Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Творческая креативность. Понятие о творчестве и креативности

Это слово мы слышим все чаще и чаще. Нередко в резюме можно встретить формулировку: "креативный и оригинальный". Еще не до конца, но мы знаем, как это влияет на восприятие нашим потенциальным работодателем. Однако, на самом деле, что такое креативность? И с чем ее едят?

Согласно словарю, творчество - это "создание чего-то нового и оригинального". Расширяя и дополняя определение того, что такое креативность, можно утверждать, что это "психический процесс, деятельность, которая влечет за собой создание новых идей, концепций, или новые ассоциации, взаимосвязи с уже существующими идеями и концепциями". приводит к подлинно новаторским и эффективным решениям. Многие полагают, что термин "творчество" определяет то, что такое креативность в полном смысле. Это, по сути, просто способность создавать нечто новое.

Чем же отличается человек, который считается творческим, от всех остальных?

В своей работе "Творчество, креативность или постоянное нарушение?" психологи, занимающиеся этой проблематикой, указывают на то, что во многих странах используется слово "творческий" ("Creatifs", "creative", "Creativo"). Именно с точки зрения креативного самовыражения и творчества.

Однако, нельзя путать основные понятия. Существуют значительные различия между креативностью и креативность? Это функция, которая может характеризовать и и объект ее усилий (новые постеры к фильму, например, креативны). Тогда как творчество - скорее, процесс, своего рода явление, обещание, в то время как конкретная работа, как правило, связана с определенными решениями.

Очень часто бывает так, что мы указываем черты характера в резюме только потому, что так требуется. Неудивительно, что это будет иметь значение и для нашей работы, и для наших работодателей. Даже если нам кажется, что мы - мы представляем креативные резюме, на самом деле это может быть далеко не так. Существует негласный принцип: чем больше вы стараетесь, тем хуже вы выглядите. Поэтому следует очень хорошо продумать о том, как и в какой форме преподнести работодателю наши творческие способности. Что такое креативность в понимании потенциального шефа? Это умение мыслить нестандартно, находить выход из трудной ситуации, импровизация при поиске новых решений старых проблем.

Работодатель потребует от вас интересных предложений для решения проблемы и умения быстро справиться со сложной ситуацией. Поэтому, составляя резюме, не переборщите. Одно дело, когда вы преподносите себя, как человека свободной копирайтера, журналиста). В этом случае уместно все: креативные флешки на деловой встрече, нестандартное резюме, забавный сайт, который создан вопреки всем шаблонам. Но другое дело, если вы устраиваетесь менеджером среднего звена или даже просто рядовым сотрудником в государственное учреждение. Тут ваше резюме будут просматривать работники отдела кадров, которые могут быть очень далеки от полета мысли и любые "странности" просто отклонят без указания причины.

Тем не менее, всегда стоит упомянуть о том, что вы можете создавать новые произведения (пусть это будет программа или проект), усовершенствовать процесс и процедуры. Вообще говоря, весь ваш опыт, который говорит об "улучшении" любых показателей, будет воспринят позитивно. Работодатель потребует от вас повышения эффективности некоторых мер, создания новых текстов, проектов, идей, проработки деталей. Поэтому ему не нужно объяснять, что такое креативность - он знает, что именно поможет ему добиться процветания предприятия.

Существует и ряд способов развития К примеру, случайный ввод. Выберите основной элемент, который определяет проблему, а затем найдите совершенно случайные примеры, несколько слов из словаря. Далее мы будем рассматривать связь между ними. Это упражнение очень помогает активизировать Использование обратного мозгового штурма позволяет определенные задачи заменить противоположными обратными - когда мы отвергаем очередную версию, тем самым мы определяем, что является для нас наиболее важным.

Еще одна техника - это медленное постепенное записывание. К примеру, в течение определенного периода времени (30 минут, 1 час) мы записываем на листе бумаги только наши идеи, связанные с задачей, не думая о том, являются они разумными или нет. Не анализируйте. Такой подход к поиску решений широко используется в психологии успеха.

Творчество и Креативность

Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся в человеке.

Сейчас существует множество терминов и понятий которыми пытаются обозначить творчество, творческий процесс. На слуху у всех сейчас слово «креативность» (которое ввёл в своё время П. Торренс), «креатив» - это слово для многих стало синонимом «творчества», забывая, что не стоит всегда спешить обобщать и отождествлять разные понятия. Так, давайте, разберёмся что такое «творчество» и «креативность», чем они схожи и чем различаются.

Для начала мы разберёмся в существующих определениях понятий, затем приступим к сравнению и осмыслению.

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Твоpчество человека есть пpодолжение твоpчества пpиpоды. Твоpчество есть жизнь, а жизнь есть твоpчество. Твоpчество индивида опpеделяется уpовнем pазвития общества. Где догадка, там и твоpчество. (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

ТВОРЧЕСТВО - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Т. в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку, трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. Ю.А. Гусев



ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

Итальянский физик, Антонио Дзикики, дает определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Однако многие психологи не без оснований утверждают, что определение творчества как системы действий, приводящих к созданию нового продукта, нельзя признать удовлетворительным.

В психологии Творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.

Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность поисковой активности (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.). Под поисковой активностью в данном случае понимают вид активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.

Стереотипное, автоматизированное реагирование позволяет эффективно действовать и выживать в относительно стабильных условиях, максимально экономя силы и, главным образом, интеллектуальные ресурсы. Поисковая, исследовательская активность, напротив постоянно стимулирует работу мышления, создает, таким образом, основу для индивидуального программируемого поведения, что делает ее движущей силой развития и саморазвития индивида. Причем поисковая активность является не только гарантом приобретения индивидуального опыта, но и определяет прогресс популяции в целом. Поэтому, с точки зрения теории естественного отбора, наиболее целесообразно выживание тех особей, которые склонны к поиску и способны на основе добытых в ходе поиска знаний корректировать собственное мышление и поведение.

И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса

Значительная часть людей, как отмечалось неоднократно в исследованиях социологов и биографов, при выборе жизненного пути ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Поэтому одно из главных отличий творца - не просто отсутствие страха перед проблемной ситуацией, а стремление к ней. Обычно стремление к поиску, к разрешению проблемных ситуаций, сочетается со способностью использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность.

Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества. Таким образом, по Я.А. Пономареву, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности. Эта мысль созвучна утверждениям ряда зарубежных психологов, поставивших во главу угла при изучении творчества проблему латерального мышления (Э. де Боно, Г. Клюге и др.). Именно побочные продукты деятельности, по справедливому утверждению Я.А. Пономарева, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна.

К основным чертам творческого акта большинство специалистов с незапамятных времен относят бессознательность, спонтанность, неподконтрольность разуму и воле. Многие творцы, ссылаясь на собственные ощущения, утверждали, что, несмотря на то, что произведения сотворены ими лично, авторство тем не менее им не принадлежит.

В творчестве, по мнению В.Н. Дружинина, внешняя активность не главное, она лишь экспликация продуктов внутреннего акта, наиболее важна здесь активность внутренняя, ментальная. Внутренняя активность предполагает создание идеального образа мира, в котором разрешена проблема отчуждения человека и среды (В.М. Вильчек). В творческом акте, в какой бы сфере он ни протекал - художественной, практической или даже научной - бессознательному отводится особая, доминирующая роль

Творец часто получает значительно большее удовлетворение от процесса творчества, чем от его результата, а при выполнении деятельности с определенной целью возникает иной эффект. Чем больше вложено усилий в достижение цели, тем выше оказывается субъективная ценность полученного продукта. Отчасти в силу этого процесс творчества считается легким и приятным занятием, а продукты творчества кажутся сделанными легко, просто, естественно. Но творцы в процессе создания своих произведений часто работают как каторжные, отказываясь от многих радостей жизни, нередко подвергают свой организм опасным перегрузкам. Леонардо да Винчи, создавая «Сикстинскую капеллу», едва не стал инвалидом, у К. Брюллова во время работы над «Последним днем Помпеи» отнялась рука, от систематических перегрузок композиторы теряли слух, писатели - зрение. Несмотря на это, произведения, созданные ими, кажутся сделанными легко и просто. Это характерно не только для художественного творчества: крупнейшие открытия и изобретения, как правило, также выглядят легкими, изящными и простыми.

На долю разума или сознания в творчестве падает только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы результатам труда, отбрасывание лишнего и детализация. Сознание (сознательный субъект) в эти моменты пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Напротив, бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает продукт и представляет его сознанию (В.Н. Пушкин, В.Н. Дружинин). Совсем иначе, по утверждению психолога В.Н. Пушкина, выглядит осуществление рационально и сознательно управляемой, целенаправленной деятельности. В этом случае мы имеем дело с активностью сознания и рецептивной ролью бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.

Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Творческий подход - это когда совершаешь ошибки. Искусство - это когда знаешь, какую из них нужно сохранить. С.Адамс

Ущемление творчества является признаком падения человечества. - Н. Рерих

Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы. - Н. Бердяев

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. - Д. Голсуорси

Творчество обычно превращает первую половину жизни во вторую. В.Лукьянов

Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать. - С. Довлатов

Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. - С. Моэм

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. Пастернак

Творчество - это страсть, умирающая в форме. - М. Пришвин

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. - Р. Роллан

Творчество - всегда риск. - А. Рюноскэ

Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, - вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Все остальное вторично. - Г. Флобер

Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование – утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности.

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

А. С. Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

КРЕАТИВНОСТЬ

Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

Креативность [лат. creatio - сотворение, создание] - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

А.В. Юревич

КРЕАТИВНОСТЬ – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

КРЕАТИВНОСТЬ - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры.

КРЕАТИВНОСТЬ – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений

Креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).

ОТЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»

Чем же отличается креативность от творчества? Наверное, тем же, чем деятельность предпринимателя от деятельности созерцателя: креативность представляет собой изобретательность, находчивость, мобильность и решительность, направленные на реализацию каких-то определённых целей и извлечение пользы.

Подлинное творчество присуще созерцателю и связано, как минимум, с попытками глубокого осознания самого себя и своего пути, предназначения в мире, а, как максимум, – с поиском гармоничного, справедливого, доброго мирового и общечеловеческого устроения. Таким образом, креативность предпринимателя и творчество созерцателя – явления и понятия, которые находятся в отношении несовместимости.

Остановимся на основных понятиях антропологической теории творчества.
Творчество - это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания.

Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Креативность – целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов творчества и применения его для решения конкретных задач, из большого количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны постоянно изменяются.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации человеку (определением не является).
Память внимания – способность человека сохранять и использовать информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.

Логика – это связи участков памяти человека.

В антропологической теории творчества ставилась цель: развести такие понятия как «мышление» и «творчество». Так как наша теория отличается от общепринятых подходов, мы рассмотрим основные постулаты, концептуальная идея которых сводится к тому, что мышление и творчество – это разные области интеллекта человека. Мы постараемся это доказать чуть позже, а пока начнем с постулатов.

Постулат 1. В творчестве не может быть мышления, в мышлении не может быть творчества.
Постулат 2. Мышление «работает» с продуктами творчества, а творчество с продуктами мышления или с творческим продуктом (двойное творчество).

В антропологической теории рассматриваются способы обработки информации: невербальный (в творчестве) и вербальный (в мышлении).

В отличие от мышления творчество не создает новой информации, оно более качественно обрабатывает только ту информацию, которой человек владеет.

Мы считаем, что творчество - цель жизни: нужно делать то, чего еще никто не делал, нужно быть разработчиком, созерцание, поиск информации начинать не с книг, а с собственного понимания, которое затем сопоставляется с тем, что обнаруживается при чтении библиографических источников по данной теме. Человек привыкает к стереотипам, он считает, что хорошо изучил себя, свой внутренний мир и порой не имеет понятия о тайной вселенной, спрятанной внутри себя самого. Имя этой вселенной – творчество. В творческом процессе снимаются имеющиеся ограничения, в результате чего может быть получен творческий продукт. Ограничения, в данном случае, храняться в памяти внимания и влияют на управление вниманием человека. Под ограничениями следует понимать: элементы мировоззрения человека, установки, предубеждения и т.д.

Творческий продукт может быть получен только в состоянии творчества, нельзя на основе критериев творческого продукта создавать творческий продукт. Перечислим некоторые критерии творческого продукта: целостность; много скрытой информации; безличность или нейтральность (отсутствие отрицательного, может быть немного положительного); непредсказуемость; равнозначность (ничего явно не выделяется).

Творчество – это особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации. Творчество – это процесс, а еще лучше говорить состояние. Творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным, формируется креативность, опыт творчества.
Для творчества имеет большое значение объем накопленной человеком информации по исследуемой теме (то, что можно вспомнить без особого труда). Это означает, что в творчестве обязательна подготовительная стадия. В творчестве обрабатывается большой объем информации за маленький промежуток времени, а это возможно только в случае обработки невербальной информации.

Мы считаем, что понятие « творческое мышление» не желательно использовать в силу его некорректности.
Во-первых, творчество осуществляется без участия фокуса внимания, в мышлении же фокус внимания играет существенную роль. А одномоментно фокус внимания и отсутствовать, и присутствовать не может.

Во-вторых, творчество не может обрабатывать вербальную информацию. Языки создавалась человечеством и для человека. Творчеству эти языки «неизвестны». Нельзя «обучить» творчество этим языкам. Оно не может построить логику на основе информации представленной на этих языках. Творчество может работать только с невербальной информацией. Творческий продукт может быть вербальным. Мышление обрабатывает только вербальную информацию. Таким образом, обработка информации в творчестве и мышлении отличается.

Творчество и мышление – это разные сферы человека, и поэтому понятие «творческое мышление» некорректно. Более того, мы считаем, что творчество не является деятельностью. Деятельность состоит из действий, а те соответственно из операций. Что такое творческое действие и что такое творческая операция? Можно ли дать описание творческого действия и творческой операции? Если осуществлена некоторая деятельность, то можно представить каждый ее шаг, либо существует общее представление о ней. Творчество является «черным ящиком», человек не знает, как осуществляется обработка информации в нем, и, следовательно, представление об этом отсутствует. Допустим, известно, что происходит в «черном ящике», но в этом случае человек выйдет из сферы творчества, потому что начнет работать память внимания.

Креативное развитие будет возможным тогда, когда человек сделает это целью своей жизни, когда он предпримет колоссальные усилия в этом направлении, так как это обогащение человека знанием о творчестве.

Креативность – это работа с шаблонами творчества, подражание творчеству. Существуют «малые» и «большие» шаблоны, первые не имеют прямой практической пользы, но на их основе формируются «большие» шаблоны, которые подразделяются на относительно стабильные и нестабильные (создаются для каждого конкретного случая). Креативность не требует большой концентрации внимания в отличие от творчества. Преимущественно креативность используется для формирования стиля и формы представления содержания. Креативность, в отличие от творчества, не снимает временно имеющиеся ограничения, а наоборот добавляет их, для того, чтобы обойти некоторые из ограничений. Креативность начинает формироваться вместе с опытом творчества.

Творчество - это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству. На наш взгляд, у каждого человека есть свое представление о творчестве и творческом процессе, и в то же время истинное представление о творчестве находится внутри человека, оно как бы скрыто. В данном контексте уместна притча о том, как боги прятали тайну человеческого бытия от людей, и, перебрав большое количество различных потайных мест, решили спрятать ее внутри самого человека. Возможно, что пришло время попытаться разгадать одну из загадок природы, имя которой Творчество.

Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;

Является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.

Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

- когнитивные - чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

- эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

- мотивационные - потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;

- коммуникативные - инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

- конвергентное мышление - идет по одному руслу и находит только одно решение;

- дивергентное мышление - допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

- подвижность - способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

- пластичность - творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;

- оригинальность - способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием.

Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:

Интеллектуально-творческая инициатива;
- жажда познания и преобразования;
- чувствительность к проблемам, ко всему новому;
- склонность к нестандартному решению задач;
- критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;
- самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный»:) . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом , потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал , который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала:) Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

Как проявляется креативность?
В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное:) …

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе . А потому любые преграды он воспринимает примерно так:) :

Подведем итоги:

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?
Она определяется:

  • качеством мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?
Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?
Как научиться управлять творческим процессом?
Практика .

А теорию читайте в следующем посте этой серии «Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары