Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Император в древнем китае. Китайский «Гумилев»: первый китайский император Цинь Шихуан был монголом

Цинь Шихуанди, настоящее имя Ин Чжэн, первый император династии Цинь, который положил конец многовековым войнам среди воюющих кланов, завоевал шесть царств, создал и объединил под своим правлением китайское централизованного государство.

Восхождение на престол Цинь Шихуанди

Император родился в городке Ханьдане, в далёком 259 году. Отец императора Чжуансян-ван был внуком вана от наложницы не самого высокого ранга, он в соответствии с порядком о престолонаследии не имел шансов на китайский трон.

Про мать императора ходят несколько легенд, по одной из них её подарили его отцу уже беременную. Этот факт, хотя и не доказанный, долгое время порочил репутацию Шихуанди, настроив против него немало недругов. По другой легенде мать происходила из очень древнего и известного китайского рода, она спасалась от преследования, спрятавшись у дальних родственников.

После смерти вана престол унаследовал Аньго Чжуансян-ван, он правил три года, а потом трон занял Ин Чжэн.

Первые годы правления и регентство

Цинь Шихуанди неожиданно сел на престол в 13 лет. Уже на то время царство Цинь было самое могущественное в Поднебесной, но новоиспечённый император в силу возраста не мог править сам, ему в регенты был назначен Люй Бувэй.

После смерти отца молодого императора, его регент стал не скрываясь жить с матерью Чжэна. К тому же ей в дар был преподнесён евнух Лао Ай (привычная практика дарить полностью или частично кастрированного слугу). По версии учёных Лао был далеко не евнухом, а сожителем матери.

Евнух быстро сосредоточил власть вокруг себя, такое положение не нравилось Шихуанди, так как его считали неразумным ребёнком.

С достижением совершеннолетия он быстро взял власть в свои руки и узнал об отношениях матери с евнухом, причём мать втайне родила двоих детей, один из которых уже готовился стать приемником императора. После проведения расследования, все карты были раскрыты и Лао Ай при сговоре с некоторыми государственными советниками готовил войну против Чжэн. Бой состоялся возле городка Сяньяна, где войска Лао были разгромлены, по приказу он вместе со своими родственниками был казнён.

Люй Бувэя в наказание за связь с предателями был сослан, по дороге к месту отсылки покончил с собой. Мать он отправил в ссылку, но после нескольких лет изгнания она была возвращена к царскому двору.

Министр Ли Сы

После предательства, Цинь Шихуанди приказал отправить в ссылку всех не циньских вельмож. Ли Сы представил отчёт, где объяснил нецелесообразность таких действий, ведь пойдёт цепная реакция вражды к императору, указ отменили.

Будущий премьер-министр оказал огромное влияние ещё на неопытного Шихуанди, многие учёные даже считают, что создание централизованной империи Цинь это заслуга именно Ли Сы. Император в тандеме с достаточно умным премьер-министром проводили блестящие войны с противниками с востока.


Объединение империи Цинь

Все действия Шихуанди были направлены на объединение Китая, ведь страна предоставляла собой несколько культурных центров и варварские окраины.

Он вошёл в историю, как человек, довольно жёсткий, тот, который не давал своим врагам расслабиться. Уже в 32 года завоевал княжество, где родился. После этого он с пышной церемонией вошёл в город, и под его личным руководством были уничтожены все ненавистники семьи, а таких было немало.

Во время правление на Чжэн было совершено несколько покушений, но все окончились неудачно, так как он умело владел мечом. После таких нападений он ещё более ожесточился, и всё больше расширял свои владения.

И вот в свои 39 лет он объединил абсолютно весь Китай, став единоличным правителем и внял своё тронное имя Цинь Шихуанди, тем самым основав свою династию.

Правление единым государством

После объединения страны начался долгий процесс реформирования, для закрепления успеха. По приказу императора была перенесена и столица в город Сяньян, туда же отправились и все чиновники, советники, вельможи вместе со своими семьями со всех завоёванных территорий. Так Цинь Шихуанди мог их легко контролировать и следить за всеми их действиями.

По наставлению Ли Сы он не стал назначать своих родственников правителями новых земель (как это было принято до Чжэн), вместо этого разделил новое государство на 36 военных округов, поставил во главу чиновника и управляющего.

Императорское строительство

После объединения государства Шихуанди стал возводить свою гробницу, к грандиозной стройке были привлечены миллионы человек. Немало, правда! К тому же он проложил семь дорог через всю страну.

Ещё одной стройкой стало возведение Великой Китайской стены, она служила для ограждения Китая и варварских государств на границе. После централизации были снесены все внутренние оборонительные стены и сооружения, государство нуждалось в защищённых границах.

Путешествие по стране

Последние 10 лет Чжэн крайне мало времени проводил в столице, из-за огромной территории он постоянно колесил по стране, участвовал в проведение кровавых ритуалов в храмах, посещал торжественные мероприятия и восхвалял себя.

В период своего путешествия он взошёл на гору Тайшань, первый из императоров вступил на берег моря, причём в каком бы уголке страны ни появлялся, всюду начиналось грандиозное строительство дорог, храмов и дворцов.

Нарастающее недовольство

Так как в поселение годы Цинь Шихуанди был больше озабочен своим бессмертием, чем делами страны, он всё реже стал объезжать свои владения. Избегал встреч с обычными людьми, он считал, что его будут считать божеством, но вместо этого в тоталитарных кругах росло всё большее недовольство. После трёх заговоров он больше не доверял никому из своих приближенных, стал нелюдим и всё больше терял рычаги власти. К тому же он всё чаще искал эликсир бессмертия колеся по стране. И вот ему доложили, что нашли долгожданный остров бессмертия. Он лично вышел в море, но до острова так и не добрался, ему стало плохо и вскоре он умер.

Гробница императора Цинь Шихуанди

40 лет назад была найдена гробница Цинь Шихуанди, охраняемая армией воинов. Гробница, как и многие памятники истории, обнаружена совершенно случайно, при раскопках артезианских источников крестьянами в 1974 году, около городка Сиань.

На сегодняшний день обнаружены приблизительно 600 захоронений. Главное сооружение - Подземный дворец, так и не был найден, о нём упоминается во многих древних источниках.

Гробница стала известна на весь мир по другой причине, всё благодаря , которые охраняли покой императора, а также коней и колесниц. Человеческие фигуры имеют разное выражение лица: радость, страх, грусть, сердитость, злость. Каждый воин - отдельное произведение искусства, не похожее друг на друга, фигуры имеют и разный рост от 1.70 до приблизительно 2 метров.

Многие учёные и археологи считают, что Чжэн поступил «гуманно». Перед его правлением сравнительно долгое время вместе с императорами в гробницу хоронили самых верных войнов, а таких насчитывалось несколько тысяч. Для Шихуанди были созданы терракотовые войны, хотя в гробнице были захоронены и живые люди. По некоторым летописям, там было приблизительно захоронено несколько десятков тысяч людей, причём различных по статусу и социальному положению в обществе: строители, богатые люди, и несколько принцев – конкуренты Цинь Шихуанди при борьбе за трон.

Многие тайны гробницы не раскрыты, поэтому ждём новых исследований и открытий.

Цинь Шихуанди - это уникальнейший персонаж в истории. Человек, который не побоялся пойти против системы, человек объединивший огромную страну, и которого чтут и уважают в Китае.

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди – первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает – голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. – Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год – китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Среднестатистический человек мало что знает о Китае. С ходу сможет назвать качество китайских товаров, Великую китайскую стену и, пожалуй, то, что это самая населённая страна в мире. Мало кто знает, что история этого государства насчитывает несколько тысяч лет и имеет много страниц, на которых с восторгом можно задержаться. Сегодня мы поговорим о правителях этой страны. Список императоров Китая, внесших огромный вклад в историю страны, выглядит так:

  • Цинь Шихуанди.
  • Ян Ди.
  • Ли Шиминь.
  • Юнлэ.
  • Канси.

Начало шествия к величию

До 221 года до нашей эры не существовало такой страны как Китай, а было 6 графств: Хань, Вэй, Чу, Чжао, Янь, Ци. Эти маленькие страны занимались разным хозяйством, имели непохожую религию, говорили на разных языках. Объединил эти земли первый китайский император. Имя его - Цинь Шихуанди. Родившийся в графстве Цинь от местного князя и его наложницы, мальчик получил имя Ин Чжэн. Он был первым в очереди на престол, на который он взошёл в возрасте 13 лет после смерти отца. Сначала к пареньку относились как к марионетке, и многие решения принимались от имени пажа Люй Бу Вэя, умнейшего человека, отвечавшего за образование подопечного. Это китайский император Цинь Шихуанди приказал строить ирригационный канал, позволивший увеличить число плодородных земель и прирост сельскохозяйственной продукции до небывалых размеров.

Самостоятельные шаги на престоле

Но после наступления совершеннолетия хозяина регент был выслан за пределы графства Цинь, поскольку Ин Чжэн считал его предателем, замышлявшим против него заговор. Первое, с чего он начал своё законное правление, - это присоединение других графств и расширение территории. Его войско не имело пощады к неугодным и после 20 лет борьбы, в 221 году до н. э., ему удалось объединить китайские земли и принять императорское звание - Цинь Шихуанди.

Достижения и память потомков

Его правление запомнилось началом строительства Великой китайской стены, что должна была защищать народ от набегов кочевников, истреблённых императором позже, введением единой денежной системы. Он провёл реформирование письменной системы, построил дороги, ввёл приказ, чтобы все повозки были одних размеров, что значительно облегчало труд простых крестьян. Но в то же время он запомнился, как один из жесточайших правителей, поскольку в случае отказа следовать законам императора казнённым был не только нарушитель, но и его семья, а дальние родственники становились слугами вельмож.

Тщеславие

Китайский император был тщеславен. Ещё при жизни он начал строить свою гробницу, отличавшуюся роскошью. На страже спокойствия умершего императора стояли 6 тысяч терракотовых солдат, сделанных из глины. Заживо были погребены 48 наложниц, чтобы ублажать своего господина и после смерти.

Период смуты

После смерти великого человека в Китайской цивилизации наступил почти 800-летний период смуты. Объединённая территория была подвержена как внешним, так и внутренним катаклизмам. Вопрос выбора конфуцианства или буддизма, нападения кочевников, экологическая катастрофа, вызванная сменой течения русла реки Хуанхэ, голод крестьян, засухи и неурожаи, восстание против феодалов, неумелое руководство Лю Бана, Ван Мана и других императоров приводит к тому, что некогда великая страна снова распалась на несколько княжеств. Несколько столетий длилась борьба за престол, иногда создавалось впечатление, что обычный прохожий, собрав пару сотен военных, мог захватить имперский трон. Неопределённость росла вместе с поколениями, и это приводило к разобщению интересов, культуры, религии.

Эпоха надежды

Так называют эпоху Тан правления Ли. Хронология существования - 618-907 год. В ходе проведения «Справедливой войны», когда восставшие против антинародной политики императора Ян Ди крестьяне намерились уничтожить правящую прослойку, им на помощь, по совету сына, пришёл Ли Юань - военачальник диктатора. Его сыну суждено было стать величайшим императором, за время правления которого Китайская империя стала самой развитой страной того времени. Его звали - Ли Шиминь.

Выбор маршрута движения

Как выходец из аристократической семьи, Ли Шиминь получил блестящее образование. Он был развит в многих отраслях науки и искусства. Много времени уделял военной технике и занятиям по боевому искусству. Он понимал, что основная проблема Китая - это разобщённость между людьми. Ведь среди тех, кто называл себя китайцем, были и аристократы, привыкшие хорошо жить и наслаждаться богатством, и крестьяне, искавшие тяжёлым трудом способов пропитания, и военные степовики, готовые за свои интересы сразу вступать в бой. Чтобы объединить их, он вёл политику «доброго брата», подававшего руку помощи бедным, поглаживавшего желавших этого аристократов и поддерживавшего степовиков восхвалением умения владеть боевым искусством.

Политика великой державы

Ли Шиминь направил политику на помощь самому массовому населению его страны - крестьянам. Он уменьшил налоги и разрешил их платить продуктами, сократил дни отработки на феодала, разрешил торговать наделённой землёй. Провёл реформирование денежной системы, выпустил кодекс законов и правил в обществе, для облегчения торговли он наладил дорожное соединение между городами, дал толчок развитию наземного и морского транспорта.

Важнейшую роль в построении империи он отвёл чиновникам, которые теперь занимали свои должности не по праву происхождения, а благодаря знаниям в определённой отрасли. Начало развиваться книгопечатание, шелкография, металлопроизводство. Китайцы начали выращивать новые культуры: чай, сахарный тростник, дубовый шелкопряд. В сельскохозяйственной среде произошла революция, когда ввели систему орошения полей, что значительно сократило время обработки полей.

Изменения коснулись и военной промышленности: развивалось судостроение, изобрели порох, усовершенствовали броню. Нельзя не упомянуть достижения искусства эпохи династии Тан - шедевры скульптуры, поэзии и изобразительного искусства стали визитной карточкой этого периода истории.

Падение династии

История Китая рассказывает, что политика, направленная на экономическое развитие, приносила плоды на протяжении трёх столетий. Но когда местные феодалы поставили собственные интересы выше государственных, начались огромные проблемы. Часто они выкупали всю землю в окрестностях, обкладывали несоразмерными налогами крестьян, а после, если люди не могли платить, высылали их за пределы родных земель, передавая долг по человеку другому феодалу. Это приводило к небывалому экономическому процветанию вельмож. Некоторые из них становились миллионерами. С такими деньгами им было не страшно пойти против воли императора и открыто выступить против его политики. Мятежи снова пришли на процветающую территорию.

Период пяти династий и десяти царств

После падения дома Танов в истории Китая наступил пятидесятилетний период пяти династий и десяти царств. Пожалуй, самая кровопролитная эпоха в истории Китая. В конце правления династии Тан наделили широкими полномочиями региональных губернаторов. Они исполняли роль императора, посылая ему большие налоги, отобранные у местных жителей. Но почувствовав шаткое положение государя, они захотели занять его место. В результате этого и создалось 10 царств со своими предводителями: У, У Юэ, Минь, Чу, Южная Хань, Ранняя Шу, Поздняя Шу, Цзиннань, Южная Тан, Северная Хань.

Этот период в истории был недолговечен, потому что каждый из правителей не без оснований подозревал ближайшее окружение в возможном перевороте. Наследуя внутреннюю политику, во внешней тоже наблюдалось кровопролитие за расширение территорий. Правда, при этом княжества не забывали обмениваться товаром и вести широкую экономическую политику между собой.

Эпоха великих династий китайских императоров

Династия Сун (960-1279 гг.), просуществовав около 3 столетий, была расколота на две части: северную и южную. Династия Юань (1279-1368) за 70 лет правления запомнилась войнами с монголами и окончательным изгнанием их со своей территории. Династия Мин (1368-1644), основанная Чжу Юань-чжаном, политикой заботы о феодалах настроила против себя крестьян и распалила их боевой дух, который не могли погасить даже после конца существования Минов. Династия Южная (Нань) Мин стала переходным этапом к установлению власти Династии Цинь.

Роскошь для святейших императоров

Эпоха Мин запомнилась не только настраиванием против себя крестьян и жестокими разборками с ними, но и возведением Пурпурного запретного города - комплекса дворцов, использовавшегося для жилья, церемониала у императоров. Возвести дворец императора Китая приказал китайский император Юнлэ. Над этим работали около 100 тысяч мастеров разных искусств - мастеров резьбы по камню, дереву и художников. Строителей же понадобилось, ни много ни мало, - 1 миллион. Именно с завершением работ в этом комплексе Пекин стал столицей империи.

Корни новой династии

Китайская народность Чжурчжэни на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая была уничтожена монгольскими набегами в ХІІІ веке. Кочевники на протяжении двух столетий безбедно жили на этих территориях. Но войска семьи Мин выгнали их с мест обитания и образовали три военных округа - Хайси, Цзяньчжоу и Ежэнь, которыми руководили региональные губернаторы.

В 1559 году Цзяньчжоу объединил чжурчжэнцев и перестал посылать дань в столицу. Он назвал своё владычество Позднее (Хоу) Цзинь, подчёркивая связь новой власти с чжурчжэньскими императорами. В историю период правления династии Цзинь вошёл под названием Империя Великой Цин, или Маньчжурская династия. Время существования этой династии значительное - от 1644 года до 1912. За это время сменилось 12 императоров.

Сложные испытания

Ещё с момента своего образования династия показала мультикультурность в плане подхода к своим жителям. Правители использовали официальные титулы императора, при этом оставаясь монгольскими ханами, поддерживали конфуцианство и буддизм. Верили, что каждый заслуживает продвижения по службе, но в тоже время запустили бюрократическую систему, использующуюся и в современной Китайской республике.

Для начала будущей империи предстояло бороться с коррумпированностью должностных лиц, высокими налогами и бедностью населения. Но главной проблемой этого периода стала внешняя политика. Маньчжурская династия проиграла в войне против Великобритании и вынуждена была подписать неравноправный договор, в результате чего отдавала в свободное пользование свои порты и не облагала налогом иностранный товар, с которым достойно не мог конкурировать отечественный. Война с японцами ещё больше усугубила тяжёлое положение династии Цин.

Золотая эпоха Китайской империи

Так называют эпоху правления великого китайского императора Канси. Он пришёл к власти в 1679 году, когда свергнул предшественника, князя Сонготу. Он правил около 60 лет. Ослабил влияние Совета князей-регентов и сановников, по поводу важнейших решений прислушивался только к себе и руководил войной по завоеванию и усмирению Китая. За время его правления резко уменьшилось число вооружённых восстаний против маньчжурских завоевателей.

Император интересовался наукой и был в курсе новинок научного мира. Он интересовался гидротехническим оснащением городов, укреплял дамбы, обустраивал новые плотины, связывающие разные деревни. В это время он рискнул ввести налог на монополистические иностранные товары, что привело к небывалому развитию внутреннего рынка потребления и изготовления продуктов. Также этот китайский император показал блестящие познания во внешней политике. Он победил Россию и завоевал часть её территории, но впоследствии наладил с ней экономические отношения. В Северной Монголии он активно разжигал внутренний конфликт, чтобы впоследствии захватить часть её территории, что у него отлично получилось сделать, присоединив Халху.

Сильное влияние дипломат оказал и на культуру. Он выделял существенные суммы для издательства старинных рукописей, антологий и энциклопедий. Правда, выступал авторитарным цензором, заставляя издателей зачёркивать критику маньчжурских правителей и вольные взгляды на жизнь. В личной жизни у него тоже все было в порядке: у него было 64 жены, которые подарили ему 24 сына и 12 дочерей. Он умер в возрасте 68 лет, оставив блестящую империю, которая после его смерти начала приходить в упадок.

Это лишь малая часть интереснейшей истории Китайской империи, которым по праву гордится современный Китай.

Китайская философская и религиозная традиция напрямую связана со сформировавшимся здесь культом священного императора. Все правители древнего Китая были в глазах своих подданных не только олицетворением высшей светской власти, но и связующим звеном между земным миром и миром богов. О глубочайшем почитании монаршей особы на всём протяжении китайской истории говорит тот факт, что после Синьхайской революции 1911-1912 годов, в ходе которой была провозглашена президентская республика, последний император Пу И, хотя и был отстранён от власти, не только не подвергся каким-либо репрессиям, но и сохранил свой титул, а также право проживания в Запретном городе.

Сакральный и правовой статус древнекитайского правителя

В Китае долгое время отсутствовала государственная религия с централизованной церковью и кастой профессиональных священнослужителей. Народные массы придерживались архаической системы верований, важной частью которой был культ предков. Этот культ был прочно связан с почитанием Неба — источником порядка и всех правил на земле. В процессе оформления централизованной власти олицетворением высшего закона становится император, на которого из-за отсутствия жреческой прослойки возлагаются и функции первосвященника. Одновременно распространяются представления о божественном происхождении императора. Считается, что он отмечен особыми знаками (необычный цвет волос, глаз, родимые пятна), до наших дней дошли многочисленные легенды о рождении будущих императоров якобы в результате непорочного зачатия. В это же время одним из основных титулов, которые носил верховный правитель древнего Китая, становится «Сын Неба».

Священным считается и само имя императора. Его нельзя произносить в разговоре, а на письме его изображают особыми иероглифами.

Император древнего Китая — это не первый среди равных, а воплощение божества на земле, и, следовательно, носитель исключительной власти, данной ему свыше. Помимо выполнения функций первосвященника, императоры сосредотачивали в своих руках всю полноту законодательной власти, решали все внешнеполитические вопросы, возглавляли армию и занимались назначением чиновников на высшие государственные должности. Достаточно было одного слова правителя, для того чтобы приостановить действие любого закона или издать любой, обязательный для исполнения указ.

Эпоха легендарных императоров

Наиболее ярко культ императора просматривается в представлениях жителей древнего Китая о первых полумифических властителях государства, чьё правление приходилось на III тысячелетие до н. э.: Тайхао, Ян Ди и Хуан Ди, из которых реальным историческим персонажем был, по-видимому, только последний. И по сей день в Пекине функционирует храм Древних императоров, где отправляются религиозные службы и читаются молитвы, адресованные первым трём властителям.

Согласно преданиям, эти императоры были своеобразными культурными героями. Они обучают людей охоте, рыболовству, основным ремёслам, земледелию, изобретают такие важные инструменты, как плуг и колесо, составляют письменность и вводят в использование многие науки.

Конфуцианство и даосизм об императорской власти

Древний Китай является одним из мировых центров возникновения философии. При этом этико-философские учения не только легли в основу официальной идеологии императорского Китая, но и стали играть роль религии. Самым ярким течением древнекитайской мысли было конфуцианство, последовательно обосновавшее законность власти правителя и необходимость строгой иерархии в обществе. Последователи Конфуция сравнивали традиционную семью и государство, называя императора справедливым отцом народа и признавая его право на абсолютную власть.

Вторым учением, способствовавшим выстраиванию вертикали власти в Древнем Китае, был даосизм. Его приверженцы полагали, что вся Вселенная и мир людей управляются Дао — высшим, абсолютным законом. Императорская власть есть часть, установленного свыше порядка, и поэтому любые выступления против неё приравниваются к преступлениям против небесных сил.

Оба этих идеологических течения стали базой для формирования в Китае культа императора и легитимизации всех действий правителя, который считался всезнающим, всевидящим и безгрешным.

Императорская власть и культ дракона

В отличие от жителей средневековой Европы китайцы почитали дракона, который был олицетворением добрых сил, царём всех животных, а также символом плодородия, неба и дождя. Культ этот был очень древним, но по мере складывания централизованной власти образ дракона всё чаще переносили на главу государства. Для укрепления своего авторитета императоры наносили на гербы, одежду, мебель и предметы домашнего обихода изображения этих существ. Самих правителей Древнего Китая нередко называли драконами, подчёркивая тем самым их сакральный статус.

Оформление власти императора в Древнем Китае

Складывание централизованного китайского государства относится к III в. до н. э., когда правитель царства Цинь — Ин Чжэн — объединил под своим началом множество разрозненных древнекитайских княжеств. Для того чтобы подчеркнуть своё исключительное положение, Ин Чжэн изменяет и систему титулатуры: если ранее все главы китайских удельных земель назывались «ванами», что соответствует русским понятиям «царь» или «князь», то теперь титул правителя в древнем Китае обозначается словосочетанием «хуанди» — «верховный император». Самого Ин Чжэна отныне именуют — Цинь Шихуанди.

С именем этого императора связаны основные символы государства: именно при нём было начато строительство Великой Китайской стены, защищавшей страну от кочевников, а при раскопках гробницы Цинь Шихунди было обнаружено знаменитое терракотовое войско.

Несмотря на многочисленные успехи в политике, Цинь Шихуанди не удалось стать родоначальником императорской династии, после его смерти в стране начались смуты, а его потомки были истреблены. В результате этих событий власть в стране была захвачена крестьянином Лю Баном, который стал основателем новой династии — Хань. Ханьские императоры продолжили укрепление центральной власти, начатое Цинь Шихуанди, усовершенствовали бюрократический аппарат государства, оформили официальную идеологию, по которой Китай жил ещё два тысячелетия, и вели активные дипломатические отношения с соседями.

В эпоху Хань Китай пережил культурный и экономический расцвет. Было создано большое количество архитектурных памятников и литературных произведений, стремительно развивались земледелие, внутренняя и внешняя торговля.

Большинство исследователей заканчивает историю Древнего Китая падением династии Хань (начало III в. н. э.), с этого момента начинается эпоха китайского средневековья, связанная с оформлением полноценных феодальных отношений. Возникший в глубокой древности культ императоров оставил отпечаток на ментальности и всей дальнейшей истории китайского народа. Некоторые историки полагают, что пережитки этого поклонения можно найти даже в маоизме.

Цинь Шихуан-ди (秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì «Первый император Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн (嬴政 Yíng Zhèng , 259—210 гг. до н. э.) — правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти.

Ранние годы

Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй — подлинный отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал циньским правителем, его государство уже было самым могущественным в Поднебесной. Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство царства Цинь отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжэну было 22 года, он приказал казнить любовника своей мачехи (из-за одинакового титула путаемую с его матерью), а Люй Бувэя по подозрению в подготовке мятежа отправил в ссылку.

В последующие годы Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами — ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман Цзин Кэ, убийца, подосланный князем Янь Данем. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Шихуан.

Титул первого императора

Титул первого императора, начертанный шрифтом циньской эпохи.

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов.

Маршруты объездов Цинь Шихуанди.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников.

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей (см. Burning of books and burying of scholars).

В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. Умер он в 210 или 209 году во время очередного объезда своих владений. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.

Гробница

Бронзовая колесница из гробницы Цинь Шихуанди

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников — например, правителей государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.) — император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Комплекс гробницы Цинь Шихуана первым из китайских объектов был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Репутация

Памятник Цинь Шихуану у кургана с его гробницей.

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.

© 2024 Новогодний портал. Елки. Вязание. Поздравления. Сценарии. Игрушки. Подарки. Шары