Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что будет если поставить аккумулятор меньшей емкости. Можно ли поставить аккумулятор большей емкости? Какие факторы необходимо учесть

Во время приобретения аккумулятора у очень многих возникают закономерные вопросы о том, не стоит ли выбрать аккумулятор, например, с запасом, большей ёмкости? Или с более сильными токами зарядки? Многие мечтают за раз избавиться от тех многочисленных проблем, которые им обещает обслуживание аккумулятора или какие-то проблемы с ним. При этом бытуют ещё и специфические страхи того, что если на машину ставить более ёмкий аккумулятор, чем положено по инструкции к машине, то он будет недозаряжатся от генератора, а если с меньшей ёмкостью, то он тогда закипит. При любых подобных обстоятельствах аккумулятор намного быстрее выйдет из строя и перестанет работать сколько-нибудь адекватно.

Специалисты указывают, что подобный стиль мышления имеет мифологическую природу. Генератор напряжения, который составляет из себя сеть питания автомобиля, независимо от того, какой ток потребляет эта самая бортовая сеть, поддерживает в ней стабильное постоянное напряжение. Соответственно, то напряжение, которое выводится на аккумулятор всегда имеет постоянные характеристики. Фактически, ток, который идёт на заряд для аккумулятора от бортовой сети, определяется только самой батареей, а не генератором или состоянием сети.

Когда мотор машины заводится, часть энергии из аккумулятора уходит на потребности стартера, напряжение на клеммах у него падает. Разница напряжений в сети и в аккумуляторе возрастает и ток зарядки становится сильнее, но только до тех пор, пока напряжение не выровняется. В первые секунды после того, как двигатель запущен, в аккумуляторе сила тока поднималась на величину от пяти до десяти ампер, а после некоторого времени падала до стабильных полампера. Если двигатель работал от часа до двух, то ток питания аккумуляторной батареи падал уже аж до значений 0.3 - 0.1 ампера. Многие считают, что это - вообще разновидность токов утечки, связанных с тем, что КПД батареи далеко не 100%.

На генераторе указан максимальный ток, на генерирование которого он способен. Однако, он не способен делать так постоянно. Более того, генератор выдаёт такой ток, которого потребуют бортовые потребители в сети, среди которых оказывается и аккумулятор. Таким образом, любой генератор, какую бы мощность он не развивал, дадут батарее именно то количество тока, которое она «попросит». Произойдёт нормальный полный заряд только на ту величину, на которую рассчитана батарея, и не больше. При этом нужно понимать, что аккумулятор потребляет очень малое количество тока – его можно считать самым малым потребителем из всех.

Среди автомобилистов бытует мнение, что в машину можно ставить аккумулятор только рекомендуемой по инструкции емкости, так как при меньшем ампераже он закипит, а при большем – будет постоянно находиться в недозаряженном состоянии. Но на самом деле это глубокое заблуждение, давайте порассуждаем, почему.

Немного теории.

Если не углубляться в различные технические термины, автомобильную сеть можно представить, как цепочку взаимосвязанных элементов: АКБ – генератор – стартер – бортовая система. Последняя при отсутствии дополнительного энергоемкого оборудования энергии потребляет немного, впрочем, как и стартер, выступающий потребителем лишь в моменты пуска двигателя (в остальное время он не работает). Остается связка «аккумулятор – генератор».

Первый – дает электроэнергию для пуска движка и снабжает ею все дополнительные электропотребители (магнитолу, фары, подсветку салона, сигнализацию и др.), пока машина пребывает в незаведенном состоянии.

Второй – восполняет потери тока первого (подзаряжает его) и обеспечивает постоянное поддержание энергии в системе автомобиля. Это система имеет свои характеристики, сходные и взаимосвязанные с характеристиками АКБ, – это напряжение и мощность. Стандартное напряжение бортсети практически не меняется, равно разности вольтажа сети и аккумулятора и находится в пределах 13,8-14,2 В. А вот мощность отождествляется с мощностью генератора, которая может быть разной (и 40 А, и 80 А). При этом совсем необязательно, что бы данные характеристики у названного устройства и аккумулятора были равны. Данные цифры являются лишь информацией от производителя об их пропускной способности: сколько они могут отдать/потребить электричества за 1 час. Вообще же ток подзарядки автомобильной батареи всегда меньше того, что способен выдать генератор, поэтому ответ на вопрос, можно ли ставить аккумулятор большей емкости на автомобиль, звучит однозначно: да, можно!

В чем смысл?

Другими словами, если поставить под капот машины аккумулятор помощнее, но с тем же вольтажом, он просто будет дольше заряжаться и разряжаться, что в морозы будет гарантировать максимальное количество холодных пусков.

Для непонятливых.

Для тех, кто все равно ничего не понял, поясним на абстрактном примере. У вас есть 2 бочки: на 55 и 65 литров. У вас есть возможность за 1 секунду подать весь необходимый объем, но вы это не делаете, так как, во-первых, так быстро вам просто не нужно, а, во-вторых, это может привести к разрыву этих самых бочек, поэтому воду решено подавать через шланги с одинаковым напором. Та бочка, что меньше, естественно, наполнится быстрее, та что крупнее – медленнее. Но и хватит последнюю на дольше, ведь жидкости в ней больше. Так же и в автомобиле, только вместо бочки там аккумулятор, вместо воды – электрический ток, а вместо литража – емкость, измеряемая в А/часах. Отсюда и получается, что при одинаковой силе (а сегодня практически во всех авто одинаковая сила тока), одна батарея скорее восполнит свой заряд, нежели вторая. Вот такая вот разница.

Есть ли какие-то ограничения.

Наверняка, никому не нужно объяснять, что всему должна быть мера. Емкость аккумулятора не исключение, так что, если и устанавливаете батарею побольше, то делайте это без «фанатизма», поскольку:

  1. слишком большое устройство может просто не поместиться в отведенное для него место в подкапотном пространстве;
  2. чем существеннее разница, тем вероятнее риск перегрузки.

К слову, не спешите списывать со счетов аппарат штатной емкости, поскольку производители всегда предусматривают наличие достаточного запаса для того, чтобы:

  • поддержать при отрицательном балансе напряжение бортсети;
  • иметь запас пусковых свойств даже при наличии всевозможных осложняющих обстоятельств;
  • гарантировать достаточный срок службы;
  • дать возможность доехать до места стоянки/ремонта после выхода источника питания из строя;
  • питать все приборы при заглушенном двигателе.

Так что прежде, чем экспериментировать, хорошенько все обдумайте. И наш вам совет: если в вашем авто не установлены мощные электропотребители при выключенном двигателе (подогрев системы, мощная аудиосистема и пр.), используйте то, что рекомендует производитель!

Несколько мнений автовладельцев.

Игорь:

«Как бы то ни было, никогда не стоит забывать о характере совершаемых поездок. Если вы передвигаетесь только по городу и часто стоите в пробках, АКБ большого ампеража лучше не ставить, так как он и правда будет постоянно находиться в недозаряженном состоянии».

Сергей:

«Мне кажется, все даже еще проще: при запуске двигателя аккум теряет n-ную часть своего заряда, вне зависимости от того, какую пропускную способность он имеет (55, 70 А/ч или др.), и то, как скоро батарейка эту «потерю» восстановит, зависит не от вместимости этой батарейки, а от мощности генератора и вольтажа бортовой сети».

Егор:

«Не забываем, что накопитель, превышающий штатный по пропускной способности, при полной зарядке будет иметь меньшее (в сравнении со стандартным) сопротивление, а при полной разрядке – большее. Отсюда при наличии определенного заряда, все будет ок, но, если имеет место глубокий разряд, а в бортсети транспортного средства нет запаса энергии и ограничителя тока, установка устройства повышенной пропускной способности чревато перегревом сети».

Многие водители недовольны мощностью аккумулятора на своих автомобилях. И в попытках получить желаемое часто интересуются, можно ли установить на своего железного коня батарею с большей емкостью. Они полагают, что если установить аккумулятор большей мощности можно увеличить запас энергии. Однако. Так ли это на самом деле и имеет ли смысл покупка более емкого агрегата?

Большинство производителей при сборке устанавливают на автомобили разные аккумуляторы, однако при этом мощность генератора неизменна. Из этого следует простой вывод, что емкость батареи слабо зависит от мощности генератора. Главное, что вы должны учитывать, если все же решите приобрести новую батарею, это мощность стартера. Потому как довольно часты случаи, когда из-за слишком большой мощности АКБ из строя выходил генератор, потому как он не был рассчитан на подобные перегрузки.

Если обратиться к экспертам и завалить вопросам, то четкого ответа о том, когда именно перегруженный генератор может устроить владельцу автомобиля сюрприз и выйти из строя. Здесь есть множество нюансов и сопутствующих обстоятельств в виде степени разряженности аккумулятора, особенностей самого многострадального генератора и режима работы двигателя.

Чтобы не рисковать здоровьем своего железного коня, многие водители предпочитают не вмешиваться и ездить с аккумулятором той мощности, которая была предусмотрена и установлена производителем. Потому как тут все уже продумано и спланировано за вас специально обученными людьми. При сборке устанавливается АКБ определенной мощности, что бы без проблем выполнять такие задачи, как работа электроприборов автомобиля при выключенном моторе, оптимальность срока службы, а также обеспечение небольшого запаса энергии для функционирования машины в случае, если генератор перестанет работать.

Если вы начинаете замечать, что заряда батареи катастрофически не хватает даже при условии, что двигатель работает, не стоит сразу мчаться искать более мощный аккумулятор и пихать его в машину. Лучше всего заменить его аналогичным или же подзарядить с помощью специального устройства.

Разумным решением будет установить АКБ большего объема в случае, когда в автомобиле стоит очень мощная аудиосистема. Ей понадобиться больше энергии, и выбор в пользу более «сильного» аккумулятора будет вполне логичным.

А в остальных случаях найти точный ответ на вопрос о том, стоит ли менять привычный аккумулятор на агрегат помощнее, к сожалению, довольно сложно. Однако, стоит учитывать и слова производителей автомобилей, которые проводить подобные махинации не рекомендуют.


Фото с интернет-ресурсов

Многие автовладельцы уверены, что ёмкость аккумулятора обязательно должна соответствовать характеристикам, рекомендованным производителем конкретного автомобиля, и иные варианты просто недопустимы. Но так ли это, и что будет, если водрузить под капот аккумулятор большей ёмкости, или же наоборот, меньшей?

Какой ёмкости нужен аккумулятор

Что мы знаем, вернее, что нам сказали? Сказали, что если в машине будет установлена АКБ большей ёмкости, чем рекомендовано в мануале вашего авто, то батарея будет постоянно недозаряжена. Если же установить АКБ меньшей ёмкости, то аккумулятор будет обязательно закипать. То есть в любом случае аккумулятору в таком режиме долго не прожить. Именно так, или примерно так пугают автомобильные гуру на форумах молодых автолюбителей, который решили в первый раз заменить старый аккумулятор на своей машине. Откуда пошло это суеверие, и кто его первым запустил уже не важно, зато важно, что люди, продвигающие подобные неточности, не имеют просто представления о принципах работы электрических агрегатов автомобиля, да и с физикой, а также здравым смыслом вряд ли в ладах.

Оасно ли ставить неподходящий аккумулятор

Разрушение мифа

Итак, чтобы тьма технических суеверий не влияла на ваши дружеские отношения с аккумуляторной батареей, следует уяснить одно: автомобильный генератор работает на любой машине одинаково, и ему всё равно, какой объём имеет аккумулятор, сколько обозначено у него на корпусе ампер-часов. Помните, генератор на современном автомобиле реагирует только на уровень текущего потребления электроэнергии. В том случае, если работает только зажигание и двигатель, то есть потребление низкое, то генератор вырабатывает небольшое количество энергии. Когда же потребление электроэнергии более высокое, к примеру, включены все системы, и аккумулятору требуется подпитка (разрядился), то генератор начинает работать в режиме большего вырабатывания энергии.

Какой аккумулятор выбрать

Сколько нужно, столько и можно

Ключевым моментом в этом месте является то, что всегда количество энергии, которое вырабатывает генератор, равно количеству потребления энергии бортовой системой. Он не откладывает ничего про запас, не вырабатывает лишнего, не недодаёт (если исправен). Что же до аккумуляторов, то можно привести пару примеров с включением логики и здравого смысла, которые наглядно продемонстрируют всю несостоятельность пугалок о вреде несоответствия ёмкости АКБ рекомендуемой. Мы все знаем, что аккумуляторная батарея со временем теряет свою изначальную ёмкость. Ну, такова природа всех аккумуляторов. И что же должно произойти, исходя из того, что рекомендуют гуру? Да, аккумулятор становится резко неправильным. Но ведь мы же им продолжаем пользоваться, и он не закипает, хотя вроде обязан.

Пора менять АКБ?

Обратный пример связан со спецтранспортом, полицейскими машинами, которые оснащаются дополнительными аккумуляторами, поскольку нужно питать мигалки, радиостанции и другое спецоборудование. Получается, что штатный аккумулятор не тянет, неправильный. Но никто ещё не жаловался на это. Итого, что мы имеем: аккумулятор с меньшей ёмкостью будет заряжаться чуть быстрее, более ёмкий – чуть медленнее. Вот и вся недолга, вся разница. Никакой катастрофы в подкапотном пространстве не случится, взяться не откуда.

Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам - или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков - срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?

Принцип работы бортовой сети электропитания

Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).

Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать - на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.

Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).

Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.

В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает зарядный ток.

Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой - главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны - это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую - меньше, чем базовая - к примеру, на 50Ah. Вторую - на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время - независимо от того, насколько отличается емкость.

Какие факторы необходимо учесть

1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).

2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.

3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.

4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.

Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары