дяди Перикла. В 422 г. до н.э. встал во главе радикальных демократов, проводивших политику изоляции Спарты. В 416 г. подчинил Афинам нейтральный до этого город Мелос, в 415 г. до н.э. как полководец и государственный деятель настаивал на походе в Сицилию и стал его вдохновителем и руководителем. Спасаясь от обвинения в суде по поводу опрокинутых герм - символов Гермеса, изготовленных из закругленного ствола столбовидного стержня с грубо или тщательно обработанной головой, с бородой, с подчеркнутыми половыми органами в состоянии возбуждения, - бежал в Спарту. Там дал ряд ценных советов и рекомендаций, которые сыграли решающую роль в победе над Афинами, а именно: оказать помощь Сиракузам и занять Декелею, чтобы постоянно угрожать Афинам. За это на родине Алкивиада заочно приговорили к смерти как изменника. В 412 г. он был посредником при союзе между спартанцами и персидским сатрапом Тиссаферном, а также способствовал выходу многих малоазийских городов из Афинского союза. Правда, неблагодарные олигархи, достигшие власти при его содействии, не признавали «благодетеля». После олигархического переворота в Афинах в 411 г. до н.э. оставшийся верным демократической партии флот выбрал Алкивиада предводителем. После одержанных побед при Кизике в 410 г. и взятии г. Византия Алкивиада с восторгом встретили в Афинах в 408-407 гг. и признали гегемоном. Правда, после поражения при Натии его отстранили от власти, и он добровольно отправился в свое фракийское поместье. Ну что делать, издержки профессии политика! В 404 г., спасаясь уже от спартанцев, бежал к малоазийскому сатрапу Фарнабазу, который и казнил его по совету Лисандра. . Спрашивается, и при чем же здесь Сократ?!

Второй воспитанник Сократа атеист Критий воспринимался согражданами как автор трагедий, в которых утверждал, что боги - всего-навсего полезный обман. Он же «был вожаком кровожадной банды диктаторов», которая пришла к власти с помощью иноземцев и чьи стражи отправили в изгнание или предали смерти тысячи благонамеренных граждан (кстати, это тот самый Критий, дядя Платона, возглавивший в Афинах правительство тридцати тиранов). Напоминаю, что Сократ не был честолюбцем, не стремился к власти и не мог побуждать к этому других. Кроме того, он критиковал не афинскую демократию, а ее извращения. Однако имена этих людей были использованы политиканами для обоснования вины философа.

Начатое дело подлежало разбирательству в одной из палат суда гелиастатов, которая насчитывала 501 судью. Заседала она на площади, за ее оградой толпились слушатели, жаждущие не столько справедливости, сколько зрелищ. Ясно, что такой суд просто не мог быть беспристрастным. О самих выступлениях обвинителей известно мало: молодой поэт Мелет не произвел на публику впечатления, его речь была откровенно слабой, его даже осмеяли (по крайней мере, так говорили друзья Сократа). Напротив, политик Анит и поддерживавший его Ликон показались блистательными. (А. Боннар, кстати, иронично замечает, что слушавший их Сократ даже стал сомневаться - являлся ли он самим собой). Забавно, но народ не заметил, что, доказывая атеизм Сократа (на основании критики мифов), его оппоненты одновременно утверждали, что он чтит своего демона - голос божества, побуждавший его философствовать.

Совращение юношества означало, по сути, всего лишь воспитание у молодежи умения мыслить (якобы это вызывает у неокрепших умов неуважение к власти отцов, общепризнанным мнениям, порядкам и традициям полиса, а также расшатывает семью и отвлекает от государственных дел).

Сократ отверг предложенную ему и написанную профессиональным логографом речь, с улыбкой заявив, что она слишком хороша для него. Философ сам защищал себя. Беседуя с судьями, он поясняет, что желает уберечь афинян от несправедливости. Сократ отказывается просить снисхождения и милости. А. Боннар вкладывает в уста Сократа такие слова: «Я тот, которого бог дал вам, чтобы вы сделались лучше <…>. Если вы меня казните, вам вторично не окажут такого благодеяния <…>. Не возражайте, афиняне <…>. Есть нечто божественное в человеке, жертвующем своим достоянием и жизнью ради блага других <…>. Я люблю вас, афиняне <…>. Но скорее послушаюсь бога, чем вас» .

Судьи голосуют и объявляют философа виновным двумястами восьмьюдесятью одним голосом против двухсот двадцати. Теперь оставалось определить наказание. По закону, осужденный мог сам предложить себе более мягкую кару, чем ту, что требует обвинение. Ироничный Сократ предложил присудить себя к бесплатным пожизненным обедам в Пританее (общинном доме, месте, где хранилась государственная печать, ключ от казны и архива и поддерживался священный огонь в очаге; обед здесь считается очень высокой почестью) в компании с олимпийскими чемпионами или штрафу в одну мину (из нее обычно чеканили 100 драхм серебра, напоминаю, что медимн зерна стоил 1 драхму, бык - пять драхм, а прожиточный минимум семьи составлял 1/3 драхмы в день. Сумма значительная, но не чрезмерная). Судьи, возмущенные происходящим, осудили Сократа еще большим числом голосов. А он в своей третьей речи сказал, что уже слишком стар, чтобы бояться смерти, ведь она только переход в небытие или жизнь в Аиде, где можно встретить Гомера или других выдающихся людей. Кроме того, он останется в памяти потомков, а его обвинители - вряд ли (кстати, согласно Плутарху, они то ли повесились, то ли были приговорены к изгнанию, то ли казнены скорбящими афинянами позже).

Сократа не казнили сразу. Дело в том, что Афины ежегодно отправляли священный корабль на Делос, с посольством для участия в праздновании дня рождения Аполлона. Закон запрещал, чтобы город был осквернен убийством, пока идут моления. Нужно было ждать возвращения паломников, если дули противоположные движению ветры, путешествие было долгим. Сократ ждал тридцать дней. Все это время к нему приходили ученики и он вел с ними обычные беседы. Однако близкие Сократу люди не могли смириться с приговором, они втайне от учителя готовили побег. Надо сказать, что власти, по всей видимости, знали об этих планах, но препятствий не чинили. Сократ отказался сделать то, чего от него ждали. Он сказал, что законы, даже дурные, следует выполнять. Несправедливо осужденный не должен непослушанием дать пример беспорядкам, он не может злом ответить на благодеяния, которые давал ему город, ибо зло - это всегда зло. Забыть об этом - значит поступить бесчестно. Тогда вся жизнь, все рассуждения о долге и о справедливости окажутся лишены смысла. Сократ не захотел изменять своим принципам.

Последний день своей жизни философ провел как обычно. Он попрощался с семьей, с близкими и друзьями. Велел ученикам принести в жертву богу врачевания Асклепию петуха. Так обычно поступали в случае выздоровления. Затем Сократ выпил чашу с цикутой и умер. Но чем же, кроме мужества и мудрости, Сократ привлекал к себе людей? Какова суть его учения? Почему его идеи до сих пор волнуют философов и споры о нем не утихают?

Всю свою жизнь он боролся против «ложного знания» и стремился к истине. Для Сократа главное - понять, зачем человек появился на свет. Для чего живет? Каково его природа? Сократа не привлекают знания о Вселенной, о сути вещей. Для него важен внутренний мир человека. Причем философ полагает, что помочь ему в этом познании могут только мастера своего дела. А. Боннар замечает, что «ремесленники - первые учителя Сократа. Они не могут легкомысленно обращаться ни с материалом, пущенным ими в дело, ни с той целью, которую они себе поставили. Ведь нужно, чтобы вещи сделанные их руками, соответствовали своему назначению. Для этого надо, чтобы ремесленник знал свое ремесло и чтобы его руки им овладели. Сократ восхищается строгостью правил, позволяющих создавать вещи. Его приводит в восторг точность движений работающего и лаконичность его языка» . Именно поэтому в диалогах, которые ведутся Сократом, его собеседники - простые люди, а вовсе не признанные всеми мудрецы. Тем более что, по свидетельству одного из поклонников философа, Дельфийский оракул сказал, что самый мудрый человек Сократ. Это очень удивило самого мыслителя, но побеседовав с теми, кого он сам почитал, Сократ пришел к выводу, что он-то хотя бы знает о своем невежестве, а другие - нет. Отсюда знаменитая фраза философа: «Я знаю, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого». Действительно, чем более умен человек, тем больше проблем и трудностей он видит перед собой. Люди же невежественные твердо верят в собственную исключительность и в те крохи знаний, которые они усвоили, не замечая в них противоречий и несообразностей. Только развитый интеллект, соприкасаясь с неизведанным, понимает, что далеко не все может быть абсолютно ясным и несомненным. Словом, как говорил Екклесиаст, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Сам Сократ нередко настолько погружался в себя, что переставал воспринимать внешний мир. Говорят, что во время осады Потидеи он не сходил с места сутки. Часто он беседовал с «даймоном» - внутренним голосом, с помощью которого бог склонял Сократа к философствованию и к осознанию собственного призвания. А призвание мыслителя, как он считал, состояло в том, чтобы заставить сограждан думать. Причем не о материальных благах, но о собственной душе. По сути, Сократ призывал к работе над собой, к самосовершенствованию. Это тот труд, который никогда не должен прекращаться, именно поэтому Сократ говорит на суде: «Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать» .

Предмет размышлений Сократа - человек, его нравственный мир. Сам философ всю жизнь учился. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» . Самопознание (напомним, что знаменитый девиз «познай самого себя» начертан на храме Аполлона в Дельфах, а именно этого бога Сократ называл своим покровителем) означало для философа не только и не столько узнавание себя как личности, а познание человека вообще .

Главной темой размышлений Сократа были этические, нравственные проблемы. Для этого использовал свою знаменитую иронию (тонкую насмешку). Причем смеялся философ не над людьми, над собой в первую очередь (а это очень не просто). Вспомним хотя бы утверждение Сократа о том, что его курносый нос - самый прекрасный. Другие - прямые и совершенные, соответствующие канонам красоты - ловят запахи, восходящие от земли. А его нос открыт всем ветрам, он полезнее, а значит, лучший. Кстати, Сократ действительно не блистал красотой, он был не только курнос, но имел толстый живот, большие губы, глаза навыкате. Его сравнивали с Сатиром или Селеном, но, вступив в разговор с философом, совершенно забывали о внешности, пораженные благородством, великодушием, мягкостью, равнодушием к земному успеху. Известно, что его ученик Платон перед встречей с ним видел во сне прекрасного белого лебедя, а когда его познакомили с Сократом, он радостно воскликнул: «Вот он, мой лебедь!». И это при том, что философ постоянно носил старую, потрепанную одежду, и всюду ходил босиком. А безразличие Сократа к жаре, холоду, голоду и жажде вызывало удивление. В «Пире» Платона Алкивиад, описывая Сократа на военной службе, говорит следующее: «Сократ превосходил не только меня, но и всех прочих своей трудоспособностью. Нередко случалось, что обыкновенно бывает в походах, нам быть отрезанными от подвоза продовольствия и потому голодать, и тогда в выносливости все были в сравнении с ним ничто <…>. В выносливости от холода - а зимы там жестокие - он показывал чудеса. В особенности один раз, когда стояла жесточайшая стужа и все либо совсем не выходили из палаток, либо, если кто и выходил, удивительно, как сильно закутывался, подвязывал под ноги и обматывал их войлоком и овечьими шкурами, Сократ и тут выходил в том плаще, который он обыкновенно носил ранее, и на босу ногу ходил по льду легче, чем все остальные обутые. Воины стали косо смотреть на него, думая, что он издевается над ними» . В определенном отношении Сократ предвосхищает стоиков и киников, которые презирали земные блага и удобства цивилизации.

Но вернемся к идеям и методам философа. Зачастую Сократ задавал простейшие вопросы, но развертывая их, переходил от частного к общему, т.е. использовал индукцию (выведение из единичных случаев общих закономерностей). Например, в диалоге «Лахес» он спрашивает двух полководцев, что такое мужество. Один из военноначальников Лахес отвечает, что это решимость удержать место в строю и не бежать. Сократ же говорит, что скифы и спартанцы проявляют мужество, хотя и обращаются в притворное отступление с целью разрушить строй противника, а потом победить. Затем он интересуется, что есть мужество против болезней, бедности, опасностей. То есть его волнует понятие как таковое, универсальное и многообразное. Причем, категория рассматривается диалектически, ее понимание меняется, выделяются все новые смысловые оттенки.

Сократ был убежден в существовании объективной истины и объективных моральных норм . Он полагал, что различие между добром и злом абсолютно , а не относительно. Счастье, по мнению философа, это не выгода, но добродетель. Однако по-настоящему делать добро можно лишь, зная, в чем оно состоит. Зло - результат незнания доброго. Конечно, можно возразить Сократу, как это сделал Аристотель: иметь знания о добре и зле не значит уметь ими пользоваться. Люди часто знают, что поступают нехорошо, но делают это. Сократ, однако, имел в виду не абстрактные знания, а, скорее, пропущенные через себя, пережитые. Знание добра отлично от знания эмпирических предметов. Добро, как и совесть, присутствуют целиком, они либо есть, либо их нет. Нечто, существующее когда-то, существует всегда (как идея, как смысл, как понимание, как память). Если человек познал в полной мере унижение, он не будет унижать других, если познал несправедливость, не будет ее множить. Зная добро, он будет помнить о нем и привыкнет поступать правильно (к этой позиции близки позиции церкви относительно греха и раскаяния. Раскаяться - не значит купить и поставить перед иконами самую большую свечу, а потом снова согрешить и снова покаяться, а значит - понять и никогда больше так не делать) . Мы можем утверждать, что храбрость, по Сократу, - это знание того, как преодолеть страх, и само преодоление, справедливость - знание того, как выполнять законы (божественные и человеческие), и следование этим законам, умеренность - не только знание, как обуздать страсти, но и само обуздание. То есть знание у Сократа включает действие и волю .

Влияние Сократа на философию было так велико, что всех предшествующих мыслителей, сравнивая с ним, называли досократиками . Он был ключевой фигурой не только в античной философии, но и в последующей морально-этической мысли.

Сократ из Афин (470 – 399 до н.э.) – одна из ключевых фигур в древнегреческой философии. Он родился в Афинах, был сыном каменотёса и повивальной бабки. Сам он ничего не писал, и все сведения о его жизни и о его философских воззрениях почерпнуты из работ его учеников и современников, прежде всего Ксенофонта и Платона. Существует предание, что Сократ в молодости посетил Дельфы, где находился знаменитый храм Аполлона, и на него произвела огромное впечатление надпись в этом храме: «Познай самого себя». Сократ истолковал это как призыв к уяснению путей познания, ведущих к пониманию своей сущности и своего места в мире. Человек, ценности его бытия, главные ориентиры его жизни становятся ведущей темой размышлений Сократа.

Софисты считали, что абсолютных ценностей нет, всё условно. За это их и критиковали. Главная цель философии Сократа – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. Сократ был уверен, что существуют абсолютные понятия. Важнее всего для человека – научиться пользоваться своим умом, выстраивать правильные рассуждения, вырабатывать обоснованные понятия. Внимание Сократа направлено не на сами по себе наблюдаемые явления, а на понятия, выражающие их сущность. Полезным он признаёт такое знание, которое выражено в убедительных, неоспоримых понятиях. Сократ начал диалектический поиск. В его исследованиях можно проследить два этапа: критический и доказательный. Критический этап был для того, чтобы разрушить самодовольство, в котором пребывали его собеседники. Сократ был внешне неказистым человеком, ходил в небрежном виде, нередко босиком, даже зимой. Он обращался к знатным людям, задавая им вопросы: что такое добро и зло, любовь, счастье, политика, государство и т.д. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика» . Слово «майевтика» с древнегреческого языка переводится как «родовспоможение». Применительно к методологии познания смысл этого термина заключается в том, что рождению каждый раз уточненной и обновленной истины необходимо оказывать помощь (подобно рождению ребёнка).

Этот метод складывался из следующих правил ведения Сократом творческого поиска обновлённой и обогащённой истины. Сократ изначально предполагал рассмотрение любой исходной концепции как гипотезы. Даже обоснованное научное знание, кажущееся абсолютно достоверным, впоследствии неизбежно обнаружит определённую неполноту, неточность, абстрактность, субъективную концептуальность − такова принципиальная гносеологическая позиция мудреца из Афин.


Первоначально Сократ просил своих собеседников и оппонентов сформулировать тезис на счёт решаемой проблемы. Он предварительно условно соглашался с исходным тезисом. Затем уличал оппонента в неточностях, внутренней противоречивости отдельных положений, демонстрируя неполноту и несовершенство точки зрения.

Критический анализ углублялся посредством подбора противоречащих сформулированной точке зрения фактов, правдоподобных примеров, которые сводили к абсурду отдельные положения или концепцию в целом. Часто он критическими рассуждениями сводил исходную формулировку к противоположному смыслу. Сократ любил сопровождать диалог или спор едкой иронией, высмеивающим скепсисом. Этим самым он целенаправленно ставил оппонента в положение недоразумения, вынуждая его творчески мыслить в процессе поиска более правильного (корректного) ответа. Сократ так ставил вопросы, что становилось очевидным − истина не дается раз и навсегда в готовом виде, она вырабатывается каждый раз с элементами новизны в процессе индивидуального или коллективного творческого поиска.

В структуру метода Сократа входило совершенствование определений основополагающих понятий, тезисов, принципов в контексте их обновления. В процессе определения понятий устанавливались сходство и различия по их объему и содержанию применительно к различным случаям. Приём уточнения понятий, исходных тезисов содействовал творческой работе в ходе дискуссии.

Завершающим в сократовской технологии ведения дискуссии был приём наведения оппонентов на обобщённый, более обогащённый новым содержанием ответ. Однако, в нём Сократ снова находил аспекты неполноты, спорной гипотетичности и противоречивости в отношении к новым фактам. Становилось очевидным, что исследователю нельзя было останавливаться на достигнутых результатах и считать концепцию, раскрытой в последней инстанции на все времена и применительно ко всем условиям. Так он провоцировал продолжение творческого поиска. Метод предполагал рассмотрение творческого продукта как условно, и относительно достоверно истинного. Только дальнейшее исследование проблемы, согласно его учению, спасёт истину от старения и смерти.

Сократ критиковал догматизм в убеждениях. Он учил познающих субъектов непрерывному, поступательному продвижению к сущностям более глубокого порядка. Назначение своего метода он понимал так, что с течением времени всё должно обновляться: научные знания, философские концепции, юридические законы, вероучения, этические нормы.

Этика Сократа ригористична, т.е. признаёт существование предписанных этических норм. Условно этические взгляды Сократа можно свести к следующим положениям:

1. этический рационализм – нравственность основывается на знании. Если истина есть благо, то человек, познавший её, не будет действовать во вред себе и окружающим;

2. главными добродетелями являются: мудрость, справедливость, умеренность и мужество. Мужество – есть порождение человеческой воли;

3. единство морали и права – есть основа добродетели полиса. «Что законно, то и справедливо».

Вторая сторона этики Сократа связана с эвдемонизмом, т.е. учением о счастье. По Сократу, счастьем является разумная жизнь человека. Задача этики сделать человека разумным. Основой моральности является знание. Сократ считал себя счастливым человеком.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее - это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

У Сократа было много друзей и врагов. Враги решили свести с ним счёты и подали на него жалобу в афинский суд. Его обвинили в развращении молодёжи и насаждении новых богов. В результате различного рода интриг он был, в конечном счёте, приговорён к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

· способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

· искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

· открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

· ввёл диалогический метод нахождения истины - путем её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

· воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

Фотограф Andrea Effulge

Философия Сократа

Сократ Софраниксович Алопекский был мыслителем безудержного таланта и колючей остроты языка, которые отражали его пытливый ум. Философия софистов и Сократ не могли уживаться спокойно, первая делала своей профессией утверждения о верном и ошибочном, которые понимались как знание и едва ли не истина. Учение Сократа же хоть и предполагало полную познаваемость мира, но не узурпировало исключительное право на истину. Мыслитель был убеждён, что мудрец, уже познавший тайны, будет почивать в отдыхе, так как ему нет нужды исследовать, искать и мыслить, но его мудрость на поверку может оказаться пустышкой. В этой небольшой статье я расскажу о сути философии Сократа кратко, но постараюсь не упустить важных деталей, благодаря которым учение Сократа снискало заслуженную славу даже за пределами научного сообщества.

Выступая интересным способом, прозванным сократическим, с критикой любых мнений, претендующих на звание истины, этот древнегреческий мыслитель из Афин мог в прямом смысле довести собеседника до негодования. А на вопросы о том, что же он сам знает о том или ином философском вопросе, Сократ спокойно и с иронией отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония и ироническое рассуждение нравились Сократу, так как они обнажали помпезность искусственной мудрости.

Метод философствования Сократа, который он применял в дискуссии, заключался в наводящих вопросах оппоненту, где в случае верности утверждений становилась понятна достоверность теории собеседника, либо в итоге обнажалась вся глупость и нелепость заявлений. Причём собеседник сам конструировал логическую цепочку доказательства или опровержения своих изначальных слов, а Сократ ему лишь помогал наводящими вопросами. Недаром этот метод философии Сократа ещё называется «майевтика» по названию повивального искусства эллинов, то есть мыслитель помогает родиться своему собеседнику.

Сократ резко развернул историю античной философии: в-первых, выступая апологетом идеализма и противником всякого материализма и безбожия, в-вторых, философия Сократа по сути есть поворот к человеку как к основному предмету от концентрации на познании мира. Проблема человека в философии Сократа ключевая, исследуя человека и его микрокосм, можно понимать и окружающий мир, то есть человек - это призма божественной действительности по Сократу. Несколько ограниченно может выглядеть мнение Сократа, что философия должна концентрироваться на познании человека и его этике, то есть нравственно-психологических вопросах, игнорируя исследование природы. Натурфилософию Сократ находил занятием бесполезным и бестолковым, в котором нет божественной и метафизической искры.

Суть философии Сократа кратко заключается в попытке понять себя и других соучастников своей эпохи, это поиск решений всех вопросов. связанных с человеком в областях психологии, этики, эстетики, логики и прочих. Однако, несмотря на столь прогрессивные взгляды и, можно сказать, просветительские труды, Сократ не был лишён примитивной религиозности, которую привносил и в свою философию. Он рассматривал мир как деяние всемогущего божественного начала, которое участвует в всех явлениях и процессах, а также о всём и всегда имеет знание. И только человек свободен благодаря своему разуму от управления с стороны этого божественного, таким образом, он, человек, может стать соучастником управления миром (через этику и самопознание), то есть прикоснуться к божественному своим сознанием. В таком отношении Сократ и его философия мало чем отличались от рядового набожного обывателя Афин или другого полиса эллинов.

Роль философии Сократа по преимуществу - это укрепление и совершенствование этического идеализма, в многом религиозного, но не ограничивается лишь этим. Исследование и совершенствование идеалистической этики играет ключевую роль в философском изыскании Сократа; понимание того, что такое добродетель и следование ей, это главная задача для мыслителя. Реализуя исследование морали методом беседы, Сократ старался исключить противоречия в совокупных суждениях своих и своего собеседника, тем самым находя истину. По сути, философия Сократа использовала метод индукции, то есть следование от частного к общему с детальным рассмотрением и установлением взаимосвязей.

Своей философией Сократ снискал себе как почитателей, так и ненавистников, особенно в лице философии софистов. В конечном итоге недоброжелатели, неоднократно инициирующие суды против Сократа, смогли его сгубить. Точнее, сам Сократ в ходе судебного разбирательства намеренно не оставил себе путей для оправдания от обвинений в богохульстве, развращении молодёжи и возмущении спокойствия города. Вынуждая суд выносить смертный приговор, Сократ изобличал суть суда не над ним, а над горожанами Афин, которые расписываются в своей испорченности, раз судят мыслителя, подтверждают свою косность, раз приговаривают к смерти искателя и исследователя. Сократ отказался от организованной для него возможности побега и ухода в изгнание и самостоятельно принял яд из настоя болиголова пятнистого, тем самым поставив точку в вопросе о своих последовательности и принципиальности. Афиняне, как и предрекал подсудимый, сами потом призвали к ответу всех обвинителей и участников гонений на видного философа города. Платон, юный ученик Сократа в связи с потерей друга и наставника от пережитого потрясения заболел, но это уже другая история. Но смерть Сократа и сами наставления Платону побудили последнего на создание труда по одной из первых утопий идеалистического социализма, где мыслитель в обществе занимал важное место, что нельзя не воспринимать как заслугу и самого Сократа, даже если и косвенную.

Значение философии Сократа для науки переоценить невозможно, он один из основателей зачатков психологии и метафизики, идеи и идеального в философии. Его ученик и ученик его ученика, Платон и Аристотель соответственно, развивая и совершенствуя учение Сократа, дали миру множество концепций в областях аксиологии, метафизики, социологии, политики и многих других, которые зачастую актуальны до сих пор. Но это только часть значения философии Сократа, мыслителя, который своей пытливостью, неустрашимостью, можно сказать, доблестью приобрёл ещё при жизни легендарный образ, философии, где основной проблемой был человек и сам Сократ, решающий вопросы о смысле своего бытия, нравственных ориентирах, критериях достоверности и мудрости. Объять кратко философию Сократа в её достижениях в рамках статьи невозможно, но из сказанного здесь должны быть понятны причины её влияния на культуру сквозь тысячелетия, особенно учитывая, что свои мысли этот античный философ не записывал.

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов,- человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа -- это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Проводя аналогию с современными ему китайцами, можно утверждать, что Сократ ближе к конфуцианцам, чем к даосцам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» Однако по иронии судьбы Сократу пришлось расплачиваться за физику Анаксагора. Ведь из-за его воззрений в Афинах был принят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления». Сократа же обвинили в том, что он якобы учил, что Солнце--камень, а Луна -- земля. И как Сократ ни доказывал, что этому учил не он, а Анаксагор, его не слушали. Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: познай самого себя! Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя -- значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа -- этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал».

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком»

В чем же заключалось то новое, что было внесено Сократом в понятия «философия» и "философ", -- то новое, что сделало его воззрения одним из поворотных пунктов истории греческой философии?

Прежде всего следует сказать, что, хотя софистам и принадлежит приоритет в постановке антропологических проблем, главным объектом их интереса оставались все же риторика и диалектическое (полемическое) искусство. Они увлекались также многими другими областями знаний и выступали в качестве всесторонне осведомленных людей. В отличие от них Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с "неба на землю" (иначе говоря, Сократ поднял философию "с земли на небо"). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что "благочестиво и что нечестию, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо".

Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» -- ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона «Менексен» он утверждает: "И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью".

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность -- правильный образ действия, благие поступки, то, что ксенофонтовский Сократ определил термином eupraxia (буквально -- "благая деятельность"). Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.

В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, -- познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу, делает людей благородными. Аналогичную мысль мы находим в диалоге Платона «Хармид» , где Сократ в беседе с Критием доказывает, что без знания добра и зла все иные (т. е. практические, специальные) знания и навыки немногого. По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире. Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем и плохом Сократ видел в их непосредственной действенности и активности, в их прямом воздействии на человека. По словам платоновского Сократа, знание, которое относится к области добродетели, "способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание".

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву "Познай самого себя". В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Исходя из того, что философ -- это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал, как было сказано, испытывать "самого себя и других". Основным средством «испытания» он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этого направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ ссылается на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах - знаменитый “демон” Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как “всеобщее”, служащее основной всех частных добродетелей. Задачей нахождения “всеобщего” должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. “Сократический” метод, имевший своей задачей обнаружение “истины” путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической “диалектики”. “Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.

Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического” метода: “ирония” и “майевтика” - по форме, “индукция” и “определение” - по содержанию. “Сократический” метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская “ирония”. Однако Сократ ставил своей задачей не только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться “истины”. Поэтому продолжением и дополнением “иронии” служила “майевтика” - “повивальное искусство” Сократа (намек на профессию его матери). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию “всеобщего” как основы истинной морали.

Основная задача “сократического” метода - найти “всеобщее” в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной “индукции” и “определения”. “Индукция” и “определение” в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если “индукция” - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то “определение” - это установление родов и видов, их соотношения, “соподчинения”. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. “ Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его... Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал :

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и

человеческих)

Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А “земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла”. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к “заветам отцов”.

Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе “дерзости” изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках “благородных господ”.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары