Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Упражнения на субстантивированные прилагательные немецком. Склонение прилагательных

Прилагательные легко субстантивируются, т.е. переходят с помощью артикля в разряд существительных: der

Fremde (чужак), die Bekannte (знакомая), das Gute (добро).

Субстантивированные прилагательные мужского и женского рода обозначают какое-либо лицо,

субстантивированные прилагательные среднего рода обозначают абстрактные понятия.

Мужской род :

der Alte (старик), der Neue (новенький), der Schöne (красавец).

Женский род : die

(старуха), die Neue (новенькая), die Schöne (красавица).

Средний род : das

(старое), das Neue (новое), das Schöne (прекрасное).

Субстантивированные прилагательные изменяются в соответствии с общими правилами склонения имен

прилагательных:

Единственное число

Множественное число

der Krank e

ein Krank er

die Krank en

des Krank en eines

der Krank en Krank er

Krank en

den Krank en Krank en

Krank en

Krank en

den Krank en einen

die Krank en

Krank en

После местоимений etwas, nichts, viel, wenig, manch субстантивированные прилагательные имеют формы

сильного склонения, после alles, manches, vieles, einiges – слабого, например:

etwas Neues – alles Schöne.

5.4 Вопросы

1 Что такое имя прилагательное?

2 Какие разряды имен прилагательных различают в немецком языке?

3 Какие грамматические формы свойственны немецким именам прилагательным?

4 В качестве каких членов предложения могут выступать имена прилагательные?

5 Какие типы склонения имен прилагательных Вы знаете?

6 Какое окончание прилагательных характерно для слабого типа склонения?

7 Когда прилагательные склоняются по слабому типу?

8 Как склоняются прилагательные по сильному типу, назовите характерные черты данного типа склонения.

9 В каких случаях прилагательные склоняются по сильному типу?

10 Какие прилагательные в немецком языке не склоняются?

11 Назовите степени сравнения имен прилагательных.

12 Как образуются степени сравнения немецких имен прилагательных?

13 Какие прилагательные получают умлаут при образовании степеней сравнения, а какие не получают его?

14 Назовите прилагательные, имеющие неправильные формы степеней сравнения.

15 В качестве каких членов предложения могут выступать прилагательные в сравнительной и превосходной

16 Что обозначает положительная степень при сравнении двух величин, какие союзы при этом используются?

17 Что показывает сравнительная степень и какой союз используется в случае, если после прилагательного в

сравнительной степени следует сравнение?

18 Что показывает превосходная степень?

19 Какие прилагательные называются субстантивированными?

20 Что обозначают субстантивированные прилагательные мужского и женского родов, а что – среднего рода?

21 Как склоняются субстантивированные прилагательные?

5.5 Упражнения

№ 1 Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных.

Hell, dunkel, jung, arm, leicht, laut, stolz, gut, nah, gesund.

№ 2 Образуйте словосочетания с прилагательным в качестве определения.

a) Muster: klein, Buch – das kleine Buch, das kleinere Buch, das kleinste Buch

l) alt, Mann; 2) niedrig, Tisch; 3) schön, Frau; 4) breit, Straße; 5) heiß, Tag; 6) brav, Kind; 7) dick, Heft; 8) dünn, Papier;

9) hoch, Turm; 10) sauber, Stadt.

b) Muster: klein, Bücher – die kleinen Bücher, die kleineren Bücher, die kleinsten Bücher

l) bunt, Bilder; 2) nah, Dörfer; 3) groß, Flüsse; 4) reich, Kaufleute; 5) schnell, Autos; 6) warm, Tage; 7)

dumm, Fragen; 8) schwach, Kinder; 9) klug, Antworten; 10) schwer, Taschen.

№ 3 Дополните следующие предложения.

Muster: Ich habe drei Bücher, (dick) – Das erste Buch ist dick. Das zweite Buch ist dicker. Das dritte Buch ist am dicksten.

l) Die Mutter bekommt drei Briefe, (kurz). 2) Der Bauer hat drei Pferde, (alt). 3)Der Maler malt drei Bilder, (bunt). 4)

Die Frau stellt auf den Tisch drei Gläser, (hoch). 5)Die Familiehat drei Söhne, (kräftig). 6) Dieses Mädchen hatdrei Tanten, (reich). 7) Im Waschkorb liegen drei Handtücher, (schmutzig). 8) Der Lehrer diktiert drei Sätze, (lang). 9)Im Garten spielen drei Jungen, (lustig). 10) Wir sprechen mit drei Kindern, (klug).

№ 4 Употребите перед превосходной степенью прилагательных правильный артикль. Ответьте на вопросы.

l) Welcher Platz ist ... schönste? (Schillerplatz) 2) Welche Straße ist ... breiteste? (Gartenstraße) 3) Welcher Weg ist ...

längste? (über die Brücke) 4) Welche Filme sind ... spannendsten? (Kriminalfilme) 5) Welches Kleid ist ...

billigste? (Sommerkleid) 6) Wessen Augen sind ... traurigsten? (Mutter) 7) Welches Brot ist ... frischste?

(Weißbrot) 8) Welche Speisen sind ... schmackhaftesten? (scharf)9) Wessen Frisur ist ... schlichteste? (Schwester) 10) Welcher Rockist ... weiteste? (neu) 11) Wessen Kinder sind ... lautesten? (unser)

№ 5 Дополните предложения подходящими прилагательными в превосходной степени. Обратите внимание на

Der Sommer ist ... ... Jahreszeit.

Der Everest ist ... ... Berg der Erde.

Der Baikal ist ... ... See in Asien.

Der Winter ist ... ... Jahreszeit.

Europa ist ... ... Erdteil.

Der 22. Dezember ist ... ... Tag des Jahres.

Der Gepard ist ... ... Tier

Der Eukalyptus ist... ... Baum der Erde.

Der Mississippi ist ... ... Fluß der Erde.

№ 6 Прилагательные, стоящие в скобках, употребите в правильной форме.

l) Monika ist nicht so (groß) wie Marianna, sondern (klein) als sie. 2) Diese Tapeten sind nicht so (hell) wie

jene, sondern (dunkel) als sie. 3) Die Großmutter ist nicht so (alt)wie der Großvater, sondern (jung) als er. 4) Ich kaufe nicht so (billig) wie meine Freundin, sondern (teuer) als sie. 5) Der neue Tisch ist nicht so (lang) wie der alte, sondern (kurz) als er.

6) Diese Schokolade ist nicht so (bitter) wie jene, sondern (süß) als sie. 7) Der Mann singt nicht so (gut) wie seinBruder,

sondern (schlecht) als er. 8) Der Herr spricht Deutsch nicht so (falsch) wie die Dame, sondern (richtig) als sie. 9) DerKaffee

ist nichtso (kalt) wie der Tee, sondern (warm) als er. 10) Der Bruder ist nicht so (fleißig) wie die Schwester, sondern (faul) als sie.

№ 7 Вставьте als или wie.

l) Ein Bach ist kleiner ... ein Fluß, und ein See ist kleiner … ein Meer. 2)Der Sohn ist schon so kräftig ... der

Vater. 3) Dieses Auto fährt schneller ... derZug. 4) Der Weg über das Feld ist kürzer ... der Weg über den Wald. 5) Meine Freundin strickt genauso langsam... ich. 6)Das Wetter ist heuteso herrlich ... im Sommer. 7) Das Wasser im Teich ist kälter ... im Fluß. 8) Der Sessel ist bequemer ... der Stuhl. 9) Auf der Terrasseist es nicht so schwül ... im Zimmer. 10) Dieses

Mädchen ist genauso nett ... ihre Freundin. 11) Der Himmel ist sodunkel ... vor dem Regen. 12) Die Küche ist geräumiger ...

№ 8 Переделайте предложения, употребляя прилагательные в качестве определения.

a)Muster: Das Buch ist interessant. – das interessante Buch .

l) Der Fluß ist klein. 2) DerPark ist groß. 3) Das Bett ist breit. 4) Das Handtuch ist sauber. 5) Der Spiegel ist rund. 6) Die

Lehrerin ist streng. 7) Der Platz ist frei. 8) Die Birne ist saftig. 9) Die Brücke ist lang. 10) Der Tisch ist viereckig. 11) Der

Kinderwagen ist blau. 12) Der Vogel ist unbekannt.

b) Muster: Das Buch ist interessant. – ein interessantes Buch .

l) Der Brief ist kurz. 2) Das Glas ist dünn. 3) Das Haus ist hoch. 4)Der Film ist spannend. 5) Die Wieseist schön. 6) Der Arzt ist aufmerksam. 7) Das Dorf ist klein. 8) Der Anzug ist neu. 9) Das Gesicht ist bekannt. 10)Die Tasse ist schmutzig. 11).

Der Regenschirm ist groß. 12) Das Mädchen ist nett.

c)Muster: Das Wasser ist kalt. – kaltes Wasser .

l) Die Luft ist kühl. 2) Das Bier ist hell. 3) Das Obst ist reif. 4) Die Freude ist groß. 5) Der Schnee ist weiß. 6) Der Regen

ist stark. 7) Das Fleisch ist frisch. 8) Der Kaffee ist schwarz. 9) Die Milch ist sauer. 10) Die Tinte ist rot.

№ 9 Дополните следующие предложения прилагательными, стоящими в скобках.

Muster: Das ist ein Buch. (neu) – Das ist ein neues Buch. Das ist mein (sein, unser, ...) neues Buch. Das ist kein neues Buch.

l) Das ist ein Ring. (schön) 2) Das ist ein Vogel. (selten) 3) Das ist eine Straße. (sauber) 4) Das ist ein Brief. (lieb) 5) Das

ist eine Frage. (aktuell) 6) Das ist ein Gesicht. (intelligent) 7) Das ist eine Gewohnheit (schlecht) 8) Das ist ein Blumenstrauß.

(groß) 9) Das ist ein Gefühl. (angenehm) 10) Das ist ein Thema. (kompliziert). 11) Das ist eine Arbeit. (schöpferisch) 12) Das

ist ein Gedankenaustausch. (lebhaft) 13) Das ist ein Gemälde. (berühmt) 14) Das ist eine Bemerkung. (kritisch) 15) Das ist ein

Referat. (tadellos)

№ 10 Ответьте на вопросы, употребляя местоимение kein.

Muster: Ist das ein neues Kleid? (alt) Nein, das ist kein neues, sondern ein altes Kleid.

l) Ist der Hase ein großes Tier? (klein) 2) Ist Friedrich Schiller ein unbekannter Dichter? (bekannt) 3) Ist "kommen" ein

schwaches Verb? (stark) 4) Ist "Zimmer" ein belorussisches Wort? (deutsch) 5) Ist Mailand eine polnische Stadt?

(italienisch) 6) Ist Paul ein fleißiger Schüler? (faul) 7) Ist Geschichte ein schweres Fach? (leicht) 8) Ist Herr Blume ein

höflicher Mensch? (unhöflich) 9) Ist Frau Heller eine schlechte Lehrerin? (gut) 10) Ist der Sohn dieser Frau ein gesundes

Kind? (krank) 11) Ist Erika ein begabtes Mädchen? (gewöhnlich)

№ 11 Ответьте на вопросы, употребляя притяжательные местоимения.

Muster: Hier hängt ein blauer Anzug. Ist das sein Anzug? Ja, das ist sein blauer Anzug.

l) Da liegt ein dickes Buch. Ist das dein Buch? 2) Im Büro arbeitet eine neue Sekretärin. Ist das eure Sekretärin? 3) Im

Schrank hängt ein weißes Kleid. Ist das ihr Kleid? 4) In der Zeitung ist heute ein interessanter Artikel. Ist das sein Artikel? 5)

Neben uns spielt ein kleines Mädchen. Ist das deine Tochter? 6) Unter der Bank liegt ein gestreifter Ball. Ist das unser Ball? 7) Im Arbeitszimmer steht ein neuer Computer. Ist das euer Computer? 8) Links ist ein geräumiges Zimmer. Ist das dein

Zimmer? 9) Auf dem Fußboden liegt ein kleiner Schuh. Ist das ihr Schuh? 10) Das ist ein schöner Garten. Ist das euer Garten?

№ 12 Образуйте новые предложения, употребляя указательное местоимение dies и прилагательные в

правильной форме.

Muster: Da liegt ein roter Bleistift. Er gehört mir. Dieser rote Bleistift gehört mir.

l) Auf der Bank sitzt ein alter Mann. Das ist unser Großvater. 2) Das ist eine lange Rede. Sie gefällt uns nicht. 3) Das ist

ein wichtiges Ereignis. Es verändert sein Leben. 4) Das ist altmodisches Kleid. Es gehört meiner Großmutter. 5) Hier steht ein

neuer Koffer. Er ist größer als der alte. 6) Das ist eine gute Tradition. Sie macht das Leben schöner. 7) Sie sind ein junges

Ehepaar. Sie wohnen im Nebenhaus. 8) Hier ist ein freier Parkplatz. Er ist nur für Busse. 9) Hier ist ein alter Stadtteil. Er muß

rekonstruiert werden.

№ 13 Употребите прилагательные, стоящие в скобках, в правильной форме.

l) Der (jung) Mann arbeitet in unserem Büro. 2) Welcher (bekannt) Regisseur dreht diesen Film? 3) Die (leer, dunkel)

Straße ist mit Schnee bedeckt. 4) Jener (ausländisch) Gast spricht sehr gut Russisch. 5) Die (rund) Brille macht ihr Gesicht

fremd. 6) Jene (weißhaarig) Frau ist unsere Nachbarin. 7) Das (bekanntest) Bild von Rembrandt ist "Selbstbildnis mit Saskia".

8) Welche (belorussisch) Stadt liegt an der Dwina? 9) Mutterschaft ist das (ewig) Thema der Malerei. 10) Die (letzt) Stunde

fällt heute aus. 11) Dieses (billig) Hotel liegt sehr günstig. 12) Diese (neu) Arznei hilft mir nicht. 13) Welches

(wissenschaftlich) Problem interessiert ihn? 14) Dieses (fünfjährig) Kind spielt schon Klavier.

№ 14 Дополните следующие предложения прилагательными, стоящими в скобках.

а) l) Ich spreche mit meinem ... Nachbarn. (gut) 2) Das Kind trinkt Milch aus der ... Tasse. (neu) 3) Das Rauchen

schadet unserem ... Großvater. (krank) 4) In diesem ... Haus gibt es einige Lifts. (groß) 5) Wir wohnen in einem ... Haus.

(vierstöckig) 6) Der Herr dankt dem ... Verkäufer. (freundlich) 7) Er glaubt dieser ... Frau nicht. (schlau) 8) Wir verbringen die

Feiertage in einer ... Familie. (amerikanisch) 9) Er schreibt einen Brief seiner ... Mutter. (alt) 10) In unserem ... Dorf gibt es

keinen Laden. (klein) 11) Der Junge geht heute zu seiner ... Stunde. (erst)

b) l) Die Eltern sind mit den Leistungen ihres ... Sohnes zufrieden. (klein) 2) Die Lage dieses ... Hotels ist sehr günstig.

(neu) 3) Alle Bücher des ... Schriftstellers erzählen über den Krieg. (bekannt) 4) Das Büro dieser ... Firma befindet sich in

unserer Straße. (bekannt) 5) Wir sprechen mit der Frau unseres ... Kollegen. (alt) 6) Das Zimmer meines ... Bruders ist sehr

sonnig. (groß) 7) Alle fürchten die Prüfung des ... Professors. (streng) 8) Der Lehrer korrigiert die Fehler seines ...

Schülers. (faul) 9) Der Freund erzählt uns den Inhalt dieses... Films. (interessant) 10) Die Freundin möchte den Preis meines...

Kleides wissen. (schwarz)

№ 15 Вставьте окончания прилагательных. Дополните предложения аттрибутивными группами в Genitiv.

l) Der alt_ Herr hat einen Hund. Der Hund ... ist ein Terrier. 2) Unsere neu_ Nachbarin hat eine Katze. Die Katze ... fängt

keine Mäuse. 3) Dieser reiche_ Kaufmann hat ein Auto. Das Auto ... steht vor seinem Haus. 4) Das jung_ Ehepaar hat ein

Kind. Das Kind ... geht in unsere Schule. 5) Meine gut_ Freundin hat einen Garten. Im Garten … wachsen viele Obstbäume. 6)

Dieser groß_ Junge hat ein Fahrrad. Ich möchte mit dem Fahrrad ... fahren. 7) Der erfahren_ Dolmetscher hat viele

Wörterbücher. Die Wörterbücher ... liegen auf seinem Arbeitstisch. 8) Sein best_ Freund hat eine Kamera. Sie fotografieren

mit der Kamera ... 9) Dieses klein_ Mädchen hat einen Papagei. Der Papagei ... kann sprechen. 10) Die alt_ Dame hat einen

Pelzmantel. Der Pelzmantel ... ist sehr teuer.

№ 16 Дополните предложения прилагательными, стоящими в скобках.

l) Wir lesen ein Buch. (deutsch) 2) Er ißt eine Birne. (saftig) 3) Die Mutter schneidet Brot. (frisch) 4) Das Kind trinkt

Saft. (kalt) 5) Ich sehe einen Garten. (schön) 6) Der Schüler nennt ein Wort. (neu) 7) Der Mann zieht einen Anzug an. (grau) 8)

Der Großvater nimmt ein Brötchen. (klein) 9) Der Herr trinkt Bier. (hell) 10) Der Sohn braucht einen Bleistift. (grün) 11) Sie

gibt mir ein Heft. (dick) 12) Wir hören ein Lied. (spanisch) 13) Er schreibt einen Brief. (lang) 14) Die Studenten

lernen eine Sprache. (neu) 15) Die Frau bringt Tee. (heiß)

№ 17 Ответьте на вопросы.

Muster: Kaufen Sie dieses Kleid? (weiß) – Ja, ich kaufe dieses weiße Kleid . Nein, ich kaufe kein weißes Kleid.

l) Sehen Sie diese Brücke? (lang) 2) Schenken Sie dem Sohn diesen Roller? (neu) 3) Geben Sie dem Kind dieses Hemd?

(sauber) 4) Kochen Sie heute diese Suppe? (italienisch) 5) Schicken Sie der Tochter dieses Paket? (groß) 6) Vergessen Sie

diesen Namen? (fremd) 7) Machen Sie diese Arbeit? (schwer) 8) Üben Sie diesen Laut? (neu) 9) Erzählen Sie diese

Geschichte? (interessant) 10) Legen Sie auf den Fußboden diesen Teppich? (weich) 11) Bekommen Ihre Freunde diese

Wohnung? (groß) 12) Fotografieren Sie dieses Haus? (alt)

№ 18 Образуйте множественное число от существительных с определениями.

1) In diesem Haus gibt es ein gemütliches Schlafzimmer. (zwei) 2) Die Schüler schreiben ein leichtes Diktat. Im Diktat

gibt es kein schweres Wort. 3) Wir hören unsere neue Kassette. 4) Ich brauche keine alte Zeitung. 5) Wohin hängen

Sie diesen großen Spiegel? 6) Der Postbote bringt ein kleines Paket. (einige) 7) Der Lehrer nennt ein schwaches Verb. (viele)

8) Wir lernen die beste Schülerin der Klasse kennen. 9) Die Touristen besuchen eine große Stadt. (alle) 10) Ich mache keinen

orthographischen Fehler. 11) Die Mutter liest dem Kind eine interessante Erzählung. 12) Wir besprechen ein wichtiges

№ 19 Вставьте правильные окончания прилагательных.

l) Sie hört eine Kassette mit russisch_ Musik. 2) Der Schüler versteht zwei schwer_ Sätze nicht. 3) Ich habe heute einige

wichtig_ Termine. 4) Trotz seines schwer_ Charakters sind wir mit ihm gut_ Freunde. 5) Mir halfen keine höflich_ Bitten. 6)

Uns verbindet eine alt_ Freundschaft. 7) Bei regnerisch_ Wetter bleiben wir zu Hause. 8) Er erzählt uns über seine letzt_

Neuigkeiten. 9) Der Junge liest ein neu_ Buch mit groß_ Vergnügen. 10) Walter hat nichts mehr aus seiner Kinderzeit, kein

alt_ Schulheft, keine alt_ Spielsachen und keine alt_ Bücher. 11) Die Familie wohnt in einer sehr groß_ Wohnung. 12) Unser

klein_ Sohn hat heute einen schwarz_ Hund mitgebracht. 13) In der nächst_ Zeit will er seinen best_ Freund besuchen. 14) Am

letzt_ Sonntag kamen zwei jung_ Mädchen zu Besuch. 15) Ich brauche rot_ Seide. 16) Ein Auto besteht aus vielen groß_ und

klein_ Teilen. 17) Viele jung_ Leute wollen ein neu_ Auto haben. 18) Dieser krank_ Mann konnte ein halb_ Jahr nicht

№ 20 Употребите в правильной форме словосочетания, стоящие в скобках.

l) Sie gehen heute in (ein großes Kaufhaus). 2) Es war ein Tag mit (ein leichter warmer Wind). 3) Wegen (der fremde

Junge) soll er zu Hause bleiben. 4) Die Schwester verschwand mit (sein neuer Roller) hinter (das hohe Haus). 5) Die

Vögel bauen sich ein Nest auf (ein hoher Baum). 6) Er hat darüber in (viele alte Bücher) gelesen. 7) Alle interessieren sich für

(diese neue Idee). 8) Die Schüler bilden Beispiele mit (alle starken Verben). 9) Der Text besteht aus (mehrere lange

und kurze Sätze). 10) Sie will in (viele fremde Länder) reisen. 11) Er schreibt seine Geschichte auf (zwei große Blätter). 12)

Meine Freundin hat Geburtstag an (der fünfte März). 13) Die Eltern gehen durch (der große Supermarkt) und suchen nach

(notwendige Lebensmittel). 14) Wir packen alles in (eine große Tasche). 15) Die Familie sitzt an (ein großer Tisch) und

frühstückt. 16) Unweit (unser altes Haus) gab es eine Schule. 17) Aus (die letzte Zeitung) erhalten wir (viele wichtige

Informationen). 18) Alle Zimmer in (dieses moderne Hotel) sind mit (fließendes warmes und kaltes Wasser). 19) Bei (sonniges

Wetter) fuhren wir zum Meer. 20) In (sein letzter Brief) schreibt er von (seine neue Arbeit). 21) In (die großen Hotels) sind die

Köche meistens Männer.

№ 21 Ответьте на следующие вопросы.

l) Was schreibt die Lehrerin an die Tafel? (einige neue Wörter, ein langer Satz, der erste Buchstabe, dieser unbekannte

Name, viele interessante Beispiele) 2) Was gefällt allen? (diese altrussische Stadt, jenes kleine Häuschen, ihr sympathisches

Gesicht, dieses exotische Tier, alte Parks) 3) Wovor hat das Kind Angst? (ein kalter Frosch, diese kleine Maus, jener große

Hund, starkes Gewitter, das dunkle Zimmer) 4) Was kennt der Junge? (viele deutsche Gedichte, alle neuen Lieder, ein kurzer

Weg, einige lustige Geschichten, ein interessantes Märchen) 5) Mit wem spricht die Frau? (die neue Verkäuferin, ihre gute

Freundin, dieser bekannte Journalist, beide alten Herren, ein kleines Kind, der kranke Junge) 6) Was stellt die Mutter auf den

Tisch? (schönes Geschirr, bulgarischer Wein, ein tiefer Teller, unsere schönen Blumen, heißer Tee, frisches Obst, vier große

Gläser) 7) Was liegt in der Tasche? (das neue T-Shirt, zwei neue Kassetten, ein dickes Buch, sein letzter Brief, ein neuer

Roman) 8) Warum konnte der Freund nicht kommen? (ein schwerer Verkehrsunfall, das schlechte Wetter, diese dringende

Arbeit, starker Regen, große Hitze)

№ 22 Образуйте существительные от следующих прилагательных.

№ 23 Употребите следующие субстантивированные прилагательные со словами, стоящими под чертой.

Der Arme, der Deutsche, der Fremde, der Bekannte, der Gesunde, der Jugendliche, der Werktätige, der

Erwachsene.

_________________________________________________________

Ein, dieser, unser, kein, jeder, welcher, viele, einige, beide, welche, wenige, keine, zwei, unsere, diese, alle.

№ 24 Вставьте правильные окончания.

l) Steht etwas Neu_ in der Zeitung? 2) Wir haben viele Bekannt_ gesehen. 3) Dieser Deutsch_ spricht sehr gut Englisch.

4) Der Krank_ leidet viel. 5) Hast du ein Foto deiner Bekannt_? 6) Manche Reich_ helfen den Arm_. 7) Die Frau half dem

Blind_ über die Straße gehen. 8) Der Neu_ hat allen sofort gefallen. 9) Der Beamte wünschte uns alles Gut_. 10) Viele

Erwachsen_ essen gern Eis. 11) In diesem Museum gibt es viel Sehenswert_ 12) In der Nacht wurden zwei Krank_ operiert.

13) Hier ist etwas Schrecklich_ geschehen. 14) Ich will dir nichts Bös_ tun. 15) Alle Verwandt_ dieses AIt_ wohnen in einer

Stadt. 16) Wir haben alles Nötig_ vorbereitet. 17) Neben dem Mann standen viele Neugierig_. 18) Die Klein_ hilft schon der

Mutter im Haushalt. 19) Wir konnten diesen Deutsch_ nicht verstehen. 20) Was gibt es Neu_? 21) Er hat mir nichts

Angenehm_ gesagt. 22) In der Versammlung sprachen alle über die Probleme der Jugendlich_. 23) Der große Koffer gehört

Изучив материал этого занятия, вы сможете:

  • спросить, что производится в цехе
  • попросить показать, как работает установка
  • узнать, сколько рабочих работает в цехе
  • узнать, какова заработная плата рабочего

Выучите слова и выражения к диалогу

das Werk вэрк
завод, предприятие
Das ist ein sehr großes Werk.
Это очень большое предприятие.
die Entwicklung энтви клун(г)
развитие; разработка
Das ist die Entwicklung unseres Büros.
Это разработка нашего бюро.
die Lizenz лицэ нц
лицензия
Wir möchten eine Lizenz bekommen.
Мы хотели бы получить лицензию.
bauen ба уэн
строить
Was wird im Werk gebaut?
Что строится на предприятии?
die Anlage а нла:гэ
установка
Können wir diese Anlage besichtigen?
Можно осмотреть эту установку?
der Bescheid бэша йт
ответ; решение
Ich sage Ihnen Bescheid.
Я дам (скажу) вам ответ.
die Zahl ца:ль
число
Wie hoch ist die Zahl der Studenten?
Каково число студентов?
das Erzeugnis эацо йкнис
изделие
Da sind Erzeugnisse unserer Firma.
Вот изделия нашей фирмы.
ausführen а усфю:рэн
вывозить, экспортировать
Was führt Ihr Land aus?
Что экспортирует ваша страна?
der Lohn ло:н
заработная плата
Die Löhne sind höher geworden.
Заработная плата повысилась.
durchschnittlich ~шни тлихь
в среднем; средний
Man bekommt durchschnittlich 1500 M.
Получают в среднем 1500 марок.
verdienen фэади: нэн
зарабатывать
Was verdienen Sie im Monat?
Сколько вы зарабатываете в месяц?
der Angestellte а нгэштэльтэ
служащий
Sein Vater ist ein Angestellter.
Его отец служащий.
der Urlaub у :алауп
отпуск
Wann haben Sie Urlaub?
Когда у вас отпуск?
leicht лайхьт
легкий
Die Frage ist nicht leicht.
Вопрос не лёгкий.
schwer шве:а
тяжелый
Er ist schwer krank.
Он тяжело болен.

Обратите внимание на форму и употребление слов

1. Запомните названия месяцев в немецком языке der Monat «месяц»:

2. Существительное der Bescheid не имеет соответствия в русском языке и употребляется обычно с глаголами sagen «сказать», wissen «знать» и др. На русский язык оно часто не переводится:

Bitte sagen Sie mir Bescheid , wann ich aussteigen muß.
Скажите мне, пожалуйста, когда мне выходить.
Ich weiß Bescheid ! Я уже (все) знаю !

3. Слово die Abteilung «отдел», «отделение» переводится еще «цех»:

Er arbeitet in dieser Abteilung . Он работает в этом цexe .

4. Слово der Mann «человек» с числовыми обозначениями употребляется обычно в единственном числе:

Запомните следующие способы словообразования (1 и 2)

die Abteilung + s + der Leiter = der Abteilungsleiter начальник цeхa
erzeug(en) производить + -nis = das Erzeugnis изделие

Потренируйтесь в чтении отдельных слов

In einem Werk

S. Guten Tag! Wir möchten den Abteilungsleiter sprechen.
P. Sind Sie angemeldet?
S. Ja.
A. Guten Tag!
S. Guten Tag! Was produziert Ihre Abteilung?
A. Hier werden Motoren produziert.
S. Ist dieses Gerät eine Entwicklung der Firma oder wird das in Lizenz gebaut?
A. Wir bauen das in Lizenz.
S. Könnte man eine Lizenz bekommen?
A. Ich glaube schon.
S. Kann man sehen, wie diese Anlage funktioniert?
A. Moment! Ich sage dem Techniker Bescheid.
S. In wieviel Länder führen Sie Ihre Erzeugnisse aus?
A. In über 55 Länder.
S. Wie hoch ist die Zahl der Arbeiter?
A. Über 2000 Mann.
S. Wieviel Stunden pro Woche wird gearbeitet?
A. 40 Stunden.
S. Welchen Lohn bekommt ein Arbeiter?
A. Durchschnittlich 1800 DM.
S. Was verdient ein Angestellter pro Monat?
A. So etwa 3000 DM.
S. Wie lang ist der Urlaub?
A. 28 Tage.

Грамматические пояснения

Безличный пассив

    Вы уже знаете, что формы страдательного залога (пассива) образуются от переходных глаголов и употребляются в тех случаях, когда подлежащее не является субъектом действия, а действие направлено на него:

    Die Erzeugnisse der Firma werden in viele Länder ausgeführt .
    Изделия фирмы экспортируются во многие страны.

    Пассивная форма может быть также образована и от целого ряда непереходных глаголов. Это безличный пассив. Он употребляется для подчеркивания действия как такового, поэтому в таких предложениях отсутствует как подлежащее, так и дополнение:

    Gestern wurde viel diskutiert .

    Вчера много спорили .

    Безличный пассив по своему значению и переводу на русский язык сходен с предложениями, подлежащим в которых является неопределенно-личное местоимение man. Сравните:

    Wieviel Stunden pro Woche wird gearbeitet ?
    работают ?
    Wieviel Stunden pro Wochen arbeitet man ?
    Сколько часов в неделю (у вас) работают ?

    Ряд прилагательных и причастий могут быть субстантивированы: der Kranke «больной», der Angestellte «служащий» и т.д. В этом случае они пишутся с заглавной буквы и склоняются в зависимости от вида стоящего перед ними артикля или слова, его заменяющего:

    Der Kranke fühlt sich besser.

    Больной чувствует себя лучше.

    Der Arzfsagt, dass zu ihm ein Kranker gekommen ist.

    Врач говорит, что к нему пришел больной .

Склонение субстантивированных прилагательных и причастий

Единственное число Множественное число
N der Kranke ein Kranke die Kranken Kranke
A den Kranken einen Kranken die Kranken Kranke
D dem Kranken einem Kranken den Kranken Kranken
G des Kranken eines Kranken der Kranken Kranker

1. Вас интересует, распространено ли здесь какое-либо занятие. Задайте вопрос. Как бы вы ответили на месте собеседника?

2. Вас интересует, находят ли спрос изделия фирмы. Задайте вопрос. Какой ответ вы бы дали на месте собеседника?

3. Вы не знаете, когда у господина Беккера отпуск. Задайте вопрос. Какой ответ вы бы дали на его месте?

4. Вас интересует, сколько получает в месяц врач (инженер и т.п.). Задайте вопрос. Как бы вы ответили на месте собеседника?

Словообразование – отдельная тема для каждого языка, и везде она имеет свои особенности. Некоторые положения у большинства языковых систем похожи. Часто бывает так, что правила словообразования строятся на обычной логике, поняв которую, совсем не сложно освоить всю тему. Для этого нужно не просто слепо зазубривать новые слова, а понять принцип их строения.

Что значит субстантивированное прилагательное?

Немецкий язык похож на русский тем, что здесь есть целый ряд слов – имен прилагательных, – которые трансформировались в эту часть речи из имен существительных. Из нашего языка можно привести такие примеры, как «ученый», «безработный», «вагоновожатый» и т.п. К этим словам всегда есть возможность добавить такие общие слова, как человек, мужчина, женщина, ребенок – с помощью них они становятся полноценными прилагательными, а без них остаются существительными.

В немецком языке субстантивированные прилагательные в речи существуют самостоятельно:

  • eine blinde Frau (прил. в сочетании с сущ.: слепая женщина) – eine Blinde – слепая (сущ. – субстантивированное прил.: слепая);
  • ein arbeitsloser Mann (прил. в сочетании с сущ.: безработный мужчина), ein Arbeitsloser (существительное – субстантивированное прил.: безработный).

Особенности

После того, как такие прилагательные субстантивируются в существительные, они сохраняют все свои основные особенности, присущие имени прилагательному:

  • der Abgeordnete (депутат, делегат (мужчина) – ein Abgeordneter; наш депутат, делегат (мужчина) – unser Abgeordneter);
  • die Abgeordnete (депутат, делегат (женщина) – eine Abgeordnete; наш депутат, делегат (женщина) – unsere Abgeordnete);
  • Abgeordnete (какие-то депутаты, делегаты); die Abgeordneten (определенные депутаты, делегаты); viele Abgeordnete (многие депутаты, делегаты); alle Abgeordneten (все депутаты, делегаты).
  • Im Bürgermeisteramt haben wir unseren Abgeordneten getroffen. – В мэрии мы встретили нашего депутата.

В примерах хорошо видно, что «поведение» субстантивированных прилагательных в немецком языке точно такое же, как и у обычных прилагательных. Единственное различие – первые всегда пишутся с большой буквы, а также являются самостоятельными.

Примеры базовых субстантивированных прилагательных

В немецком языке есть список слов, которые используются очень часто и являются базовыми – их необходимо знать на начальном уровне обучения:

  • заместитель – der Stellvertretende, заместительница – die Stellvertretende;
  • знакомый – der Bekannte, знакомая – die Bekannte;
  • путешественник – der Reisende, путешественница – die Reisende;
  • родственник – der Verwandte, родственница – die Verwandte;
  • преступник – der Kriminelle, преступница – die Kriminelle;
  • старик – der Alte, старуха – die Alte;
  • больной – der Kranke, больная – die Kranke;
  • юноша – der Jugendliche, девушка – die Jugendliche;
  • безработный – der Arbeitslose, безработная – die Arbeitslose;
  • верующий – der Gläubige, верующая – die Gläubige;
  • умирающий – der Sterbende, умирающая – die Sterbende и прочие.

Он будет постепенно увеличиваться по мере освоения нового языка. На курсах, которые Вы проходите, изучая немецкий язык, Вам будут обязательно даваться упражнения для закрепления этой темы – не поленитесь выполнить их. Не смущайтесь, если что-то не будет получаться – по всем вопросам обращайтесь к своему преподавателю. Если Вы на самостоятельном изучении – внимательнее прочитайте нужную главу в учебнике.

Классификация по родам

В разряд существительных прилагательные в немецком языке переходят с помощью артикля: der Bekannte (знакомый), die Bekannte (знакомая), das Bekannte (знакомое). Мужской и женский род таких прилагательных обозначает какое-либо лицо, а средний род – абстрактное понятие:

  • мужской род: der Alte (старик), der Neue (новенький);
  • женский род: die Alte (старуха), die Neue (новенькая);
  • средний род: das Alte (старое), das Neue (новое).

Тип склонения прилагательных зависит от сопровождающего слова. В единственном числе и слабом склонении это будет выглядеть так:

  • Nom.: derBekannte (муж.р.), dasBekannte (ср.р.), dieBekannte (жен.р.);
  • Gen.: des Bekannten, des Bekannten, der Bekannten;
  • Dat.: dem Bekannten, dem Bekannten, der Bekannten;
  • Akk.: den Bekannten, das Bekannte, der Bekannte.

Примеры прилагательных единственного числа в сильном склонении:

  • Nom.: guter Bekannte (муж.р.), gutes Bekannte (ср.р.), gute Bekannte (жен.р.);
  • Gen.: guten Bekannten, guter Bekannten;
  • Dat.: gutem Bekannten, guter Bekannten;
  • Akk.: guten Bekannten,gutes Bekannte, gute Bekannte.

Смешанное склонение в единственном числе будет выглядеть таким образом:

  • Nom.: ein Bekannter, ein Bekanntes, eine Bekannte;
  • Gen.: eines Bekannten, eines Bekannten, einer Bekannter;
  • Dat.: einem Bekannten, einem Bekannten, einer Bekannten;
  • Akk.: einen Bekannten, ein Bekanntes, eine Bekannte.

Множественное число в слабом склонении образуется по примеру – die Bekannten (во всех падежах), в сильном – viele Bekannte (Nom.), vieler Bekannter (Gen.), vielen Bekannten (Dat.) и viele Bekannten (Akk.). Смешанное склонение во множественном числе не образуется.

Одним из способов пополнения словарного состава немецкого языка является субстантивация , которая «представляет собой преобразование отдельных словоформ в слова путем отрыва этих форм от системы форм соответствующего слова» [Левковская 2004, 304].

По определению М.Д. Степановой: «Субстантивация-переход слов в класс существительных из других грамматических классов слов без применения каких-либо словообразовательных средств (аффиксов, изменения корня (подчеркивание мое.- Е.К.)».

Субстантивация известна с древнейших периодов развития немецкого языка (ср.: ahd jвmar - Jammer от прилагательного jвmar - печальный, mhd daz sыese das SыЯe) и широко распространена в современном немецком языке. Данный способ словообразования в немецком языке связан с употреблением в нем артикля. Артикль, как известно, выполняет в немецком языке не только семантические функции (выражение определенности и неопределенности), но и функции чисто грамматические. В качестве грамматического средства он выражает категории рода, числа и падежа и в первую очередь служит показателем принадлежности слова к грамматическому классу существительных. Выступая в качестве признака существительного, артикль становится тем самым средством субстантивации, ср.:

leben - das Leben

«Расширение сферы употребления артикля в нововерхненемецкий период стимулировало распространение субстантивации» [Ивлева 1986, 67].

Субстантивации может быть подвергнута любая знаменательная часть речи, служебное слово, междометие. Процесс субстантивации заключается в том, «что то или иное качество, свойство, состояние, действие, отношение, эмоция и т. п. начинают мыслиться предметно, в форме названия того или иного предмета или явления. Значение слова изменяется, изменяется его функция в речи, а, следовательно, его сочетаемость с другими словами и его роль в предложении. Одновременно слово приобретает именные грамматические категории, оформляется в качестве имени существительного» [Степанова 1953, с.102],ср.:

Das Trostlose am Schildwachstehen war, daЯ man Zeit zum Nachdenken hatte. .

Субстантивированное прилагательное das Trostlose , субстантивированный инфинитив Nachdenken , а также сращение Schildwachstehen (т. е. инфинитив, субстантивированный вместе с существительным Schildwache, выражают различные состояния, мыслимые предметно. Все три слова являются существительными, обладающими соответствующими грамматическими категориями и выполняющими в предложении обычные функции существительного.

Как отмечалось ранее, наиболее распространена субстантивация инфинитива и субстантивация прилагательных и причастий.

Инфинитив -- именная глагольная форма, т.е. форма, генетически и функционально соприкасающаяся с именем.

По своей семантике инфинитив очень близок к абстрактному существительному, выражающему процесс действия или состояния , поскольку он сам является названием этого процесса. Выступая в качестве члена предложения, инфинитив фактически выполняет именные функции, ср.: rauchen ist verboten (подлежащее), ich hoffe dich zu sehen (дополнение) и т.п. Поэтому, по словам К.А. Левковской, субстантивация инфинитива является лишь дальнейшим развитием и утверждением его основных семантических и грамматических свойств и происходит особенно легко. «Субстантивироваться в немецком языке может любой инфинитив, независимо от лексического содержания и типа глагола» [Федоров 1961, 68].

При субстантивации инфинитив приобретает грамматические категории и грамматические формы существительного . Помимо свойственных глагольным субстантивациям грамматических категорий рода (среднего), выражаемого артиклем, падежной флексии (окончание артикля, окончание -s в родительном падеже), они, как имена конкретные, могут обладать в ряде случаев и категорией числа -- единственного и множественного (das Schreiben - die Schreiben).

Немецкие ученые и российские германисты, нередко подразделяют глагольные субстантивации на постоянные и окказиональные («случайные»). В силу особой специфики этих форм в немецком языке, в силу двойственности их функций отграничивают существительные, образованные из инфинитива путем субстантивации и входящие в словарный состав немецкого языка (например, das Vertrauen, das Leben, das Aussehen, das Treiben и др. , от огромного множества субстантивации, образующихся в процессе речи. Окказиональные образования вполне закономерны и могут служить иллюстрацией важной особенности немецкой языковой системы -- сочетания в одной словоформе двух различных функций -- словообразовательной и синтаксической. Именно такое явление наблюдается в следующих примерах:

Und Mettenheimer verstand jetzt, daЯ dieser Mann hinter ihm ausstieg und kein Entrinnen mхglich war .

Часто субстантивация такого типа соединяется со словосложением, т.е. инфинитив субстантивируется совместно с дополняющими его словами, что представляет собой дальнейшее развитие данного способа словообразования. Например, das Zuhausesitzen - сидение дома (zu Hause sitzen - сидеть дома). Субстантивация инфинитива 2-го и инфинитива страдательного залога типа das Gefragthaben или das Gefragtwerden носит более или менее случайный характер, напр, und dies Gefegtwerden von den Peitschen der Hхhe. или:

Das sieht hicht nach Hungergehabthaben aus… .

В последнем случае инфинитив прошедшего времени субстантивируется вместе с существительным Hunger , т. е. мы имеем дело со сращением.

Помимо основных частей речи – существительного и глагола – в немецком языке, как и в русском, есть много других слов, которые служат для того, чтобы более полно раскрывать смысл сказанного. К ним можно отнести прилагательные, причастия, союзы, предлоги – все они помогают более полно выражать свои мысли и общаться на разные темы. После изучения очередного раздела для закрепления знаний не забудьте выполнить заданные на дом упражнения.

Образование причастий в немецком языке: примеры и особенности

Всего в немецком языке имеется две формы причастия Partizip I и Partizip II . Как они образуются и что из себя представляют? Обе формы причастий немецкого – это именные формы глаголов, и для их образования используются не окончания, а суффиксы.

Первое причастие образуется с помощью добавления к глагольной основе постфикса -(е)nd . Второе причастие – добавлением к основе глагола префикса ge- и постфиксов -(е)t или –en .

Как выбрать нужный суффикс во втором случае? Сначала определяем, к какому типу относится используемый глагол. Если он слабый (регулярный), то выбираем постфикс -(е)t. В случае с глаголом сильного спряжения (нерегулярным) используем постфикс –en . Примеры в таблице:

Примеры показывают, что в сильных глаголах происходит чередование корневых гласных. Иногда бывает так, что нужно преобразовать словосочетания , где есть глаголы с неотделяемыми приставками в своем составе. Префиксы в этом случае остаются на своих местах (т.е. не переставляются и не отделяются). Это относится к форме Партицип I. В случае с Партиципом II префиксы тоже сохраняются – они заменяют собой формообразующий префикс –ge. Примеры:

По-другому ситуация обстоит с глаголами, которые имеют в своем составе отделяемые префиксы. Для образования Партиципа I они остаются на своих местах (как в неопределенной форме). В Партиципе II формообразующий префикс ge- уходит на место между отделяемым префиксом и глагольной основой. Примеры:

В немецком языке есть глаголы, которые заканчиваются на –ieren. У них Партицип II образуется без участия префикса ge-. Примеры подобных преобразований показаны в таблице:

Субстантивированные причастия

Partizip I и Partizip II в полной форме могут подвергаться субстантивации:

немецкий русский
der (die) Gelehrte ученый, -ая
der (die) Verwandte родственник, -ица
der (die) Verwundete раненый, -ая
der (die) Angeklagte обвиняемый, -ая
der (die) Reisende путешественник, -ица
das Unbekannte неизвестное
das Verbotene запретное, запрещенное

Субстантивированные причастия склоняются и образуют формы множественного числа так же, как прилагательные в аналогичной позиции.

Причастие 1 – особенности и употребление

Первое причастие в немецком языке обозначает незавершенное действие активного плана. Оно одновременно разворачивается с действием, выраженным с помощью сказуемого. Поэтому Partizip I на русский язык может переводиться в виде определения, или определительного придаточного.

Если причастие употребляется в составе причастного оборота и он стоит в начале предложения, то на русский это будет переводиться деепричастием. Примеры:

  • Das kleine lesende (1) Mädchen war unheimlich rührend (2).

– Маленькая читающая девочка была необычайно трогательна.

Маленькая девочка, которая читала, была необычайно трогательна. (1 – Partizip I в полной форме, личные окончания здесь добавляются по тем же правилам, что и у прилагательных; 2 – Partizip II в краткой форме).

  • In Bremen angekommen, rief Wolfgang seinen Kollegen an.

– Прибыв в Бремен, Вольфганг позвонил своему коллеге.

Кроме того, в немецком языке первое причастие употребляется в качестве простого определения, распространенного определения и обособленного причастного оборота. Примеры:

  • Die grinsenden Zigeuner eilten fort.

– Ухмыляющиеся цыгане поспешно удалились (простое определение).

  • Der über den Fluss schwimmende Mann sah müde aus.

– Переплывавший через реку мужчина выглядел усталым (распространенное определение).

  • Der Mann, über den Fluss schwimmend, sah müde aus.

– Мужчина, переплывавший через реку, выглядел усталым (обособленный причастный оборот).

Как используется причастие 2

Второе причастие используется для того, чтобы строить сложные формы глаголов. Оно может быть определением, входить в состав причастных оборотов, выполнять функции обстоятельств и определений. Примеры:

  • Manfred hat / hatte sein letztes Fahrrad sehr günstig gekauft.

– Свой последний велосипед Манфред купил очень выгодно. (Здесь Partizip II принимает участие в образовании Perfekt / Plusquamperfekt).

  • Barbara befürchtet, dass ihr Artikel falsch beurteilt wird.

– Барбара опасается, что ее статья будет неверно расценена. (Здесь Partizip II принимает участие в образовании пассивной конструкции).

  • Irmtraut war froh, so einen Mann kennengelernt zu haben.

– Ирмтраут была рада познакомиться с таким мужчиной. (Здесь Partizip II задействован в образовании активного перфектного инфинитива).

  • Die gebuchten Tickets müssen noch bezahlt werden.

– Забронированные билеты должны еще быть оплачены. (Здесь Partizip II выступает в роли простого определения).

  • Die gestern gebuchten Tickets müssen heute bezahlt werden.

– Забронированные вчера билеты должны быть сегодня оплачены. (Здесь Partizip II формирует распространенное определение).

  • Die Tickets, gestern im Flughafen gebucht, müssen heute bezahlt werden.

– Билеты, забронированные вчера в аэропорту, должны быть выкуплены сегодня. (Здесь Partizip II употреблен в составе обособленного причастного оборота).

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары