Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Значение гексаграммы 11. «Единственные существа, которые достаточно развиты, чтобы излучать чистую любовь, — это собаки и младенцы», — Джонни Депп

Канонический текcт

Малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.

  1. (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним) , так как он (растет) пучком. — Поход — к счастью.
  2. Охвати и окраины. Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних, (ибо личной) дружбе — конец. Обретешь награду за целеустремленные действия.
  3. Нет глади, (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения.— В трудностях будь стойким — хулы не будет. Не печалься о своей правде. — В пище будет благополучие.
  4. Стремительный полет. — Не разбогатеешь из-за своих соседей. Нет запретов в силу правдивости.
  5. Государь И отправлял невесту, и от этого была благословенность.- Изначальное счастье.
  6. Городской вал опять (обрушится) в ров. — Не действуй войском. В своем городе изъявляй свою волю. Стойкость — к сожалению.

Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы — малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию. Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны: внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла, которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью, должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12) гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация, когда после наступления достигается полная гармония между накопленным прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста: Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.

1

Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим, например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что, пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его. Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом. Поэтому Центральное стремление вовне здесь закономерно и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ: В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то (другие стебли) тянутся за ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.

2

В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» — выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой: Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на реке. Не оставляй дальних. (Личной) дружбе — конец. Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

3

Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается текст: Сильная черта на третьем месте. Нет глади (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.

4

Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз. Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы. Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она «не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней. Поэтому и здесь, как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой. Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы (особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но, как справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти мысли выражены в тексте так: Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, (но все они) из-за своей близости не (нуждаются) в предупреждении о правдивости.

5

Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в ток, что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает (пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации. Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в «соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель, не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены, должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие образы: Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так благословил (их) на изначальное счастье.

6

Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок, которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность, и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот, все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором придется пожалеть. Текст это выражает так: Наверху слабая черта. Городской вал (падает) обратно в ров. Не применяй войско. Из мелких городов будет изъявлена (собственная их) воля. Стойкость — к сожалению.

Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Творчество и крепость. Для ничтожного поход и любое начинание — к счастью, потому что внешнее будет закономерно подчиняться его творчеству. Но для совершенномудрого отсутствие проявлений абсолюта во внешнем — к сожалению.

Интерпретация Хейслип

Не стоит забывать своих друзей, когда счастье явно благоволит вам и карьера ваша продвигается вперед. Но в то же время не будьте легкомысленны и небрежны. Если вы хотите, чтобы везение и успех сопутствовали вам как можно дольше, попробуйте подкрепить их успехами в других областях. Желание ваше исполнится, но не торопитесь и не старайтесь искусственно ускорить ход событий. Сейчас вы, по-видимому, склонны сорить деньгами. Удерживайте себя, не переоценивайте свои финансовые возможности.

Одиннадцатая гексаграмма - символ мира и гармонии: между человеком и самим собой, человеком и социумом, человеком и космосом.

Верхняя триграмма, Земля, стремится вниз. Нижняя, Небо, стремится вверх. Создается образ слияния Неба и Земли. Инь и ян уравновешены, сбалансированы и гармоничны. В духовном смысле эта гексаграмма исключительно благоприятна, потому что она предвещает гармонию, мир и счастье. Большинство ваших дел пройдут гладко, не будет ни противоречий, ни проблем.

Взаимодействия и контакты с людьми могут принести довольно хорошие результаты. Если ваши связи в обществе ослабли за последнее время, сейчас подходящий момент укрепить их. Действуйте и устанавливайте новые контакты с полной уверенностью, потому что позитивные чувства и взаимопонимание будут преобладать, и не будет места ни для сомнения, ни для недоверия.

Сейчас внешние трудности позади, уделите больше внимания вашему душевному состоянию, потому что будете стремиться к чрезмерной самоуверенности и пренебрегать ответственностью за ваше духовное развитие. Помните, что, каким бы трудным ни было достижение процветания, гармонии и внутреннего мира, гораздо сложнее - сохранять это состояние.

Желание

Будет осуществлено без каких-либо трудностей.

Любовь

Стороны духовно близки друг к другу и идеально подходят друг для друга. Благоприятное стечение обстоятельств.

Брак

Интересы и личностные черты сторон дополняют друг друга. Брак будет гармоничным.

Беременность, роды

родится мальчик без проблем.

Состояние здоровья

Головные боли. Выздоровление гарантировано и будет быстрым.

Переговоры, споры, судебный процесс

Если вы пойдете на компромисс, то не проиграете от этого и окажетесь в выигрыше. Не настаивайте упрямо на своих правах.

Путешествие

Безопасное и спокойное. Есть шанс, что вы отправитесь в путь с человеком противоположного пола или же встретите его по пути.

Экзамен, испытание

Получите отличные результаты при условии, что тщательно подготовитесь.

Работа, бизнес, специализация

Вы преуспеете.

Погода

Хорошая и благоприятная.

Счастливый цвет

Желтый, черный.

Счастливые числа

8, 5, 10

Изменяющиеся черты

Шестая

Как только вершина достигнута, все дороги начинают вести вниз с горы. Удача неизбежно начинает угасать. Любые попытки остановить текущее положение приведут к провалу и унижению. Примите ситуацию как естественный период роста, используйте это время для укрепления связей с близкими вам людьми.

Пятая (доминирующая)

Действуйте беспристрастно. Таким образом вы сможете достичь цели и привлечь удачу. Не господство, а сдержанность - главная черта истинного лидера. Вы, тем самым, сможете обрести желаемую помощь со стороны.

Четвертая

Великолепная возможность завести достаточно прочные отношения с духовно развитыми людьми. Оставайтесь расслабленными и будьте собой - не старайтесь произвести впечатление на других своим очарованием, остроумием или умениями.

Третья

Ничто не вечно. Периоды гармонии и мира тому не исключение. Вы можете почувствовать надвигающееся изменение и подготовиться к тому, чтобы принять его с философской невозмутимостью, и если вы твердо идете по Истинному Пути, то судьба будет посылать те преграды, которые вы в состоянии преодолеть. Тот, кто идет все время вперед, невзирая на благоприятные или тяжелые времена, находится в согласии с космосом.

Вторая (доминирующая)

Во время спокойного периода в жизни мы склонны резко относиться к людям, совершающим ошибки. Вы должны достичь соответствующего сбалансированного отношения. Сейчас вам выпал шанс завершить важные задачи. Мы сможете их выполнить при условии, что будете терпимы к остальным. Приближаясь к текущим целям, не теряйте из виду долгосрочные виды на жизнь. Следовательно, избегайте контактов с людьми с ограниченными интересами.

Первая

Если вы хотите завязать близкие отношения, то должны быть открыты. Такое отношение позволит другому человеку открыться вам. Таким образом, вы привлечете людей, разделяющих ваши интересы и цели.


Согласованность

Добрый советчик может вернуть человека к жизни, он вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в разуме человека способность поступать нужным образом.
Джонатан Свифт

Состав

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.
ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

Ключевые слова

Мир. Процветание. Рассвет. Расцвет. Гармоничность. Соотнесенность.

Структура обоих гуа

ГУА НИЖНИЙ, ЦЯНЬ. НЕБО. НАПРЯЖЕННОСТЬ. ОТЕЦ. СЕВЕРО-ЗАПАД. ГОЛОВА.

НИЖНИЙ ЯН на своем месте.

Множество из ЕДИНИЦЫ, управление Волей Небес.

ВТОРОЙ ЯН.

Занимает иньскую четную позицию. Не обнимай необъятное, хотя волеизъявление верное. Знание всегда поощряется.

ТРЕТИЙ ЯН пограничен.

Добивайся всего своим трудом. Не думай о дне завтрашнем. В Библии - посмотри на птиц небесных, они не жнут, не ткут, а как прекрасен их наряд!

ГУА ВЕРХНИЙ, КУНЬ. ЗЕМЛЯ. ПОСЛУШНОСТЬ. МАТЬ. ЮГО-ЗАПАД. ЖИВОТ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ИНЬ

На своем месте, но суть - в басне о Стрекозе, которая "лето красное пропела", - если быть невоздержанным в желаниях, потеряешь то, что имеешь.

ПЯТЫЙ ИНЬ не на месте.

Благословение небес, возможны циклические перемены в жизни общества.

ВЕРХНИЙ ИНЬ.

Возможны беспорядки вследствие кармических причин.

Главное в гуа

В данном знаке должным образом соотносятся между собой Небо и Земля. Небо располагается внизу, стремясь подняться. Земля - вверху, старается опуститься. Будет потеряно малое, взамен будет обретено большое. В делах - безусловный успех.

Основной тезис

Сообщение о счастье ухода Малого и прихода Великого. Инь уходит, Ян возвращается.

Прорицательный аспект

Выпадение знака благоприятно для дел, событий.

В делах - гармония. Высшее помогает Небу и смле воздавать всему сущему!
Восстановление убытков и регулировка избытков - вот кредо знака!
Целина будет освоена, но важны взаимовыручка и поддержка.
Не бросай того, что кажется далеким или бесполезным. Польза - в выдержке, в здравом смысле.
Если стены дома обрушились, то восстановлению они подлежат.

Соответствие с Таро

Основной Аркан соответствия - Аркан XXI, Мир. Взаимопроникновение, переход на новый уровень, успех сверх ожиданий - Десятки Пентаклей и Кубков.

Счастье в согласованности. Счастье - Аркан XIX, Солнце.

Предметы не могут обладать полной согласованностью и проходимостью, каковое качество принимается посредством знака ПИ, НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ. А говоря проще, без "китайских премудростей", несогласованность - качество, свойственное не только предметам, но и в первую очередь людям, не так ли? Может возникнуть вопрос: как это предметы в отсутствии человека могут быть согласованными или нет? Имеется в виду явление несогласованности, дисбаланса, несогласия с действительностью в общем и целом, и это чувство очень сильное, конечно же для людей в первую очередь! От этого чувства неудовлетворенности люди даже уходят из жизни, а уж с уходом предмета, неодушевленной структуры, мы справимся? Итак, несогласованность как качество разумности.

Резюме. Интерпретация при гадании

1. Общественное положение, политика.

Во всех сферах бытия - разумное администрирование, дисциплина, согласование собственного волеизъявления с волей тех, кто за вами следует. Статус справедливого честного руководителя, но, скорее, старой "коммунистической" закалки. В хорошем смысле нужно уметь приспособиться к новому времени. Небо и Земля в полной гармонии.

2. Бизнес (все, что связано с материальным миром, Тельцом, Пентаклями).

Время приниматься за те дела и проекты, которые еще вчера казались утопическими. То, что сегодня кажется невыполнимым, исполнится с большой пользой для вас. Прибыли.

3. Взаимоотношения (любовь, отношения полов, жизнь в семье)

Любовь и страсть в полной гармонии. Тенденция к браку. В семье - духовное родство, душевная близость. Время рождения наследника (цы).

4. Межличностные отношения.

Прекрасные отношения между людьми - это уважаемый "шеф", опытный предприниматель. Если с кем-то отношения испорчены, они все же подлежат восстановлению.

Расшифровка этого знака связана с очень гармоничными триграммами, наполненными строго мужской и женской энергией, что и обеспечивает благополучие ситуации.

Гексаграмма 11 толкование имеет невероятно мирное, ведь на этом этапе синтез Земли и Неба или Инь и Я приводит все душевные силы человека в порядок. Теперь личность наполнена мудростью, служением, терпимостью, и она по книге перемен способна жертвовать чем-то незначительным ради великого.

Гексаграмма 11, Тай, Рассвет.

  • Кунь (Земля) сверху. Послушность. Мать. Юго-Запад. Живот.
  • Цянь (Небо) снизу. Напряжённость. Отец. Северо-Запад. Голова.

Малое уходит, великое приходит. Счастье, развитие.

Итак, структура данного символа состоит из Неба, стремящегося подняться снизу, и Земли, которая хочет опуститься. Этот знак говорит, что потеря чего-то малого приведёт к большому приобретению, успеху в делах. Небо (или силы Света) является более предпочтительным, поскольку оно активно, а Земля (область Тьмы) обладает центростремительной силой пассивного характера. Поэтому по книге Ицзин Свет это и есть великое, а Тьма — малое.

Сочетание этих сил, готовность к взаимодействию приводит к лучшим результатам. Здесь нет одностороннего переразвития, поэтому внутреннее наполнено творческой силой, а внешнее импонирует осуществлению всех замыслов и не противиться.

Согласно сторонникам Ицзин, весной творчество максимально развито в природе. Свет действует изнутри, обуславливая развитие цветов от корней. Тьма же выступает материей и обеспечивает возможность полного роста. Но это временный период, поскольку 12 пиктограмма говорит нам о приходе осени — этапа разрушения.

В процессе познания на данном этапе происходит следующее. Наступление прошло, и накопленное и приобретённое знания полностью срастаются, стирая былые грани различий. Значение гексаграммы 11 в этом ключе — единая сумма знаний, гармонично созданная для осуществления в реальности.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Девятка в начале. Пучок тростника гарантирует ещё и дёрн с корнями. Люди объединяются по сходным качествам. Активность гарантирует удачу. Во время важной работы будут лучшие помощники. Разделите ценные идеи с единомышленниками и получите одобрение. Если понадобится необычный специалист, люди быстро отыщут его.
  • Вторая девятка. Мягкое общение с шумными людьми. Слишком энергичная переправа через реку. Мало взоров обращено на друзей. Не пренебрегайте далёкими вещами. Это Яо по китайской книге говорит об устранении беспечности и лени, поскольку надо эффективно использовать время. Ничто не может отвлечь человека от порядка и умеренности. Успех придёт к хозяйству на целине.
  • Девятка третья. Ровная земли в окрестности не может быть без холмов, как и дорога домой без приключений. Сохраняйте упорство в опасности и не делайте поступков, которые достойны лишь сожаления. Удача есть, поэтому перемены не должны пугать. Настройтесь позитивно, но помните о плохом.
  • Четвёртая шестёрка. Книга Ицзин толкование этого Яо сопровождает предупреждением не быть упрямым как осёл. Осознайте, что у любого человека есть важные ценности, с которыми он может делиться, но уникальные ценности имеются не у всех. В окружении есть талантливые и богатые люди, которым искренне нравятся добрососедские контакты со всеми.
  • Шестёрка пятая. Царь выдаёт замуж сестру, благословляя всех. Родственники не получают власть, но зато начинают жизнь собственной жизнью. Важно быть не рабом чей-то силы, а кузнецом своего свободного счастья. Терпите перемены судьбы, сохраняя всё хорошее от жизни.
  • Верхняя шестёрка. Многомерное восприятие гексаграммы показывает, что не надо вызывать противника. Если стены рушатся, не нужно их восстанавливать, подвергая себя рискам. Упорство в данном случае ведёт к большим потерям. Командуйте только своими друзьями и сохраняйте спокойствие.

Подробное значение гексаграммы

  1. Свет начинает действовать снизу вверх или изнутри. Он увлекает за собой многие связанные вещи, распространяется на другие позиции. Противодействия как такового нет, оно подчинено силам Света. Могут быть проблемы в сфере внешних и внутренних соблазнов. От пути отвлекают только увлечения и насилие. Но победа на душевными искушениями очевидна, внешнее давление можно преодолеть.
  2. 11 гексаграмма книги перемен содержит указания на кульминацию раскрытия творческих сил, которые охватывают даже периферию. Прошлая стадия наполнялась помощью близким и родственным силам, но здесь этого не достаточно. Личных привязанностей уже нет, творчество имеет объективный размах и универсальность. Поощрения здесь достойна целеустремлённость.
  3. Переход от внутреннего мира к внешней среде ознаменовывает первый кризис процесса. Творчество первый раз соприкасается с окружением, в котором ему предстоит проявить себя. Трудности и ограниченное время можно преодолеть только стойкостью духа. Творчества правдиво, его силы обеспечивают питание, лишняя забота не нужна.
  4. Полное рассмотрение гексаграммы показывает, что все силы стремятся навстречу друг другу. Однако на этой черте проявляет себя действие Тьмы, её полёт вниз. Никакие предупреждения здесь не требуются, поскольку правдивость отношений выражена автоматически. Победа над противоборствующими сторонами возможна, они превратятся в союзника, в движущую силу. Так, Тьма начнёт действовать в стремлении к Свету, если творчество не встретит препятствий. В процессе познания это тот момент, когда знание становится не суммой идей, отличных от нового познания, а суммой идей, включенных вместе с познанием в единую систему, которая поддерживает весь процесс.
  5. Расцвет достигает интенсивности. Внешнее и внутреннее понимают друг друга, как и высшее с низшим. В процессе познания ни одно глубокое заблуждение из накопленного опыта не может помешать. Ошибочность уже изучена, поэтому её можно использовать для положительного результата, если субъект беспристрастен.
  6. Максимальное развитие не длится вечно. Наступит рано или поздно противоположная стадия — упадок. Китайская книга перемен значение этой позиции определяет как слабость субъекта, снижение достигнутых итогов. Больше нет былого подчинения, самостоятельность элементов возрастает, и приходит разлад. Это очень естественный процесс, поэтому надо подчиняться воле судьбы. Попытка поднять войско приведёт к беде. Даже пассивное желание сохранить былые достижения здесь совершенно бесполезно. Не теряйте на это время.

Расширенное толкование знака

Наступает идеальное время для реализации планов. Проявите активность, ведь это расцвет жизни. Будьте решительными в процессе налаживания контактов. Избавьтесь от вынужденного общения, отягощающих зависимостей. Привлекайте к себе не очень известных, но целеустремлённых личностей. Даже без популярности такие люди смогут превратить дружбу в деловые отношения. Они подчинятся при необходимости.

Новые контакты могут привнести некоторые затруднения. Притирайтесь к характерам без особых конфликтов и крайностей, как рекомендует Ицзин. Книга перемен толкование гексаграммы сводит и к опасности беззаботных личностей. Такие люди склонны к авантюрам, бесшабашным поступкам. Помните и о том, что провинциальные работники труднее приспосабливаются к строгому жизненному графику и хаосу столицы.

Не останавливайтесь в процессе обучения. Не переживайте, когда надо отступить. Охраняйте плоды своих усилий. Когда произойдёт перенасыщение радостью и успехами, есть риск стать высокомерным и эгоистичным. Это будет настоящее поражение, поэтому не теряйте бдительности и гибкости.

Гексаграмма 11, Тай, Расцвет трактуется в сфере личной жизни и брака весьма успешно. Вся семья будет рада вашему союзу сердец. Удача будет помогать во всём, поэтому желания сбудутся также в сфере карьеры и финансов. Только не нужно сорить дружбой и деньгами, не будьте расточительным. Откладывайте хоть что-то на будущее. Не стоит полагаться на везение, поэтому ситуация должна быть в ваших руках.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Олень с книгой во рту. Символ будущего подарка от Небес.
  • Прекрасное растение Османтус распустилось в полнолуние. По книге судеб это олицетворяет успешное завершение дел, как и чиновник, поднимающийся по ступенькам.
  • Овца оглядывается назад. Хороший знак в год Овцы или её месяц, час, день.
  • Мальчик восседает на облаках. Знак внезапного успеха или же резкого падения.
  • Главный символ — получение огромной выгода от малого вклада.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Гексаграмма января. Подходит для весны, но плоха осенью и летом.
  2. Подвижный символ, в котором сильные черты вытесняют слабые нижние линии.
  3. Если знак — герметичная система влияния, то сильные черты его оказывают, а слабые — принимают.
  4. Хороший символ для всех задумок. Удача и успех.

Как интерпретировать символ при гадании

  • В политике идеальным вариантом будет введение дисциплины. Администрируйте разумно, согласуйте свою волю с помощниками. Общественное положение может напоминать роль справедливого, но консервативного руководителя. Вы должны приспособиться к новым веяниям времени.
  • Бизнес обещает расцвет тех проектов, которые в недалёком прошлом казались невыполнимыми. Большая польза грядёт от утопических дел. Будет и прибыль.
  • Страстные и любовные отношения находятся в абсолютной гармонии. Всё идёт к браку. В уже созданных семьях грядёт время рождения наследников, а также наблюдается духовная близость и родство душ.
  • Межличностная сфера наполнена пониманием. Начальник уважаем, а предприниматель поражает опытом. Даже испорченное общение можно при желании восстановить.
  • Для повышения здоровья надо укрепить организм. Закаляйтесь и принимайте витамины.

Идеальное развитие и жизнь в согласии гарантирует гексаграмма 11. Толкование знака совершенно благоприятное, и поэтому надо действовать здесь и сейчас. Только не живите сегодняшним днём, подумайте и о ближайшем будущем. Заботьтесь о тех, кто рядом.


Тай (Расцвет): великий, выдающийся, изобильный, преуспевающий; мирный, плодородный; распространяться повсюду, насыщать, пронизывать, сообщать (свойства); гладкий, скользкий; чрезвычайный, экстравагантный, чудесный. На горе Тайшань совершались великие жертвоприношения, связывавшие Небо и Землю. Иероглиф изображает человека в воде, соединенного с потоком дао.

Малое уходит, великое приходит.
Счастье. Развитие.

Поток духа приносит радость, совершенство и процветание. Вы соединены с этим потоком. Вы можете распространять совершенство и процветание через общение с другими людьми и всем миром. Все малое и незначительное уходит; все великое и значительное приходит. У вас есть возможность развивать свои фундаментальные идеи в атмосфере творчества, радости и взаимной поддержки. Расширяйте свое участие в делах и делитесь энергией. Путь открыт. Изначальное свершение превращается в окончательное свершение. Будьте деятельны. Выходите за свои пределы и проникайте в суть вещей. Ваше осознание себя и окружающих должно претерпеть существенную перемену. Поддерживайте и поощряйте ближних. Это время благоприятно для соединения основных сил мироздания с человеческой природой, когда человек может увидеть в них свое слабое отражение. Будьте уверенны и внутренне сосредоточенны. Отбросьте сомнения. Этот путь будет продолжаться.

Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое соотношение основных категорий – Света и Тьмы, как это дается в данной гексаграмме; хотя обе силы – Свет и Тьма – признаются равноценными, но все же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы – малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию. Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а сила Тьмы – наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше направленности их движения: Свет – вверх, а Тьма – вниз, то ясно, что здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий доступ друг к другу.

Можно это рассматривать и с другой стороны: внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла, которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной ситуации приходит все великое, а ничтожное – отходит. Однако это не может длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью, должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12) гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором разрушение столь же необходимо, как и созидание.

Тут невольно вспоминаются слова Гете: “Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни”. – В переводе на понятия, касающиеся процесса познания, – это та ситуация, когда после наступления достигается полная гармония между накопленным прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к тому же в полной гармонии к его осуществлению.

Внешний и Внутренний миры: Земля и Небо

Устойчивая сила распространяется изнутри, насыщая и оплодотворяя землю. Это время творческого изобилия.

Распространение и процветание содержат скрытую возможность осознания своего потенциала.

Последовательность

Наступление и расцвет, затем остановка. Осознание этого позволяет пользоваться моментом.

Определение

Расцвет и упадок меняют ваши ценности на противоположные.

Символ

Небо и Земля соединяются. Расцвет.
Благородный человек пользуется временем расцвета, чтобы совершить путь Неба и Земли.
Благородный человек использует умиротворение, чтобы восстанавливать справедливость среди подданных.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Когда рвут тростник, то другие стебли тянутся за ним,
Так как он растет пучком.
Поход - к счастью.

Предпринимайте энергичные усилия, чтобы выдвинуться из низкого положения среди других, равных себе. Наведите порядок в мыслях и делах. Путь открыт. Пусть он выведет вас в большой мир.

Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и вызывается к жизни противодействие, то здесь – тот момент, когда оно подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим, например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что, пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его. Увлечение и насилие – вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен увенчаться успехом. Поэтому центральное стремление вовне здесь закономерно и приносит лучшие плоды.

Линия 2

Девятка вторая

Охвати и окраины.
Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних.
Личной дружбе - конец.
Удостоишься похвалы за целеустремленные действия.

Вы должны мобилизовать все свои ресурсы,чтобы всплыть на реке - выдвинуться на заметное место в потоке жизни. При этом вам придется отказаться от многих личных привязанностей. В конце концов ваша целеустремленность будет удостоена похвалы.

В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия, даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что полны решимости и силы, те, которые отваживаются “всплыть на реке” – выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким, родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть оставлены и “дальний”, ибо здесь гибнет самое понятие личных привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь помешала бы целеустремленности – качеству, которое здесь заслуживает особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все, окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность направлена вовне.

Линия 3

Девятка третья

Нет глади, которая осталась бы без выбоин.
Нет ухода без возвращения.
Если в трудностях будешь стойким - хулы не будет.
Не печалься о своей правде.
В пище будет благополучие.

При переходе от внутреннего к внешнему возникают трудности. Но если вы не можете оставить что-то позади, то потом не сможете вернуться. Стойкость поможет преодолеть невзгоды. В ситуации есть связь с духами - они послужат вам питающей силой и защитят вас.

Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об ограниченности во временивсякого творчества, звучат первые слова текста, ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней, ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет.

Линия 4

Шестерка четвертая

Стремительный полет.
Если не богат - обратись к соседу.
Нет запретов в силу правдивости.

Вы летите, как птица, покидающая свое гнездо. Если у вас нет того, в чем вы сейчас нуждаетесь, обратитесь за помощью к друзьям или близким. Воспользуйтесь связью с духами, которая у вас уже есть. Преодоленное сопротивление становится движущей силой.

Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз. Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы. Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность исполнения – совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она “не богата”. Но если деятельность творчества не встречает никаких препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе Света. “Соседи” силы, действующей на данной позиции, – такие же силы Тьмы на двух верхних позициях, – совершенно согласованы с ней.

Поэтому и здесь, как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой. Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. – Здесь имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы (особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но, как справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую ошибку, не учитывая древнейшего комментария “Сяо сян-чжуано”).

Линия 5

Шестерка пятая

Царь И отправлял невест, и от этого было благополучие.
Изначальное счастье.

Выдавая своих дочерей за подчиненных, легендарный царь И соединял высшее и низшее. Так должны поступать и вы в своем стремлении обрести гармонию. Путь открыт, ситуация благоприятна (изначальное счастье).

Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в том, что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает (пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации. Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в “соответствии”). Такими качествами характеризуется, например, правитель, не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены, должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. – Как бы ни было возвышенно вновь приобретенное познание, – как бы ни были глубоки заблуждения в прежде накопленном опыте, – здесь между ними происходит такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь при конечной беспристрастности субъекта.

Линия 6

Наверху шестерка

Городской вал опять обрушится в ров.
Не применяй войско.
В своем городе применяй свою волю.
Стойкость - к сожалению.

Великий расцвет не может длиться вечно. Это естественный ход вещей. Пытаясь применить свою силу (войско), вы лишь ухудшите положение. Даже стойкое желание сохранить свои достижения ни к чему не приведет. Ваша судьба меняется. Нужно снова собираться с силами.

Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность – в упадок, которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность, и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте года.

Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот, все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: “из городов будет изъявлена воля”. Но не только активное вмешательство силой здесь не приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание сохранить достижение прошлого – здесь безрезультатно, ибо время упадка уже наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором придется пожалеть.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары