Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Помощь родителям в воспитании. Педагогическая поддержка родителей в вопросах семейного воспитания детей

Семья - один из основных инструментов взаимодействия личности и общества, их интеграции. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

То, что ребенок в детстве приобретает в семье, сохраняется в течение всей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период жизни, по силе и длительности воздействия на личность ни один институт воспитания не сравним с семьей. В ней закладываются основы личности, к поступлению в школу личность более чем наполовину сформирована.

Семья может выступать положительным или отрицательным фактором. Положительное воздействие состоит в том, что никто не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда.

Проблемы семьи изучают экономика, право, социология, демография, психология, педагогика. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с т.зр. целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания с детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания.

Семья - социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого члена. Семья создает у человека понятие дома как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

Функции семьи:

Генеративная (продолжение рода. Семья без детей неполноценна. 10-15% взрослого населения не способны иметь детей);

Первичная социализация;

Экономическая и хозяйственно-бытовая;

Гедонистическая (функция здоровых сексуальных отношений);

Рекреационная и психотерапевтическая (семья - сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, успеха).

Воспитание детей - не только личное дело родителей, в нем заинтересовано общество. Семейное воспитание - часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей. Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды.

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Цель: формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, преодолеть трудности и преграды.

Создать условия для роста и развития ребенка;

Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания детей и отношения к старшим;

Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям;

Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Принципы:

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

Открытость и доверительность отношений в семье;

Последовательность старших в своих требованиях;

Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания:

1)Безнадзорность, бесконтрольность.

2)Гиперопека.

3)Воспитание по типу Золушки.

4)Жесткое воспитание.

5)Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.

6)Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают потребность в общении, проявляют откровенность, доверие, равенство в отношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений - вот залоги эффективного семейного воспитания.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья (пара с детьми, не состоящими в браке) и расширенная семья (три и более поколений, живущих вместе). В зависимости от состава выделяют полную и неполную семью.

Семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства. Взаимоотношения между школой и семьей должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная включает в себя помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей. Она предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам (значение личного примера и авторитета родителей, воспитание детей с учетом пола и возраста, поощрение и наказание в воспитаний детей в семье, ошибки родителей в воспитании детей и пр.) Помощь в воспитании проводится педагогами с родителями путем консультирования.

Психологическая помощь включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Коррекция межличностных отношений происходит, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Посреднический компонент включает в себя помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации - на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты.

Таким образом, педагог в работе с семьей выполняет одновременно роль советника, консультанта, защитника.

Остановимся на методах и формах работы с родителями. Выделяют массовые (педагогические лекции; научно-педагогические конференции; беседы за «круглым столом»; вечера вопросов и ответов; родительские собрания и конференции), групповые (работа с родительским комитетом класса, школы; консультации для родителей мальчиков или девочек; психолого-педагогические семинары для родителей; групповые беседы; практикумый) и индивидуальные (педагогические консультации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; посещение семей) формы работы.

Одной из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и успеваемости учащихся.

Консультации для родителей ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом сокровенном.

Успех совместной работы школы и родителей зависит от знания учителем учеников и их семей.

Психологи утверждают, что семьи, в которых отец много времени уделяет общению с малышом, принимает активное участие в его воспитании, дают высокие положительные результаты. Судите сами…

Дети вырастают уверенные в себе, оптимистичны, открыты миру. Эти семьи сплоченные, в большей степени благополучные и счастливые.

Давайте-ка разберемся, какую такую важную функцию в развитии ребенка играет папа.

Роль отца в воспитании ребенка

Наконец-то в семье появился малыш. Мама с утра до ночи над ним хлопочет: стирает пеленки, меняет подгузники, колыхает, разговаривает… А что же папа? А папа ждет! Выжидает, когда малыш подрастет, чтобы с ним ходить на рыбалку. Не мужское это дело – сюсюкаться с ребенком!

Только не понимает папа, что, когда вырастет малыш, будет уже поздно. Подходящий момент упущен. Почему? Да потому, что…

Чем раньше – тем лучше. Из-за отсутствия практики общения с малышом в грудном возрасте, в будущем отцу будет трудно наладить связь с ним. Многие мужчины попросту стесняются взаимодействовать с крохой или считают это дело женской прерогативой.

Чем раньше папа начнет общаться с малышом, тем сильнее между ними завяжется эмоциональная связь. Эта привязанность формирует прочные, доверительные, дружеские отношения. Родитель лучше понимает ребенка. Не воспринимает его как конкурента на женское внимание.

Участвует в формировании половой идентичности. Тесно общаясь с ребенком, отец помогает ему установить свою принадлежность к тому или иному полу. Папа демонстрирует уже готовые стереотипы образа действий и эмоций для мальчика. Способствует формированию единства самосознания и поведения в соответствии с половой принадлежностью. В отношении девочек отец также влияет на определение идентичности, но уже косвенно. Демонстрирует отличную от женской модели форму поведения.

Служит примером подражания для сына. Мальчик, отнеся свой пол к представителям мужского сообщества, начинает вести себя в соответствии с ним. И кто, как не отец, является образцом достойного примера: как нужно поступать. Папа воспитывает в сыне честность, смелость, уважение к женщине. Учит общаться с девочками и мальчиками. Поощряя мужские черты и критикуя за женственность, он корректирует поведение, манеры, поступки сына. Отец участвует в воспитании «мальчика» в прямом смысле этого слова.

В отношении девочек - все наоборот. Похвалой и комплиментами папа стимулирует проявление в дочери женственности, ласки, нежности.

Влияет на психическое развитие. Психологи заметили, что в семьях, где отец много времени уделяет общению с ребенком, дети начинают разговаривать быстрее. Их речь четкая. Мужчины по-иному общаются с малышами. В отличие от мам и бабушек, они не сюсюкаются, не коверкают слова (например: машина - «бибика»). Их речь правильная.

К тому же, мужчины и женщины мыслят по-разному. Отец расширяет границы сознания малыша. Ему легче сформировать причинно-следственные связи. Взаимодействуя с ребенком, папа способствует активному развитию логического, конкретного и абстрактного мышления.

Дарит позитивные эмоции. Женщины много времени уделяют уходу за детьми. Зато мужчины предпочитают активно с ними играть. Папа - большой ребенок. И в этом его преимущество. Забавы отца с малышом отличны от материнских. В них ярко проявляется физическая сила и стихийность. Они более активны и эмоциональны. Детям это нравится. Такие игры дарят яркие положительные эмоции, снимают напряжение.

Участвует в физическом развитии. Папины игры - это хороший стимул для малыша развиваться физически. Резкие и энергичные забавы: подбрасывание вверх, езда на плечах, кувыркания - тренируют мышцы и вестибулярный аппарат. Динамичные движения развивают у малыша скорость реакции, координацию движений. Медики отмечают, что дети, с которыми в младенчестве активно играют папы, начинают раньше ползать и ходить.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Воспитание по-мужски. Как бы не старались матери-одиночки, но воспитать мужчину может только мужчина. Во-первых, большую роль для малыша играет мужская отцовская поддержка «Ты сможешь!».

Во-вторых, женщины часто критикуют отцов за строгость в воспитании. И зря! Нужно помнить, что мальчишки - не девчонки! Им приходится завоевывать «место под солнцем», быть сильными духом и целеустремленными. Учиться взаимодействовать с представителями мужского сообщества, уметь разговаривать на их языке и конкурировать. Отец отвечает за социализацию сына в обществе. Именно папа не даст избаловать и «запестить» мальчугана. Научит мужским законам.

Мать воспитывает в мальчике заботливость, доброту, ласку. Отец прививает силу духа, смелость, настойчивость.

Папа - второй родитель. Он может помочь ребенку в определенный период отделиться от матери. Обычно поддержка мужчины требуется, когда малыш начинает посещать детский сад и на этапе кризиса 3 лет.

В период привыкания к саду водить в дошкольное учреждение может отец. Ребенку легче отпустить папу, чем мать. Женщины более жалостливы, им тяжелее расстаться с малышом. Они сильно переживают, поддаются на детские провокации и манипуляции. .

В 3 года ребенок переживает . Он становится капризным, упрямым, непослушным. Зачастую матери начинают потакать малышу, делать за него, думая, что тем самым помогают. Отцы же ведут себя иначе: сдержанней, строже, не ведутся на провокации, предоставляя ребенку больше свободы и самостоятельности.

Незаменима роль отца и в общении с дочерью…


Участвует в становлении девочки как женщины. Тесно общаясь с малышкой, проявляя заботу и опекая ее, папа показывает как дочь ему дорога, что он ее любит. Тем самым формирует у девочки положительную самооценку. Комплиментами, одобрением и похвалой он повышает уверенность ее в собственной привлекательности, женственности, очаровании. Отец - первый мужчина, от которого исходит признание дочери как достойной представительницы сообщества женщин.

Учит взаимоотношениям с противоположным полом. Отношения отца с матерью служат показательным образцом того, как мужчина должен относиться к женщине. На примере папы малышка неосознанно учится понимать природу противоположного пола.

Отчужденность в отношениях между отцом и дочерью грозит тем, что, будучи девушкой, ей будет трудно контактировать с противоположным полом. Отсутствие опыта формирует неправильное, искаженное представление о мужчинах. Проблемы в общении с сильным полом приводят к низкой самооценке и закомплексованности.

Гармония в семье

Участие отца в воспитании ребенка имеет большое значение для развития гармоничных отношений в паре. Объясню: почему?

    Занятость малыша с отцом освобождает время женщине на себя. У нее появляется возможность отдохнуть или заняться любимым делом: хобби, увлечением, саморазвитием. Уходит усталость. Отдохнувшая женщина - счастливая мама и благодарная жена.
  • Сплоченность. Отец и мать, которые активно общаются с ребенком, достаточно много времени проводят вместе. В таких семьях между ее членами формируется тесная связь. Это самые крепкие ячейки общества. Там царит взаимопонимание и поддержка. Достойный образец для подражания.
  • Моральная поддержка и взаимопонимание. В представлении мужчин о декретном отпуске отсутствует первое значимое слово «декретный». Супруг наивно полагает - раз жена сидит 3 года дома, то она не работает. Только тот муж, который участвует в воспитании ребенка наравне с супругой, понимает, что быть родителем это круглосуточная работа без выходных и отпусков.
  • Нет ревности. Когда папа много времени проводит с малышом, у них формируются крепкие взаимоотношения. Отец иначе воспринимает ребенка: не как конкурента на женское внимание, а как союзника, частичку самого себя. Нет ревности, нет упреков, обиды и претензий к жене со стороны мужчины.
  • Есть, кому присмотреть за крохой. Бывают моменты, когда маме нужно отлучиться из дому: в поликлинику, в магазин или в парикмахерскую. В семье, где папа тесно общается с малышом, женщине покинуть маленького ребенка на пару часов - не проблема. Муж не откажется посидеть с карапузом, так как знает, чем его занять. И Мать спокойна. Она уверена, что на папу всегда можно положиться. Повышается доверие к мужу, благодарность за помощь и гордость своим супругом. Растет мужская самооценка и отдача со стороны мужчины.

В копилку женщине

Как привлечь мужчину к общению с малышом:

  1. Приобщайте .
  2. Чаще гуляйте всей семьей. Даже в магазин. Старайтесь проводить свободное время вместе.
  3. Всегда кладите грудничка рядом с отдыхающим папой. Пусть привыкают отдыхать друг с другом.
  4. Хитрите! Мол, не выспалась, устала. Просите присмотреть за малышом, поиграть с ним”.
  5. Пользуйтесь любой возможностью для привлечения отца к общению с крохой.
  6. Обязательно хвалите и благодарите любимого за помощь.

Встает вопрос: когда же начинать привлекать «папу» к общению с ребенком?

Тогда, когда вы увидели две полоски на тесте беременности. Да, это именно то время, когда отцу пора принимать участие в развитии малыша.

Воспитывайте в мужчине «Папу» и у вас всегда под рукой будет достойный помощник.

Читаем также:

Развитие ребенка: роль отца в воспитании детей. Доктор Комаровский


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Реферат

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Зеленкова Арина Игоревна

Проверил:

Кандидат псих. наук, доцент кафедры ОПиИП

Иванченко Валерия Анатольевна

НОВОСИБИРСК, 2014

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей .

Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране - это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном - страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только "подкорректировать" и все пройдет. На практике такая "коррекция" дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.

Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание .

Цель: Выявить основные особенности психологической помощи семье в воспитании ребенка.

1) изложить теоретические аспекты психологической помощи семье, ссылаясь на представления, отраженные в литературе;

2) дать характеристику и провести анализ общих показателей психологической помощи семье в воспитании ребенка;

3) представить и обосновать предложения по улучшению психологической помощи семье в воспитании ребенка.

психологическая помощь семья воспитание

Глава 1. Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье - широкое понятие, включающее в себя множество направлений деятельности семейного психолога. Она заключается в духовной, эмоциональной и смысловой поддержке семье и её отдельным членам в кризисных ситуациях. Семейный психолог - универсальный специалист по взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Даже если пара не состоит в официальном браке, но отношения мужчины и женщины основаны на взаимной любви, то их союз следует рассматривать как семейный. Удовлетворение потребностей в психологическом обеспечении гармоничного развития семейных отношений на всех уровнях находится в компетенции семейного психолога .

Он как специалист помогает понять, какие силы соединяют людей в семейные союзы, а какие ведут к их разрушению. Почему одни супруги - единомышленники и дают возможность развиваться друг другу, а другие - соперники и тормозят обоюдное развитие? Почему некоторые семьи летают на крыльях любви, а большинство тянут семейный воз и не могут вырваться из семейных проблем? Почему в одних семьях дети - это прекрасные благоухающие яркие цветы, а в других - жёсткие колючки? Что делать, когда огонь в семейном очаге начинает утрачивать свою силу или совсем погас?

Обращение к психоаналитику или психологу в настоящее время стало образующим фактором качества жизни и образа мира. В основе качества жизни лежит не только материальная составляющая - это психологический и социальный статус. Регулярное посещение своего психоаналитика способствует раскрытию образа мира каждого конкретного человека, при этом отмечается прямая корреляция между качеством жизни и регулярным общением с доверенным лицом своей души.

Современный человек информационно и профессионально более ориентирован, но, по-прежнему психологически уязвимым .

1.1 Виды консультативной психологической помощи семье

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы .

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т.д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так: во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может или остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, или закрывать на это глаза и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу; во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий развития.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, - врачи - психиатры, психотерапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги, социальные работники Последняя специальность распространена в основном в странах Западной Европы и Америки; некоторым аналогом у нас, правда лишь применительно к проблемам воспитания, является профессия педагога - организатора внешкольной воспитательной работы .

1.2 Задачи психологической помощи семье

· Воспитание родительской ответственности.

· Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

· Повышение психолого-педагогической компетентности.

· Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца.

· Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

· Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления .

Направленность психологической помощи. Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума.

Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний.

Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).

Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно ориентированной терапии .

1.3 Методы психологической работы с будущими родителями

К методам психологической работы с будущими родителями относятся:

1. Тематические беседы.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно ориентированная терапия.

4. Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец)

5. Ролевые игры.

Сопровождение занятий демонстрацией тематических плакатов и манекенов, видеозаписей и прослушиванием аудиокассет с записями музыки и звуков природы усиливает эффект занятий .

В основу работы с семьей в этот период должен быть положен гуманистический подход. В значительной мере семья нуждается, прежде всего в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Принятие на себя родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте, чем ответственность за судьбу конкретного ребенка. По сути, семья в рассматриваемый период являет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей. Знакомя родителей с представлениями о движущих силах развития личности и отмечая право человека на выбор в каждый момент его жизни, рассматривая понятие семейного сценария и анализируя три состояния человека (родитель-взрослый-ребенок) в соответствии с теорией транзактного анализа Э. Берна, можно подвести будущих родителей к мысли о необходимости пересмотра собственных установок в отношении воспитания детей с целью принятия сознательного решения исходя из их персональной ответственности за судьбу рода и поколений, которые будут жить после них .

Отрабатывая с родителями навыки обращения с ребенком, психолог должен обратить их особое внимание на недопустимость манипулирования человеком. Восприятие ребенком себя самого зависит от отношения к нему родителей. Чтобы воспитать личность, родителям с самого начала следует относиться к ребенку как к субъекту, а это значит вести с ним диалог, уважать его желания и считаться с его особенностями, поощрять его инициативу и доверять его чувствам.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию в слушателях уважения к Природе и доверия к природному началу в человеке. Это связано с тем, что в процессе беременности, родов и раннего развития человек оказывается во власти сил, которыми он не управляет, но которые управляют тем, что с ним происходит. Чтобы принять изменения, происходящие с телом в период беременности и успешно, расслабившись, родить, женщине надо научиться полагаться на мудрую Природу, доверять ей, слышать в себе голос Природы. В этом неоценимую поддержку женщине может оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение в связи с изменениями, происходящими с женой в этот период. На занятиях надо направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабиться, или наоборот, обрести силы. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум моря, картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояния, женщина получает средства для того, чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком.

В процессе релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей и целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и сконцентрировать внимание на ребенке. Это очень важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины к ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка. Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка .

Ряд занятий должны быть посвящены овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других. По сути главный канал общения родителей с младенцем - тактильный. Язык осязания - первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецепторов, а также биологически активные точки расположены в коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша. Владение приемами телесной терапии помогает, как расслабить и успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Нынешних бабушек учили не брать своих детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку раннего возраста для его нормального развития. Однако в исследованиях показано, что детям, не имевшим эмоционального контакта с родителями, очень трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, проведению расслабляющих упражнений и массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком и друг с другом.

На занятиях искусством (арттерапией) родители имеют возможность: во-первых, передать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего "я", в-третьих, увидеть в каждом рисунке выражение индивидуальности автора. В перспективе важно, чтобы родители проявляли уважение к проявлениям детского творчества и поощряли его.

В ролевых играх родители имеют возможность отработать значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предложить и разыграть свои варианты разрешения ситуаций и в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детства и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арттерапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляя их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение других о тех или иных проявлениях себя. Такая работа скорее способствует изменению мнения, и создания более адекватного представления о себе и задачах родителя.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов .

Глава 2. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям - самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента - коррекцию и психологическую поддержку .

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной .

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями .

2.1 Природа непослушного и оппозиционного поведения

Природа непослушного и оппозиционного поведения детей может быть результатом неправильного, противоречивого воспитания . Когда конфликты между родителями как будто проигрываются на ребенке. Ситуация "тяни-толкай", мама говорит можно, папа - нельзя и никому не интересно, что хочет ребенок. Возрастные кризисы или периоды, когда происходят глубокие внутренние изменения в психике ребенка, процессы созревания его личности, тоже могут быть причиной непослушания и негативного поведения. В этом случае проблемное поведение продолжается не более 6 месяцев . Возможно, природа негативизма и проблемного поведения кроется в наследственных особенностях . Некоторые дети кажутся беспокойными и беспокоят с момента рождения: плохо едят и спят, склонны к гиперактивности и гиперчувствительности, раздражительны и капризны. Эти признаки "трудного" темперамента легко узнаваемы уже в первые 6 месяцев. Такие дети в дальнейшем могут иметь трудности с контролем своего поведения, и для них последовательность ваших действий приобретает большое значение - внешний контроль поведения облегчает формирование внутреннего контроля. Непослушание у детей может быть выражением стресса , вызванного болезнью родителей, братьев или сестер, появлением нового ребенка в семье, болезнью самого ребенка, длительным отъездом родителей и др. Ключом к пониманию " сложного периода " является длительность негативного поведения .

Непослушные дети сводят родителей с ума своими отказами выполнить то, что взрослые от них требуют или ждут. Вспыльчивость, буйство и игнорирование общественных норм делают их невыносимыми дома, в детских учреждениях, в общественных местах. Неуспешность в школе, частые травмы, жалобы соседей сопровождают их. Стоит ли вам беспокоиться? Может ребенок "перерастет" трудный возраст и сам изменится? Возможно, поиск ответов на эти вопросы не дает Вам заснуть.

Сейчас более 5 % американских детей имеют проблемы, связанные с непокорным поведением, их состояние было диагностировано как расстройство, то есть болезнь. В нашей стране такого единогласия в статистических цифрах пока нет, но детей гиперактивных, детей с дефицитом произвольного внимания становится больше.

Семейная психотерапия (системная семейная, психоаналитически ориентированная семейная психотерапия) наиболее эффективна в решении этих проблем, так как все паттерны поведения складываются внутри семейных отношений между любимыми детьми и любящими родителями. Для того чтобы найти причину сбоя или переворачивания отношений с ног на голову и исправить их необходимо не один раз посетить специалиста, а пройти курс семейной психотерапии .

2.2 Социально-педагогическая и психологическая помощь родителям в воспитании ребенка

Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат. Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях. При социально-педагогической помощи в воспитании ребенка дети становятся заметно решительнее и активнее, более настойчивыми в достижении любой цели.

Помощь родителям в воспитании ребенка должен оказывать социальный педагог. Он должен защищать права ученика, решать его социальные проблемы. Социальный педагог работает как с учениками, так с учителями и родителями.

Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. Поэтому педагог в своей работе должен использовать различные формы связи с родителями для того, чтобы выяснить особенности отношений в семье .

Социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.

На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.

Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи .

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.

Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.

Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.

В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.

Беседа с ребенком - самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу .

Заключение

Психологическая помощь семье дает возможность решать следующие основные вопросы:

· причины семейных конфликтов и методы их эффективного устранения;

· психологическая помощь супругам в предотвращении разводов;

· диагностика и коррекция негативных психогенетических программ;

· развитие психики ребёнка до рождения и в первые годы жизни;

· психология формирования жизненного сценария ребёнка;

· психология управления поведением, воспитанием и обучением ребёнка;

· нейтрализация негативных детских манипуляций родителями;

· решение личностных дошкольных, школьных и студенческих проблем;

· наработка навыков бесконфликтного решения личных и семейных проблем .

В период ожидания ребенка и его детства семья помимо медицинской помощи также нуждается в профессиональной психологической поддержке. Цель ее - способствовать созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка. Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на занятиях психолога в школе по подготовке к материнству и отцовству, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что посещение будущими родителями школ подготовки к отцовству и материнству станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье наравне с наблюдением в женских консультациях .

Психологические проблемы возникают во всех семьях после рождения ребёнка, независимо от того, полная она или нет. Молодая мама должна всегда наблюдать за свои душевным состоянием и помнить, что от её самочувствия зависит здоровье малыша. Так же и отец должен не "уходить" в себя, прикрываясь, работай, а стараться поддерживать связь с женой и ребёнком .

Цель данной работы выполнена, мы выявили основные особенности психологической помощи семье в воспитании ребенка.

В ходе работы были осуществлены следующие задачи:

1) изложены теоретические аспекты психологической помощи семье, ссылаясь на представления, отраженные в литературе;

2) дана характеристика и проведен анализ общих показателей психологической помощи семье в воспитании ребенка;

3) представлены и обоснованы предложения по улучшению психологической помощи семье в воспитании ребенка.

Список использованных источников

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Речь, 2000.400 с.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С.110-116.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007.365 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.167 с.

5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. Т.5. № 3. С.126-137.

6. Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психодиагностика: проблемы и исследования. 1981. С.167-187.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М.: Педагогика, 1981. C.15-21.

8. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 2005. № 3. С.18-21.

Подобные документы

    Разновидности консультативной психологической помощи семье. Медицинская и психологическая помощь семье в период рождения ребенка: воспитание родительской ответственности, методы работы с будущими родителями. Авторская программа подготовки к материнству.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Ознакомление с проблемами оказания психологической помощи семье, имеющей "особого" ребенка. Сравнение содержания дефицитарной и ресурсной моделей психологической помощи семье, воспитывающей аномального ребенка; исследование эффективности их использования.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту. Необходимые предпосылки создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Помощь специалистов родителям. Общие стратегии нормализации жизни семьи. Обучение слепого ребенка.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Изучение проблем кризисного периода в семье, который начинается с уходом из дома последнего ребенка - изменяется структура семьи, она снова трансформируется в супружескую диаду. Психологическая помощь при данном кризисе и помощь разведенным партнерам.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2010

    Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Условия, методы и приемы воспитания ребенка в семье. Основные условия успеха в воспитании детей в семье. Наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня. Своевременное приобщение ребенка к книге, чтению и к труду.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Психологическая характеристика дошкольного возраста. Понятие психологической готовности ребенка к школе и ее основные компоненты. Профилактика школьной адаптации. Непосредственная роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Влияние отца на психическое развитие ребенка, особенности его роли в семье и воспитании детей. Важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Последствия невыраженной роли отца в семье, его роль в социализации детей.

2.2 Социально-педагогическая и психологическая помощь родителям в воспитании ребенка

Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат. Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях. При социально-педагогической помощи в воспитании ребенка дети становятся заметно решительнее и активнее, более настойчивыми в достижении любой цели.

Помощь родителям в воспитании ребенка должен оказывать социальный педагог. Он должен защищать права ученика, решать его социальные проблемы. Социальный педагог работает как с учениками, так с учителями и родителями.

Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. Поэтому педагог в своей работе должен использовать различные формы связи с родителями для того, чтобы выяснить особенности отношений в семье .

Социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.

На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.

Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи .

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.

Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.

Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.

В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.

Беседа с ребенком - самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу .

Взаимосвязь методов родительского воспитания и эмоционального состояния детей в семье

Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками...

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников

Так как мы выявили, что застенчивость будет влиять на социально-психологический статус подростка в группе сверстников, значит...

Влияние социально-психологической помощи на качество жизни онкологических больных

Влияние характера матери на ребенка, его воспитание и становление как личности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем...

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Образ семьи у детей младшего школьного возраста

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи...

Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта

Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: * родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение...

Психологическая помощь семье

В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период...

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях...

Психология раннего детства

Задумайтесь над тем, что некоторые ваши требования могут показаться ребенку противоречивыми. В самом деле, вы всячески поощряете его любознательность и в то же время начинаете с ней бороться, когда она оказывается «чрезмерной»...

Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

Для более эффективной помощи больным аутизмом необходимо раннее установление диагноза, желательно на первом году жизни, когда можно отчетливо отметить отсутствие зрительного контакта, непереносимость каких-либо перемен в своем окружении...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Гиперактивным детям часто ставят диагноз - минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте...

Социально–психологическая помощь онкологическим больным

Главная цель всей системы медицинской помощи в онкологии - это восстановление и/или сохранение качества жизни. В рамках этого определения выживаемость, т.е. сама жизнь - первая цель...

Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во "взрослую жизнь". Этот возраст представляет собой период взросления...

Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей

Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...

Родительская поддержка в воспитании ребёнка

Уверенность ребёнка в себе напрямую зависит от его уверенности в родительской любви и поддержке вне зависимости от обстоятельств. Существуют определённые «волшебные фразы», которые направлены на повышение самооценки малыша и вселения в него уверенности, что его любят. Эти фразы можно применять как в повседневной жизни, так и для утешения ребенка в случае каких-то неудач и волнений.

1. «Мы рады, что ты у нас есть». Дело в том, что маленькие дети думают, что все в мире происходит только по их желанию: это они вызывают дождь, благодаря им встает солнце и т.д. Так же они считают себя ответственными и за события в семье – например, если вы ссоритесь – он думает, что это из-за него. А если Вы еще подкрепляете эту уверенность словами: «Ты во всем виноват», «Из-за тебя я вынуждена сидеть дома» и др. – его чувство вины еще более усугубляется. Поэтому ребенку необходима уверенность, что его существование приносит счастье, что ему рады. Только тогда у ребенка в голове появится установка: «Да, родители ссорятся, но они счастливы, что я у них есть!».

2. «Мы любим тебя». Причем эта фраза не должна сопровождаться дополнениями вроде «Я тебя люблю, но убери в своей комнате», «Ты испачкал штанишки – я тебя больше не люблю». Любовь не должна ассоциироваться у малыша с какими-либо поступками, и уж тем более, он не должен думать, что обязан «заслужить» любовь! Иначе такая установка отрицательно скажется на всей его дальнейшей жизни (в том числе и личной). Поэтому Вы должны донести до малыша, что Ваша любовь к нему безусловна, но иногда он допускает вещи, которые Вам не нравятся, например: «Мы тебя очень любим, но то, что ты разбрасываешь игрушки и не убираешь за собой – это плохо».

3. «Мы понимаем тебя». Если Ваш малыш потерял любимую игрушку, боится темноты и верит в монстров – это действительно может стать для него трагедией. И фразы, направленные, вроде бы, на его утешение: «Это всего лишь игрушка, не переживай, купим новую», «Монстров не бывает, и в темноте нечего бояться» - никоим образом не помогут ему. Скорее наоборот, ребенок подумает, что Вы недооцениваете его проблемы, обесцениваете его самого как личность и не считаете нужным считаться с его мнением. Малыш в такие моменты нуждается в сочувствии и утешении.

4. «Ты у нас очень сильный!». За любое, даже самое маленькое достижение малыша необходимо хвалить и говорить, как вы в него верите, какой он у вас сильный. Выигрышными будут фразы: «Мы знали, что ты сможешь», «Ты очень хорошо все сделал», «Мы гордимся тобой». Но даже если у малыша что-то не получилось, ни в коем случае не «добивайте» его фразами: «Ты постоянно проигрываешь», «Ты плакса, размазня», «Ты не умеешь давать сдачи и драться». Это может серьезно подорвать его веру в себя и в вас.

5. «Ты у нас умница, ты обязательно справишься». Малыш в первый раз пытается кушать ложкой или уже в который раз не может завязать шнурки правильно. Что делать? Иногда родители в сердцах произносят: «И что только из тебя вырастет?», «Дай, я сама сделаю – тебя пока дождешься». Это в корне неверно, если только Вы, конечно, не желаете вырастить закомплексованного, инфантильного человека, который не уверен в себе и ничего не в состоянии сделать самостоятельно. Если же Вы хотите видеть Вашего малыша самостоятельным и счастливым, подбадривайте его так: «Попробуй еще раз, я в тебя верю, у тебя обязательно должно получиться!».

6. «Мы доверяем тебе». Родители должны знать, что дети с огромным усердием стараются оправдать доверие, которое вы им оказали. Нельзя показывать малышу, что вы сомневаетесь в его силах или не доверяете ему: «Ты не справишься с этим», «Вряд ли у тебя что-то получится». Даже если вы сомневаетесь в его способностях – подбодрите его, а если у него что-то не получится – поддержите и вселите уверенность, что в следующий раз у него непременно должно все получиться!

7. «Мы всегда будем с тобой». Ребенок должен знать, что, что бы ни случилось в его жизни – родители всегда придут на помощь. Благодаря этому знанию, он сможет многое преодолеть и многого добиться. Даже если в какой-то момент Вы не можете уделить ему достаточно внимания – не «отбрасывайте» ребенка от себя фразой: «Сейчас мне некогда». Лучше дайте более развернутый ответ: «Сейчас мне некогда, но я скоро закончу свои дела – и мы обязательно с тобой это обсудим. Мне показалось, это очень интересно!». Если же Вы вдруг нечаянно позволили себе резкое высказывание в адрес ребенка – подойдите к нему и скажите: «Прости меня, пожалуйста, я была не права. Я разозлилась – и не смогла сдержаться. Знай, что, несмотря ни на что, я тебя очень люблю!».

И самое главное – произнося эти фразы, Вы должны быть уверены в своих словах. Дети очень тонко чувствуют неискренность – и, заподозрив неладное, могут просто перестать Вам доверять. Кроме того, дети очень точно оценивают свои способности – и если Вы говорите пухленькой девочке, что она прирожденная балерина – она вряд ли воспримет Ваши слова всерьез.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары