Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Святой роман сладкопевец в чем помогает. Святой роман сладкопевец

Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников - прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях - Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

Составление жития святого

Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье. По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий. В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

Новые свидетельства

Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые. Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры. Еще один ранний источник - житие святого Артемия - имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

Служба святому Роману - другая группа свидетельств - канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно - во втором и третьем икосе.

Роман Сладкопевец

К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года. Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии. Это означает, что в это время святой был еще жив.

Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет. Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами. И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование. Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии. Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

Врачебная практика святого

Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

Познание в праве

На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения. А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей. Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому - кондак «Трех отроков».

Константинополь

Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам. Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу. Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

Другие исследования

Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению. Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей. Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе. Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами. Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

Святость

Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста. Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев. Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец. Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

(V в. – VI в.)

Ранний период жизни

Роман Сладкопевец почитается как человек святой жизни, служитель Божий, выдающийся песнотворец.

О деталях ранних лет жизни Романа известно немного. По различным оценкам, он имел греческое или сирийское происхождение. Родился в V веке, на территории Сирии, в городе Эмесе.

С детских лет, в меру своего возраста, старался вести благочестивую жизнь, искал, как угодить Богу.

Повзрослев, твёрдо решил жить девственной, целомудренной жизнью. Какое-то время Роман исполнял обязанности пономаря в одном из христианских храмов Берита (современное название города: Бейрут).

Константинопольский период

В дальнейшем, во время правления императора Анастасия, Промыслом Божьим он перебрался в Константинополь, где продолжил служение при так называемой Кировой церкви, освященной в честь Небесной Владычицы, Пресвятой Богородицы.

В Константинополе продолжал возрастать в добродетели, непрестанно молился, измождал свою плоть аскетическими упражнениями, бдениями и постами.

По вечерам Роман отправлялся во Влахерны, проводя ночи в молитве (иногда — в местном храме, иногда — прямо под звездным небом, в открытом поле).

После того, как его посвятили в пономаря Софийского Собора, ему пришлось испытать множество притеснений, издевательств, насмешек и унижений со стороны братьев по вере, тамошних клириков.

Дело в том, что Роман был неграмотным; кроме того, не отличался голосом и слухом; добродетелью же значительно превосходил горделивых и завистливых церковнослужителей.

Патриарх Евфимий, разумея в нём доброго и смиренного раба Божьего, и видя, с какой ревностью он исполняет послушание, уделял ему такую же часть, как и прочим клирикам.

В свою очередь те, надмеваясь своею образованностью, кичились и возмущались, почему Патриарх оказывает ему столько внимания, почему невежда ставится с ними в один ряд, словня ровня.

Движимые ненавистью, забыв, что призваны служить не маммоне, но Богу, они стали интриговать, строить Роману претыкания и козни.

Однажды, в навечерие Рождества Христова, когда на службе в храме присутствовал сам государь, клирики, наложив на Романа руки, вытолкали его на амвон, и дыша злобой сказали ему, что поскольку он получает равную с ними часть, постольку пусть сам и поёт. При этом, они, конечно же, знали, что он не сможет справиться с заданием, так как он не был этому научен.

Оказавшись в такой ситуации, Роман испытал чувство глубочайшего стыда. После богослужения он предался слезному плачу и пребывая в подавленном расположении духа долго молился перед иконой Небесной Царицы.

Таинственное преображение

Возвратившись домой, он даже не вкусил пищи и предался крепкому сну. Во сне ему явилась Сама Божья Матерь. Как когда-то приобщил к Своим тайнам пророка Иезекииля ) , вручив ему символический свиток и повелевая его потребить, так и Владычица повелела Роману открыть уста, вложила туда свиток и указала, что он должен его съесть.

Исполнив трбование, Роман тут же проснулся, однако никого не обнаружил, так как стала невидимой.

Между тем он почувствовал необыкновенное внутреннее изменение. Его сердце наполнилось радостью, а ум — разумением книжным и мудростью.

Когда Роман вновь пришёл в храм, на всенощное бдение, и настало время исполнить праздничное песнопение, он поднялся на амвон и пропел составленный им, при содействии благодати, кондак: «Дева днесь, Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит...».

Присутствовавшие в храме изумились как возвышенным содержанием песнопения, так и дивным его исполнением.

По прошествии некоторого времени озадаченный Патриарх потребовал у него объяснений. В ответ Роман рассказал ему о ночном чуде. Разумея в этом Действие Божественного Провидения, Патриарх тут же посвятил Романа в диаконское достоинство.

Обидчики, вразумленные произошедшим, пали к ногам Сладкопевца, прося прощения. Он по-христиански простил их, и злобы на них не держал.

В дальнейшем Роман продолжал прославлять Бога и Небесную Царицу чистотой жизни и в песнопениях, многие из которых вошли в сокровищницу лучших церковно-поэтических произведений.

Верующие относились к нему с любовью и уважением.

Утверждается, что впоследствии Роман стал давать уроки пения другим, и очень успешно. Кроме того, благодаря его деятельности богослужение приобрело ещё большую красоту и благолепие.

Время кончины святого Романа Сладкопевца определяют серединой VI века (по некоторым свидетельствам, он почил о Господе в 556 году).

Тропарь первый преподобному Роману Сладкопевцу , глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу / и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. // Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Тропарь второй преподобному Роману Сладкопевцу , глас 3

Подвигом поста, молитвы и бдения, / глубиною веры и смиренномудрия / от юности совлеклся еси ветхаго человека, / равноангельному житию уподобився, / преподобне Романе Сладкопевче, / достоин был еси явления Богородицы, / яже повеле ти дивный свиток снести, / и тем препода ти дар песнотворения, / абие воспел еси, яко ангели небеснии, / славу Воплотившемуся из Нея Сыну Божию. / Молися за ны ко Господу, / даровати всем воспевающим Христа Жизнодавца / согласное пение, // мир и велию милость.

Кондак преподобному Роману Сладкопевцу , глас 8

Божественными добродетельми духа / измлада украсився, Романе премудре, / Церкви Христове пречестное украшение был еси: / пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. / Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, / яко да вопием ти: // радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

]

Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса , в Сирии и говорил на сирийском языке , был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте , при императоре Анастасии I Дикоре (491-518) прибыл в Константинополь , здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим , которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер , издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Издания [ | ]

  • Romane le Melode / Ed. par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1964.
  • Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. P. Maas, C.A. Trypanis. L., 1960.

Исследования [ | ]

  • Arentzen, T. The Virgin in Song: Mary and the Poetry of Romanos the Melodist. University of Pennsylvania Press, 2017.
  • Gador-Whyte, S. Theology and Poetry in Early Byzantium. The Kontakia of Romanos the Melodist. Cambridge University Press, 2017.
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977.

Переводы [ | ]

Русские переводы:

  • Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
  • Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
  • Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.; М., 1909. 67 стр .
  • Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
  • Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
  • Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
  • Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.

Новые переводы:

  • Памятники византийской литературы IV-IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1968. С. 209-214.
  • На Иуду Предателя. Гимн. О жизни монашеской. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. / Пер. и комм. С. С. Аверинцева. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 360 стр. С. 252-262.
  • Роман Сладкопевец . Кондак Иосифу Праведному. / Пер. В. В. Василика. // Вестник древней истории . 2008. № 4. С. 260-277.

Много известно святых, служивших при жизни Господу монахами, епископами, архиереями, даже патриархами. Как правило, они владели даром исцеления, изгнания бесов, прозорливости. Но, оказывается, умение исполнять церковные песнопения - тоже талант от Бога. Им владел не слишком известный широким массам православных верующих святой. Имя ему - Роман Сладкопевец, день памяти - 14 октября.


Жизнь Романа Сладкопевца

Преподобный Роман жил на Земле в V-VI вв. н.э. Родился он в пятом столетии в сирийском городе Эмесса. Родители Романа были по одной версии сирийцами, по другой - греками, по третьей - иудеями. К единому мнению на данный счет историки не пришли по сей день. Однако точно известно, что Роман изъяснялся на сирийском языке.


Еще будучи младым отроком, будущий святой стремился исполнять христианские каноны. Он старался вести целомудренную и праведную во всех отношениях жизнь. Святое крещение Роман получил в юности. Повзрослев, преподобный стал служить пономарем. Первым местом его церковной деятельности явился город Берит (Бейрут). Когда у власти находился император Анастасий, Роман отправился в Константинополь, где по прибытии стал вести службу в церкви во имя Пресвятой Богородицы в Кирах. Преподобный строго соблюдал все посты, усердно и подолгу молился, часто не спал по ночам, воздавая хвалы Господу.

Неприятное происшествие

Прошло немного времени, и Роман получил назначение в храм Святой Софии. Здесь он продолжал со всей ответственностью трудиться пономарем. Не имея ни правильного слуха, ни красивого голоса, Роман никогда не участвовал в церковном пении. Из-за этого он нередко становился жертвой насмешек, но обиду переносил молча, без злобы в сердце, за что был вознагражден особым расположением и теплым отношением к нему самого патриарха Евфимия.


К сожалению, данное обстоятельство сослужило попервой святому плохую службу. Некоторые соборные клирики, видя доброту патриарху к простому, да еще и ничем не примечательному пономарю, исходили черной завистью. Сговорившись, они стали открыто выказывать Роману свое недовольство - начали всячески притеснять помощника храмового священнослужителя. Высказывали клирики протесты и патриарху, возмущаясь тем, что Евфимий платит своему любимчику наравне с ними при разном объеме обязанностей.

Как-то раз во время одной из церковных служб, проходивших аккурат перед праздником Рождества Христова, недруги силой спровадили Романа на амвон, дабы тот пел. Так они хотели отомстить юноше и, возможно, вовсе избавиться от него. А, надо сказать, на тот момент в церкви было народу видимо-невидимо, на богослужении присутствовал император с придворными, службу же правил сам патриарх. Оказавшись в столь затруднительном положении, не имея возможности скрыться, Роман запел и, конечно же, опозорился, как и рассчитывали клирики.

Получение дара

Произошедшее сильно огорчило святого. По окончании службы, когда кроме него никого не осталось в храме, Роман упал на колени перед образом Девы Марии и долго молился Пречистой со слезами, выплескивая всю боль и горечь, что накопились в его бедном чистом сердце. Излив душу, святой несколько успокоенный отправился домой. Там юноша сразу же лег и уснул, даже не потрудившись поужинать из-за расстройства. И увидел Роман странный сон, в котором сама Богоматерь явилась ему. Дева Мария подошла к сновидцу, сжимая в руках бумажный свиток, и велела тому открыть уста свои. Роман повиновался и тотчас же свиток оказался у него во рту, а Пресвятая Богородица рекомендовала съесть сей предмет.

Роман и этот приказ исполнил, после чего проснулся. Душу юноши переполняло чувство радости, умом он пытался вникнуть в суть тонкого видения. Но вместо этого преподобный Роман вдруг понял, что голова его полна книжных знаний, чего отродясь не было, ибо он, хотя и учился грамоте, плохо усваивал материал и понимал прочитанное. Пономарь уразумел, что явившись к нему во сне, Богородица в действительности оказала своему подданному помощь. Роман стал горячо молиться и благодарить Деву Марию за бесценный дар.

День клонился к вечеру. Близилось время всенощного бдения. Роман, все еще пребывая в радости духовной, пошел в церковь. Там оказалось, что помимо дара книжного разумения Владычица наградила юношу также еще и даром песнопения. Обнаружился последний, когда Роман, дабы исполнить праздничную песнь, пропел, стоя на амвоне, мгновенно составленный в уме кондак. Текст его сегодня известен всем православным христианам:


«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».

Данный кондак поют в храмах в ночь на Рождество Христово.

Голос Романа, к удивлению его самого и особенно присутствующих на богослужении, был силен и красив. Подивился услышанному и патриарх, после задав вопрос пономарю: откуда вдруг такие разительные перемены? В ответ Роман рассказал про свой сон, не утаив не единой детали, и в очередной раз воздал хвалы Пречистой. Поняв, что притесняемый ими пономарь избран самой Девой Марией, клирики устыдились и стали просить прощения у Романа. А патриарх Евфимий повысил святого до диакона.

С той поры жизнь преподобного сильно переменилась - разумеется, в лучшую сторону. Он вел службы в храме, да так, что паства заслушивалась, ловила каждое слово Романа; составлял кондаки, посвящая их Творцу, Богородице, разным святым на тот или иной праздник. Всего накопилось более тысячи торжественных песнопений, автором которых стал преподобный Роман, получивший, благодаря своему вымоленному у Матери Божьей дару, добавку к имени «Сладкопевец».

Следует отметить, что не только кондаки составлял святой Роман Сладкопевец. Его перу принадлежат также и икосы. Их преподобный сочинил, находясь у себя в доме, во время бессонных ночей. До него такой формы песнопения просто не существовало. У преподобного Романа пению учились другие служители церкви, в том числе и те, что когда-то смеялись над отсутствием у него таланта и разумения.

Святой Роман Сладкопевец являлся автором и более весомых песнопений - акафистов. Многие из них дошли до наших дней. Более всех акафистов, сложенных талантливым диаконом, славится таковой Благовещению Богородицы. Он стал образцом, по которому в дальнейшем были составлены прочие песнопения, поемые стоя.

Преподобный Роман трудился учителем пения, служителем церкви и церковным поэтом до самой своей смерти. Скончался он около 556 года.

Послесловие

Преподобный Роман Сладкопевец удостоился весьма громких титулов как невероятно плодовитый на произведения сочинитель. Буви называл его не иначе, как «Пиндар ритмической поэзии». Крумбахер именовал Романа одним из великих поэтов византийской эпохи. Но, несмотря на неприкрытое восхищение, адресованное преподобному, на смену созданному им стилю составления песнопений пришел другой, плодами которого явились каноны. Имя же автора известных и поныне кондаков и акафистов оказалось благополучно и совершенно незаслуженно забыто.

Мы сердечно поздравляем христиан с праздником, с Днем преподобного Романа Сладкопевца!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все, кто хотя бы раз в жизни присутствовали на богослужении в храме, удивлялись прекрасному звучанию и мелодичности церковных песнопений. Созданию этих красивых гимнов и мелодий посвятил всю свою жизнь преподобный Роман Сладкопевец, день памяти которого отмечают 14 октября (1 октября по строму стилю) на праздник Покровы Пресвятой Девы Марии.

Роман Сладкопевец, житие

Этот святой был родом из Греции, а родился в Сирии в городе Емесе в 490 году. С ранних лет он ощущал свое предназначение служить Господу, поэтому вел праведный образ жизни, постоянно молился и отказался от всех мирских благ.

После того, как Преподобный получил христианское образование, его взяли на службу диаконом в городе Бейруте, в Воскресенской церкви. За время правления императора Дикоре Анастасии I святой Роман переехал на постоянное место проживания в Константинополь. Там он получил должность клирика в патриаршей церкви имени Святой Софии.

На службе его особо не отмечали, хотя он усердно помогал во время богослужений. При этом не имел ни голоса, ни слуха и поэтических способностей. Патриарх очень привязан был к Роману и приблизил его к себе за чистоту помыслов и веру.

За особое к себе отношение патриарха, святого Романа начали притеснять иные клирики. Они решили его наказать, выставив на смех на одном из богослужений в канун Рождества. Святого Романа вытолкали на середину храма и принудили петь. В этот момент присутствовали многие веряне, сам император со свитой и патриарх. Преподобный Роман хриплым голосом и невнятно попытался спеть, но осрамился.

После богослужения Роман дома в печали очень долго и усердно молился Пресвятой Деве. Когда Богородица явилась к нему, она дала свиток и приказала его съесть. В результате произошло чудо, и Роман получил прекрасный голос, слух и возможность писать церковные тексты.

В благодарность в ту же ночь преподобный Роман Сладкопевец написал свою знаменитую песнопень в честь Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день святой Роман сам вызвался спеть и сделал это так красиво, что присутствующие не смогли сдержать восторг и назвали его «Сладкопевец». Когда его спросили, откуда он получи такое дарование, Роман без утайки рассказал о благодати Божьей Матери. Все его завистники и враги, попросили прощение и раскаялись в своих злодеяниях. Патриарх возвел его в сан диакона.

С того времени он стал украшением всех богослужений и исполнял написанные им гимны и кондаки.

После того, как святой Роман Сладкопевец получил всеобщую любовь, он начал передавать свои умения другим. Используя полученный дар, он учил петь и организовывал церковные хоры в Константинополе очень успешно. Именно святой смог возвысить пение в храме, придать ему мелодичность и гармонию. Кроме этого он написал много молитв и гимнов. На все главные христиански праздники исполняют произведения преподобного Романа.

Перед своей кончиной в 556 году Роман постригся в монахи и доживал свои дни в монастыре Авваса. За свою деятельность и огромное наследие его было причислено к лику Святых. Особое значение для преподобного имел Влахернский храм, он любил там бывать и служить. Именно здесь произошло явление Покрова Богородицы, поэтому святой Роман изображается на иконе Покровы, но жил он в иное время.

Святой Роман сладкопевец, в чем помогает

Святой Роман Сладкопевец, икона которого имеет самостоятельное существование, часто изображается и на иконе в честь Покрова Пресвятой Девы. На ней он размещается по центру в обличии диакона. На самостоятельной иконе его изображают со свитком в руках, как ознаменование его деятельности.

Икону святого часто дарят близким людям по имени Роман. Ведь он является их покровителем. Помимо этого Сладкопевцу молятся в таких случаях:

  • получение помощи в искусстве пения;
  • для развития творческих способностей. Особенно это распространено среди музыкантов, певцов и поэтов;
  • обращаются к нему те, кто хочет более глубоко понять Священное письмо, тексты гимнов, молитв и церковных песен;
  • получить защиту от завистников;
  • обрести новых друзей;
  • защитить свой дом от недругов;
  • для получения уверенности в себе;
  • для разрешения трудных жизненных ситуаций.

Акафист Роману Сладкопевцу носит особое значение. Именно этот человек стал праотцом всех акафистов. Он впервые создал такое писание, хотя в его время оно имело название церковного гимна. Акафист пресвятому читается так же, как и в остальных случаях. Текст акафиста святому Роману следующий:

Кондак 1

Избранный подвижниче и земный ангеле Христов, Божественными добродетельми Духа измлада украсився, Романе премудре, пением прекрасным Церкве Христовы служитель был еси, яко да вопием ти:

Икос 1

Ангельское житие возлюбил еси от юности, ум на Божественная возвел, временная и земная пренебрегл еси, тем убо вселися в тя Святый Дух, Егоже благодатию украшен еси, сего ради с любовию вопием ти сице:
Радуйся, чистотою Ангелом уподобился еси.
Радуйся, постом и бдением безстрастия достигл еси.
Радуйся, светильниче Божественнаго света.
Радуйся, молитв благовонное кадило.
Радуйся, грамоте необученный, разумом стремивыйся к Богу.
Радуйся, добрыми делы премудрыя превосходивый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Господь предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения. Темже иго Христово благое и легкое усердне восприяв, смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Разум Божественных Писаний истинною премудростию стяжав, что по апостолу первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнися милости и плодов благих, несумненно и нелицемерно. Мы же, дивящеся чистоте твоей, воспеваем:
Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый.
Радуйся, токмо Его благоволения взыскавый.
Радуйся, в послушании усердно трудивыйся.
Радуйся, в сердце имевый страх Божий.
Радуйся, житием добродетельным на земли просветивыйся.
Радуйся, за сие любовь Божию на небесех снискавый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся, поревновал еси евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы, сопредсташа в церкви Влахернстей, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:
Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо.
Радуйся, силы Ея священнаго покрова тайное постижение.
Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю.
Радуйся, теплыя в нощи молитвы к Ней слезно возносивый.
Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 4

Бурю многих бед, зависти ради за усердие к послушанию претерпел еси, благий. Обаче за поношение и уничижение воздавал еси кротостию и смирением, мы же мнозе дивящеся незлобию и терпению твоему взываем: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую добродетель твою, возлюби тя святейший патриарх, даде с клиром ти равную часть, мы же о сем веселящеся глаголем сице:
Радуйся, всем сердцем Господа возлюбивый.
Радуйся, посрамление завистное приемый в навечерие Рождества Христова.
Радуйся, пред иконою Пресвятыя Богородицы утешение взыскавый.
Радуйся, кротостию уничижение победивый.
Радуйся, явивый сердечныя простоты образ светлый.
Радуйся, умягчивый сердца обидчиков твоих.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 5

Богопесненную любовь и сердце чистое к достижению небеснаго отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославил еси Небеснаго Отца, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще, о пречудне Романе, любовь твою к Богу, юже в сердце твоем выну храниму, сию созерцающе сице рцем вси:
Радуйся, трость песнописца послушная, в руце Христове содержимая.
Радуйся, единаго Христа от сердца возлюбивый.
Радуйся, в радость Господа вшедый.
Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.
Радуйся, сладостьми духовными нас насыщаяй.
Радуйся, возлюбленный к Богу о нас предстателю.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милости Божия явился еси ты, блаженне, егда от Царицы Небесныя во сне приял свиток книжный на снедение: тем убо умудрен, нача разумно пети во славу Божию, святым же писати похвальная,взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси аки звезда многосветлая, исполнившись премудрости великия, ибо Владычица, яко некогда Сын Ея Своим апостолом, отверзла тебе ум к разумению Писаний, сего ради ублажаем тя, зовуще:
Радуйся, любве евангельския сокровище.
Радуйся, Духа Святаго вместилище.
Радуйся, от Девы Богоблагодатныя дерзновение приемый.
Радуйся, благодарение от сердца чистаго Наставнице своей возносивый.
Радуйся, сладость отречения воли своея познавый.
Радуйся, за кротость и смирение великий дар Божий приявый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 7

Хотяще вознести достойное благодарение Царице Небесней, возшел еси, Романе блаженне, на амвон церковный и воспел гласом сладким кондак свой, глаголя: Дева днесь Пресущественнаго рождает. Тем и мы Пречистей воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная звезда явился еси ты, сладкопевче преблагий, украшение изящное Церкве Христовы. Давидову кротость, Иаковле беззлобие и терпение Иовле стяжал еси, мы же вопием ти:
Радуйся, милости Божия стяжателю.
Радуйся, к Богу присный о нас предстателю.
Радуйся, ангельским пением просветивыйся.
Радуйся, лучезарный светильниче.
Радуйся, непоколебимый столпе веры Христовы.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 8

Вси же видяще и слышаще, удивишася, яко течаше от уст твоих, аки река, премудрость. Постыдишася же клирицы, оскорбившие тя, досаждаху о простоте и невежествии, и покаявшеся припадоша к ногам твоим, прощения просяще и славяще Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, в терпении стяжав Дух Святый, по слову Евангелия Христова. Мы же, любовию твоею побеждаеми, дерзаем звати тебе таковая:
Радуйся, яко дивный образ Отца Небеснаго в себе явивый.
Радуйся, братию враждовавшу на тя, любовию Христовою возлюбивый.
Радуйся, благая за злая воздававый.
Радуйся, пример братолюбия христианскаго всем нам оставивый.
Радуйся, злых приводяй к постыжению.
Радуйся, скорбящим подаяй утешение.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 9

Все естество человеческое и лики Ангелов восхваляют тя, премудре отче, яко послушник, смирения исполненный, приял еси блаженный путь Христов, водворися в Царстви Небеснем, поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не довлеют изглаголати чистоту духовную, юже имел ты, блаженне Романе; и нас научи вере крепцей и безропотному послушанию, с любовию зовущих ти:
Радуйся, паствы твоея изрядный послушниче.
Радуйся, Ангелов собеседниче.
Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.
Радуйся, мудрых словес насадителю.
Радуйся, умильно Божию славу воспевый.
Радуйся, сладкогласную струну Божественнаго дара приемый.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, верный путеводитель явился еси, дивно возглашая славу Божию. Мы же, внимая слову мудрости твоея, с веселием прославляем Господа, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувимы и Серафимы, житием, верою и любовию всеусерднейший служитель был еси, преподобне, яко крин благоуханный, со всеми избранниками Пречистыя Богородицы у Престола Всесвятыя Троицы предстал еси, тем радостно зовем ти:
Радуйся, благий ходатаю о нас ко Господу.
Радуйся, молитвенниче пресветлый и прелюбимый.
Радуйся, яко равноангельную красоту стяжал еси.
Радуйся, яко нищетою духовною обогатился еси.
Радуйся, яко разум свой ко Господу отверзл еси.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающих. Тем же твоими песнопеньми в Церкви Божией прославляется Бог, Дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светлейший светильник и молитвенник явился еси, Романе богоблаженне. Ныне Владыце всех предстоя и дерзновение к Нему стяжав, моли о нас, совершающих светлую память твою, зовуще:
Радуйся, Богу единому послуживый.
Радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.
Радуйся, обителей Небесных удостоивыйся.
Радуйся, горния славы приобщивыйся.
Радуйся, гласе благознаменитых словес.
Радуйся, в песнопениях богослове сладкозвучный.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 12

Благодати Божия сокровища наследовал еси, Богородицу Марию богомудра имел еси Учителя, вразумляющу тя и научающу пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое достохвальное житие на земли, радостно славим Дивнаго во святых Своих Царя Небеснаго. Того благодатию в селениих праведных ныне ликуеши, идеже зриши славу Божию нескончаемую. Мы же умильно воспеваем ти:
Радуйся, яко красоту и славу мира сего отрясл еси.
Радуйся, яко душу твою вперил еси к горнему званию.
Радуйся, яко твоих глагол вещание Вселенную исполни.
Радуйся, научаяй знанию спасительному всех.
Радуйся, златокованная трубо, славу Божию со ангелы возвещающая.
Радуйся, Богом увенчанный, в молитвах своих нас не оставляющий.
Радуйся, сладкопевче Романе, красото церковная.

Кондак 13

О, преблаженне и Богоносне отче Романе! Приими сие малое молитвенное приношение наше, и с Пресвятою Владычицею принеси молитву ко Господу Богу, да избавит нас от всякого вреда и скорби, и сподобит Своего Небеснаго Царствия, идеже вси, присно торжествующе, немолчно воспевают: Аллилуиа.
(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Подкрепить чтение акафиста можно произнеся молитву. Молитва Роману Сладкопевцу имеет два варианта прочтения.

Вариант 1:

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вариант 2

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обращаться за помощью ко всем святым, и преподобному Роману Сладкопевцу в частности, нужно с глубокой верой и чистыми помыслами. Именно в таком случае можно достигнуть желаемого.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Романе Сладкопевце:

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары