Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Предмет и природа философского знания кратко. Природа философских проблем

Тема 2. Философское познание государства и права. Основные концепции философии права

Введение

Проблема истины в философии права.

Основные концепции философии права.

а) Позитивизм

б) Диалектический и исторический материализм

в) Феноменология

г) Экзистенциализм

д) Прагматизм

е) Религиозная философия

ж) Психоанализ

з) Юридический позитивизм

и) Социологические концепции права

к) Теории естественного права

Структура философии права.

Заключение

Литература

1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 72- 91..

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.


Введение

Познание - один из видов человеческой деятельности, один из способов духовно-практического освоения человеком мира. Различают знание и познание. Если знание - адекватное представление людей о действительности, то познание - спо­соб получения знаний. С первобытных времен человек в борь­бе за выживание вынужден был добывать максимально полное и точное представление об окружающем мире, о свойствах ве­щей и об их отношениях. Добротность знаний о действитель­ности непосредственным образом влияла на уровень защи­щенности человека от неблагоприятного воздействия сил при­роды.

Природа философского познания

По мере усложнения социокультурных форм человеческого бытия развивалось сознание людей, совершенствовались средства познания мира. Уже на этапе неолита (8-4 тысячелетие до н. э.) оформились основные виды познания: обыденное, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), научное, философское. Если в Древнем мире данные виды по­знания существовали, как правило, слитно, накладываясь одно на другое, то позднее (начиная с эпохи Возрождения) они за­метно дифференцировались.

На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчи­нение, право есть регламентация поведения человека и т. п.). Не следует думать, что обыденное познание политико-право­вых явлений было свойственно людям только на ранних эта­пах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание - также неотъем­лемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.

Религиозно-мифологическое познание в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное, объясне­ние политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. По­строенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориен­тиры политического поведения.

Искусство предоставляет человеку (и в древности, и сей­час) дополнительную возможность с помощью конкретных об­разов литературных, музыкальных, архитектурных произведе­ний лучше понять специфику мира политики и права. Напри­мер, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной ма­шины больше, чем отдельные теоретические статьи.

Наука - наиболее важный вид познавательной деятельно­сти, направленный на выработку объективных, системно орга­низованных и обоснованных знаний о мире. Благодаря науке человечество смогло развить производительные силы до ги­гантских размеров, создав на этой основе высокий уровень материального благосостояния. Для научного познания харак­терно стремление к получению о свойствах вещей предельно точного, объективного знания (особенно для естественных и технических наук).

Философия - особый вид познания, в рамках которого ведется поиск предельных смысловых, ценностных и логиче­ских оснований вещей.

Вопрос об особенностях философского познания непосред­ственно связан с пониманием сути философии, причин, места и времени ее появления. Несмотря на всю дискуссионность /той темы, есть ряд положений, по которым имеется относи­тельное согласие.

Философия появляется на той стадии развития людей, ко­гда у них формируются самосознание, потребность в осмысле­нии себя как автономного существа и своего места в мире. На определенном этапе развития человек начинает выделять себя из мира вещей, осознавая свою особую значимость и роль. Как мыслящий субъект, он противопоставляет себя миру как познаваемому объекту, что рождает так называемые субъ­ект-объектные отношения. В основе сознательного противо­поставления себя миру лежит этическая потребность человека понять самого себя и свое место в мире. Лучше других этот нравственный поиск сформулировал И. Кант в виде четырех вопросов, которые человек всегда задавал и всегда будет зада­вать себе: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что есть человек? В конечном счете содержание всей мировой философии и есть результат нескон­чаемой попытки дать ответы на эти «вечные» вопросы. «Веч­ными», или «проклятыми», их называют потому, что человек в силу своей нравственной природы обречен ставить их перед собой, но, к сожалению, без особых перспектив их оконча­тельного разрешения. Кто-то может возразить, что не вся ми­ровая философия подчинена этике, например с ней не имеют прямой связи онтология или философия природы. Однако и эти разделы философского знания имеют мировоззренче­ский аспект, так как их рассмотрение способствует проясне­нию главного философского вопроса о назначении человека и его месте в мире.

«Напряженность творческих поисков философской мыс­ли, - верно отмечает В.С. Швырев, - связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблему отношения человека и мира, "вписанности" человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возмож­ность включить в него человека и, напротив, рассмотреть че­ловека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основная проблема заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду других вещей, а как бытие осо­бого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в сознании и в практике проявлять активное отношение к миру. По сравне­нию с другими формами мировоззрения эта проблема в фило­софии теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляя основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия, свободы и необходимости и т. д. "Единство противо­положностей", заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью "включения" человека и мир и вместе с тем рассмотрения его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания».

Итак, суть философского познания состоит в том, что оно нацелено на выявление смысла и целей человеческого сущест­вования, т. е. носит мировоззренческий характер. В основе философского познания лежит стойкий мотив самоопределе­ния человека как разумного и нравственного существа. Ре­зультат такого самоопределения - формирование смысловой картины мира, через призму которой человек воспринимает действительность и себя в ней. Специфика философского соз­нания и познания наиболее ярко проявляется в переломные эпохи истории человечества, когда рушатся привычные формы жизни и перед обществом встает проблема выбора новых цен­ностных ориентиров. Так, рождение философии в Древней Греции связывают с «великим культурным переворотом» X-5 вв. до н.э., -когда полисная демократия открыла дорогу к свободному обсуждению социальных и духовных проблем 2 . Философию Сократа, Платона или Аристотеля можно рас­сматривать как попытку предложить новую модель взаимоот­ношения человека с миром (природным и социальным).

Философию часто называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек, стремясь понять смысложизненные проблемы своего бытия, обращается не к постулатам мифа или религии, а к доводам разума. Логи­ка собственной мысли заставляла людей приходить к выводам, зачастую противоречащим религиозно-мифологической карти­не мира, традициям и обычаям. С самого начала философское познание означало свободу и творчество, не связанное с зара­нее установленными истинами. Философия стала проявлением самостоятельного мышления и самостоятельного поведения, формирующего в человеке чувство ответственности. Свобода философской мысли зачастую несла с собой критический пе­ресмотр устоявшихся взглядов на природу и общество, что де­лало философию и философов заметной социальной силой (пифагорейский союз, софисты). Казнь Сократа - пример влияния философии на консервативный быт древних греков, стремившихся оградить себя от сомнительных ценностей и идей.

Философия как сфера свободного обсуждения идей зачас­тую становится формой самосознания той или иной историче­ской эпохи. Философское познание, обобщая достижения раз­ных областей культуры, пытается привести их к некоему об­щему знаменателю, выразить их в универсальных категориях. Исторически-конкретная культура того или иного народа, его быт и формы жизни получают в философии предельно широ­кую и обобщенную оценку. В философии как форме самосоз­нания формируется ценностный идеал общества, который мо­жет быть консервативным, реакционным или революционным, ориентировать общество на прогрессивное развитие или на стагнацию. Так, в философии Просвещения XVII-XVIII вв. был сформулирован социальный идеал буржуазии, определив­ший на века вперед формы экономической, политической, ре­лигиозной, научной и культурной жизни стран Запада. Рыноч­ная экономика и правовое государство, идеологический и ре­лигиозный плюрализм, ставка на науку как производительную силу общества, социальный оптимизм и вера в лучшее буду­щее человечества - вот базовые ценности, выдвинутые евро­пейским рационализмом.

Другой пример философской рефлексии - Россия второй половины XIX - начала XX в., когда интенсивно обсуждались несколько социально-политических проектов: консерватив­но-почвеннический, социалистический, либерально-западниче­ский. Все три проекта отражали глубинные запросы русского народа, что парадоксальным образом переплавилось в совет­скую государственность. Практика «реального социализма» в СССР стала реализацией нескольких векторов русского на­ционального самосознания и правосознания: 1) средневековой имперской идеи «Москва - Третий Рим», 2) крестьянского идеала уравнительного социализма, 3) стремления (хотя бы и внешнее) к сближению с Европой (идеи народного сувере­нитета, парламентаризма, выборности и т. д.). Крах СССР произошел не столько в результате экономической стагнации или диссидентского движения за права человека (во многом инспирированное западными спецслужбами и в целом оказав­шееся чуждым населению страны), а потому, что идея советской власти исчерпала себя. Самосознание общества конца 1980-х - начала 1990-х гг. зафиксировало не просто утрату ба­зовых советских ценностей, но распад всей ценностной систе­мы координат. В последующие годы философская рефлексия постсоветской интеллектуальной элиты России с неизменно­стью демонстрировала состояние растерянности, утрату ориен­тиров и жизненной энергии.

Особенности философского познания наглядно просматри­ваются на фоне других видов познания. Как отмечалось выше, философия как самостоятельная отрасль знания появляется в Античности и оформляется в Новое время. Вместе с тем да­же в XX в. философия зачастую включает в себя нефилософ­ские компоненты: науку, эстетику, религию. Так, европейская философия XVII-XVIII вв., в эпоху бурного развития естест­вознания и математики, стремилась и внешне, и по содержа­нию быть похожей на науку. Лексика философских текстов изобилует словами «аксиома», «теорема», «закон», авторы стремятся к максимальной формализации, точности и строго­сти своих тезисов, определений и выводов. В XIX-XX вв. идея научности философии достигает своей кульминации в позитивизме и близких к нему направлениях, где филосо­фия объявлялась синтезом всех наук, а всякая метафизика (знание о сверхприродных основах мира) - фантазиями досу­жего ума.

Европейская и русская культуры дали много произведений искусства, пронизанных философскими идеями. Драмы В. Шекспира, поэзия И.В. Еёте, Д.Н.Г. Байрона, Ф.И. Тютче­ва, романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оперы Р. Ваг­нера, живопись С. Дали, фильмы И. Бергмана или А.А. Тар­ковского представляют собой не просто явления эстетики, но зачастую - развернутые философские концепции. Для России XIX - начала XX в., когда, казалось бы, уже вполне встала на ноги профессиональная философия, выдающиеся философ­ские идеи зачастую высказывались именно в художественной форме. Например, для философского понимания русской ис­тории и русского правосознания романы Ф.М. Достоевского дали больше, чем тексты профессиональных философов.

Соединенность философии и религии также имеет давнюю и прочную традицию. Философский компонент у теологов - обычное дело. Накоплен огромный массив литературы, где в контексте какой-либо религиозной догматики ставятся и обсуждаются философские проблемы (Фома Аквинский, Ж. Маритен, В.С. Соловьев, НА. Бердяев, С.Л. Франк и др.).

Наука, эстетика и религия приобретают философский ас­пект, когда включают в себя мировоззренческий компонент, выраженный в рационально-теоретической форме. Без данного компонента любой из названных элементов культуры предста­ет перед нами исключительно с функциональной стороны: наука добывает знания, искусство дарит удовольствие, религия дает возможность отправлять культ. Философия в этом случае исчезает.

Философское осмысление государства и права также всегда предполагает мировоззренческий, смысложизненный аспект. Философскому анализу могут подвергаться самые разные сто­роны политико-правовой действительности (онтология, гно­сеология, аксиология, праксиология, эстетика, логика права), но все они должны быть подчинены главному - вопросу о смысле человеческого существования. Забвение этой глав­ной, конечной цели всякого философского исследования мо­жет заметно обеднить или даже исказить наше представление о государстве и праве.

Философия стремится раскрыть суть вещей в их первозданном виде без тени мистики. Она помогает человеку найти ответы на те вопросы, которые имеют для него особенное значение. Природа начинается с поиска смысла возникновения жизни. Исторически первыми формами мировоззрения являются мифология и религия. Высшей формой восприятия мира выступает философия. Духовная деятельность предполагает постановку и анализ вопросов вечности, помогает человеку найти свое место в мире, рассуждает о смерти и Боге, о мотивах поступков и мыслей.

Предмет философии

Терминология определяет философию как "любовь к мудрости". Но это не означает, что любой человек может быть философом. Важным условием является знание, которые требуют высокого уровня интеллектуального развития. Простые люди могут быть философами лишь на низшем бытовом уровне своего существования. Платон считал, что настоящим мыслителем нельзя стать, им можно только родиться. Предметом философии является знание о существовании мира и понимание его ради нахождения нового знания. Основной целью выступает постижение мира. Специфика и определяет существенные моменты, присущие учению:

  • Вечные философские проблемы. Рассматриваются в общем пространственном понятии. Выделение материального и идеального мира.
  • Анализ проблематики. Рассматриваются вопросы о теоретической возможности познания мира. Поиски статичного в переменчивом мире.
  • Изучение вопросов существования общественности. выделена в отдельный раздел философского учения. Попытки узнать место человека на уровне мирового сознания.
  • Деятельность духа или человека? Кто правит миром? Предметом философии является изучение существенных знаний, полезных для развития интеллекта человека и повышения осознанности земного существования.

Функции философии

Специфика и структура философского знания не могут быть раскрыты в полной мере без выяснения функций учения. Все тезисы взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности:

  • Мировоззренческая . Предполагает попытки объяснить абстрактный мир с помощью теоретических знаний. Дает возможность прийти к понятию "объективная истина".
  • Методологическая . Философия использует совокупность различных методов для полноценного изучения вопроса бытия.
  • Прогностическая . Основной упор приходится на существующие Формулировка ориентируется на гипотезы о возникновении мира и предполагает их дальнейшее развитие в рамках окружающей среды.
  • Историческая . Школы теоретического мышления и мудрого учения хранят динамику прогрессивного образования новых идеологий от ведущих мыслителей.
  • Критическая . Используется основополагающий принцип о подвержении всего существующего сомнению. Имеет положительное значение в историческом развитии, так как помогает вовремя обнаружить неточности и ошибки.
  • Аксиологическая . Эта функция определяет все мировое существование с точки зрения установленных ценностных ориентиров разного рода (идеологических, социальных, нравственных и других). Наиболее яркое проявление находит во времена исторического застоя, кризиса или войны. Переходные моменты позволяют четко определить наиболее важные ценности из существующих. Природа философских проблем рассматривает сохранение главного как основу дальнейшего развития.
  • Социальная . Эта функция призвана объединять членов общества по определенным признакам в группы и подгруппы. Разработка коллективных целей помогает воплотить в реальность глобальные мировоззренческие идеалы. Правильные мысли способны изменить ход истории в любую сторону.

Проблемы философии

Любой из видов мировоззрения в первую очередь рассматривает мир как объект. В основе лежит изучение структурного состояния, ограниченность, происхождение. Философия одной из первых начала интересоваться вопросами человеческого происхождения. Другие науки и теории еще не существовали даже в теоретическом понятии. Любая модель мира требует каких-либо аксиом, которые первые мыслители составляли на основе личного опыта и природных наблюдений. Философский ракурс сосуществования человека и природы помогает осознать общий смысл мироздания в направлении развития. Даже естествознание не может дать ответы на подобное философское мировоззрение. Природа вечных проблем на сегодняшний день так же актуальна, как и три тысячи лет назад.

Структура философского знания

Прогрессирующее развитие философии со временем усложняло структуру знания. Постепенно появлялись новые разделы, которые становились самостоятельными течениями с собственной программой. Со времени основания философского учения прошло более 2500 лет, поэтому дополнительных пунктов в структуре существует очень много. Новые идеологии появляются по сей день. Природа философских проблем и основной вопрос философии выделяет следующие разделы:

  • Онтология . Изучает принципы мироустройства с момента основания.
  • Гносеология . Рассматривает
  • Антропология . Изучает человека как жителя планеты и члена мира.
  • Этика . Затрагивает углубленное изучение морали и нравственности.
  • Эстетика . Использует художественное мышление в качестве формы преобразования и развития мира.
  • Аксиология . Подробно рассматривает ценностные ориентиры.
  • Логика . Учение о мыслительном процессе как двигателе прогресса.
  • Социальная философия. Историческое развитие общества как структурной единицы со своими законами и формами наблюдения.

Где найти ответы на общие вопросы?

Природа философских проблем ищет ответы на общие вопросы. Наиболее полно проблематику рассматривает раздел "Онтология", который пытается найти определение самой главной категории изучения - понятию "бытие". В повседневной жизни это слово используется крайне редко, чаще всего заменяется привычным термином "существование". Природа философских проблем заключается в констатации факта, что мир существует, он является средой обитания человеческого рода и всего живого. Также мир имеет стабильное состояние и неизменную структуру, упорядоченный уклад жизни, устоявшиеся принципы.

Вечные вопросы бытия

Исходя из философских знаний развиваются следующие вопросительные моменты:

  1. Мир существовал всегда?
  2. Он бесконечен?
  3. Планета будет существовать всегда и с ней ничего не случится?
  4. Благодаря какой силе появляются и существуют новые жители мира?
  5. Таких миров множество или он единственный?

Теория познания

Какой раздел философии рассматривает вопросы познания? Существует специальная дисциплина, отвечающая за познание человеком мира, - гносеология. Благодаря этой теории человек может самостоятельно изучать мир и осуществлять попытки по нахождению себя в структуре мирового бытия. Исследуются имеющиеся знания в соответствии с другими теоретическими понятиями. Изучив, какой раздел философии рассматривает вопросы познания, можно сделать соответствующие выводы: гносеология изучает меры движения от полного незнания к частичному знанию. Именно проблемы этого раздела учения занимают ведущее значение в философии в целом.

Методы философии

Как и другие науки, философия берет истоки из практической деятельности человечества. Философский метод - это система приемов для освоения и понимания действительности:

  1. Материализм и идеализм. Две противоречивые теории. Материализм считает, что все возникло из определенной субстанции, идеализм - все есть дух.
  2. Диалектика и метафизика. Диалектика определяет принципы, закономерности и характеристики познания. Метафизика рассматривает ситуацию только с одной стороны.
  3. Сенсуализм. За основу познания берутся чувства и ощущения. И отдается абсолютная роль в процессе.
  4. Рационализм . Рассматривает разум как инструмент изучения нового.
  5. Иррационализм . Методологическое действие, которое отрицает статусность разума в процессе познания.

Философия объединяет все методы и мудрецов, пропагандирующих свои мысли. Она выступает как один общий метод, который помогает в познании мира.

Специфика философского знания

Природа философских проблем имеет двойственный смысл. Особенности знания имеют ряд отличительных особенностей:

  • Философия представляет много общего с научным знанием, но не является наукой в чистом виде. Использует плоды ученых для достижения своих целей - постижения мира.
  • Нельзя называть философию практическим учением. Знания строятся на общих теоретических знаниях, не имеющих четких границ.
  • Интегрирует все науки, выискивая важные аспекты для получения нужного результата.
  • Основывается на примитивных базовых понятиях, полученных путем накопления человеческого опыта в течение жизни.
  • Философия не может оцениваться в полной мере объективно, так как каждая новая теория несет в себе отпечаток мыслей конкретного философа и его личных качеств, создавшего идеологическое течение. Также в трудах мудрецов находит отражение исторический этап, в который происходило становление теории. Можно проследить прогресс эпохи через учение философов.
  • Знание может выступать в качестве художественного, интуитивного или религиозного.
  • Каждая следующая идеология является подтверждением доктрин предыдущих мыслителей.
  • Философия неисчерпаема и вечна по своей сути.

Осознание бытия как проблемы

Бытие означает все, что есть в мире. Существование бытия определяется вопросом: "Это есть?" Небытие также существует, иначе бы весь мир стоял на месте и никогда не двигался. Все приходит из небытия и уходит туда же, основываясь на философское мировоззрение. Природа философских проблем определяет суть бытия. В мире все меняется и течет, поэтому нельзя отрицать существование определенного понятия, откуда все берется и куда все исчезает.

Введение ………………………………………………………………………..…3

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………………………………………………..…5

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии……11

3. Социальные функции философии…………………………………………...18

4. Философия и наука. Специфика философского знания……………………20

Заключение …………………………………………………………………..….23

Введение

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания(хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на оду какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии - в размышлении над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек». Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру, и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает. Понятие материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Так как они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно- связной совокупности многообразных форм отношений человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связанна, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру. Главным предметом экзистенциализма является бытие индивидуального человеческого субъекта. Центральной проблемой экзистенциализма – мир человеческой личности. Экзистенциализм не просто «Восстанавливает» в правах проблему бытия, возвращаясь тем самым к мета физике (в отличие от позитивизма): он трансформирует проблему бытия в проблему смысла вопросов о бытие, то есть находит возможность «Перенести центральные тяжести» метафизичной проблематики с объекта на субъекта - так как только субъект и является «Генератором смыслов».

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет универсальную картину мира;

2) ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека; безопасность человека – это тоже большая ценность и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением;

3) эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента;

4) практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе изложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделитьжизненно-практическийи теоретическийуровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения откладывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте.

Этот уровень мировоззрения часто называют жизненной философией. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др.

Жизненно-практический уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.

Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мировоззрения в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. Близким мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, мирозданием). Однако в отличие от мифов религия не «смешивает» земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждут вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология.

Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием целостности бытия.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В Средние века, когда духовная власть религии над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил философию, а религии «присудил» лишь второе место.

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования.

Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии ее предмет представлен всегда частично.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи – только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается «многоголосие» различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.

Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания, где фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение.

Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. a - отрицание, gnosis - знание).

В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д. В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом.

3. Социальные функции философии.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции – мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний – практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой – в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР – это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Подводя итог, можно сделать вывод, что философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

4. Философия и наука. Специфика философского знания.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период Средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV – ХVI вв. И достигает верхнего предела в ХVII – ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было накоплено и немало ошибок и заблуждений.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII – ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании развивается и обогащается философское видение мира. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и общество. Философия – продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную с социальными ситуациями.

Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее «наработки» могли бы и обогатить нас.

Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития философской мысли. Научная философия обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не идеологом, но человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обоснование современной и будущей деятельности людей.

Это верно для всех сфер жизни: для анализа познавательных проблем, где исходное – изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности – обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого овладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.

Заключение.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Список использованной литературы:

1. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. – 2005. – №3.

2. «Философский словарь Кирилла и Мефодия» - диск 2005г.

5. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Изд. Юрайт. М.; 2010 г.

6. Грицанов А. Всемирная энциклопедия. Философия. Издательская группа АСТ. М.; 2008 г.


Клеменьев Д. История и философия науки. Изд. МГУ. М.; 2009 г

Клеменьев Д. История и философия науки. Изд. МГУ. М.; 2009 г

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Изд. Юрайт. М.; 2010 г.

Грицанов А. Всемирная энциклопедия. Философия. Издательская группа АСТ. М.; 2008 г.

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики , далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология , а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты , что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является . Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение , обобщает ранее накопленные человеческие знания;

— имеет три направления исследования : природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру , которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи , являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи ;

- рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру , однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы

Ф. – любовь к мудрости.

Функции философии:

Объект ф. Предмет ф.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире).



Мифология – осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

Религия – форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера – главное средство постижения бытия. Главное – достижение единения с Богом.

Философия – альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

Наука – систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

Философия Древнего Востока.

Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник – «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу – брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание – 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. – полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема – проблема бытия личности. Стержень содержания – проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение – уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного.

Китай. Один из самых ранних литер. памятников – «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма – первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение – понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания – созерцательное. Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия – «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления.

Проблема первоначала в древнегреческой философии.

Милетская школа. Основатель – Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество – вода (преобразование в лед и пар – возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен – воздух (его всепроникновение – вещественная заполненность бытия). Анаксимандр – апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля – цилиндр. Гераклит Эфесский – огонь (причина всего – движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы – разработка идеи о мироздании.

Элейская школа . Основатель – Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид – разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей – постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит – родоначальник атомистической концепции. Атом – наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса – истина.

Школа пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Первооснова мира – число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего – единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада – неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады – триада (равновесие) – священное число, треугольник. Тетраэдр – закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

Учение Платона об идеях.

Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»:

Матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

Все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

Идеи дают общую сущность вещей;

Их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

Идеи – идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота.

Понятие бытия в философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии – онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие – мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность – в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. – экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие – категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие – бесконечная основа, сущ-е – опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие – предельно общая фил. абстракция.

Объект и предмет философии.

Предмет ф. Содержание предмета ф. формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах: вся совокупность знаний о природе, космосе и чел. Аристотель: ф. – знание о причинах и начале, о сущности, о сущем вообще. Радикальные изменения – кон. XVI – нач. XVII вв. – формирование специфического предмета ф. Т.о., ф. – своеобразная, особая форма чел. миропонимания. Предмет ф. – мир в целом с своих наиболее общих закономерностях. Ф. исследует: природу и сущность мира, природу сущность и назначение чел., систему «чел. - мир» в целом.

Объект ф . – реальность, сущ. независимо от самого чел.

Философия культуры.

Культура – специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры – Др. Китай, Индия. К. – целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. – воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. – соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. – форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:

Натуралистическая: культура – чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо);

Классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование;

Неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.

Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

Ф. – любовь к мудрости.

Функции философии:

1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

Ф. – система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

Объект ф. – реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. – характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары