Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кризис у детей 3 4. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

– переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

Общие сведения

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик , постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.

Причины кризиса трех лет

Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств. При этом родители сохраняют прежние модели поведения – ориентацию на предметную деятельность, ограничение поля возможностей для проявлений самостоятельности. Конфликт сопровождается ссорами с взрослыми. Выраженность данного периода определяется сочетанным воздействием определенных факторов:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека . Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче. Ребенок имеет больше возможностей, вариантов выстраивания отношений. Сиблинги оказываются более гибкими, быстрее изменяют поведение.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья. Выраженность эмоционально-поведенческих отклонений определяется наличием заболеваний у ребенка. Болезненные дети часто испытывают повышенную зависимость от матери, развитие самостоятельности задерживается, кризис наступает позже, протекает сглажено. При неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Патогенез

Новообразованиями кризиса являются новый уровень самосознания, самостоятельность, выстраивание социальных отношений, волевая регуляция деятельности. Положительные изменения скрыты за негативными симптомами – непослушанием, строптивостью, капризами, истериками. Основой эмоциональных, поведенческих нарушений становится несоответствие социальных обстоятельств изменившимся потребностям, возможностям ребенка. Мотивация поступков теперь связана не с содержанием ситуации, а с отношениями.

Социальная позиция малыша перестраивается, он начинает отделять себя от взрослых не физически, как в период кризиса 1 года , а психологически. Возникает представление о себе как о личности, формируется образ «Я» как система желаний, потребностей, воли, активности. Для апробирования новых возможностей ребенок противопоставляет свои действия действиям взрослых – спорит, упрямится, отказывается. Направленность поступков определяется личностью, а не желаниями ребенка, как раньше.

Симптомы кризиса трех лет

Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов» (Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами, обесцениванием, деспотизмом. Негативизм – отрицательный ответ, отказ, вызванный ситуацией взаимодействия с взрослым. Реакции возникают избирательно к определенным людям. Отличие негативизма от обычного непослушания – аффект и действие разделены: ребенок хочет выполнить предложенную деятельность (пойти погулять, послушать сказку), но отказывается. Негативизм позволяет выделить собственные мотивы, проявить самостоятельность.

Упрямство сопровождается устойчивой тенденцией к деятельности, выбранной ребенком. Социальный аспект – предъявление требований взрослому, неотступное следование собственным словам, обещаниям. Для малыша важно оставаться приверженным своему решению, невзирая на обстоятельства (замерз, но домой не заходит). Отличие упрямства от настойчивости – следование выбранному действию вопреки собственным желаниям, просьбам взрослого. Строптивость – негативная тенденция против норм воспитания, образа жизни, системы отношений. Ребенок демонстрирует недовольство в отношении игр, ежедневных ритуалов, способов проведения досуга, посещения детского сада. Данной реакцией он акцентирует собственное мнение.

Потребность проявлять самостоятельность реализуется своеволием – демонстрацией инициативы действия, неадекватного возможностям, условиям. Необходимость в уважении, признании мнений, желаний ребенка реализуется реакциями протеста. Желание продемонстрировать волю, независимость, самостоятельность выражается провокацией конфликтов с взрослыми. Частые ссоры приводят к обесцениванию. Ребенок признает малозначимость, неважность людей, вещей, деятельности, которой увлекался ранее. Начинает ругаться, дразнить, обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Стремление к деспотизму возникает как потребность управлять окружающими, властвовать. Проявляется приказами родителям, ревностью, манипуляциями.

Осложнения

Кризис сопровождается изменениями отношений, эмоциональной сферы, системы ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания формируют внутренние и внешние конфликты. Сложный период способен спровоцировать невротические реакции. У детей развивается энурез , ночные страхи, кошмары, заикание . Крайнее обострение кризиса проявляется истерическими приступами: ребенок кричит, плачет, падает на пол, стучит кулаками, выгибается дугой. Во время истерики существует риск получения травм. Затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

Диагностика

В большинстве случаев кризис проходит без вмешательства врачей, взрослые воспринимают изменения в поведении ребенка как естественный этап развития, завершающийся самостоятельно. При выраженных симптомах родители обращаются за консультацией к специалистам – психологу , неврологу , психиатру . Диагностика производится клиническими и физическими методами:

  • Беседа. Клинический опрос позволяет выяснить анамнез, время начала симптомов, их частоту, выраженность, продолжительность. Ключевые маркеры кризиса – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
  • Наблюдение. В процессе разговора специалист наблюдает за поведением малыша. Наиболее отчетливо симптомы проявляются при случайном взаимодействии родителей и ребенка.
  • Осмотр. При гипобулических припадках (истериках, судорогах) врач-невролог проводит физическое обследование. Оценивает чувствительность, мышечную силу, тонус, рефлексы, координацию движений. Осуществляет дифференциальную диагностику кризиса с неврологическими заболеваниями.

Преодоление негативных симптомов кризиса происходит быстрее при изменении отношения к повзрослевшему малышу, принятии его новых потребностей, возможностей. Психологи проводят индивидуальные консультации, групповые лекции, рассказывая родителям о приемах общения, взаимодействия с ребенком, организации времяпрепровождения. Общие принципы:

При правильной коррекции взаимоотношений с подрастающим ребенком кризис трех лет проходит более сглажено, спокойно, завершается спустя несколько месяцев. Новообразованиями данного этапа развития являются психологическая эмансипация ребенка от взрослого, появление самооценки, оценки собственных действий. Активно развиваются волевые качества, самостоятельность, усложняются социальные отношения. Профилактика затяжного течения кризиса, невротических и психопатических осложнений заключается в создании новых условий развития – выстраивании отношений с учетом изменяющихся потребностей ребенка.

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности ;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Буквально еще вчера ваш малыш был дружелюбным и веселым, а сегодня - он капризничает по каждому поводу и без него? Налицо кризис 3 лет у ребенка. Это достаточно распространенное явление, но в большинстве своем родители не знают, как реагировать на истерики и эмоциональные срывы у своих детей. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Особенности поведения ребенка в кризис трех лет

Период трех лет знаменуется не только достаточной самостоятельностью, но и бунтарскими настроениями малыша. Он может отказываться от еды, бойкотировать все ваши предложения, поднимать крик, если кто-то отказывается идти у него на поводу. Можно сказать, что ребенок начинает все делать наоборот. Такое поведение малыша как минимум шокирует родителей, а в большинстве случаев они не готовы к такому развитию событий: мамы и папы теряют терпение и проявляют агрессию по отношению к ребенку. Естественно, такая реакция только усугубляет и без того сложное положение вещей. Все это получило название - кризис 3 лет у ребенка.

Как справиться с ситуацией?

Во-первых, не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка и насильно перевоспитывать его, но и пускать все на самотек тоже нельзя. Самым мудрым решением в данном случае послужит решение переключать внимание ребенка на игру, общаться с ним на интересные темы. Если малыш достиг истерики, то сделать подобное - нереально, лучше переждать, пока он успокоится. Сохраняйте нейтралитет и твердость, убедительно скажите чаду, что вы с ним поговорите, когда он остынет.

Поведение в кризис 3 лет у ребенка во многом зависит от отношения взрослых к сложившейся ситуации. Исходя из этого, родителям следует всегда оставаться спокойными, какой бы выдержки это не требовало. Самое главное, что нужно твердо усвоить - ребенок должен быть уверен, что вы его любите!

Если ребенок закатал вам истерику в людном месте, необходимо лишить его возможности «выступать перед зрителями». При этом вы должны сохранять спокойствие и объяснить, что крики и истерики не дадут результата.

Если истерика произойдет дома, то нужно сказать ребенку, что вы выслушаете его только тогда, когда он успокоится. И набравшись терпения, выждать, пока наступит этот долгожданный момент.

Намного сложнее, когда упрямство и капризы случаются в общественных местах. Дело в том, что дети - великие манипуляторы и тонко чувствуют, что на публике им все дозволено. Все что от вас зависит - это лишить ребенка зрителей, забрав его в безлюдное место.

Очень важно, чтобы при общении с ребенком меньше звучал отказ с его стороны. (мне показалось это немного задублированной инфой, ты подумай, что лучше)

Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался. Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность.

Испытание для малыша

Мало кто об этом задумывается, но кризис 3 лет у ребенка - это настоящее испытание для него самого. Стоит отметить, что малыш не понимает причин происходящего с ним, потому очень важна ваша поддержка. Хвалите кроху за его успехи, делайте ему комплименты в присутствии родных. Такие несложные действия позволят подбодрить ребенка, улучшить его самооценку.

Вы должны понимать, что своим поведением ребенок проверяет границы допустимого, смотрит на вашу реакцию, потому будьте спокойными в любой ситуации. Ведь за всеми выходками трехлетнего ребенка стоит необходимость занять свое место.

Признаки кризиса

Распознать кризис трех лет достаточно просто, но родители, которые раньше не сталкивались с подобным явлением, могут узнать его по следующим признакам:

  1. Негативизм - это черта характера, которая выражается нежеланием подчиняться воздействию других людей. Но негативизм может проявляться выборочно. Ребенок может принимать и соглашаться с одним членом семьи и совершенно не воспринимать сказанное другого человека. Главное, что мотивирует его поведение - это сделать все наоборот, ожидаемому с противоположной стороны.
  2. Упрямство - реакция ребенка получить что-либо либо настоять на своем желании, вне зависимости от мнения взрослого. На просьбу взрослого ребенок реагирует негативно, потому что не хочет отказываться от своих желаний. Однако, не стоит упрямство путать с настойчивостью при достижении собственных целей.
  3. Строптивость - можно сравнить со своеобразным бунтом против образа жизни, устоев и порядка. Она не направлена против конкретного человека, а скорей против устоявшихся порядков в семье или системе воспитания в целом.
  4. Своеволие - это желание ребенка все сделать самому. Понятно, что не все ему будет под силу и родителям удобнее самим все сделать, поскольку так удобнее и быстрее. Не нужно лишать ребенка получения радости от самого процесса исполнения. Ребенок будет счастлив от одной только мысли своей самостоятельности. И если даже вы знаете, что ребенку что-то не под силу, похвалите его за его стремительность, чтобы придать ребенку уверенность и поднять его самооценку.
  5. Протест-бунт - это ответная реакция на давление со стороны взрослых. Родители должны понимать, что если постоянно сдерживать деятельность ребенка, считая его поведение неправильным, то эмоции ребенка находят путь освобождения от напряжения в виде бунта и протеста. Ребенку важно, чтобы родители серьезно относились к его самостоятельности. Ребенок начинает протестовать тогда, когда не уважают его мнение или попросту с ним не считаются. Американский психолог Эриксон отмечает, что в возрасте 3 лет у ребенка формируется независимость, воля и самостоятельность.
  6. Обесценивание - состояние, при котором, обесценивается в глазах ребенка то, что было привычным, интересным до этого. Отношение к родителям, игрушкам, окружающим может измениться, как в нейтральную, так и в негативную форму. Ребенок в этот момент хочет, чтобы обратили на него внимание либо попросту ему не хватает активности, возможно его нужно чем-либо занять.
  7. Деспотизм - это попытки ребенка проявлять власть по отношению к близким с целью заставить их делать то, что хочет ребенок в обход желаниям родителей.

Кризис 3 лет у ребенка: причины

Это возраст, когда устанавливается личность ребенка, и все вышеперечисленные признаки являются доказательством тому. Первые три года ребенок очень привязан к матери и на психологическом, и на физическом уровне. Но наступает момент, когда он осознает, что можно, оказывается, влиять каким-то образом на окружающий мир, в частности на взрослых. У малыша появляется уверенность в том, что он уже взрослый и все умеет делать сам. Причем заметьте - не просто делать, но и принимать самостоятельные решения. И когда со стороны его начинают одергивать и воспитывать, образуется тот самый кризис 3 лет, о котором мы говорим.

Классик отечественной психологии Л.С.Выготский в своих работах писал о том, что за всем негативным прячется позитивное начало, которое становится переходом к новой форме. Дети, начиная с этого возраста, учатся устанавливать контакты со взрослыми людьми и со своими ровесниками.

Стоит отметить, что в возрасте 3-х лет на этапе развития дети приобретают положительные качества:

  • Формируется новый уровень самосознания
  • Появляется стремление к самостоятельности
  • Развивается активность и волевые качества
  • Этап перехода на новые отношения со взрослыми, что проявляется в общение и в игре

И во всем этом процессе огромную роль играет положительная оценка родителей. На сколько сильно затронет кризис трех лет ребенка будет зависеть от того, на сколько правильно родители смогут принять новое поведение ребенка и правильно отреагировать.

Также стоит отметить, что кризис 3 лет у ребенка может проявляться без каких-либо негативных особенностей. Если кризис трех лет у ребенка не имеет характерных особенностей или родители ничего не замечают необычного, то мнение по поводу того, что это как-то может влиять на психологическое развитие будет ошибочным. Важно, не то, как проходит кризис трех лет у ребенка, а как в дальнейшем будут формироваться личностные качества малыша. Воля, самостоятельность, гордость за собственные заслуги - это список тех качеств, которые являются признаком правильного психологического развития ребенка в возрасте 3-х лет.

Как вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет

Главным действующим лицом в жизни любого ребенка является мама. И именно от нее, в большей мере зависит дальнейшее поведение и развитие ребенка. На нее возлагается большая ответственность. Мамам нужно понимать, что у ребенка, достигшего возраста 3-х лет, происходит очень важный переход на совершенно новую ступень детства. Заметив изменение в поведении ребенка в худшую сторону, нужно проявить гибкость в воспитании и позволить ребенку стать на эту самую ступеньку самостоятельности.

Ребенок пытается найти слабые черты характера в родителях, чтобы с их помощью отстоять свою независимость. И он, не уставая, будет пробовать и испытывать их терпение, чтобы добиться своей независимости. И совсем не важно, кто перед ним стоит - мама или папа, бабушка или дедушка.

Ребенок всячески будет пытаться найти слабые места в вашем характере, чтобы в будущем воздействовать на вас и отстоять свою независимость. Поэтому то, что ему запрещено он будет по несколько раз в день проверять, так ли это, чтобы узнать точно ли это запрещено или все же можно? И если мама запрещает что-то, а бабушка разрешает, то ребенок будет стараться получить желаемое от того члена семьи, который разрешает ему это. С одной стороны — это проявление хитрость, а с другой стороны - проявление смекалки и злиться на ребенка за это не стоит. Не забывайте и то, что детский «эгоизм» весьма наивен. Ребенок не понимает, почему в данный момент нельзя то, чего он хочет, в этот момент именно родители меняют систему «нельзя-можно» и в данном случае необходимо правильно объяснить это ребенку.

Главное проявить любовь к ребенку, которая поможет в мерах воспитания. И поощрять, и наказывать ребенка нужно с любовью. Малыш должен чувствовать, что его поругали не потому, что он такой плохой, а за какое-то конкретное действие. Маме следует научиться совмещать строгость и ласку. Любой запрет должен быть обоснован, чтобы малыш понимал, что это не ваша прихоть и не приказ. И даже если ребенок сказал вам: «Нет», не стоит негативно реагировать в данном случае. Не забывайте, что вы с недавного времени ребенку многое запрещаете, а он лишь копирует поведение родителей. Поэтому, когда желания ребенка слишком завышены и воплотить их в реальность невозможно, то выход можно найти в ролевой игре.

Пример ролевой игры. Ребенок отказывается кушать обед, хотя мама знает, что он голодный. Не стоит настаивать и упрашивать его. Вместо этого, к сервированному столу нужно пригласить одну из его игрушек и попросить малыша покормить его. Почувствовав себя в роли взрослого, ребенок садится рядом и принимается кормить свою игрушку. Мама, в свою очередь, предлагает попробовать обед, чтобы он не оказался слишком горячим для куклы. И таким образом, незаметно для малыша, съедается вся порция обеда.

Ребенку в этом возрасте будет очень лестно, если ему подарят взрослый подарок, к примеру, шариковую ручку, или попросят его к телефону и т.д.

Вашему малышу пойдет на пользу, если вы с ним будете советоваться. От этого он почувствует себя нужным, а самое главное равным с вами.

Положительные моменты трехлетнего возраста

Стоит отметить, что в трехлетнем периоде есть и свои преимущества: во-первых, малыш стремится к самостоятельности, во-вторых, у крохи формируется новый уровень самопознания, волевые качества, в-третьих, значительно повышается активность ребенка. Также стоит отметить, что малыш трех лет устанавливает более глубокие отношения во время общения.

Родители должны понимать, что кризис трех лет может и не иметь негативных проявлений. Более того, совершенно необязательно, что этот период скажется на психическом развитии малыша. Потому задачей родителей является грамотная реакция на происходящие ситуации.

Чего делать нельзя

  1. Бить ребенка, кричать на него, через силу пытаться заставлять сделать то, что вам нужно. Эти методы еще больше усугубят симптомы кризиса.
  2. Делать то, что ребенок в состоянии выполнить самостоятельно. Особенно, когда ему хочется почувствовать себя взрослым. Однако, не стоит переусердствовать и давать сложные задания. Если ребенок сам смог частично одеть колготки или любимую рубашку, не стоит заставлять и требовать этого каждый день от ребенка.
  3. Долго объяснять ребенку не нужно, все должно быть кратко и по делу! Иначе во всех объяснениях ребенок запутается и так не поймет смысл длительных разговоров.

Даже самого капризного и строптивого ребенка мама может изменить, проявив к нему любовь!

3 2 891 0

Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента – он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.

Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования – это и есть кризис трех лет.

Через него проходит каждый ребенок, но радует одно – это временно.

Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.

  • Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
  • Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
  • В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
  • В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.

Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.

Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.

В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.

Причины появления детского кризиса

Причины Объяснение
Малыш неуверенный в себе Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость.
Хочет отомстить Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.

Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить.

Родители не уделяют времени детям По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь “Молодец”, то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций.
Кризис – способ ребенка утвердиться Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет – это становление собственного “Я”. Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать.

Отличительные признаки этого периода

Ребенок, высказав свое “хочу”, стоит до последнего, даже если уже и не хочется.

Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.

Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают “Нет!”, даже если этого сильно хотят.

К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: “Не хочу, не пойду”. Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.

Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.

  • Самостоятельность

Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: “Я сам”.

Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.

Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.

  • Обесценивание

Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.

Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.

В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.

  • Протест

Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.

Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.

  • Деспотизм

Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.

В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.

Сколько может длиться переходной этап

Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.

На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.

Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.

Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период

  1. Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
  2. Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте “хоть одну штучку”. В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
  3. Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: “Одевайся, мы едем к бабушке”, – замените на: “Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?”. Проверьте, это работает.
  4. Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: “А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?”, – отвлекут малыша.
  5. Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить “Нет”. Вместо “Идем гулять на улицу?”, можно спросить: “На какую площадку мы сегодня пойдем?”.
  6. Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
  7. Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
  8. Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, – не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
  9. Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
  10. Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
  11. Чаще и самостоятельность.
  12. Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
  13. Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
  14. Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
  15. Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления “Я” без поддержки родителей не обойтись.
  16. Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.

Чего нельзя делать

  • Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
  • Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
  • Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
  • , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
  • Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
  • Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
  • Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
  • Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
  • Не нужно настаивать только на своем;
  • Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
  • Не ломайте упрямство.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары