Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Произведения о хороших учителях. Образ учителя в художественных произведениях

В школах идёт подготовка к празднованию Дня Учителя.

Об учителях написано огромное количество книг. Возможно, пригодятся небольшие списки книг по темам.

«УЧИТЕЛЬ НА СТРАНИЦАХ КНИГ»

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и

многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы.

В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстаёт перед нами образ

УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ, УЧЕНИКА, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пёстрая школьная жизнь.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ – ПЕРВЫЕ УРОКИ.

  • Айтматов Ч. Первый учитель.
  • Воронкова Л. Подружки идут в школу.
  • Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы.
  • Коваль Ю. Полынные сказки. Нулевой класс. Нюрка.
  • Лиханов А. Крёсна. Крутые горы.
  • Меттер И. Первый урок (в сб. «Учитель, перед именем твоим…» - М., 1985).
  • Платонов А. Ещё мама.
  • Раскин А. Как папа учился в школе.
  • Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё.
  • Толстой Л.Н. Детство. Филиппок.
  • Ян В. Никита и Микитка и др.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.
  • Драгунский В. Главные реки. Что любит Мишка. «Тиха украинская ночь». Пожар во флигеле или подвиг во льдах. Фантомас и др.
  • Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Нагибин Ю. Зимний дуб.
  • Платонов А. Песчаная учительница.
  • Распутин В. Уроки французского.
  • Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса и др.

КАК УЧИЛИСЬ В ДРЕВНОСТИ.

  • Колпакова О. Как учились на Руси.
  • Кончаловская Н. Наша древняя столица (глава "Как в Москве учились, чем в Москве лечились").
  • Лурье С. Письмо греческого мальчика.
  • Матье М. День египетского мальчика.
  • Ян М. Никита и Микитка.

ШКОЛА - ОСНОВА ВСЕХ ИСКУССТВ И НАУК.

  • Бруштейн А. Дорога уходит в даль.
  • Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы. Гимназисты.
  • Гессен А. Жизнь поэта (главы "Лицейская республика" и "Лицейский Парнас").
  • Маршак С. В начале жизни.
  • Помяловский Н. Очерки бурсы.
  • Толстой Л.Н. Детство. Отрочество.
  • Чарская Л. Записки гимназистки. Записки институтки.
  • Чуковский К. Серебряный герб.
  • Эйдельман Н. "Прекрасен наш союз".

ЧАС УЧЕНИЧЕСТВА: УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.

  • Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.
  • Драгунский В. Главные реки. "Тиха украинская ночь...". Фантомас.
  • Железников В. Жизнь и приключения Чудака. Чучело.
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  • Коршунов М. Сентябрь + сентябрь. Трагический иероглиф.
  • Кузнецова А. Земной поклон.
  • Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Соломко Н. Белая лошадь - горе не моё. Если бы я был учителем.
  • Сотник Ю. Эликсир Купрума Эса.

ВЕСЁЛЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

  • Бородицкая М. Прогульщик и прогульщица.
  • Гиваргизов А. Хитрый Зубов. Записки выдающегося двоечника.
  • Голявкин А. Тетрадки под дождём.
  • Давыдычев Л. Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника.
  • Дружинина М. Лекарство от контрольной. Что такое пер-пен-ди-ку-ляр, или Весёлые школьные истории. Мой весёлый выходной.
  • Заходер Б. На задней парте.
  • Лукашина М. Стойка на руках на уроках ботаники.
  • Пивоварова И. Рассказы Люси синицыной. Превращение фарфоровой свинки. Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А".
  • Поляков В. Олух царя небесного (рассказы "Неведомая страна", "Лев львович и зайцы").
  • Рик Т. Чудеса в 5 а: русский язык в играх.
  • Силин С. "Прекратите грызть перила!"
  • Сочинская М. Школьная жизнь.
  • Школьные "приколы": Сборник рассказов и стихов.

Мингазов Рамиль

Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, рассматриваемый в исследовательской работе. Образ учителя в художественной литературе прослеживается через произведения: Ч.Айтматов "Первый учитель" (Дюйшен Таштанбеков), В.Быков "Обелиск" (Алесь Мороз), В.Распутин "Уроки французского" (Лидия Михайловна), И.Евсеенко"Вторая учительница" (Ольга Сергеевна). Опираясь на характеристики героев, ученик пытается определить их темперамент. Для определения темперамента учителей Атнинского района было проведено анкетирование, в котором приняло участие 104 респондента.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIII Республиканские юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри

Научно-исследовательская работа

Учитель в художественной литературе

и в современной жизни.

Выполнил : ученик 8А класса

Большеатнинской средней

Общеобразовательной школы

Атнинского района РТ

Мингазов Рамиль Радикович.

Руководитель :

Учитель русского языка и литературы Мингазова Г.М.

Атня-2010

Почему выбрана эта тема. 2010 год объявлен в России годом Учителя. Какие изменения принесет он в систему образования? Будет ли сполна оценен труд педагога? Каков образ учителя в литературе: меняется ли он в понимании детей XX и XXI столетий? Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Вот круг вопросов, на которые мне хочется найти ответа. Они и побудили меня к этой исследовательской работе.

Цель: 1) проследить динамику образа учителя в художественной литературе;

2) при помощи анкетирования определить темперамент не только современных учителей, но и героев художественных произведений.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. подобрать художественные произведения, в которых присутствует образ учителя;
  2. определить степень влияния исторической действительности на художественный образ;
  3. выяснить, люди какого темперамента выбирают профессию учителя.

План работы.

  1. Подобрать литературу для анализа.
  2. Проанализировать художественную литературу по вопросу.
  3. Провести анкетирование среди учителей района.
  4. Проанализировать анкеты.
  5. Сделать вывод.
  1. Введение.
  2. Анализ художественной литературы: Ч.Айтматов «Первый учитель», В.Быков «Обелиск», В.Распутин «Уроки французского», И.Евсеенко «Вторая учительница».
  3. Анализ анкетирования.
  4. Выводы.

1. Введение.

Учитель… самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Все начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего открытие, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти свое призвание, научил любить труд, воспитал мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия, как никакая другая, - одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

2. Анализ художественной литературы.

Учитель из аула Куркереу Дюйшен Таштанбеков. Живую легенду о таком человеке создал Чингиз Айтматов в повести «Первый учитель» . Нам, современной молодежи, трудно даже представить условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену, понять его титанический труд. Куркереу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркереу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила», - говорят аульчане. Учитель страстно берется за дело: чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.

Как и каждый учитель, Дюйшен видит способности детей, заботится об их будущем («Ручеек ты мой светлый, - сказал он, ласково гладя меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!), верит в них («Ты тоже вырастишь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано… И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная…»).

«Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир…» Но подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь, самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого человека, становящегося примером для молодежи.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиск» е Василя Быкова . В своем произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны.

В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встрече со своим товарищем узнает о смерти учителя села Сельцо Павла Миклашевича. На похоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком. От него он услышал имя Алеся Ивановича Мороза. Возвращаясь в город, корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид, неизменной оставалась лишь черная металлическая табличка с пятью именами школьников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Я уже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев, что тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказывает корреспонденту об А.И.Морозе, его жизни и подвиге.

Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба, что он не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программы наркомата и говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки. Эта жалоба стала причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом. А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из детей не отличников учебы, а прежде всего – людей. Заступается учитель и за Павла Миклашевича, которому плохо живется с отцом и мачехой.

Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. При встрече с Ткачуком он говорит: «Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не за тем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре учитель раздобыл приемник. Все, что услышит, передает другим. Первое время шло все хорошо. Но один из полицаев, в селах его звали Каин, все-таки что-то заподозрил. В школе устроили допрос, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли. Учителю устроили допрос, но все обошлось. Тогда ребята что-то задумали Они всегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-то намекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строго запретил. В ходе операции, которую совершили ребята, Каин остался жив. Через несколько дней всех ребят взяли. Но партизаны, к которым пробрался Мороз, ничем не могли помочь. Немцы требовали учителя, иначе всех детей повесят. Мороз отправляется к немцам.

В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И это подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, учитель с большой буквы.

Герой произведения Валентин а Распутин а «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учение, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжелое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчик страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. «Подозреваю, что она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других».

Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет «наш герой» получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя. – Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». Лидия Михайловна точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не «преступление» это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, учительница не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет… Тут виновата я…

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они».

События в повести Ивана Евсеенко «Вторая учительница» происходят в 1953 году в далеком селе. Ольга Сергеевна, новая учительница, оказалась пожилой женщиной, лет 45, полноватой и медлительной. Эта полнота и медлительность не портили её, а наоборот лишь оттеняли какую-то особую, не деревенскую красоту. Ей очень шли и круглые, в тоненькой почти невидимой оправе очки и необычная, редко встречаемая у деревенских женщин прическа. Темные волосы были гладко зачесаны назад и уложены в тугой пучок. Но больше всего Колю поразило то, что у нее на груди виднелся маленький нательный крестик, который она носила на серебряной цепочке.

На первом уроке она не стала спрашивать, а просто познакомилась с детьми. Это удивило всех, потому что прежняя учительница Анна Павловна была деревенской и знала их. Но когда каждый ученик рассказал о себе, «…вдруг обнаружили, как будто заново познакомились друг с дружкой и даже как будто побывали друг у дружки в гостях». А откровенный разговор - рассказ учительницы о себе, сложной судьбе – сблизил детей и учительницу. Они почувствовали простой человеческий интерес к себе. Автор вспоминает, что больше всего их поразило то, что с самого первого урока Ольга Сергеевна начала называть их на «вы». Они этим страшно загордились, заважничали, подтянулись в учебе, стали более внимательными.

Образованный человек всегда уверен в себе, особенно учитель. Когда директор школы, по прозвищу Дециметр, приходил на уроки, дети его просто боялись и от страха путались в ответах, «…забывали на уроках математики таблицу умножения, а на уроках русского языка самые простые, казалось, навсегда уже заученные правила». Потому что побаивалась Дециметра и прежняя учительница Анна Павловна. Она путалась, краснела, роняла мел. А Ольга Сергеевна вела урок так же уверенно и спокойно, как и в отсутствие директора; «…вызывала и отличников и бывших двоечников, кого надо журила, кому надо объясняла задание по несколько раз, ничуть не боясь задержать его возле доски больше положенного». Ольга Сергеевна не побоялась сообщить ученикам и о смерти Ивана Бунина, чьё творчество было запрещено в советскую эпоху, и смело начала читать детям его книгу, даже призналась о личном знакомстве с ним. Не боится она в день Пасхи поздравить детей с праздником, а на Радоницу идет на кладбище помогать Ивану Дмитриевичу и бабке Акулине.

«…Ольга Сергеевна уезжала, расставалась с нами навсегда. И остановить её, наверное, было невозможно… Я не выдержал её молчания и безучастия и громко, почти навзрыд заплакал…» Имен в это момент Коля понял, как глубоко любил и уважал он свою учительницу. Ведь всё дорогое мы оцениваем после потери.

Как видно, образ второй учительницы является воплощением лучших черт, как человека, так и учителя. Не зря её запомнил мальчик и так тепло отзывался в этой повести уже будучи писателем.

Вывод: Из проанализированных выше произведений видно, что образ педагога в художественной литературе 50-80х годов характеризуется положительно, отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

3. Анализ анкетирования.

Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот мы уже в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту.

Влияет ли характер на выбор профессии? Каким темпераментом обладает учитель? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учителей. (Приложение 1 ). В анкетировании приняло участие 104 респондента. (Приложение 2 ) Не секрет, что большинство учителей в школах - женщины. Они и составили 83% опрошенных. Для того, чтобы определить темперамент педагогов, обратились к характеристике темпераментов (Приложение 3 ).

Как видно из Приложения 2, холерический тип темперамента имеют 41 человек, флегматический - 45, сангвинический - 13, меланхолический - 5. Хочется оговориться, что в чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы, ее свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ.

Опираясь на Приложение 3, мне захотелось попытаться определить темперамент учителей в тех художественных произведениях, которые мною были проанализированы выше. Вот что из этого вышло.

Учитель

Характеристика

Тип темперамента

Ч.Айтматов «Первый учитель»

Дюйшен

Дюйшен хотел ответить что-то резкое, но сдержал себя

Школа для меня не в тягость , Караке. Если бы я мог лучше учить ребят, я бы ни о чем больше не мечтал.

Он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение .

Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию . Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм , с которым он взялся за дело, не пропал даром.

Я и сейчас не могу найти слов, чтобы хоть сколько-нибудь выразить, как я была тронута благородством Дюйшена . …Я смотрела так, будто бы впервые увидела, сколько светлой красоты в его лице, сколько нежности и добра в его глазах , будто бы никогда прежде не знала я, как сильны и ловки его руки в работе, как чиста его ясная улыбка, согревающая сердце .

Преобладает сангвиничес-кий характер

В.Быков «Обелиск»

Алесь Иванович Мороз

И тут, как это часто бывает, не обходится без своих энтузиаст ов. Мороз был именно одним из тех, кто сделал для людей многое, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи. А неудач и разных конфликтов у него хватало.

Мороз вообще был мастер путать постулаты.

Не только школьники, но и крестьяне со всей округи стали смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника. Что у кого было трудного или хлопотного, со всем шли к нему в школу. Настоящий консультационный пункт открыл по различным вопросам.

Мороз своим умом обошел нас.

Слова Алеся Ивановича вселяли надежду.

В.Распутин «Уроки французского»

Лидия Михайловна

…Не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было как-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?

Мне и теперь часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию . Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.

Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня – одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка , а не учительница, мне даже хотелось порой на нее прикрикнуть.

Преобладает холерический темперамент

И.Евсеенко «Вторая учительница».

Ольга Сергеевна

По моим понятиям, она была женщиной довольно уже пожилой, лет сорока пяти, а то, может, даже и пятидесяти, чуть полноватой и медлительной .

Мне очень нравилось это её «здравствуй», строгое и четкое .

Вдруг окинула весь наш класс каким-то успокаивающим, ласковым взглядом .

Уроки она проводила спокойно и тихо , ни разу ни на кого не накричала, не поставила в угол и не выгнала из класса.

Но Ольга Сергеевна ничуть не менялась, не придумывала никаких новшеств согласно указаниям Дециметра. По крайней мере, мы этого не чувствовали.

Ольга Сергеевна ничуть, кажется, не удивилась моему появлению, но ничего и не сказала, молча и отрешенно смотрела куда-то.

Преобладает флегматичес-кий темперамент

4. Выводы.

1. Как видно из произведений, взаимоотношения учителя и ученика построены на взаимоуважении, доверии, понимании. Ученик интересует учителя как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

2. Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

3. Учитель делает всё, чтобы вырастить достойных людей, формирует в детях такие ценные качества, как человечность, честность, сострадание.

4. Анкетирование показало, что среди современных учителей (как и в художественной литературе) встречаются люди с различным типом темперамента. Темперамент не влияет ни на выбор профессии, ни на специальность.

Я думаю, что личный пример учителя важен и сегодня, даже очень. Согласен с мнением Л.Н.Толстого, который говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Именно такими совершенными учителями были и герои проанализированных мною произведений.

Использованная литература.

1. Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Детская литература, 1962.

2. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.

3. Евсеенко И. Вторая учительница. – Роман-газета, №8 2008 г.

4. Распутин В. Уроки французского. – М.: Детская литература, 1987.

5.Кравцова А. Статьи по психологии. Как определить тип темперамента. - Психомедиа: информационный канал-дайджест.

Приложение 1.

Анкета. Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением.

Вы:

1.Отличаетесь усидчивостью.

2.Вспыльчивы и импульсивны.

3.Чаще всего нетерпеливы.

4.Инициативны и решительны.

5.Упорны, даже упрямы.

6.Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

7.Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8.Любите рисковать.

9.Легко прощаете обиды.

10.Ваша речь быстрая и пылкая.

11.Часто страдаете от своей неуравновешенности.

12.Не терпите недостатков.

13.Вас привлекает все новое.

14.Ваше настроение часто меняется.

15.Вы жизнерадостный и веселый человек.

16.Энергия бьет ключом, вы всегда собранны.

17.Часто бросаете начатое на полдороге.

18.Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

19.Ваши интересы и увлечения часто меняются.

20.К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

21.Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

22.Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

23.Вы отзывчивы, любите общение.

24.Ваша речь внятная и громкая.

25.Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

26.Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

27.Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

28.Вы рассеяны, невнимательны.

29.Вы сдержанный и хладнокровный человек.

30.В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

31.Вы осторожны и рассудительны.

32.Выдержанны, умеете выжидать.

33.Неразговорчивы, не любите пусто-порожней болтовни.

34.Ваша речь размеренна, спокойна.

35.Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

36.У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

37.Спокойно воспринимает критику, равнодушны к порицанию.

38.Вам трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39.С другими людьми у вас ровные, хорошие отношения.

40.Аккуратны, педантичны в мелочах.

41.Вам сложно приспособиться к новой обстановке и изменившимся планам.

42.Вы не любите много двигаться, медлительны.

43.Вы застенчивый человек.

44.Новая обстановка вызывает у вас замешательство.

45.Вы неуверенны в себе, своих силах.

46.Одиночество не тяготит вас.

47.Неудачи и неприятности надолго выбивают вас из колеи.

48.В сложные жизненные периоды вы замыкаетесь в себе.

49.Вы не слишком выносливы, быстро устаете.

50.Ваша речь тихая, иногда невнятная.

51.Вы автоматически перенимаете черты характера собеседника и его манеру говорить.

53.Вы перфекционист, у вас завышенные требования к себе и окружающему миру.

54.Вам свойственна некоторая мнительность и подозрительность.

55.Вас легко обидеть.

56.Вам приятно, когда окружающие сопереживают вам.

А теперь давайте разберемся с результатами теста. В тесте 4 группы вопросов, в каждой группе 14 утверждений. Первые 14 (с первого по четырнадцатое утверждение) описывают холерический темперамент. Вторая группа, с 15-го по 28-ое утверждение описывает сангвиника. Третья группа, с 29 по 42 – флегматический тип темперамента. И последняя группа, с 43 по 56 утверждение описывает меланхолический темперамент.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

Приложение 2.

Пол

Количество респондентов

Предмет, который ведет учитель

Тип темперамента

Женский

Татарский язык и литература

холерический - 14 флегматический- 8

сангвиник-4 меланхолический -1

Мужской

Татарский язык и литература

флегматический - 1

Женский

Русский язык и литература

флегматический- 6 холерический - 4

меланхолический -2

сангвинический - 1

Женский

Английский язык

флегматический- 6

холерический – 5

меланхолический -1

сангвиник - 1

Мужской

Английский язык

флегматический- 1

холерический - 1

Женский

Учитель начальных классов

флегматический – 8

сангвинический – 2

холерический - 1

Женский

Математика

меланхолический -1

флегматический- 2

холерический – 2

сангвинический - 1

Женский

Физика

флегматический- 1

Мужской

Физика

холерический - 2

Женский

Химия

флегматический – 1

холерический – 1

сангвинический - 1

Женский

Биология

флегматический – 3

холерический - 1

Мужской

Учитель физкультуры

холерический - 1

Женский

Учитель истории и обществоз.

холерический – 1

флегматический - 4

Мужской

Учитель истории и обществоз.

холерический – 6

флегматический - 3

Женский

Педагог-организатор

холерический – 1

флегматический - 1

Женский

Учитель географии

сангвинический - 1

Мужской

Учитель географии

холерический - 1

Женский

Учитель информатики

сангвинический - 2

Было опрошено 104 педагога (34% всех педагогов Атнинского района)

Приложение 3. Характеристика темпераментов.

Сангвинический темперамент. Люди этого типа легко приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. У сангвиников плавная походка, движения легкие и быстрые, хорошая осанка и выразительные жесты. Мимика и жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая. Минусы: Часто делают необдуманные решения.

Холерический темперамент. Люди этого типа легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Очень подвижны, чувства сильны и проявляются ярко. Это работоспособные и инициативные люди, которые подчас выдвигают фантастические идеи, азартно преодолевают трудности. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Речь торопливая, часто сбивчивая, яркая и выразительная мимика. Таким людям сложно усидеть на одном месте, поэтому часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке что-то вызывающее. Минусы: неуравновешенность, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Меланхолический темперамент. Люди этого типа пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего погружены в себя, предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны. При поддержке и размеренном ритме работы способны творить чудеса. Минусы: болезненно переживают любую сложную психологическую ситуацию.

Флегматический темперамент. Люди этого типа настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых трудно вывести из себя. Скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Это надежные и исполнительные работники, которых нет необходимости контролировать. Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни. Минусы: слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы.

С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а выпроваживают из школы почти взрослыми. Книги про учителей посвящены людям этой ответственной, но часто такой неблагодарной профессии. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, злейшие враги, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Книги про учителей расскажут истории об этих близких, но не всегда понятных нам людях.


Прототипом главного героя книги Галины Севериной был её супруг — учитель физики Московской школы №127, в 1941 году ушедший добровольцем на фронт и погибший под Ржевом. «Легенда об учителе» стала для неё и миллионов читателей своеобразной данью памяти этому великому человеку.


История восьми вроде бы несвязанных друг с другом людей, которые под руководством проницательной, доброй и упорной учительницы итальянского, не только открывают для себя этот язык, но и учатся следовать своим мечтам, быть искренними со своими близкими и обретают новых друзей.


Повествование в романе самой младшей из сестёр Бронте ведётся от лица главной героини — гувернантки Агнес. Ей приходится жить среди заносчивой и чопорной английской аристократии, смотрящей свысока на бедную, но благородную девушку. Но время всё расставляет по своим местам.


Удивительный мир шекспировских страстей, возвышенных идеалов и прекрасных образов… Всё это удалось создать талантливой учительнице английского языка в элитной советской школе. Однако как долго сможет просуществовать этот великолепный, но оторванный от реальности мир?


Лёгкая и светлая книга о молодой шотландской учительнице – любимице учеников, взявшей на воспитание шестерых осиротевших детей, далеко не все из которых легко поддаются воспитанию. Произведение является частью цикла книг об Энн Ширли.


История молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви.


Молодая неопытная учительница литературы, получая абсолютно неуправляемый класс неблагополучных подростков, вынуждена пересмотреть привычные взгляды на преподавание и сама учится смотреть на мир глазами своих воспитанников. Эта полная тонкого психологизма книга посвящена, в первую очередь, любви… Любви к искусству, своему делу и детям.


Неоднозначная книга, вызвавшая массу самых разных, часто противоположных оценок. В центре повествования – слабовольный, несколько бесхарактерный, но, в целом, нравственный учитель географии, стремящийся тянуться к чему-то светлому, несмотря на окружающую его серость и безысходность.


В центре повествования этой спокойной и романтической книги – девушка, воспитывавшаяся в сиротском приюте, а позже и сама возглавившая его. Благодаря искренности и глубочайшей нравственности ей удаётся не только помочь своим маленьким воспитанникам, но и устроить собственную жизнь.

«Хроника жизни Рудольфа Штайнера», Е. Козловская
. Философ, учёный, социальный реформатор, великий учитель… Все эти слова относятся к одному из удивительнейших людей ХХ века – Р. Штайнеру, создавшему уникальную Вальдорфскую педагогическую систему, принципиально отличающуюся от традиционной педагогики.


Судьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.


Эта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.


Остроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств становится школьным учителем русского языка и литературы, сталкиваясь с непривычными для себя сложностями и ситуациями.
Трогательные воспоминания уже взрослого человека о своей учительнице французского языка – удивительной женщине, готовой нарушить установленные правила ради помощи больному ребёнку и оказавшейся лишней в негибкой системе школьного официоза и напыщенности.

«Повесть об учителе Сухомлинском», Б. Тартаковский
Биографическая книга, раскрывающая перед читателем образ этого великого советского педагога. Элементы авторской системы В. А. Сухомлинского, основанной на принципах гуманизма и эстетики, и по сей день используются в ежедневной педагогической практике.


Автобиографическое произведение выпускника уникальной московской физико-математической школы №2, ставшей настоящей творческой лабораторией, созданной абсолютно неординарным педагогическим коллективом. Объяснение в любви в 23 частях.


Одна из величайших европейских педагогов ХХ в. глазами её близкой подруги и соратницы. В этой блестящей книге воспоминаний живым и образным языком рассказана история создания уникальной системы воспитания, строящейся на принципах веры в ребёнка и его творческий потенциал.


Почти в каждом классе есть угрюмый и нелюдимый ребёнок, с которым не хотят общаться одноклассники и на которого махнули рукой учителя. Мало кто может и хочет увидеть в нём одинокого и ранимого малыша, крайне нуждающегося в понимании и любви. Но героиня этой книги из тех, кто может протянуть руку маленькому «монстру».


Повествование ведётся от имени неопытного, но самоуверенного учителя истории, работающего в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только придти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.


Эта честная и искренняя книга великолепно описывает переживания молодого педагога, попавшего в абсолютно неуправляемый класс. Постепенно завоёвываемый авторитет, маленькие, сначала неуверенные шаги навстречу, первые детские открытия – обо всём этом с безграничной любовью и юмором рассказывает читателю итальянский учитель Джованни Моска.

Теме данного образа в литературе во все времена уделялось большое внимание. Профессия учителя — одна из самых ответственных и благородных. Образ учителя играет главную роль на страницах не одного десятка произведений российских писателей. В литературных трудах царской России учитель является человеком, обладающим определёнными знаниями и имеющим одного или двух учеников. После появления школ для крестьянских детей образовалась новая ветвь — репетиторы.

Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа — дать образование безграмотному народу России. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Это отражено в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», где главному герою, для того чтобы получить среднее образование, нужно было одному уехать из своей деревни, так как там образование ограничивалось четырьмя классами, а больше этого у них никто и не знал. В новой школе его лучшим другом стала учительница французского, которую он поначалу даже боялся. «Лидия Михайловна…сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.. Я шел туда, как на пытку… я в первое время каменел и боялся дышать». И Лидия Михайловна не предала его, как это сделал Тишкин, а пошла на самопожертвование. Именно такие качества как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя двадцатого века. В книге Василия Астафьева «Последний поклон» учитель пришел домой к ученику, чтобы показать фотографию, на которой тот не смог присутствовать из-за болезни, а фотограф в их селении появлялся очень редко, и это было для него очень важно. Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи», описал в своём произведении целый педагогический коллектив, из которого ключ к ребячьим сердцам нашла только Марина Максимовна — учитель словесности. Её ученики ждут с радостью следующий урок: «Вечер сказок Евгения Шварца — помните, всё откладывали?.. Или вечер французской поэзии… Или вам самим нет дела до них? — Да что вы?! Наоборот! Вдвойне охота…». Или же учительница химии, уроки которой являются для них мучением: «Я вообще могу уйти и фармацевтом устроится!…Сколько раз себе даю слово» — заявила Эмма Павловна.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» — точно подметил Лев Николаевич Толстой. Эмма Павловна работает по стандартам образования и у неё нет уверенности, что её призвание учитель. А такие учителя, как Марина Максимовна, Лидия Михайловна становятся нам близкими людьми, заменяя чем-то родителей. Таким представился мне образ учителя в русской литературе.

1) Дюйшен Таштанбеков – герой повести Ч. Айтматова настоящий учитель, человек, способный на титанический труд и беспримерное мужество. Обучая деревенских детей, он каждый день совершает настоящий подвиг. Не имея никаких бытовых условий и средств для обучения, непрерывно сталкиваясь со скептицизмом со стороны жителей деревни, Дюйшен ежедневно трудится ради великой идеи. Он не только обучает детей, он воспитывает в них настоящих патриотов и помогает им в трудные минуты. В повести представлен не только образ примерного учителя, но и человека с большой буквы.

2) В рассказе В. Распутина «Уроки французского» освещается тема русских учителей. О молодой учительнице французского языка мы узнаем со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна всячески (в том числе и игрой на деньги) помогала голодающему ученику, который с трудом сводил концы с концами. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными (именно поэтому директор школы увольняет молодого педагога), однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек, учитель c большой буквы.

3) А.И. Куприн «Тапер»

Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом

4) В. Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

5) В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

6) А. Лиханов «Драматическая педагогика»

«Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не су­мел».

7) А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

8) А. Алексин «Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

9) А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

10) Б. Васильев «Летят мои кони...»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоя­щими гражданами Отечества.

1) Л.Н. Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

2) А,П. Чехов «Анна на шее»

Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а ос­тальных - рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

3) Д. Лондон «В далеком краю»

Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними - та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

4) В драме «На дне» Максим Горький показывает, как абсолютно черствые, бездушные, бессердечные люди могут превратить жизнь отдельного, зависящего от них человека в ад. Василиса Костылева, будучи хозяйкой ночлежки, в которой обитают обиженные судьбой люди, всячески унижает, оскорбляет их, уничтожает то светлое, что осталось в их душах. Василиса проявляет бездушие не только по отношению к обитателям ночлежки, но и по отношению к родной сестре, счастье которой она загубила навсегда.

5) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненый погиб.

6) В. Распутин «Живи и помни»

Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

7) Л. Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

8) Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда»

Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

9) С. Львов «Друг моего детства»

Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

10) А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и холодном мире.

11) А.П. Чехов «Тоска»

У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

1) Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

2) В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

3) И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

4) А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

5) К. Воробьев «Тетка Егориха» Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.

6) В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы - оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары